Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в дизайне |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z09_03_03_Прикладная информатика_ПИвД-2023 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 90 | 90 | 90 | 90 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, доцент Нехвядович Л.И.
1.1. | Цель изучения дисциплины "Основы объемной визуализации" заключается в освоении принципов и техник создания трехмерных изображений и моделей, а также развитии навыков работы с объемными пространствами и визуализацией. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-3 | Способен разрабатывать визуальный стиль пользовательского интерфейса на основе навыков работы с цветом, формой, шрифтом, композицией, а также с учетом развития визуальной культуры и дизайна |
ПК-3.1 | Знает базовые принципы графического дизайна, основное прикладное программное обеспечение для создания визуальных компонентов пользовательского интерфейса |
ПК-3.2 | Умеет использовать прикладные программы и веб-приложения для разработки визуального стиля пользовательского интерфейса |
ПК-3.3 | Владеет навыком разработки эскиза графического стиля пользовательского интерфейса |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает базовые принципы графического дизайна, основное прикладное программное обеспечение для создания визуальных компонентов пользовательского интерфейса |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет использовать прикладные программы и веб-приложения для разработки визуального стиля пользовательского интерфейса |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Сущность и основные понятия трехмерной графики. | ||||||
1.1. | Определение объемной визуализации и ее роль в дизайне интерфейса. | Лекции | 4 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.3, Л1.2, Л3.1 |
1.2. | Обзор графических редакторов трехмерной графики. | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.3, Л1.2, Л3.1 |
Раздел 2. История и развитие объемной визуализации. | ||||||
2.1. | История и развитие объемной визуализации. Графические основы объемной визуализации | Лекции | 4 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.3, Л1.2, Л3.1 |
2.2. | 3D-моделирование и анимация | Лекции | 4 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.3, Л1.2, Л3.1 |
2.3. | Виртуальная реальность и дополненная реальность. Применение объемной визуализации в интерфейсном дизайне | Лекции | 4 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.3, Л1.2, Л3.1 |
2.4. | Создание простых 3D-моделей. Освоение программы для 3D-моделирования. | Практические | 4 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.3, Л1.2, Л3.1 |
2.5. | Создание 3D-модели объекта | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.3, Л1.2, Л3.1 |
2.6. | Добавление текстуры | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.3, Л1.2, Л3.1 |
2.7. | Материалы и текстуры. | Сам. работа | 4 | 16 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.3, Л1.2, Л3.1 |
2.8. | Освещение в объемной визуализации | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.3, Л1.2, Л3.1 |
2.9. | Создание 3D-логотипа | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.3, Л1.2, Л3.1 |
2.10. | Сцена с несколькими объектами | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
2.11. | Интеграция с другими пакетами 3D и 2D графики | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.3, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 3. Практические аспекты объемной визуализации с применением анимации | ||||||
3.1. | Создание анимированных объектов. Работа с текстурами и материалами. | Практические | 4 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.3, Л1.2, Л3.1 |
3.2. | Создание проекта объемной анимации | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 4. Проектирование объемной визуализации для интерфейса | ||||||
4.1. | Создание интерактивных элементов интерфейса. | Практические | 4 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.2, Л1.1, Л3.1 |
4.2. | Тестирование и отладка 3D-проектов | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.4, Л1.1, Л3.1 |
4.3. | Создание интерактивных элементов интерфейса. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.2, Л1.1, Л3.1 |
4.4. | Подготовка к презентации проекта | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.4, Л1.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1910 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен разрабатывать визуальный стиль пользовательского интерфейса на основе навыков работы с цветом, формой, шрифтом, композицией, а также с учетом развития визуальной культуры и дизайна ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Что такое объемная визуализация? a) Процесс создания изображений в двух измерениях. b) Процесс создания трехмерных изображений и моделей. c) Процесс рисования карикатур. d) Процесс создания анимации. Ответ: b) Процесс создания трехмерных изображений и моделей. 2. Что такое "текстура" в объемной визуализации? a) Стиль текста b) Отражение света c) Внешний вид поверхности объекта d) Глубина изображения Ответ: c) Внешний вид поверхности объекта 3. Какая из следующих фраз лучше всего описывает "рендеринг" в контексте 3D-моделирования? a) Процесс создания скульптуры. b) Процесс создания трехмерной модели. c) Процесс создания музыкального трека. d) Процесс создания текста. Ответ: b) Процесс создания трехмерной модели. 4. Какой из следующих инструментов обычно используется для создания анимации объемных моделей? a) CorelDRAW b) Blender c) Adobe Illustrator d) Microsoft Excel Ответ:b) Blender 5. Что такое "виртуальная реальность" (VR) в контексте объемной визуализации? a) Картина в 3D-пространстве. b) Технология, позволяющая пользователям взаимодействовать с окружающей средой в виртуальном мире. c) Математическая наука. d) Способ создания анимации. Ответ: b) Технология, позволяющая пользователям взаимодействовать с окружающей средой в виртуальном мире. 6. Что такое "векторная графика"? a) Графика, создаваемая с использованием пикселей b) Графика, создаваемая с помощью математических объектов c) Графика, создаваемая с помощью растровых изображений d) Графика, создаваемая с помощью кистей и мазков Ответ: b) Графика, создаваемая с помощью математических объектов 7. Какой вид искусства и дизайна ориентирован на создание объемных объектов из различных материалов, таких как дерево, металл и стекло? a) Графический дизайн b) Скульптура c) Иллюстрация. d) Фотография Ответ: b) Скульптура 8. Что такое "пиктограмма"? a) Изображение, представляющее абстрактные идеи b) Описание изображения с помощью слов c) Совокупность точек и линий, создающих изображение d) Тип лица в портретной фотографии Ответ: a) Изображение, представляющее абстрактные идеи 9. Что такое "контраст" в дизайне? a) Соответствие цветов b) Схожесть элементов c) Отличие элементов друг от друга d) Спецификация шрифтов Ответ: c) Отличие элементов друг от друга 10. Что такое "выравнивание" в дизайне? a) Процесс создания текстур b) Размещение элементов на холсте так, чтобы они выглядели равномерно и упорядоченно c) Спецификация цветов d) Создание визуального движения на холсте Ответ: b) Размещение элементов на холсте так, чтобы они выглядели равномерно и упорядоченно 11. Какой дизайн-принцип подразумевает создание движения и направления на холсте? a) Баланс b) Ритм c) Гармония d) Градиент Ответ: b) Ритм 12. Что такое "светотень" в объемной визуализации? a) Яркий свет b) Изогнутая линия c) Отражение объекта d) Светлая и темная области на объекте, создающие объем Ответ: d) Светлая и темная области на объекте, создающие объем 13. Какой элемент дизайна часто используется для передачи глубины и объема в иллюстрациях? a) Точки b) Линии c) Тени d) Графические паттерны Ответ: Тени. 14. Какой из следующих элементов дизайна обычно используется для обозначения действия или интерактивности в интерфейсе? a) Заголовок b) Иконка c) Текстовое поле d) Логотип. Ответ: b) Иконка 15. Какое из следующих понятий обычно описывает внешний вид и взаимодействие элементов интерфейса? a) Типография b) Верстка c) Визуальный дизайн d) Программирование Ответ: c) Визуальный дизайн ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Процесс создания трехмерных изображений и моделей для передачи ощущения объема и пространства., — это: Ответ: объемная визуализация. 2. Что такое "Теория цвета" в дизайне? Ответ: Теория цвета - это изучение взаимосвязей между цветами и способов их смешивания и сочетания. 3. Каким образом тени используются в объемной визуализации? Ответ: Тени используются для создания ощущения объема и глубины в изображении, придавая объектам трехмерность. 4. Как называется технология, которая позволяет пользователям взаимодействовать с окружающей средой, добавляя виртуальные элементы к реальным объектам? Ответ: Дополненная реальность. 5. Какие основные цвета в модели RGB? Ответ: Основные цвета в модели RGB - красный (red), зеленый (green) и синий (blue). 6. Что такое иерархия с точки зрения теории дизайна? Ответ: Иерархия - это дизайн-принцип, который помогает организовать элементы так, чтобы пользователи могли легко определить, что является наиболее важным. 7. Что означает "контраст" в дизайне? Ответ: Контраст - это создание разницы между элементами, чтобы привлечь внимание и сделать дизайн более читаемым и интересным. 8. Формат изображения, создаваемый с использованием математических объектов, таких как линии и кривые, что позволяет масштабировать изображение без потери качества, — это: Ответ: Векторная графика. 9. Что такое "пиктограмма"? Ответ: Пиктограмма - это изображение, представляющее абстрактные идеи 10. Какой цвет создается путем смешивания всех цветов в модели CMYK (циан, маджента, желтый, черный)? Ответ: Ответ: Черный цвет создается путем смешивания всех цветов в модели CMYK. 11. Элемент дизайна, который определяет расположение текста и изображений на странице или в макете, — это: Ответ: Верстка. 12. Что означает "аудитория" в контексте дизайна? Ответ: Аудитория - это целевая группа или пользователи, для которых создается дизайн, и потребности и интересы которых нужно учесть при разработке. 13. Какое значение имеет выбор шрифта в дизайне? Ответ: Выбор шрифта влияет на читаемость текста, а также на общее визуальное впечатление дизайна. 14. Приведите пример приложения для редактирования растровой графики. Ответ может включать Photoshop, GIMP и другие редакторы растровой графики. 15. Приведите пример приложения для редактирования векторной графики. Ответ может включать CorelDRAW, Inkscape, Illustrator, Figma и другие редакторы векторной графики. 16. Каким образом объемная визуализация может быть использована в индустрии моды и одежды? Ответ: В индустрии моды и одежды объемная визуализация может использоваться для визуализации и создания трехмерных моделей одежды, обуви и аксессуаров. 17. Что такое "минимализм" в дизайне? Ответ: Минимализм - это стиль дизайна, характеризующийся простотой, чистотой и минимальным использованием элементов. 18. Что представляют собой "градиенты" в дизайне? Ответ: Градиенты - это плавные переходы от одного цвета к другому и часто используются для создания объемности и глубины в дизайне. 19.Каким образом объемная визуализация может применяться в индустрии игр? Ответ: В индустрии игр объемная визуализация используется для создания трехмерных миров, персонажей и эффектов, делая игровой опыт более реалистичным. 20. Метод создания ощущения глубины и трехмерности на плоском изображении путем изменения размеров и расположения объектов в зависимости от их удаленности от наблюдателя, — это: Ответ: Перспектива. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Петров М.И. | Компьютерная графика: Учебник для вузов | СПб.: Питер, 2011 | |
Л1.2 | Григорьева, И.В. | Компьютерная графика : Учебное пособие | М. : Прометей// ЭБС «Университетская библиотека online», 2014, 2012 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л. А. Сиденко | Компьютерная графика и геометрическое моделирование: [учеб. пособие] | СПб.: Питер, 2009 | |
Л2.2 | Востокова А.В., Кошель С.М., Ушакова Л.А. | Оформление карт. Компьютерный дизайн: Учебник для вузов | М.: Аспект Пресс, 2002 | |
Л2.3 | Дегтярев В.М., Затыльникова В.П. | Инженерная и компьютерная графика: учеб. для вузов | М.: Академия, 2010 | |
Л2.4 | Турлюн Л.Н. | Компьютерная графика: [программа] | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Сборник упражнений и заданий по графическому редактору 3ds Max: Учебная литература для ВУЗов | Архитектон, 2013 | biblioclub.ru | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронный курс на образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3577 | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - выполнение самостоятельных работ. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; -четкое и системное планирование самостоятельной работы; -поиск необходимой учебной и научной информации; -освоение собственной информации и ее логическая переработка; -использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; -выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; -представление, обоснование и защита полученного решения; -проведение самоанализа и самоконтроля В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: - ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); - работу со словарями и справочниками; -овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде; -учебно-исследовательская работа; -использование компьютерной техники, интернета и др. |