МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика и психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки03.03.02. Физика
ПрофильМедицинская физика; Современные функциональные материалы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план03_03_02_Физика_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 32
индивидуальные консультации 40
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 32 32 32 32
Консультации 40 40 40 40
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.психол.н, доцент, Тихонова О.Н.

Рецензент(ы):
д-р психол. наук, профессор, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика и психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 03.03.02 Физика (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 891)

составлена на основании учебного плана:
03.03.02 Физика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., д-р психол. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д-р психол. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование системы научных знаний в области педагогики и психологии высшей школы, ведущих тенденций развития современного высшего образования;
формирование умений проектировать и осуществлять образовательный процесс в вузе;
развитие профессионально-педагогического мышления вузовского преподавателя.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-9 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
ПК-1 Способен разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин по физике и астрономии
ПК-3 Способен определять на основе анализа учебной деятельности обучающегося, оптимальные (в предметном образовательном контексте) способы его обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-9.1: Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды;
ПК-1.1: Знает преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС и основной общеобразовательной программы, его истрии и места в мировой культуре и науке;
ПК-1.2: Знает историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования бразовательных систем, роль и места образования в жизни личности и общества;
ПК-3.1: знает требования к средствам обучения (их дидактические возможности), снащению и оборудованию учебного кабинета физики, астрономии, подсобного пмещения к нему.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-9.2: Умеет использовать методические приема формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования;
ПК-1.3: Умеет разрабатывать рабочую программу и владеет методиками обучения предмету;
ПК-3.2: Умеет использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства бучения, в рамках ФГОС основного общего образования и среднего общего образования;
ПК-3.3: Умеет принимать современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
ПК-3.4: Умеет осуществлять контрольно-ценочную деятельность в образовательном процессе, используя современные способы оценивания, в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневнеков);
ПК-3.5: Умеет организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-9.3: Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах;
ПК-3.6: Владеет основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
1.1. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ. ЦЕЛИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Лекции 5 2 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л2.4, Л1.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л2.2, Л2.6, Л2.3
1.2. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ. ЦЕЛИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Сам. работа 5 4 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л1.5, Л1.1, Л2.5, Л1.3
1.3. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ. ЦЕЛИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Практические 5 2 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л1.5, Л1.1, Л2.5, Л1.3
1.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ Лекции 5 2 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л1.5, Л1.1, Л2.5, Л1.3
1.5. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ Сам. работа 5 4 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л1.5, Л1.1, Л2.5, Л1.3
1.6. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ Практические 5 2 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л1.5, Л1.1, Л2.5, Л1.3
1.7. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Лекции 5 2 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л1.5, Л2.1, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.2
1.8. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Сам. работа 5 4 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л1.5, Л2.1, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.2
1.9. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Практические 5 2 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л1.5, Л2.1, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.2
1.10. ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Лекции 5 2 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л1.5, Л2.5, Л2.2, Л2.6
1.11. ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Сам. работа 5 4 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л1.5, Л2.5, Л2.2, Л2.6
1.12. ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Практические 5 2 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л1.5, Л2.5, Л2.2, Л2.6
1.13. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Лекции 5 2 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л2.4, Л1.5, Л2.5
1.14. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Сам. работа 5 4 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л2.4, Л1.5, Л2.5
1.15. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Практические 5 2 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л2.4, Л1.5, Л2.5, Л1.3
1.16. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ Лекции 5 2 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л1.5, Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л1.2
1.17. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ Сам. работа 5 4 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л1.5, Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л1.2
1.18. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ Практические 5 2 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л1.5, Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л1.2
1.19. СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Лекции 5 2 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л1.5, Л2.5
1.20. СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Сам. работа 5 2 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л1.5, Л2.5
Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА Лекции 5 2 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л2.4, Л1.5, Л2.5, Л1.2
2.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА Сам. работа 5 2 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л2.4, Л1.5, Л2.5, Л1.4
2.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА Практические 5 2 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л2.4, Л1.5, Л2.5, Л1.3, Л1.4, Л1.2
2.4. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА Лекции 5 2 Л2.4, Л1.5, Л1.1, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л1.4, Л1.2
2.5. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА Сам. работа 5 2 Л2.4, Л1.5, Л1.1, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л1.4, Л1.2
2.6. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА Практические 5 2 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л2.4, Л1.5, Л1.1, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л1.4, Л1.2
2.7. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ОБЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Лекции 5 2 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л1.5, Л2.5, Л1.2
2.8. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ОБЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Сам. работа 5 2 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л1.5, Л2.5, Л1.4, Л1.2
2.9. Педагогика и психология Консультации 5 40 УК-9, ПК-1, ПК-3 Л1.5, Л1.4, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11343
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-9: Способность использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах.
Вопрос 1. Почему психологию можно назвать плюралистической наукой?
1. авторы получают данные, которые не всегда хорошо согласуются между собой;
2. в рамках психологии существуют подходы, основывающиеся на различных не сводимых друг к другу парадигмах;
3. решения о том, считают ли некоторую гипотезу обоснованной, принимают на Всемирных психологических конгрессах закрытым голосованием.
Ответ: 2.
Вопрос 2. Термин "психология" возник...
1. в античности;
2. в конце 16 в.;
3. в начале 19 в.
Ответ: 2.
Вопрос 3. Какая из задач не является задачей научной психологии?
1. предвидение;
2. объяснение;
3. описание.
Ответ: 1.
Вопрос 4. Как можно охарактеризовать нейропсихологию - одну из самых бурно развивающихся в последние годы областей знания?
1. междисциплинарная специальная трасль психологии;
2. прикладная отрасль психологии;
3. фундаментальная специальная отрасль психологии.
Ответ: 3.
Вопрос 5. Название каких феноменов перекочевали из специально научного в общеупотребительный лексикон?
1. оральная фиксация;
2. комплекс неполноценности;
3. сдвиг мотива на цель.
Ответ: 2.
Вопрос 6. Каков основной метод современной научной психологии?
1. тестирование;
2. интроспекция;
3. эксперимент.
Ответ: 3.
Вопрос 7. Как называется тип связи между переменными, при котором, по мере того как значение одной переменной увеличивается, значение другой - уменьшается?
1. положительная куорреляция;
2. нулевая корреляция;
3. отрицательная корреляция.
Ответ: 3.
Вопрос 8. Какой компонент должен быть обязательно включен в план экспериментального исследования?
1. демографическая однородность выборки;
2. контрольная группа;
3. статистические методы обработки данных.
Ответ: 2.
Вопрос 9. Что является специфической характеристикой метода тестов?
1. наличие "норм", с которыми сравниваются плученные данные;
2. высокая скорость процедур;
3. объективность.
Ответ: 3.
Вопрос 10. Какое название получил феномен, заключающийся в том, что при последовательном освещении двух расположенных под углом друг к другу прорезей на диске с интервалом около 60 мс создается иллюзия движения?
1. пси-феномен;
2. фи-феномен;
3. би-феномен.
Ответ: 2.
Вопрос 11. За счет чего, по мнению Дж. Уотсона, у человека формируются явно вредные формы поведения, например алкоголизм и курение?
1. за счет создания ошибочных с точки зрения адаптации условно-рефлекторных связей;
2. за счет наследственной предрасположенности;
3. за счет слишком жесткого воспитания.
Ответ: 1.
Вопрос 12. Как называется в концепции Л.С. Выготского процесс превращения внешнего разделенного действия во внутреннюю психологическую функцию?
1. нтеграция;
2. индивидуализация;
3. интериоризация.
Ответ: 3.
Вопрос 13. С помощью чего, по мнению Л.С. Выготского, ребенок приобретает возможность управлять своими психическими процессами?
1. с помощью знаковых систем;
2. с помощью наблюдения за поведением взрослых;
3. методом проб и ошибок.
Ответ: 2.
Вопрос 14. Как А.Н. Леонтьев назвал феномен, заключающийся в том, что действие, существующее в рамках определенной деятельности, становится самостоятельной деятельностью?
1. сдвиг мотива на цель;
2. автономизация;
3. автоматизация.
Ответ: 1.
Вопрос 15. Кто из представителей гуманистической психологии предложил видение человека как существа, основной движущей силой которого является стремление к осмысленной жизни?
1. А.А. Маслоу;
2. Б.К. Роджерс;
3. В.В. Франкл.
Ответ: 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. Какое допущение лежит в снове когнитивной психологии?
Ответ: об ограниченных возможностях системы переработки информации у человека.
Вопрос 2. Что, по А.Н. Леонтьеву, служит объективным критерием возникновения психики?
Ответ: наличие нервной системы.
Вопрос 3. Какой тип нервной системы контролирует учащение сердцебиение и усиление потоотделения, когда мы занимаемся спортом?
Ответ: симпатическая.
Вопрос 4. Как называется тип научения, при котором мы пытаемся заимствовать наиболее эффективные способы поведения других людей?
Ответ: факультативное научение.
Вопрос 5. Каким образом возможно восстановление высших психических функций при локальных повреждениях мозга?
Ответ: необходимо таким образом перестроить функциональную систему, чтобы высшие психические функции взяли на себя роль ее поврежденных звеньев.
Вопрос 6. Какие явления наблюдаются при изоляции полушарий переднего мозга?
Ответ: нарушается способность к речевому оформлению информации, поступающей в правое полушарие.
Вопрос 7. При каком методе исследования головного мозга испльзуется тот факт, что активные нейроны поглощают больше глюкозы, чем пассивные?
Ответ: позитронно-эмиссионная томография.
Вопрос 8. Представление о диалектическом взаимодействии противоположных по содержанию потребностей было введено в рамках...
Ответ: деятельностного подхода.
Вопрос 9. В основе какой потребности лежит принцип гомеостаза?
Ответ: потребности во сне.
Вопрос 10. В чем заключается соотношение понятий "потребность" и "мотив"?
Ответ: мотив есть опредмеченная потребность.
Вопрос 11. Закон Йеркса-Додсона о наличии оптимума мотивации гласит, что...
Ответ: оптимальный уровень мотивации для сложных заданий ниже, чем для простых.
Вопрос 12. Согласно концепции трудовой мотивации Ф. Герцберга какой фактор с большей определенностью предсказывает удовлетворенность трудовой деятельностью?
Ответ: информированность сотрудника об отдаленных положительных результатах его работы.
Вопрос 13. Вероятность того, что один человек придет на помощь другому будет максимальной в том случае, если ответственность за ситуацию...
Ответ: лежит на нем одном.
Вопрос 14. Человек, который достиг высокого социального положения, скорее всего будет характеризоваться...
Ответ: высоким уровнем мотивации достижения и низким уровнем избегания неудач.
Вопрос 15. Гипотеза о том, что различные эмоциональные состояния можно определить по трем характеристикам: успокоению - возбуждению, удовольствию - неудовольствию, напряжению - разрядке, лежит в основе теории...
Ответ: Вундта.
Вопрос 16. Сколько универсальных эмоций выделяют в настоящее время психологи?
Ответ: 10.
Вопрос 17. В рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается, что эмоциональная реакция сопровождает переработку инфрмации на...
Ответ: смысловом уровне.
Вопрос 18. Данные исследований показывают, что когда человек лжет, он непроизвольно...
Ответ: повышает голос.
Вопрос 19. согласно современным данным надежным предсказателем субъективного состояния счастья является...
Ответ: лучшее положение по сравнению с окружающими.
Вопрос 20. Какова динамика борьбы мотивов при реализации волевого акта у взрослого человека?
Ответ: социальный мотив побеждает биологический.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-1: Способен разрабатывать и реализовывать прграммы учебных дисциплин по физике и астрономии.
1. Педагогические задачи, отражающие объективные потребности общества:
1. стратегические
2. тактические
3. оперативные
4. общественные
Ответ:1.
2. Задание Единица педагогического процесса:
1. педагогическая ситуация
2. педагогическая задача
3. учащийся
4. педагог
Ответ:2.
3. Ученики не подготовились к уроку. Задача учителя - включить учащихся в деятельность на уроке. Тип задачи:
1. стратегическая
2. тактическая
3. оперативная
4. коммуникативная
Ответ:3.
4. Задачи, не выделяемые по временному признаку:
1. стратегические
2. тактические
3. оперативные
4. ситуативные
Ответ:4.
5. Задачи, включѐнные в классификацию по видам деятельности педагога:
1. воспитательные
2. дидактические
3. конвергентные
4. оперативные
Ответ:1, 2.
6. Этапы решения педагогической задачи:
1. постановка задачи на основе анализа ситуации
2. конструирование способа педагогического воздействия
3. процесс решения задачи
4. анализ результатов решения
Ответ:3, 4, 1,2.
7. Этап технологии решения педагогической задачи, на котором происходит осуществление целеполагания, диагностика поступка:
1. аналитический
2. процессуальный
3. прогностический
4. рефлексивный
Ответ:1.
8. Этап технологии решения педагогических задач, на котором происходит отбор средств достижения результата, проектирование воздействия или взаимодействия:
1. аналитический
2. прогностический
3. процессуальный
4. рефлексивный
Ответ:2.
9. Этап решения педагогических задач, на котором происходит осуществление систематического отслеживания действий, корректировка способов действий:
1. аналитический
2. прогностический
3. процессуальный
4. рефлексивный
Ответ:3.
10. Последовательность этапов конструирования процесса решения педагогических задач:
1. осознание педагогической задачи
2. постановка диагноза
3. прогнозирование
4. проектирование
5. планирование
Ответ:2, 1, 3, 5, 4.
11. Оценка общего состояния педагогического процесса или его компонента на основе всестороннего, целостного обследования:
1. диагноз
2. анализ
3. проект
4. прогноз
Ответ:1.
12. Процесс получения опережающей информации об объекте на основе научно обоснованных положений:
1. диагноз
2. прогноз
3. целеполагание
4. анализ
Ответ:2.
13. Последовательность этапов разработки плана работы классного руководителя:
1. составление характеристики классного коллектива
2. знакомство руководителя с общешкольным планом воспитательной работы
3. формулирование конкретных задач воспитательной работы с классом на год
4. обсуждение плана с коллегами, родителями и учащимися
5. обсуждение плана на классном собрании, закрепление ответственных за организацию мероприятий, распределение поручений
Ответ: 3, 4, 1, 5, 2.
14. Последовательность этапов планирования урока:
2. определение целей урока
3. разработка дидактического аппарата
1. установление структуры урока с проработкой учебных ситуаций
Ответ:3, 1, 2.
15. Методы педагогического прогнозирования:
1. моделирование
2. наблюдение
3. мысленный эксперимент
4. изучение продуктов деятельности учащихся
5. анкетирование
Ответ:1, 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

1. Назовите принцип проектирования педагогического процесса, требующий начинать проектирование с построения моделей деятельности учащихся.
Ответ: центрации проектирования на ведущем элементе.
2. Назовите принцип проектирования педагогического процесса, требующий непрерывной коррекции проекта на основе анализа потребностей и возможностей субъектов.
Ответ: рефлексивности.
3. Назовите принцип проектирования педагогического процесса, обусловленный закономерностью индивидуального усвоения учениками социального опыта.
Ответ: адаптации процесса к личности учащихся.
4. Назовите принцип проектирования педагогического процесса, требующий учитывать все факторы, влияющие на процесс.
Ответ: многофакторности.
5. Необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между компонентами педагогического проектирования -
Ответ: закономерности.
6. Виды внешней (практической) деятельности...
Ответ: манипулирование предметами, сборка и разборка.
7. Основа технологии организации развивающих видов деятельности детей...
Ответ: требование
8. Деятельность, направленная на объединение групп людей для достижения общей цели -
Ответ: организаторская.
9. Деятельность учителя, функциями которой являются: функция групповой интеграции, внешнекоммуникативная функция.
Ответ: организаторская.
10. Назвите принципы коллективных способов обучения.
Ответ: наличие сменных пар учащихся, взаимоуправление
11. Назовите типы группового обучения:
Ответ: обучение в парах, маленькая команда
12. Назовите уровень применения педагогики сотрудничества.
Ответ: общепедагогический.
13. Назовите принципы педагогической поддержки ребѐнка, сформулированные Ш.А. Амонашвили.
Ответ: любить ребѐнка, очеловечить среду, в которой живѐт ребѐнок
14. Технология, целевой ориентацией которой является "облагораживание души и сердца ребѐнка":
Ответ: гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.
15. Назовите учѐного, назвавшего отметки "костылями хромой педагогики".
Ответ: Ш.А. Амонашвили.
16. Функция игры, характеризующаяся внесением позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребѐнка -
Ответ: коррекционная.
17. Назовите вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором совершенствуется самоуправление поведением.
Ответ: игра.
18. Назовите последовательность этапов игры:
Ответ: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.
19. Функция игровых технологий, связанная с преодолением трудностей ребѐнка в поведении, общении, учении -
Ответ: терапевтическая.
20. Параметр для классификации педагогических игр на предметные, сюжетные, ролевые и т.д.-
Ответ: игровая методика.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ПК-3: Способен определять на основе анализа учебной деятельности обучающегося, оптимальные (в предметном образовательном контексте) способы его обучения.
Вопрос 1. Педагоги, не поддерживающие идею технологизации педагогического процесса:
1. И.Г. Песталоцци
2. Я.А. Коменский
3. Л.Н. Толстой
4. К.А. Вентцель
5. А.С. Макаренко
Ответ: 3,4.
2. Важнейшие элементы педагогической технологии А.С. Макаренко:
1. тон и стиль обращения
2. указание
3. приказ
4. традиции
5. просьба
Ответ: 1,4.
3. Организатор трудовой колонии "Бодрая жизнь":
1. А.С. Макаренко
2. С.Т. Шацкий
3. Ф.А. Фрадкин
4. Л.Н. Толстой
Ответ: 2.
4. Педагог, в 1920-1925 гг. возглавлявший "Школу-коммуну им. Ф.М. Достоевского":
1. С.Т. Шацкий
2. В.Н. Сорока-Росинский
3. А.С. Макаренко
4. В.А. Сухомлинский
Ответ: 2.
5. Идея, с которой первоначально соотносилось понятие "педагогическая технология" в зарубежной педагогической литературе:
1. гуманизация
2. интенсификация
3. технизация
4. активизация
Ответ: 3.
6. Автор слов "Дари себя детям!":
1. Р. Штайнер
2. Л.Н. Толстой
3. Ш.А. Амонашвили
4. В.А. Сухомлинский
Ответ: 3.
7. Методологические требования к современным педагогическим технологиям:
1. цикличность
2. гибкость
3. альтернативность
4. системность
5. воспроизводимость
Ответ: 4,5.
8. Массовую разработку и внедрение педагогических технологий относят к середине ... годов прошлого века.
1. 40-х
2. 50-х
3. 70-х
4. 80-х
Ответ: 2.
9. Учѐный, внѐсший значительный вклад в развитие исследований в области педагогических технологий:
1. В.П. Беспалько
2. Д. Дьюи
3. П.И. Пидкасистый
4. Б.Т. Лихачѐв
Ответ: 1.
10. Методологические требования к современным педагогическим технологиям:
1. концептуальность
2. цикличность
3. эффективность
4. альтернативность
5. ситуативность
Ответ: 1, 3.
11. Уровни применения педагогических технологий:
1. общепедагогический
2. предметный
3. информационный
4. частный
5. теоретический
Ответ: 1, 2.
12. Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий:
1. деятельность
2. технология
3. техника
4. мастерство
Ответ: 2.
13. Частные педагогические технологии:
1. стимулирование деятельности учащихся
2. организация начала урока
3. конструирование процесса обучения
4. конструирование процесса воспитания
5. проектирование содержания образования
Ответ: 1, 2.
14. Синтез личностно-деловых качеств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса:
1. авторитет
2. творчество
3. мастерство
4. техника
Ответ: 3.
15. Совокупность умений и навыков, необходимая для эффективного воздействия на учащихся:
1. техника
2. профессионализм
3. эрудиция
4. технология
Ответ: 1.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

1. Соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми, умение выбрать правильный подход к ним...
Ответ: такт.
2. Назовите элементы концептуальной части педагогических технологий.
Ответ: целевые ориентации, название.
3. Назовите аспект, в котором педагогическая технология представляется научно разработанным решением определѐнной проблемы.
Ответ: научный.
4. Назовите элемент процессуальной части педагогических технологий.
Ответ: структура и алгоритм деятельности субъектов.
5. Назовите технологии, не относящиеся к горизонтальной иерархии педагогических технологий.
Ответ: микротехнологии, нанотехнологии.
6. Назовите главное требование к формулировке целей в педагогической технологии.
Ответ: диагностичность.
7. Прогнозируемый результат педагогической деятельности...
Ответ: цель.
8. Назовите наиболее характерный признак любой педагогической технологии.
Ответ: диагностично поставленная цель.
9. Философское убеждение, что наука и знание точных наук наиболее адекватны познанию окружающей действительности...
Ответ: сциентизм.
10. Назовите критерий для выделения обучающих и воспитывающих, общеобразовательных и профессиональноориентированных педагогических технологий.
Ответ: характер содержания и структуры.
11. Как называются технологии, в которых педагог является единоличным субъектом педагогического процесса, отличаются подавлением инициативы учащихся.
Ответ: авторитарные.
12. Назовите технологии личностно-ориентированного образования.
Ответ: педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвилли.
13. Назовите технологии, выделяемые на основе ведущего фактора развития личности.
Ответ: биогенные, социогенные, психогенные.
14. Кто автор классификации педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся?
Ответ: Беспалько В.П.
15. Как называются технологии, реализующие демократизм, равенство, партнѐрство в отношениях педагога и учащихся?
Ответ: сотрудничества.
16. Как называются технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся?
Ответ: игровые.
17. Назовите параметр, который Г.К. Селевко не берѐт за основу классификации педагогических технологий.
Ответ: уровень воспроизведения.
18. Назовите элемент, не входящий в структуру описания и анализа педагогической технологии.
Ответ: профессиональный.
19. Осмысленная педагогическая ситуация с привнесѐнной в неѐ целью...
Ответ: задача.
20. Как называются текущие, ближайшие педагогические задачи?
Ответ: оперативные.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.2 Дудина М.Н. ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова Компетентностный подход в образовании : учебное пособие Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137
Л1.4 Ю.Г. Татур. Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие Москва : Логос, 2006. biblioclub.ru
Л1.5 Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: учеб. пособие М.: Юнити-Дана , 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117717
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мандель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: учебное пособие для магистрантов Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364342
Л2.2 сост. В.В. Журавлев Информационные технологии в образовании : учебное пособие Ставрополь : СКФУ, электроный , 2014 biblioclub.ru
Л2.3 П. И. Образцов, А. И. Уман, М. Я. Виленский Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе :: учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D88A7D29-C5B1-4642-9672-9D2D0EB39E44.
Л2.4 Фроловская М.Н. Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
Л2.5 В.Д. Самойлов Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма: учебник М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013 biblioclub.ru
Л2.6 К.Р. Овчинникова Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D00B3285-B780-435A-9CCF-2B4B24AFB9F4.
Л2.7 М. В. Войтенко (http://elibrary.asu.ru/handle/asu/35) Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для магистров АлтГУ, электронный, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Педагогика и психология" portal.edu.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно).

6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без