МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы расчета основных технико-экономических показателей проектирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки54.02.01. специальность Дизайн (по отраслям) (в промышленности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план54_02_01_Дизайн-2021_9кл
Часов по учебному плану 32
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 4
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 4 4 4 4
Итого 32 32 32 32

Программу составил(и):
преподаватель, Осташенко Яна Александровна

Рецензент(ы):
преподаватель, высшая категория, Бортникова Светлана Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Методы расчета основных технико-экономических показателей проектирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 23.11.2020 г. № 658)

составлена на основании учебного плана:
54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать компетенции обучающегося в области определения основных технико-экономических
показателей деятельности организации, основных принципов работы организации и планирования
деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учётом особенностей социального и культурного контекста
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
ОК 11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
ПК 1.4 Производить расчёты технико-экономического обоснования предлагаемого проекта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
• Методы расчёта основных технико-экономических показателей проекта;
* Показатели технико-экономической эффективности;
• Показатели оценки финансового состояния предприятия;
• Принципы и методы расчёта затрат на дизайн проект
3.2.Уметь:
3.2.1.В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
• Проводить проектный анализ;
• Выполнять расчёт затрат на разработку дизайнерских проектов.
• Выполнять расчёт показателей характеризующих эффективность дизайнерского проекта;
• Производить расчёт затрат и составление калькуляции на изготовление изделия в соответствии с разработанной технологией.
• Выполнять расчёт финансовых показателей, обеспечивающих устойчивое положение на рынке.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами разработки дизайнерских проектов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Показатели технико-экономической эффективности
1.1. Сущность и показатели эффективности деятельности организации. Лекции 7 1 ПК 1.4, ОК 11, ОК 10, ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Анализ системы показателей, характеризующих эффективность дизайнерских разработок. Практические 7 2 ПК 1.4, ОК 11, ОК 10, ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Технико-экономические показатели на стадии разработки дизайнерского проекта. Лекции 7 1 ПК 1.4, ОК 11, ОК 10, ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Сравнительный анализ абсолютных и относительных показателей. Практические 7 2 ПК 1.4, ОК 11, ОК 10, ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Работа с конспектами, учебной и специальной литературой по теме. Сам. работа 7 2 ПК 1.4, ОК 11, ОК 10, ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Анализ технико-экономических показателей разрабатываемого проекта
2.1. Определение технико-экономических показателей использования основных фондов. Лекции 7 1 ПК 1.4, ОК 11, ОК 10, ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Анализ технического состояния основных фондов и определение степени их загрузки. Практические 7 2 ПК 1.4, ОК 11, ОК 10, ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Определение показателей использования трудовых и материальных ресурсов. Лекции 7 1 ПК 1.4, ОК 11, ОК 10, ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Определение обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, необходимыми для выполнения дизайнерских проектов. Практические 7 2 ПК 1.4, ОК 11, ОК 10, ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Анализ показателей оценки финансового состояния предприятия. Практические 7 2 ПК 1.4, ОК 11, ОК 10, ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Расчёт технико-экономических показателей разрабатываемого проекта.
3.1. Расчёт затрат на разработку дизайнерских проектов. Лекции 7 2 ПК 1.4, ОК 11, ОК 10, ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Расчёт затрат на заработную плату исполнителям на пред проектными и проектными стадиями. Практические 7 2 ПК 1.4, ОК 11, ОК 10, ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Расчёт затрат и составление калькуляции на изготовление изделия в соответствии с разработанной технологией. Лекции 7 2 ПК 1.4, ОК 11, ОК 10, ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Работа с конспектами и подготовка к практической работе. Сам. работа 7 2 ПК 1.4, ОК 11, ОК 10, ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Расчет и анализ переменных и постоянных затрат. Практические 7 2 ПК 1.4, ОК 11, ОК 10, ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Финансовые показатели, обеспечивающие устойчивое положение предприятия на рынке. Лекции 7 2 ПК 1.4, ОК 11, ОК 10, ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.7. Расчет показателей платёжеспособности. Практические 7 2 ПК 1.4, ОК 11, ОК 10, ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.8. Расчет показателей рентабельности. Практические 7 2 ПК 1.4, ОК 11, ОК 10, ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля размещены в онлайн-курсе на образовательном портале
https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=10551
1.Что из нижеперечисленного не относится к стоимостным показателям:
а) ассортимент
б) товарная продукция
в) реализованная продукция
2.Ассортимент представляет собой:
а) перечень наименований изделий (работ, услуг)
б) перечень наименований изделий (работ, услуг) по маркам, сортам, типоразмерам
в) перечень наименований изделий (работ, услуг) по маркам, сортам, типом, размерам в определенных количественных отношениях
3.Все виды готовой продукции для реализации, полуфабрикаты для реализации входят в состав:
а) товарной продукции
б) реализованной продукции
в) чистой продукции
4.Стоимость всей производственной продукции независимо от степени готовности – это:
а) валовой оборот
б) валовая продукция
в) товарная продукция
5.Продукция, которая будет поставлена в данном периоде на рынок и оплачена покупателем, называется:
а) рыночная
б) реализованная
в) товарная
6.В состав реализованной продукции не включают:
а) полуфабрикаты
б) остатки готовой продукции на складе
в) товары отгруженные
7.Производственная мощность предприятия определяется:
а) по мощности основных (ведущих) производственных единиц (цехов, участков)
б) по мощности основных цехов
в) по мощности вспомогательных цехов
8.Для расчета производственной мощности используется следующий состав оборудования:
а) наличное оборудование
б) установленное оборудование
в) фактически работающее оборудование
9.При расчете производственной мощности используется фонд времени работы оборудования:
а) календарный
б) режимный
в) плановый
10.К стоимостным показателям производственной программы предприятия относятся:
а) товарная продукция
б) реализованная продукция
в) затраты на 1 руб. товарной продукции
11.Продукция ,которая будет поставлена в данном периоде и оплачена –это:
а)валовая продукция
б)реализованная продукция
в)товарная продукция
12.Количество продукции ,которое будет произведено и направлено потребителю называется:
а)товарная продукция
б)валовая продукция
в)реализованная продукция
13.В товарную продукцию не включаются:
а)полуфабрикаты для реализации
б)сырье и материалы
в)все виды готовой продукции
14.В валовую продукцию не включается:
а)незавершенное производство
б)полуфабрикаты для реализации
в)готовая продукция
15.В состав реализованной продукции не входит:
а)товарная продукция
б)остатки готовой продукции
в)незавершенное производство
Ответы: 1-а, 2-б, 3-а, 4-б, 5-в, 6-а, 7-а, 8-а, 9-в, 10-в, 11-б,12-а, 13-б, 14-б, 15-в.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Форма проведения промежуточной аттестации: зачет
2. Процедура проведения: зачет проводится в традиционной форме после успешной сдачи всех промежуточных аттестаций.
3. Перечень вопросов для подготовки к зачету
Умения отрабатываются студентами в ходе выполнения заданий на практических занятиях.
1 Национальная экономика. Сферы, секторы, виды экономической деятельности
2 Организация оплаты труда
3 Организационно-правовые формы организаций (предприятий): товарищество, индивидуальное предпринимательство, акционерное общество и др.
4 Издержки производства и реализации продукции
5 Организация (предприятие): характеристика, функции организации
6 Сдельная и повременная формы оплаты труда, условия их применения
7 Основной капитал и его роль в производстве
8 Ценообразование, ценовая политика субъекта хозяйствования
9 Амортизация и износ основного капитала
10 Виды цен, их характеристика
11 Характеристика показателей основного капитала
12 Финансы организации: структура и их состав
13 Оборотный капитал
14 Балансовая прибыль: состав и источники ее формирования
15 Характеристика показателей оборотного капитала
16 Распределение и использование прибыли в организации
17 Аренда имущества: понятие, виды аренды
18 Рентабельность: характеристика, виды рентабельности
19 Кадры организации, персонал: качественная и количественная характеристики
20 Планирование и прогнозирование деятельности предприятия
21 Производительность труда: выработка, трудоемкость, факторы и резервы роста производительности
22 Бизнес-планирование
23 Основные направления улучшения использования основных средств
24 Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия
25 Понятие и виды риска деятельности предприятия
26 Нормируемые и ненормируемые оборотные средства, улучшение использования оборотных средств
27 Организация (предприятие): характеристика, функции организации, понятие юридического лица
28 Сущность, назначение, состав и структура основных средств
29 Организационно-правовые формы организаций (предприятий): общества, их структура (ООО, ОАО, ЗАО)
30 Понятие капитальных вложений (инвестиции), инвестиционный проект
31 Системы повременной заработной платы
32 Балансовая прибыль: состав и источники ее формирования
33 Системы сдельной заработной платы, надбавки и доплаты
34 Рентабельность: характеристика, виды рентабельности
35 Классификация затрат на производство продукции
36 Нематериальные активы, оценка и амортизация нематериальных активов
37 Определение себестоимости продукции
38 Внешнеэкономическая деятельность предприятия
39 Бестарифные и смешанные системы оплаты труда
40 Предприятие и предпринимательство в условиях рыночной экономики: классификация по характеру деятельности, размеру, собственности
41 Структура финансов предприятия
42 Производственная логистика
43 Пути улучшения использования производственных мощностей
44 Бизнес – план и его структура
45 Понятие уставный капитал и его формирование
4. Критерии оценивания экзаменационных заданий
85-100 баллов (оценка «отлично») Представлен развернутый ответ на теоретический вопрос. Студент ориентируется в излагаемом материале, отвечает на дополнительные вопросы, связанные демонстрирует глубокие теоретические знания, знание первоисточников.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Представлен достаточно развернутый ответ на теоретический вопрос. Студент отвечает на дополнительные вопросы, допуская одну-две неточности в ответе, демонстрирует достаточный уровень теоретических знаний, знание первоисточников.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Представлен не полный ответ на теоретический вопрос. Студент демонстрирует достаточный уровень теоретических знаний, однако затрудняется отвечать на отдельные вопросы.
0-49 баллов (оценка «не удовлетворительно») Теоретический вопрос не раскрыт, либо дан ответ только на один из вопросов билета. Студент затрудняется отвечать на дополнительные вопросы.

Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фридман А. М. Экономика организации: Учебник Москва: РИОР, 2021 znanium.com
Л1.2 Н.А. Сафронов Экономика организации (предприятия): учебник для средних специальных учебных заведений Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Родина Г. А., Тарасова С. В. ; Под ред. Родиной Г.А., Тарасовой С.В. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ. МИКРОЭКОНОМИКА. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методы расчета основных технико-экономических показателей portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
213Н кабинет экономики и менеджмента; кабинет экономики, менеджмента и маркетинга; кабинет менеджмента и экономики организации; кабинет менеджмента и управления персоналом; кабинет экономики организации; кабинет менеджмента; кабинет экономической теории; кабинет экономики организации и управления персоналом – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 84 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; интерактивная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Acer) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА «Методы расчета основных технико-экономических показателей проектирования»

Для успешного овладения междисциплинарного курса необходимо выполнять следующие требования:
посещать все лекционные и практические занятия
все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал
При изучении междисциплинарного курса обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины, Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе МДК «Методы расчета основных технико-экономических показателей проектирования».
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.

При реализации междисциплинарного курса используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа и лекция-визуализация.
При проведении практических занятий: работа в малых группах.

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАУЩИХСЯ

Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов предполагает:
самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
выполнение заданий для самостоятельной работы;
изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов;
подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным МДК;
выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам МДК

ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию следует:
внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе МДК;
изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.

РАБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
1.Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
2.Чтение текста
3.Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Методические рекомендации по составлению конспекта
Конспект - сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности.
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта. Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного.

ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ

Контрольная работа - вид учебной и научно-исследовательской работы, отражающая знания, навыки и умения студента, полученные в ходе освоения МДК.
Цель контрольной работы- закрепление и углубление теоретических знаний по междисциплинарному курсу «Методы расчета основных технико-экономических показателей проектирования» , овладение студентами методикой решения экономических задач.
Этапы подготовки:
1.Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.
2.Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.
3.Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами.
4.Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике.
5.Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
6.Выучите определения основных понятий, законов.
Критерии оценки:
правильность ответов на вопросы;
полнота и лаконичность ответа;
способность правильно квалифицировать факты и обстоятельства,
логика и аргументированность изложения.

НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА

Реферат–вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях.
Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны.
Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Этапы подготовки реферата:
1.Определить идею и задачу реферата.
2.Ясно и четко сформулировать тему или проблему. Она не должна быть слишком общей.
3.Найти нужную литературу по выбранной теме.
4.Составить перечень литературы, которая обязательно должна быть прочитана.
Только после предварительной подготовки следует приступать к написанию реферата. Прежде всего, составить план, выделить в нем части:
введение – значение проблемы, ее актуальность;
текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором
заключение
список использованной литературы

СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦ

Таблица - вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы
Этапы составления таблицы:
1.изучить информацию по теме;
2.выбрать оптимальную форму таблицы;
3.информацию представить в сжатом виде
4.заполнить основные графы таблицы
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
логичность структуры таблицы;
правильный отбор информации;
наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
соответствие оформления требованиям;
работа сдана в срок.

СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Презентация - вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint.
Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы MicrosoftPowerPoint.
Презентация должна содержать не менее 15 многослойных слайдов с использованием возможностей анимации и различного оформления. Приветствуется наличие в презентации звукового сопровождения (комментариев) и реальных примеров (картинок).
После проведения демонстрации слайдов презентации студент должен дать личную оценку социальной значимости изученной проблемной ситуации и ответить на заданные вопросы.
Этапы подготовки презентации:
1.изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
2.установить логическую связь между элементами темы;
3.представить характеристику элементов в краткой форме;
4.выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
5.оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
эстетичность и соответствие требованиям оформления;
работа представлена в срок