МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История городов России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История_ИРиВИ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 74
индивидуальные консультации 20
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 74 74 74 74
Консультации 20 20 20 20
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Скубневский В.А.;к.и.н., доц., Валькова К.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., проф., Гончаров Ю.М.

Рабочая программа дисциплины
История городов России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Назаров Иван Иванович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Назаров Иван Иванович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Данная дисциплина предполагает углубленное рассмотрение ряда узловых проблем, связанных с развитием экономики, формированием классов, социокультурным развитием страны во 2-й половине Х1Х в. Формирование научной картины урбанизационных процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса
ПК-1.1 Знает содержание исторических дисциплин, методы и методологию исторических наук, основные этапы научной деятельности
ПК-1.2 Умеет ставить цели и задачи научно-исследовательской работы, определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач; формулировать ее результаты; работать с историческими источниками, реконструировать прошлое человеческой цивилизации на разных ее этапах
ПК-1.3 Владеет навыками применения знаний содержания исторических дисциплин в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Материал по истории России второй половины ХIХ в. и по процессам урбанизации в данный период.
Основные методологические концепции и подходы к изучению данного периода.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять полученные знания в научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской, экспертно-аналитической, организационно-управленческой деятельности.
Работать с историческими источниками, реконструировать события отечественной истории второй половины ХIХ в.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Общепрофессиональными знаниями теории и методов исторических исследований.
Навыками применения знаний, полученных в результате освоения курса в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи дисциплины. Историография проблемы.
1.1. Предмет и задачи дисциплины. Историография проблемы. Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Историография проблемы. Сам. работа 3 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Городское население во 2-й половине Х1Х в.
2.1. Городское население во 2-й половине Х1Х в. Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Городское население во 2-й половине Х1Х в. Сам. работа 3 8 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Транспортная функция городов
3.1. Транспортная функция городов Практические 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Транспортная функция городов Сам. работа 3 6 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Промышленная функция городов
4.1. Промышленная функция городов Консультации 3 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
4.2. Промышленная функция городов Сам. работа 3 6 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Города –центры торговли
5.1. Города –центры торговли Консультации 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
5.2. Города –центры торговли Сам. работа 3 8 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Классовая структура городского населения
6.1. Классовая структура городского населения Сам. работа 3 8 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
6.2. Классовая структура городского населения Практические 3 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
6.3. Классовая структура городского населения Консультации 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Экономика пореформенного города
7.1. Экономика пореформенного города Сам. работа 3 12 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
7.2. Экономика пореформенного города Консультации 3 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Городское самоуправление. Городское хозяйство.
8.1. Городское самоуправление. Городское хозяйство. Сам. работа 3 8 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
8.2. Городское самоуправление. Городское хозяйство. Консультации 3 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Культурная функция городов. Архитектура
9.1. Культурная функция городов. Архитектура Консультации 3 4 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
9.2. Культурная функция городов. Архитектура Сам. работа 3 6 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
9.3. Зачет 3 0 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4220

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Промышленный переворот представлял собой:
1. замену ручного труда машинным производством
2. раскрепощение населения
3. освобождение от религиозных представлений и догм
4. замену натуральной ренты денежной
ОТВЕТ:1

ВОПРОС 2: Слова: «Приток иностранных капиталов является... единственным способом ускоренного развития нашей промышленности», - принадлежат:
1. В.М. Чернову
2. П.А. Столыпину
3. В.И. Ленину
4. С.Ю. Витте
ОТВЕТ:4

ВОПРОС 3: Основные идеи «русского социализма» были сформулированы:
1. А. Герценом
2. Н. Утиным
3. М. Бакуниным
4. Г. Плехановым
ОТВЕТ: 1

ВОПРОС 4: Какое учреждение, существовавшее в Барнауле в XIX веке, называли «магнитной обсерваторией»?
1. Метеостанцию
2. Планетарий
3. Обсерваторию для наблюдения за дальними звездами
4. Лабораторию по испытанию руд на содержание железа
ОТВЕТ:1

ВОПРОС 5: «Исторические письма» были написаны:
1. М. Бакуниным
2. П. Лавровым
3. П. Ткачевым
4. Н. Михайловским
ОТВЕТ:2

ВОПРОС 6: Известный ученый-этнограф и краевед С.И. Гуляев в 1867 г. открыл для научного мира:
1. месторождения каменного угля в Кузнецкой котловине
2. рапу озера Большое Яровое
3. ледники горы Белуха
4. радоновые источники Белокурихи
ОТВЕТ:4

ВОПРОС 7: Покушение на генерал-губернатора С-Петербурга Трепова совершила:
1. Софья Перовская
2. Ольга Натансон
3. Вера Засулич
4. Софья Ковалевская
ОТВЕТ:3

ВОПРОС 8: Какое утверждение является верным?
1. Всероссийская перепись населения в 1897 г. зафиксировала 125 миллионов человек.
2. Всероссийская перепись населения в 1897 г. зафиксировала 140 миллионов человек.
ОТВЕТ:1

ВОПРОС 9: Какое утверждение является НЕ верным?
1. С.Ю. Витте руководил мирными переговорами с Японией
2. С.Ю. Витте инициатор принятия Манифеста 17 октября 1905 г.
ОТВЕТ:2

ВОПРОС 10: О каком событии министр иностранных дел А. М. Горчаков писал: «Это есть самая черная страница в моей служебной карьере»:
1. Парижском мире 1856 г.
2. Сан-Стефанском договоре 1878 г
3. Берлинском конгрессе 1878 г.
4. заключении Тройственного союза в 1882 г.
ОТВЕТ:3

ВОПРОС 11: В память о героях русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в Москве был сооружен
1. Петропавловский собор
2. Памятник героям Плевны
3. Собор Василия Блаженного на Красной площади
4. Успенский собор в Кремле
ОТВЕТ:2

ВОПРОС 12: Источником для ознакомления с жизнью, бытом руссвкого дворянства середины 19 в. являются произведения
1. А. В. Кольцова
2. А. П. Чехова
3. М. Горького
4. И. С. Тургенева
ОТВЕТ:4

ВОПРОС 13: Представители русской общественной мысли 1870-1880-х гг, последователи теории русского, общинного социализма, считавшие, что Россия должна развиваться самостоятельным путем, а не следовать образцам ведущих европейских стран, назывались
1. эсерами
2. народниками
3. социал-демократами
4. легальными марксистами
ОТВЕТ: 2

ВОПРОС 14: «Новые судебные уставы», предусматривавшие введение открытого, состязательного суда присяжных заседателей, были утверждены
1. Павлом I
2. Александром I
3. Николаем I
4. Александром II
ОТВЕТ:4

ВОПРОС 15: Назовите русского композитора, автора оперы «Борис Годунов»
1. А.П.Бородин
2. Н.А.Римский-Корсаков
3. П.И.Чайковский
4. М.П.Мусоргский
ОТВЕТ:4

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» (зачтено) – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» (зачтено) – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» (зачтено) – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» (незачтено) – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Еще в начале столетия жители ______________ жили спокойной и размеренный образ жизни. Все изменилось после пожара и бурного роста промышленности. Жизнь в ______________в XIX веке - это отображение русской культуры. В отличие от Петербурга, ориентированного на запад, дворяне и небогатые москвичи очень чтили народные традиции. С Рождества начинался сезон празднеств, который включал в себя гулянья на Новый год и масленицу. Но перед Великим постом торжества постепенно прекращались. В это время было принято закрывать рестораны и трактиры, потому что их никто не посещал.
Ответ: Москва

ВОПРОС 2: Как называлась ярмарка описанная в романе «Приваловские миллионы» Д.Н. Мамина-Сибиряка.
«_______ теперь превратился в какой-то лагерь, в котором сходились представители всевозможных государств, народностей, языков и вероисповеданий. Это было настоящее ярмарочное море, в котором тонул всякий, кто попадал сюда. Жажда наживы согнала людей со всех сторон, и эта разноязычная и разноплеменная толпа отлично умела понять взаимные интересы, нужды и потребности… На площади и по улицам от возов с товарами, купеческих фур и мелких лавчонок не было свободного местечка…»
ОТВЕТ: Ирбитская

ВОПРОС 3:Прочтите отрывок из воспоминаний Ф.М. Достоевского. О каком городе идет речь?
«В … мы приехали 24 ноября, и Гернгросс, не видя еще нас, прямо пригласил нас через Семенова на бал. Он мне очень понравился. О … я не пишу Вам. Я с ними со многими познакомился. Хлопотливый город, и сколько в нем сплетен и доморощенных Талейранов!..»
ОТВЕТ:Барнаул

ВОПРОС 4: В __________________ - географическом центре региона - к концу XIX века наиболее значительными предприятиями были суконная фабрика купцов Злоказовых (около 600 рабочих), льноткацкая Макаровых (около 500 рабочих), спичечная Ворожцова и Логинова (более 400), механический завод Ф.Е. Ятеса (300). Рядом с городом размещался большой Верх-Исетский металлургический завод (около 4 тыс. рабочих). Всего в 1900 г. в городе насчитывалось 83 предприятия и они дали продукции на 5,7 млн. руб.
ОТВЕТ: Екатеринбург

ВОПРОС 5:В каком году в Барнауле по инициативе городской думы была открыта городская публичная библиотека, преемницей которой является Алтайская краевая библиотека им. В.Я. Шишкова?
ОТВЕТ:1888 г.

ВОПРОС 6: Одна из главных книг_________________ – «Сибирь как колония: Современное положение Сибири. Ее нужды и потребности. Ее прошлое и будущее» – впервые была издана в Петербурге в 1882 году и представляла собой, по словам самого автора, «обозрение всех главнейших местных общественных вопросов».
ОТВЕТ:Н.М. Ядринцев

ВОПРОС 7: Прочтите отрывок из воспоминаний В.А. Гиляровского. Какую проблему затронул писатель?
«Обитатели «Шиповской крепости» делились на две категории: в одной - беглые крепостные, мелкие воры, нищие, сбежавшие от родителей и хозяев дети, ученики и скрывшиеся из малолетнего отделения тюремного замка, затем московские мещане и беспаспортные крестьяне из близлежащих деревень. Все это развеселый пьяный народ, ищущий здесь убежища от полиции».
ОТВЕТ: отсутствие муниципального жилья

ВОПРОС 8: На высоком профессиональном уровне выполнены работы томского архитектора ___________________, его постройки в стиле модерн хронологически больше относятся к рубежу и началу XX в., в их числе дом Г. Флеера, ипподром, аптека «Штоль и Шмидт» в Томске, особняк Н.И. Ассанова в Бийске. ОТВЕТ: К. Лыгин

ВОПРОС 9:Прочтите высказывание В.А. Герценштейна. О каком композиторе идет речь? "Созданной им драмой он осветил умы зрителей и читателей, он внес не один светлый луч в царившее вокруг темное царство, он вдохнул в людей чувства человечности, и это благодетельное влияние отразилось на всей их дальнейшей жизни!.."
ОТВЕТ: А.Н. Островский

ВОПРОС 10: Император Александр III в марте 1891 года подписал рескрипт: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю _____________ железной дороги, имеющей целью соединить обильные дарами природы ___________ с сетью внутренних рельсовых сообщений».
ОТВЕТ:Сибирь

ВОПРОС 11: Какое название критик В.В. Стасов дал творческому объединению композиторов второй половины XIX в. под руководством М. Балакирева?
ОТВЕТ: «могучая кучка»

ВОПРОС 12: Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя императора, в царствование которого были проведены указанные преобразования.
«Министр народного просвещения И.Д. Делянов настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 г. издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Известный как циркуляр о «кухаркиных детях», он стал позорной страницей в истории российской школы».
ОТВЕТ: Александр III

ВОПРОС 13: Прочтите отрывок из воспоминаний И.Е. Репина и укажите, как назывались художники, о которых говорится в отрывке.
«Приехал Г.Г. Мясоедов из Москвы ... с предложением петербургским художникам примкнуть к ... Товариществу. Когда Мясоедов явился с предложением от москвичей - Перова, Прянишникова, Маковского, Саврасова и других - Крамской сразу сделался горячим приверженцем этого дела. Потом лет десять вел он в Петербурге все дела Товарищества. В Петербурге примкнули к Товариществу многие выдающиеся русские художники, как, например, Ге, Шишкин, Максимов, Бого любов и др.».
ОТВЕТ: передвижники

ВОПРОС 14: Прочтите письмо И.С. Тургенева А.И. Герцену. Укажите название исторического документа, о котором идет речь в данном письме.
«...До сих пор телеграммы (печатные и частные) единогласно говорят о совершенной тишине, с которой принят манифест во всей России. Что-то будет дальше? Сам манифест явным образом написан был по-французски и переведен на неуклюжий русский язык ... немцем…».
ОТВЕТ: Манифест об отмене крепостного права

ВОПРОС 15: В каком городе проходила Макарьевская ярмарка?
ОТВЕТ:Нижний Новгород

ВОПРОС 16: Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название города о котором идет речь
«...Дам тебе понятие, в каком положении наши дела в [городе]. Город осаждён с одной стороны, с южной, на которой у нас не было никаких укреплений, когда неприятель подошёл к нему. Теперь у нас на этой стороне более 500 орудий огромного калибра и несколько рядов земляных укреплений, решительно неприступных. Я провёл неделю в крепости и до последнего дня бродил, как в лесу, между этими лабиринтами батарей. Неприятель уже более трёх недель подошёл в одном месте на 80 сажен и не идёт вперёд; при малейшем движении вперёд его засыпают градом снарядов. Дух в войске выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо «здорово, ребята», говорил: «Нужно умирать, ребята, умрёте?»  — и войска отвечали: «Умрём, ваше превосходительство, ура!» И это не был эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уже 22 000 исполнили это обещание. Раненый солдат, почти умирающий, рассказывал мне, как они брали 24-ю французскую батарею и их не подкрепили; он плакал навзрыд. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на, которой они простояли 30 дней под бомбами. Солдаты вырывают трубки из бомб (противника). Женщины носят воду на бастионы для солдат... Чудное время!..
Бомбардирование 5-го числа останется самым блестящим, славным подвигом не только в русской, но и во всемирной истории. Более 1500 орудий два дня действовали по городу и не только не дали сдаться ему, но не заставили замолчать и одну двухсотую наших батарей. Ежели, как мне кажется, в России невыгодно смотрят на эту кампанию, то потомство поставит её выше всех других; не забудь, что мы с равными, даже меньшими силами, с одними штыками и с худшими войсками в России (как 6-й корпус), дерёмся с неприятелем многочисленнейшим и имеющим флот, вооружённый 3000 орудиями, отлично вооружённым штуцерами, и с лучшими его войсками...»
ОТВЕТ:Севастополь

ВОПРОС 17: Какое неофициальное название получила построенная в1845 - 1851 гг. железная дорога Петербург - Москва
ОТВЕТ:Николаевская

ВОПРОС 18: Прочтите фрагмент воспоминаний Сергея Ольденбурга. Укажите имя монарха, о котором идет в нем речь.
«Он повёл русский государственный корабль иным курсом, чем его отец. Он не считал, что реформы 60−70-х годов — безусловное благо, а старался внести в них те поправки, которые, по Его мнению, были необходимы для внутреннего равновесия России… После эпохи великих реформ, после войны 1877−1878 годов, этого огромного напряжения русских сил в интересах балканского славянства, — России во всяком случае была необходима передышка. Надо было освоить, «переварить» произошедшие сдвиги».
ОТВЕТ: Александр III

ВОПРОС 19: Какой город России в конце XIX в. получил неофициальное название «сибирские Афины»?
ОТВЕТ: Томск

ВОПРОС 20: Прочтите выдержку из завещания крупного мецената и коллекционера второй половины XIX в. Укажите автора завещания.
Москва тысяча восемьсот девяносто шестого года сентября шестого дня. Я, нижеподписавшийся коммерции советник, потомственный почетный гражданин … находясь в здравом уме и твердой памяти заблагорассудил на случай моей смерти сделать сие духовное завещание в следующем:
… Дом в Лаврушинском переулке рядом с домом, принадлежащим городу, бывший Степанова, передать в собственность города для присоединения к дому, где находится художественная галерея.
… Собрание древней русской живописи (иконы) и художественные изделия, какие останутся в моей квартире, также принадлежащие мне картины, могущие находиться в квартире или на выставках, передать Московской Городской Художественной имени .. галерее.
ОТВЕТ: П.М. Третьяков

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 2,5 балла. Оценивание КИМ в целом:
«зачет» – верно выполнено 51-100% заданий.
«незачет» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скубневский В.А. Города России во второй половине XIX века: учеб. пособие Барнаул : АЗБУКА, 2012 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гончаров Ю.М.. Скубневский В.А. Города Западной Сибири во 2-й половине XIX – начале XX веков: Население. Экономика. Застройка и благоустройство: монография ИП Колмогоров И.А., , 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Беловинский, Л.В. Жизнь русского обывателя: на шумных улицах градских : М. : Кучково поле, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454420
Л2.2 Беловинский, Л.В. Жизнь русского обывателя: от дворца до острога : М. : Кучково поле, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454421
Л2.3 Скубневский В.А. Урбанизационные процессы в Сибири второй половины XIX – начала ХХ в.: избранные статьи Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2010 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Курс на Moodle "История городов России" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
306аМ центр изучения реформ П.А. Столыпина - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; шкаф с наглядными учебными пособиями - 2 шт.; стационарный проектор: марка Optoma, модель S331 DLP - 1 ед.; стационарный экран: марка Iprojecta - 1ед.; стационарные наглядные учебные пособия; плакаты; фото
314М кабинет кафедры отечественной истории - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; принтер HP laserJet P2055d; МФУ Xerox 5825; МФУ Xerox copycentre C118; учебно-наглядные пособия и литература; пакет карт по истории России

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине "История городов России" составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины.
На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Подготовка к практическим занятиям состоит из 2 этапов:
1. организационный,
2. закрепление и углубление теоретических знаний.
Необходимо изучить рекомендованную литературу. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
В процессе этой работы студент должен овладеть основными положениями рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Рекомендации по подготовке к ТЕСТАМ.
Перед прохождением тестов студент должен повторить материал лекций, практических занятий.