МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Институциональная экономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильФинансы и кредит
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_38_03_01_Экономика_ФиК-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Преподаватель, Быковская И.А.

Рецензент(ы):
к.э.н., Подольная Н.П.

Рабочая программа дисциплины
Институциональная экономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 ЭКОНОМИКА
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 20222023 уч. г.

Заведующий кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Институциональная экономика» являются:
- формирование у обучающихся представлений о методологических и теоретических основах институциональной экономики, усвоения ее понятийного аппарата;
- умения применять полученные знания для анализа актуальных проблем различных типов экономических организаций;
- понимания роли и значения институтов, причин, механизмов и необходимости институциональных изменений в рыночной экономике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы и теоретические основы институционального подхода к изучении) хозяйственных явлений; особенности и отличительные признаки институциональной школы в экономической науке; методологические принципы контрактного подхода к изучению экономических институтов; понятийный и категориальный аппарат теории трансакционных издержек
3.2.Уметь:
3.2.1.обобщать и систематизировать модели институционального поведения экономических субъектов; идентифицировать и классифицировав основные подходы к исследованию институтов: игровой, трансакционный, контрактный; анализировать и интерпретировать институциональные факторы принятия хозяйственных решений; разрабатывать и исследовать игровые модели социальных взаимодействий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.качественными и количественными методами исследования институциональных факторов экономического развития; современными инструментами анализа игрового поведения субъектов хозяйствования; спецификой методов интеграции институциональных факторов в модели равновесия неоклассического типа; навыками системного анализа проблемы трансакционных издержек

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Предмет и метод
1.1. Введение в курс институциональной экономики Лекции 4 6 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Основные причины возникновения институциональной теории. Предшественники новой теории Практические 4 6 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Исторические и научные предпосылки институционального исследования хозяйственной жизни. Экономическая власть и ее юридические формы Сам. работа 4 10 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Методология и предмет институциональной экономики Сам. работа 4 10 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Направления институционального исследования. Этапы развития. Институциональная среда Сам. работа 4 12 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Проблемы развития институтов
2.1. Норма как базовый элемент институтов Лекции 4 6 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Норма как базовый элемент институтов Практические 4 8 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Норма как понятие, экономический и социологический подходы к определению природы нормы. Типы соглашений. Определение, структура и типы соглашений. Трасакционные издержки Сам. работа 4 10 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Прикладные аспекты теории
3.1. Теории контрактов Практические 4 8 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Государство и домашнее хозяйство как организационно-экономические структуры Сам. работа 4 12 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Конституция командной и рыночной экономики, понятия и система норм. Сам. работа 4 12 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Теории контрактов Лекции 4 8 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сухарев О.С. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ефимова Г. А., Суховольская Н. Б., Дубравина Д. А. Институциональная экономика: Учебная литература для ВУЗов СПбГАУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Корнейчук Б. В. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" www.biblioclub.ru
Э2 Министерство экономического развития www.economy.gov.ru
Э3 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat ReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.

Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа обучающихся оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в устной форме.