МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Новейшая отечественная история

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильИстория. Право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_ИП-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 175
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6 12 12
Практические 10 10 10 10 20 20
Сам. работа 92 92 83 83 175 175
Часы на контроль 0 0 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
д.и.н., Проф., Демчик Е.В.;к.и.н., Ст.преп., Гряникова Г.А.;к.и.н., Доц., Валькова К.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Новейшая отечественная история

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Назаров Иван Иванович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Назаров Иван Иванович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются: формирование у студентов комплексного представления об экономическом, политическом и культурном развитии России во второй половине ХХ – начале ХХI вв., ее месте и роли в мировой политике на различных исторических этапах, систематизированных знаний об основных закономерностях, тенденциях и особенностях исторического процесса в советский и постсоветский периоды; понимания степени влияния государственного аппарата, общества, политических партий, национального и личностного фактора на общественный прогресс; представления об уровне изученности базовых проблем истории советской и постсоветской России; выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1 Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
ОПК-8.2 Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно обоснованные закономерности организации образовательного процесса
ПК-1Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения истории и обществознанию в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения истории и обществознанию
ПК-1.3 Владеет методами обучения истории и обществознания в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные концепции исторического развития России новейшего периода.
Фактологию события истории России новейшего периода для осуществления педагогической деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.Определять значение и последствия деятельности великих личностей в российской и всемирной истории.
Разрабатывать учебно-методическое планирование для проведения уроков в средней школе на основе полученных знаний.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Устанавливать действие закономерностей исторического процесса.
Проводить уроки по истории России в образовательных организациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Россия в 1945 – 1953 гг.
1.1. Россия в 1945 – 1953 гг. Вводная лекция. Лекции 3 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Сам. работа 3 10 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Восстановление и развитие экономики страны Лекции 3 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Апогей сталинизма и общественное развитие Практические 3 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. «Холодная война»: истоки, основные этапы, последствия Практические 3 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Россия в 1945 – 1953 гг. Сам. работа 3 10 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Россия в 1953 – 1964 гг.
2.1. Россия в 1953 – 1964 гг. Десталинизация Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Основные направления экономического развития Сам. работа 3 12 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Оттепель в общественной и культурной сфере. Социальная политика. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Оттепель в общественной и культурной сфере. Развитие науки и культуры Сам. работа 3 8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Изменения во внешнеполитической концепции Советского государства после смерти И. В. Сталина. Сам. работа 3 12 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Россия в 1953 – 1964 гг. Сам. работа 3 10 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Россия в 1964 – 1984 гг.
3.1. Россия в 1964 – 1984 гг. Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Основные направления экономического развития Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. «Застой» в общественно-политической и культурной жизни Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Политика Ю. В. Андропова (1982 – 1984 гг.) Сам. работа 3 8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.5. Период второй половины 1960-х – первой половины 1980-х гг. – время застоя или расцвета социализма в СССР? Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.6. Россия в 1964 – 1984 гг. Сам. работа 3 10 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Россия в 1985 – 1991 гг.
4.1. Россия в 1985 – 1991 гг. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Изменения в социально-экономической жизни Сам. работа 4 16 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Особенности общественной и культурной сферы Сам. работа 4 14 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.4. Особенности внешнеполитического курса М.С. Горбачева Практические 4 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.5. Россия в 1985 – 1991 гг. Сам. работа 4 12 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Россия в 1990-е – 2000-е гг.
5.1. Формирование новой политической системы России в 1990-2000-е гг. Лекции 4 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.2. Формирование и развитие новой политической системы России в 1990-2000-е гг. Сам. работа 4 12 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.3. Экономические преобразования в России в 1990-е – 2000-е гг. Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.4. Культура России в 1990 – 2000-е гг. Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.5. Внешняя политика России в 1990-2000-е гг. Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.6. Россия в 1990-е – 2000-е гг. Сам. работа 4 16 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.7. Подготовка к контролю по курсу. Повторение изученного материала Сам. работа 4 13 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6903

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Кампания по борьбе с этим явлением началась в 1949 году. Сторонников этих идей – «граждан мира» - в СССР называли «не патриотами»:
1. ликбез;
2. продовольственная программа;
3. андеграунд;
4. космополитизм.
ОТВЕТ: 4

ВОПРОС 2. Журнал, который, наряду с журналом «Ленинград», был упомянут в названии известного постановления ЦК ВКП(б), принятого в августе 1946 года:
1. Звезда;
2. Мурзилка;
3. Огонёк;
4. Москва.
ОТВЕТ: 1

ВОПРОС 3. Выберите фамилию советского академика, агронома и биолога, пользовавшегося поддержкой И.В. Сталина, участвовавшего в разгроме классической генетики:
1. Зощенко;
2. Лысенко;
3. Косыгин;
4. Андропов.
ОТВЕТ: 2

ВОПРОС 4. Какая реформа проводилась в СССР в декабре 1947 года одновременно с отменой карточек?
1. реформа по переселению;
2. продовольственная;
3. денежная;
4. жилищная.
ОТВЕТ: 3

ВОПРОС 5. Решительное противостояние двух систем - социалистического лагеря и капиталистического Западного мира, проходившее в период с 1946 года до конца 1980-х гг. без прямого применения военной силы:
1. Холодная война
2. Битва за Москву
3. Геноцид
4. Карибский кризис
ОТВЕТ: 1

ВОПРОС 6. В каком году появилась Организация Варшавского договора:
1. 1945
2. 1965
3. 1970
4. 1955
ОТВЕТ: 4

ВОПРОС 7. Выберите фамилию советского государственного деятеля, который в августе 1953 года заявил о необходимости ускоренного развития в экономике отраслей группы «Б» (производство товаров народного потребления):
1. Хрущев
2. Сталин
3. Маленков
4. Берия
ОТВЕТ: 3

ВОПРОС 8. В 1957 году Н.С. Хрущев предложил решительно децентрализовать управление народным хозяйством, передав ряд функций министерств территориальным органам. Как назывались эти органы?
1. колхозы
2. совнархозы
3. кооперативы
4. МТС
ОТВЕТ: 2

ВОПРОС 9. Выберите единственно неверное утверждение:
1. У. Черчилль – премьер-министр Великобритании
2. Д. Эйзенхауэр – министр финансов Соединенных Штатов Америки
3. И. В. Сталин – генеральный секретарь ЦК КПСС
4. И. Б. Тито – лидер Югославии
ОТВЕТ: 2

ВОПРОС 10. Какой по счету Всемирный фестиваль молодёжи и студентов — молодёжный международный фестиваль - открылся 28 июля 1957 года в Москве? Гостями фестиваля стали 34 000 человек из 131 страны мира. Лозунг фестиваля — «За мир и дружбу».
Метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний:
1. первый
2. шестой
3. десятый
4. двадцатый
ОТВЕТ: 2

ВОПРОС 11. Город, в котором в 1962 году произошли трагические события – массовый митинг, начавшийся из-за недовольства народа повышением розничных цен на продовольствие, закончился расстрелом митингующих.
1. Москва
2. Новочеркасск
3. Тюмень
4. Барнаул
ОТВЕТ: 2

ВОПРОС 12. Укажите правильную аббревиатуру следующему определению: «Железная дорога, проходящая через Восточную Сибирь и Дальний Восток СССР. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. В 1930-х гг. на её строительство были брошены силы заключённых ГУЛАГа. В 1958 году строительство приостановилось почти на 10 лет. После возобновления работ в 1974 году на стройку была привлечена молодёжь (комсомол)».
1. БАМ
2. ВЛКСМ
3. ВАЗ
4. ГЭС
ОТВЕТ: 1

ВОПРОС 13. Выберите единственно верное утверждение:
1. Фултонская речь У. Черчилля – 1951 год
2. Выдвинут План Маршалла – 1947 год
3. Начало советско-югославского конфликта – 1945 год
4. Создание ФРГ и ГДР – 1981 год
ОТВЕТ: 2

ВОПРОС 14. К основным признакам тоталитарного режима не относится:
1. децентрализация власти;
2. монополия на контроль за личной жизнью граждан;
3. подмена личных интересов общественными;
4. централизованная плановая экономика;
ОТВЕТ: 1

ВОПРОС 15. Неофициальное обозначение периода в истории СССР середины 1950-х – начала 1960-х гг., который характеризовался во внутриполитической жизни СССР некоторой либерализацией режима, ослаблением тоталитарной власти, появлением свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности:
1. сталинизм;
2. перестройка;
3. оттепель;
4. десталинизация.
ОТВЕТ:3

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1:Прочитайте определение и дайте ему определение.
«Экономические планы, предполагавшие быстрое развитие экономики Советского Союза, разрабатывавшиеся централизованно в общенациональном масштабе специально созданным государственным органом – Госпланом СССР. После окончания Великой Отечественной войны такой план в СССР был разработан уже в четвертый раз, в нем ставились задачи восстановления и развития народного хозяйства СССР в 1946-1950 годах».
ОТВЕТ: Пятилетка

ВОПРОС 2: Это выражение впервые употребил в своей речи У. Черчилль, обвиняя СССР в том, что Восточная Европа после Второй мировой войны оказалась отгороженной от Западной Европы. Вставьте пропущенное словосочетание: «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, через весь континент, был опущен «__________»».
ОТВЕТ: Железный занавес

ВОПРОС 3: Прочитайте отрывок и определите о какой сельскохозяйственной культуре идет речь: «Стремясь быстро обеспечить страну зерном, Н.С. Хрущев по примеру США увлекся внедрением этой сельскохозяйственной культуры, дающей, по его мнению, высокие урожаи. С 1955 года посевы этой культуры в СССР стали быстро расширяться, вытесняя традиционные зерновые культуры и кормовые травы».
ОТВЕТ: кукуруза

ВОПРОС 4: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– сельскохозяйственные угодья, ранее использовавшиеся как пашня, но необрабатываемые длительный период времени? В 1954 году Н.С. Хрущев обратился в ЦК с запиской, в которой отметил нехватку хлеба в стране и предложил резко увеличить производство зерна путем распашки этих земель в Казахстане, Западной Сибири, в Поволжье и на Урале.
ОТВЕТ: залежные земли

ВОПРОС 5: Прочитайте отрывок и определите о каких хозяйствах идёт речь: «С 1958 года в СССР началось наступление на эти личные хозяйства колхозников, рабочих и служащих. Размеры приусадебных участков были уменьшены. Рабочих и служащих совхозов заставляли продать личный скот своим предприятиям».
ОТВЕТ: подсобные

ВОПРОС 6: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– кампания, проводимая Н.С. Хрущевым, характеризовавшаяся обострением борьбы с религией в СССР, пик которой пришёлся на 1958—1964 годы.
ОТВЕТ: антирелигиозная кампания

ВОПРОС 7: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– изменение (уменьшение) номинальной стоимости денежных знаков, проведённое в 1960—1961 годах в СССР? 1 рубль «старыми» деньгами обменивался на 10 копеек «новыми». Одновременно были уменьшены в 10 раз все цены, зарплаты, налоговые и иные платежи, вклады в сберкассах.
ОТВЕТ: деноминация

ВОПРОС 8: Определите автора высказывания: ««Большим счастьем для России было то, что в годы тяжелых испытаний ее возглавлял гений и непоколебимый полководец И. В. Сталин. Он был выдающейся личностью, импонирующей жестокому времени, в котором протекала его жизнь... В его произведениях всегда звучала исполинская сила. Эта сила настолько велика в Сталине, что он казался неповторимым среди руководителей государств всех времен и народов... Он был непревзойденным мастером находить в трудную минуту путь выхода из самого безвыходного положения... Сталин был величайшим, не имеющим себе равных диктатором. Он принял Россию с сохой, а оставил оснащенной атомным оружием. Нет! Что бы ни говорили о нем, таких история и народы не забывают».»
ОТВЕТ: Уинстон Черчилль

ВОПРОС 9: Перечислите основные серии судебных процессов в послевоенный период.
ОТВЕТ: Ленинградское дело, Мингрельское дело, Дело врачей-отравителей, дело авиаторов.

ВОПРОС 10: Вставьте пропущенное слово: «В начале 1950-х гг. Н.С. Хрущев предлагал создать ____________, жители которых, работая в общественном сельском хозяйстве, будут пользоваться городским бытовым комфортом. Личное хозяйство в них не предусматривалось. И.В. Сталин счел эту идею преждевременной».
ОТВЕТ: агрогорода

ВОПРОС 11:Прочитайте отрывок и дайте ему определение.
«Принцип ведения хозяйственной деятельности, предполагающий полное возмещение всех затрат на производство товаров, работ и услуг выручкой от их реализации».
ОТВЕТ: Самоокупаемость

ВОПРОС 12:Какое название получила Конституция 1977 года?
ОТВЕТ: Конституция «развитого социализма».

ВОПРОС 13: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– метод расчёта расходов и доходов на государственном предприятии в условиях плановой экономики в 1960-1980 годах в СССР, предполагавший финансовую самостоятельность предприятия, хотя и ограниченную хозяйственными органами СССР.
ОТВЕТ: хозрасчёт

ВОПРОС 14: Определите о ком идет речь в данном отрывке: «Его реформы напрямую касались и устройства государственного аппарата. В частности, он заметно сократил численность аппарата государственного секретаря. 19 министров лишились работы, произошло переизбрание новых лиц коммунистической партии на самые ответственные посты. Также он привлекает к государственной деятельности видных ученых, докторов экономических наук. Важным полем деятельности является борьба с коррупцией (икорное дело, хлопковое дело, дело Щелокова)».
ОТВЕТ: Ю.В. Андропов.

ВОПРОС 15: Вставьте пропущенное слово: «Восстановление тяжелой промышленности велось _____________ методами, связанными с количественным увеличением ресурсов. Привлекались новые сырьевые ресурсы и дополнительные рабочие руки (в годы четвертой пятилетки в промышленность и на стройки пришли 8,5 млн новых рабочих, главным образом, неквалифицированных)».
ОТВЕТ: экстенсивными

ВОПРОС 16: Определите о ком повествует высказывание, приведенное в марте 1984 года в Парижской газете «Русская мысль» опубликовала слова: «У него самой примечательной чертой является отсутствие всякой примечательности».
ОТВЕТ: К.У. Черненко

ВОПРОС 17: Определите о ком повествует высказывание: «Он весь соткан из обаяния, и этого было достаточно, чтобы с первых появлений на экране и на улице завоевать симпатии».
ОТВЕТ: М.С. Горбачев

ВОПРОС 18: Что предполагала задача трёх «де» в брошюре «Что делать?», опубликованной экономистом А. Поповым в ноябре 1990 г.
ОТВЕТ: декоммунизацию, десоветизацию, дефедерализацию.

ВОПРОС 19: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– процесс принятия союзными республиками и автономиями в составе СССР и РСФСР деклараций о государственном суверенитете в 1988—1991 годах.
ОТВЕТ: парад суверенитетов

ВОПРОС 20: Завершите утверждение: «25 декабря Верховным Советом РСФСР был утверждён и вступил в силу Закон РСФСР «Об изменении названия государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика». Было установлено новое название государства – ______________________».
ОТВЕТ: Российская Федерация (Россия).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1:Одно действие, локализованное в историческом пространстве и историческом времени называется
1. историческим событием
2. историческим фактом
3. историческим экспериментом
4. историческим процессом
ОТВЕТ:2

ВОПРОС 2: Несколько исторических действий произошедших примерно в одно время и в одном месте называется ...
1. историческим фактом
2. историческим событием
3. историческим экспериментом
4. историческим процессом
ОТВЕТ:2

ВОПРОС 3:Анализ исторического источника, проводимый с помощью методов исторического исследования, направленный на извлечение исторических фактов называется...
1. историческим экспериментом
2. историческим процессом
3. историческим событием
4. историческим фактом
ОТВЕТ:1

ВОПРОС 4:Методологический подход, положивший в основу изучения истории тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями, получил название...
1. цивилизационный подход
2. формационный подход
3. многофакторный подход
4. теория локальных цивилизаций
ОТВЕТ:2

ВОПРОС 5:Историческая хронология изучает
1. системы летосчисления и календари разных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников
2. гербы, а также традиций и практики их использования
3. печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах
4. историю монетной чеканки и монетного обращения
ОТВЕТ:1

ВОПРОС 6. Прогностическая функция науки заключается в:
формировании у людей научной картины мира;
поиске и производстве новых знаний;
составлении прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендаций по преодолению возможных конфликтов;
в обучении, развитии и воспитании людей.
ОТВЕТ: 3

ВОПРОС 7. Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется:
1. ретроспективный;
2. описательно-повествовательный;
3. сравнительно-исторический;
4. биографический.
ОТВЕТ: 3

ВОПРОС 8. Метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний:
1. экстраполяция
2. контент-анализ
3. ретроспективный
4. анализ
ОТВЕТ: 2

ВОПРОС 9. Культурно-мировоззренческая функция науки характеризуется:
1. формирование у людей научной картины мира
2. определение путей и способов практического использования добытых знаний, превращение науки в производительную силу общества
3. составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов
4. поиске и производстве новых знаний
ОТВЕТ: 1

ВОПРОС 10. Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется:
1. ретроспективный;
2. описательно-повествовательный;
3. сравнительно-исторический;
4. биографический.
ОТВЕТ: 3

ВОПРОС 11:Сфрагистика изучает
1. системы летосчисления и календари разных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников
2. гербы, а также традиций и практики их использования
3. печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах
4. историю монетной чеканки и монетного обращения
ОТВЕТ:3

ВОПРОС 12. Какое из этих утверждений верно?
1. Под урбанистикой понимаются междисциплинарные исследования городов на стыке таких дисциплин, как социология и история, география и экономика, политология и право, а также градостроительство, транспортное планирование, архитектура и др.
2. Под урбанистикой понимается историческая ситуация, при которой отдельные субъекты занимают господствующее положение на рынке и получают исключительное право на изготовление или продажу конкретного вида товара.
ОТВЕТ: 1

ВОПРОС 13. Выберите из предложенных одно правильное утверждение:
1. Конечным результатом функционального анализа урока является определение его развивающей цели;
2. Эмпирическое осознание исторических явлений происходит на репродуктивном, воспроизводящем уровне.
3. поисковая деятельность учащихся на уроках отличается новым способом действий и новым результатом познания исторической действительности.
4. При структурном анализе исторических фактов учитель может считать главными те, которые вызывают у учащихся бурную реакцию.
ОТВЕТ: 3

ВОПРОС 14. Отметьте классическую периодизацию рубежа нового времени
1. XIV — XV вв. — XVII — XVIII вв.
2. XVI — XVII вв. — XIX — XX вв.
3. XV — XVI вв. — XVIII — XIX вв.
4. XVII — XVIII вв. — середина XIX в.
ОТВЕТ: 2
ВОПРОС 15. К главному материалу по курсу «Урабанизационные процессы в Сибири» относятся сведения
1. Теоретические
2. Хронологические
3. Картографические
4. Статистические
ОТВЕТ: 1

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1:Назовите два этапа источниковедческой критики:
ОТВЕТ:внешняя и внутренняя критика

ВОПРОС 2. Назовите виды письменных исторических источников.
ОТВЕТ:летописи,законодательные,делопроизводственные, статистические, документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма)

ВОПРОС 3: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________ — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события.
ОТВЕТ: Исторический источник

ВОПРОС 4: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________ — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
ОТВЕТ: Исторический процесс

ВОПРОС 5:Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение.
«То, что произошло на самом деле и зафиксировано точным измерением его качественных и количественных параметров в знаковой форме конкретного языка науки».
ОТВЕТ: Научный факт

ВОПРОС 6: Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение.
«Актуальное противоречие, возникающее между теоретически незавершённым образом объекта и необходимостью его заполнения недостающими фрагментами, сторонами, связями и отношениями».
ОТВЕТ: Научная проблема

ВОПРОС 7: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом.
ОТВЕТ: Принцип историзма

ВОПРОС 8: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальность.
ОТВЕТ: Принцип объективности

ВОПРОС 9: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– исторический источниковедческий метод анализа формуляра актового источника, который дает возможность исследовать структуру документа, расположение и соотношение его элементов
ОТВЕТ: метод формулярного анализа

ВОПРОС 10: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний
ОТВЕТ: контент-анализ

ВОПРОС 11: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– это подход ученого к исследованию исторической действительности с позиций определенного класса, проявляющийся в проведении в научных исследованиях интересов, взглядов, настроений этого класса. Значение принципа партийности в том, что он, выступая в качестве принципа исторического познания, открывает возможность глубже понять существующие между историческими фактами взаимосвязи и позволяет их объективно исследовать. Через принцип партийности осуществляется связь настоящего с прошлым.
ОТВЕТ: Принцип партийности\классовости

ВОПРОС 12: Перечислите базовые требования к проведению историографического анализа.
ОТВЕТ: корректность; объективность; аналитическая стройность и структурированность.

ВОПРОС 13: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– метод для исследования документопотоков и, прежде всего, научно-технической документации
ОТВЕТ: наукометрический метод

ВОПРОС 14: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа и решения
ОТВЕТ: метод редукции

ВОПРОС 15: Дайте определение принципу историзма.
ОТВЕТ: признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом

ВОПРОС 16. Что изучает геральдика как историческая дисциплина?
ОТВЕТ: гербы, а также традиций и практики их использования

ВОПРОС 17. Название мысленного дробления полного понятия
ОТВЕТ: анализ

ВОПРОС 18. Какая вспомогательная историческая дисциплина ставит и решает вопросы датировки исторических фактов?
ОТВЕТ:хронология

ВОПРОС 19. Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– исторические сочинения, изложение в которых ведется строго по годам и сопровождается хронографическими: календарными или хронометрическими датами.
ОТВЕТ:летописи

ВОПРОС 20. Дайте термин согласно приведенному определению.
__________ критика – исторические условия возникновения источника; проблемы авторства; обстоятельства создания источника; авторский текст, произведения; функционирование произведения в культуре; интерпретация источника; анализ содержания; источниковедческий синтез.
ОТВЕТ: внутренняя

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. В. Ходяков Новейшая история России (1914-2015) : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/56297188-3E70-40D5-A674-45F8195DD11A
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В. Н. Разгона История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790
Л2.2 Девлетов, О.У. Курс отечественной истории: учебное пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Курс в Moodle "Новейшая отечественная история" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
314М кабинет кафедры отечественной истории - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; принтер HP laserJet P2055d; МФУ Xerox 5825; МФУ Xerox copycentre C118; учебно-наглядные пособия и литература; пакет карт по истории России
306аМ центр изучения реформ П.А. Столыпина - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; шкаф с наглядными учебными пособиями - 2 шт.; стационарный проектор: марка Optoma, модель S331 DLP - 1 ед.; стационарный экран: марка Iprojecta - 1ед.; стационарные наглядные учебные пособия; плакаты; фото

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины.
На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Подготовка к практическим занятиям состоит из 2 этапов:
1. организационный,
2. закрепление и углубление теоретических знаний.
Необходимо изучить рекомендованную литературу. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
В процессе этой работы студент должен овладеть основными положениями рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Рекомендации по подготовке к ТЕСТАМ.
Перед прохождением тестов студент должен повторить материал лекций, практических занятий.