Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | История. Право |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_05_Педобразование_ИП-2021 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | 4 | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 | 12 | 12 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 | 20 | 20 |
Сам. работа | 92 | 92 | 83 | 83 | 175 | 175 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Назаров Иван Иванович
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины являются: формирование у студентов комплексного представления об экономическом, политическом и культурном развитии России во второй половине ХХ – начале ХХI вв., ее месте и роли в мировой политике на различных исторических этапах, систематизированных знаний об основных закономерностях, тенденциях и особенностях исторического процесса в советский и постсоветский периоды; понимания степени влияния государственного аппарата, общества, политических партий, национального и личностного фактора на общественный прогресс; представления об уровне изученности базовых проблем истории советской и постсоветской России; выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06 |
ОПК-8 | Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний |
ОПК-8.1 | Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области |
ОПК-8.2 | Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно обоснованные закономерности организации образовательного процесса |
ПК-1 | Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
ПК-1.1 | Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения истории и обществознанию в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
ПК-1.2 | Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения истории и обществознанию |
ПК-1.3 | Владеет методами обучения истории и обществознания в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные концепции исторического развития России новейшего периода. Фактологию события истории России новейшего периода для осуществления педагогической деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Определять значение и последствия деятельности великих личностей в российской и всемирной истории. Разрабатывать учебно-методическое планирование для проведения уроков в средней школе на основе полученных знаний. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Устанавливать действие закономерностей исторического процесса. Проводить уроки по истории России в образовательных организациях. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Россия в 1945 – 1953 гг. | ||||||
1.1. | Россия в 1945 – 1953 гг. Вводная лекция. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Ужесточение политического режима и идеологического контроля. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Восстановление и развитие экономики страны | Лекции | 3 | 2 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.4. | Апогей сталинизма и общественное развитие | Практические | 3 | 2 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.5. | «Холодная война»: истоки, основные этапы, последствия | Практические | 3 | 2 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.6. | Россия в 1945 – 1953 гг. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Россия в 1953 – 1964 гг. | ||||||
2.1. | Россия в 1953 – 1964 гг. Десталинизация | Лекции | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
2.2. | Основные направления экономического развития | Сам. работа | 3 | 12 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
2.3. | Оттепель в общественной и культурной сфере. Социальная политика. | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
2.4. | Оттепель в общественной и культурной сфере. Развитие науки и культуры | Сам. работа | 3 | 8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
2.5. | Изменения во внешнеполитической концепции Советского государства после смерти И. В. Сталина. | Сам. работа | 3 | 12 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
2.6. | Россия в 1953 – 1964 гг. | Сам. работа | 3 | 10 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
Раздел 3. Россия в 1964 – 1984 гг. | ||||||
3.1. | Россия в 1964 – 1984 гг. | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
3.2. | Основные направления экономического развития | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
3.3. | «Застой» в общественно-политической и культурной жизни | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
3.4. | Политика Ю. В. Андропова (1982 – 1984 гг.) | Сам. работа | 3 | 8 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
3.5. | Период второй половины 1960-х – первой половины 1980-х гг. – время застоя или расцвета социализма в СССР? | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
3.6. | Россия в 1964 – 1984 гг. | Сам. работа | 3 | 10 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
Раздел 4. Россия в 1985 – 1991 гг. | ||||||
4.1. | Россия в 1985 – 1991 гг. | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
4.2. | Изменения в социально-экономической жизни | Сам. работа | 4 | 16 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
4.3. | Особенности общественной и культурной сферы | Сам. работа | 4 | 14 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
4.4. | Особенности внешнеполитического курса М.С. Горбачева | Практические | 4 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
4.5. | Россия в 1985 – 1991 гг. | Сам. работа | 4 | 12 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
Раздел 5. Россия в 1990-е – 2000-е гг. | ||||||
5.1. | Формирование новой политической системы России в 1990-2000-е гг. | Лекции | 4 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
5.2. | Формирование и развитие новой политической системы России в 1990-2000-е гг. | Сам. работа | 4 | 12 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
5.3. | Экономические преобразования в России в 1990-е – 2000-е гг. | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
5.4. | Культура России в 1990 – 2000-е гг. | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
5.5. | Внешняя политика России в 1990-2000-е гг. | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
5.6. | Россия в 1990-е – 2000-е гг. | Сам. работа | 4 | 16 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
5.7. | Подготовка к контролю по курсу. Повторение изученного материала | Сам. работа | 4 | 13 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6903 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Кампания по борьбе с этим явлением началась в 1949 году. Сторонников этих идей – «граждан мира» - в СССР называли «не патриотами»: 1. ликбез; 2. продовольственная программа; 3. андеграунд; 4. космополитизм. ОТВЕТ: 4 ВОПРОС 2. Журнал, который, наряду с журналом «Ленинград», был упомянут в названии известного постановления ЦК ВКП(б), принятого в августе 1946 года: 1. Звезда; 2. Мурзилка; 3. Огонёк; 4. Москва. ОТВЕТ: 1 ВОПРОС 3. Выберите фамилию советского академика, агронома и биолога, пользовавшегося поддержкой И.В. Сталина, участвовавшего в разгроме классической генетики: 1. Зощенко; 2. Лысенко; 3. Косыгин; 4. Андропов. ОТВЕТ: 2 ВОПРОС 4. Какая реформа проводилась в СССР в декабре 1947 года одновременно с отменой карточек? 1. реформа по переселению; 2. продовольственная; 3. денежная; 4. жилищная. ОТВЕТ: 3 ВОПРОС 5. Решительное противостояние двух систем - социалистического лагеря и капиталистического Западного мира, проходившее в период с 1946 года до конца 1980-х гг. без прямого применения военной силы: 1. Холодная война 2. Битва за Москву 3. Геноцид 4. Карибский кризис ОТВЕТ: 1 ВОПРОС 6. В каком году появилась Организация Варшавского договора: 1. 1945 2. 1965 3. 1970 4. 1955 ОТВЕТ: 4 ВОПРОС 7. Выберите фамилию советского государственного деятеля, который в августе 1953 года заявил о необходимости ускоренного развития в экономике отраслей группы «Б» (производство товаров народного потребления): 1. Хрущев 2. Сталин 3. Маленков 4. Берия ОТВЕТ: 3 ВОПРОС 8. В 1957 году Н.С. Хрущев предложил решительно децентрализовать управление народным хозяйством, передав ряд функций министерств территориальным органам. Как назывались эти органы? 1. колхозы 2. совнархозы 3. кооперативы 4. МТС ОТВЕТ: 2 ВОПРОС 9. Выберите единственно неверное утверждение: 1. У. Черчилль – премьер-министр Великобритании 2. Д. Эйзенхауэр – министр финансов Соединенных Штатов Америки 3. И. В. Сталин – генеральный секретарь ЦК КПСС 4. И. Б. Тито – лидер Югославии ОТВЕТ: 2 ВОПРОС 10. Какой по счету Всемирный фестиваль молодёжи и студентов — молодёжный международный фестиваль - открылся 28 июля 1957 года в Москве? Гостями фестиваля стали 34 000 человек из 131 страны мира. Лозунг фестиваля — «За мир и дружбу». Метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний: 1. первый 2. шестой 3. десятый 4. двадцатый ОТВЕТ: 2 ВОПРОС 11. Город, в котором в 1962 году произошли трагические события – массовый митинг, начавшийся из-за недовольства народа повышением розничных цен на продовольствие, закончился расстрелом митингующих. 1. Москва 2. Новочеркасск 3. Тюмень 4. Барнаул ОТВЕТ: 2 ВОПРОС 12. Укажите правильную аббревиатуру следующему определению: «Железная дорога, проходящая через Восточную Сибирь и Дальний Восток СССР. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. В 1930-х гг. на её строительство были брошены силы заключённых ГУЛАГа. В 1958 году строительство приостановилось почти на 10 лет. После возобновления работ в 1974 году на стройку была привлечена молодёжь (комсомол)». 1. БАМ 2. ВЛКСМ 3. ВАЗ 4. ГЭС ОТВЕТ: 1 ВОПРОС 13. Выберите единственно верное утверждение: 1. Фултонская речь У. Черчилля – 1951 год 2. Выдвинут План Маршалла – 1947 год 3. Начало советско-югославского конфликта – 1945 год 4. Создание ФРГ и ГДР – 1981 год ОТВЕТ: 2 ВОПРОС 14. К основным признакам тоталитарного режима не относится: 1. децентрализация власти; 2. монополия на контроль за личной жизнью граждан; 3. подмена личных интересов общественными; 4. централизованная плановая экономика; ОТВЕТ: 1 ВОПРОС 15. Неофициальное обозначение периода в истории СССР середины 1950-х – начала 1960-х гг., который характеризовался во внутриполитической жизни СССР некоторой либерализацией режима, ослаблением тоталитарной власти, появлением свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности: 1. сталинизм; 2. перестройка; 3. оттепель; 4. десталинизация. ОТВЕТ:3 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1:Прочитайте определение и дайте ему определение. «Экономические планы, предполагавшие быстрое развитие экономики Советского Союза, разрабатывавшиеся централизованно в общенациональном масштабе специально созданным государственным органом – Госпланом СССР. После окончания Великой Отечественной войны такой план в СССР был разработан уже в четвертый раз, в нем ставились задачи восстановления и развития народного хозяйства СССР в 1946-1950 годах». ОТВЕТ: Пятилетка ВОПРОС 2: Это выражение впервые употребил в своей речи У. Черчилль, обвиняя СССР в том, что Восточная Европа после Второй мировой войны оказалась отгороженной от Западной Европы. Вставьте пропущенное словосочетание: «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, через весь континент, был опущен «__________»». ОТВЕТ: Железный занавес ВОПРОС 3: Прочитайте отрывок и определите о какой сельскохозяйственной культуре идет речь: «Стремясь быстро обеспечить страну зерном, Н.С. Хрущев по примеру США увлекся внедрением этой сельскохозяйственной культуры, дающей, по его мнению, высокие урожаи. С 1955 года посевы этой культуры в СССР стали быстро расширяться, вытесняя традиционные зерновые культуры и кормовые травы». ОТВЕТ: кукуруза ВОПРОС 4: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– сельскохозяйственные угодья, ранее использовавшиеся как пашня, но необрабатываемые длительный период времени? В 1954 году Н.С. Хрущев обратился в ЦК с запиской, в которой отметил нехватку хлеба в стране и предложил резко увеличить производство зерна путем распашки этих земель в Казахстане, Западной Сибири, в Поволжье и на Урале. ОТВЕТ: залежные земли ВОПРОС 5: Прочитайте отрывок и определите о каких хозяйствах идёт речь: «С 1958 года в СССР началось наступление на эти личные хозяйства колхозников, рабочих и служащих. Размеры приусадебных участков были уменьшены. Рабочих и служащих совхозов заставляли продать личный скот своим предприятиям». ОТВЕТ: подсобные ВОПРОС 6: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– кампания, проводимая Н.С. Хрущевым, характеризовавшаяся обострением борьбы с религией в СССР, пик которой пришёлся на 1958—1964 годы. ОТВЕТ: антирелигиозная кампания ВОПРОС 7: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– изменение (уменьшение) номинальной стоимости денежных знаков, проведённое в 1960—1961 годах в СССР? 1 рубль «старыми» деньгами обменивался на 10 копеек «новыми». Одновременно были уменьшены в 10 раз все цены, зарплаты, налоговые и иные платежи, вклады в сберкассах. ОТВЕТ: деноминация ВОПРОС 8: Определите автора высказывания: ««Большим счастьем для России было то, что в годы тяжелых испытаний ее возглавлял гений и непоколебимый полководец И. В. Сталин. Он был выдающейся личностью, импонирующей жестокому времени, в котором протекала его жизнь... В его произведениях всегда звучала исполинская сила. Эта сила настолько велика в Сталине, что он казался неповторимым среди руководителей государств всех времен и народов... Он был непревзойденным мастером находить в трудную минуту путь выхода из самого безвыходного положения... Сталин был величайшим, не имеющим себе равных диктатором. Он принял Россию с сохой, а оставил оснащенной атомным оружием. Нет! Что бы ни говорили о нем, таких история и народы не забывают».» ОТВЕТ: Уинстон Черчилль ВОПРОС 9: Перечислите основные серии судебных процессов в послевоенный период. ОТВЕТ: Ленинградское дело, Мингрельское дело, Дело врачей-отравителей, дело авиаторов. ВОПРОС 10: Вставьте пропущенное слово: «В начале 1950-х гг. Н.С. Хрущев предлагал создать ____________, жители которых, работая в общественном сельском хозяйстве, будут пользоваться городским бытовым комфортом. Личное хозяйство в них не предусматривалось. И.В. Сталин счел эту идею преждевременной». ОТВЕТ: агрогорода ВОПРОС 11:Прочитайте отрывок и дайте ему определение. «Принцип ведения хозяйственной деятельности, предполагающий полное возмещение всех затрат на производство товаров, работ и услуг выручкой от их реализации». ОТВЕТ: Самоокупаемость ВОПРОС 12:Какое название получила Конституция 1977 года? ОТВЕТ: Конституция «развитого социализма». ВОПРОС 13: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– метод расчёта расходов и доходов на государственном предприятии в условиях плановой экономики в 1960-1980 годах в СССР, предполагавший финансовую самостоятельность предприятия, хотя и ограниченную хозяйственными органами СССР. ОТВЕТ: хозрасчёт ВОПРОС 14: Определите о ком идет речь в данном отрывке: «Его реформы напрямую касались и устройства государственного аппарата. В частности, он заметно сократил численность аппарата государственного секретаря. 19 министров лишились работы, произошло переизбрание новых лиц коммунистической партии на самые ответственные посты. Также он привлекает к государственной деятельности видных ученых, докторов экономических наук. Важным полем деятельности является борьба с коррупцией (икорное дело, хлопковое дело, дело Щелокова)». ОТВЕТ: Ю.В. Андропов. ВОПРОС 15: Вставьте пропущенное слово: «Восстановление тяжелой промышленности велось _____________ методами, связанными с количественным увеличением ресурсов. Привлекались новые сырьевые ресурсы и дополнительные рабочие руки (в годы четвертой пятилетки в промышленность и на стройки пришли 8,5 млн новых рабочих, главным образом, неквалифицированных)». ОТВЕТ: экстенсивными ВОПРОС 16: Определите о ком повествует высказывание, приведенное в марте 1984 года в Парижской газете «Русская мысль» опубликовала слова: «У него самой примечательной чертой является отсутствие всякой примечательности». ОТВЕТ: К.У. Черненко ВОПРОС 17: Определите о ком повествует высказывание: «Он весь соткан из обаяния, и этого было достаточно, чтобы с первых появлений на экране и на улице завоевать симпатии». ОТВЕТ: М.С. Горбачев ВОПРОС 18: Что предполагала задача трёх «де» в брошюре «Что делать?», опубликованной экономистом А. Поповым в ноябре 1990 г. ОТВЕТ: декоммунизацию, десоветизацию, дефедерализацию. ВОПРОС 19: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– процесс принятия союзными республиками и автономиями в составе СССР и РСФСР деклараций о государственном суверенитете в 1988—1991 годах. ОТВЕТ: парад суверенитетов ВОПРОС 20: Завершите утверждение: «25 декабря Верховным Советом РСФСР был утверждён и вступил в силу Закон РСФСР «Об изменении названия государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика». Было установлено новое название государства – ______________________». ОТВЕТ: Российская Федерация (Россия). КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1:Одно действие, локализованное в историческом пространстве и историческом времени называется 1. историческим событием 2. историческим фактом 3. историческим экспериментом 4. историческим процессом ОТВЕТ:2 ВОПРОС 2: Несколько исторических действий произошедших примерно в одно время и в одном месте называется ... 1. историческим фактом 2. историческим событием 3. историческим экспериментом 4. историческим процессом ОТВЕТ:2 ВОПРОС 3:Анализ исторического источника, проводимый с помощью методов исторического исследования, направленный на извлечение исторических фактов называется... 1. историческим экспериментом 2. историческим процессом 3. историческим событием 4. историческим фактом ОТВЕТ:1 ВОПРОС 4:Методологический подход, положивший в основу изучения истории тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями, получил название... 1. цивилизационный подход 2. формационный подход 3. многофакторный подход 4. теория локальных цивилизаций ОТВЕТ:2 ВОПРОС 5:Историческая хронология изучает 1. системы летосчисления и календари разных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников 2. гербы, а также традиций и практики их использования 3. печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах 4. историю монетной чеканки и монетного обращения ОТВЕТ:1 ВОПРОС 6. Прогностическая функция науки заключается в: формировании у людей научной картины мира; поиске и производстве новых знаний; составлении прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендаций по преодолению возможных конфликтов; в обучении, развитии и воспитании людей. ОТВЕТ: 3 ВОПРОС 7. Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется: 1. ретроспективный; 2. описательно-повествовательный; 3. сравнительно-исторический; 4. биографический. ОТВЕТ: 3 ВОПРОС 8. Метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний: 1. экстраполяция 2. контент-анализ 3. ретроспективный 4. анализ ОТВЕТ: 2 ВОПРОС 9. Культурно-мировоззренческая функция науки характеризуется: 1. формирование у людей научной картины мира 2. определение путей и способов практического использования добытых знаний, превращение науки в производительную силу общества 3. составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов 4. поиске и производстве новых знаний ОТВЕТ: 1 ВОПРОС 10. Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется: 1. ретроспективный; 2. описательно-повествовательный; 3. сравнительно-исторический; 4. биографический. ОТВЕТ: 3 ВОПРОС 11:Сфрагистика изучает 1. системы летосчисления и календари разных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников 2. гербы, а также традиций и практики их использования 3. печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах 4. историю монетной чеканки и монетного обращения ОТВЕТ:3 ВОПРОС 12. Какое из этих утверждений верно? 1. Под урбанистикой понимаются междисциплинарные исследования городов на стыке таких дисциплин, как социология и история, география и экономика, политология и право, а также градостроительство, транспортное планирование, архитектура и др. 2. Под урбанистикой понимается историческая ситуация, при которой отдельные субъекты занимают господствующее положение на рынке и получают исключительное право на изготовление или продажу конкретного вида товара. ОТВЕТ: 1 ВОПРОС 13. Выберите из предложенных одно правильное утверждение: 1. Конечным результатом функционального анализа урока является определение его развивающей цели; 2. Эмпирическое осознание исторических явлений происходит на репродуктивном, воспроизводящем уровне. 3. поисковая деятельность учащихся на уроках отличается новым способом действий и новым результатом познания исторической действительности. 4. При структурном анализе исторических фактов учитель может считать главными те, которые вызывают у учащихся бурную реакцию. ОТВЕТ: 3 ВОПРОС 14. Отметьте классическую периодизацию рубежа нового времени 1. XIV — XV вв. — XVII — XVIII вв. 2. XVI — XVII вв. — XIX — XX вв. 3. XV — XVI вв. — XVIII — XIX вв. 4. XVII — XVIII вв. — середина XIX в. ОТВЕТ: 2 ВОПРОС 15. К главному материалу по курсу «Урабанизационные процессы в Сибири» относятся сведения 1. Теоретические 2. Хронологические 3. Картографические 4. Статистические ОТВЕТ: 1 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1:Назовите два этапа источниковедческой критики: ОТВЕТ:внешняя и внутренняя критика ВОПРОС 2. Назовите виды письменных исторических источников. ОТВЕТ:летописи,законодательные,делопроизводственные, статистические, документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма) ВОПРОС 3: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________ — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события. ОТВЕТ: Исторический источник ВОПРОС 4: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________ — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. ОТВЕТ: Исторический процесс ВОПРОС 5:Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение. «То, что произошло на самом деле и зафиксировано точным измерением его качественных и количественных параметров в знаковой форме конкретного языка науки». ОТВЕТ: Научный факт ВОПРОС 6: Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение. «Актуальное противоречие, возникающее между теоретически незавершённым образом объекта и необходимостью его заполнения недостающими фрагментами, сторонами, связями и отношениями». ОТВЕТ: Научная проблема ВОПРОС 7: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом. ОТВЕТ: Принцип историзма ВОПРОС 8: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальность. ОТВЕТ: Принцип объективности ВОПРОС 9: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– исторический источниковедческий метод анализа формуляра актового источника, который дает возможность исследовать структуру документа, расположение и соотношение его элементов ОТВЕТ: метод формулярного анализа ВОПРОС 10: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний ОТВЕТ: контент-анализ ВОПРОС 11: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– это подход ученого к исследованию исторической действительности с позиций определенного класса, проявляющийся в проведении в научных исследованиях интересов, взглядов, настроений этого класса. Значение принципа партийности в том, что он, выступая в качестве принципа исторического познания, открывает возможность глубже понять существующие между историческими фактами взаимосвязи и позволяет их объективно исследовать. Через принцип партийности осуществляется связь настоящего с прошлым. ОТВЕТ: Принцип партийности\классовости ВОПРОС 12: Перечислите базовые требования к проведению историографического анализа. ОТВЕТ: корректность; объективность; аналитическая стройность и структурированность. ВОПРОС 13: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– метод для исследования документопотоков и, прежде всего, научно-технической документации ОТВЕТ: наукометрический метод ВОПРОС 14: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа и решения ОТВЕТ: метод редукции ВОПРОС 15: Дайте определение принципу историзма. ОТВЕТ: признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом ВОПРОС 16. Что изучает геральдика как историческая дисциплина? ОТВЕТ: гербы, а также традиций и практики их использования ВОПРОС 17. Название мысленного дробления полного понятия ОТВЕТ: анализ ВОПРОС 18. Какая вспомогательная историческая дисциплина ставит и решает вопросы датировки исторических фактов? ОТВЕТ:хронология ВОПРОС 19. Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– исторические сочинения, изложение в которых ведется строго по годам и сопровождается хронографическими: календарными или хронометрическими датами. ОТВЕТ:летописи ВОПРОС 20. Дайте термин согласно приведенному определению. __________ критика – исторические условия возникновения источника; проблемы авторства; обстоятельства создания источника; авторский текст, произведения; функционирование произведения в культуре; интерпретация источника; анализ содержания; источниковедческий синтез. ОТВЕТ: внутренняя КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | М. В. Ходяков | Новейшая история России (1914-2015) : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/56297188-3E70-40D5-A674-45F8195DD11A |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. В. Н. Разгона | История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790 |
Л2.2 | Девлетов, О.У. | Курс отечественной истории: учебное пособие | М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». | biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle "Новейшая отечественная история" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не требуется |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
314М | кабинет кафедры отечественной истории - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; принтер HP laserJet P2055d; МФУ Xerox 5825; МФУ Xerox copycentre C118; учебно-наглядные пособия и литература; пакет карт по истории России |
306аМ | центр изучения реформ П.А. Столыпина - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; шкаф с наглядными учебными пособиями - 2 шт.; стационарный проектор: марка Optoma, модель S331 DLP - 1 ед.; стационарный экран: марка Iprojecta - 1ед.; стационарные наглядные учебные пособия; плакаты; фото |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Подготовка к практическим занятиям состоит из 2 этапов: 1. организационный, 2. закрепление и углубление теоретических знаний. Необходимо изучить рекомендованную литературу. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен овладеть основными положениями рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Рекомендации по подготовке к ТЕСТАМ. Перед прохождением тестов студент должен повторить материал лекций, практических занятий. |