МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Урбанизационные процессы в Сибири

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_История_ИЗвСО-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 35
индивидуальные консультации 45
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 35 35 35 35
Консультации 45 45 45 45
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Скубневский В.А.

Рецензент(ы):
д.и.н., проф., Гончаров Ю.М.

Рабочая программа дисциплины
Урбанизационные процессы в Сибири

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.01 История (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1057)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Назаров Иван Иванович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Назаров Иван Иванович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Данная дисциплина предполагает углубленное рассмотрение ряда узловых проблем, связанных с развитием экономики, формированием классов, социокультурным развитием страны во 2-й половине ХIХ в. Формирование научной картины урбанизационных процессов в Сибири.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять знания источниковедения при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач, комплексно работать с исторической информацией;
ОПК-1.1 Знает методы, приемы работы с источниками
ОПК-1.2 Умеет применять результаты источниковедческой критики в процессе исследовательской и педагогической деятельности
ОПК-2Способен использовать знания в области отечественной и всеобщей истории в прикладных и фундаментальных исследованиях, в педагогической деятельности, критически оценивать различные интерпретации прошлого в историографической теории и практике;
ОПК-2.1 Знает основные историографические концепции и подходы
ОПК-2.2 Умеет использовать теоретические и эмпирические знания в области истории для осуществления профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками критического мышления и способен их применять в профессиональной деятельности
ПК-1Способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в области исторической науки
ПК-1.1 Знает содержание фундаментальных и прикладных дисциплин, различные методы и исследовательские методики, применяемые в исторических исследованиях, имеет представление о междисциплинарных методах в гуманитарных исследованиях
ПК-1.2 Умеет ставить цели и определять задачи научно-исследовательской работы; определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач
ПК-1.3 Владеет навыками использования знаний содержания дисциплин программы магистратуры, в научно- исследовательской работе; исследовательскими методами, избранными для реализации запланированного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Материал по истории России и Сибири XIХ - начала XX вв. и по процессам урбанизации в данный период.
Основные методологические концепции и подходы к изучению данного периода.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять полученные знания в научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской, экспертно-аналитической, организационно-управленческой деятельности.
Работать с историческими источниками, реконструировать события отечественной истории XIХ - начала XX вв.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Общепрофессиональными знаниями теории и методов исторических исследований.
Навыками применения знаний, полученных в результате освоения курса в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи дисциплины. Историография проблемы.
1.1. Предмет и задачи дисциплины. Историография проблемы. Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Историография проблемы. Сам. работа 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Городское население во 2-й половине Х1Х в.
2.1. Городское население во 2-й половине Х1Х в. Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Городское население во 2-й половине Х1Х в. Практические 3 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Транспортная функция городов
3.1. Транспортная функция городов Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Транспортная функция городов Практические 3 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Транспортная функция городов Сам. работа 3 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Промышленная функция городов
4.1. Промышленная функция городов Практические 3 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
4.2. Промышленная функция городов Сам. работа 3 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Города –центры торговли
5.1. Города –центры торговли Практические 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
5.2. Города –центры торговли Сам. работа 3 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Классовая структура городского населения
6.1. Классовая структура городского населения Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
6.2. Классовая структура городского населения Сам. работа 3 3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Экономика пореформенного города
7.1. Экономика пореформенного города Практические 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
7.2. Экономика пореформенного города Сам. работа 3 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Городское самоуправление. Городское хозяйство.
8.1. Городское самоуправление. Городское хозяйство. Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
8.2. Городское самоуправление. Городское хозяйство. Сам. работа 3 6 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Культурная функция городов. Архитектура
9.1. Культурная функция городов. Архитектура Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
9.2. Культурная функция городов. Архитектура Сам. работа 3 6 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
9.3. Изучение литературы по курсу Консультации 3 45

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4223

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в области исторической науки

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Промышленный переворот представлял собой:
1. замену ручного труда машинным производством
2. раскрепощение населения
3. освобождение от религиозных представлений и догм
4. замену натуральной ренты денежной
ОТВЕТ:1

ВОПРОС 2: Слова: «Приток иностранных капиталов является... единственным способом ускоренного развития нашей промышленности», - принадлежат:
1. В.М. Чернову
2. П.А. Столыпину
3. В.И. Ленину
4. С.Ю. Витте
ОТВЕТ:4

ВОПРОС 3: Основные идеи «русского социализма» были сформулированы:
1. А. Герценом
2. Н. Утиным
3. М. Бакуниным
4. Г. Плехановым
ОТВЕТ: 1

ВОПРОС 4: Какое учреждение, существовавшее в Барнауле в XIX веке, называли «магнитной обсерваторией»?
1. Метеостанцию
2. Планетарий
3. Обсерваторию для наблюдения за дальними звездами
4. Лабораторию по испытанию руд на содержание железа
ОТВЕТ:1

ВОПРОС 5: «Исторические письма» были написаны:
1. М. Бакуниным
2. П. Лавровым
3. П. Ткачевым
4. Н. Михайловским
ОТВЕТ:2

ВОПРОС 6: Известный ученый-этнограф и краевед С.И. Гуляев в 1867 г. открыл для научного мира:
1. месторождения каменного угля в Кузнецкой котловине
2. рапу озера Большое Яровое
3. ледники горы Белуха
4. радоновые источники Белокурихи
ОТВЕТ:4

ВОПРОС 7: Покушение на генерал-губернатора С-Петербурга Трепова совершила:
1. Софья Перовская
2. Ольга Натансон
3. Вера Засулич
4. Софья Ковалевская
ОТВЕТ:3

ВОПРОС 8: Какое утверждение является верным?
1. Всероссийская перепись населения в 1897 г. зафиксировала 125 миллионов человек.
2. Всероссийская перепись населения в 1897 г. зафиксировала 140 миллионов человек.
ОТВЕТ:1

ВОПРОС 9: Какое утверждение является НЕ верным?
1. С.Ю. Витте руководил мирными переговорами с Японией
2. С.Ю. Витте инициатор принятия Манифеста 17 октября 1905 г.
ОТВЕТ:2

ВОПРОС 10: О каком событии министр иностранных дел А. М. Горчаков писал: «Это есть самая черная страница в моей служебной карьере»:
1. Парижском мире 1856 г.
2. Сан-Стефанском договоре 1878 г
3. Берлинском конгрессе 1878 г.
4. заключении Тройственного союза в 1882 г.
ОТВЕТ:3

ВОПРОС 11: В память о героях русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в Москве был сооружен
1. Петропавловский собор
2. Памятник героям Плевны
3. Собор Василия Блаженного на Красной площади
4. Успенский собор в Кремле
ОТВЕТ:2

ВОПРОС 12: Источником для ознакомления с жизнью, бытом руссвкого дворянства середины 19 в. являются произведения
1. А. В. Кольцова
2. А. П. Чехова
3. М. Горького
4. И. С. Тургенева
ОТВЕТ:4

ВОПРОС 13: Представители русской общественной мысли 1870-1880-х гг, последователи теории русского, общинного социализма, считавшие, что Россия должна развиваться самостоятельным путем, а не следовать образцам ведущих европейских стран, назывались
1. эсерами
2. народниками
3. социал-демократами
4. легальными марксистами
ОТВЕТ: 2

ВОПРОС 14: «Новые судебные уставы», предусматривавшие введение открытого, состязательного суда присяжных заседателей, были утверждены
1. Павлом I
2. Александром I
3. Николаем I
4. Александром II
ОТВЕТ:4

ВОПРОС 15: Назовите русского композитора, автора оперы «Борис Годунов»
1. А.П.Бородин
2. Н.А.Римский-Корсаков
3. П.И.Чайковский
4. М.П.Мусоргский
ОТВЕТ:4

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» (зачтено) – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» (зачтено) – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» (зачтено) – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» (незачтено) – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Еще в начале столетия жители ______________ жили спокойной и размеренный образ жизни. Все изменилось после пожара и бурного роста промышленности. Жизнь в ______________в XIX веке - это отображение русской культуры. В отличие от Петербурга, ориентированного на запад, дворяне и небогатые москвичи очень чтили народные традиции. С Рождества начинался сезон празднеств, который включал в себя гулянья на Новый год и масленицу. Но перед Великим постом торжества постепенно прекращались. В это время было принято закрывать рестораны и трактиры, потому что их никто не посещал.
Ответ: Москва

ВОПРОС 2: Как называлась ярмарка описанная в романе «Приваловские миллионы» Д.Н. Мамина-Сибиряка.
«_______ теперь превратился в какой-то лагерь, в котором сходились представители всевозможных государств, народностей, языков и вероисповеданий. Это было настоящее ярмарочное море, в котором тонул всякий, кто попадал сюда. Жажда наживы согнала людей со всех сторон, и эта разноязычная и разноплеменная толпа отлично умела понять взаимные интересы, нужды и потребности… На площади и по улицам от возов с товарами, купеческих фур и мелких лавчонок не было свободного местечка…»
ОТВЕТ: Ирбитская

ВОПРОС 3:Прочтите отрывок из воспоминаний Ф.М. Достоевского. О каком городе идет речь?
«В … мы приехали 24 ноября, и Гернгросс, не видя еще нас, прямо пригласил нас через Семенова на бал. Он мне очень понравился. О … я не пишу Вам. Я с ними со многими познакомился. Хлопотливый город, и сколько в нем сплетен и доморощенных Талейранов!..»
ОТВЕТ:Барнаул

ВОПРОС 4: В __________________ - географическом центре региона - к концу XIX века наиболее значительными предприятиями были суконная фабрика купцов Злоказовых (около 600 рабочих), льноткацкая Макаровых (около 500 рабочих), спичечная Ворожцова и Логинова (более 400), механический завод Ф.Е. Ятеса (300). Рядом с городом размещался большой Верх-Исетский металлургический завод (около 4 тыс. рабочих). Всего в 1900 г. в городе насчитывалось 83 предприятия и они дали продукции на 5,7 млн. руб.
ОТВЕТ: Екатеринбург

ВОПРОС 5:В каком году в Барнауле по инициативе городской думы была открыта городская публичная библиотека, преемницей которой является Алтайская краевая библиотека им. В.Я. Шишкова?
ОТВЕТ:1888 г.

ВОПРОС 6: Одна из главных книг_________________ – «Сибирь как колония: Современное положение Сибири. Ее нужды и потребности. Ее прошлое и будущее» – впервые была издана в Петербурге в 1882 году и представляла собой, по словам самого автора, «обозрение всех главнейших местных общественных вопросов».
ОТВЕТ:Н.М. Ядринцев

ВОПРОС 7: Прочтите отрывок из воспоминаний В.А. Гиляровского. Какую проблему затронул писатель?
«Обитатели «Шиповской крепости» делились на две категории: в одной - беглые крепостные, мелкие воры, нищие, сбежавшие от родителей и хозяев дети, ученики и скрывшиеся из малолетнего отделения тюремного замка, затем московские мещане и беспаспортные крестьяне из близлежащих деревень. Все это развеселый пьяный народ, ищущий здесь убежища от полиции».
ОТВЕТ: отсутствие муниципального жилья

ВОПРОС 8: На высоком профессиональном уровне выполнены работы томского архитектора ___________________, его постройки в стиле модерн хронологически больше относятся к рубежу и началу XX в., в их числе дом Г. Флеера, ипподром, аптека «Штоль и Шмидт» в Томске, особняк Н.И. Ассанова в Бийске. ОТВЕТ: К. Лыгин

ВОПРОС 9:Прочтите высказывание В.А. Герценштейна. О каком композиторе идет речь? "Созданной им драмой он осветил умы зрителей и читателей, он внес не один светлый луч в царившее вокруг темное царство, он вдохнул в людей чувства человечности, и это благодетельное влияние отразилось на всей их дальнейшей жизни!.."
ОТВЕТ: А.Н. Островский

ВОПРОС 10: Император Александр III в марте 1891 года подписал рескрипт: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю _____________ железной дороги, имеющей целью соединить обильные дарами природы ___________ с сетью внутренних рельсовых сообщений».
ОТВЕТ:Сибирь

ВОПРОС 11: Какое название критик В.В. Стасов дал творческому объединению композиторов второй половины XIX в. под руководством М. Балакирева?
ОТВЕТ: «могучая кучка»

ВОПРОС 12: Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя императора, в царствование которого были проведены указанные преобразования.
«Министр народного просвещения И.Д. Делянов настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 г. издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Известный как циркуляр о «кухаркиных детях», он стал позорной страницей в истории российской школы».
ОТВЕТ: Александр III

ВОПРОС 13: Прочтите отрывок из воспоминаний И.Е. Репина и укажите, как назывались художники, о которых говорится в отрывке.
«Приехал Г.Г. Мясоедов из Москвы ... с предложением петербургским художникам примкнуть к ... Товариществу. Когда Мясоедов явился с предложением от москвичей - Перова, Прянишникова, Маковского, Саврасова и других - Крамской сразу сделался горячим приверженцем этого дела. Потом лет десять вел он в Петербурге все дела Товарищества. В Петербурге примкнули к Товариществу многие выдающиеся русские художники, как, например, Ге, Шишкин, Максимов, Бого любов и др.».
ОТВЕТ: передвижники

ВОПРОС 14: Прочтите письмо И.С. Тургенева А.И. Герцену. Укажите название исторического документа, о котором идет речь в данном письме.
«...До сих пор телеграммы (печатные и частные) единогласно говорят о совершенной тишине, с которой принят манифест во всей России. Что-то будет дальше? Сам манифест явным образом написан был по-французски и переведен на неуклюжий русский язык ... немцем…».
ОТВЕТ: Манифест об отмене крепостного права

ВОПРОС 15: В каком городе проходила Макарьевская ярмарка?
ОТВЕТ:Нижний Новгород

ВОПРОС 16: Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название города о котором идет речь
«...Дам тебе понятие, в каком положении наши дела в [городе]. Город осаждён с одной стороны, с южной, на которой у нас не было никаких укреплений, когда неприятель подошёл к нему. Теперь у нас на этой стороне более 500 орудий огромного калибра и несколько рядов земляных укреплений, решительно неприступных. Я провёл неделю в крепости и до последнего дня бродил, как в лесу, между этими лабиринтами батарей. Неприятель уже более трёх недель подошёл в одном месте на 80 сажен и не идёт вперёд; при малейшем движении вперёд его засыпают градом снарядов. Дух в войске выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо «здорово, ребята», говорил: «Нужно умирать, ребята, умрёте?»  — и войска отвечали: «Умрём, ваше превосходительство, ура!» И это не был эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уже 22 000 исполнили это обещание. Раненый солдат, почти умирающий, рассказывал мне, как они брали 24-ю французскую батарею и их не подкрепили; он плакал навзрыд. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на, которой они простояли 30 дней под бомбами. Солдаты вырывают трубки из бомб (противника). Женщины носят воду на бастионы для солдат... Чудное время!..
Бомбардирование 5-го числа останется самым блестящим, славным подвигом не только в русской, но и во всемирной истории. Более 1500 орудий два дня действовали по городу и не только не дали сдаться ему, но не заставили замолчать и одну двухсотую наших батарей. Ежели, как мне кажется, в России невыгодно смотрят на эту кампанию, то потомство поставит её выше всех других; не забудь, что мы с равными, даже меньшими силами, с одними штыками и с худшими войсками в России (как 6-й корпус), дерёмся с неприятелем многочисленнейшим и имеющим флот, вооружённый 3000 орудиями, отлично вооружённым штуцерами, и с лучшими его войсками...»
ОТВЕТ:Севастополь

ВОПРОС 17: Какое неофициальное название получила построенная в1845 - 1851 гг. железная дорога Петербург - Москва
ОТВЕТ:Николаевская

ВОПРОС 18: Прочтите фрагмент воспоминаний Сергея Ольденбурга. Укажите имя монарха, о котором идет в нем речь.
«Он повёл русский государственный корабль иным курсом, чем его отец. Он не считал, что реформы 60−70-х годов — безусловное благо, а старался внести в них те поправки, которые, по Его мнению, были необходимы для внутреннего равновесия России… После эпохи великих реформ, после войны 1877−1878 годов, этого огромного напряжения русских сил в интересах балканского славянства, — России во всяком случае была необходима передышка. Надо было освоить, «переварить» произошедшие сдвиги».
ОТВЕТ: Александр III

ВОПРОС 19: Какой город России в конце XIX в. получил неофициальное название «сибирские Афины»?
ОТВЕТ: Томск

ВОПРОС 20: Прочтите выдержку из завещания крупного мецената и коллекционера второй половины XIX в. Укажите автора завещания.
Москва тысяча восемьсот девяносто шестого года сентября шестого дня. Я, нижеподписавшийся коммерции советник, потомственный почетный гражданин … находясь в здравом уме и твердой памяти заблагорассудил на случай моей смерти сделать сие духовное завещание в следующем:
… Дом в Лаврушинском переулке рядом с домом, принадлежащим городу, бывший Степанова, передать в собственность города для присоединения к дому, где находится художественная галерея.
… Собрание древней русской живописи (иконы) и художественные изделия, какие останутся в моей квартире, также принадлежащие мне картины, могущие находиться в квартире или на выставках, передать Московской Городской Художественной имени .. галерее.
ОТВЕТ: П.М. Третьяков

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен применять знания источниковедения при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач, комплексно работать с исторической информацией

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1:Одно действие, локализованное в историческом пространстве и историческом времени называется
1. историческим событием
2. историческим фактом
3. историческим экспериментом
4. историческим процессом
ОТВЕТ:2

ВОПРОС 2: Несколько исторических действий произошедших примерно в одно время и в одном месте называется ...
1. историческим фактом
2. историческим событием
3. историческим экспериментом
4. историческим процессом
ОТВЕТ:2

ВОПРОС 3:Анализ исторического источника, проводимый с помощью методов исторического исследования, направленный на извлечение исторических фактов называется...
1. историческим экспериментом
2. историческим процессом
3. историческим событием
4. историческим фактом
ОТВЕТ:1

ВОПРОС 4:Методологический подход, положивший в основу изучения истории тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями, получил название...
1. цивилизационный подход
2. формационный подход
3. многофакторный подход
4. теория локальных цивилизаций
ОТВЕТ:2

ВОПРОС 5:Историческая хронология изучает
1. системы летосчисления и календари разных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников
2. гербы, а также традиций и практики их использования
3. печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах
4. историю монетной чеканки и монетного обращения
ОТВЕТ:1

ВОПРОС 6. Прогностическая функция науки заключается в:
формировании у людей научной картины мира;
поиске и производстве новых знаний;
составлении прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендаций по преодолению возможных конфликтов;
в обучении, развитии и воспитании людей.
ОТВЕТ: 3

ВОПРОС 7. Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется:
1. ретроспективный;
2. описательно-повествовательный;
3. сравнительно-исторический;
4. биографический.
ОТВЕТ: 3

ВОПРОС 8. Метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний:
1. экстраполяция
2. контент-анализ
3. ретроспективный
4. анализ
ОТВЕТ: 2

ВОПРОС 9. Культурно-мировоззренческая функция науки характеризуется:
1. формирование у людей научной картины мира
2. определение путей и способов практического использования добытых знаний, превращение науки в производительную силу общества
3. составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов
4. поиске и производстве новых знаний
ОТВЕТ: 1

ВОПРОС 10. Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется:
1. ретроспективный;
2. описательно-повествовательный;
3. сравнительно-исторический;
4. биографический.
ОТВЕТ: 3

ВОПРОС 11:Сфрагистика изучает
1. системы летосчисления и календари разных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников
2. гербы, а также традиций и практики их использования
3. печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах
4. историю монетной чеканки и монетного обращения
ОТВЕТ:3

ВОПРОС 12. Какое из этих утверждений верно?
1. Под урбанистикой понимаются междисциплинарные исследования городов на стыке таких дисциплин, как социология и история, география и экономика, политология и право, а также градостроительство, транспортное планирование, архитектура и др.
2. Под урбанистикой понимается историческая ситуация, при которой отдельные субъекты занимают господствующее положение на рынке и получают исключительное право на изготовление или продажу конкретного вида товара.
ОТВЕТ: 1

ВОПРОС 13. Выберите из предложенных одно правильное утверждение:
1. Конечным результатом функционального анализа урока является определение его развивающей цели;
2. Эмпирическое осознание исторических явлений происходит на репродуктивном, воспроизводящем уровне.
3. поисковая деятельность учащихся на уроках отличается новым способом действий и новым результатом познания исторической действительности.
4. При структурном анализе исторических фактов учитель может считать главными те, которые вызывают у учащихся бурную реакцию.
ОТВЕТ: 3

ВОПРОС 14. Отметьте классическую периодизацию рубежа нового времени
1. XIV — XV вв. — XVII — XVIII вв.
2. XVI — XVII вв. — XIX — XX вв.
3. XV — XVI вв. — XVIII — XIX вв.
4. XVII — XVIII вв. — середина XIX в.
ОТВЕТ: 2
ВОПРОС 15. К главному материалу по курсу «Урабанизационные процессы в Сибири» относятся сведения
1. Теоретические
2. Хронологические
3. Картографические
4. Статистические
ОТВЕТ: 1

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1:Назовите два этапа источниковедческой критики:
ОТВЕТ:внешняя и внутренняя критика

ВОПРОС 2. Назовите виды письменных исторических источников.
ОТВЕТ:летописи,законодательные,делопроизводственные, статистические, документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма)

ВОПРОС 3: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________ — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события.
ОТВЕТ: Исторический источник

ВОПРОС 4: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________ — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
ОТВЕТ: Исторический процесс

ВОПРОС 5:Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение.
«То, что произошло на самом деле и зафиксировано точным измерением его качественных и количественных параметров в знаковой форме конкретного языка науки».
ОТВЕТ: Научный факт

ВОПРОС 6: Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение.
«Актуальное противоречие, возникающее между теоретически незавершённым образом объекта и необходимостью его заполнения недостающими фрагментами, сторонами, связями и отношениями».
ОТВЕТ: Научная проблема

ВОПРОС 7: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом.
ОТВЕТ: Принцип историзма

ВОПРОС 8: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальность.
ОТВЕТ: Принцип объективности

ВОПРОС 9: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– исторический источниковедческий метод анализа формуляра актового источника, который дает возможность исследовать структуру документа, расположение и соотношение его элементов
ОТВЕТ: метод формулярного анализа

ВОПРОС 10: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний
ОТВЕТ: контент-анализ

ВОПРОС 11: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– это подход ученого к исследованию исторической действительности с позиций определенного класса, проявляющийся в проведении в научных исследованиях интересов, взглядов, настроений этого класса. Значение принципа партийности в том, что он, выступая в качестве принципа исторического познания, открывает возможность глубже понять существующие между историческими фактами взаимосвязи и позволяет их объективно исследовать. Через принцип партийности осуществляется связь настоящего с прошлым.
ОТВЕТ: Принцип партийности\классовости

ВОПРОС 12: Перечислите базовые требования к проведению историографического анализа.
ОТВЕТ: корректность; объективность; аналитическая стройность и структурированность.

ВОПРОС 13: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– метод для исследования документопотоков и, прежде всего, научно-технической документации
ОТВЕТ: наукометрический метод

ВОПРОС 14: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа и решения
ОТВЕТ: метод редукции

ВОПРОС 15: Дайте определение принципу историзма.
ОТВЕТ: признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом

ВОПРОС 16. Что изучает геральдика как историческая дисциплина?
ОТВЕТ: гербы, а также традиций и практики их использования

ВОПРОС 17. Название мысленного дробления полного понятия
ОТВЕТ: анализ

ВОПРОС 18. Какая вспомогательная историческая дисциплина ставит и решает вопросы датировки исторических фактов?
ОТВЕТ:хронология

ВОПРОС 19. Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– исторические сочинения, изложение в которых ведется строго по годам и сопровождается хронографическими: календарными или хронометрическими датами.
ОТВЕТ:летописи

ВОПРОС 20. Дайте термин согласно приведенному определению.
__________ критика – исторические условия возникновения источника; проблемы авторства; обстоятельства создания источника; авторский текст, произведения; функционирование произведения в культуре; интерпретация источника; анализ содержания; источниковедческий синтез.
ОТВЕТ: внутренняя

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен использовать знания в области отечественной и всеобщей истории в прикладных и фундаментальных исследованиях, в педагогической деятельности, критически оценивать различные интерпретации прошлого в историографической теории и практике

ВОПРОС 1:Под чьим руководством были разработаны и проведены военные реформы в годы правления Александра II?
1. А.А. Аракчеев
2. К.П. Победоносцев
3. Д.А. Милютин
4. С.Ю. Витте
ОТВЕТ: 3

ВОПРОС 2:Программа «Земли и воли» преследовала цель:
1. подготовки народной социалистической революции
2. подготовки и осуществления террористических актов
3. широкой агитационной и пропагандистской работы среди населения
4. завершения буржуазных преобразований
ОТВЕТ:3

ВОПРОС 4:Что было одним из результатов Великих реформ 1860-1870-х гг.?
1. сокращение особых сословных прав и привилегий дворянства
2. разрушение крестьянской общины
3. передача всей помещичьей земли крестьянам
4. упадок частного предпринимательства
ОТВЕТ:1

ВОПРОС 5:Выберите правильные суждения о социально-экономическом развитии России во второй половине XIX в.
1. в деревне характерен процесс «раскрестьянивания»
2. сельскохозяйственная техника практически не используется
3. идёт активный процесс формирования пролетариата
4. в основе развития новых отраслей промышленности находился отечественный капитал
ОТВЕТ:3

ВОПРОС 6:Какое место по объемам промышленного развития занимала Российская империя в начале XX в.
1. 5
2. 2
3. 3
4. 8
ОТВЕТ:1
ВОПРОС 7. Какой ученый создал теорию о «преимуществе отсталости», обращающей внимание на возможность более быстрого развития отсталых экономик за счёт заимствования технологий у более развитых экономических систем?
1. Карл Маркс
2. Уолт Ростоу
3. Александр Гершенкрон
4. Макс Вебер
ОТВЕТ:3

ВОПРОС 8:Укажите какая страна являлась основным поставщиком займов для российского правительства в начале XX в.
1. Англия
2. Франция
3. Германия
4. США
ОТВЕТ:2

ВОПРОС 9. Что было одной из характерных черт развития культуры и искусства в России в первой трети XIX в.?
1. расцвет «усадебной культуры» (культуры «дворянских гнёзд»)
2. проведение «Русских сезонов» в Париже
3. расцвет творчества художников-передвижников
4. деятельность объединения «Мир искусства» («мирискуссников»)
ОТВЕТ:1

ВОПРОС 10. Кто осуществлял верховную законодательную и судебную власть в России в XIX веке?
1. III отделение императорской канцелярии
2. Правительствующий Сенат
3. Император
4. Государственная Дума
ОТВЕТ:3

ВОПРОС 11: Какое общее наименование получили представители идейного течения в среде радикальной интеллигенции второй половины XIX века, выступавшие с позиций «крестьянского социализма» против развития страны по капиталистическому пути?
1. народники
2. социал-демократы
3. славянофилы
4. анархо-синдикалисты
ОТВЕТ:1

ВОПРОС 12: Какое утверждение является верным?
1. Коллегии – центральные органы государственного управления, ведавшие отдельными отраслями хозяйства и жизни государства. В России были образованы в 1802 г., существовали до 1917 г.
2. Коллегии – центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системы приказов.
ОТВЕТ: 2

ВОПРОС 13: Какое утверждение является НЕ верным?
1. Александр III, вступив на престол, под давлением общественности избрал курс на либеральные преобразования в стране.
2. Александр I в 1801 г. заявил о приверженности внутриполитическому курсу Екатерины II.
ОТВЕТ: 1

ВОПРОС 14:Какое утверждение является верным?
1. Континентальная блокада – введенный Наполеоном I в 1806 г. запрет поддерживать отношения с Британской империей. Россия по Тильзитскому миру 1807 г. вынуждена была присоединиться к блокаде.
2. Континентальная блокада – это запрет на присутствие военного флота в водах Черного моря по итогам Крымской войны.
ОТВЕТ: 1

ВОПРОС 15: Венская модель системы международных отношений получила название:
1. «марлезонского балета»;
2. «концерта Европы»;
3. «весны народов»;
4. «Европы без границ».
ОТВЕТ: 2

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1:Прочитайте отрывок из прокламации 1902 г. Укажите название политической партии, которая ее выпустила.
«… мы вовсеуслышанье порицаем, как это всегда делали наши героические предшественники «Народной воли», террор, как тактическую систему в свободных странах. Но в России, где деспотизм исключает открытую политическую борьбу и знает только один произвол, где нет спасения от безответственной власти, самодержавной на всех ступенях бюрократической лестницы, - мы вынуждены противопоставить насилию тирании силу революционного права».
ОТВЕТ:социалисты-революционеры (эсеры)

ВОПРОС 2:В начале XX века в одном из видов сценического искусства появился тренд на «русскость», что выражалось в большой популярности русских псевдонимов за границей. Какие творческие мероприятия способствовали этому?
ОТВЕТ:«Русские сезоны»

ВОПРОС 3:Прочитайте отрывок из воспоминаний одного из лидеров партии эсеров Виктора Чернова. Укажите о каком историческом деятеля идет в них речь.
«Превосходный организатор и глава земского движения в предреволюционную эпоху, человек, в высочайшей мере способный внушить уважение, умный, острожный, тактичный, незаменимый там, где надо сглаживать трения, выбирать сотрудников и налаживать работу…, однако, носил в себе слишком много инерции, уходящей в прошлое эпохи для того, чтобы не потеряться в новой»
ОТВЕТ:князь Георгий Львов

ВОПРОС 4:Прочтите отрывок из записок современника и укажите название войны, о которой в нем говорится.
«Грустно... я болен Севастополем... Мученик – Севастополь!.. Что стало с нашими морями?.. Кого поражаем мы? Кто внимает нам? Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях. Неприятельские флоты безнаказанно опустошают наши берега... Друзей и союзников у нас нет»
ОТВЕТ:Крымская

ВОПРОС 5Прочтите отрывок из записок декабриста Н.И. Лорера и напишите фамилию участника движения декабристов, о котором идет речь.
«...Во всю длину его немногих комнат тянулись полки с книгами, более политическими, экономическими и вообще ученого содержания... Не знаю, чего этот человек не прочел на своем веку на многих иностранных языках. 12 лет писал он свою «Русскую правду»
ОТВЕТ: Пестель Павел

ВОПРОС 5:Прочтите отрывок из труда историка и назовите войну, о завершении которой идет речь в тексте.
«13 февраля 1856 г. в Париже для подведения итогов войны открылся конгресс представителей великих европейских держав. Это был самый грандиозный европейский форум после 1815 г. В работе конгресса принимали участие представители Франции, Англии, России, Австрии, Турции и Сардинии. Позднее были приглашены и представители Пруссии. Первым актом Парижского конгресса было заключение перемирия с прекращением военных действий. После семнадцати заседаний конгресса, 18 марта, в Париже был подписан мирный договор, главные постановления которого заключались в следующем. Восстанавливается довоенный территориальный статус-кво. В мирное время Турция закрывает Проливы для всех военных судов, независимо от их принадлежности, за исключением стационеров в Стамбуле. Черное море объявляется нейтральным и открытым для торговых судов всех наций. Россия и Турция обязуются не иметь на его берегах военно- морских арсеналов».
ОТВЕТ:Крымская

ВОПРОС 6:Как называлось объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века, основателями которого были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов?
ОТВЕТ:Товарищество передвижных художественных выставок

ВОПРОС 7:Выборные органы самоуправления, учрежденные земской реформой 1864 года, назывались ____________
ОТВЕТ: земства

ВОПРОС 8. Прочтите отрывок из биографии декабриста и напишите фамилию участника движения: «Возглавлял авангард во время перехода суворовской армии через обледенелый хребет Панике. В 1810 г. был назначен на пост военного губернатора Киева; в 1812 г. оставлен в резерве. Командуя арьергардом, он провёл Тарутинский манёвр, а в преследовании Наполеона I возглавил авангард.С 1818 г. ч занимал пост военного губернатора Петербурга.Утром 14 декабря 1825 г. во время восстания декабристов на Сенатской площади обратился к войскам с призывом сохранить верность императору и был застрелен П. Г. Каховским.»
ОТВЕТ: М.А. Милорадович

ВОПРОС 9. Какие страны входили в состав Священного союза с 1815 года?
ОТВЕТ: Австрия, Пруссия, Россия

ВОПРОС 10. Какие три принципа являлись идейной основой согласно «теории официальной народности» 1833 г., сформулированной министром просвещения Уваровым?
ОТВЕТ: православие, самодержавие, народность

ВОПРОС 11. ___________ 2 января 1904 г., по разрешению попечителя Западно-Сибирского учебного округа, открыла в Барнауле подготовительные классы на 25-30 человек, по программе первых трех классов гимназии и реальных училищ. В мае 1908 г. классы были преобразованы в частную женскую гимназию, и она стала её начальницей. Интересно, что она не сама себя назначила, а была избрана попечительным советом гимназии и утверждена попечителем Западно-Сибирского учебного округа. И жалованье получала наравне с другими учителями, причём довольно скромное: 1 500 рублей в год за руководство гимназией и 345 рублей за уроки (она преподавала чистописание и арифметику).
ОТВЕТ:М.Ф. Будкевич

ВОПРОС 12. Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– революционная народническая организация, возникшая в 1879 г. после раскола организации «Земля и воля» и распада террористической группы «Свобода или смерть», поставившая основной целью принуждение правительства к демократическим реформам, после которых можно было бы проводить борьбу за социальное преобразование общества.
ОТВЕТ: Народная воля

ВОПРОС 13. Какое название получила ситуация в XIX в., когда резко возросло крестьянское малоземелье вследствие естественного прироста населения деревни, но при сохранении в прежнем размере крестьянского надельного землепользования.
ОТВЕТ: аграрный вопрос

ВОПРОС 14. О ком идёт речь: «...вошёл в историю как реформатор и освободитель. В его царствование было отменено крепостное право, введена всеобщая воинская повинность, учреждены земства, проведена судебная реформа, ограничена цензура, проведён ряд других реформ.»?
ОТВЕТ: Александр II

ВОПРОС 15. Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________–общественно-политическое течение в среде интеллигенции, которая выступала за введение конституционных начал в политико-правовую систему, демократические свободы и продолжение реформ.
ОТВЕТ: либерализм

ВОПРОС 16: Назовите имя алтайского художника, который в начале XX века жил в селе Анос на Катуни.
ОТВЕТ: Г.И. Гуркин

ВОПРОС 17. Участок земли, который достался крестьянам в результате реформы 1861 года, назывался
ОТВЕТ: надел

ВОПРОС 18: В каком городе проходила Введенская ярмарка?
ОТВЕТ:Барнаул

ВОПРОС 19. Назовите фамилию ученого-хирурга, которые проводил операции в годы Крымской войны прямо на поле боя
ОТВЕТ: Пирогов

ВОПРОС 20:Назовите фамилию предпринимателей, открывших первый в России содовой завод
ОТВЕТ:Пранг

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 2,5 балла. Оценивание КИМ в целом:
«зачет» – верно выполнено 51-100% заданий.
«незачет» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скубневский В.А. Города России во второй половине XIX века: учеб. пособие Барнаул : АЗБУКА, 2012 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гончаров Ю.М.. Скубневский В.А. Города Западной Сибири во 2-й половине XIX – начале XX веков: Население. Экономика. Застройка и благоустройство: монография ИП Колмогоров И.А., , 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Беловинский, Л.В. Жизнь русского обывателя: на шумных улицах градских : М. : Кучково поле, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454420
Л2.2 Беловинский, Л.В. Жизнь русского обывателя: от дворца до острога : М. : Кучково поле, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454421
Л2.3 Скубневский В.А. Урбанизационные процессы в Сибири второй половины XIX – начала ХХ в.: избранные статьи Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2010 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Курс на Moodle "Урбанизационные процессы в России во второй половине XIX-начале XX вв." portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
314М кабинет кафедры отечественной истории - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; принтер HP laserJet P2055d; МФУ Xerox 5825; МФУ Xerox copycentre C118; учебно-наглядные пособия и литература; пакет карт по истории России
306аМ центр изучения реформ П.А. Столыпина - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; шкаф с наглядными учебными пособиями - 2 шт.; стационарный проектор: марка Optoma, модель S331 DLP - 1 ед.; стационарный экран: марка Iprojecta - 1ед.; стационарные наглядные учебные пособия; плакаты; фото

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине "Урбанизационные процессы в Сибири" составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины.
На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Подготовка к практическим занятиям состоит из 2 этапов:
1. организационный,
2. закрепление и углубление теоретических знаний.
Необходимо изучить рекомендованную литературу. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
В процессе этой работы студент должен овладеть основными положениями рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Рекомендации по подготовке к ТЕСТАМ.
Перед прохождением тестов студент должен повторить материал лекций, практических занятий.