Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск) |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Профиль | Финансы и кредит |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБийск_38_03_01_Экономика_ФиК-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Институциональная экономика» являются: - формирование у обучающихся представлений о методологических и теоретических основах институциональной экономики, усвоения ее понятийного аппарата; - умения применять полученные знания для анализа актуальных проблем различных типов экономических организаций; - понимания роли и значения институтов, причин, механизмов и необходимости институциональных изменений в рыночной экономике. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-3 | способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | принципы и теоретические основы институционального подхода к изучении) хозяйственных явлений; особенности и отличительные признаки институциональной школы в экономической науке; методологические принципы контрактного подхода к изучению экономических институтов; понятийный и категориальный аппарат теории трансакционных издержек |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | обобщать и систематизировать модели институционального поведения экономических субъектов; идентифицировать и классифицировав основные подходы к исследованию институтов: игровой, трансакционный, контрактный; анализировать и интерпретировать институциональные факторы принятия хозяйственных решений; разрабатывать и исследовать игровые модели социальных взаимодействий |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | качественными и количественными методами исследования институциональных факторов экономического развития; современными инструментами анализа игрового поведения субъектов хозяйствования; спецификой методов интеграции институциональных факторов в модели равновесия неоклассического типа; навыками системного анализа проблемы трансакционных издержек |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Предмет и метод | ||||||
1.1. | Введение в курс институциональной экономики | Лекции | 4 | 6 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Основные причины возникновения институциональной теории. Предшественники новой теории | Практические | 4 | 6 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Исторические и научные предпосылки институционального исследования хозяйственной жизни. Экономическая власть и ее юридические формы | Сам. работа | 4 | 10 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Методология и предмет институциональной экономики | Сам. работа | 4 | 10 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Направления институционального исследования. Этапы развития. Институциональная среда | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Проблемы развития институтов | ||||||
2.1. | Норма как базовый элемент институтов | Лекции | 4 | 6 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Норма как базовый элемент институтов | Практические | 4 | 8 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Норма как понятие, экономический и социологический подходы к определению природы нормы. Типы соглашений. Определение, структура и типы соглашений. Трасакционные издержки | Сам. работа | 4 | 10 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Прикладные аспекты теории | ||||||
3.1. | Теории контрактов | Практические | 4 | 8 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Государство и домашнее хозяйство как организационно-экономические структуры | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Конституция командной и рыночной экономики, понятия и система норм. | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Теории контрактов | Лекции | 4 | 8 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сухарев О.С. | ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Ефимова Г. А., Суховольская Н. Б., Дубравина Д. А. | Институциональная экономика: Учебная литература для ВУЗов | СПбГАУ, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Корнейчук Б. В. | ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Министерство экономического развития | www.economy.gov.ru | ||
Э3 | Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip Acrobat ReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель. Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях. В рамках текущего контроля работа обучающихся оценивается по следующим критериям: - полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины; - верное решение задач; - эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций; - использование дополнительных материалов. Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в устной форме. |