Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 03.03.02. Физика |
Профиль | Медицинская физика; Современные функциональные материалы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 03_03_02_Физика_Профили-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 32 | 32 | 32 | 32 |
Консультации | 40 | 40 | 40 | 40 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д-р психол. наук, профессор
1.1. | формирование системы научных знаний в области педагогики и психологии высшей школы, ведущих тенденций развития современного высшего образования; формирование умений проектировать и осуществлять образовательный процесс в вузе; развитие профессионально-педагогического мышления вузовского преподавателя. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
УК-9 | Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах |
ПК-1 | Способен разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин по физике и астрономии |
ПК-3 | Способен определять на основе анализа учебной деятельности обучающегося, оптимальные (в предметном образовательном контексте) способы его обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | УК-9.1: Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды; ПК-1.1: Знает преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС и основной общеобразовательной программы, его истрии и места в мировой культуре и науке; ПК-1.2: Знает историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования бразовательных систем, роль и места образования в жизни личности и общества; ПК-3.1: знает требования к средствам обучения (их дидактические возможности), снащению и оборудованию учебного кабинета физики, астрономии, подсобного пмещения к нему. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | УК-9.2: Умеет использовать методические приема формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования; ПК-1.3: Умеет разрабатывать рабочую программу и владеет методиками обучения предмету; ПК-3.2: Умеет использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства бучения, в рамках ФГОС основного общего образования и среднего общего образования; ПК-3.3: Умеет принимать современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; ПК-3.4: Умеет осуществлять контрольно-ценочную деятельность в образовательном процессе, используя современные способы оценивания, в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневнеков); ПК-3.5: Умеет организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | УК-9.3: Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах; ПК-3.6: Владеет основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ | ||||||
1.1. | ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ. ЦЕЛИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | Лекции | 5 | 2 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л2.4, Л1.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л2.2, Л2.6, Л2.3 |
1.2. | ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ. ЦЕЛИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | Сам. работа | 5 | 4 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л1.5, Л1.1, Л2.5, Л1.3 |
1.3. | ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ. ЦЕЛИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | Практические | 5 | 2 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л1.5, Л1.1, Л2.5, Л1.3 |
1.4. | СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ | Лекции | 5 | 2 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л1.5, Л1.1, Л2.5, Л1.3 |
1.5. | СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ | Сам. работа | 5 | 4 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л1.5, Л1.1, Л2.5, Л1.3 |
1.6. | СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ | Практические | 5 | 2 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л1.5, Л1.1, Л2.5, Л1.3 |
1.7. | МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | Лекции | 5 | 2 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л1.5, Л2.1, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.2 |
1.8. | МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | Сам. работа | 5 | 4 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л1.5, Л2.1, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.2 |
1.9. | МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | Практические | 5 | 2 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л1.5, Л2.1, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.2 |
1.10. | ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ | Лекции | 5 | 2 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л1.5, Л2.5, Л2.2, Л2.6 |
1.11. | ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ | Сам. работа | 5 | 4 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л1.5, Л2.5, Л2.2, Л2.6 |
1.12. | ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ | Практические | 5 | 2 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л1.5, Л2.5, Л2.2, Л2.6 |
1.13. | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ | Лекции | 5 | 2 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л2.4, Л1.5, Л2.5 |
1.14. | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ | Сам. работа | 5 | 4 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л2.4, Л1.5, Л2.5 |
1.15. | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ | Практические | 5 | 2 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л2.4, Л1.5, Л2.5, Л1.3 |
1.16. | СИСТЕМА КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ | Лекции | 5 | 2 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л1.5, Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л1.2 |
1.17. | СИСТЕМА КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ | Сам. работа | 5 | 4 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л1.5, Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л1.2 |
1.18. | СИСТЕМА КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ | Практические | 5 | 2 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л1.5, Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л1.2 |
1.19. | СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ | Лекции | 5 | 2 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л1.5, Л2.5 |
1.20. | СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ | Сам. работа | 5 | 2 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л1.5, Л2.5 |
Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ | ||||||
2.1. | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА | Лекции | 5 | 2 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л2.4, Л1.5, Л2.5, Л1.2 |
2.2. | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА | Сам. работа | 5 | 2 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л2.4, Л1.5, Л2.5, Л1.4 |
2.3. | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА | Практические | 5 | 2 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л2.4, Л1.5, Л2.5, Л1.3, Л1.4, Л1.2 |
2.4. | ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА | Лекции | 5 | 2 | Л2.4, Л1.5, Л1.1, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л1.4, Л1.2 | |
2.5. | ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.4, Л1.5, Л1.1, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л1.4, Л1.2 | |
2.6. | ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА | Практические | 5 | 2 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л2.4, Л1.5, Л1.1, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л1.4, Л1.2 |
2.7. | ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ОБЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ | Лекции | 5 | 2 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л1.5, Л2.5, Л1.2 |
2.8. | ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ОБЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ | Сам. работа | 5 | 2 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л1.5, Л2.5, Л1.4, Л1.2 |
2.9. | Педагогика и психология | Консультации | 5 | 40 | УК-9, ПК-1, ПК-3 | Л1.5, Л1.4, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11343 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-9: Способность использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах. Вопрос 1. Почему психологию можно назвать плюралистической наукой? 1. авторы получают данные, которые не всегда хорошо согласуются между собой; 2. в рамках психологии существуют подходы, основывающиеся на различных не сводимых друг к другу парадигмах; 3. решения о том, считают ли некоторую гипотезу обоснованной, принимают на Всемирных психологических конгрессах закрытым голосованием. Ответ: 2. Вопрос 2. Термин "психология" возник... 1. в античности; 2. в конце 16 в.; 3. в начале 19 в. Ответ: 2. Вопрос 3. Какая из задач не является задачей научной психологии? 1. предвидение; 2. объяснение; 3. описание. Ответ: 1. Вопрос 4. Как можно охарактеризовать нейропсихологию - одну из самых бурно развивающихся в последние годы областей знания? 1. междисциплинарная специальная трасль психологии; 2. прикладная отрасль психологии; 3. фундаментальная специальная отрасль психологии. Ответ: 3. Вопрос 5. Название каких феноменов перекочевали из специально научного в общеупотребительный лексикон? 1. оральная фиксация; 2. комплекс неполноценности; 3. сдвиг мотива на цель. Ответ: 2. Вопрос 6. Каков основной метод современной научной психологии? 1. тестирование; 2. интроспекция; 3. эксперимент. Ответ: 3. Вопрос 7. Как называется тип связи между переменными, при котором, по мере того как значение одной переменной увеличивается, значение другой - уменьшается? 1. положительная куорреляция; 2. нулевая корреляция; 3. отрицательная корреляция. Ответ: 3. Вопрос 8. Какой компонент должен быть обязательно включен в план экспериментального исследования? 1. демографическая однородность выборки; 2. контрольная группа; 3. статистические методы обработки данных. Ответ: 2. Вопрос 9. Что является специфической характеристикой метода тестов? 1. наличие "норм", с которыми сравниваются плученные данные; 2. высокая скорость процедур; 3. объективность. Ответ: 3. Вопрос 10. Какое название получил феномен, заключающийся в том, что при последовательном освещении двух расположенных под углом друг к другу прорезей на диске с интервалом около 60 мс создается иллюзия движения? 1. пси-феномен; 2. фи-феномен; 3. би-феномен. Ответ: 2. Вопрос 11. За счет чего, по мнению Дж. Уотсона, у человека формируются явно вредные формы поведения, например алкоголизм и курение? 1. за счет создания ошибочных с точки зрения адаптации условно-рефлекторных связей; 2. за счет наследственной предрасположенности; 3. за счет слишком жесткого воспитания. Ответ: 1. Вопрос 12. Как называется в концепции Л.С. Выготского процесс превращения внешнего разделенного действия во внутреннюю психологическую функцию? 1. нтеграция; 2. индивидуализация; 3. интериоризация. Ответ: 3. Вопрос 13. С помощью чего, по мнению Л.С. Выготского, ребенок приобретает возможность управлять своими психическими процессами? 1. с помощью знаковых систем; 2. с помощью наблюдения за поведением взрослых; 3. методом проб и ошибок. Ответ: 2. Вопрос 14. Как А.Н. Леонтьев назвал феномен, заключающийся в том, что действие, существующее в рамках определенной деятельности, становится самостоятельной деятельностью? 1. сдвиг мотива на цель; 2. автономизация; 3. автоматизация. Ответ: 1. Вопрос 15. Кто из представителей гуманистической психологии предложил видение человека как существа, основной движущей силой которого является стремление к осмысленной жизни? 1. А.А. Маслоу; 2. Б.К. Роджерс; 3. В.В. Франкл. Ответ: 3. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом: - "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; - "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более; - "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий; - "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий; - "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий; - "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий. Вопрос 1. Какое допущение лежит в снове когнитивной психологии? Ответ: об ограниченных возможностях системы переработки информации у человека. Вопрос 2. Что, по А.Н. Леонтьеву, служит объективным критерием возникновения психики? Ответ: наличие нервной системы. Вопрос 3. Какой тип нервной системы контролирует учащение сердцебиение и усиление потоотделения, когда мы занимаемся спортом? Ответ: симпатическая. Вопрос 4. Как называется тип научения, при котором мы пытаемся заимствовать наиболее эффективные способы поведения других людей? Ответ: факультативное научение. Вопрос 5. Каким образом возможно восстановление высших психических функций при локальных повреждениях мозга? Ответ: необходимо таким образом перестроить функциональную систему, чтобы высшие психические функции взяли на себя роль ее поврежденных звеньев. Вопрос 6. Какие явления наблюдаются при изоляции полушарий переднего мозга? Ответ: нарушается способность к речевому оформлению информации, поступающей в правое полушарие. Вопрос 7. При каком методе исследования головного мозга испльзуется тот факт, что активные нейроны поглощают больше глюкозы, чем пассивные? Ответ: позитронно-эмиссионная томография. Вопрос 8. Представление о диалектическом взаимодействии противоположных по содержанию потребностей было введено в рамках... Ответ: деятельностного подхода. Вопрос 9. В основе какой потребности лежит принцип гомеостаза? Ответ: потребности во сне. Вопрос 10. В чем заключается соотношение понятий "потребность" и "мотив"? Ответ: мотив есть опредмеченная потребность. Вопрос 11. Закон Йеркса-Додсона о наличии оптимума мотивации гласит, что... Ответ: оптимальный уровень мотивации для сложных заданий ниже, чем для простых. Вопрос 12. Согласно концепции трудовой мотивации Ф. Герцберга какой фактор с большей определенностью предсказывает удовлетворенность трудовой деятельностью? Ответ: информированность сотрудника об отдаленных положительных результатах его работы. Вопрос 13. Вероятность того, что один человек придет на помощь другому будет максимальной в том случае, если ответственность за ситуацию... Ответ: лежит на нем одном. Вопрос 14. Человек, который достиг высокого социального положения, скорее всего будет характеризоваться... Ответ: высоким уровнем мотивации достижения и низким уровнем избегания неудач. Вопрос 15. Гипотеза о том, что различные эмоциональные состояния можно определить по трем характеристикам: успокоению - возбуждению, удовольствию - неудовольствию, напряжению - разрядке, лежит в основе теории... Ответ: Вундта. Вопрос 16. Сколько универсальных эмоций выделяют в настоящее время психологи? Ответ: 10. Вопрос 17. В рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается, что эмоциональная реакция сопровождает переработку инфрмации на... Ответ: смысловом уровне. Вопрос 18. Данные исследований показывают, что когда человек лжет, он непроизвольно... Ответ: повышает голос. Вопрос 19. согласно современным данным надежным предсказателем субъективного состояния счастья является... Ответ: лучшее положение по сравнению с окружающими. Вопрос 20. Какова динамика борьбы мотивов при реализации волевого акта у взрослого человека? Ответ: социальный мотив побеждает биологический. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: "Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. "Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны. "Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ПК-1: Способен разрабатывать и реализовывать прграммы учебных дисциплин по физике и астрономии. 1. Педагогические задачи, отражающие объективные потребности общества: 1. стратегические 2. тактические 3. оперативные 4. общественные Ответ:1. 2. Задание Единица педагогического процесса: 1. педагогическая ситуация 2. педагогическая задача 3. учащийся 4. педагог Ответ:2. 3. Ученики не подготовились к уроку. Задача учителя - включить учащихся в деятельность на уроке. Тип задачи: 1. стратегическая 2. тактическая 3. оперативная 4. коммуникативная Ответ:3. 4. Задачи, не выделяемые по временному признаку: 1. стратегические 2. тактические 3. оперативные 4. ситуативные Ответ:4. 5. Задачи, включѐнные в классификацию по видам деятельности педагога: 1. воспитательные 2. дидактические 3. конвергентные 4. оперативные Ответ:1, 2. 6. Этапы решения педагогической задачи: 1. постановка задачи на основе анализа ситуации 2. конструирование способа педагогического воздействия 3. процесс решения задачи 4. анализ результатов решения Ответ:3, 4, 1,2. 7. Этап технологии решения педагогической задачи, на котором происходит осуществление целеполагания, диагностика поступка: 1. аналитический 2. процессуальный 3. прогностический 4. рефлексивный Ответ:1. 8. Этап технологии решения педагогических задач, на котором происходит отбор средств достижения результата, проектирование воздействия или взаимодействия: 1. аналитический 2. прогностический 3. процессуальный 4. рефлексивный Ответ:2. 9. Этап решения педагогических задач, на котором происходит осуществление систематического отслеживания действий, корректировка способов действий: 1. аналитический 2. прогностический 3. процессуальный 4. рефлексивный Ответ:3. 10. Последовательность этапов конструирования процесса решения педагогических задач: 1. осознание педагогической задачи 2. постановка диагноза 3. прогнозирование 4. проектирование 5. планирование Ответ:2, 1, 3, 5, 4. 11. Оценка общего состояния педагогического процесса или его компонента на основе всестороннего, целостного обследования: 1. диагноз 2. анализ 3. проект 4. прогноз Ответ:1. 12. Процесс получения опережающей информации об объекте на основе научно обоснованных положений: 1. диагноз 2. прогноз 3. целеполагание 4. анализ Ответ:2. 13. Последовательность этапов разработки плана работы классного руководителя: 1. составление характеристики классного коллектива 2. знакомство руководителя с общешкольным планом воспитательной работы 3. формулирование конкретных задач воспитательной работы с классом на год 4. обсуждение плана с коллегами, родителями и учащимися 5. обсуждение плана на классном собрании, закрепление ответственных за организацию мероприятий, распределение поручений Ответ: 3, 4, 1, 5, 2. 14. Последовательность этапов планирования урока: 2. определение целей урока 3. разработка дидактического аппарата 1. установление структуры урока с проработкой учебных ситуаций Ответ:3, 1, 2. 15. Методы педагогического прогнозирования: 1. моделирование 2. наблюдение 3. мысленный эксперимент 4. изучение продуктов деятельности учащихся 5. анкетирование Ответ:1, 3. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом: - "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; - "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более; - "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий; - "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий; - "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий; - "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий. 1. Назовите принцип проектирования педагогического процесса, требующий начинать проектирование с построения моделей деятельности учащихся. Ответ: центрации проектирования на ведущем элементе. 2. Назовите принцип проектирования педагогического процесса, требующий непрерывной коррекции проекта на основе анализа потребностей и возможностей субъектов. Ответ: рефлексивности. 3. Назовите принцип проектирования педагогического процесса, обусловленный закономерностью индивидуального усвоения учениками социального опыта. Ответ: адаптации процесса к личности учащихся. 4. Назовите принцип проектирования педагогического процесса, требующий учитывать все факторы, влияющие на процесс. Ответ: многофакторности. 5. Необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между компонентами педагогического проектирования - Ответ: закономерности. 6. Виды внешней (практической) деятельности... Ответ: манипулирование предметами, сборка и разборка. 7. Основа технологии организации развивающих видов деятельности детей... Ответ: требование 8. Деятельность, направленная на объединение групп людей для достижения общей цели - Ответ: организаторская. 9. Деятельность учителя, функциями которой являются: функция групповой интеграции, внешнекоммуникативная функция. Ответ: организаторская. 10. Назвите принципы коллективных способов обучения. Ответ: наличие сменных пар учащихся, взаимоуправление 11. Назовите типы группового обучения: Ответ: обучение в парах, маленькая команда 12. Назовите уровень применения педагогики сотрудничества. Ответ: общепедагогический. 13. Назовите принципы педагогической поддержки ребѐнка, сформулированные Ш.А. Амонашвили. Ответ: любить ребѐнка, очеловечить среду, в которой живѐт ребѐнок 14. Технология, целевой ориентацией которой является "облагораживание души и сердца ребѐнка": Ответ: гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили. 15. Назовите учѐного, назвавшего отметки "костылями хромой педагогики". Ответ: Ш.А. Амонашвили. 16. Функция игры, характеризующаяся внесением позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребѐнка - Ответ: коррекционная. 17. Назовите вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором совершенствуется самоуправление поведением. Ответ: игра. 18. Назовите последовательность этапов игры: Ответ: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов. 19. Функция игровых технологий, связанная с преодолением трудностей ребѐнка в поведении, общении, учении - Ответ: терапевтическая. 20. Параметр для классификации педагогических игр на предметные, сюжетные, ролевые и т.д.- Ответ: игровая методика. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: "Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. "Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны. "Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ПК-3: Способен определять на основе анализа учебной деятельности обучающегося, оптимальные (в предметном образовательном контексте) способы его обучения. Вопрос 1. Педагоги, не поддерживающие идею технологизации педагогического процесса: 1. И.Г. Песталоцци 2. Я.А. Коменский 3. Л.Н. Толстой 4. К.А. Вентцель 5. А.С. Макаренко Ответ: 3,4. 2. Важнейшие элементы педагогической технологии А.С. Макаренко: 1. тон и стиль обращения 2. указание 3. приказ 4. традиции 5. просьба Ответ: 1,4. 3. Организатор трудовой колонии "Бодрая жизнь": 1. А.С. Макаренко 2. С.Т. Шацкий 3. Ф.А. Фрадкин 4. Л.Н. Толстой Ответ: 2. 4. Педагог, в 1920-1925 гг. возглавлявший "Школу-коммуну им. Ф.М. Достоевского": 1. С.Т. Шацкий 2. В.Н. Сорока-Росинский 3. А.С. Макаренко 4. В.А. Сухомлинский Ответ: 2. 5. Идея, с которой первоначально соотносилось понятие "педагогическая технология" в зарубежной педагогической литературе: 1. гуманизация 2. интенсификация 3. технизация 4. активизация Ответ: 3. 6. Автор слов "Дари себя детям!": 1. Р. Штайнер 2. Л.Н. Толстой 3. Ш.А. Амонашвили 4. В.А. Сухомлинский Ответ: 3. 7. Методологические требования к современным педагогическим технологиям: 1. цикличность 2. гибкость 3. альтернативность 4. системность 5. воспроизводимость Ответ: 4,5. 8. Массовую разработку и внедрение педагогических технологий относят к середине ... годов прошлого века. 1. 40-х 2. 50-х 3. 70-х 4. 80-х Ответ: 2. 9. Учѐный, внѐсший значительный вклад в развитие исследований в области педагогических технологий: 1. В.П. Беспалько 2. Д. Дьюи 3. П.И. Пидкасистый 4. Б.Т. Лихачѐв Ответ: 1. 10. Методологические требования к современным педагогическим технологиям: 1. концептуальность 2. цикличность 3. эффективность 4. альтернативность 5. ситуативность Ответ: 1, 3. 11. Уровни применения педагогических технологий: 1. общепедагогический 2. предметный 3. информационный 4. частный 5. теоретический Ответ: 1, 2. 12. Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий: 1. деятельность 2. технология 3. техника 4. мастерство Ответ: 2. 13. Частные педагогические технологии: 1. стимулирование деятельности учащихся 2. организация начала урока 3. конструирование процесса обучения 4. конструирование процесса воспитания 5. проектирование содержания образования Ответ: 1, 2. 14. Синтез личностно-деловых качеств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса: 1. авторитет 2. творчество 3. мастерство 4. техника Ответ: 3. 15. Совокупность умений и навыков, необходимая для эффективного воздействия на учащихся: 1. техника 2. профессионализм 3. эрудиция 4. технология Ответ: 1. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом: - "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; - "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более; - "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий; - "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий; - "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий; - "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий. 1. Соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми, умение выбрать правильный подход к ним... Ответ: такт. 2. Назовите элементы концептуальной части педагогических технологий. Ответ: целевые ориентации, название. 3. Назовите аспект, в котором педагогическая технология представляется научно разработанным решением определѐнной проблемы. Ответ: научный. 4. Назовите элемент процессуальной части педагогических технологий. Ответ: структура и алгоритм деятельности субъектов. 5. Назовите технологии, не относящиеся к горизонтальной иерархии педагогических технологий. Ответ: микротехнологии, нанотехнологии. 6. Назовите главное требование к формулировке целей в педагогической технологии. Ответ: диагностичность. 7. Прогнозируемый результат педагогической деятельности... Ответ: цель. 8. Назовите наиболее характерный признак любой педагогической технологии. Ответ: диагностично поставленная цель. 9. Философское убеждение, что наука и знание точных наук наиболее адекватны познанию окружающей действительности... Ответ: сциентизм. 10. Назовите критерий для выделения обучающих и воспитывающих, общеобразовательных и профессиональноориентированных педагогических технологий. Ответ: характер содержания и структуры. 11. Как называются технологии, в которых педагог является единоличным субъектом педагогического процесса, отличаются подавлением инициативы учащихся. Ответ: авторитарные. 12. Назовите технологии личностно-ориентированного образования. Ответ: педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвилли. 13. Назовите технологии, выделяемые на основе ведущего фактора развития личности. Ответ: биогенные, социогенные, психогенные. 14. Кто автор классификации педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся? Ответ: Беспалько В.П. 15. Как называются технологии, реализующие демократизм, равенство, партнѐрство в отношениях педагога и учащихся? Ответ: сотрудничества. 16. Как называются технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся? Ответ: игровые. 17. Назовите параметр, который Г.К. Селевко не берѐт за основу классификации педагогических технологий. Ответ: уровень воспроизведения. 18. Назовите элемент, не входящий в структуру описания и анализа педагогической технологии. Ответ: профессиональный. 19. Осмысленная педагогическая ситуация с привнесѐнной в неѐ целью... Ответ: задача. 20. Как называются текущие, ближайшие педагогические задачи? Ответ: оперативные. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: "Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. "Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны. "Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бермус, А.Г. | Введение в педагогическую деятельность: учебник | Директ-Медиа, 2013 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242 |
Л1.2 | Дудина М.Н. | ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова | Компетентностный подход в образовании : учебное пособие | Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 | biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137 |
Л1.4 | Ю.Г. Татур. | Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие | Москва : Логос, 2006. | biblioclub.ru |
Л1.5 | Громкова М.Т. | Педагогика высшей школы: учеб. пособие | М.: Юнити-Дана , 2015 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117717 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мандель, Б.Р. | Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: учебное пособие для магистрантов | Директ-Медиа, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364342 |
Л2.2 | сост. В.В. Журавлев | Информационные технологии в образовании : учебное пособие | Ставрополь : СКФУ, электроный , 2014 | biblioclub.ru |
Л2.3 | П. И. Образцов, А. И. Уман, М. Я. Виленский | Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе :: учебное пособие | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/D88A7D29-C5B1-4642-9672-9D2D0EB39E44. |
Л2.4 | Фроловская М.Н. | Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 | elibrary.asu.ru |
Л2.5 | В.Д. Самойлов | Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма: учебник | М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013 | biblioclub.ru |
Л2.6 | К.Р. Овчинникова | Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : Учебное пособие | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/D00B3285-B780-435A-9CCF-2B4B24AFB9F4. |
Л2.7 | М. В. Войтенко (http://elibrary.asu.ru/handle/asu/35) | Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для магистров | АлтГУ, электронный, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс "Педагогика и психология" | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно). | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций; - работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; - выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки. При подготовке к лекции рекомендуется: 1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; 2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции; 3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая; 4) психологически настроиться на лекцию. Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю. Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию. В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала. Для получения итоговой аттестации автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без |