МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Фармацевтическая технология и разработка лекарственных форм

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.04.01. Промышленная фармация
ПрофильБиофармакология и производство фармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план33_04_01_Промышленная фармация_БиПФ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 125
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 32 32 32 32
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 125 125 125 125
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Кушнир Е.Ю.

Рецензент(ы):
к.х.н., Доцент, Щербакова Л.В.

Рабочая программа дисциплины
Фармацевтическая технология и разработка лекарственных форм

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 33.04.01 Промышленная фармация (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 705)

составлена на основании учебного плана:
33.04.01 Промышленная фармация
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование способности проводить и организовывать исследования в области разработки лекарственных форм оригинальных и воспроизведенных препаратов в соответствии с нормами обращения лекарственных средств.
Формирование способности к анализу, систематизации и представлению данных научных исследований в области разработки лекарственных форм оригинальных и воспроизведенных лекарственных препаратов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен проводить и организовывать научные исследования в области обращения лекарственных средств
ОПК-3.1 Знает методы планирования научных исследований в области обращения лекарственных средств; технологии организации научных исследований в области обращения лекарственных средств
ОПК-3.2 Умеет составлять план научного исследования в области обращения лекарственных средств
ОПК-3.3 Умеет применять научные методы при осуществлении проекта в области исследования лекарственных средств
ОПК-4 Способен к анализу, систематизации и представлению данных научных исследований в области обращения лекарственных средств
ОПК-4.1 Знает виды анализа, систематизации и представления данных в области обращения лекарственных средств
ОПК-4.2 Умеет анализировать и систематизировать результаты научных исследований лекарственных средств
ОПК-4.3 Умеет представлять данные научных исследований в области обращения лекарственных средств в различных форматах с использованием ИКТ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.биофармацевтические и фармако-технологические основы разработки лекасртвенных форм, основные принципы фармацевтической разработки оригинальных и воспроизведенных препаратов, методы планирования исследования и анализа полученных данных в области разработки лекарственный форм.
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать этапы исследований по созданию лекарственных форм оригинальных и воспроизведенных препаратов в соответствии с международными стандартами фармацевтической разработки, анализировать и систематизировать результаты научных исследований по разработке лекарственных форм.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками аргументированного выбора и применения современных методов исследования характеристик лекарственнх форм, навыками представления результатов научных исследований в области разработки лекарственных форм оригинальных и воспроизведенных препаратов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Биофармацевтические аспекты разработки лекарственных препаратов
1.1. Фармацевтические факторы и терапевтическая эффективность лекарственных препаратов Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-3.1 Л1.2
1.2. Современное состояние, основные проблемы и перспективы разработки лекарственных форм Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-3.1 Л1.2
1.3. Биологическая доступность. Фармацевтическая, фармакокинетическая и терапевтическая эквивалентность лекарственных препаратов. Методы определения Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
1.4. Влияние фармацевтических факторов на терапевтическую эффективность лекарственных препаратов Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
1.5. Понятие фармакокинетики. Основные фармакокинетические параметры лекарственного средства. Моделирование метаболизма лекарственных средств. ADME-исследования Сам. работа 2 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1
1.6. Биоаналитические исследования в разработке лекарственных препаратов. Причины неэквивалентных или отрицательных результатов исследований биоэквивалентности Сам. работа 2 22 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.2
Раздел 2. Фармацевтическая разработка лекарственных препаратов
2.1. Принципы фармацевтической разработки. Этапы создания лекарственного препарата. Выбор лекарственной формы. Характеристика компонентов лекарственного препарата Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-3.1 Л1.1
2.2. Аналитическая разработка. Доклинические и клинические исследования лекарственных препаратов. Разработка и исследования воспроизведенных лекарственных препаратов Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-3.1 Л2.2, Л1.1
2.3. Разработка процесса производства лекарственного препарата Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1
2.4. Методы контроля качества лекарственных препаратов. Валидация аналитических методик Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1
2.5. Особенности проведения доклинических и клинических исследований оригинальных и воспроизведенных лекарственных препаратов Сам. работа 2 22 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2
2.6. Применение статистических методов в фармацевтической разработке лекарственных препаратов Сам. работа 2 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1
Раздел 3. Традиционные лекарственные формы
3.1. Вспомогательные вещества в производстве лекарственных форм. Механизмы взаимодействия и совместимость лекарственных и вспомогательных веществ Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-3.1 Л1.6, Л1.4
3.2. Особенности разработки и изготовления традиционных лекарственных форм. Стабилизация лекарственных препаратов Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-3.1 Л1.6, Л1.4
3.3. Влияние характеристик вспомогательных веществ на качество лекарственной формы. Критерии пригодности вспомогательных веществ для изготовления лекарственных форм Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.6, Л1.4
3.4. Выбор оптимального состава, характеристик традиционной лекарственной формы и условий ее изготовления при разработке лекарственного препарата Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.6, Л1.4
3.5. Влияние вспомогательных веществ на скорость высвобождения действующего вещества Лабораторные 2 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.6, Л1.4
3.6. Влияние метода таблетирования на скорость высвобождения действующего вещества Лабораторные 2 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.6, Л1.4
3.7. Методы стабилизации лекарственных препаратов Сам. работа 2 20 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.6, Л1.4
3.8. Методы определения совместимости лекарственных и вспомогательных веществ Сам. работа 2 14 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.6, Л1.4
Раздел 4. Инновационные лекарственные формы
4.1. Новые лекарственные формы и системы доставки лекарственных средств Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-3.1 Л1.5
4.2. Разработка наносистем для доставки лекарств и генов Лекции 2 2 ОПК-4.1, ОПК-3.1 Л1.3
4.3. Модификация биодоступности лекарственных средств в разработке лекарственных форм с модифицированным высвобождением Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.5
4.4. Применение нанотехнологии для доставки лекарств в организме Практические 2 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3
4.5. Получение микрокапсул Лабораторные 2 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.5
4.6. Получение таблеток с пролонгированным высвобождением Лабораторные 2 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.5
4.7. Методы создания наноструктур для доставки лекарств в организме Сам. работа 2 23 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля в полном объеме размещены в онлайн-курсе дисциплины "Фармацевтическая технология и разработка лекарственных форм" на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11564).

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ
ОПК-3: Способен проводить и организовывать научные исследования в области обращения лекарственных средств
ОПК-4: Способен к анализу, систематизации и представлению данных научных исследований в области обращения лекарственных средств

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. При исследовании совместимости лекарственных субстанций и вспомогательных веществ используются методы:
а) дифференциальная сканирующая калориметрия;
б) изотермальная микрокалориметрия;
в) хроматография после ускоренного испытания стабильности;
г) термогравиметрический анализ;
д) все перечисленные.
Правильный ответ: д.

2. При использовании подходов концепции "Качество путем разработки" появляется возможность:
а) сократить сроки разработки состава и технологии производства;
б) сократить сроки регистрации препаратов и раньше вывести новый препарат на рынок;
в) вносить целый ряд изменений в условия производства и контроля качества без согласования с регуляторными органами;
г) реже подвергаться инспектированию по GMP;
д) все перечисленные.
Правильный ответ: д.

3. Критериями качества лекарственного препарата являются:
а) стабильность;
б) путь введения;
в) высвобождение;
г) лекарственная форма.
Правильный ответ: а, в.

4. Критические характеристики качества фармацевтических субстанций, сырья и промежуточных продуктов включают:
а) стоимость;
б) распределение частиц по размерам;
в) агрегатное состояние;
г) насыпную плотность.
Правильный ответ: б, г.

5. Референтный лекарственный препарат:
а) используется в качестве эталона в исследованиях сравнительной биодоступности для нормирования исследуемых параметров;
б) препарат, который был первым зарегистрирован и размещен на мировом фармацевтическом рынке;
в) препарат, имеющий такой же качественный и количественный состав действующих веществ и ту же лекарственную форму, что и воспроизведенный лекарственный препарат;
г) все перечисленное.
Правильный ответ: а, в.

6. Фармацевтические эквиваленты:
а) лекарственные препараты в идентичных лекарственных формах;
б) содержат только одинаковые вспомогательные вещества;
в) содержат одинаковое количество идентичного действующего вещества;
г) удовлетворяют идентичным фармакопейным или иным стандартам по подлинности, дозировке, качеству и чистоте.
Правильный ответ: а, в, г.

7. Выбор лекарственной формы при фармацевтической разработке осуществляется с учетом:
а) возрастной группы пациентов, для которых предполагается лекарственный препарат;
б) предпочтительного пути введения;
в) необходимого фармакокинетического профиля;
г) всех перечисленных факторов.
Правильный ответ: г.

8. Процесс выбора лекарственной формы должен опираться на следующие теоретические и экспериментальные данные:
а) определение органа-мишени;
б) распределение активной фармацевтической субстанции по органам;
в) физические и физико-химические свойства лекарственного средства;
г) возможные виды первичной и вторичной упаковки
д) эффективность и токсичность при различных путях введения.
Правильный ответ: а, б, в, д.

9. На выбор технологии изготовления таблеток могут влиять такие свойства лекарственных веществ, как:
а) размер частиц и свойства кристаллов;
б) аэро-динамические характеристики;
в) содержание влаги;
г) растворимость;
д) все перечисленные.
Правильный ответ: а, в, г.

10. Изучение полиморфизма активной фармацевтической субстанции является обязательным только в тех случаях, когда полиморфная модификация определяет:
а) терапевтическую эффективность лекарственного препарата;
б) безопасность лекарственного препарата;
в) технологические свойства фармацевтической субстанции;
г) все перечисленные.
Правильный ответ: г.

11. Взаимодействие активной фармацевтической субстанции и вспомогательных веществ:
а) может усилить фармакологический эффект активной фармацевтической субстанции;
б) может резко снизить активность фармацевтической субстанции;
в) может инактивировать активную фармацевтическую субстанцию;
г) все перечисленное.
Правильный ответ: г.

12. К межмолекулярным взаимодействиям лекарственных и вспомогательных веществ относятся:
а) образование водородных связей;
б) образование солей;
в) образование комплексов включения;
г) образование эфиров.
Правильный ответ: а, в.

13. К химическим взаимодействиям лекарственных и вспомогательных веществ относятся:
а) образование эфиров;
б) образование водородных связей;
в) образование солей;
г) образование комплексов с донорно-акцепторными связями.
Правильный ответ: а, в, г.

14. Для защиты лекарственного средства от светового потока применяется упаковка из:
а) оранжевого светозащитного стекла;
б) прозрачных неокрашенных полимерных материалов;
в) алюминиевой фольги;
г) бумаги.
Правильный ответ: а, в.

15. Паро- и газопроницаемость полимерных материалов может отрицательно влиять на степень защиты лекарственных средств от таких неблагоприятных факторов внешней среды, как:
а) влаго- и газообмен;
б) температура;
в) проникновение атмосферной микрофлоры;
г) все перечисленное.
Правильный ответ: а, в.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. В чем заключается цель фармацевтической разработки?
Правильный ответ: Цель фармацевтической разработки заключается в создании качественного препарата и процесса его производства, однородно придающего препарату необходимые функциональные характеристики.

2. Научно-методической базой процесса создания лекарственной формы нового препарата является руководство …
Правильный ответ: Руководство ICH Q8 "Фармацевтическая разработка".

3. Какие аспекты относят к критическим характеристикам качества твердых лекарственных форм для приема внутрь?
Правильный ответ: К критическим характеристикам качества твердых лекарственных форм для приема внутрь обычно относят те аспекты, которые влияют на чистоту препарата, дозировку, выпуск препарата и стабильность.

4. Параметр производственного процесса, вариабельность которого может повлиять на критические показатели качества препарата, и который вследствие этого должен быть объектом мониторинга и контроля, чтобы обеспечить необходимое качество полученной в результате процесса продукции, называется …
Правильный ответ: Критический параметр процесса.

5. Связь между входными показателями процесса (существенными характеристиками и параметрами процесса) и критическими характеристиками качества может быть описана в …
Правильный ответ: Пространство проектных параметров (проектное поле).

6. Перечислите этапы создания лекарственного препарата.
Правильный ответ: Выделяют следующие этапы создания лекарственного препарата: 1) разработка состава лекарственной формы; 2) разработка производственного процесса; 3) выбор системы контейнер / укупорочное средство, материалов вторичной упаковки; 4) изучение микробиологических свойств лекарственного препарата; 5) изучение совместимости компонентов лекарственного препарата.

7. Как правило, в качестве референтного лекарственного препарата выступает …
Правильный ответ: Существующий оригинальный препарат.

8. Лекарственный препарат, имеющий такой же качественный и количественный состав действующих веществ (активных фармацевтических субстанций) и ту же лекарственную форму, что и референтный лекарственный препарат, и биоэквивалентность которого референтному лекарственному препарату подтверждается соответствующими исследованиями биодоступности, называется …
Правильный ответ: Воспроизведенный лекарственный препарат (дженерик).

9. Физическое воплощение препарата, содержащего активную фармацевтическую субстанцию и/или вспомогательные вещества, которые предназначены для доставки пациенту, называется …
Правильный ответ: Лекарственная форма.

10. Перечислите основные требования, которым должны соответствовать лекарственные вещества.
Правильный ответ: Основными жестким требованиям к лекарственным веществам являются: 1) высокая биологическая активность, избирательность действия, если есть необходимость, пролонгированное действие; 2) отсутствие токсического, тератогенного и других нежелательных эффектов на организм человека; 3) должны обладать высокой степенью очистки от примесей и побочных продуктов синтеза; 4) быть устойчивыми и стабильными при хранении.

11. Какие свойства лекарственных веществ необходимо изучить при разработке твердых лекарственных форм?
Правильный ответ: При разработке твердых лекарственных форм необходимо изучить такие свойства лекарственных веществ, как прессуемость, сыпучесть, фракционный состав, объемная плотность, удельная поверхность, форма и размер частиц.

12. Какие основные технологические характеристики фармацевтических субстанций определяются формой и размером их частиц?
Правильный ответ: Форма и размер частиц влияют на такие основные технологические характеристики фармацевтических субстанций, как сыпучесть, прессуемость, насыпная масса и удельная поверхность.

13. Родственными примесями активной фармацевтической субстанции, обусловленными процессами ее синтеза и хранения, могут являться …
Правильный ответ: Исходные реагенты, промежуточные продукты синтеза, продукты побочных реакций.

14. К основным факторам окружающей среды, влияющим на качество фармацевтической субстанции при хранении, относятся …
Правильный ответ: Температура, влажность, свет, атмосферные газы.

15. Основой для научно обоснованного выбора вспомогательных веществ при создании лекарственного препарата являются … аспекты взаимодействия вспомогательных и лекарственных веществ.
Правильный ответ: Биофармацевтические.

16. Способность веществ к прямому или опосредованному химическому, или неблагоприятному физическому взаимодействию, которое потенциально может проявиться при производстве и хранении лекарственного препарата и оказать отрицательное влияние на его качество, называется …
Правильный ответ: Потенциальная несовместимость лекарственных и вспомогательных веществ.

17. Можно ли сделать вывод о несовместимости лекарственных и вспомогательных веществ только на основании факта их возможного химического взаимодействия?
Правильный ответ: Нет. Вывод о несовместимости вспомогательных и лекарственных веществ можно делать только в том случае, если не удается обеспечить их совместимость при изготовлении и хранении лекарственного препарата.

18. Выбор технологических процессов, лежащих в основе технологии получения лекарственной формы, определяется …
Правильный ответ: Характеристиками лекарственной формы и физико-химическими свойствами лекарственных и вспомогательных веществ.

19. Определенные стандартными операционными процедурами условия или комплекс условий, относящиеся к верхним и нижним предельным значениям рабочих параметров процесса и связанным с ними факторам, которые обусловливают наибольшую вероятность появления сбоя в процессе или брака в продукте по сравнению с идеальными условиями, называются …
Правильный ответ: Наихудший случай.

20. Средство или комплекс средств, совместно обеспечивающих защиту и сохранность лекарственных средств от повреждений и потерь, а также окружающей среды от загрязнений в процессе их обращения (транспортирования, хранения и реализации), называется …
Правильный ответ: Упаковка.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
- «отлично» (зачтено) - ответ полный, развернутый; вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет;
- «хорошо» (зачтено) - ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов; студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны;
- «удовлетворительно» (зачтено) - ответ неполный; в терминологии имеются недостатки; студент владеет программным материалом, но имеются недочеты; суждения фрагментарны;
- «неудовлетворительно» (не зачтено) - не использована специальная терминология; ответ в сущности неверен; переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса; ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятие фармакокинетики. Основные фармакокинетические параметры лекарственного средства. Моделирование метаболизма лекарственных средств. ADME-исследования.
2. Биоаналитические исследования в разработке лекарственных препаратов. Причины неэквивалентных или отрицательных результатов исследований биоэквивалентности.
3. Особенности проведения доклинических и клинических исследований оригинальных и воспроизведенных лекарственных препаратов.
4. Применение статистических методов в фармацевтической разработке лекарственных препаратов.
5. Методы стабилизации лекарственных препаратов.
6. Методы определения совместимости лекарственных и вспомогательных веществ.
7. Методы создания наноструктур для доставки лекарств в организме.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий;
- «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий;
- «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий;
- «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. А.Л. Хохлова и Н.В. Пятигорской Промышленная фармация. Путь создания продукта: монография М.: Российская академия наук, 2019 new.ras.ru
Л1.2 Краснюк И.И., Демина Н.Б., Анурова М.Н., Соловьева Н.Л. Биофармация, или основы фармацевтической разработки, производства и обоснования дизайна лекарственных форм: учебное пособие М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020 www.studentlibrary.ru
Л1.3 Под ред. К. Гонсалвес, К. Хальберштадт, К. Лоренсин, Л. Наир Наноструктуры в биомедицине: монография М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 biblioclub.ru
Л1.4 Под ред. И. И. Краснюка, Н. Б. Деминой Фармацевтическая технология. Промышленное производство лекарственных средств. В 2-х т. Т. 2: учебник М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020 www.studentlibrary.ru
Л1.5 Леонова М.В., Строк А.Б. Новые лекарственные формы и системы доставки лекарственных средств: практическое руководство М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011 www.studentlibrary.ru
Л1.6 Под ред. И. И. Краснюка, Н. Б. Деминой Фармацевтическая технология. Промышленное производство лекарственных средств. В 2-х т. Т. 1: учебник М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. А.Л. Хохлова, Н.В. Пятигорской Доклиническое изучение лекарственных средств (промышленная фармация): учебник М.: Изд-во ООО «ГРУППА РЕМЕДИУМ», 2021 elibrary.ru
Л2.2 Под ред. А.Л. Хохлова Современные подходы к проведению биоаналитических исследований при создании лекарственных препаратов: монография М.: Российская академия наук, 2018 new.ras.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Онлайн-курс дисциплины "Фармацевтическая технология и разработка лекарственных форм" portal.edu.asu.ru
Э2 Государственная фармакопея Российской Федерации XIV издание femb.ru
Э3 Научно-производственный рецензируемый журнал «Разработка и регистрация лекарственных средств» www.pharmjournal.ru
Э4 Химико-фармацевтический журнал chem.folium.ru
Э5 Электронная библиотека нормативно-правовых актов в области обращения лекарственных препаратов PharmAdvisor pharmadvisor.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
Adobe Acrobat Reader
7-ZipMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная библиотека Алтайского государственного университета, http://www.lib.asu.ru/
Электронно-библиотечная система Лань, https://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека онлайн", https://biblioclub.ru/index.php?page=book_blocks&view=main_ub
Образовательная платформа Юрайт, https://urait.ru/
Электронно-библиотечная система "Консультант студента", https://www.studentlibrary.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU, https://www.elibrary.ru/defaultx.asp?
Электронная библиотека нормативно-правовых актов, регулирующих обращение лекарственных препаратов, PharmAdvisor, https://pharmadvisor.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
001гК лаборатория фитохимии и фармакогнозии; лаборатория анализа органических веществ - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя лабораторные столы и стулья на 15 посадочных мест; раковина -2 шт; оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы; весовой стол; весы технические ВЛТЭ 1100; весы аналитические ВЛ 210; ротационный испаритель ИР-1М2; плитки электрические; мешалки верхнеприводные Daihan WiseStir HS-30D-Set и RW 14 basic; мешалки магнитные с подогревом Daihan WiseStir MSH-20D-Set; фотоэлектроколориметр КФК-2МП; вакуумный насос VR 1,5-12; столик лабораторный подъемный; мельница ножевая роторная РМ 120; базовый комплект; сушильный шкаф WOF-105; мельница лабораторная шаровая с автоматической криогенной системой Retsch CryoMi; вибропривод ВП-30Т с таймером (220V) в комплекте; ванна ультразвуковая 3,3 л в комплекте с корзиной; штатив лабораторный Daihan ST 120; баня водяная циркуляционная Daihan WiseCircu WСB-6; гомогенизатор HG-15D-Set-B; колбонагреватель 3-х местный Daihan WiseTherm WHM-12391; pH/мВ/С-метр лабораторный АНИОН-4102 (двухканальный), анализатор влажности МХ-50; термометры ртутные; штативы; песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.
009К лаборатория физико-химических и физико-механических методов исследования - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья и тумбы. Весы ВЛКТ–500; весы ВЛР–200; термостат; вытяжной шкаф; электроплитка; универсальная испытательная машина УТС 110М–100; вискозиметр ротационный Haake A10; химический реактор; магнитная мешалка ММ6; весы аналитические Pioneer; кондуктометр Анион 4100; муфельная печь; печь микроволновая; фотоэлектроколориметр, сушильный шкаф WOF-105; наборы химической посуды; наборы химических реактивов, штативы.
011К лаборатория высокомолекулярных веществ; лаборатория методики преподавания химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя сушильный шкаф; раковина; дистиллятор; оборудование; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы термостат;; вискозимитр с (d=0,56 мм);весы аналитические Pioneer; весовой стол; весы технические; сушильный шкаф ES- 4610, плитки электрические; мешалки верхнеприводные и магнитные; водоструйные насосы; термометры ртутные; термостат; штативы; песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.
013К лаборатория ИК и УФ-спектроскопии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; переносная доска; переносная мультимедиа техника; комплект для прессовки таблеток с гидравлическим прессом; спектрофотометр УФ (Agilent); ИК-спектрометр Infraium FT-801; излучатель инфракрасный, SPECORD 75 IR, SPECORD UV VIS; набор кювет; комплект кювет KBr: пресс гидравлический, программный пакет Zair 3.5, программный пакет OPUS 6.5; МФУ; Фурье-спектрометр; спектрофотометр; набор химической посуды; набор реактивов; компьютер Aquarius Std MS_SC140 C2600/D512/HDD160/DVDRW/LCD - панель BenQ 17", Вытяжной шкаф.
103К научно-исследовательская лаборатория промышленной фармации и сверхкритических флюидных технологий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель. Лабораторные столы, стулья. Вытяжной шкаф, дозаторы пипеточные Eppendorf Research Plus с принадлежностями(объем 1000-10000 м ), Испаритель ротационный Heidolph Hei-VAP Precision ML/G3, Моноблок Lenovo IdeaCentre 310-20IAP 19.5" P J4205/4Gb/1Tb/HDG505 19.5" WXGA+ P , Компьютер-моноблок RAMEC GALE Intel Pentium G1610G/ОЗУ4 ГБ/НЖМД 500 ГБ , Мешалка магнитная аналоговая с подогревом Daihan WiseStir MSН-20A, Мультимодальная препаративная хроматографическая система, МФУ лазерное HP Inc.LaserJetPro M227fdw(A4) принтер/сканер/копир/факс/ADF,Ethern, Перемешивающее устройство с цифровым управлением Daihan WiseStir HS-30D-Set, Плитка нагревательная HP-20D-Set , Система водоочистительная лабораторная, вариант исполнения: Simplicity, Штатив типа "карусель" для одновременной зарядки четырёх дозаторов Xplorer, набор химической посуды; набор реактивов.
06Л лаборатория драг-дизайна - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Компьютер – 1 ед. Ramacs Tornado Serier; компьютер - 1 ед. - процессор – Core i7; Таблет-пресс С&C600А; компьютерный кластер - 32 сервера Linux; нанокалориметр TAM-III; TAM Assistent; МФУ Canon MF4410; пакетировочный аппарат; вакуумный сушильный шкаф UT-4630V; лиофильная сушка LABRONCO FreeZone 2,5 Plus; гранулятор; тестер прочности таблеток ERWEKA; тестер истираемости таблеток ERWEKA; смеситель – Вибротехник; тестер уплотняемости порошков ERWEKA; Мельница Retsch ZM200; тестер сыпучести порошков ERWEKA; Вибросито Retsch; тестер распадаемости ERWEKA; тестер растворимости ERWEKA; ультразвуковая ванна САПФИР; рефрактометр; pH-метр; сушильный шкаф ES-4610; дистилятор; мешалка с подогревом; весы аналитические
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Фармацевтическая технология и разработка лекарственных форм» входит в общепрофессиональный модуль "Промышленная фармация" обязательной части основной профессиональной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки 33.04.01 Промышленная фармация. Целью изучения дисциплины является формирование профессиональных компетенций в области фармацевтической разработки лекарственных форм. Содержание дисциплины включает четыре раздела, посвященные рассмотрению биофармацевтических и фармако-технологических основ разработки традиционных и инновационных лекарственных форм. По окончании изучения дисциплины проводится промежуточная аттестация в форме экзамена. Допуск к прохождению промежуточной аттестации предоставляется при условии сдачи отчетов по выполнению лабораторных работ, заданий для подготовки к практическим занятиям, изучению вопросов для самостоятельной работы.
Учебный процесс осуществляется с использованием онлайн-курса "Фармацевтическая технология и разработка лекарственных форм" на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ", ресурсов электронно-библиотечных систем и профессиональных баз данных.
Для успешного освоения теоретического материала необходимо посещать лекционные занятия, составлять и повторять конспекты лекций, читать литературу, рекомендованную для изучения соответствующих разделов дисциплины.
Практические занятия проводятся в форме обсуждения вопросов и выполнения заданий по наиболее важным элементам содержания дисциплины. Преподаватель оценивает ответы студентов на вопросы и задания с учетом их активности на занятии. При подготовке к практическому занятию необходимо составить ответы на вопросы и выполнить задания по теме предстоящего занятия. Рекомендуемая продолжительность доклада студента по вопросу практического занятия составляет 7 -10 минут. При необходимости устное сообщение по вопросу занятия можно дополнить наглядной презентацией. Отчет по подготовке к практическому занятию должен содержать четкие, краткие и исчерпывающие ответы на все вопросы и задания.
Лабораторные занятия проводятся в форме самостоятельного выполнения лабораторных работ студентами под контролем преподавателя. На занятии преподаватель оценивает уровень предварительной подготовки студентов, технику выполнения лабораторного эксперимента и лабораторные отчеты. Допуск к выполнению лабораторного практикума предоставляется после прохождения инструктажа по технике безопасности при работе в лабораториях кафедры органической химии. Обязательное условие посещения лабораторных занятий - наличие средств индивидуальной защиты (халат, резиновые перчатки) и сменной обуви. Перед выполнением лабораторной работы необходимо: внимательно изучить содержание предстоящего занятия; изучить свойства используемых веществ и материалов; изучить закономерности протекания процессов, лежащих в основе приготовления лекарственных форм и определения их характеристик; изучить технику безопасности и правила оказания первой помощи при работе с используемыми токсичными веществами; мысленно проработать порядок и технику выполнения отдельных лабораторных операций; изучить правила эксплуатации используемого лабораторного оборудования; подготовить в письменном виде план выполнения лабораторного задания с необходимыми расчетами, таблицами, схемами и рисунками; подготовить устные ответы на контрольные вопросы. После собеседования с преподавателем студент получает допуск к выполнению лабораторной работы. Отчет по сделанной работе формируется на основе предварительно подготовленного плана ее выполнения. Структура лабораторного отчета включает элементы: тема работы; цель работы; список используемых вспомогательных и лекарственных веществ, химических реактивов и расходных материалов; список используемой лабораторной посуды и оборудования; ход работы (краткое описание выполняемых работ с необходимыми расчетами, таблицами, схемами и рисунками); полученные результаты; вывод.
Выполнение заданий для самостоятельной работы предусматривает поиск, анализ, систематизацию, обобщение и представление научной информации по темам дисциплины с применением информационно-коммуникационных технологий. Ответы на задания для самостоятельной работы предоставляются в форме электронных отчетов - текстовых документов и презентаций.
Отчеты по подготовке к практическим занятиям, выполнению лабораторных работ и заданий для самостоятельной работы можно предоставить на проверку в электронном виде, загружая файлы в соответствующие элементы онлайн-курса дисциплины (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11564).
Требования к оформлению электронных отчетов. Оформление текстового документа: шрифт - Times New Roman, 14 пт; междустрочный интервал – 1,5; абзацный отступ - 15 мм; выравнивание текста - по ширине; размеры полей страницы: верхнее и нижнее - по 20 мм, левое - 30 мм, правое - 15 мм; библиографические ссылки - по ГОСТ Р 7.05–2008; формат файла - doc или docx. Оформление презентации: проработанная структура слайдов, удобная для восприятия информации; наглядность схем, графиков и рисунков; четкость, краткость и убедительность формулировок; шрифт - Arial, Meiryo UI или Segoe UI; формат файла - ppt, pptx или pdf.