МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.01. специальность Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2023_9кл
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 144
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 36 36 54 54 90 90
Практические 18 18 36 36 54 54
Итого 54 54 90 90 144 144

Программу составил(и):
Препод., Замоломская Анастасия Евгеньевна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Профиль получаемого профессионально образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 22.02.2022 г. № 06
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- Периодизацию всемирной и отечественной истории;
- Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- Историческую обусловленность современных общественных процессов;
- Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- Представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- Использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- Соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Россия в годы Первой мировой войны и Первая мировая война и послевоенный кризис Великой Российской революции (1914–1922)
1.1. Россия и мир в годы Первой мировой войны Лекции 1 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
1.2. Итоги Первой мировой войны Практические 1 4 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
1.3. Основные этапы и хронология революционных событий 1917 г. Первые революционные преобразования большевиков Лекции 1 4 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
1.4. Первые революционные преобразования большевиков Практические 1 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
1.5. Гражданская война и ее последствия. Культура Советской России в период Гражданской войны Лекции 1 4 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
1.6. От великих потрясений к великой победе (в рамках элективного курса Россия - моя история») СССР в 20-30-х гг. XX в. Лекции 1 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
1.7. Революция и Гражданская война в России. Общественно-политическая и социокультурная жизнь в РСФСР в годы Гражданской войны Практические 1 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
1.8. Гибель империи (в рамках элективного курса Россия - моя история»). Практические 1 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
Раздел 2. Раздел 2. Межвоенный период (1918–1939). СССР в 1920–1930-е годы
2.1. СССР в 20-е годы. Новая экономическая политика Лекции 1 4 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
2.2. Противоречия политики НЭПа. Однопартийная политическая система и «срастание» партийных и советских органов власти Практические 1 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
2.3. Советский Союз в конце 1920-х– 1930-е гг. Лекции 1 4 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
2.4. Итоги и цена советской модернизации Практические 1 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
2.5. Культурное пространство советского общества в 1920– 1930-е гг. Лекции 1 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
2.6. Культурная революция и «угар НЭПа» Практические 1 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
2.7. Революционные события 1918 – начала 1920-х гг. Версальско-Вашингтонская система. Мир в 1920-е – 1930-е гг. Нарастание агрессии в мире в 1930-х гг. Лекции 1 4 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
2.8. Распространение фашизма в Европе, Антикоминтерновский пакт и нарастание международной напряженности в 30-е гг. Практические 1 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
2.9. Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы. СССР накануне Великой Отечественной войны Лекции 1 4 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
2.10. Противоречия внешней политики СССР: деятельность НКИД и Коминтерна. Результативность внешней политики СССР межвоенного периода Практические 2 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
Раздел 3. Раздел 3. Вторая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события, итоги. Великая Отечественная война. 1941–1945 годы
3.1. Начало Второй мировой войны. Начальный период Великой Отечественной войны (июнь 1941 – осень 1942) Лекции 1 4 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
3.2. Причины и начальный период Великой Отечественной войны Практические 2 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
3.3. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.) Лекции 1 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
3.4. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.) Лекции 2 4 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
3.5. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.) Практические 2 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
3.6. Человек и культура в годы Великой Отечественной войны Лекции 2 4 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
3.7. Человек и культура в годы Великой Отечественной войны Практические 2 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
3.8. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Завершение Второй мировой войны Лекции 2 6 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
3.9. Завершающий период Великой Отечественной войны. Разгром милитаристской Японии Практические 2 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
3.10. Вставай, страна огромная. (в рамках элективного курса Россия-моя история). Практические 2 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
Раздел 4. Раздел 4. СССР в 1945–1991 годы. Послевоенный мир
4.1. Мир и международные отношения в годы холодной войны (вторая половина половине ХХ века) Лекции 2 6 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
4.2. Послевоенное изменение политических границ в Европе. Изменение этнического состава стран Восточной Европы как следствие геноцидов и принудительных переселений Практические 2 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
4.3. Причины и этапы «холодной войны». Работа с исторической картой. Политика «разрядки»: успехи и проблемы Практические 2 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
4.4. СССР в 1945–1953 гг. Лекции 2 6 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
4.5. СССР в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг. Лекции 2 4 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
4.6. Общественно-политическое развитие СССР в условиях «оттепели». Научно-техническая революция в СССР Практические 2 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
4.7. Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Лекции 2 4 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
4.8. Общественно-политическая жизнь в СССР в середине 60-х – начале 80-х гг. Внешняя политика СССР в середине 60-х – начале 80-х гг. Практические 2 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
4.9. Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991 гг.) Лекции 2 4 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
4.10. От перестройки к кризису. От кризиса к возрождению. (в рамках элективного курса Россия – моя история). Практические 2 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
4.11. Общественно-политическая жизнь в СССР в годы «перестройки». Внешняя политика СССР в 1985–1991 гг. Практические 2 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
Раздел 5. Раздел 5. Российская Федерация в 1992–2020 гг. Современный мир в условиях глобализации
5.1. Становление новой России (1992–1999 гг.) Лекции 2 4 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
5.2. Повседневная жизнь россиян в условиях реформ. Занятие с использованием музейно-педагогических технологий Практические 2 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
5.3. Современный мир. Глобальные проблемы человечества Лекции 2 6 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
5.4. «Оранжевые» революции на постсоветском пространстве и в развивающихся странах. Практические 2 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
5.5. Человек в стремительно меняющемся мире: культура и научно-технический прогресс Практические 2 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
5.6. Россия в XXI веке: вызовы времени и задачи модернизации Лекции 2 6 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
5.7. Россия XXI век (в рамках элективного курса Россия – моя история). Практические 2 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
5.8. Развитие политической системы России в начале XXI в. Внешняя политика РФ в конце XX – начале XXI в. Практические 2 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5
5.9. Мир и процессы глобализации в новых условиях. Россия в современном мире Практические 2 2 ОК 6, ОК 2, ОК 1 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2, Л1.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические задания, индивидуальные творческие задания, тесты ) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6162
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины.
Тестовые задания:

1. Что относится к причинам «холодной войны»?
а) стремление европейских государств не допустить усиления одного из государств
б) борьба СССР за свершение мировой революции
в) борьба сверхдержав за сферы своего влияния
2. Советские войска были выведены из Афганистана
а) в 1985 г.
б) в 1989 г.
в) в 1990 г.
г) в 1991 г.
3. В чем особенность конституции СССР 1977 г.?
а) была разработана для замены «сталинской» Конституции 1936 г.
б) подчеркнуть успешность реформ периода правления Л.И. Брежнева
в) для признания СССР в мировом сообществе как демократического государства
4. Беловежские соглашения о создании СНГ были подписаны 8 декабря 1991 г. между
а) РСФСР, Молдавией и Белоруссией
б) РСФСР, Украиной и Белоруссией
в) РСФСР, Грузией и Украиной
5. В докладе Н.С. Хрущева «О преодолении культа личности и его последствий» было заявлено
а) о реабилитации Н.И. Бухарина, Л.Д. Троцкого
б) об ответственности высших военных за трагическое начало Великой Отечественной войны
в) о вине Сталина за массовые репрессии
6. В каком году была создана Организация Варшавского договора?
а) в 1947 г.
б) в 1953 г.
в) в 1955 г.
г) в 1967 г.
7. В каком году состоялся XX съезд КПСС?
а) в 1954 г.
б) в 1956 г.
в) в 1962 г.
г) в 1970 г.
8. СССР как государство был ликвидирован решением:
а) референдума
б) Беловежской тройки (Ельцин, Кравчук, Шушкевич)
в) М.С. Горбачева о снятии с себя полномочий Верховного Главнокомандующего
г) спецслужб США
9. Лидером КПСС в сентябре 1953 г. был избран:
а) Н.С. Хрущев
б) Г.М. Маленков
в) Л.М. Каганович
г) Л.И. Брежнев
10. Программа коммунистического строительства была принята на XXII съезде КПСС в
а) 1959 г.
б) 1961 г.
в) 1962 г.
г) 1963 г.
11. Первый полет человека в космос в СССР был осуществлен:
а) 12 марта 1960 г.
б) 12 апреля 1961 г.
в) 12 мая 1962 г.
г) 12 июня 1990 г.
12. Многопартийная система получила возможность формироваться в результате политических реформ:
а) Н.С. Хрущева
б) Л.И. Брежнева
в) М.С. Горбачева
г) Б.Н. Ельцина
13.Летом 1943 года состоялась:
а) битва за Крым
б) операция «Багратион»
в) Курская битва
14.Крупнейшим танковым сражением Великой Отечественной войны является:
а) тульское
б) прохоровское
в) харьковское
г) берлинское
15.Великая Отечественная война началась:
а) 22 июня 1945 г.
б) 22 июля 1941 г.
в) 22 июня 1941 г.
г) 26 июля 1941 г.

ответы к тесту:

1 в
2 б
3 а
4 б
5 в
6 в
7 б
8 б
9 а
10 б
11 б
12 г
13 в
14 б
15 в

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично»)- 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно»)- 0-49% правильных ответов





5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Итоговое тест»
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6162
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 30 вопросов, студент может получить максимум 30 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Всего в банке тестовых заданий 40 тестовых заданий. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rэкз
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49

Приложения
Приложение 1.   Контроль (6).docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соловьев К. А. (ред.) История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования М.: Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/490329
Л1.2 Шубин, А. В. История России, 1914-1945 годы: 10 класс. Базовый уровень : учебник Просвещение, 2023 znanium.com
Л1.3 Кириллов В. В. История России в 2 ч. Часть 1. До ХХ века: учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.4 Касьянов В. В. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования Москва-Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.5 Шубин, А. В. История России, 1946 год - начало XXI века: 11 класс. Базовый уровень : учебник Просвещение, 2023 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.Б. Некрасова История России: Учебник и практикум для СПО М: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Moodle "История" (Преподаватель Замоломская Анастасия Евгеньевна)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OC Windows
Приложения MS Offie:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины История используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: деловые игры, кейс-задания, дискуссии, работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов используются индивидуальные творческие задания(эссе, презентации, рефераты).
Для успешного овладения дисциплиной История необходимо выполнять следующие требования:
•посещать все лекционные и практические занятия
•все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
•обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
•в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
При изучении дисциплины История обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины История.

Лекциям принадлежит ведущая роль в изучении практически всех гуманитарных дисциплин, в том числе и История. Изучение каждой новой темы начинается с лекции. Она последовательно раскрывает важнейшие проблемы, дает конкретные методические советы студентам для самостоятельной работы.
Записывать следует кратко. Лекцию необходимо слушать внимательно, а записывать только существенное, например:
– проблемы поставленные в лекции и то, как они обосновываются;
– примеры, факты, нормативные источники;
– обобщающие положения и выводы лектора по каждому вопросу (проблеме).
При этом для облегчения записи лекции вполне допустимо делать сокращения фраз, слов, но с соблюдение одного непременного условия: сокращения нужно делать таким образом, чтобы были понятны записывающему и могли быть им в любой момент и быстро расшифрованы. Сокращения носят индивидуальный характер.
Обращайте внимание на оформление конспекта. Наиболее важные мысли и определения следует выделять. Для этого пользуйтесь подчеркиванием, особенно цветными карандашами или фломастерами; текст делите на абзацы, оставляйте место для доработки лекции.
Доработку записанных лекций следует проводить не откладывая, желательно в тот день, когда состоялась лекция. Так легче будет восстановить пропущенные записи в лекции, выделить основные положения.

Практические занятия могут включать в себя устный опрос, решение познавательных задач (кейс-задания), дискуссии, деловые игры. План устного практического занятия состоит из ряда тем, каждая из которых, в свою очередь, содержит блок проблем (вопросов) по Обществознанию. В течение семестра каждый студент должен подготовиться ко всем вопросам всех тем.
Планы устных практических занятий, их тематика, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях.
При подготовке к устному практическому занятию по дисциплине История следует:
внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материал(вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
На занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства.
Вокруг выступления могут разгораться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. В заключении преподаватель, как руководитель занятия подводит итоги. Он может выборочно проверить конспекты студентов и если потребуется внести в них исправления и дополнения.

Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине История предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании докладов;
• подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
• выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины.
Этапы самостоятельной работы студентов:
1. поиск в литературе и изучение теоретического материала на предложенные преподавателем темы и вопросы;
2. анализ полученной информации из основной и дополнительной литературы;
3. запонимание терминов и понятий.