МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и культура англоязычных стран

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык. Китайский язык
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_АК-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Каркавина Оксана Владимировна

Рецензент(ы):
д.филол.н., профессор, Карпухина Виктория Николаевна

Рабочая программа дисциплины
История и культура англоязычных стран

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 12.05.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Саланина Ольга Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 12.05.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Саланина Ольга Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "История и культура англоязычных стран" является ознакомить студентов с особенностями национально-культурной специфики языкового сознания, речевой деятельности и коммуникации, предопределяющими специфику национально-культурной составляющей дискурса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения иностранных языков
ПК-2.1 Проектирует воспитательную деятельность и методы ее реализации с учетом требований ФГОС
ПК-2.2 Умеет организовать различные виды деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), применяет методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
ПК-2.3 Знает механизмы управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания иностранных языков
ПК-3.1 Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения иностранным языкам
ПК-3.2 Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
УК-4Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1 Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения
УК-4.2 Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки
УК-4.3 Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи
УК-4.4 Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Британия в период с древних времен по средние века.
1.1. Древняя Британия. Кельты. Римское владычество. Англосаксы. Христианизация. Альфред Великий. 10-11 века в Англии. Лекции 5 1 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Нормандское завоевание Англии и его последствия. Династия Плантагенетов. 14 век в Англии. Эпоха трех Эдуардов. Культура 14 века. Война роз. Правление династии Тюдоров. Английская реформация. Практические 5 1 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Чтение и конспектирование учебной и специальной литературы. Сам. работа 5 24 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Великобритания в период 17-20 веков.
2.1. Династия Стюартов. Гражданская война 1642-1649 гг. Правление Оливера Кромвеля. Реставрация монархии. Славная революция 1688 года. Англия 18 века. Якобитское восстание. Лекции 5 1 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Промышленная революция в Британии. Правление королевы Виктории. Внешняя политика Британии в 19 веке. Первая мировая война. Британия во второй мировой войне. "Тэтчеризм". Британия и Европейское сообщество. Практические 5 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Чтение и конспектирование учебной и специальной литературы. Сам. работа 5 24 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Америка до и после Колумба. Расширение на запад.
3.1. Аборигенные племена. Первые колонизаторы американского континента. Первые колонии. Война за независимость США. Разработка и принятие Конституции. Лекции 5 1 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
3.2. Первый президент США - Джордж Вашингтон. Освоение Дикого Запада. Покорение мексиканских территорий. "Золотая лихорадка". Гражданская война. Реконструкция. Освоение Великих равнин. Практические 5 1 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
3.3. Чтение и конспектирование учебной и специальной литературы. Сам. работа 5 22 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Индустриализация и империалистическая экспансия США.
4.1. Судьба американских индейцев. Индустриализация и изобретения. Империалистическая экспансия. Война с Испанией. Рост городов и иммиграция. США в первой мировой войне. Великая депрессия. Лекции 5 1 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
4.2. США во Второй мировой войне. Холодная война между США и СССР. Корейская война. Карибский кризис. Война во Вьетнаме. Кризисные 1970-е. Американская исключительность. Практические 5 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2
4.3. Чтение и конспектирование учебной и специальной литературы. Сам. работа 5 24 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания иностранных языков
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения иностранных языков
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. В каком году перестала действовать Британская колониальная империя?
А.1980г.
Б. 1970г.
В. 1960г.
Г. 1990г.
2. В каком году был открыт туннель через Ла-Манш который соединил Великобританию и Францию?
А. 2001г.
Б. 1999г.
В. 1985г.
Г. 1994г.
3. В каком году в Великобритании была создана первая ядерная бомба?
А. 1957г.
Б. 1953г.
В. 1947г.
Г. 1949г.
4. Кто из этих политиков управлял Великобританией когда она вступила в НАТО?
А. М. Тетчер
Б. К. Еттли
В. Т. Блер
Г. У. Черчилль
5. В 2003году Великобритания приняла участие в военной операции США против, какой страны?
А. Ирака
Б. Либерии
В. Сирии
Г. Афганистана
6. В 1982 году правительство Великобритании во главе с Маргарет Тетчер провело военную операцию против?
А. Коста – Рики
Б. Аргентины
В. Египта
Г. Индии
7. В каком году Великобритания приняла «план Маршалла»?
А. 1948г.
Б. 1947г.
В. 1946г.
Г. 1945г.
8. Кто был самым молодым премьер – министром в Великобритании в ХХ веке?
А. Маргарет Тетчер
Б. Девид Камерон
В. Г. Браун
Г. У. Черчилль
9. Какие причины привели к распаду Британской империи после второй мировой войны?
А. Участие в «плане Маршалла»
Б. Неудачная политика Маргарет Тетчер
В. Проигрыш во второй мировой войне
Г. Завершение колониальной политики
10. Кто в 1990 – х годах провел конституционную реформу в стране?
А. У. Черчилль
Б. Д. Кемерон
В. Т. Блер
Г. М. Тетчер
11. Кому принадлежит знаменитая фраза «о ветре перемен»?
А. У. Гранту
Б. М. Тетчер
В. Мак Миллану
Г. У. Черчиллю
12. Кто пришел к власти в Великобритании после правления У. Черчилля в 1945 году?
А. К. Етлли
Б. Т. Блер
В. М. Тетчер
13. В каком году первая страна Африки стала независимой от Великобритании?
А. 1960г.
Б. 1959г.
В. 1958г.
Г. 1957г.
14. Раньше других в США началось президентство
А. Дж. Кеннеди
Б. Г. Трумэна
В. Б. Клинтона
Г. Р. Рейгана
15. Политический скандал в США, закончившийся отставкой президента Ричарда Никсона, получил название
А. Уотергейт
Б. рейганомика
В. новый курс
Г. маккартизм

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Г, Г, Б, Б, А, Б, Б, Б, Г, В, В, А, Г, Б, А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Когда на территории Британии существовала древняя культура кубков, названная так по многочисленным кружкам, которые находят археологи?
2. Когда на Британские острова стали прибывать кельты?
3. Чем занимались кельты на территории Британских островов?
4. Какими функциями обладали друиды?
5. Кто был первым римлянином, который решился на завоевание Британии?
6. Сколько длилась римская оккупация Британских островов?
7. Какие три германских племени завоевали территорию Британских островов в 5-7 веках н.э.?
8. Назовите семь англосаксонских королевств.
9. Кто считается самым известным кельтским христианином и миссионером, святым покровителем Ирландии?
10. Какое место является местом дислокаций архиепископа Кентерберийского – главы христианской церкви Великобритании?
11. Кто написал «Церковную историю английского народа» (на латыни)?
12. Где можно увидеть такую надпись: "Образование было запущено – он восстановил его. Законы были бессильны – он дал им силу. Церковь была в упадке – он поднял ее. Землю опустошал зловещий враг – он избавил ее от него"?
13. Когда формируется и крепнет феодальный строй?
14. Кто построил знаменитое Вестминстерское аббатство в Лондоне?
15. Какая битва изображена на гобелене из Байё?
16. Какими годами датируется нормандский период английской истории?
17. Какие сведения были занесены в «Книгу Судного дня» (Doomsday Book)?
18. Из какого языка были заимствованы слова government, court, army, victory, religion?
19. Каких монархов дала Англии династия Плантагенетов?
20. Кто подписал Великую хартию вольностей?

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
1. в позднем Каменном веке и раннем Бронзовом (около 2800—1900 гг. до н. э.)
2. около 700 г. до н.э.
3. Кельты успешно занимались земледелием и скотоводством; у них высокого развития достигло производство металлов, стекольное, кожевенное, керамическое производство, кораблестроение; вероятно, у них был изобретён тяжёлый плуг с резцом.
4. В руках друидов было много властных функций – и осуществление религиозного культа, и высшая судебная власть, и образование. Друид был шаманом, жрецом, поэтом, философом, врачом, судьей и пророком.
5. Юлий Цезарь
6. 350 лет
7. англы, саксы и юты
8. Нортумбрия, Мерсия, Восточная Англия, Эссекс, Уэссекс, Суссекс, Кент
9. св. Патрик (5 в.)
10. Кентерберийский Собор
11. Бед Достопочтенный
12. на статуе Альфреда Великого в Уонтидже
13. в 10 веке
14. Эдуард Исповедник (Edward the Confessor)
15. битва при Гастингсе
16. 1066 – 1154 годами
17. свидетельства жителей о площадях культивируемой земли, именах англосаксонских и нормандских землевладельцев, ценности скота, мельниц, суммах выплат лордам и шерифам и пр.
18. французского
19. Генрих II, Ричард Львиное Сердце, Иоанн Безземельный, Эдуард I, Генрих V
20. Иоанн Безземельный

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному за семестр материалу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

Список вопросов к зачету:

1) География и заселение Британских островов (крупнейшие острова, реки, исторические регионы и их символы, древнейшие жители, мегалитические постройки)
2) Кельтский период в истории Британии (расселение кельтов в Европе; кельтское общество на Британских островах: занятия, социальные слои, мировоззрение; этимология названия «Британия»)
3) Римский период в истории Британии (Причины и ход романизации Британии, римские виллы, города и памятники, Адрианов вал, формирование Англии)
4) Тёмные века и англо-саксонский период (Сочинения Беды и Гильдаса, причины и исходная территория германского переселения на Британские острова, организация англо-саксонских королевств, этимология названия «Англия»)
5) Эпоха викингов на Британских островах (понятие «викинги», причины движения викингов, Область датского права, Альфред Великий и Англия, скандинавские истоки английского языка)
6) Британия в 11 веке (Эдуард Исповедник, Вестминстерское аббатство, Нормандия, нормандское завоевание Англии, особенности английского феодализма, «Книга судного дня», английский и французский языки в средневековой Британии)
7) Англия в период Плантагенетов (Первые Плантагенеты (Генрих, Элеонора, Ричард), Иоанн Безземельный и «Великая хартия вольностей», истоки легенд о Робине Гуде)
8) Британия в 14-15 веках (Исчезновение крепостной зависимости, присоединение Уэльса, Столетняя война и война роз, великий сдвиг гласных и начало книгопечатания)
9) Британия в 16 веке (Огораживание, Тюдоры, начало Реформации, Томас Мор, пиратство, Френсис Дейк, война с Испанией, Уолтер Рели, шекспировский вопрос)
10) Социально-политическая история и социальные теории Британии 17 века (Монархия и парламент, пуритане, первые английские поселения в Америке, эпоха гражданских войн, английское Просвещение, Гоббс и Локк)
11) Британская наука в 17 веке (Изменение роли Британии в формировании европейской культуры, Френсис Бекон и Королевское общество, значение деятельности Ньютона, Гарвея, Рена)
12) Британия в 18 веке (Начало промышленной эры, источники промышленного развития, первые машины, изобретение парового двигателя, значение деятельности Кука, Дженнера, Хоггарта) 13) Британия в 19 веке (Понятие «self-help», чартизм, викторианская эпоха, империя, значение деятельности Брюнеля, Стивенсона, Дарвина, Фарадея, метро и развитие Лондона)
14) Британия в 20 веке (Место в европейской и мировой экономике, участие во II мировой войне, Британское содружество, распад империи, социально-экономические процессы и реформы второй половины века, значение деятельности Флеминга, понятие «privacy» в английской культуре)
15) Канада и Австралия (Канада: этимология названия, государственные языки, столица, политическая система, Австралия: этимология названия, заселение, открытие, экономика, политическая система)
16) Соединённые Штаты Америки (Первые английские колонии, Бостонское чаепитие, Американская революция, Декларация независимости, различия и война Севера и Юга, причины роста экономики на рубеже 19-20 веков, принципы федерального устройства)

Критерии оценивания:
"Зачтено": студентом дан ответ, свидетельствующий о знании процессов изучаемой дисциплины, знанием основных вопросов теории, сформированными навыками анализа явлений, процессов, умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Н. Михайлов Лингвострановедение Англии: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л1.2 Лингвострановедение: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л1.3 Согрин В. В. США в XX-XXI веках. Либерализм. Демократия. Империя: Научные монографии Весь Мир, 2015 biblioclub.ru
Л1.4 Н.А. Новик Страноведение. США: география, история, экономика, культура: учебное пособие Минск : Вышэйшая школа, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Е. Орлова Социально-экономическое развитие стран Западной Европы и США в XIX – начале XX в.: пособие для студентов ист. фак. Минск: БГУ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 он-лайн курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.listen-to-english.com Аудио-видеофайлы для изучающих английский язык
http://www.onestopenglish.com Аудиокниги
http://www.eslgold.com Аутентичный материал для чтения: тексты, статьи, новости

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
513Д лаборатория "Лингафонный кабинет фмкфип"- учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; интерактивная доска в комплекте; рабочее место преподавателя в комплекте (стол, ПК, гарнитура); 20 рабочих мест студента в комплекте (стол, гарнитура, цифровой пульт); специализированное коммутационное устройство «Норд Ц» в комплекте; компьютер: модель Инв. №0160604664 - 1 единица; проектор: марка SMART модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SmartBoard модель SB480iv3 - 1 единица; монитор: марка ViewSonic модель VA1948M-LED - 1 единица; микросистема преподавателя Panasonic SA-PM07; учебно-наглядные пособия, карты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

ЛЕКЦИИ
Лекция - важнейшая составляющая учебного процесса, требующая от студента определенных учебных умений и навыков. Это сложный процесс, включающий в себя слушание, осмысливание и собственно конспектирование (запись). Несколько советов по оптимизации процесса слушания: 1. Выделение основных положений. Нельзя понять и запомнить все, что говорит выступающий, однако можно выделить основные моменты. Для этого необходимо обращать внимание на вводные слова, словосочетания, фразы, которые используются, как правило, для перехода к новым положениям, выводам и обобщениям. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время выступления необходимо постоянно анализировать и обобщать положения, раскрываемые в речи говорящего. Стараясь представить материал обобщенно, мы готовим надежную базу для экономной, свернутой его записи. Делать это лучше всего по этапам, ориентируясь на момент логического завершения одного вопроса (подвопроса, тезиса и т. д.) и перехода к другому. 3. Опережение речи выступающего. Если выступление вызывает интерес, то появляется естественное желание предугадать следующее положение. При отсутствии такого интереса можно прибегнуть к сознательной установке на предугадывание дальнейшего содержания. С каждым удачным случаем улучшается усвоение и запоминание отдельных положений выступления. Однако даже при неудачах в подобных попытках качество восприятия выступления, тем не менее, повышается, так как сравниваются предположения слушателя и утверждения говорящего. Эффект сравнения и контраста широко известен в обучении. Основное отличие конспекта лекции от текста - отсутствие или значительное снижение избыточности, то есть удаление отдельных слов или частей текста, не выражающих значимой информации, а также замена развернутых оборотов текста более лаконичными словосочетаниями (свертывание). При конспектировании основную информацию следует записывать подробно, а дополнительные и вспомогательные сведения, примеры - очень кратко. Умение отделять основную информацию от второстепенной - одно из основных требований к конспектирующему. Хорошие результаты в выработке умения выделять основную информацию дает известный приём, названный условно приемом фильтрации и сжатия текста, который включает в себя две операции: 1. Разбивку текста на части по смыслу. 2. Нахождение в каждой части текста одного слова, краткой фразы или обобщающей короткой формулировки, выражающих основу содержания этой части. В процессе самостоятельной работы над лекцией целесообразным является использование студентами логических схем. Они в наглядной форме раскрывают содержание и взаимосвязь категорий, законов, понятий, наиболее важных фактов. В настоящее время опубликовано множество учебных пособий по самым разным дисциплинам, где применяются различные способы логического структурирования информации и её преобразования в схематический материал. Вам нужно понять принципы такой обработки информации, наиболее простые и понятные в каждом конкретном случае.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции. При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения какой либо тематической или содержательной проблемы по курсу дисциплины, то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Следует помнить, что решение каждой учебной задачи, задания или теоретической проблемы должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Важной составной частью учебного процесса в вузе является самостоятельная работа студентов. При подготовке к практическому занятию после прочтения текста лекции, основного и дополнительного материала к практическим занятиям необходимо изучить презентации и выполнить остальные задания, направленные на проверку понимания студентом содержания текста лекции, основного и дополнительного материала к практическим занятиям. Тщательно изучить Глоссарий по теме, обращая внимание не только на значение новых терминов, а также примеры употребления, взятые из текста лекции и толковых словарей. В случае затруднения с какими-либо новыми терминами и понятиями, обратиться за разъяснениями к справочной литературе, указанной в Информационном обеспечении по каждой теме или преподавателю. Обращаясь за консультацией, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. Ввиду большого объема изучаемого материала в процессе самостоятельной подготовки большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования у студентов. В ходе самостоятельной работы студент аккумулирует все знания, полученные в ходе лекций и практических занятий. Поощряется использование дополнительно рекомендованных источников. Самостоятельная подготовка к зачету является завершающим этапом самостоятельной работы по предмету. Для полноты учебной информации рекомендуется использовать не менее двух учебников (учебных пособий) из списка литературы, рекомендованных преподавателем.