МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политический медиарилейшенз

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильМолодежная политика и digital-технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_Политология_МПиDT-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 86
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 4
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 86 86 86 86
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст. преподаватель, Казанцев Дмитрий Анатольевич

Рецензент(ы):
Д.п.н., профессор, Шашкова Ярослава Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Политический медиарилейшенз

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 654)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Д.ф.н. Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Д.ф.н. Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Политический медиарилейшнз» предназначена для того, чтобы познакомить студентов с основами взаимодействия СМИ с органами власти, ее правовыми основами, формами и методами работы,сформировать у них соответсвующие навыки применения полученных знаний в научной и практической деятельности.
Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
ознакомление со взаимодействием СМИ с органами власти, как деятельности особого рода;
рассмотрение ее правовых основ;
изучение опыта и проблем медиарилейшнз;
формирование навыка применения полученных знаний в политической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен выстраивать профессиональную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) по профилю деятельности в мультикультурной среде на основе применения различных коммуникативных технологий с учетом специфики деловой и духовной культуры России и зарубежных стран
ОПК-1.1 Выстраивает коммуникацию с партнерами, исходя из целей и ситуации общения, определяя и реагируя соответствующим образом на культурные, языковые и иные особенности, влияющие на профессиональное общение и диалог
ОПК-1.2 Использует коммуникативные и медиативные технологии с учетом специфики деловой и духовной культуры России и зарубежных стран
ОПК-1.3 Организовывает, проводит и оценивает эффективность политико-управленческих стратегий, включая международные
ОПК-1.4 Уверенно и системно формулирует собственную позицию о политических процессах с использованием научной терминологии, как в письменной, так и в устной форме
ОПК-5Способен выстраивать стратегию по продвижению публикаций по профилю деятельности в средствах массовой информации на основе базовых принципов медиаменеджмента
ОПК-5.1 Самостоятельно готовит профессионально-ориентированные тексты различной жанрово- стилистической принадлежности (статья, аналитическая справка, информационно-аналитическая записка, рецензия, программная записка, программный документ, аннотация, тезисы к докладу, пресс-релиз и пр.)
ОПК-5.2 Оценивает целевую аудиторию и редакционную политику печатных, аудиовизуальных и Интернет СМИ общественно-политической направленности
ОПК-5.3 Оценивает восприятие образа политических явлений и процессов, сформированного в СМИ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.2: Использует коммуникативные и медиативные технологии с учетом специфики деловой и духовной культуры России и зарубежных стран
ОПК-1.3: Организовывает, проводит и оценивает эффективность политико-управленческих стратегий, включая международные
ОПК-5.1: Самостоятельно готовит профессионально-ориентированные тексты различной жанрово- стилистической принадлежности (статья, аналитическая справка, информационно-аналитическая записка, рецензия, программная записка, программный документ,
аннотация, тезисы к докладу, пресс-релиз и пр.)
ОПК-5.2: Оценивает целевую аудиторию и редакционную политику печатных, аудиовизуальных и Интернет СМИ общественно-политической направленности
ОПК-5.3: Оценивает восприятие образа политических явлений и процессов, сформированного в СМИ
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2: Использует коммуникативные и медиативные технологии с учетом специфики деловой и духовной культуры России и зарубежных стран
ОПК-1.3: Организовывает, проводит и оценивает эффективность политико-управленческих стратегий, включая международные
ОПК-5.1: Самостоятельно готовит профессионально-ориентированные тексты различной жанрово- стилистической принадлежности (статья, аналитическая справка, информационно-аналитическая записка, рецензия, программная записка, программный документ,
аннотация, тезисы к докладу, пресс-релиз и пр.)
ОПК-5.2: Оценивает целевую аудиторию и редакционную политику печатных, аудиовизуальных и Интернет СМИ общественно-политической направленности
ОПК-5.3: Оценивает восприятие образа политических явлений и процессов, сформированного в СМИ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.2: Использует коммуникативные и медиативные технологии с учетом специфики деловой и духовной культуры России и зарубежных стран
ОПК-1.3: Организовывает, проводит и оценивает эффективность политико-управленческих стратегий, включая международные
ОПК-5.1: Самостоятельно готовит профессионально-ориентированные тексты различной жанрово- стилистической принадлежности (статья, аналитическая справка, информационно-аналитическая записка, рецензия, программная записка, программный документ,
аннотация, тезисы к докладу, пресс-релиз и пр.)
ОПК-5.2: Оценивает целевую аудиторию и редакционную политику печатных, аудиовизуальных и Интернет СМИ общественно-политической направленности
ОПК-5.3: Оценивает восприятие образа политических явлений и процессов, сформированного в СМИ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы медиарилейшнз в политике
1.1. Политика и медиарилейшнз в современном мире. СМИ как элемент публичной политической коммуникации Лекции 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
1.2. Политика и медиарилейшнз в современном мире. СМИ как элемент публичной политической коммуникации Сам. работа 4 14 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
1.3. Проблемы политико-правового регулирования деятельности СМИ. Правовые, организационные, профессиональные аспекты доступа журналистов к информации Лекции 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
1.4. Проблемы политико-правового регулирования деятельности СМИ. Правовые, организационные, профессиональные аспекты доступа журналистов к информации Сам. работа 4 14 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Роль СМИ в политике и методы написания политических текстов, их особенности
2.1. Роль СМИ в формировании публичной сферы. СМИ и информационный обмен между политиками и гражданами, властью и обществом Практические 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
2.2. Роль СМИ в формировании публичной сферы. СМИ и информационный обмен между политиками и гражданами, властью и обществом Сам. работа 4 15 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
2.3. Открытость и общедоступность государственных информационных ресурсов РФ. Опыт правового регулирования доступа граждан к правительственной информации Практические 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
2.4. Границы свободы слова, профессиональная этика и общественный интерес Практические 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
2.5. Открытость и общедоступность государственных информационных ресурсов РФ. Опыт правового регулирования доступа граждан к правительственной информации Сам. работа 4 15 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
2.6. Границы свободы слова, профессиональная этика и общественный интерес Сам. работа 4 14 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
2.7. Журналист как субъект политического медиарилейшнз. Профессиональная позиция журналистов и стейкхолдеров Практические 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
2.8. Журналист как субъект политического процесса Сам. работа 4 14 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
2.9. Особенности авторских аналитических программ, главных редакторов и обозревателей в политических отношениях Практические 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
2.10. Отношения федерального центра с российскими регионами. Проблема взаимодействия политических структур субъектов Федерации с региональными СМИ Практические 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
2.11. Жанры политической публицистики. Журналистика новостей и диалогические жанровые формы Практические 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
2.12. Жанры политической журналистики. Комментарийная журналистика Практические 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
2.13. Жанры политической журналистики. Аналитическая журналистика Практические 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11010.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен выстраивать профессиональную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) по профилю деятельности в мультикультурной среде на основе применения различных коммуникативных технологий с учетом специфики деловой и духовной культуры России и зарубежных стран

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какой из типов коммуникации выделяется в зависимости от субъекта?
а. межличностная
б. специализированная
в. вертикальная
г. пассивная
Ответ: а.

2. Какой из типов коммуникации выделяется в зависимости от тематической направленности?
а. межличностная
б. специализированная
в. вертикальная
г. пассивная
Ответ: б.

3. По субъекту политическая коммуникация является …
а. межличностной
б. между личностью и группой
в. межгрупповой
г. массовой
Ответ: г.

4. Верно ли утверждение, что политическая коммуникация осуществляется через СМИ и медиумы (печатные и электронные)?
а. верно
б. неверно
Ответ: а.

5. В каком из видов СМИ важную роль при отборе материала играет наличие лидера общественного мнения?
а. печать
б. радио
в. телевидение
Ответ: в.

6. Какой из видов СМИ является наиболее оперативным при трансляции новостей?
а. печать
б. радио
в. телевидение
Ответ: б.

7. Что такое целевая аудитория в политической коммуникации?
а. Все люди в обществе
б. Группа людей, которые хотят стать PR-специалистами
в. Люди, которых организация пытается достичь и влиять на них
г. Люди, чьи мнения не имеют значения
Ответ: в.

8. Какой из следующих типов материалов чаще всего используется для распространения информации в СМИ?
а. Платные рекламные статьи
б. Пресс-релизы
в. Прямой маркетинг
г. Рекламные баннеры на улицах
Ответ: б.

9. В сюжете о съезде политической партии показано участие в нем известного спортсмена. Какой коммуникативный прием здесь используется?
а. рекомендаций
б. простого человека
в. подтасовки карт
г. блестящей посредственности
Ответ: а.

10. В рекламной статье политической партии приводится ее слоган: «За наше счастливое будущее». Какой коммуникативный прием партия использовала при его формулировке?
а. рекомендаций
б. простого человека
в. подтасовки карт
г. блестящей посредственности
Ответ: г.

11. С использованием какого коммуникативного приема связана публикация рейтингов политиков?
а. общего вагона
б. простого человека
в. подтасовки карт
г. блестящей посредственности
Ответ: а.

12. Если в поддержку кандидата в ходе избирательной кампании выступает какое-то известное лицо, то какой коммуникативный прием используется?
а. рекомендаций
б. простого человека
в. подтасовки карт
г. блестящей посредственности
Ответ: а.

13. Какое СМИ наиболее приспособлено для передачи аналитической информации?
а. печать
б. радио
в. телевидение
Ответ: а.

14. Какое СМИ оказывает наибольшее воздействие на сознание аудитории в силу ее психологических особенностей?
а. печать
б. радио
в. телевидение
Ответ: в.

15. Что составляет коммуникативное содержание новости?
а. сообщение о действии
б. анонс действия
в. планы на будущее
Ответ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Дайте определение целевой аудитории в политической коммуникации?
Ответ: люди, которых организация пытается достичь и влиять на них.

2. Какая коммуникации считается эффективной.
Ответ: коммуникация эффективна, если ценности и поведение получателя сообщения меняются с соответствии с целью коммуникатора.

3. Перечислите типы коммуникации в зависимости от субъекта
Ответ: межличностная, между личностью и группой, межгрупповая, массовая

4. Выделите особенности политической коммуникации
Ответ: массовая, специализированная, вертикальная, чаще пассивная, чем активная.

5. Перечислите способы политической коммуникации.
Ответ: коммуникация через СМИ и медиумы (печатные и электронные), коммуникация через организации, неформальные каналы.

6. Какие основные типы материалов использует телевидение?
Ответ: картинка, сюжет, специальный репортаж, интервью, авторская программа.

7. Основным типом материалов в печатных СМИ является …
Ответ: статья.

8. Перечислите признаки новости.
Ответ: Новость – это то, что произошло или стало известно в последние 24 часа; информация, необходимая людям для принятия решения, которое касается их жизни.

9. Как сформулировать суть новости?
Ответ: Новость – это сообщение о действии: победили, сделали, получили.

10. Определите структуру новости.
Ответ: что? кто? где? когда? зачем? как?

11. Назовите приемы усиления новости.
Ответ: использование цифр и цитат, образов, метафор, сравнений, полезной для читателя информации.

12. Какие методы можно использовать для взаимодействия с журналистами и получения медийных публикаций?
Ответ: отправка пресс-релизов, предоставление эксклюзивных интервью, организация медийных событий и активное участие в запросах СМИ.

13. Определите «правило двух источников» журналиста.
Ответ: чтобы подтвердить любую информацию, нужно использовать два независимых друг от друга источника.

14. Какие СМИ являются наиболее оперативными?
Ответ: радио и интернет-СМИ.

15. Какое СМИ наиболее приспособлено для передачи аналитической информации?
Ответ: периодическая печать.
16. Какое СМИ оказывает наибольшее воздействие на сознание аудитории в силу ее психологических особенностей?
Ответ: телевидение.

17. Какой коммуникативный прием можно использовать для привлечения внимания к научной конференции?
Ответ: прием «рекомендации» - приглашение известных людей.

18. Как называется коммуникативный прием, при котором в тексте публикации или доклада используются общеизвестные, но абстрактные категории?
Ответ: прием «блестящей посредственности».

19. Призыв что-либо сделать, выраженный как апелляция к массовости этого действия – это прием …
Ответ: «Общего вагона» (фургона с оркестром»).

20. Какой прием коммуникации не допустим в научных исследованиях?
Ответ: фальсификация («подтасовка карт»).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5
Способен выстраивать стратегию по продвижению публикаций по профилю деятельности в средствах массовой информации на основе базовых принципов медиаменеджмента

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Назовите участников политической коммуникации:
a. политическая сфера, общество, СМИ
б. политики и СМИ
в. государство, политические партии, общественные организации с политическим уклоном
Ответ: в.

2. Теория ограниченного влияния П. Лазарсфельда сформулирована вокруг постулата о том, что:
a. СМИ обладают социальной ответственностью и поэтому проверяют информацию
б. вся информация, полученная людьми через СМИ, используется для удовлетворения их нужд и потребностей
в. лидеры мнений интерпретируют информацию из СМИ и распространяют ее внутри своей социальной группы
Ответ: в.

3. Общая формула работы пиар-специалиста:
a. исследование, действие, коммуникация, оценка
б. идея, воплощение, результат
в. написание, согласование, рассылка
Ответ: а.

4. Откуда специалист по коммуникации берет темы для новостей?
a. генерирует темы, исходя из текущей работы подразделений организации, ее первых лиц, происходящих в организации и стране событий
б. реагирует на события в регионе и мире
в. опирается на события, которые проводит организация
Ответ: а.

5. Документ, в котором фиксируется информация о СМИ, с которыми вы работаете, называется:
a. медикит
б. медиакарта
в. медиаметрикс
Ответ: б.

6. Для передачи новостей в СМИ можно использовать:
a. публикацию новостей на сайте, рассылку по электронной почте
б. публикацию в социальных сетях, рассылку через мессенджеры
в. все вышеперечисленное
Ответ: в.

7. Пресс-конференция проводится для:
a. освещения новости, значимой для компании и общества
б. презентации отчета по итогам года
в. для рассказа о работе компании
Ответ: а.

8. В каком из видов СМИ важную роль при отборе материала играет наличие «красивой картинки»?
г. печать
д. радио
е. телевидение
Ответ: в.

9. Какой из видов СМИ является наиболее оперативным при трансляции новостей?
г. печать
д. радио
е. телевидение
Ответ: б.

10. Что такое целевая аудитория в политической коммуникации?
д. Все люди в обществе
е. Группа людей, которые хотят стать PR-специалистами
ж. Люди, которых организация пытается достичь и влиять на них
з. Люди, чьи мнения не имеют значения
Ответ: в.

11. Какой из следующих типов материалов чаще всего используется для распространения информации в СМИ?
д. Платные рекламные статьи
е. Пресс-релизы
ж. Прямой маркетинг
з. Рекламные баннеры на улицах
Ответ: б.

12. Какой вид медиа наиболее часто используется для интервью и комментариев ньсмейкеров?
а. Телевидение
б. Печатные издания
в. Радио
г. Интернет-блоги
Ответ: a.

13. С использованием какого коммуникативного приема связана публикация рейтингов политиков?
д. общего вагона
е. простого человека
ж. подтасовки карт
з. блестящей посредственности
Ответ: а.

14. Если пресс-службе политической организации или органа власти нужно проанонсировать в СМИ какое-либо событие, какая форма коммуникации будет более эффективна?
а. пресс-конференция
б. пресс-релиз
в. круглый стол
г. телефонный звонок в редакции
Ответ: б.

15. Если пресс-службе политической организации или органа власти нужно оперативно дать в СМИ подробную информацию о каком-либо значимом и обсуждаемом решении, какая форма коммуникации будет более эффективна?
а. пресс-конференция
б. пресс-релиз
в. круглый стол
г. телефонный звонок в редакции
Ответ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Дайте определение коммуникации.
Ответ: КОММУНИКАЦИЯ – это передача информации от одной системы к другой посредством материальных носителей и сигналов.

2. Перечислите типы коммуникации в зависимости от субъекта
Ответ: межличностная, между личностью и группой, межгрупповая, массовая

3. Выделите особенности политической коммуникации
Ответ: массовая, специализированная, вертикальная, чаще пассивная, чем активная.

4. Перечислите способы политической коммуникации.
Ответ: коммуникация через СМИ и медиумы (печатные и электронные), коммуникация через организации, неформальные каналы.

5. Назовите принципы работы пресс-службы со СМИ.
Ответ: быть на связи, быть источником новостей, быть экспертом по своей организации, быть адвокатом компании.

6. Дайте определение СМИ.
Ответ: это различные формы периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

7. Назовите типы СМИ по форме собственности
Ответ: государственные и частные.

8. Назовите типы СМИ по территории распространения.
Ответ: федеральные, региональные, местные.

9. Назовите типы СМИ по периодичности
Ответ: ежедневные, еженедельные.

10. Какие основные типы материалов использует телевидение?
Ответ: картинка, сюжет, специальный репортаж, интервью, авторская программа.

11. Основным типом материалов в печатных СМИ является …
Ответ: статья.

12. Перечислите признаки новости.
Ответ: Новость – это то, что произошло или стало известно в последние 24 часа; информация, необходимая людям для принятия решения, которое касается их жизни.

13. Как сформулировать суть новости?
Ответ: Новость – это сообщение о действии: победили, сделали, получили.

14. Определите структуру новости.
Ответ: что? кто? где? когда? зачем? как?

15. Назовите приемы усиления новости.
Ответ: использование цифр и цитат, образов, метафор, сравнений, полезной для читателя информации.

16. Какие методы можно использовать для взаимодействия с журналистами и получения медийных публикаций?
Ответ: Для взаимодействия с журналистами и получения медийных публикаций можно использовать такие методы, как отправка пресс-релизов, предоставление эксклюзивных интервью, организация медийных событий и активное участие в запросах СМИ.

17. Определите «правило двух источников» журналиста.
Ответ: чтобы подтвердить любую информацию, нужно использовать два независимых друг от друга источника.

18. Какие СМИ являются наиболее оперативными?
Ответ: радио и интернет-СМИ.

19. Какое СМИ наиболее приспособлено для передачи аналитической информации?
Ответ: периодическая печать.
20. Какое СМИ оказывает наибольшее воздействие на сознание аудитории в силу ее психологических особенностей?
Ответ: телевидение.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости). Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Понятие политической коммуникации: определение коммуникации и ее характеристики, особенности политической коммуникации.
2. Участники политической коммуникации и ее организаторы: политическая сфера, общественная сфера и посредники как основные стороны коммуникации, практические организаторы и акторы коммуникации в политических структурах, задачи каждого из них.
3. Новости как основная единица коммуникации: определение и характеристики новости, определение аудитории новостей, критерии интересности новости.
4. Схема написания новости: пирамидальная структура новости, виды новостей по основной мысли (событие, цитата, факт), шесть вопросов новости, бэкграунд и контекст, цитаты.
5. Способы улучшения новости: принципы удобочитаемости, борьба с канцеляритом, приемы удобочитаемости.
6. Направления доставки информации в СМИ: рассылка пресс-релизов, публикация на сайте и в социальных сетях, группы в соцсетях.
7. Организация пресс-конференций, брифингов, пресс-подходов, пресс-туров: этапы подготовки и проведения.
8. Цели коммуникации и их постановка: процесс целеполагания и медиапланирования, главные цели коммуникации в политике, проектный и процессный пиар.
9. Построение инфоповодов и цепочек инфоповодов: новости от структуры, новости от событий, новости от календаря и новости о людях, выстраивание линеек, оперативные новости, медиаплан.
10. Понятие средства массовой информации: принципы работы, экономическая модель, понятие формата, этические принципы деятельности журналиста, правило двух источников.
11. Публичное выступление: определение аудитории, подготовка выступления, особенности устной речи, варианты самопрезентации.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Сравните модели политической коммуникации: каналы (способы) политической коммуникации, коммуникация как действие, взаимодействие и процесс, модель коммуникации Лассуэлла, другие модели коммуникации (одна на выбор).
2. Сравните теории коммуникации: теория пропаганды, теория научной пропаганды Ласуэлла, теория формирования общественного мнения Липмана.
3. Сравните теории коммуникации: теория социальной ответственности СМИ, теория ограниченного влияния СМИ (Лазарсфельд), теория ограниченного влияния СМИ (Кац и последователи).
4. Сравните теории коммуникации: теория установления повестки дня (Роджерс, Дюринг), теория спирали умолчания (Ноэль-Нойман), теория холодных и горячих медиа Маклюэна.
5. Составьте медиакарту Алтайского края: понятие медиакарты, основные телеканалы, радиостанции, газеты, интернет-СМИ Алтайского края и их собственники.
6. На примере охарактеризуйте особенности работы с интернет-СМИ: виды этого типа СМИ, кто работает в редакции, принципы взаимодействия с интернет-СМИ, основные жанры материалов, рассказ об одном из интернет-СМИ Алтайского края.
7. На примере охарактеризуйте особенности работы с телевидением: виды этого типа СМИ, кто работает в редакции, принципы взаимодействия с телевидением, основные жанры материалов, рассказ об одном из телеканалов Алтайского края.
8. На примере охарактеризуйте особенности работы с радио: виды этого типа СМИ, кто работает в редакции, принципы взаимодействия с радио, основные жанры материалов, рассказ об одном из радио Алтайского края.
9. На примере охарактеризуйте особенности работы с газетами: виды этого типа СМИ, кто работает в редакции, принципы взаимодействия с газетами, основные жанры материалов, рассказ об одной из газет Алтайского края.
10. На примере охарактеризуйте принципы работы с журналистами: особенности ведения беседы («техника безопасности»), подготовка к газетному и телевизионному интервью, даче комментария.
11. На примере охарактеризуйте особенности политической коммуникации в социальных сетях: особенности работы в соцсетях «ВКонтакте», «Одноклассники», мессенджере «Телеграм», ведение личных страниц и работа с сообществами, технологии таргета и посева.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ф.И. Шарков Интерактивные электронные коммуникации (возникновение “Четвертой волны”): учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шарков Ф. И. Массовые коммуникации и медиапланирование: учеб. пособие М.: Альфа-Пресс, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба государственной статистики РФ www.gks.ru
Э2 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э3 Президент России www.kremlin.ru
Э4 Правительство РФ government.ru
Э5 Государственная Дума РФ duma.gov.ru
Э6 Совет Федерации РФ council.gov.ru
Э7 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э8 ЭУМК "Политический медиарилейшенз" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4.ЭУМК - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4713

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Политический медиарилейшнз» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания об особенностях политического медиарилейшнз, его роли в исследовании политического процесса и профессиональной деятельности политологов. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету. Практические занятия по курсу ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на практике и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практике следует просмотреть конспекты лекций по теме практики и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения и принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. углубления и закрепления знаний обучающегося по предмету;
2. углубления и расширения общекультурного и профессионального уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу, собирать эмпирический материал;
4. развития познавательных способностей студента;
5. формирования навыков исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии.