Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.01. История |
Профиль | Исторические знания в современном обществе |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_01_История_ИЗвСО-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 35 | 35 | 35 | 35 |
Консультации | 45 | 45 | 45 | 45 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Назаров Иван Иванович
1.1. | Данная дисциплина предполагает углубленное рассмотрение ряда узловых проблем, связанных с развитием экономики, формированием классов, социокультурным развитием страны во 2-й половине ХIХ в. Формирование научной картины урбанизационных процессов в Сибири. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.02 |
ОПК-1 | Способен применять знания источниковедения при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач, комплексно работать с исторической информацией; |
ОПК-1.1 | Знает методы, приемы работы с источниками |
ОПК-1.2 | Умеет применять результаты источниковедческой критики в процессе исследовательской и педагогической деятельности |
ОПК-2 | Способен использовать знания в области отечественной и всеобщей истории в прикладных и фундаментальных исследованиях, в педагогической деятельности, критически оценивать различные интерпретации прошлого в историографической теории и практике; |
ОПК-2.1 | Знает основные историографические концепции и подходы |
ОПК-2.2 | Умеет использовать теоретические и эмпирические знания в области истории для осуществления профессиональной деятельности |
ОПК-2.3 | Владеет навыками критического мышления и способен их применять в профессиональной деятельности |
ПК-1 | Способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в области исторической науки |
ПК-1.1 | Знает содержание фундаментальных и прикладных дисциплин, различные методы и исследовательские методики, применяемые в исторических исследованиях, имеет представление о междисциплинарных методах в гуманитарных исследованиях |
ПК-1.2 | Умеет ставить цели и определять задачи научно-исследовательской работы; определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач |
ПК-1.3 | Владеет навыками использования знаний содержания дисциплин программы магистратуры, в научно- исследовательской работе; исследовательскими методами, избранными для реализации запланированного исследования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Материал по истории России и Сибири XIХ - начала XX вв. и по процессам урбанизации в данный период. Основные методологические концепции и подходы к изучению данного периода. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Применять полученные знания в научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской, экспертно-аналитической, организационно-управленческой деятельности. Работать с историческими источниками, реконструировать события отечественной истории XIХ - начала XX вв. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Общепрофессиональными знаниями теории и методов исторических исследований. Навыками применения знаний, полученных в результате освоения курса в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет и задачи дисциплины. Историография проблемы. | ||||||
1.1. | Предмет и задачи дисциплины. Историография проблемы. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Историография проблемы. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Городское население во 2-й половине Х1Х в. | ||||||
2.1. | Городское население во 2-й половине Х1Х в. | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 | |
2.2. | Городское население во 2-й половине Х1Х в. | Практические | 3 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 3. Транспортная функция городов | ||||||
3.1. | Транспортная функция городов | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 | |
3.2. | Транспортная функция городов | Практические | 3 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 | |
3.3. | Транспортная функция городов | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 4. Промышленная функция городов | ||||||
4.1. | Промышленная функция городов | Практические | 3 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 | |
4.2. | Промышленная функция городов | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 5. Города –центры торговли | ||||||
5.1. | Города –центры торговли | Практические | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 | |
5.2. | Города –центры торговли | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 6. Классовая структура городского населения | ||||||
6.1. | Классовая структура городского населения | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 | |
6.2. | Классовая структура городского населения | Сам. работа | 3 | 3 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 7. Экономика пореформенного города | ||||||
7.1. | Экономика пореформенного города | Практические | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 | |
7.2. | Экономика пореформенного города | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 8. Городское самоуправление. Городское хозяйство. | ||||||
8.1. | Городское самоуправление. Городское хозяйство. | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 | |
8.2. | Городское самоуправление. Городское хозяйство. | Сам. работа | 3 | 6 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 9. Культурная функция городов. Архитектура | ||||||
9.1. | Культурная функция городов. Архитектура | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 | |
9.2. | Культурная функция городов. Архитектура | Сам. работа | 3 | 6 | Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 | |
9.3. | Изучение литературы по курсу | Консультации | 3 | 45 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4223 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в области исторической науки ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1: Промышленный переворот представлял собой: 1. замену ручного труда машинным производством 2. раскрепощение населения 3. освобождение от религиозных представлений и догм 4. замену натуральной ренты денежной ОТВЕТ:1 ВОПРОС 2: Слова: «Приток иностранных капиталов является... единственным способом ускоренного развития нашей промышленности», - принадлежат: 1. В.М. Чернову 2. П.А. Столыпину 3. В.И. Ленину 4. С.Ю. Витте ОТВЕТ:4 ВОПРОС 3: Основные идеи «русского социализма» были сформулированы: 1. А. Герценом 2. Н. Утиным 3. М. Бакуниным 4. Г. Плехановым ОТВЕТ: 1 ВОПРОС 4: Какое учреждение, существовавшее в Барнауле в XIX веке, называли «магнитной обсерваторией»? 1. Метеостанцию 2. Планетарий 3. Обсерваторию для наблюдения за дальними звездами 4. Лабораторию по испытанию руд на содержание железа ОТВЕТ:1 ВОПРОС 5: «Исторические письма» были написаны: 1. М. Бакуниным 2. П. Лавровым 3. П. Ткачевым 4. Н. Михайловским ОТВЕТ:2 ВОПРОС 6: Известный ученый-этнограф и краевед С.И. Гуляев в 1867 г. открыл для научного мира: 1. месторождения каменного угля в Кузнецкой котловине 2. рапу озера Большое Яровое 3. ледники горы Белуха 4. радоновые источники Белокурихи ОТВЕТ:4 ВОПРОС 7: Покушение на генерал-губернатора С-Петербурга Трепова совершила: 1. Софья Перовская 2. Ольга Натансон 3. Вера Засулич 4. Софья Ковалевская ОТВЕТ:3 ВОПРОС 8: Какое утверждение является верным? 1. Всероссийская перепись населения в 1897 г. зафиксировала 125 миллионов человек. 2. Всероссийская перепись населения в 1897 г. зафиксировала 140 миллионов человек. ОТВЕТ:1 ВОПРОС 9: Какое утверждение является НЕ верным? 1. С.Ю. Витте руководил мирными переговорами с Японией 2. С.Ю. Витте инициатор принятия Манифеста 17 октября 1905 г. ОТВЕТ:2 ВОПРОС 10: О каком событии министр иностранных дел А. М. Горчаков писал: «Это есть самая черная страница в моей служебной карьере»: 1. Парижском мире 1856 г. 2. Сан-Стефанском договоре 1878 г 3. Берлинском конгрессе 1878 г. 4. заключении Тройственного союза в 1882 г. ОТВЕТ:3 ВОПРОС 11: В память о героях русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в Москве был сооружен 1. Петропавловский собор 2. Памятник героям Плевны 3. Собор Василия Блаженного на Красной площади 4. Успенский собор в Кремле ОТВЕТ:2 ВОПРОС 12: Источником для ознакомления с жизнью, бытом руссвкого дворянства середины 19 в. являются произведения 1. А. В. Кольцова 2. А. П. Чехова 3. М. Горького 4. И. С. Тургенева ОТВЕТ:4 ВОПРОС 13: Представители русской общественной мысли 1870-1880-х гг, последователи теории русского, общинного социализма, считавшие, что Россия должна развиваться самостоятельным путем, а не следовать образцам ведущих европейских стран, назывались 1. эсерами 2. народниками 3. социал-демократами 4. легальными марксистами ОТВЕТ: 2 ВОПРОС 14: «Новые судебные уставы», предусматривавшие введение открытого, состязательного суда присяжных заседателей, были утверждены 1. Павлом I 2. Александром I 3. Николаем I 4. Александром II ОТВЕТ:4 ВОПРОС 15: Назовите русского композитора, автора оперы «Борис Годунов» 1. А.П.Бородин 2. Н.А.Римский-Корсаков 3. П.И.Чайковский 4. М.П.Мусоргский ОТВЕТ:4 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» (зачтено) – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» (зачтено) – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» (зачтено) – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» (незачтено) – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1: Еще в начале столетия жители ______________ жили спокойной и размеренный образ жизни. Все изменилось после пожара и бурного роста промышленности. Жизнь в ______________в XIX веке - это отображение русской культуры. В отличие от Петербурга, ориентированного на запад, дворяне и небогатые москвичи очень чтили народные традиции. С Рождества начинался сезон празднеств, который включал в себя гулянья на Новый год и масленицу. Но перед Великим постом торжества постепенно прекращались. В это время было принято закрывать рестораны и трактиры, потому что их никто не посещал. Ответ: Москва ВОПРОС 2: Как называлась ярмарка описанная в романе «Приваловские миллионы» Д.Н. Мамина-Сибиряка. «_______ теперь превратился в какой-то лагерь, в котором сходились представители всевозможных государств, народностей, языков и вероисповеданий. Это было настоящее ярмарочное море, в котором тонул всякий, кто попадал сюда. Жажда наживы согнала людей со всех сторон, и эта разноязычная и разноплеменная толпа отлично умела понять взаимные интересы, нужды и потребности… На площади и по улицам от возов с товарами, купеческих фур и мелких лавчонок не было свободного местечка…» ОТВЕТ: Ирбитская ВОПРОС 3:Прочтите отрывок из воспоминаний Ф.М. Достоевского. О каком городе идет речь? «В … мы приехали 24 ноября, и Гернгросс, не видя еще нас, прямо пригласил нас через Семенова на бал. Он мне очень понравился. О … я не пишу Вам. Я с ними со многими познакомился. Хлопотливый город, и сколько в нем сплетен и доморощенных Талейранов!..» ОТВЕТ:Барнаул ВОПРОС 4: В __________________ - географическом центре региона - к концу XIX века наиболее значительными предприятиями были суконная фабрика купцов Злоказовых (около 600 рабочих), льноткацкая Макаровых (около 500 рабочих), спичечная Ворожцова и Логинова (более 400), механический завод Ф.Е. Ятеса (300). Рядом с городом размещался большой Верх-Исетский металлургический завод (около 4 тыс. рабочих). Всего в 1900 г. в городе насчитывалось 83 предприятия и они дали продукции на 5,7 млн. руб. ОТВЕТ: Екатеринбург ВОПРОС 5:В каком году в Барнауле по инициативе городской думы была открыта городская публичная библиотека, преемницей которой является Алтайская краевая библиотека им. В.Я. Шишкова? ОТВЕТ:1888 г. ВОПРОС 6: Одна из главных книг_________________ – «Сибирь как колония: Современное положение Сибири. Ее нужды и потребности. Ее прошлое и будущее» – впервые была издана в Петербурге в 1882 году и представляла собой, по словам самого автора, «обозрение всех главнейших местных общественных вопросов». ОТВЕТ:Н.М. Ядринцев ВОПРОС 7: Прочтите отрывок из воспоминаний В.А. Гиляровского. Какую проблему затронул писатель? «Обитатели «Шиповской крепости» делились на две категории: в одной - беглые крепостные, мелкие воры, нищие, сбежавшие от родителей и хозяев дети, ученики и скрывшиеся из малолетнего отделения тюремного замка, затем московские мещане и беспаспортные крестьяне из близлежащих деревень. Все это развеселый пьяный народ, ищущий здесь убежища от полиции». ОТВЕТ: отсутствие муниципального жилья ВОПРОС 8: На высоком профессиональном уровне выполнены работы томского архитектора ___________________, его постройки в стиле модерн хронологически больше относятся к рубежу и началу XX в., в их числе дом Г. Флеера, ипподром, аптека «Штоль и Шмидт» в Томске, особняк Н.И. Ассанова в Бийске. ОТВЕТ: К. Лыгин ВОПРОС 9:Прочтите высказывание В.А. Герценштейна. О каком композиторе идет речь? "Созданной им драмой он осветил умы зрителей и читателей, он внес не один светлый луч в царившее вокруг темное царство, он вдохнул в людей чувства человечности, и это благодетельное влияние отразилось на всей их дальнейшей жизни!.." ОТВЕТ: А.Н. Островский ВОПРОС 10: Император Александр III в марте 1891 года подписал рескрипт: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю _____________ железной дороги, имеющей целью соединить обильные дарами природы ___________ с сетью внутренних рельсовых сообщений». ОТВЕТ:Сибирь ВОПРОС 11: Какое название критик В.В. Стасов дал творческому объединению композиторов второй половины XIX в. под руководством М. Балакирева? ОТВЕТ: «могучая кучка» ВОПРОС 12: Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя императора, в царствование которого были проведены указанные преобразования. «Министр народного просвещения И.Д. Делянов настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 г. издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Известный как циркуляр о «кухаркиных детях», он стал позорной страницей в истории российской школы». ОТВЕТ: Александр III ВОПРОС 13: Прочтите отрывок из воспоминаний И.Е. Репина и укажите, как назывались художники, о которых говорится в отрывке. «Приехал Г.Г. Мясоедов из Москвы ... с предложением петербургским художникам примкнуть к ... Товариществу. Когда Мясоедов явился с предложением от москвичей - Перова, Прянишникова, Маковского, Саврасова и других - Крамской сразу сделался горячим приверженцем этого дела. Потом лет десять вел он в Петербурге все дела Товарищества. В Петербурге примкнули к Товариществу многие выдающиеся русские художники, как, например, Ге, Шишкин, Максимов, Бого любов и др.». ОТВЕТ: передвижники ВОПРОС 14: Прочтите письмо И.С. Тургенева А.И. Герцену. Укажите название исторического документа, о котором идет речь в данном письме. «...До сих пор телеграммы (печатные и частные) единогласно говорят о совершенной тишине, с которой принят манифест во всей России. Что-то будет дальше? Сам манифест явным образом написан был по-французски и переведен на неуклюжий русский язык ... немцем…». ОТВЕТ: Манифест об отмене крепостного права ВОПРОС 15: В каком городе проходила Макарьевская ярмарка? ОТВЕТ:Нижний Новгород ВОПРОС 16: Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название города о котором идет речь «...Дам тебе понятие, в каком положении наши дела в [городе]. Город осаждён с одной стороны, с южной, на которой у нас не было никаких укреплений, когда неприятель подошёл к нему. Теперь у нас на этой стороне более 500 орудий огромного калибра и несколько рядов земляных укреплений, решительно неприступных. Я провёл неделю в крепости и до последнего дня бродил, как в лесу, между этими лабиринтами батарей. Неприятель уже более трёх недель подошёл в одном месте на 80 сажен и не идёт вперёд; при малейшем движении вперёд его засыпают градом снарядов. Дух в войске выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо «здорово, ребята», говорил: «Нужно умирать, ребята, умрёте?» — и войска отвечали: «Умрём, ваше превосходительство, ура!» И это не был эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уже 22 000 исполнили это обещание. Раненый солдат, почти умирающий, рассказывал мне, как они брали 24-ю французскую батарею и их не подкрепили; он плакал навзрыд. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на, которой они простояли 30 дней под бомбами. Солдаты вырывают трубки из бомб (противника). Женщины носят воду на бастионы для солдат... Чудное время!.. Бомбардирование 5-го числа останется самым блестящим, славным подвигом не только в русской, но и во всемирной истории. Более 1500 орудий два дня действовали по городу и не только не дали сдаться ему, но не заставили замолчать и одну двухсотую наших батарей. Ежели, как мне кажется, в России невыгодно смотрят на эту кампанию, то потомство поставит её выше всех других; не забудь, что мы с равными, даже меньшими силами, с одними штыками и с худшими войсками в России (как 6-й корпус), дерёмся с неприятелем многочисленнейшим и имеющим флот, вооружённый 3000 орудиями, отлично вооружённым штуцерами, и с лучшими его войсками...» ОТВЕТ:Севастополь ВОПРОС 17: Какое неофициальное название получила построенная в1845 - 1851 гг. железная дорога Петербург - Москва ОТВЕТ:Николаевская ВОПРОС 18: Прочтите фрагмент воспоминаний Сергея Ольденбурга. Укажите имя монарха, о котором идет в нем речь. «Он повёл русский государственный корабль иным курсом, чем его отец. Он не считал, что реформы 60−70-х годов — безусловное благо, а старался внести в них те поправки, которые, по Его мнению, были необходимы для внутреннего равновесия России… После эпохи великих реформ, после войны 1877−1878 годов, этого огромного напряжения русских сил в интересах балканского славянства, — России во всяком случае была необходима передышка. Надо было освоить, «переварить» произошедшие сдвиги». ОТВЕТ: Александр III ВОПРОС 19: Какой город России в конце XIX в. получил неофициальное название «сибирские Афины»? ОТВЕТ: Томск ВОПРОС 20: Прочтите выдержку из завещания крупного мецената и коллекционера второй половины XIX в. Укажите автора завещания. Москва тысяча восемьсот девяносто шестого года сентября шестого дня. Я, нижеподписавшийся коммерции советник, потомственный почетный гражданин … находясь в здравом уме и твердой памяти заблагорассудил на случай моей смерти сделать сие духовное завещание в следующем: … Дом в Лаврушинском переулке рядом с домом, принадлежащим городу, бывший Степанова, передать в собственность города для присоединения к дому, где находится художественная галерея. … Собрание древней русской живописи (иконы) и художественные изделия, какие останутся в моей квартире, также принадлежащие мне картины, могущие находиться в квартире или на выставках, передать Московской Городской Художественной имени .. галерее. ОТВЕТ: П.М. Третьяков КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен применять знания источниковедения при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач, комплексно работать с исторической информацией ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1:Одно действие, локализованное в историческом пространстве и историческом времени называется 1. историческим событием 2. историческим фактом 3. историческим экспериментом 4. историческим процессом ОТВЕТ:2 ВОПРОС 2: Несколько исторических действий произошедших примерно в одно время и в одном месте называется ... 1. историческим фактом 2. историческим событием 3. историческим экспериментом 4. историческим процессом ОТВЕТ:2 ВОПРОС 3:Анализ исторического источника, проводимый с помощью методов исторического исследования, направленный на извлечение исторических фактов называется... 1. историческим экспериментом 2. историческим процессом 3. историческим событием 4. историческим фактом ОТВЕТ:1 ВОПРОС 4:Методологический подход, положивший в основу изучения истории тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями, получил название... 1. цивилизационный подход 2. формационный подход 3. многофакторный подход 4. теория локальных цивилизаций ОТВЕТ:2 ВОПРОС 5:Историческая хронология изучает 1. системы летосчисления и календари разных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников 2. гербы, а также традиций и практики их использования 3. печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах 4. историю монетной чеканки и монетного обращения ОТВЕТ:1 ВОПРОС 6. Прогностическая функция науки заключается в: формировании у людей научной картины мира; поиске и производстве новых знаний; составлении прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендаций по преодолению возможных конфликтов; в обучении, развитии и воспитании людей. ОТВЕТ: 3 ВОПРОС 7. Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется: 1. ретроспективный; 2. описательно-повествовательный; 3. сравнительно-исторический; 4. биографический. ОТВЕТ: 3 ВОПРОС 8. Метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний: 1. экстраполяция 2. контент-анализ 3. ретроспективный 4. анализ ОТВЕТ: 2 ВОПРОС 9. Культурно-мировоззренческая функция науки характеризуется: 1. формирование у людей научной картины мира 2. определение путей и способов практического использования добытых знаний, превращение науки в производительную силу общества 3. составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов 4. поиске и производстве новых знаний ОТВЕТ: 1 ВОПРОС 10. Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется: 1. ретроспективный; 2. описательно-повествовательный; 3. сравнительно-исторический; 4. биографический. ОТВЕТ: 3 ВОПРОС 11:Сфрагистика изучает 1. системы летосчисления и календари разных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников 2. гербы, а также традиций и практики их использования 3. печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах 4. историю монетной чеканки и монетного обращения ОТВЕТ:3 ВОПРОС 12. Какое из этих утверждений верно? 1. Под урбанистикой понимаются междисциплинарные исследования городов на стыке таких дисциплин, как социология и история, география и экономика, политология и право, а также градостроительство, транспортное планирование, архитектура и др. 2. Под урбанистикой понимается историческая ситуация, при которой отдельные субъекты занимают господствующее положение на рынке и получают исключительное право на изготовление или продажу конкретного вида товара. ОТВЕТ: 1 ВОПРОС 13. Выберите из предложенных одно правильное утверждение: 1. Конечным результатом функционального анализа урока является определение его развивающей цели; 2. Эмпирическое осознание исторических явлений происходит на репродуктивном, воспроизводящем уровне. 3. поисковая деятельность учащихся на уроках отличается новым способом действий и новым результатом познания исторической действительности. 4. При структурном анализе исторических фактов учитель может считать главными те, которые вызывают у учащихся бурную реакцию. ОТВЕТ: 3 ВОПРОС 14. Отметьте классическую периодизацию рубежа нового времени 1. XIV — XV вв. — XVII — XVIII вв. 2. XVI — XVII вв. — XIX — XX вв. 3. XV — XVI вв. — XVIII — XIX вв. 4. XVII — XVIII вв. — середина XIX в. ОТВЕТ: 2 ВОПРОС 15. К главному материалу по курсу «Урабанизационные процессы в Сибири» относятся сведения 1. Теоретические 2. Хронологические 3. Картографические 4. Статистические ОТВЕТ: 1 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1:Назовите два этапа источниковедческой критики: ОТВЕТ:внешняя и внутренняя критика ВОПРОС 2. Назовите виды письменных исторических источников. ОТВЕТ:летописи,законодательные,делопроизводственные, статистические, документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма) ВОПРОС 3: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________ — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события. ОТВЕТ: Исторический источник ВОПРОС 4: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________ — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. ОТВЕТ: Исторический процесс ВОПРОС 5:Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение. «То, что произошло на самом деле и зафиксировано точным измерением его качественных и количественных параметров в знаковой форме конкретного языка науки». ОТВЕТ: Научный факт ВОПРОС 6: Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение. «Актуальное противоречие, возникающее между теоретически незавершённым образом объекта и необходимостью его заполнения недостающими фрагментами, сторонами, связями и отношениями». ОТВЕТ: Научная проблема ВОПРОС 7: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом. ОТВЕТ: Принцип историзма ВОПРОС 8: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальность. ОТВЕТ: Принцип объективности ВОПРОС 9: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– исторический источниковедческий метод анализа формуляра актового источника, который дает возможность исследовать структуру документа, расположение и соотношение его элементов ОТВЕТ: метод формулярного анализа ВОПРОС 10: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний ОТВЕТ: контент-анализ ВОПРОС 11: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– это подход ученого к исследованию исторической действительности с позиций определенного класса, проявляющийся в проведении в научных исследованиях интересов, взглядов, настроений этого класса. Значение принципа партийности в том, что он, выступая в качестве принципа исторического познания, открывает возможность глубже понять существующие между историческими фактами взаимосвязи и позволяет их объективно исследовать. Через принцип партийности осуществляется связь настоящего с прошлым. ОТВЕТ: Принцип партийности\классовости ВОПРОС 12: Перечислите базовые требования к проведению историографического анализа. ОТВЕТ: корректность; объективность; аналитическая стройность и структурированность. ВОПРОС 13: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– метод для исследования документопотоков и, прежде всего, научно-технической документации ОТВЕТ: наукометрический метод ВОПРОС 14: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа и решения ОТВЕТ: метод редукции ВОПРОС 15: Дайте определение принципу историзма. ОТВЕТ: признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом ВОПРОС 16. Что изучает геральдика как историческая дисциплина? ОТВЕТ: гербы, а также традиций и практики их использования ВОПРОС 17. Название мысленного дробления полного понятия ОТВЕТ: анализ ВОПРОС 18. Какая вспомогательная историческая дисциплина ставит и решает вопросы датировки исторических фактов? ОТВЕТ:хронология ВОПРОС 19. Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– исторические сочинения, изложение в которых ведется строго по годам и сопровождается хронографическими: календарными или хронометрическими датами. ОТВЕТ:летописи ВОПРОС 20. Дайте термин согласно приведенному определению. __________ критика – исторические условия возникновения источника; проблемы авторства; обстоятельства создания источника; авторский текст, произведения; функционирование произведения в культуре; интерпретация источника; анализ содержания; источниковедческий синтез. ОТВЕТ: внутренняя КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен использовать знания в области отечественной и всеобщей истории в прикладных и фундаментальных исследованиях, в педагогической деятельности, критически оценивать различные интерпретации прошлого в историографической теории и практике ВОПРОС 1:Под чьим руководством были разработаны и проведены военные реформы в годы правления Александра II? 1. А.А. Аракчеев 2. К.П. Победоносцев 3. Д.А. Милютин 4. С.Ю. Витте ОТВЕТ: 3 ВОПРОС 2:Программа «Земли и воли» преследовала цель: 1. подготовки народной социалистической революции 2. подготовки и осуществления террористических актов 3. широкой агитационной и пропагандистской работы среди населения 4. завершения буржуазных преобразований ОТВЕТ:3 ВОПРОС 4:Что было одним из результатов Великих реформ 1860-1870-х гг.? 1. сокращение особых сословных прав и привилегий дворянства 2. разрушение крестьянской общины 3. передача всей помещичьей земли крестьянам 4. упадок частного предпринимательства ОТВЕТ:1 ВОПРОС 5:Выберите правильные суждения о социально-экономическом развитии России во второй половине XIX в. 1. в деревне характерен процесс «раскрестьянивания» 2. сельскохозяйственная техника практически не используется 3. идёт активный процесс формирования пролетариата 4. в основе развития новых отраслей промышленности находился отечественный капитал ОТВЕТ:3 ВОПРОС 6:Какое место по объемам промышленного развития занимала Российская империя в начале XX в. 1. 5 2. 2 3. 3 4. 8 ОТВЕТ:1 ВОПРОС 7. Какой ученый создал теорию о «преимуществе отсталости», обращающей внимание на возможность более быстрого развития отсталых экономик за счёт заимствования технологий у более развитых экономических систем? 1. Карл Маркс 2. Уолт Ростоу 3. Александр Гершенкрон 4. Макс Вебер ОТВЕТ:3 ВОПРОС 8:Укажите какая страна являлась основным поставщиком займов для российского правительства в начале XX в. 1. Англия 2. Франция 3. Германия 4. США ОТВЕТ:2 ВОПРОС 9. Что было одной из характерных черт развития культуры и искусства в России в первой трети XIX в.? 1. расцвет «усадебной культуры» (культуры «дворянских гнёзд») 2. проведение «Русских сезонов» в Париже 3. расцвет творчества художников-передвижников 4. деятельность объединения «Мир искусства» («мирискуссников») ОТВЕТ:1 ВОПРОС 10. Кто осуществлял верховную законодательную и судебную власть в России в XIX веке? 1. III отделение императорской канцелярии 2. Правительствующий Сенат 3. Император 4. Государственная Дума ОТВЕТ:3 ВОПРОС 11: Какое общее наименование получили представители идейного течения в среде радикальной интеллигенции второй половины XIX века, выступавшие с позиций «крестьянского социализма» против развития страны по капиталистическому пути? 1. народники 2. социал-демократы 3. славянофилы 4. анархо-синдикалисты ОТВЕТ:1 ВОПРОС 12: Какое утверждение является верным? 1. Коллегии – центральные органы государственного управления, ведавшие отдельными отраслями хозяйства и жизни государства. В России были образованы в 1802 г., существовали до 1917 г. 2. Коллегии – центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системы приказов. ОТВЕТ: 2 ВОПРОС 13: Какое утверждение является НЕ верным? 1. Александр III, вступив на престол, под давлением общественности избрал курс на либеральные преобразования в стране. 2. Александр I в 1801 г. заявил о приверженности внутриполитическому курсу Екатерины II. ОТВЕТ: 1 ВОПРОС 14:Какое утверждение является верным? 1. Континентальная блокада – введенный Наполеоном I в 1806 г. запрет поддерживать отношения с Британской империей. Россия по Тильзитскому миру 1807 г. вынуждена была присоединиться к блокаде. 2. Континентальная блокада – это запрет на присутствие военного флота в водах Черного моря по итогам Крымской войны. ОТВЕТ: 1 ВОПРОС 15: Венская модель системы международных отношений получила название: 1. «марлезонского балета»; 2. «концерта Европы»; 3. «весны народов»; 4. «Европы без границ». ОТВЕТ: 2 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1:Прочитайте отрывок из прокламации 1902 г. Укажите название политической партии, которая ее выпустила. «… мы вовсеуслышанье порицаем, как это всегда делали наши героические предшественники «Народной воли», террор, как тактическую систему в свободных странах. Но в России, где деспотизм исключает открытую политическую борьбу и знает только один произвол, где нет спасения от безответственной власти, самодержавной на всех ступенях бюрократической лестницы, - мы вынуждены противопоставить насилию тирании силу революционного права». ОТВЕТ:социалисты-революционеры (эсеры) ВОПРОС 2:В начале XX века в одном из видов сценического искусства появился тренд на «русскость», что выражалось в большой популярности русских псевдонимов за границей. Какие творческие мероприятия способствовали этому? ОТВЕТ:«Русские сезоны» ВОПРОС 3:Прочитайте отрывок из воспоминаний одного из лидеров партии эсеров Виктора Чернова. Укажите о каком историческом деятеля идет в них речь. «Превосходный организатор и глава земского движения в предреволюционную эпоху, человек, в высочайшей мере способный внушить уважение, умный, острожный, тактичный, незаменимый там, где надо сглаживать трения, выбирать сотрудников и налаживать работу…, однако, носил в себе слишком много инерции, уходящей в прошлое эпохи для того, чтобы не потеряться в новой» ОТВЕТ:князь Георгий Львов ВОПРОС 4:Прочтите отрывок из записок современника и укажите название войны, о которой в нем говорится. «Грустно... я болен Севастополем... Мученик – Севастополь!.. Что стало с нашими морями?.. Кого поражаем мы? Кто внимает нам? Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях. Неприятельские флоты безнаказанно опустошают наши берега... Друзей и союзников у нас нет» ОТВЕТ:Крымская ВОПРОС 5Прочтите отрывок из записок декабриста Н.И. Лорера и напишите фамилию участника движения декабристов, о котором идет речь. «...Во всю длину его немногих комнат тянулись полки с книгами, более политическими, экономическими и вообще ученого содержания... Не знаю, чего этот человек не прочел на своем веку на многих иностранных языках. 12 лет писал он свою «Русскую правду» ОТВЕТ: Пестель Павел ВОПРОС 5:Прочтите отрывок из труда историка и назовите войну, о завершении которой идет речь в тексте. «13 февраля 1856 г. в Париже для подведения итогов войны открылся конгресс представителей великих европейских держав. Это был самый грандиозный европейский форум после 1815 г. В работе конгресса принимали участие представители Франции, Англии, России, Австрии, Турции и Сардинии. Позднее были приглашены и представители Пруссии. Первым актом Парижского конгресса было заключение перемирия с прекращением военных действий. После семнадцати заседаний конгресса, 18 марта, в Париже был подписан мирный договор, главные постановления которого заключались в следующем. Восстанавливается довоенный территориальный статус-кво. В мирное время Турция закрывает Проливы для всех военных судов, независимо от их принадлежности, за исключением стационеров в Стамбуле. Черное море объявляется нейтральным и открытым для торговых судов всех наций. Россия и Турция обязуются не иметь на его берегах военно- морских арсеналов». ОТВЕТ:Крымская ВОПРОС 6:Как называлось объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века, основателями которого были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов? ОТВЕТ:Товарищество передвижных художественных выставок ВОПРОС 7:Выборные органы самоуправления, учрежденные земской реформой 1864 года, назывались ____________ ОТВЕТ: земства ВОПРОС 8. Прочтите отрывок из биографии декабриста и напишите фамилию участника движения: «Возглавлял авангард во время перехода суворовской армии через обледенелый хребет Панике. В 1810 г. был назначен на пост военного губернатора Киева; в 1812 г. оставлен в резерве. Командуя арьергардом, он провёл Тарутинский манёвр, а в преследовании Наполеона I возглавил авангард.С 1818 г. ч занимал пост военного губернатора Петербурга.Утром 14 декабря 1825 г. во время восстания декабристов на Сенатской площади обратился к войскам с призывом сохранить верность императору и был застрелен П. Г. Каховским.» ОТВЕТ: М.А. Милорадович ВОПРОС 9. Какие страны входили в состав Священного союза с 1815 года? ОТВЕТ: Австрия, Пруссия, Россия ВОПРОС 10. Какие три принципа являлись идейной основой согласно «теории официальной народности» 1833 г., сформулированной министром просвещения Уваровым? ОТВЕТ: православие, самодержавие, народность ВОПРОС 11. ___________ 2 января 1904 г., по разрешению попечителя Западно-Сибирского учебного округа, открыла в Барнауле подготовительные классы на 25-30 человек, по программе первых трех классов гимназии и реальных училищ. В мае 1908 г. классы были преобразованы в частную женскую гимназию, и она стала её начальницей. Интересно, что она не сама себя назначила, а была избрана попечительным советом гимназии и утверждена попечителем Западно-Сибирского учебного округа. И жалованье получала наравне с другими учителями, причём довольно скромное: 1 500 рублей в год за руководство гимназией и 345 рублей за уроки (она преподавала чистописание и арифметику). ОТВЕТ:М.Ф. Будкевич ВОПРОС 12. Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– революционная народническая организация, возникшая в 1879 г. после раскола организации «Земля и воля» и распада террористической группы «Свобода или смерть», поставившая основной целью принуждение правительства к демократическим реформам, после которых можно было бы проводить борьбу за социальное преобразование общества. ОТВЕТ: Народная воля ВОПРОС 13. Какое название получила ситуация в XIX в., когда резко возросло крестьянское малоземелье вследствие естественного прироста населения деревни, но при сохранении в прежнем размере крестьянского надельного землепользования. ОТВЕТ: аграрный вопрос ВОПРОС 14. О ком идёт речь: «...вошёл в историю как реформатор и освободитель. В его царствование было отменено крепостное право, введена всеобщая воинская повинность, учреждены земства, проведена судебная реформа, ограничена цензура, проведён ряд других реформ.»? ОТВЕТ: Александр II ВОПРОС 15. Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________–общественно-политическое течение в среде интеллигенции, которая выступала за введение конституционных начал в политико-правовую систему, демократические свободы и продолжение реформ. ОТВЕТ: либерализм ВОПРОС 16: Назовите имя алтайского художника, который в начале XX века жил в селе Анос на Катуни. ОТВЕТ: Г.И. Гуркин ВОПРОС 17. Участок земли, который достался крестьянам в результате реформы 1861 года, назывался ОТВЕТ: надел ВОПРОС 18: В каком городе проходила Введенская ярмарка? ОТВЕТ:Барнаул ВОПРОС 19. Назовите фамилию ученого-хирурга, которые проводил операции в годы Крымской войны прямо на поле боя ОТВЕТ: Пирогов ВОПРОС 20:Назовите фамилию предпринимателей, открывших первый в России содовой завод ОТВЕТ:Пранг КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 2,5 балла. Оценивание КИМ в целом: «зачет» – верно выполнено 51-100% заданий. «незачет» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Скубневский В.А. | Города России во второй половине XIX века: учеб. пособие | Барнаул : АЗБУКА, 2012 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Гончаров Ю.М.. Скубневский В.А. | Города Западной Сибири во 2-й половине XIX – начале XX веков: Население. Экономика. Застройка и благоустройство: монография | ИП Колмогоров И.А., , 2014 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Беловинский, Л.В. | Жизнь русского обывателя: на шумных улицах градских : | М. : Кучково поле, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454420 |
Л2.2 | Беловинский, Л.В. | Жизнь русского обывателя: от дворца до острога : | М. : Кучково поле, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454421 |
Л2.3 | Скубневский В.А. | Урбанизационные процессы в Сибири второй половины XIX – начала ХХ в.: избранные статьи | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2010 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». | biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Курс на Moodle "Урбанизационные процессы в России во второй половине XIX-начале XX вв." | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не требуется |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
314М | кабинет кафедры отечественной истории - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; принтер HP laserJet P2055d; МФУ Xerox 5825; МФУ Xerox copycentre C118; учебно-наглядные пособия и литература; пакет карт по истории России |
306аМ | центр изучения реформ П.А. Столыпина - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; шкаф с наглядными учебными пособиями - 2 шт.; стационарный проектор: марка Optoma, модель S331 DLP - 1 ед.; стационарный экран: марка Iprojecta - 1ед.; стационарные наглядные учебные пособия; плакаты; фото |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине "Урбанизационные процессы в Сибири" составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Подготовка к практическим занятиям состоит из 2 этапов: 1. организационный, 2. закрепление и углубление теоретических знаний. Необходимо изучить рекомендованную литературу. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен овладеть основными положениями рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Рекомендации по подготовке к ТЕСТАМ. Перед прохождением тестов студент должен повторить материал лекций, практических занятий. |