МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Супервизия в психологическом консультатировании и диагностике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихология менеджмента и организационное консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 58
индивидуальные консультации 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 58 58 58 58
Консультации 30 30 30 30
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к. психол. н., Доцент, Волкова Т.Г.

Рецензент(ы):
к. психол. н., доцент, Шамардина М.В.

Рабочая программа дисциплины
Супервизия в психологическом консультатировании и диагностике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1137)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
доцент, канд.психол.наук Волкова Т.Г


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой доцент, канд.психол.наук Волкова Т.Г


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение дефиниций понятия "супервизия"; развитие понимания цели, функций, форм и сфер применения, а также моделей супервизорских практик. Формирование представлений у обучающихся о формах и методах профессионального сопровождения деятельности психологов, профилактики синдромов эмоционального выгорания, хронической усталости и "вырождения" личности специалиста. Выработка навыков профессиональной рефлексии, мотивации к супервизии и аутосупервизии. Формирование аутентичного профессионального стиля.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен осуществлять комплексное исследование и диагностику психических свойств и состояний, особенностей развития различных сфер личности, а также профессиональной среды с учетом нормативной регламентации и этических принципов деятельности психолога, изучать психологический климат, анализировать формы организации взаимодействия в служебных коллективах, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ОПК-5.1 Знает теоретико-методологические основания научного исследования, диагностику психических свойств и состояний, особенностей развития различных сфер личности, а также профессиональной среды; осуществляет сбор данных, их количественный и качественный анализ, обобщает результаты исследования, делает выводы
ОПК-5.2 Умеет составлять комплексный психологический портрет личности; разрабатывать модели диагностики психических свойств и состояний, особенностей развития различных сфер личности, а также профессиональной среды с учетом нормативной регламентации и этических принципов деятельности психолога, изучает психологический климат, анализирует формы организации взаимодействия в служебных коллективах, составляет психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ОПК-5.3 Способен использовать базовые методы и процедуры проведения психологических исследований и экспериментов, обработки и описания эмпирических данных, анализа и интерпретации полученных данных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие, этику, принципы, этапы, функции психологической супервизии.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания о психологической супервизии в целях собственного профессионального развития применять знания о психологической супервизии в целях собственного профессионального развития в области психолого-педегогического консультирования клиентов по выявленным у них проблемам, в области разработки и осуществления программ системного пролонгированного сопровождения; умеет применять знания о психологической супервизии в целях собственного профессионального развития в области оказания индивидуальной и групповой психологической помощи детям и подросткам с девиантным поведением.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом получения психологической супервизии в области психолого-педегогического консультирования, в области разработки и реализации программ системного пролонгированного сопровождения, в области оказания индивидуальной и групповой психологической помощи детям и подросткам с девиантным поведением.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Супервизия в психологической практике
1.1. История возникновения и становления супервизии. Лекции 8 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Цели, функции, формы и сферы применения супервизии Лекции 8 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Концепции и модели супервизии Лекции 8 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Основания клиссификации моделей супервизии Лекции 8 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Особенности подготовки супервизоров Лабораторные 8 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Требования к личностным и профессиональным качествам супервизора Лабораторные 8 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Супервизионный практикум Лабораторные 8 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Дефиниции понятия "супервизия": образование, менеджмент, психологическое консультирование, психотерапия Лабораторные 8 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Дефиниции понятия "супервизия", метатеории: психоанализ, бихевиоризм, гуманизм Лабораторные 8 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Функции супервизии: образовательная, административная, экспертная, консультативная, поддерживающая Сам. работа 8 20 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.11. Функции и роли супервизии. Проблема ожиданий Лабораторные 8 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.12. Формы супервизии: индивидуальная и групповая, гомогенная и гетерогенная, директивная Лекции 8 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.13. Супервизия как технология профилактики синдромов эмоционального выгорания, хронической усталости, burnout Сам. работа 8 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.14. Психоаналитическая супервизия. Балинтовские группы Лабораторные 8 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.15. Гештальт-супервизия Лабораторные 8 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.16. Супервизия в системной семейной терапии Лабораторные 8 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.17. Поведенчески ориентированная супервизия Лабораторные 8 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.18. Супервизия в современной бихевиорально-когнитивной терапии и консультировании Лабораторные 8 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.19. Правовые, этические и профессиональные нормы в супервизии Сам. работа 8 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.20. Интегративная модель супервизии Штольтенберга Сам. работа 8 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.21. Методология аутосупервизии (selfmanagement) в психологическом консультировании и психологической психотерапии(Кэнфер, Шмельцер) Сам. работа 8 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.22. Правила и принципы супервизии в контексте СБКТ Сам. работа 8 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.23. Профессиональные компетенции супервизора. Рефлексиные навыки (Рубинштейн, Брушлинский, Лепский) Лекции 8 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.24. Супервизия как пошаговый процесс: 7 шагов процесса супервизии Сам. работа 8 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.25. Супервизионный практикум Лабораторные 8 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.26. Сам. работа 8 0 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.27. Консультации 8 30 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
вопросы
1. История возникновения супервизии в различных социальных практиках: промышленность, менеджмент, образование, социальная работа, психология, психотерапия
2. Мифы о супервизии и мифология супервизии
3. Функции супервизии
4. Эксплицитные версус имплицитные функции супервизии
5. Дескриптивный версус прескриптивный анализ функций супервизии
6. Деструктивные функции/последствия супервизии
7. Школьные модели супервизии
8. Формы и виды супервизии
9. Общее и различное между супервизией и родственными активностями
10. Личность и профессионаольно важные качества супервизора
11. Аутоменеджерская супервизия (selfmanagement)
12. Супервизор-супервизируемый отношения
13. Развитие профессиональной идентичности специалиста
14. Этапы/стадии/шаги процесса супервизии
15. Супервизия в контексте бихевиорально-когнитивной методологии
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.



ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Представьте схему сопровождения Бизнес-аналитик в команде и технический лидер не могут найти общий язык и постоянно конфликтуют, обвиняя друг друга в некомпетентности. Аргументы для подтверждения своей точки зрения есть у обоих, личной неприязни до этого проекта не было замечено. Что можно сделать, чтобы уменьшить вероятность такой ситуации?


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколова Е.Т. ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] СПб.[и др.]: Питер, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э4 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы зачета или экзамена.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к экзамену.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.