Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и истории государства и права |
---|---|
Направление подготовки | 40.05.01. специальность Правовое обеспечение национальной безопасности |
Специализация | Государственно-правовая |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z40_05_01_Правовое обеспечение нацбезопасности-2023 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и истории государства и права
Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев А.А.
1.1. | Цели курса. История политических и правовых учений является историко-теоретической юридической наукой, позволяющей студентам юридического факультета глубже понять общие и отраслевые правовые теории и концепции в контексте их возникновения и развития. Знание закономерностей, подходов и вариантов разрешения фундаментальных вопросов государственно-правового бытия, разработанных мыслителями прошлого, позволяет расширить кругозор юриста и осознать глубокие исторические корни концепций, составляющих основу современной юриспруденции. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
УК-5 | Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия |
ОПК-1 | Способен на основе анализа основных этапов и закономерностей исторического развития Российского государства, его места и роли в контексте всеобщей истории формировать устойчивые внутренние мотивы профессионально-служебной деятельности, базирующиеся на гражданской позиции, патриотизме, ответственном отношении к выполнению профессионального долга |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира. ОПК-1.1. Знает основные этапы и закономерности исторического развития Российского государства, его места и роли в контексте всеобщей истории. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурноисторической обусловленности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества. УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия. ОПК-1.2. Владеет навыками формирования мотивов профессионально-служебной деятельности, основываясь на патриотизме и ответственном отношении к выполнению профессионального долга. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История политических и правовых учений | ||||||
1.1. | Политико-правовые учения Древнего Востока. | Лекции | 1 | 0 | ОПК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Политико-правовые учения Древнего Китая. | Практические | 1 | 0 | ОПК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Политико-правовые учения Древней Индии. | Практические | 1 | 0 | ОПК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Политико-правовые учения Древнего Востока. | Сам. работа | 1 | 14 | ОПК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Политико-правовые учения Древней Греции и Древнего Рима. | Лекции | 1 | 0 | ОПК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Политико-правовые учения Древней Греции и Древнего Рима. | Практические | 1 | 0 | ОПК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Политико-правовые учения Древней Греции и Древнего Рима. | Сам. работа | 1 | 16 | ОПК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Политико-правовые учения в Западной Европе в Средние века. | Лекции | 1 | 0 | ОПК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Политико-правовые учения в Западной Европе в Средние века. | Практические | 1 | 0 | ОПК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Политико-правовые учения в Западной Европе в Средние века. | Сам. работа | 1 | 16 | ОПК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Политико-правовые учения в Западной Европе в период Возрождения. | Лекции | 1 | 0 | ОПК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Политико-правовые учения в Западной Европе в период Возрождения. | Практические | 1 | 0 | ОПК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Политико-правовые учения в Западной Европе в период Возрождения. | Сам. работа | 1 | 14 | ОПК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.14. | Политико-правовые учения Нового времени. | Лекции | 1 | 0 | ОПК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.15. | Политико-правовые учения Нового времени. | Практические | 1 | 2 | ОПК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.16. | Политико-правовые учения Нового времени. | Сам. работа | 1 | 14 | ОПК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.17. | Политико-правовые учения в России. | Лекции | 1 | 4 | ОПК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.18. | Политико-правовые учения в России. | Практические | 1 | 4 | ОПК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.19. | Политико-правовые учения в России. | Сам. работа | 1 | 15 | ОПК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Зачёт |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3771 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Какой из диалогов не относится к творчеству Платона: А. Апология Сократа Б. Государство В. Законы Г. Народ ОТВЕТ: Г Вопрос 2. Кто из политических мыслителей Древнего Китая считал, что основа государства это патриархальная семья: А. Конфуций Б. Лао цзы В. Мо цзы Г. Шан Ян Ответ: А Вопрос 3. К представителям утопического социализма не относился: А. Сен-Симон Б. Фурье В. Лассаль Г. Оуэн Ответ: В Вопрос 4. Назовите источник политической и правовой мысли Древней Индии: А. Веды Б. Законы Хаммурапи В. Книга Велеса Г. Коран Ответ: А Вопрос 5. Идейным основателем французского консерватизма был: А. Констан Б. Конт В. Фурье Г. Спенсер Ответ: А Вопрос 6. Что понимает под словом «благодать» автор «Слова о законе и благодати»? А. идеализация государственного строя при Ярославе Мудром Б. процесс усиления феодальной власти в Киевской Руси В. то, что лежит в основе Нового завета, синоним истины Г. то, что лежит в основе Ветхого завета, слуга и предтеча благодати Ответ: В Вопрос 7. Назовите представителей нестяжательства: А. Нил Сорский Б. Иосиф Волоцкий В. Иван Пересветов Г. Андрей Курбский Ответ: Б Вопрос 8. Родоначальником немецкой классической философии является: А. Гегель Б. Ницше В. Кант Г. Фихте Ответ: В Вопрос 9. С каким французским мыслителем соглашается Радищев, рассматривая вопрос о возникновении государства? А. Монтескье Б. Руссо В. Дидро Г. Вольтер Ответ: Б Вопрос 10. Кто является основоположником даосизма? А. Конфуций Б. Мо цзы В. Лао цзы Г. Шан ян Ответ: В Вопрос 11. Монтескье разработал теорию А. народного суверенитета Б. разделения властей В. патриархальную Г. органическую Ответ: Б Вопрос 12. Основная причина появления государства по Цицерону: А. страх перед соседними племенами Б. стремление к общению В. врожденная потребность людей жить вместе Г. слабость людей Ответ: В Вопрос 13. К чему сводит Ильин понятие формы государства? А. форме правления Б. форме территориального устройства В. форме политического режима Г. форме государственного устройства Ответ: В Вопрос 14.Автором политической теории «Москва - Третий Рим» был: А. Волоцкий Б. Филофей В. Грозный Г. Филарет Ответ: Б Вопрос 15. Стержень политико-правовой идеологии Киевской Руси составляло учение: А. о связи Киевской Руси с Византией Б. о божественном происхождении княжеской власти В. о божественном происхождении Киевской Руси Г. о связи князя и дружины Ответ: Б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Кому из политических мыслителей принадлежат слова: «Государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы»? Ответ: Н. Макиавелли 2. Крупнейшим вкладом Ж. Бодена в развитие политико-правового учения является разработка теории государственного________. Вставьте пропущенное слово. Ответ: суверенитета 3. Как Аристотель называл неправильную власть большинства? Ответ: демократия 4. Назовите правильные формы государства по Аристотелю. Ответ: монархия, аристократия, полития 5. Государство – это особым образом организованная политическая власть. Кто автор такого понимания государства? Ответ: Н. Макиавелли 6. Кто является автором концепции кругооборота государственных форм? Ответ: Полибий 7. Автором Города Солнца является: Ответ: Т. Кампанелла 8. Какой тип правового регулирования содержится в следующем высказывании Ш. Монтескье: «Свобода – есть право делать то, что дозволено законом»? Ответ: разрешительный 9. Дайте определение понятию утопия. Ответ: модель идеального общества 10. В каком вымышленном государстве настолько велико презрение к золоту, что из него делают цепи для рабов и сосуды для нечистот? Ответ: Утопия 11. Буквальный перевод «дао» означает Ответ: путь, дорога 12. Государственный суверенитет по Жану Бодену – это абсолютная и постоянная власть ____________. Вставьте пропущенное слово. Ответ: государства 13. Какая из ветвей власти, по мнению Ш. Монтескье, является доминирующей? Ответ: законодательная 14. «Категорический императив» для И. Канта – это Ответ: нравственный закон 15. Что анализирует история политических и правовых учений? Ответ: политико-правовые учения мыслителей, начиная с глубокой древности и заканчивая современной эпохой 16. Продолжите цитату К. Маркса: «История всех до сих пор существующих обществ была...»: Ответ: историей борьбы классов 17. История политических и правовых учений представляет собой процесс развития соответствующей формы общественного ___________, подчиненный определенным закономерностям. Вставьте пропущенное слово. Ответ: сознания 18. Назовите течение русской общественной мысли, для которого характерны следующие идеи: своеобразие исторического пути России, движущая сила развития в особых формах его организации (например, община); особые формы собственности и владения землей, взаимоотношения народа и власти; развитие страны возможно при восстановлении мира и понимания между "землей" (народом) и государством (царем). Ответ: славянофильство 19. Никита Михайлович Муравьев считал, что наилучшей формой правления для России является: Ответ: конституционная монархия 20. Прочитайте выдержку из «Книги о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова. «Без ……. никаковое не токмо великое, но и малое царство стоять не может, ……. и воинству товарищ. Воинство воюет, а ………. помогает и всякие потребности им уготовляет. И того ради попечение о них нескудное надлежит иметь и в ничтожность повергать не надобно». Вставьте пропущенное слово. Интересы какого сословия он отстаивал? Ответ: купечество КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1 Способен на основе анализа основных этапов и закономерностей исторического развития Российского государства, его места и роли в контексте всеобщей истории формировать устойчивые внутренние мотивы профессионально-служебной деятельности, базирующиеся на гражданской позиции, патриотизме, ответственном отношении к выполнению профессионального долга ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Б. Н. Чичерин определял право как А. разграничение интересов Б. действующий правопорядок В. внешняя свобода человека, определяемая законами Г. нормы, поддерживающие и развивающие солидарность Ответ: В Вопрос 2. Кто определял позитивное право как двусторонне-эмоциональное состояние, вытекающее из требований нормы, существующей в обществе, если индивид следует этой норме? А. Петражицкий Б. Спенсер В. Ильин Г. Остин Ответ: А Вопрос 3. Понятие права у Б.Н. Чичерина собирательное. Назовите права из нижеперечисленных, которые не являлись элементом понятия права. А. субъективное право и объективное право Б. объективное право и естественное право В. естественное право и субъективное право Г. естественное право и объективное право Ответ: А Вопрос 4. Русские теоретики правового государства дореволюционного периода: А. Г.В. Плеханов, В.И. Ленин Б. П.А. Кропоткин, М.А. Бакунин В. Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев Г. К.П. Победоносцев, К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский Ответ: В Вопрос 5. В качестве важнейшего признака права Аристотель выделял: А. однородность права по форме и происхождению Б. политическую природу В. несовпадение справедливого и законного Г. отсутствие государственного принуждения Ответ: Б Вопрос 6. Мусульманское правоведение называется: А. Фикх Б. Фетва В. Иджма Г. Кияс Ответ: А Вопрос 7. Джон Остин является представителем А. исторической школы права Б. юридического позитивизма В. школы естественного права Г. социологической школы права Ответ: Б Вопрос 8. Римские юристы I-III веков придерживались мнения, что: А. право делится на публичное и частное Б. естественное и позитивное В. вечное и естественное Г. естественное и волеустановленное Ответ: А Вопрос 9. Теоретиком какой школы права был Гроций? А. естественного Б. римского В. исторического Г. социального Ответ: А Вопрос 10. Какое политическое учение Древнего Китая опиралось на закон (Фа): А. конфуцианство Б. легизм В. даосизм Г. моизм Ответ: Б Вопрос 11. К представителям германской исторической школы права не относился: А. Кант Б. Пухта В. Савиньи Г. Гуго Ответ: А Вопрос 12. В «Капитале» К. Маркса право трактуется чаще всего как: А. результат экономических, политических, духовных свойств индивида Б. стержень отношений между индивидами и классами в сфере идеологии В. машина политического господства, инструмент диктатуры класса свободных собственников Г. определенная форма производственных отношений, которая не слита с последними, а вторична по отношению к экономической структуре общества Ответ: Г Вопрос 13. Кто из французских мыслителей обосновал идею правления законов? А. Вольтер Б. Дидро В. Монтескье Г. Руссо Ответ: В Вопрос 14. Имя автора работы «Чистая теория права» – А. Кельзен Б. Эрлих В. Парето Г. Дюги Ответ: А Вопрос 15. Шарль Луи Монтескье определял закон как А. необходимые отношения, вытекающие из природы вещей Б. категорический императив В. совмещенность произвола одного с произволом другого Г. априорные принципы, продиктованные разумом Ответ: Г КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Какое политическое учение Древнего Китая во главу регулирования общественных отношений поставило правила ритуала (ли): Ответ: конфуцианство 2. "Свободный подход к праву", который можно обнаружить в практике судебного разбирательства, где имеет место "свобода судейского усмотрения", характерен для какого мыслителя: Ответ: Эрлих 3. Основоположником «психологической школы права» считается… Ответ: Л.И. Петражицкий 4. Крепостное право по оценке А.Н. Радищева является нарушением _____________законов. Вставьте пропущенное слово. Ответ: естественных 5. «Закон – не что иное, как клочок бумаги, который всегда можно разорвать или написать заново, а потому он не может обеспечить естественных прав» – писал: Ответ: П.А. Кропоткин 6. Право, по мнению Гоббса, это – мера ___________ человека. Вставьте пропущенное слово. Ответ: свободы 7. Одним из родоначальников концепции правового государства немецкий мыслитель - … Ответ: И. Кант 8. Назовите представителей юридического позитивизма. Ответ: Остин, Шершеневич, Бергбом, Эсмен, Коркунов 9. Кому принадлежит следующее определение понятия права: «Право есть принудительное требование реализации определенного минимума добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла». Ответ: В.С. Соловьев 10. Какие виды законов выделял М. Падуанский? Ответ: божественные и человеческие 11. Кто считается противником смертной казни, что выражается в следующем его высказывании: «Ни правового, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить того, кто будет достоин смерти, ведь душу христианскую нельзя губить»? Ответ: Владимир Мономах 12. Приоритет права и интересов личности над государством характерны для концепции ______________. Вставьте пропущенные слова. Ответ: правового государства. 13. Все законы Пестель делил на три вида: Ответ: духовные, естественные, гражданские 14. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться, и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и исправится». Кому принадлежит данное высказывание? Ответ: Конфуций 15. Кто предложил следующую характеристику закона: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие могут даровать государствам боги». Ответ: Платон 16. Кому принадлежит идея о тесной связи закона и природы: «каждый закон, установленный людьми, постольку является законом, поскольку выведен из закона природы». Ответ: В. Аквинский 17. Какой мыслитель связывал существование республики с управлением посредством законов? Ответ: Руссо 18. «Следует различать… право и закон… Право состоит в свободе делать, или не делать, между тем как закон определяет и обязывает к тому или другому члену этой альтернативы, следовательно, закон и право различаются между собой, так же как обязательство и свобода, которые несовместимы в отношении одной и той же вещи». Кто проводил данное отличие между правом и законом? Ответ: Гоббс 19. «Всякое право возникает путем обычая, т.е. вытекает из нравов и из народных верований, а потом из науки права; следовательно, всегда из внутренних, незаметно действующих сил, а не из произвола законодателя». Представителю, какой школы права принадлежит данное высказывание? Ответ: исторической 20.Право как искусство добра и справедливости рассматривали _______. Вставьте пропущенные слова. Ответ: римские юристы КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет … (указывается количество заданий, предусмотренное преподавателем). КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мухаев, Р. Т. | История политических и правовых учений: учебник для вузов | Москва : Издательство Юрайт // ЭБС, 2024 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мачин, И. Ф. | История политических и правовых учений: учебное пособие для вузов | Издательство Юрайт, 2024. // ЭБС, 2024 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru | |||
Э2 | Верховный суд РФ www.supcourt.ru | |||
Э3 | История политических и правовых учений: курс в moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru). Образовательные ресурсы: История политических и правовых учений копия 1 (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6731). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
202С | библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу) |
408Л | лаборатория математического моделирования - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер Depo - 10 шт., 5 шт. с мониторами LG и 5 шт. с мониторами Philips; мультимедиа-проектор Sony - 1 шт.; МФУ Canon - 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima C - 1 шт. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Данная программа курса расчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. На лекциях даются основополагающие положения истории политических и правовых учений, главное внимание сосредоточивается на раскрытии наиболее сложных и узловых проблем курса. Закрепление и углубление материала прочитанных лекций осуществляется студентами самостоятельно на основе рекомендуемой литературы. Практические занятия проводятся по темам, имеющим большое теоретическое и практическое значение. Они предназначены для развития и закрепления теоретических и практических знаний обучающихся по конкретному разделу курса, формирования у них юридического мышления, а также для контроля за качеством самостоятельной работы по освоению учебной программы. В ходе семинарских занятий может осуществляться письменный контроль знаний обучающихся. |