МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильЦифровой дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_Прикладная информатика_ЦД-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 76 72 76 72
Итого 108 104 108 104

Программу составил(и):
к. иск. , О.С. Комарова

Рецензент(ы):
к. иск., Ю.В. Кирюшина

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.искусствоведения Ю.В. Кирюшина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой канд.искусствоведения Ю.В. Кирюшина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – познакомить студентов с историей этикета и этики, их структурой, основными правилами и принципами.
Задачами курса являются:
-формирование у студентов уважения к нормам коллективной жизни,
-воспитание гражданственности, патриотизма, гуманизма, корпоративности,
-приобщение к духовно-нравственным ценностям общечеловеческой культуры,
-гармонизация личностного развития студентов классического университета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен к организации проектной работы по созданию информационных ресурсов, web и мультимедийных приложений
ПК-2.1 Знает задачи, этапы проектной деятельности и способы ее организации
ПК-2.2 Умеет проектировать информационный ресурс, wеb и мультимедийное приложение
ПК-2.3 Владеет навыками оценки эффективности проектной работы, соответствия проекта требованиям
УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества; многообразия культур и цивилизаций
УК-5.2 Oпределяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания
УК-5.3 Bладеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1: Знает задачи, этапы проектной деятельности и способы ее организации
УК-5.1: Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества; многообразия культур и цивилизаций
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-5.2: Oпределяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-5.3: Bладеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика основных проблем дисциплины "Основы современного этикета"
1.1. Актуальность, предмет и задачи курса. Обзор источников и литературы. Лекции 2 4 УК-5.1 Л2.1, Л1.1
1.2. Аналитическая работа с источниками: "История этикета. Сложение этикетных норм" Сам. работа 2 16 УК-5.1 Л2.1, Л1.1
1.3. История этикета. Сложение этикетных норм Практические 2 10 УК-5.1 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Этикет общения
2.1. Понятие этикета общения. Приветствие, как знак вежливости. Представление. Порядок представлений и знакомств. Обращения Лекции 2 6 УК-5.1 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Этикет общения в университете. Отношения администрация университета-студент, перподаватель-студент, студент-студент. Практические 2 8 УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Подготовка эссе: "Проблема отклонений от культуры речи" Сам. работа 2 12 УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Особенности невербальной формы этикета
3.1. Работа с лекционным материалом: "Имидж и его составляющие" Сам. работа 2 12 УК-5.1 Л2.1, Л1.1
3.2. Подготовка эссе: "Психология моды, как важной составляющей делового имиджа" Сам. работа 2 2 УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1
3.3. Подготовка эссе: "Культура одежды делового мужчины. Культура одежды деловой женщины" Сам. работа 2 2 УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Корпоративный этикет и культура делового общения
4.1. Конфликты. Виды конфликтов. Способы решения конфликтных ситуаций. Причины деловых конфликтов. Практические 2 4 УК-5.3, ПК-2.1 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.2. Причины деловых конфликтов и выход из стрессовой ситуации. (Изучение материала вынесеного в самостоятельную работу студента) Сам. работа 2 8 УК-5.3, ПК-2.1 Л2.1, Л1.1
4.3. Подготовка и проведение деловых переговоров. (Изучение материала вынесеного в самостоятельную работу студента) Сам. работа 2 12 УК-5.3 Л2.1, Л1.1
4.4. Подготовка и проведение презентации. Сам. работа 2 8 УК-5.3, ПК-2.1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4017
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен к организации проектной работы по созданию информационных ресурсов, web и мультимедийных приложений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Состав команды для работы над проектом определяется:
A. Компетентностным подходом
B. Датой рождения
C. Территориальным принципом
D. Национальной принадлежностью
Ответ: А Компетентностным подходом

2. Работу команды над проектом отличает:
A. Заданность траектории
B. Следование алгоритмам
C. Тиражирование
D. Эффективность в условиях неопределенности
Ответ: D – Эффективность в условиях неопределенности

3. Командная проектная деятельность нацелена:
A. На создание типового результата
B. На создание уникального продукта или услуги
C. На обеспечение показателей плановой экономики
D. На обеспечение массового производства
Ответ: B – На создание уникального продукта или услуги

4. Первым этапом в работе команды над проектом является:
A. Поиск решения
B. Тестирование решения
C. Поиск проблемы
D. Тиражирование результата
Ответ: C – Поиск проблемы

5. Этап проверки разработанного командой проектного решения – это:
A. Исследование
B. Тестирование
C. Тиражирование
D. Совершенствование
Ответ: B - тестирование

6. К «гибким» или «soft-skills», необходимым в командной проектной деятельности, относится:
A. Умение принимать верные решения
B. Умение точно рассчитать экономику проекта
C. Умение грамотно оформлять налоговые документы
D. Наличие профессиональных навыков в сфере IT
Ответ: А - Умение принимать верные решения

7. Начальный этап командной работы над проектом, это –
A. Реформация
B. Типизация
C. Консолидация
D. Инициация
Ответ: D – Инициация

8. Способность давать объективную оценку эффективности найденного решения, а также слаженности работы команды, - это
A. Эмоциональный интеллект
B. Креативность
C. Критическое мышление
D. Обучаемость
Ответ: С – критическое мышление

9. Командная работа над проектом отличается от работы трудового коллектива в рамках стандартных бизнес-процессов -
A. Четкой датой начала и окончания проекта
B. Наличием большого бюджета
C. Отсутствием рисков
D. Нормированностью рабочего дня
Ответ: А – Четкой датой начала и окончания проекта

10. Проблемное интервью с потенциальным пользователем продукта или услуги является частью:
A. Исследовательского этапа работы над проектом
B. Этапа формирования команды
C. Этапа разработки решения
D. Этапа завершения работы над проектом
Ответ: А – исследовательского этапа работы над проектом

11. Этические нормы и правила взаимодействия в команде:
A. Определяются в одностороннем порядке руководителем
B. Всегда зафиксированы юридически
C. Складываются стихийно и эволюционируют в процессе совместной работы над проектом
D. Вовсе отсутствуют
Ответ С - Складываются стихийно и эволюционируют в процессе совместной работы над проектом

12. Этика как наука сформировалась в эпоху:
A. Палеолита
B. Неолита
C. Западноевропейского Возрождения
D. Древней Греции
Ответ: D – Древней Греции

13. Отцом этики как науки принято считать:
A. Аристотеля
B. Платона
C. Цицерона
D. Гегеля
Ответ: А - Аристотеля

14. Этика является разделом:
A. Социологии
B. Философии
C. Культурологии
D. Астрономии
Ответ: В - Философии

15. В основе профессиональной этики:
A. Личные предпочтения отдельно каждого идивида
B. Общенравственные принципы
C. Запреты и наказания
D. Полная свобода и отсутствие каких-либо ограничений
Ответ: В – общенравственные принципы

16. Официальным каналом деловой переписки признана:
A. Электронная почта
B. Социальные сети
C. Мессенджеры
D. Все перечисленные
Ответ: А – электронная почта

17. Образ человека или компании, складывающийся в цифровом пространстве – это:
A. Цифровая репутация
B. Цифровая этика
C. Цифровая трансформация
D. Цифровая грамотность
Ответ: А – цифровая репутация

18. Цифровая репутация складывается на основе информации, представленной:
A. В социальных сетях
B. На официальных страницах по месту работы
C. На страницах поисковой выдачи
D. Суммарно по всем перечисленным выше источникам
Ответ: D - Суммарно по всем перечисленным выше источникам

19. Для пересылки рабочих документов между сотрудниками рекомендуется использовать:
A. WhatsApp
B. Соц сети
C. Личная почта
D. Корпоративная почта
Ответ: D – Корпоративная почта

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Проектные команды как правило организованы на основе горизонтальной системы управления. В чем ее суть?
Ответ: в распределении работ и ответственности на одном и том же уровне

2. Неопределенное событие или условие, которое в случае реализации будет иметь положительное или отрицательное влияние на цели командного проекта – это ____________________
Ответ: риски проекта

3. Назовите две любых характеристики командной работы над проектом:
Ответ: уникальность, мобильность траектории, вариативность ресурсов, неопределенность, работа с рисками (Любые две характеристики)
4. Дайте определение проектной деятельности
Ответ: Целенаправленное, ограниченное во времени мероприятие, направленное на создание уникального результата (продукта или услуги), позволяющего решать проблему пользователя

5. Назовите два любых «мягких» навыка, которые формируются посредством командной работы над проектом
Ответ: умение работать в команде, коммуникативность, креативность и творческий подход, эмоциональный интеллект, критическое мышление, умение принимать решение, работа с рисками, обучаемость (любые два из списка)

6. Что такое тайм-менеджмент?
Ответ: Это технологии организации и оптимизации собственным временем и временем членов команды

7. Завершите фразу: Способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения собеседника, мотивацию его действий, а также умение использовать эти знания для более эффективной работы команды – это _______
Ответ: эмоциональный интеллект

8. Завершите фразу: Работа над проектом начинается с поиска _________
Ответ: проблемы

9. Как называется этап проверки разработанного командой проектного решения. Ответ: тестирование.

10. Что такое «масштабирование» решения в командной работе над проектом?
Ответ: Процесс увеличения объема, функциональности и возможности проекта с целью удовлетворения растущих потребностей пользователей и рынка.

11. Философская дисциплина, предметом изучения которой является мораль и нравственность – это __________
Ответ: этика

12. Этика как наука является разделом более крупной гуманитарной науки, а именно __________
Ответ: философии

13. Предметом этики как науки являются_________________
Ответ: мораль и нравственность

14. Что такое деловой этикет?
Ответ: свод правил поведения в деловых служебных отношениях

15. Совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а по средствам его к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии, и в итоге к обществу в целом – это ____________________
Ответ: профессиональная этика


16. Правила поведения, принятые в том или ином общества и адаптированные для использования в цифровой среде – это _____________
Ответ: цифровая этика

17. Правила цифрового этикета впервые были сформулированы в книге Верджинии Ши. Название книги ______________
Ответ: Нетикет

18. Образ, который складывается о человеке или компании в цифровом пространстве – это ________________
Ответ: цифровая репутация

19. Для пересылки служебных документов между сотрудников предпочтительно использовать _____________
Ответ: корпоративную почту

20. Умение поставить себя на место пользователя, сочувствие и понимание – это _________________
Ответ: эмпатия

21. Равные условия совместной доступности людей к зданиям, культурным и образовательным программам, цифровым продуктам и проч. – это _________
Ответ: инклюзивность

22. Запрещенные приёмы, используемые в цифровом пространстве, нацеленные на то, чтобы склонить пользователя к совершению действий, которые они не планировали совершать – это ____________
Ответ: темные паттерны

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. «Колыбелью» западноевропейской культуры принято считать:
A. Первобытную культуру
B. Индийскую культуру
C. Античную культуру
D. Русскую культуру
Ответ: С – Античную культуру

2. Антропоцентризм присущ культуре:
A. Западноевропейской
B. Первобытной
C. Древнекитайской
D. Древнеегипетской
Ответ: А – Западноевропейской

3. К мировым религиями относится:
A. Иудаизм
B. Брахманизм
C. Христианство
D. Конфуцианство
Ответ: С – Христианство

4. К конфессиям христианства относится:
A. Даосизм
B. Православие
C. Индуизм
D. Тотемизм
Ответ: В – Православие

5. Главным символом христианства является:
A. Крест
B. Круг
C. Солнце
D. Земля
Ответ: А – Крест

6. Молитвенное сооружение мусульман – это
A. Часовня
B. Мечеть
C. Хурдэ
D. Иглу
Ответ: В - Мечеть

7. Экстравертными считаются:
A. культуры Запада
B. культуры Востока
C. культуры первобытного времени
D. все культуры без исключения
Ответ: А – культуры Запада

8. Интровертными считаются:
A. культуры Запада
B. культуры Востока
C. культуры первобытного времени
D. все культуры без исключения
Ответ: В – культуры Востока

9. Традиции, обычаи, явления культуры, быта и т.п., получаемые от предыдущих эпох и являющиеся базой для дальнейшего развития культуры – это
A. Прогресс
B. Наследие
C. Модернизация
D. Метафора
Ответ: В - Наследие

10. Перенесение ценностей одной культуры на почву другой – это
A. Культурное заимствование
B. Культурная диффузия
C. Культурные универсалии
D. Культурный кризис
Ответ: А – культурное заимствование

11. Культура-реципиент – это культура, которая
A. Заимствует чужое
B. Предоставляет свои достижения для заимствования
C. Индифферентна к достижениям других культур
D. Перестала существовать
Ответ: А – Заимствует чужое

12. Процесс, при котором культура теряет больше культурных черт, чем приобретает новых – это
A. Культурная аккумуляция
B. Культурная диффузия
C. Культурная трансмиссия
D. Культурное истощение
Ответ: D – Культурное истощение

13. Самобытность русской культуры определяется:
A. Только следованием традициям западноевропейской культуры
B. Только следованием традициям восточных культур
C. Синтезом достижений Востока и Запада, православием и собственными славянскими истоками
D. Только славянскими истоками
Ответ: С - Синтезом достижений Востока и Запада, православием и собственными славянскими истоками

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое антропоцентризм?
Ответ: представление, согласно которому человек – это центр и высшая цель мироздания.

2. Что такое теоцентризм?
Ответ: Философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как высшего бытия, источника всей жизни и любого блага.

3. Определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организацию – это _______________
Ответ: Религия

4. Назовите три основных типа первобытных религиозных представлений:
Ответ: тотемизм, анимизм, фетишизм.

5. Назовите три мировые религии
Ответ: христианство, индуизм, ислам

6. Назовите три основные конфессии христианства:
Ответ: православие, католицизм, протестантизм

7. Что такое тотемизм?
Ответ: вера в родственную связь людей с каким-либо видом животных, птиц, растений, который считается покровителем.

8. Что определило самобытность русской культуры?
Ответ: синтез традиций Запада и Востока, собственные славянские истоки, православие

9. Сумма всех культурных достижений данного общества, получаемых от предшествующих поколений и сохраняемых в общественной памяти с целью критического использования их для дальнейшего развития культуры последующих поколений человечества – это ______________
Ответ: культурное наследие

10. Что такое селективность культуры?
Ответ: избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую

11. Как называется культура, которая предоставляет другим культурам собственные достижения для заимствования?
Ответ: культура-донор

12. Как буквально переводится с латинского термин «реципиент»?
Ответ: получающий, принимающий

13. Что такое «культурная диффузия»?
Ответ: Это взаимное и стихийное распространение культурных черт и комплексов между культурами

14. Назовите несколько (любых два) канала, по которым может осуществляться процесс культурной диффузии.
Ответ: миграция, туризм, миссионерство, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами (любые два из списка)

15. Ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, а также благодаря цифровизации и формированию единого информационного пространства – это __________________
Ответ: глобализация

16. Что такое «культурная трансмиссия»?
Ответ: процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение.

17. Накопление культурного потенциала, благодаря которому культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых – это _____________________
Ответ: культурная аккумуляция

18. Черты, присущие всем известным человеческим культурам, - это __________________
Ответ: культурные универсалии

19. Глубинные характеристики культуры, укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, отличающиеся устойчивостью и неподверженные внешнему воздействию, объединяются понятием __________________
Ответ: ментальность культуры

20. Гармоничное и уважительное сосуществование человеческих групп из разных культурных слоев (религиозных, языковых и социальных) в рамках доминирующей культуры большинства – это __________________
Ответ: культурное разнообразие (мультикультурализм) – допустим любой из ответов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лавриненко В.Н. Деловая этика и этикет: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов И.Н. Современный этикет: учебное пособие Дашков и К // ЭБС "Лань", 2017 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кафтан В. В., Чернышова Л. И. Деловая этика: Учебник и практикум для вузов Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine www.biblioclub.ru
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова www.akunb.altlib.ru
Э3 Этикет в современном мире www.etiquette.ru
Э4 Правила этикета в Европе www.womakineurope.com
Э5 Определение этикета www.glossary.ru
Э6 Невербальное общение www.nonverbal.freest.org
Э7 Деловой этикет www.ippnou.ru
Э8 Курс "Профессиональная этика" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, изучению материалов, представленных в разделах курса, а также рекомендованных в качестве дополнительного материала.
Сквозным заданием всего курса является работа над индивидуальным или групповым проектом. В завершении первого раздела курса студентам необходимо определиться к темой проекта и командой, а также ключевыми идеями проекта.
В ходе освоения курса студентам необходимо изучить термины и понятия по проблематике курса.
Все темы ориентированы на практическое освоение – просмотр видеоматериалов, прочтение статей и иных материалов, на основе которых необходимо выполнить предложенные задания.
При выполнении заданий рекомендуется использовать современные цифровые инструменты для индивидуальной и групповой работы. Ряд практических заданий предполагает обязательное использование таких инструментов.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы.