МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательская работа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.05.01. специальность Правовое обеспечение национальной безопасности
СпециализацияГосударственно-правовая
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_05_01_Правовое обеспечение нацбезопасности-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 96
контроль 8
Виды контроля по курсам
зачеты: 4, 5
курсовой проект: 4, 5

Распределение часов по курсам

Курс 4 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 2 2 2 2 4 4
Сам. работа 66 66 30 30 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4 8 8
Итого 72 72 36 36 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Авилова О.Е.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательская работа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1138)

составлена на основании учебного плана:
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями научно-исследовательской работы являются:
- овладение методологией организации и проведения научно-исследовательской работы в юриспруденции;
- овладение основными методами и приемами научно-исследовательской работы;
- формирование компетенций самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую работу.
Поставленные цели конкретизируются в реализации следующих задач:
- формирование умений постановки проблем исследования, анализа и систематизации научной информации по теме исследования;
- формирование навыков определения целей и задач исследования;
- формирование умений осуществлять подбор материала, анализировать и интерпретировать эмпирически полученные данные;
- формирование навыков по подготовке курсовых работ и публикаций по результатам выполненных исследований;
- формирование умений предоставлять результаты своей работы специалистам, отстаивать свои позиции в профессиональной среде;
- развитие творческого научного потенциала, способности к самосовершенствованию, расширения своих научных и профессиональных знаний и умений;
- совершенствование навыков самоорганизации, саморазвития, самоконтроля в области научной деятельности, стремление к повышению своего профессионального уровня;
- развитие способности к совместной работе с другими специалистами в рамках междисциплинарных исследований, разработки и реализации совместных проектов и т.д.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ОПК-1 Способен на основе анализа основных этапов и закономерностей исторического развития Российского государства, его места и роли в контексте всеобщей истории формировать устойчивые внутренние мотивы профессионально-служебной деятельности, базирующиеся на гражданской позиции, патриотизме, ответственном отношении к выполнению профессионального долга
ОПК-4 Способен оперировать основными общеправовыми понятиями и категориями, анализировать и толковать нормы права, давать юридическую оценку фактам и обстоятельствам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
ОПК-1.1. Знает основные этапы и закономерности исторического развития Российского государства, его места и роли в контексте всеобщей истории.
ОПК-4.1. Знает основные общеправовые понятия, категории и нормы права.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
ОПК-4.2. Умеет анализировать и толковать нормы права.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки.
ОПК-1.2. Владеет навыками формирования мотивов профессионально-служебной деятельности, основываясь на патриотизме и ответственном отношении к выполнению профессионального долга.
ОПК-4.3. Умеет давать юридическую оценку фактам и обстоятельствам.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы научной деятельности
1.1. Наука и научное исследование Практические 4 1 ОПК-4, ОПК-1, УК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Наука и научное исследование Сам. работа 4 6 ОПК-4, ОПК-1, УК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Методология научных исследований Практические 4 1 ОПК-4, ОПК-1, УК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Методология научных исследований Сам. работа 4 8 ОПК-4, ОПК-1, УК-1 Л1.1, Л2.1
1.5. Подготовительный этап научно-исследовательской работы Сам. работа 4 8 ОПК-4, ОПК-1, УК-1 Л1.1, Л2.1
1.6. Сбор научной информации Сам. работа 4 8 ОПК-4, ОПК-1, УК-1 Л1.1, Л2.1
1.7. Написание и оформление научных работ студентов Сам. работа 4 8 ОПК-4, ОПК-1, УК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Научные исследования в сфере юриспруденции
2.1. Государственно-правовая реальность как исследовательский объект Сам. работа 4 8 ОПК-4, ОПК-1, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Назначение юридических исследований Сам. работа 4 6 ОПК-4, ОПК-1, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Исследовательская этика и ее нарушения Сам. работа 4 6 ОПК-4, ОПК-1, УК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. Правила публичной защиты результатов юридических исследований Сам. работа 4 8 ОПК-4, ОПК-1, УК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Процесс продвижения обучающегося по траектории исследовательской деятельности
3.1. Диагностика научного состояния темы научно-исследовательской работы Практические 5 2 ОПК-4, ОПК-1, УК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Диагностика научного состояния темы научно-исследовательской работы Сам. работа 5 16 ОПК-4, ОПК-1, УК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Исследовательские подходы к теме научно-исследовательской работы Сам. работа 5 14 ОПК-4, ОПК-1, УК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8572


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1
Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В основе классификации наук на естественные, технические и социогуманитарные лежит следующий критерий:
- сфера исследования
- время возникновения
- близость к практике
- научная продуктивность
Ответ: сфера исследования

Вопрос 2. Юридические науки относятся к наукам
- социогуманитарным
- техническим
- естественным
- экспериментальным
Ответ: социогуманитарным

Вопрос 3. Наука уголовного права, наука административного права, наука гражданского права в системе юридических наук относятся к блоку:
- отраслевых наук
- прикладных наук
- теоретико-исторических наук
- наук, изучающих международное право
Ответ: отраслевых наук

Вопрос 4. Криминалистика и криминология занимают в системе юридического знания строго определенное место. По своей природе это
- прикладные науки
- отраслевые науки
- теоретико-исторические науки
- науки, изучающие международное право
Ответ: прикладные науки

Вопрос 5. Сферу общенаучных методов можно разделить на две области: эмпирическую и теоретическую. Какой из ниже приведенных методов НЕ относится к числу эмпирических:
- абстрагирование
- измерение
- эксперимент
- наблюдение
Ответ: абстрагирование

Вопрос 6. Всеобщий метод познания, позволяющий познавать явления окружающего мира как реально существующие, в их постоянном развитии и взаимосвязи с другими явлениями называется
- диалектическим
- кибернетическим
- сравнительным
- формально-юридическим
Ответ: диалектическим

Вопрос 7. Для анализа сходства, различия и классификации правовых явлений в юридических исследованиях используется
- сравнительно-правовой метод
- метод численного анализа
- метод статического анализа
- метод эксперимента
Ответ: сравнительно-правовой метод

Вопрос 8. К специально-юридическим методам исследования относят
- формально-юридический метод
- исторический метод
- анкетирование
- функциональный метод
Ответ: формально-юридический метод

Вопрос 9. В системе юридического знания основная методологическая нагрузка выполняется такой наукой как
- теория государства и права
- история
- философия
- политология
Ответ: теория государства и права

Вопрос 10. Система методов познания и объяснения окружающей действительности – это
- методология науки
- предмет науки
- закономерность возникновения и развития окружающего мира
- парадигма науки
Ответ: методология науки

Вопрос 11. Изученная юридической наукой закономерность – это
- объективная, необходимая, общая, устойчивая, причинно-следственная связь между явлениями (процессами) реальной действительности
- направление в развитии
- результат совпадения независимых явлений и процессов
- распределение множества разнородных объектов по группам
Ответ: объективная, необходимая, общая, устойчивая, причинно-следственная связь между явлениями (процессами) реальной действительности

Вопрос 12. Мировоззренческая установка, которая преувеличивает когнитивные, социальные и технологические возможности науки, называется
- сциентизм
- идеализм
- когнитивизм
- позитивизм
Ответ: сциентизм

Вопрос 13. В системе научных методов к всеобщим (философским) подходам к познанию мира относится
- диалектика
- моделирование
- эксперимент
- аналогия
Ответ: диалектика

Вопрос 14. Сферу общенаучных методов можно разделить на две области: эмпирическую и теоретическую. В связи с этим укажите метод, который НЕ относится к числу теоретических:
- эксперимент
- абстрагирование
- идеализация
- формализация
Ответ: эксперимент

Вопрос 15. Познавательная позиция, для которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума, называется
- рационализм
- эмпиризм
- интуитивизм
- мистицизм
Ответ: рационализм

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Как называется часть курсового проекта, в которой обосновывается актуальность выбранной темы, описывается методология?
Ответ: Введение

Вопрос 2. Как называется часть курсового проекта, которая содержит общие выводы, обобщенное изложение основных проблем, получивших освещение в проекте?
Ответ: Заключение

Вопрос 3. Объект есть некая целостность, которая изучается многими науками. При этом каждая из наук имеет в объекте свой предмет, то есть определенную проблематику, выделенную в данном объекте. Все юридические науки, в том числе теория государства и права, занимаются исследованием одного общего объекта. Назовите его:
Ответ: Государство и право

Вопрос 4. Теоретическая юриспруденция стремится определить ближайшие и отдаленные перспективы развития государства и права, высказывает предположения о том, каким изменениям подвергнется в будущем то или иное государственно-правовое явление, дает оценку эффективности принимаемых политических и нормативно-правовых решений. Как называется эта функция?
Ответ: прогностическая

Вопрос 5. Что является объектом социальных наук?
Ответ: Общество

Вопрос 6. Научная гипотеза – это
Ответ: предположение, выдвигаемое как временное на начальном этапе научного исследования и уточняемое в ходе проводимого научного исследования.

Вопрос 7. Что чаще всего входит в эмпирическую основу юридического исследования (ВКР, диссертации)?
Ответ: законодательство, материалы юридической / судебной практики

Вопрос 8. На какие два блока в монографиях по юриспруденции чаще всего подразделяется библиографический список?
Ответ: нормативные правовые акты и литература

Вопрос 9. Охарактеризуйте анализ как исследовательский метод.
Ответ: анализ – это метод научного исследования, предполагающий разделение целого на составные части.

Вопрос 10. Метод историзма – это
Ответ: научный метод, предполагающий исследование того, как явление возникло, как развивалось, как приобрело современное, текущее состояние.

Вопрос 11. Нормативные-правовые акты в библиографическом списке курсового проекта должны располагаться в соответствии с определенными требованиями. Назовите основные из этих требований.
Ответ: расположение НПА в соответствии с юридической силой (от большего к меньшему) и указание реквизитов НПА.

Вопрос 12. Плагиат в науке – это
Ответ: это представление (публикация) чужих работ (идей) под своим именем без корректных ссылок на цитируемую работу.

Вопрос 13. Система – это
Ответ: множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность/единство.

Вопрос 14. При работе с правом и при его изучении чрезвычайно важно помнить, что право – это система. Назовите основные элементы этой системы:
Ответ: норма права, институт права, отрасль права.

Вопрос 15. Охарактеризуйте носителя научного правосознания (учёного) в сравнении с носителем обыденного правосознания с позиции владения правовыми терминами.
Ответ: Первый будет знать точное значение правовых терминов, второй – нет.

Вопрос 16. Что означает принцип объективности при анализе государственно-правовой реальности?
Ответ: Он означает, что право, государство, государственные и правовые явления должны исследоваться без предвзятости.

Вопрос 17. Исследование системы социального регулирования в аспекте соотношения права и религии требует междисциплинарного подхода. Назовите основные две науки, на методологии и достижениях которых оно основывается.
Ответ: юриспруденция (юридическая наука, правоведение) и религиоведение.

Вопрос 18. Охарактеризуйте научную продуктивность междисциплинарных исследований.
Ответ: Междисциплинарные исследования позволяют получить новое знание, и взаимно обогатить систему научных представлений каждой из вовлеченной в исследование научных областей.

Вопрос 19. Чем отличается научное познание мира от обыденного? Назовите как минимум три характеристики.
Ответ: Оно отличается системностью, последовательностью и рациональностью.

Вопрос 20. Что означает принцип всесторонности при рассмотрении правовых явлений?
Ответ: Принцип всесторонности означает, что правовые явления должны рассматриваться в полноте, в разных своих проявлениях.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен на основе анализа основных этапов и закономерностей исторического развития Российского государства, его места и роли в контексте всеобщей истории формировать устойчивые внутренние мотивы профессионально-служебной деятельности, базирующиеся на гражданской позиции, патриотизме, ответственном отношении к выполнению профессионального долга

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. С точки зрения юридической науки при познании закономерностей возникновения и развития государства принципиальное значение имеет выделение в истории человечества двух типов обществ (выберите строку с верным вариантом ответа):
- безгосударственное и государственно-организованное
- военное и промышленное
- открытое и закрытое
- общество механической солидарности и общество органической солидарности
Ответ: безгосударственное и государственно-организованное

Вопрос 2. Выберите строчку, в которой верно перечислены все типы права, имевшиеся в российской истории, с позиции формационного подхода:
- первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое
- аграрное, индустриальное, информационное
- феодальное, капиталистическое, социалистическое
- военное, промышленное
Ответ: феодальное, капиталистическое, социалистическое

Вопрос 3. К всеобщим (философским) подходам к познанию государства и права относится
- диалектика
- моделирование
- эксперимент
- аналогия
Ответ: диалектика

Вопрос 4. Социальная власть в современном российском обществе, разделенном на социальные группы с разными интересами, осуществляется…
- государством
- семьей
- международным сообществом
- армией
Ответ: государством

Вопрос 5. Направление воздействия российского права на общественные отношения, охватывающее охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений, называется
- регулятивная функция
- коммуникативная функция
- информационная функция
- охранительная функция
Ответ: охранительная функция

Вопрос 6. Направление воздействия российского права на общественные отношения, охватывающее регулирование общественных отношений (путем установления субъективных прав и юридических обязанностей), называется
- регулятивная функция
- коммуникативная функция
- информационная функция
- охранительная функция
Ответ: регулятивная функция

Вопрос 7. Современное Российское государство с точки зрения политики, осуществляемой в отношении религиозных объединений, - это
- теократическое государство
- светское государство
- атеистическое государство
- клерикальное государство
Ответ: светское государство

Вопрос 8. Первые выборы Президента РСФСР (и единственные с таким названием страны) состоялись в
- 1991 г.
- 1993 г.
- 1988 г.
- 1996 г.
Ответ: 1991 г.

Вопрос 9. После прихода к власти большевиков в России установилась республика. Укажите, какая именно?
- советская
- президентская
- парламентская
- смешанная
Ответ: советская

Вопрос 10. Как называется парламент РФ?
- Федеральное Собрание РФ
- Государственная Дума
- Совет Федерации
- Совет Безопасности РФ
Ответ: Федеральное Собрание РФ

Вопрос 11. Суверенитет Российского государства означает
- независимость государственной власти РФ в международных отношениях
- верховенство государственной власти РФ во внутренних делах страны
- независимость государственной власти РФ в международных отношениях и - верховенство её во внутренних делах страны
Ответ: независимость государственной власти РФ в международных отношениях и - верховенство её во внутренних делах страны

Вопрос 12. Выберите принцип, который НЕ относится к числу принципов организации и деятельности государственного аппарата в Российской Федерации
- принцип законности
- принцип профессионализма
- принцип разделения властей
- принцип народовластия трудящихся
Ответ: принцип народовластия трудящихся

Вопрос 13. Какая функция НЕ выделяется среди функций современного Российского государства?
- функция поддержания господства эксплуататорского класса
- социальная функция
- экологическая функция
- экономическая функция
Ответ: функция поддержания господства эксплуататорского класса

Вопрос 14. Статья 67.1 Конституции РФ закрепляет: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам __________, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». Что упомянуто в недостающем фрагменте текста?
- идеалы и вера в Бога
- идеалы
- вера в Бога
- вера
Ответ: идеалы и вера в Бога

Вопрос 15. Формулировка «органы публичной власти», согласно тексту Конституции РФ, охватывает
- органы государственной власти и органы местного самоуправления
- только органы государственной власти
- только органы местного самоуправления
- органы политической власти
Ответ: органы государственной власти и органы местного самоуправления

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что такое патриотизм?
Ответ: патриотизм – это сознанная любовь к Родине, своему народу.

Вопрос 2. С точки зрения принципа разделения властей Правительство РФ относится к органам _____________ власти.
Ответ: исполнительной

Вопрос 3. Охарактеризуйте экологическую функцию Российского государства?
Ответ: Экологическая функция направлена на обеспечение рационального использования природных ресурсов, на охрану окружающей среды.

Вопрос 4. Что означает принцип законности в деятельности государственного аппарата Российской Федерации?
Ответ: Он означает требование неукоснительного соблюдения закона (действие строго в рамках закона).

Вопрос 5. __________ ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
Ответ: традиционные

Вопрос 6. Единственным источником власти в Российской Федерации является
Ответ: народ Российской Федерации / многонациональный народ РФ
Вопрос 7. Что значит реализация принципа гуманизма в российском законотворчестве?
Ответ: закрепление в законодательстве прав и свобод личности

Вопрос 8. Что имела в виду правовед Е.А. Лукашева, утверждая, что «всё правовое должно быть моральным, но не всё моральное должно быть правовым»?
Ответ: Юридические нормы должны соответствовать морали; но есть такие отношения, которые не должны регулироваться формальным правом, т.е. входить в предмет правового регулирования. Например, отношения дружбы и любви.

Вопрос 9. Какой принцип российского права нашел отражение в требовании соответствия наказания тяжести правонарушения?
Ответ: Речь идет о принципе справедливости, требовании воздавать по заслугам.

Вопрос 10. Назовите источник (форму) права, наиболее харакретрный (основной) для российской правовой системы.
Ответ: нормативный правовой акт

Вопрос 11. Назовите форму правления современной России.
Ответ: республика

Вопрос 12. Назовите форму государственного территориального устройства современного Российского государства.
Ответ: федерация / Российская Федерация

Вопрос 13. В ст. 7 Конституции РФ, Россия провозглашается социальным государством. Что это означает?
Ответ: Политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека / на смягчение и выравнивание социальных противоречий.

Вопрос 14. Как сформулирована высшая ценность в ст. 2 Конституции РФ?
Ответ: человек, его права и свободы являются высшей ценностью

Вопрос 15. В соответсвии с ч. 1 ст. 80 Конституции РФ ______________ является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
Ответ: Президент/ Президент РФ

Вопрос 16. В соответствии с Конституцией РФ в РФ осуществляется защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза__________.
Ответ: мужчины и женщины

Вопрос 17. Статья 68 Конституции РФ устанавливает, что государственным языком РФ на всей ее территории является ______________ как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.
Ответ: русский язык

Вопрос 18. ________________ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации
Ответ: Конституция РФ

Вопрос 19. Часть 1 ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ» гласит: «Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции и закону». Означает ли это, что судьи не подчиняются ФКЗ и подзаконным актам?
Ответ: не означает; это правоположение следует толковать расширительно

Вопрос 20. В процессе задержания лица, подозреваемого в совершении тяжкого преступления, гражданин Иванов оказал помощь полиции, лично обезвредил подозреваемого. Является ли в данной ситуации гражданин Иванов субъектом применения права?
Ответ: Нет, т.к. он не является носителем государственной власти.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4
Способен оперировать основными общеправовыми понятиями и категориями, анализировать и толковать нормы права, давать юридическую оценку фактам и обстоятельствам

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Способность нести юридическую ответственность называется
- деликтоспособность
- правосубъектность
- дееспособность
- правоспособность
Ответ: деликтоспособность

Вопрос 2. Активные действия по выполнению субъектом возложенных на него обязанностей являются примером ___________ .
- применения права
- исполнения права
- соблюдения права
- использования права
Ответ: исполнения права

Вопрос 3. Пример юридического факта, выступающего правомерным действием в форме юридического поступка:
- заключение трудового договора
- заключение сделки
- создание художественного произведения
- заключение брака
Ответ: создание художественного произведения

Вопрос 4. Определите вид юридической ответственности за доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство.
- административная ответственность
- гражданско-правовая ответственность
- уголовная ответственность
- дисциплинарная ответственность
Ответ: уголовная ответственность

Вопрос 5. Определите вид юридической ответственности за нарушение правил дорожного движения
- административная ответственность
- гражданско-правовая ответственность
- уголовная ответственность
- дисциплинарная ответственность
Ответ: административная ответственность

Вопрос 6. Определите вид юридической ответственности за неисполнение условий договора подряда.
- административная ответственность
- гражданско-правовая ответственность
- уголовная ответственность
- дисциплинарная ответственность
Ответ: гражданско-правовая ответственность

Вопрос 7. Определите форму вины в случае, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.
- косвенный умысел
- прямой умысел
- небрежность
- легкомыслие
Ответ: косвенный умысел

Вопрос 8. Назовите функцию права, которая направлена на защиту значимых общественных отношений и вытеснении нежелательных посредством применения мер юридической ответственности.
- регулятивно-статическая функция
- регулятивно-динамическая функция
- информационно-регулятивная функция
- охранительная функция
Ответ: охранительная функция

Вопрос 9. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять права, нести обязанности – это:
- правосубъектность
- правоспособность
- деликтоспособность
- дееспособность
Ответ: дееспособность

Вопрос 10. Укажите форму реализации права, при которой субъект правоотношений воздерживается от совершения действий, запрещенных нормой права:
- соблюдение
- исполнение
- использование
- применение
Ответ: соблюдение

Вопрос 11. Определите отраслевую принадлежность правоотношений, связанных с подготовкой и организацией аукциона по продаже земельного участка.
- экологическое право
- земельное право
- трудовое право
- финансовое право
Ответ: земельное право

Вопрос 12. Определите отраслевую принадлежность правоотношений, связанных с получением разрешения на строительство многоквартирного дома.
- жилищное право
- гражданское право
- градостроительное право
- процессуальное право
Ответ: градостроительное право

Вопрос 13. Выберите из нижеперечисленного списка тип правового регулирования:
- императивный
- координационный
- обязывающий
- общедозволительный
Ответ: общедозволительный

Вопрос 14. Что из нижеперечисленного относится к нормативным правовым актам?
- Конституция РФ
- Приговор суда
- Указ Президента «О присвоении звания народного артиста Ф.Б. Киркорову»
- Решение суда о разделе совместно нажитого имущества
Ответ: Конституция РФ

Вопрос 15. Гипотеза правовой нормы – это
- элемент нормы права, фиксирующий юридические факты
- элемент нормы права, фиксирующий права участника регулируемого общественного отношения
- элемент нормы права, фиксирующий ответственность за неисполнение диспозиции правовой нормы
- элемент нормы права, фиксирующий обязанности участника регулируемого общественного отношения
Ответ: элемент нормы права, фиксирующий юридические факты

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Дайте определение понятия «право».
Ответ: право – это система общеобязательных правил поведения, санкционированная государством и обеспеченная силой государственного принуждения.

Вопрос 2. Дайте определение понятия «правовое регулирование».
Ответ: правовое регулирование – это воздействие норм права на общественные отношения в целях их упорядочения.

Вопрос 3. Назовите элементы структуры правоотношения.
Ответ: субъекты, объект, содержание.

Вопрос 4. Что такое юридические факты?
Ответ: юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношения.

Вопрос 5. Назовите элементы состава правонарушения.
Ответ: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона.

Вопрос 6. Укажите виды толкования права по объему.
Ответ: расширительное, буквальное, ограничительное.

Вопрос 7. Укажите способы толкования права (не менее 3).
Ответ: грамматический, логический, систематический, исторический, телеологический, специально-юридический, функциональный.

Вопрос 8. Дайте определение понятия «правонарушение».
Ответ: правонарушение – это противоправное виновное вредоносное деяние, совершенное деликтоспособным лицом.

Вопрос 9. Дайте определение понятия «правовое отношение».
Ответ: правовое отношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права.

Вопрос 10. Что такое юридическая обязанность?
Ответ: юридическая обязанность – это предусмотренная нормой права мера должного поведения лица.

Вопрос 11. Бизнесмен по мотивам мести поджег дом своему конкуренту. В ходе пожара погиб человек. Следствием было установлено, что бизнесмен не был намерен совершить убийство, однако понимал, что в доме могли находиться люди, тем не менее в момент совершения преступления, находясь в порыве мести, относился к этому безразлично. Укажите форму вины преступника.
Ответ: косвенный умысел.

Вопрос 12. Укажите санкцию в приведенном положении: «Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, –наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового».
Ответ: санкция – наказание в виде лишения свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Вопрос 13. Порядок оборота земельных участков на территории города Барнаула регламентирован решениями Барнаульской городской думы, законами Алтайского края, Земельным кодексом РФ. В случае правовой коллизии между вышеуказанными нормативными правовыми актами, нормы какого нормативного правового акта будут иметь первостепенное значение при рассмотрении дела в Арбитражном суде Алтайского края?
Ответ: Земельный кодекс РФ.

Вопрос 14. В ходе ремонтных работ офиса личному имуществу одного из работников офиса был причинен ущерб. Работник обратился с требованием к руководству о возмещении причиненного ущерба. На нормы какого кодифицированного акта опирался работник в данном случае?
Ответ: Трудовой кодекс РФ.

Вопрос 15. Можно ли привлечь к административной ответственности двенадцатилетнего ребенка?
Ответ: нет, так как он не достиг возраста привлечения у административной ответственности.

Вопрос 16. Инспектором ГИБДД вынесено постановление о привлечении лица, нарушившего правила дорожного движения, к административной ответственности. На какой нормативный правовой акт опирался инспектор ГИБДД при осуществлении юридической квалификации?
Ответ: КоАП РФ

Вопрос 17. К какому виду толкования права относятся комментарий к Семейному кодексу РФ?
Ответ: доктринальное (научное)

Вопрос 18. К какому виду юридических фактов относится извержение вулкана?
Ответ: событие / абсолютное событие
Вопрос 19. Что является содержанием правоотношения, возникшего из договора купли-продажи мотоцикла?
Ответ: Взаимные права и обязанности продавца и покупателя.

Вопрос 20. Часть 1 ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ» гласит: «Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции и закону». Означает ли это, что судьи не подчиняются ФКЗ и подзаконным актам?
Ответ: не означает; это правоположение следует толковать расширительно.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем курсовых проектов разрабатывается и утверждается на кафедрах не позднее последнего месяца учебного семестра, предшествующего семестру, в котором присутствует по учебному плану курсовой проект. Утверждённый перечень тем и научных руководителей доводится до сведения студентов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ – ЗАЧЕТ
заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе "Промежуточная аттестация по дисциплине" онлайн-курса на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8572). Количество заданий в контрольно-измерительном материале составляет 20 вопросов.
Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оцениваение КИМ в целом: Оценка "зачтено" выставляется при условии, что верно выполнено более 70% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 70% и менее 70% заданий.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ – КУРСОВОЙ ПРОЕКТ (КП)
Процедура проведения устанавливается в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке, выполнению и защите курсовых работ/курсовых проектов
Перечень тем курсовых проектов разрабатывается и утверждается на кафедрах не позднее последнего месяца учебного семестра, предшествующего семестру, в котором присутствует по учебному плану курсовой проект. Утверждённый перечень тем и научных руководителей доводится до сведения студентов. После выбора темы каждому студенту необходимо написать заявление на имя заведующего соответствующей кафедры. Решением заседания кафедры за каждым студентом закрепляется тема и научный руководитель, что необходимо отразить в протоколе заседания кафедры.
Критерии оценивания:
Оценка «отлично» выставляется в том случае, если содержание и оформление КП соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ / курсовых проектов; КП актуален, выполнен самостоятельно, имеет творческий характер, отличается определенной новизной; дан обстоятельный анализ степени теоретического исследования проблемы, различных подходов к ее решению; в докладе и ответах на вопросы показано знание нормативной базы, учтены последние изменения в законодательстве и нормативных документах по данной проблеме; проблема раскрыта глубоко и всесторонне, материал изложен логично; теоретические положения органично сопряжены с практикой, даны представляющие интерес практические рекомендации, вытекающие из анализа проблемы; в КП широко используются материалы исследования, проведенного автором самостоятельно или в составе группы; в КП проведен количественный анализ проблемы, который подкрепляет теорию и иллюстрирует реальную ситуацию, приведены таблицы сравнений, графики, диаграммы, формулы, показывающие умение автора формализировать результаты исследования; широко представлен список использованных источников по теме КП; приложения к КП иллюстрируют достижения автора и подкрепляют его вывод; по своему содержанию и форме КП соответствует всем предъявляемым требованиям.
Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если: содержание и оформление КП соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ / курсовых проектов; содержание КП в целом соответствует заявленной теме; КП актуален, написан самостоятельно; дан анализ степени теоретического исследования проблемы; в докладе и ответах на вопросы основные положения КП раскрыты на хорошем или достаточном теоретическом и методологическом уровне; теоретические положения сопряжены с практикой; представлены количественные показатели, характеризующие проблемную ситуацию; практические рекомендации обоснованы; приложения грамотно составлены и прослеживается связь с положениями КП; составлен список использованных источников по теме КП.
Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, если: содержание и оформление КП соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ / курсовых проектов; имеет место определенное несоответствие содержания КП заявленной теме; в докладе и ответах на вопросы исследуемая проблема в основном раскрыта, но не отличается новизной, теоретической глубиной и аргументированностью, имеются неточные или не полностью правильные ответы; нарушена логика изложения материала, задачи раскрыты не полностью; в КП не полностью использованы необходимые для раскрытия темы научная литература, нормативные документы, а также материалы исследований; теоретические положения слабо увязаны с управленческой практикой, практические рекомендации носят формальный бездоказательный характер.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если: содержание и оформление КП не соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ / курсовых проектов; содержание КП не соответствует его теме; в докладе и ответах на вопросы даны в основном неверные ответы; КП содержит существенные теоретико-методологические ошибки и поверхностную аргументацию основных положений.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дрещинский, В. А. Методология научных исследований : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. В. Неумоева-Колчеданцева Основы научной деятельности студента. Курсовая работа :: учебное пособие для вузов  Москва : Издательство Юрайт, 2023
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э2 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э3 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ www.tigp.wordpress.com
Э4 Научно-исследовательский семинар: курс на едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8572 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Научно-исследовательский семинар организован в виде занятий, проводимых научным руководителем, и самостоятельной работы. Руководитель должен ознакомить студентов с методологией проведения научно-исследовательской работы, сформировать представление об основных исследовательских планах, методологических ошибках, которые можно совершить при организации и проведении правового исследования, дать представления об особенностях и методах научного познания в юриспруденции. Затем студенты знакомятся с актуальными темами исследований в рамках кафедральной проблематики и основными направлениями работы той или иной кафедры. Далее им предоставляется перечень тем для исследований, а также обсуждаются возможные научные руководители.