МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильФинансы и кредит
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_z38_03_01_Экономика_ФиК-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, И.В. Семенченко

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Психология личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 ЭКОНОМИКА
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 20222023 уч. г.

Заведующий кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – cформировать у студентов представление о психологии личности как теоретической и практической области знания, направленной на исследование закономерностей формирования и развития человека в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути.
Задачи курса:
• раскрыть содержание теоретических и эмпирических исследований, а также психологических и психотехнических практик, которые разрабатывались психологией личности в разные исторические периоды
• дать общее представление о закономерностях формирования и развития личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе;
• рассмотреть проблематику внутренней сущности, ценностно-смысловых оснований, мотивации, характера и направленности личности;
• сформировать представление о психологическом здоровье, нормальном и аномальном развитии личности;
• овладеть основными методами психологической диагностики индивидуально-личностных качеств и свойств.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные направления, подходы и теории в психологии личности, развивающие идеи гуманизма, свободы и демократии;
- в области методологии науки особенности объектной и субъектной, детерминистической и индетерминистиической, монологической и диалогической, номотетичнеской и идеографической ориентаций в исследовании личности;
-закономерности формирования и развития личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе;
-основные цели и задачи психологии личности на современном этапе развития науки и психологической практики.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выделять критерии гуманистической ориентации в теоретическом и эмпирическом исследовании личности;
- сопоставлять содержание различных направлений, теорий и подходов с целью структурирования знаний в области психологии личности;
анализировать и сопоставлять данные сравнительно-психологических исследований человека как индивида, личности, индивидуальности;
- выделять малоизученные и актуальные проблемы в области психологии личности;
- проектировать и осуществлять теоретические и эмпирические исследования в области психологии жизнен-ного пути человека.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владения системой оценки гуманности научно-исследовательского подхода к личности;
- владения фактологическим материалом, позволяющим охарактеризовать направления, теории и подходы в обла-сти психологии личности, навыком моделирования и интерпретации психологических исследований;
- владения уровневым методологическим анализом в области исследования психологии личности;
- владения основными методами исследования личности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию личности.
1.1. Личность как объект и предмет современной персонологии. Лекции 2 1 ОК-7 Л1.2, Л1.1
1.2. Требования и критерии оценки теории личности. Практические 2 1 ОК-7 Л1.2, Л1.1
1.3. Требования и критерии оценки теории личности. Сам. работа 2 4 ОК-7 Л1.2, Л1.1
1.4. Личность как объект и предмет современной персонологии. Сам. работа 2 4 ОК-7 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии.
2.1. Теории личности в отечественно и зарубежной психологии. Лекции 2 0,5 ОК-7 Л1.2, Л1.1
2.2. Сравнительный анализ ведущих зарубежных подходов к изучению структуры личности. Практические 2 1 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Сравнительный анализ методологических подходов к изучению структуры личности в отечественной психологии. Практические 2 1 ОК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Сравнительный анализ методологических подходов к изучению структуры личности в отечественной психологии. Сам. работа 2 5 ОК-7 Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Социогенез и персоногенез личности.
3.1. Человек и его место в различных системах. Лекции 2 0,5 ОК-7 Л1.2, Л1.1
3.2. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь. Сам. работа 2 4 ОК-7 Л1.2, Л1.1
3.3. Проблема саморазвития личности в психологии. Сам. работа 2 5 ОК-7 Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Ценностно-смысловая сфера личности.
4.1. Личностные смыслы и ценности как основа внутреннего мира личности. Лекции 2 0,5 ОК-7 Л1.2, Л1.1
4.2. Личностные смыслы и ценности как основа внутреннего мира личности. Практические 2 1 ОК-7 Л1.2, Л1.1
4.3. Динамика смысловой сферы личности Сам. работа 2 6 ОК-7 Л1.2, Л1.1
4.4. Динамика смысловой сферы личности Сам. работа 2 6 ОК-7 Л1.2, Л1.1
4.5. Смысл жизни как психологическая реальность. Сам. работа 2 6 ОК-7 Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Мотивация и направленность личности.
5.1. Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. Лекции 2 0,5 ОК-7 Л1.2, Л1.1
5.2. Психологические анализ мотивационных образований и мотивационных свойств личности. Практические 2 1 ОК-7 Л1.2, Л1.1
5.3. Экзистенциальный уровень личности. Сам. работа 2 6 ОК-7 Л1.2, Л1.1
5.4. Экзистенциальный уровень личности. Сам. работа 2 6 ОК-7 Л1.2, Л1.1
5.5. Свобода и ответственность как психологические проблемы.Личностный выбор. Сам. работа 2 6 ОК-7 Л1.2, Л1.1
5.6. Свобода и ответственность как психологические проблемы.Личностный выбор. Сам. работа 2 6 ОК-7 Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности.
6.1. Подходы к исследованию психологического здоровья личности. Лекции 2 0,5 ОК-7 Л1.2, Л1.1
6.2. Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением. Практические 2 1 ОК-7 Л1.2, Л1.1
6.3. Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением. Сам. работа 2 6 ОК-7 Л1.2, Л1.1
6.4. Защитные механизмы личности: виды и типологии. Сам. работа 2 6 ОК-7 Л1.2, Л1.1
6.5. Защитные механизмы личности. Анализ ситуаций, решение задач. Сам. работа 2 6 ОК-7 Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Психологические методы исследования личности.
7.1. Основные подходы к изучению личности. Лекции 2 0,5 ОК-7 Л1.2, Л1.1
7.2. Анализ основных научных методов психологического исследования личности. Сам. работа 2 6 ОК-7 Л1.2, Л1.1
7.3. Личностные тесты. Сам. работа 2 6 ОК-7 Л1.2, Л1.1
7.4. Зачет 2 4 ОК-7 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Темы сообщений
1. Теория личности З. Фрейда.
2. Теория личности К. Юнга.
3. Теория личности А.Адлера.
4. Теория личности К. Хорни.
5. Теория личности Э. Фромма.
6. Теория личности Э. Эриксона.
7. Теория личности А. Фрейд.
8. Теория личности М. Кляйн.
9. Теория личности Г. Кохута.
10. Теория личности К. Хорни.
11. Теория личности Б. Скиннера.
12. Теория личности Д. Уотсона.
13. Теория личности Г. Олпорта.
14. Теория личности Г. Айзенка.
15. Теория личности Р. Кеттела.
16. Теория личности А. Асаджиоли.
17. Теория личности А. Менегетти.
18. Теория личности К. Роджерса.
19. Теория личности А. Маслоу.
20. Теория личности И. Ялома.
Темы сообщений №2
1. Теория личности Л.С. Выготского.
2. Теория личности Л.С. Рубинштейна.
3. Теория личности К.А. Абульхановой-Славской.
4. Теория личности В.Н. Мясищева.
5. Теория личности Б. Г. Ананьева.
6. Теория личности А.Н. Леонтьева.
7. Теория личности Д.А. Леонтьева.
8. Теория личности Б.С. Братуся.
9. Теории личности В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского.
11. Теория личности А.В. Петровского.
12. Теория личности Б.Ф. Ломова.
13. Теория личности Б.И. Додонова.
14. Теория личности К.К. Платонова.
15. Теория личности А.Г. Ковалева.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

См. приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложения
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Диянова З. В., Щеголева Т. М. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Нартова-Бочавер С. К. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. А. Ипполитова, И. А. Ральникова Психология личности: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.2 Кавун Л. В. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
Э3 Курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.
Microsoft Windows Vista OEM
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 101 (филиал в г. Бийске) кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; интерактивная доска со встроенным проектором; переносной ноутбук из аудитории № 207.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
- становление и развитие познавательной мотивации;
- умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
- овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения;
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
- углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
- формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
- развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
- формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
- изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
- выполнять предлагаемые задания;
- выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации.