МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нравственные основания права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере правотворчества, применения и толкования права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_Юриспруденция_ЮвППТП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Зеленин Ю.А.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Нравственные основания права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Васильев А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения курса «нравственные основания права» является формирование профессионального сознания будущего юриста на основе духовно-нравственных традиций России, познание студентами значения, социальной природы, характера взаимодействия нравственности и права.
В круг задач данного специального курса входят:
• Углубленное изучение студентами в рамках общетеоретической юридической науки системы социальных норм в целом и роли норм нравственности и права в правовом регулировании в частности;
• Познание студентами-юристами назначения, функций, принципов действия, форм проявления нравственности в механизме упорядочения общественных отношений;
• Приобретение студентами представлений об основных подходах к определению права, обращение к вопросу о сущности данного социального регулятора;
• Изучение студентами как современных, так и ранее существовавших концепций о взаимодействии нравственности и права;
• Определение роли правоприменительных органов в вопросе соотношения права и нравственности;
• Усвоение студентами-юристами рекомендаций по использованию нравственных принципов в профессиональной юридической деятельности;
• Приобретение студентами знаний о духовной основе права в различных правовых системах;
• Формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма, чувства собственного достоинства будущего юриста-практика;
• Формирование способности осознавать себя как носителя своей национальной и цивилизационной правовой культуры, имеющей корни в традиционной народной нравственности;
• Формирование потребности в практическом освоении национальной правовой культуры, в актуализации духа права на основе диалектического взаимодействия с буквой закона применительно к правотворчеству, толкованию права, правопониманию, правоотношению, реализации права;
• Выявление и развитие задатков, а также формирование у будущего юриста-практика стремления к саморазвитию, реализации своего интеллектуального, творческого, духовного потенциала в правовой сфере жизни общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-2.1 Знает основные стадии правоприменения.
ПК-2.2 Умеет применять нормативные правовые акты.
ПК-2.3 Владеет навыками реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает основные стадии правоприменения.

3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет применять нормативные правовые акты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Владеет навыками реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Нравственные основания права
1.1. Право и нравственность в системе социального регулирования Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Право и нравственность в системе социального регулирования Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Право и нравственность в системе социального регулирования Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Понятие и сущность права: нравственное измерение Практические 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Понятие и сущность права: нравственное измерение Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Нравственные основания права Лекции 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Нравственные основания права Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.8. Нравственные основания права Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.9. Правосознание и правовая культура в свете нравственности Практические 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.10. Правосознание и правовая культура в свете нравственности Сам. работа 2 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.11. Политико-правовая мысль России о взаимодействии права и нравственности Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.12. Политико-правовая мысль России о взаимодействии права и нравственности Сам. работа 2 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.13. Право и религия Практические 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.14. Право и религия Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.15. Право и человек Практические 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.16. Право и человек Сам. работа 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.17. Механизм правового регулирования: нравственное измерение Практические 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.18. Механизм правового регулирования: нравственное измерение Сам. работа 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.19. Практическое занятие по решению задач по теме "Вопросы нравственности в отраслевом законодательстве". Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.20. Взаимодействие права и нравственности Сам. работа 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.21. Вопросы нравственности в отраслевом законодательстве Сам. работа 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Зачет
2.1. Зачет Зачет 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7823

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. «Этика» это наука?
а) изучающая добродетели
б) об общепринятых и повторяющихся формах поведения людей
в) о морали, нравственности
г) о нравах, обычаях
Ответ: в

Вопрос 2. Мораль это:
а) общепринятые в рамках социальной общности (группы)правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации
б) форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе
в) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передача социального и культурного опыта от поколения к поколению
г) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности
Ответ: б

Вопрос 3. Социальные нормы представляют собой:
а) общепринятые в рамках социальной общности (группы) правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации
б) форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе
в) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передача социального и культурного опыта от поколения к поколению
г) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности
Ответ: а

Вопрос 4. Нормы общественных организаций представляют собой
а) наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют
б) правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством
в) правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций
г) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению
Ответ: в

Вопрос 5. Что не является способом регулирования межличностных отношений?
а) проектирование, формирование и развитие системы взаимоотношений;
б) регулирование межгрупповых отношений;+
в) учет социально-психологических процессов и явлений в коллективах;
г) целенаправленное обучение персонала современным технологиям нравственного взаимоотношения
Ответ: б

Вопрос 6. Выделите принцип, на котором не может быть основано деловое общение:
а) доброжелательность
б) порядочность
в) уважительность
г) эгоизм
Ответ: г

Вопрос 7. Какая этическая категория лежит в основе высказывания «Все равны перед законом и судом»?
а) долг
б) справедливость
в) ответственность
г) достоинство
Ответ: б

Вопрос 8. Фундаментальные принципы административной этики:
а) бюрократизм
б) законность
в) лояльность
г) безусловность
Ответ: б

Вопрос 9. Объектом информационного правоотношения не является:
а) документированная информация
б) недокументированная информация
в) информационные продукты
г) элементы информационной системы
Ответ: б

Вопрос 10. Предмет … – изучение применения норм нравственности не только в уголовном процессе, но и в гражданском процессе, во всех сферах деятельности юристов:
а) юридической психологии
б) юридической этики
в) теории государства и права
Г) конституционного права
Ответ: б

Вопрос 11. В УПК РФ впервые закреплен принцип:
а) неприкосновенности личности
б) презумпции невиновности
в) свободы оценки доказательств
г) законности
Ответ: в

Вопрос 12. Деятельность судьи носит … характер:
а) закрытый
б) частный
в) государственный
г) конфиденциальный
Ответ: в

Вопрос 13. Конституции Российской Федерации судьи:
а) подчиняются
б) не подчиняются
в) подчиняются иногда
г) не подчиняются иногда
Ответ: а

Вопрос 14. Часть 2 ст. 17 Конституции РФ провозглашает:
а) «Российскую Федерацию – светским государством»
б) «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»
в) «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не нарушающее прав и свобод других лиц»
г) «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие»
Ответ: б


Вопрос 15. За нарушение положений Кодекса этики прокурорского работника РФ к прокурорскому работнику могут быть применены следующие меры воздействия
а) наложение штрафа
б) лишение свободы
в) требование о публичном извинение
г) устное замечание
Ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Моральный принцип, предписывающий желание помочь другим?
Ответ: альтруизм

Вопрос 2. На какой нравственной ценности основана в деловой этике недопустимость вмешательства в дела конкурентов, ущемление их интересов?
Ответ: свобода

Вопрос 3. Понятие «юстиция» по латыни означает:
Ответ: справедливость

Вопрос 4. Нравственное сознания является одним из (…) морали
Ответ: элементов

Вопрос 5. Нравственная свобода человека ограничивается
Ответ: ответственностью

Вопрос 6. Статья (…) Конституции РФ провозглашает: «Все равны перед законом и судом»
Ответ: 19 / девятнадцать

Вопрос 7. Профессиональная этика имеет значение, прежде всего для профессий, объектом которых является ...
Ответ: человек

Вопрос 8. Поступок как первичный элемент нравственной деятельности НЕ включает в себя ...
Ответ: моральные нормы

Вопрос 9. Согласно А. С. Кобликову ведущей функцией морали считается ...
Ответ: регулятивная

Вопрос 10. Субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой, – это...
Ответ: совесть

Вопрос 11. Согласно М. С. Строговичу действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения, – это ...
Ответ: нравственность

Вопрос 12. Категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности, – это …
Ответ: справедливость

Вопрос 13. Признание человека высшей ценностью представляет собой …
Ответ: гуманизм

Вопрос 14. В соответствии со ст. 10 Всеобщей декларации прав человека каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований … независимым и беспристрастным судом.
Ответ: справедливости

Вопрос 15. Согласно ст. 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и …
Ответ: справедливым

Вопрос 16. Совокупность правил поведения судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и административного судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их профессиональной деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина., изучающая специфику проявления требований морали в этой области, – это ...
Ответ: судебная этика

Вопрос 17. Юристы за свои действия и решения в профессиональной сфере несут
Ответ: повышенную ответственность

Вопрос 18. Положение статьи 123 Конституции РФ, согласно которому разбирательство дел во всех судах открытое, отражает такой принцип судопроизводства, как …
Ответ: гласность

Вопрос 19. Действие Кодекса судейской этики распространяется на …
Ответ: судей

Вопрос 20. Судебный этикет способствует воспитанию (…) к судебной власти.
Ответ: уважения

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Понятие социальных норм. Виды социальных норм.
2. Место нравственности и права в системе социальных норм.
3. Понятие нравственности, морали, этики.
4. Основные типы правопонимания.
5. Сущность права: основные подходы.
6. Определение понятия права: синтетический подход
7. Понятие нравственных оснований права
8. Взаимодействие права и нравственности.
9. Дореволюционные учения о взаимодействии права и нравственности.
10. Право и нравственность в советской правовой науке.
11. Церковь и государство: характер взаимодействия.
12. Соотношение права и религиозных норм.
13. Проблема несоответствия права нравственности: возможные пути решения, роль правосознания.
14. Судейское усмотрение: пределы допустимости.
15. Требования нравственности в публичных отраслях права.
16. Требования нравственности в частных отраслях права.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Вопрос 1.
Понятие морали
Вопрос 2.
Социальные нормы
Вопрос 3.
Правовые принципы как нравственная категория
Вопрос 4.
Предмет юридической этики
Вопрос 5.
Нравственные аспекты Конституции Российской Федерации
Вопрос 6.
Кодексы этики и их нормы
Вопрос 7.
Свобода как нравственно-правовая категория
Вопрос 8.
Моральные принцип
Вопрос 9.
Профессиональная этика
Вопрос 11.
Сущность права и морали
Вопрос 13.
Ценности в праве
Вопрос 14.
Правосознание как нравственная основа правовой системы общества
Вопрос 15.
Правовая культура российского общества

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Вопрос 1.
Цели морали и права
Вопрос 2.
Сходства морали и права
Вопрос 3.
Различия морали и права
Вопрос 4.
Нравственные основания правотворчества
Вопрос 5.
Функции морали
Вопрос 6.
Соотношение права и религии
Вопрос 7.
Нравственные требования к профессии юриста
Вопрос 8.
Правовая психология и нравственность
Вопрос 9.
Основные типы правопонимания
Вопрос 10.
Место нравственности и права в системе социальных норм

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Селютина Е.Н., Холодов В.А. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2021 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ https://tigp.wordpress.com/
Э2 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э3 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э4 Нравственные основания права: курс в moodle на образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7823 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Критериями оценивания эффективности усвоения курса в части осознания нравственных оснований права являются активная научно-исследовательская деятельность студентов, а именно участие в работе кафедральных кружков по теории государства и права, по истории государства и права России и зарубежных стран, отклик студентов на предлагаемые кафедрой теории и истории государства и права исследования в области познания духовно-нравственных оснований права, участие в конференциях и олимпиадах. Критериями оценивания эффективности курса в части формирования высокой правовой культуры обучающихся являются знание учащимися истоков российской правовой культуры, активное участие их в трансляции этих знаний через научно-исследовательскую деятельность, творческие работы разного характера. Критериями оценивания эффективности курса в части укрепления гражданского самосознании являются участие студентов в мероприятиях, социальных проектах, акциях гражданской направленности, активное проявление милосердия и сплочённость студенческого коллектива. Критериями оценивания эффективности курса в части освоения студентами устойчивых правовых принципов, позволяющих помнить о добре и справедливости при разрешении правовых споров, являются участие студентов в волонтерских проектах по оказанию правовой помощи населению, участие в разработке проектов по совершенствованию российского законодательства.
Механизмами отслеживания полученных результатов выступают устные и письменные опросы; решение практических заданий по определенным темам; мониторинги разного направления; научно-исследовательские проекты студентов; дискуссии, олимпиады; ролевые игры (судебные процессы); итоги успеваемости по курсу. Итоговый контроль осуществляется путём проведения экзамена по двум теоретическим вопросам дисциплины.
Для изучения настоящего специального курса необходимо овладение студентами теорией государства и права, философскими представлениями о свободе, нравственности, морали, добре и зле, долге и ответственности в аспекте взаимосвязи нравственных норм и правовых предписаний. Данная программа курса расчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tdip.worldpress.com, на сайте образовательного портала "Юридическая Россия", Научной электронной библиотеки elibraty.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ.
Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Нравственные основания права» завершается экзаменом. Итоговое выставление оценки производится на основании ответа студента на вопросы экзаменационного билета с учетом результатов решения задач, выполненных им в течение семестра.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Тестовые задания решаются либо на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Письменные работы (рефераты) являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы (реферата) обговаривается с преподавателем. Письменная работа (реферат) является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материалом по данному вопросу. Письменные работы (рефераты) назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Правильность выполнения в первую очередь зависит от умения анализировать действующее российского законодательство, сравнить его с законодательством зарубежных стран, работать с судебной практикой, сопоставлять его с концептуальными положениями истории политико-правовой мысли, формулировать собственные предложения по совершенствованию законодательства, аргументировать свою позицию. Проверке подлежит содержание представленной командой студентов позиции, которую он должен защитить перед своими оппонентами. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Вопросы на экзамен включаются в экзаменационные билеты. Каждый билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 30 минут. Экзамен проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Экзамен оценивается по 4-балльной шкале.