МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая теория юридической квалификации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.05.01. специальность Правовое обеспечение национальной безопасности
СпециализацияГосударственно-правовая
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_05_01_Правовое обеспечение нацбезопасности-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и права, Насыров Р.В.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Общая теория юридической квалификации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1138)

составлена на основании учебного плана:
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н. профессор Васильев А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н. профессор Васильев А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.В современной российской правовой системе наблюдается явное увлечение «идеологическим» содержанием права и недооценкой «технического» аспекта реализации правовых норм. Поэтому казуистами необходимо быть не только юристам-практикам, но и законодателям – формируя правовую норму, они должны представлять сам предмет законодательного регулирования как совокупность казусов – конкретных отношений. Актуальность этого курса предопределена тем, что в преподавании отраслевых и специальных юридических дисциплин важное значение имеет решение задач (казусов). Соответственно возникает необходимость в рамках общей теории права разработать общую методологию юридической квалификации. Цель курса – изучение общей методологии юридической квалификации, то есть теории разрешения конкретных правовых ситуаций (казусов).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ОПК-4 Способен оперировать основными общеправовыми понятиями и категориями, анализировать и толковать нормы права, давать юридическую оценку фактам и обстоятельствам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.1. Знает основные общеправовые понятия, категории и нормы права.
УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2. Умеет анализировать и толковать нормы права.
УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.3. Умеет давать юридическую оценку фактам и обстоятельствам.
УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Лекции 5 1 ОПК-4, УК-1 Л2.2, Л1.1
1.2. Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Практические 5 2 ОПК-4, УК-1 Л2.2, Л1.1
1.3. Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Сам. работа 5 24 ОПК-4, УК-1 Л2.2, Л1.1
1.4. Философские основы юридической квалификации Лекции 5 1 ОПК-4, УК-1 Л2.2, Л1.1
1.5. Философские основы юридической квалификации Практические 5 1 ОПК-4, УК-1 Л2.2, Л1.1
1.6. Философские основы юридической квалификации Сам. работа 5 24 ОПК-4, УК-1 Л2.2, Л1.1
1.7. Логические основы юридической квалификации.Психологические аспекты юридической квалификации Лекции 5 1 ОПК-4, УК-1 Л2.2, Л1.1
1.8. Логические основы юридической квалификации.Психологические аспекты юридической квалификации Практические 5 1 ОПК-4, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Логические основы юридической квалификации.Психологические аспекты юридической квалификации Сам. работа 5 20 ОПК-4, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Юридическая квалификация в механизме правового регулирования Лекции 5 1 ОПК-4, УК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.11. Юридическая квалификация в механизме правового регулирования Практические 5 2 ОПК-4, УК-1 Л2.2, Л1.1
1.12. Юридическая квалификация в механизме правового регулирования Сам. работа 5 21 ОПК-4, УК-1 Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6470

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1
Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Что означает мыслительная операция под названием «анализ»?
- Процесс мысленного разделения целостного объекта на составляющие части с целью их изучения;
- Соединение выделенных частей объекта в единое целое;
- Наблюдение за изучаемым объектом;
- Определение ценности изучаемого объекта.
Ответ: Процесс мысленного разделения целостного объекта на составляющие части с целью их изучении

2. Что можно отнести к проблемной ситуации в сфере реализации права?
- Истечение срока;
- Необходимость оплаты за проезд;
- Возникновение коллизии правовых норм;
- Подача заявления в ЗАГС.
Ответ: Возникновение коллизии правовых норм

3. Как называется метод, который предполагает изучение явления с точки зрения его строения и соотношения внутренних элементов?
- Плюрализм;
- Историзм;
- Синтез;
- Системный.
Ответ: Системный

4. Что из названного не является стадией применения права?
- Выбор и толкование нормы права;
- Возникновение правоотношения;
- Сбор и анализ фактической стороны юридического дела;
- Принятие и оформление решения по юридическому делу.
Ответ: Возникновение правоотношения

5. Соотношение каких правовых явлений осуществляется в процессе разрешения проблемной ситуации на основе юридической квалификации правоотношения?
- Государства и права;
- Субъекта права и закона;
- Фактической стороны юридического дела и норм права;
- Юридических понятий и норм права.
Ответ: Фактической стороны юридического дела и норм права

6. Как называется юридическая квалификация, в которой выявляется несоответствие фактической стороны дела и нормы права?
- Ошибочная;
- Допустимая;
- Предварительная;
- Негативная.
Ответ: Негативная

7. Что не выделяется в качестве самостоятельного аспекта (стороны) юридической квалификации?
- Фактическая сторона юридической квалификации;
- Нормативная стороны юридической квалификации;
- Логический аспект юридической квалификации;
- Религиозный аспект юридической квалификации.
Ответ: Религиозный аспект юридической квалификации

8. С какой точки зрения (стороны) юридическая квалификация проблемной ситуации рассматривается как особый вид познания?
- Философский;
- Фактический;
- Нормативный;
- Абстрактный.
Ответ: Философский

9. Какое с философской точки зрения вырабатывается знание в процессе юридической квалификации?
- Фундаментальное;
- Обыденное;
- Прикладное (практическое)
- Эстетическое.
Ответ: Прикладное (практическое)

10. С точки зрения логической стороны юридической квалификации признаки правонарушения раскрывают:
- Смысл правонарушения;
- Цель правонарушения;
- Общественную вредность правонарушения;
- Содержание правонарушения.
Ответ: Содержание правонарушения

11. С точки зрения психологического аспекта юридической квалификации наличие какого элемента профессиограммы юриста показывает способность следователя во время допроса установить контакт со свидетелем?
- Коммуникативный;
- Организационный;
- Реконструктивный;
- Моральный.
Ответ: Коммуникативный

12. К какому виду юридического факта относится землетрясение?
- Правовой поступок;
- Событие;
- Юридический акт;
- Действие.
Ответ: Событие

13. Что из названного относится к фактическому составу?
- Норма права;
- Условия вступления в брак;
- Механизм государства;
- Система законодательства.
Ответ: Условия вступления в брак

14. Какой способ толкования норм права предполагает учет их взаимосвязи?
- Грамматический;
- Исторический;
- Функциональный;
- Систематический.
Ответ: Систематический

15. Как называется пробел в праве, возникающий в результате возникновения новых общественных отношений?
- Мнимый пробел в праве;
- Первоначальный пробел в праве;
- Пробел эволюции;
- Исторический пробел в праве.
Ответ: Пробел эволюции

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какое мышление называют критическим?
Ответ: Мышление, способное применять для анализа информации и её интерпретации различные походы и точки зрения.
2. Какую ситуацию называют проблемной?
Ответ: это ситуация, в которой субъект сталкивается с каким-либо затруднением или необходимостью выбора наиболее оптимального варианта разрешения ситуации.
3. В чем особенность юридической проблемной ситуации?
Ответ: Возникает в рамках предмета правового регулирования, требует осуществления юридической квалификации, разрешается на основе норм права.
4. Какие элементы (юридические средства) механизма правового регулирования, т.е. возникают на каждой стадии правового регулирования?
Ответ: На стадии правотворчества – норма права; на стадии правоотношения – субъективные права и юридические обязанности; на стадии реализации права – акты реализации права
5. Вы на семинарском занятии во время выполнения контрольной работы не использовали смартфон, т.е. не списывали. Какая форма реализации права воплотилась в вашем поведении?
Ответ: Соблюдение норм права (запрета).
6. В процессе задержания лица, подозреваемого в совершении тяжкого преступления, Гр. А оказал помощь полиции, лично обезвредил подозреваемого. Гр. А является в данной ситуации субъектом применения права?
Ответ: Нет, т.к. гр. А не является носителем государственной власти.
7. Какие аспекты (стороны) выделяются в юридической квалификации?
Ответ: фактический, нормативный, философский, логический, психологический.
8. Как соотносятся понятия «юридическая квалификация» и «юридическая казуистика»?
Ответ: Юридическая квалификация – это процесс соотношения фактической и нормативной сторон юридического дела, а юридическая казуистика ( в позитивном смысле) – это способность юриста в разрешать конкретные правовые ситуации (казусы) на основе общих принципов и норм права.
9. Как философские категории «общее, особенное, единичное» используются в процессе юридической квалификации?
Ответ: Юридическая квалификация предполагает разрешение конкретной правовой ситуации, которая выступает в качестве явления единичного. Но предварительно необходимо решить общий вопрос о юридическом характере данной ситуации, т.е. входит ли в она в предмет правового регулирования. Далее используются категории особенного, т.е. определяется отраслевой характер правоотношения, институт права и, наконец, конкретный норы права, разрешающие эту ситуацию.
10. С логической точки зрения раскройте содержание и объем юридического понятия «закон».
Ответ: Содержание – «Закон – это НПА высшей юридической силы». Объем – «Виды законов: 1) Конституция РФ 1993 г., 2) Федеральные конституционные законы», 3) Федеральные законы, 4) Законы субъектов РФ.
11. Какой закон логики нарушен в данном суждении юриста: ««Подсудимый признал, что это он проник в склад с целью хищения. Следовательно, вся недостача возникла в результате этой кражи».
Ответ: Нарушен логический закон достаточного основания, недостача могла возникнуть и по иным причинам.
12. Какой закон логики нарушен в данном суждении юриста: «Ясно, что гр-н А виновен в совершении этого преступления, так как все свидетели показали, что он вел антиобщественный и аморальный образ жизни».».
Ответ: Нарушен логический закон тождества, прокурор должен доказать виновность подсудимого в совершении преступления.
13. 1. На ж/д был совершен террористический акт, на сутки движение было закрыто. Данный террористический акт относится к какому виду юридических фактов для правоохранительных органов и участников договора ж/д-й перевозки?
Ответ: для правоохранительных органов – неправомерное действие, а для участников договора ж/д-й перевозки – относительное событие.
14. Что относится к официальным источникам современного российского права?
Ответ: Нормативный правовой акт, нормативный правовой договор, правовой обычай. О судебном прецеденте как источнике российского права вопрос остается дискуссионным.
15. В автобусе молодой человек стал уклоняться от встречи с кондуктором с целью проехать без оплаты. Но кондуктор его заметила и потребовала заплатить за проезд. Молодой человек нехотя это сделал. Является ли его поведение правомерным?
Ответ: Поведение формально правомерное, но относится к виду маргинального.
16. Дайте ответ на возмущенный вопрос носителя обыденного правосознания6 «Подросток 13 лет совершил умышленное убийство! Почему его не сажают в тюрьму?»
Ответ: Подросток совершил неправомерное деяния (умышленное убийство), но которое не может быть квалифицировано как уголовное правонарушение (преступление), т.к. подросток не достиг возраста уголовной деликтоспособности.
17. К какому виду правонарушения относится нарушения ПДД?
Ответ: В зависимости от последствий нарушение ПДД может быть объективной стороной как административного, так и уголовного правонарушения.
18. Принудительное взимание алиментов – это мера юридической ответственности?
Ответ: Нет, это мера защиты субъективных прав того, в чьих интересах взимаются алименты.
19. Арест – это мера юридической ответственности?
Ответ: В отраслях административного и уголовного права – это мера юридической ответственности. В уголовно-процессуальном праве – это процессуальная мера принуждения, но не мера юридической ответственности.
20. В чем отличите аналогии закона от аналогии права.
Ответ: При аналогии закона субъект юридической квалификации ссылается на конкретную норму права, регулирующую схожие общественные отношения. При аналогии права нормативной основой юридической квалификации являются принципы права.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4
Способен оперировать основными общеправовыми понятиями и категориями, анализировать и толковать нормы права, давать юридическую оценку фактам и обстоятельствам

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Что из перечисленного не относится к правовым понятиям?
- Закон;
- Правонарушение;
- Гражданин;
- Вселенная.
Ответ: Вселенная

2. Что означает мыслительная операция под названием «анализ»?
- Процесс мысленного разделения целостного объекта на составляющие части с целью их изучения;
- Соединение выделенных частей объекта в единое целое;
- Наблюдение за изучаемым объектом;
- Определение ценности изучаемого объекта.
Ответ: Процесс мысленного разделения целостного объекта на составляющие части с целью их изучения

3. Что относится к понятию «толкование норм права».
- Оценка качества товара;
- Определение фактической основы правовой ситуации;
- Отмена нормативного правового акта;
- Уяснения смысла нормы права.
Ответ: Уяснения смысла нормы права

4. Какой способ толкования норм права предполагает учет их взаимосвязи?
- Грамматический;
- Исторический;
- Функциональный;
- Систематический.
Ответ: Систематический

5. Что из перечисленного относится к такому виду юридических фактов, как событие?
- Наводнение
- Заключение договора;
- Разрешение в суде юридического спора;
- Поступление в ВУЗ.
Ответ: Наводнение

6. Что из перечисленного относится к такому виду юридических фактов, как действие?
- Предъявление иска в суд;
- Рождение ребенка;
- Наводнение;
- Достижение совершеннолетия.
Ответ: Предъявление иска в суд

7. К какому виду юридического процесса относится возбуждение дела по факту разбоя?
- Избирательный процесс;
- Административный процесс;
- Уголовный процесс;
- Гражданский процесс.
Ответ: Уголовный процесс

8. К какому виду юридического процесса относится разрешение судом спора между предпринимателями по факту неисполнения договора поставки товара?
- Гражданский процесс
- Конституционный процесс;
- Арбитражный процесс;
- Уголовный процесс;
Ответ: Арбитражный процесс

9. Какой юридический факт является абсолютным событием?
- Сдача студентом экзамена;
- Привлечение к юридической ответственности;
- Террористический акт, в результате которого произошла просрочка исполнения поставки;
- Землетрясение.
Ответ: Землетрясение

10. К правовому процессу с юридически значимым результатом не относится:
- Предъявления иска в суд;
- Вынесение приговора судом;
- Подготовка ученым-юристом проекта НПА.
- Издание акта официального толкования норм права.
Ответ: Подготовка ученым-юристом проекта НПА

11. Какой юридический спор относится к частноправовому?
- О праве гражданина на участив в референдуме;
- Обжалование противоправных действий госоргана;
- Расторжение брака;
- О компетенции должностных лиц.
Ответ: Расторжение брака

12. Как называется требование, которое потерпевший указывает в иске?
- Причина юридического спора;
- Повод юридического спора;
- Предмет юридического спора;
- Суть юридического спора.
Ответ: Предмет юридического спора

13. В какой части судебного слушания непосредственно происходит юридический спор?
- Подготовка к судебному слушанию;
- Судебные прения;
- Допрос свидетеля;
- Исследование вещественных доказательств.
Ответ: Судебные прения

14. Какой способ толкования норм права предполагает анализ взаимосвязи нормы права?
- Грамматический;
- Исторический;
- Функциональный;
- Систематический.
Ответ: Систематический

15. Какой вид толкования по субъектам выражен в решении суда?
- Правотворческий;
- Профессиональный;
- Доктринальный;
- Обыденный.
Ответ: Профессиональный

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое правовое понятие?
Ответ: Это понятия, отражающие признаки правовых явлений и выражающие их юридически значимые свойства.
2. Договор купли-продажи квартиры. Что является содержанием этого правоотношения?
Ответ: Взаимные права и обязанности продавца и покупателя.
3. Что такое юридический процесс?
Ответ: это система взаимосвязанных правовых форм деятельности уполномоченных органов государства, должностных лиц, а также заинтересованных в разрешении юридических дел субъектов права.
4. Что такое правовая позиция?
Ответ: это система, аргументов, суждений и доказательств, которые формулируются на основе норм права и подтверждают или опровергают суждения оппонента в юридическом споре.
5.К какому виду правонарушения относится нецензурная брань студента на семинарском занятии?
Ответ: Это деяние является элементом дисциплинарного проступка и административного правонарушения.
6. Преподаватель обвинил студента в списывании на экзамене. Обиженный студент решил предъявить иск в суд, но задумался: в чем обвинить преподавателя – в оскорблении или клевете?
Ответ: В данном случае необходимо предъявить иск о клевете и опровергнуть факт списывания.
7. Какие аспекты (стороны) юридической ситуации необходимо проанализировать в процессе выработки правовой позиции по делу?
Ответ: Обязательно проанализировать фактический и нормативный аспекты юридической квалификации, а так же в ходе спора можно использовать логические доводы, допустимые приемы психологического влияния.
8. В чем отличие публично-правового юридического процесса от частноправового?
Ответ: В публично-правовом юридическом процесса всегда одна сторона (как минимум) – государственный или муниципальный орган, должностное лицо, предметом рассмотрения выступают публичные интересы (например, вопросы налогообложения).
9. Молодой человек после завершения обучения в школе решил сразу стать адвокатом. Но в коллегии адвокатов ему отказали, на что молодой человек заявил о нарушении ст. 37 Конституции РФ, которая закрепляет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Дайте аргументированный ответ этому молодому человеку.
Ответ: Применяем систематический способ толкования, т.е. ст. 37 Конституции РФ реализуется во взаимосвязи с другими НПА, которые требуют для работы адвокатом образования, стажа 3 года, сдача экзаменов и аттестация. Действует правило – наличие специальных норм огранивает действие общих норм.
10. Юридический факт и юридическое доказательство – это синонимы?
Ответ: Нет. Юридическое доказательство — это не просто факты, а сведения о фактах, полученные в предусмотренном правом порядке, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Деяние – факт, а видеоматериал – доказательство деяния.
11. В процессе выработки правовой позиции важно фактический состав правовой юридической ситуации. Приведите пример.
Ответ: Фактический состав - система юридических фактов, необходимых и достаточных для наступления правовых последствий. Условия вступления в брак.
12. Гражданство – это юридический факт?
Ответ: Да. Это особый вид юридического факта как состояние, который входит в разные фактические составы – условия участия в выборах, получения социальной помощи, принятие на гос. службу и т.д.
13. В ТК РФ в статья 81. «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя» закрепляется фактический состав?
Ответ: Нет. В ст. 81 ТК РФ закрепляется группа юридических фактов, каждый из которых порождает одно последствие - расторжение трудового договора по инициативе работодателя.
14. С точки зрения соотношения публичного и частного права, в чем отличие правоотношений, возникающих из договора купли-продажи смартфона и уплаты налогов?
Ответ: купля-продажа смартфона – частноправовое отношение, а уплата налогов – публично-правовое отношение.
15. Гражданин оказал содействие полиции в задержании преступника. К какому виду поведения относится его акт?
Ответ: Во-первых, это поведение правомерное и, во-вторых, оно относится к такому виду правомерного поведения, как социально-активное.
16. Во время прогулки 7-летний мальчик металлической лопаткой бил по автомобилю, чем существенно повредил его окраску. К какому виду юридической ответственности этот мальчик будет привлечен?
Ответ: 7-летний мальчик не может быть привлечен к юридической ответственности, т.к. не является дееспособным и, в том числе, деликтоспособным. Владелец автомобиля предъявит иск к родителям мальчика.
17. Во время спора на семинарском занятии студент сказал своему одногруппнику: «Твоя позиция в споре является точкой зрения идиота!». Обиженный студент решил предъявить иск в суд, но задумался – требовать возмещение морального вреда за клевету или оскорбление?
Ответ: В данной ситуации необходимо вести речь именно об оскорблении, а не клевете. В полнее возможно, что критика ответчика по содержанию была справедливой, но он выразил её в оскорбительной форме.
18. Носитель обыденного правосознания задает вам, как юристу, вопрос: «Вы говорите, что до 14 лет подросток не может быть привлечен к ответственности по УК РФ. Но 12-летний мальчик совершил убийство и был наказан, т.е. помещен в специальное заведение, по сути, в тюрьму»?
Ответ: Речь идет не о юридической ответственности, а о применении к подростку принудительных мер. воспитательного и медицинского характера. Различие существенное – эти меры не порождают сотсояния судимости.
19. Хулиганство – этот административное или уголовное правонарушение?
Ответ: Мелкое хулиганство - административное правонарушение. Хулиганство как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением насилия к гражданам либо угрозой его применения и т.д. – это уголовное правонарушение.
20. Судья столкнулся с пробелом в праве. Для разрешения ситуации он применил норму права, регулирующую схожее общественное отношение. Судья устранил пробел в праве?
Ответ: Нет, судья восполнил пробел в праве на основе аналогии закона. Пробел в праве устраняется в результате правотворчества.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости). Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Какое мышление называют критическим?
2. Какую ситуацию называют проблемной?
3. В чем особенность юридической проблемной ситуации?
4. Какие элементы (юридические средства) механизма правового регулирования возникают на каждой стадии правового регулирования?
5. Какие аспекты (стороны) выделяются в юридической квалификации?
6. Что относится к официальным источникам современного российского права?
7. В чем отличите аналогии закона от аналогии права?
8. Что такое правовое понятие?
9. Что такое юридический процесс?
10. В чем отличие публично-правового юридического процесса от частноправового?
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Вы на семинарском занятии во время выполнения контрольной работы не использовали смартфон, т.е. не списывали. Какая форма реализации права воплотилась в вашем поведении?
2. В процессе задержания лица, подозреваемого в совершении тяжкого преступления, Гр. А оказал помощь полиции, лично обезвредил подозреваемого. Гр. А является в данной ситуации субъектом применения права?
3. В автобусе молодой человек стал уклоняться от встречи с кондуктором с целью проехать без оплаты. Но кондуктор его заметила и потребовала заплатить за проезд. Молодой человек нехотя это сделал. Является ли его поведение правомерным?
4. К какому виду правонарушения относится нарушения ПДД?
5. Договор купли-продажи квартиры. Что является содержанием этого правоотношения?
6. Молодой человек после завершения обучения в школе решил сразу стать адвокатом. Но в коллегии адвокатов ему отказали, на что молодой человек заявил о нарушении ст. 37 Конституции РФ, которая закрепляет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Дайте аргументированный ответ этому молодому человеку.
7. С точки зрения соотношения публичного и частного права, в чем отличие правоотношений, возникающих из договора купли-продажи смартфона и уплаты налогов?
8. Гражданин оказал содействие полиции в задержании преступника. К какому виду поведения относится его акт?
9. Во время прогулки 7-летний мальчик металлической лопаткой бил по автомобилю, чем существенно повредил его окраску. К какому виду юридической ответственности этот мальчик будет привлечен?
10. Носитель обыденного правосознания задает вам, как юристу, вопрос: «Вы говорите, что до 14 лет подросток не может быть привлечен к ответственности по УК РФ. Но 12-летний мальчик совершил убийство и был наказан, т.е. помещен в специальное заведение, по сути, в тюрьму»?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник Юрайт, 2021 www.biblio-online.ru/book/332E4369-F539-4A59-8B51-19B18559F246
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Романов В.В. Юридическая психология: Хрестоматия : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/8FD4C699-F6DA-45FE-A68D-8AD73B372079
Л2.2 Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru/
Э2 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ https://tigp.wordpress.com/
Э3 Общая теория юридической квалификации: единый образовательный портал АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса «Общая теория юридической квалификации» предполагает знание студентами материала базовых юридических дисциплин «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран». В современной российской правовой системе наблюдается явное увлечение «идеологическим» содержанием права и недооценкой «технического» аспекта реализации правовых норм. Поэтому казуистами необходимо быть не только юристам-практикам, но и законодателям – формируя правовую норму, они должны представлять сам предмет законодательного регулирования как совокупность казусов – конкретных отношений. Актуальность этого курса предопределена тем, что в преподавании отраслевых и специальных юридических дисциплин важное значение имеет решение задач (казусов). Соответственно возникает необходимость в рамках общей теории права разработать общую методологию юридической квалификации. Цель курса – изучение общей методологии юридической квалификации, то есть теории разрешения конкретных правовых ситуаций (казусов). Для изучения всего курса в целом необходимо ознакомиться с современными учебниками, учебными пособиями и монографическими исследованиями, посвященными вопросам теории толкования права: Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учебник/ В. Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2010. - 379с.; Власенко, Н. А. Теория государства и права: науч.-практ. пособие / Н. А. Власенко; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации.- М. : Юриспруденция, 2009.- 424 с.; Теория государства и права: учеб. пособие для вузов/ А. А. Иванов ; под ред. В. П. Малахова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2009.- 351с.; Сорокин, В. В. Юридическая глобалистика: учебник: в 2-х томах./ В. В. Сорокин. - М.: Юрлитинформ, 2010. Эти работы позволят также подготовиться по основным темам курса, вынесенным на семинарские занятия.
Помимо указанных монографий, а также материала основных учебников по теории государства и права и проблемам теории государства и права, при подготовке к семинарским занятиям необходимо ознакомиться со специальными работами по юридической квалификации: Бабай, А. Н. (Александр Николаевич). Юридическая квалификация правового поведения личности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук :12.00.01. -М.,1985. -24 с.; Болонин С.Ю. Роль и значение юридической квалификации в правоприменительной деятельности // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2009. №4. С.7-12; Власенко В.Н. Юридическая квалификация: критерии деления и виды // Журнал российского права. 2009. №7 (151). С.121-130; Коробов А.П. Правовая квалификация: основы, понятие, значение, этапы : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. - Саратов, 2005 - 252 с.; Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. 2-е изд., перераб. и доп.- М. : Юристъ, 2006.- 304с.; Максимов Г.Б. Понятие правовой оценки и ее роль в правовом регулировании // Пробелы в российском законодательстве. 2013. №1. С.72-75.; Тарханов И.А. Юридическая квалификация: понятие и место в правоприменительном процессе // Российский юридический журнал. 2012. № 3. С. 130-140. При изучении логических основ юридической квилификации рекомендуется использовать следующие учебники по логике: Тер-Акопов А.А. Юридическая логика Учебное пособие. - М.: ИКФ Омега-Л, 2002- 256 с.; Ивлев Ю.В. Логика для юристов. - М.: Дело, 2000. - 263 с.