Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и истории государства и права |
---|---|
Направление подготовки | 40.04.01. Юриспруденция |
Профиль | Юрист в сфере правотворчества, применения и толкования права |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z40_04_01_Юриспруденция_ЮвППТП-2023 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и истории государства и права
Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев А.А,, д.ю.н., профессор
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины Правовая психология являются глубокое усвоение магистрантами теоретических положений науки о психике человека и законов психической деятельности в сфере действия права. Ознакомление студентов с основами, содержанием различных психологических установок и формирование навыков их использования в профессиональной деятельности. Цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ООП Университета. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02 |
ПК-2 | Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности |
ПК-2.1 | Знает основные стадии правоприменения. |
ПК-2.2 | Умеет применять нормативные правовые акты. |
ПК-2.3 | Владеет навыками реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-2.1. Знает основные стадии правоприменения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-2.2. Умеет применять нормативные правовые акты. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-2.3. Владеет навыками реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Правовая психология | ||||||
1.1. | История развития психологии | Лекции | 2 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | История развития психологии | Практические | 2 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | История развития психологии | Сам. работа | 2 | 11 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений. | Лекции | 2 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений. | Практические | 2 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений. | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Психические процессы, психические состояния, психические свойства личности. | Лекции | 2 | 0 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Психические процессы, психические состояния, психические свойства личности. | Практические | 2 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Психические процессы, психические состояния, психические свойства личности. | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Криминальная психология. | Практические | 2 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Криминальная психология. | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Психология уголовного судопроизводства. Психология предварительного следствия. | Практические | 2 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Психология уголовного судопроизводства. Психология предварительного следствия. | Сам. работа | 2 | 9 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.14. | Психология судебной деятельности (по уголовным делам). | Практические | 2 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.15. | Психология судебной деятельности (по уголовным делам). | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.16. | Психологические аспекты гражданско-правового регулирования и гражданского судопроизводства. | Практические | 2 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.17. | Психологические аспекты гражданско-правового регулирования и гражданского судопроизводства. | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.18. | Исправительная психология. | Практические | 2 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.19. | Исправительная психология. | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.20. | Роль права в социализации личности | Практические | 2 | 0 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.21. | Роль права в социализации личности | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Зачет |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1812 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2 Способен применять нормативно-правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Что не относится к правовым чувствам субъекта? - потребность в еде - чувство уважения к закону - чувство страха перед наказанием - неприязнь к оппоненту в судебном заседании; Ответ: потребность в еде Вопрос 2. Кто является одним из основоположников психологической школы права? - Маркс Карл - Энгельс Фридрих - Бжезинский Збигнев - Лев Петражицкий Ответ: Лев Петражицкий Вопрос 3. Кто не является субъектом правовой психологии? - нации - государства - роботы-советники - индивиды Ответ: роботы-советники Вопрос 4. Какую задачу в применении норм материального права решает правовая психология? - задача систематизации знаний о методах осуществления юридической деятельности - задача мотивации правомерного варианта поведения - задача кодификации законодательства - задача точного лингвистического перевода Ответ: задача мотивации правомерного варианта поведения Вопрос 5. Деловое общение юристов – это: - установление контакта, информационный обмен, побуждение, координация, установление взаимопонимания, эмоциональное воздействие, установление отношений, регуляция поведения - адаптация к субъекту, нарушение личных границ, отсутствие понимания - психологическая манипуляция, воздействие, эмоциональное выгорание - запретные темы, сбор информации, установление давления, неустойчивое психологическое состояние Ответ: установление контакта, информационный обмен, побуждение, координация, установление взаимопонимания, эмоциональное воздействие, установление отношений, регуляция поведения Вопрос 6. Какие виды юридических терминов востребованы в деловом общении юристов: - общеупотребляемые, специально-технические, специально-юридические - давно вышедшие из употребления - неопределённые - ненаучные Ответ: общеупотребляемые, специально-технические, специально-юридические Вопрос 7. При толковании норм процессуального права в суде имеет важное значение: - орган, издавший нормативно-правовой акт - мотивы свидетелей по делу - юридическое образование судьи - время рассмотрения дела Ответ: юридическое образование судьи Вопрос 8. Теория права и государства как наука: - изучает правовую психологию - никак не затрагивает проблематику правовой психологии - проводит психологические экспертизы - не изучает влияние правовой психологии на применение нормативно-правовых актов Ответ: изучает правовую психологию Вопрос 9. Психологическое побуждение к .юридическому поступку называется - мотивом - абсурдом - правонарушением - парадоксом Ответ: мотивом Вопрос 10. К бессознательным компонентам правовой психологии НЕ относится: - память - правосознание - интуиция - стереотипы Ответ: правосознание Вопрос 11. Психологический механизм применения нормативно-правовых актов включает: - мотивацию - тексты - документы - кодификацию Ответ: мотивацию Вопрос 12. Стадии правоприменения включают: - отрасли права – уголовное, административное, гражданское - методологию права - антропологию права - выбор правовой нормы Ответ: выбор правовой нормы Вопрос 13.Способно ли право регулировать чувства людей? - да, полностью - да, относительно - да, абсолютно - нет Ответ: да, относительно Вопрос 14.С психологической точки зрения, для определения виновности субъекта имеют важное значение: - следы рук - мотивы - стиль одежды - перерыв судебного заседания Ответ: мотивы Вопрос 15. Какой законодательный акт в Российской Федерации посвящен оказанию психиатрической помощи? - Закон О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании - Закон О благотворительной деятельности - Гражданский кодекс - Кодекс об административных правонарушениях Ответ: Закон О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Имеет ли значение совесть в применении нормативно-правовых актов? Ответ: Да, имеет для правосудного юрисдикционного решения. Вопрос 2. Какая прикладная юридическая наука изучает психологию судебной деятельности? Ответ: судебная психология Вопрос 3. Как называется способность субъекта права свободно с преодолением препятствий осуществлять выбор правомерного варианта поведения? Ответ: воля Вопрос 4. Что такое юридическая тактика? Ответ: юридическая тактика – это линия поведения, образ действий, заключающийся в планировании юридической деятельности, её организации для достижения поставленной цели Вопрос 5. Как называется направленность личности к правомерному либо противоправному поведению? Ответ: мотивация Вопрос 6. Как называется документ, содержащие решения индивидуального характера? Ответ: правоприменительные акты / правореализационные документы Вопрос 7. Как называются устойчивые переживания, выражающие отношение субъекта права к правовой действительности? Ответ: правовые чувства Вопрос 8. Как называются правила, позволяющие соотнести выполнение юридических действий с реальной обстановкой, в которой приходится работать юристу? Ответ: содержательные правила Вопрос 9. В чем заключается суть антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов? Ответ: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов организуется и проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Вопрос 10. Что такое вина правонарушителя? Ответ: отношение лица к содеянному Вопрос 11. Назовите три примера правовых чувств. Ответ: чувство страха перед наказанием, чувство стыда за содеянное правонарушение, чувство уважения к суду. Вопрос 12. Что регулирует право в сфере правовой психологии? Ответ: внутренний мир человека: его сознание и чувства Вопрос 13. В каком случае не виновен субъект права? Ответ: субъект права не виновен, если он не стремился к причинению вреда другим субъектам (человеку, обществу, государству). Вопрос 14. В чем заключается роль правосознания при применении нормативно-правовых актов? Ответ: правосознание позволяет осуществлять правильный выбор норм и принципов права для разрешения дела и устойчиво придерживаться правомерной линии поведения. Вопрос 15. В чем заключается психологическая сторона толкования нормативно-правовых актов? Ответ: Толкование нормативно-правовых актов предполагает сознательный и эмоциональный, совестный акт. Вопрос 16. Сдерживают ли преступления формы электронного контроля? Ответ: Да, сдерживают. Электронный контроль – это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах. Вопрос 17. В чем заключается психологическое значение юридического наказания? Ответ: Наказание является поводом для психологических переживаний субъекта права по поводу изменения образа жизни и серьезных психотравмирующим фактором. Вопрос 18. Перечислите психологические этапы подготовки юридического документа. Ответ: определение адресата документа, определение общей структуры документа, систематизация материала и аргументов по соответствующим разделам, написание текста документа, прогнозирование и анализ возможных последствий, редактирование материала Вопрос 19. Какие из общеправовых принципов права требуют учета психологических особенностях личности правонарушителя? Ответ: принцип милосердия, принцип справедливости Вопрос 20. Какое значение для правовой психологии имеет правовая культура общества? Ответ: Правовая культура общества позволяет поддерживать правопорядок в условиях чрезвычайных ситуаций за счет ресурса правового воспитания, мотивации граждан на правомерное поведение и уважения к государству. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Примерная тематика рефератов по дисциплине: История развития психологии Предмет и методы психологии Общее понятие о психике Классификация психических явлений Психические процессы Психические состояния Психические свойства личности Психологическая характеристика личности преступника Профессионально-психологические особенности личности следователя Психологические аспекты проведения отдельных следственных действий Судебно-психологическая экспертиза Психологическая характеристика судебной деятельности по уголовным делам Психология деятельности прокурора и адвоката в суде Психология постановления приговора Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников Методология изучения психологических аспектов личности осужденного Правовая социализация, правосознание и законо и правомерное поведение Психологические аспекты гражданско-правового регулирования Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости). Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса. Вопрос 1. Имеет ли значение совесть в применении нормативно-правовых актов? Вопрос 2. Какая прикладная юридическая наука изучает психологию судебной деятельности? Вопрос 3. Как называется способность субъекта права свободно с преодолением препятствий осуществлять выбор правомерного варианта поведения? Вопрос 4. Что такое юридическая тактика? Вопрос 5. Как называется направленность личности к правомерному либо противоправному поведению? Вопрос 6. Как называется документ, содержащие решения индивидуального характера? Вопрос 7. Как называются устойчивые переживания, выражающие отношение субъекта права к правовой действительности? Вопрос 8. Как называются правила, позволяющие соотнести выполнение юридических действий с реальной обстановкой, в которой приходится работать юристу? Вопрос 9. В чем заключается суть антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов? Вопрос 10. Что такое вина правонарушителя? Вопрос 11. Назовите три примера правовых чувств. Вопрос 12. Что регулирует право в сфере правовой психологии? Вопрос 13. В каком случае не виновен субъект права? Вопрос 14. В чем заключается роль правосознания при применении нормативно-правовых актов? Вопрос 15. В чем заключается психологическая сторона толкования нормативно-правовых актов? Вопрос 16. Сдерживают ли преступления формы электронного контроля? Вопрос 17. В чем заключается психологическое значение юридического наказания? Вопрос 18. Перечислите психологические этапы подготовки юридического документа. Вопрос 19. Какие из общеправовых принципов права требуют учета психологических особенностях личности правонарушителя? Вопрос 20. Какое значение для правовой психологии имеет правовая культура общества? КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок. «Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями. «Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий. «Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сорокин В. В. | Правовая психология : : учебник для вузов | Москва : Издательство Юрайт, 2023 г. | URL: https://urait.ru/bcode/519738 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сорокин В.В. | Психологические аспекты права: монография | Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2021 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | справочно- правовая система КонсультантПлюс | |||
Э2 | справочно- правовая система Гарант | |||
Э3 | ЭУМКД "Правовая психология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Google Chrome Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. СПС "КонсультантПлюс" (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). 2. Электроннная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com). 3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://www.elibrary.asu.ru/). 4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). ЭУМКД "Правовая психология" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1812 |
Данная программа курса расчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tdip.worldpress.com, на сайте образовательного портала "Юридическая Россия", Научной электронной библиотеки elibraty.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ |