МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Товарная политика на национальном и глобальном рынках

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильМеждународный бизнес и торговля
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv38_04_01_Экономика_МБиТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н., профессор, Лобова С.В.;

Рецензент(ы):
д.э.н., професор, Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Товарная политика на национальном и глобальном рынках

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 939)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шваков Е.Е.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Шваков Е.Е.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения курса является развитие у обучающихся экономического мышления, определяющего поведение фирмы на товарных рынках международного и национального уровней и позволяющего анализировать взаимосвязи экономических явлений, процессов на микро- и макроуровнях, участвовать в разработке и реализации товарной политики фирмы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к исследованию и проведению анализа внешних рынков и их требований к продукции
ПК-1.1 Знать методологию исследования внешнеэкономической деятельности организации
ПК-1.2 Уметь проводить исследования внешнеэкономической деятельности организации
ПК-1.3 Владеть методами исследования внешнеэкономической деятельности организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-4.1. Определяет особенности академического и профессионального делового общения,учитывает их в профессиональной деятельности.
ПК-2.1 Знать экономические основы разработки проектных решений внешнеэкономической торговой деятельности организации и их реализации.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-4.2. Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности.
УК-4.3. Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения.
ПК-2.2. Уметь оформить проектное решение и сформировать пакет документов, необходимый для совершения внешнеторговых сделок.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-4.4. Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях
ПК-2.3. Владеть способами и приемами разработки и реализации проектных решений внешнеэкономической торговой деятельности организации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Рынки и товары
1.1. Рынок и товар как основные понятия дисциплины. Конъюнктура товарного рынка и ее роль в формировании товарной политики Лекции 2 2 Л1.5, Л1.2, Л1.3
1.2. Рынок и товар как основные понятия дисциплины. Конъюнктура товарного рынка и ее роль в формировании товарной политики Сам. работа 2 16 Л1.5, Л1.2, Л1.3
1.3. Рынок и товар как основные понятия дисциплины. Конъюнктура товарного рынка и ее роль в формировании товарной политики Практические 2 2 Л1.5, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Товарная политика, ее элементы и стратегии
2.1. Понятие товарной политики и товарной стратегии. Определение основных элементов Лекции 2 2 Л1.1, Л2.3
2.2. Понятие товарной политики и товарной стратегии. Определение основных элементов Сам. работа 2 16 Л1.1, Л2.3
2.3. Понятие товарной политики и товарной стратегии. Определение основных элементов Практические 2 2 Л1.1, Л2.3
2.4. Основные направления товарной политики и ключевые товарные стратегии Сам. работа 2 16 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.2
2.5. Основные направления товарной политики и ключевые товарные стратегии Практические 2 4 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.2
Раздел 3. Конкуренция на товарном рынке и конкурентоспособность товаров
3.1. Понятие, принципы конкурентоспособности. Товары-конкуренты и их виды. Конкурентная среда на рынке и показатели ее оценки. Лекции 2 2 Л1.6, Л2.1, Л1.4
3.2. Понятие, принципы конкурентоспособности. Товары-конкуренты и их виды. Конкурентная среда на рынке и показатели ее оценки. Сам. работа 2 20 Л1.6, Л2.1, Л1.4
3.3. Понятие, принципы конкурентоспособности. Товары-конкуренты и их виды. Конкурентная среда на рынке и показатели ее оценки. Практические 2 2 Л1.6, Л2.1, Л1.4
3.4. Конкурентоспособность товаров: критерии и подходы к оценке Лекции 2 2 Л1.6, Л2.1, Л1.4
3.5. Конкурентоспособность товаров: критерии и подходы к оценке Практические 2 2 Л1.6, Л2.1, Л1.4
3.6. Конкурентоспособность товаров: критерии и подходы к оценке Сам. работа 2 20 Л1.6, Л2.1, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены на странице онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-1: Способен к исследованию и проведению анализа внешних рынков и их требований к продукции

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Что представляет собой рынок как экономическая система?
(а) систему хаоса, анархии и неопределенности;
(б) сложный механизм координации, действующий через систему рынков, цен, прибылей, убытков, конкуренции;
(в) систему экономических отношений производителей и потребителей;
(г) систему, предполагающую широкое использование капитала с целью повышения эффективности экономики.
ОТВЕТ: б
Источник: Анализ и прогнозирование рынка : учебник для вузов / А. Н. Асаул, М. А. Асаул, В. Н. Старинский, Г. Ф. Щербина ; под редакцией А. Н. Асаула. 2-е изд., доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023.  296 с. 

2. В общем смысле рынок — это (выберите несколько правильных ответов):
(а) система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления;
(б) экономическая форма обмена, когда продукт существует в качестве товара;
(в) система, предполагающую широкое использование капитала с целью повышения эффективности экономики;
(г) взаимоотношения между потребителями и поставщиками.
ОТВЕТ: бг
Источник: Анализ и прогнозирование рынка : учебник для вузов / А. Н. Асаул, М. А. Асаул, В. Н. Старинский, Г. Ф. Щербина ; под редакцией А. Н. Асаула. 2-е изд., доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023.  296 с. 

3. Отметьте наиболее верное суждение. Конъюнктура рынка — это:
(а) политика организации по выходу на товарный рынок;
(б) ситуация на определенный момент на конкретном рынке товаров и услуг, сложившаяся под влиянием совокупности факторов;
(в) совокупность внешних условий и обстоятельств, влияющих на ценность товаров и на вытекающие отсюда изменения в величине доходов организации;
(г) равновесное состояние в ценообразовании, возникшее в результате взаимодействия продавцов и покупателей.
ОТВЕТ: б

4. Факторами спроса на рынке товаров выступают (несколько правильных ответов):
(а) емкость товарного рынка;
(б) изменение в структуре потребления под влиянием научно-технического прогресса;
(в) объем производства товаров;
(г) уровень заработной платы, условия и объемы потребительского кредитования.
ОТВЕТ: абг

5. Факторами предложения на товарном рынке товаров выступают (несколько правильных ответов):
(a) величина неудовлетворенного спроса;
(б) жизненный цикл товара, потребительские вкусы и предпочтения;
(в) изменение доли рынка, занимаемого производителями и товаром;
(г) динамика цен на товар.
ОТВЕТ: бв

6. Формами торговли товарами кратковременного спроса на мировой рынке являются (несколько правильных ответов):
(а) лизинг;
(б) промышленная кооперация;
(в) ритейл;
(г) интернет-торговля.
ОТВЕТ: бвг

7. Цена на сливочное масло в ТС «Мария-РА» выросла с 80 рублей до 86 рублей, при этом объем продаж сократился на 10 %. Можно сказать, что в данном интервале цен спрос:
(а) эластичен по цене;
(б) не эластичен по цене;
(в) имеет эластичность, равную единице;
(г) данных недостаточно, чтобы сделать выводы об эластичности спроса.
ОТВЕТ: а

8. Выберите два товара, спрос на которые, скорее всего, менее эластичен по цене:
(а) персики;
(б) бензин;
(в) туристическая поездка в Турцию;
(г) соль.
ОТВЕТ: бг

9. Что такое core продукт?

(a) основной продукт, который решает основные потребности потребителя;

(б) дополнительный продукт, который улучшает основной продукт;

(в) продукт, который не имеет основных конкурентных преимуществ;

(г) продукт, который необходим для производства других продуктов.
ОТВЕТ: а

10. Какие факторы влияют на конкурентоспособность товара?

(а) цена товара;

(б) уникальные характеристики товара;

(в) бренд и репутация производителя;

(г) все вышеперечисленное.
ОТВЕТ: г

11. Как можно оценить конкурентоспособность товара?

(а) анализ цен конкурентов;

(б) исследование мнения потребителей о товаре;

(в) сравнение характеристик и качества товара с аналогичными товарами конкурентов;

(г) все вышеперечисленное.
ОТВЕТ: г

12. Если два товара являются взаимозаменяемыми, то рост цен на первый товар:
(а) не вызовет повышенного спроса на второй товар;
(б) вызовет повышение спроса на второй товар;
(в) вызовет повышение спроса на первый товар;
(г) вызовет понижение спроса на второй товар.
ОТВЕТ: б
Источник: Анализ и прогнозирование рынка : учебник для вузов / А. Н. Асаул, М. А. Асаул, В. Н. Старинский, Г. Ф. Щербина ; под редакцией А. Н. Асаула. 2-е изд., доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023.  296 с. 

13. Выберите факторы, оказывающие влияние на спрос:
(а) доходы и число покупателей, потребительские вкусы, цены на товары, качество товаров;
(б) инфляция, политическая обстановка, размер производственной мощности;
(в) государственная политика в области налогообложения, наличие и цены сырьевых ресурсов, условия продажи;
(г) наличие конкурентов на рынке, финансовое состояние производителей товаров, погодные условия.
ОТВЕТ: а
Источник: Анализ и прогнозирование рынка : учебник для вузов / А. Н. Асаул, М. А. Асаул, В. Н. Старинский, Г. Ф. Щербина ; под редакцией А. Н. Асаула. 2-е изд., доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023.  296 с. 

14. Оцените на верность данное утверждение.
Цена – это стоимость, подвергшаяся действию внутри- и межотраслевой рыночной конкуренции.
(а) верно;
(б) неверно.
ОТВЕТ: а
Источник: Розанова Н. М.  Конкурентные стратегии современной фирмы : учебник и практикум для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 343 с. 

15. К тактике ценообразования относятся:
(а) установление сезонных цен;
(б) скидки;
(в) надбавки;
(г) целевые подарки;
(д) все вышеперечисленное.
ОТВЕТ: д
Источник: Ценообразование : учебник и практикум для вузов / Т. Г. Касьяненко [и др.] ; под редакцией Т. Г. Касьяненко.  7-е изд., перераб. и доп.  Москва : Издательство Юрайт, 2023.  420 с.

16. Дифференциация товара как стратегия блокирования входа на рынок предусматривает:
(a) выпускать как можно большее число товарных марок;
(б) выпускать как можно меньшее число товарных марок;
(в) ориентироваться на потребителей с наивысшей ценовой эластичностью спроса;
(г) выпускать товар с такими характеристиками, чтобы предельная норма замещения данного товара и товаров-конкурентов в обмене для потребителей была выше, чем в случае первоначального равновесия;
(д) назначать такую цену на товар, чтобы повышалась предельная полезность денежной единицы для потребителя.
ОТВЕТ: а

17. Существует множество стратегий предотвращения входа конкурентов на товарный рынок. Одна из них называется «ценообразование, ограничивающее вход». В наиболее простой статичной форме модели ценообразования, ограничивающего вход, успех этой стратегии (если мы принимаем все предпосылки) зависит главным образом:
(a) от различия в издержках между фирмой, уже работающей на рынке, и потенциальным конкурентом;
(б) от того, насколько лимитирующая цена превышает уровень средних издержек;
(в) от уровня минимального эффективного размера фирмы;
(г) от степени «близорукости» потенциального конкурента;
(д) от степени «дальнозоркости» потенциального конкурента.
ОТВЕТ: а

18. Доля товарного рынка, которую занимает фирма, составляет 65 %. Если она не докажет, что ее влияние на общие условия обращения товара на этом рынке, и (или) она имеет возможность устранять с этого рынка другие фирмы, и (или) затруднять доступ на этот рынок фирмам, то согласно действующему российскому антимонопольному законодательству, то (несколько правильных ответов):
(а) она обязательно будет ликвидирована;
(б) она будет разделена на несколько более мелких фирм;
(в) ее положение на рынке будет признано доминирующим;
(г) за ее товарной политикой будет осуществляться антимонопольный надзор;
(д) ее обяжут сократить долю присутствия на товарном рынке.
ОТВЕТ: вг

19. Изменение каких-либо внешних атрибутов бренда, как правило, упаковки - это:
(а) рефрешинг;
(б) ребрендинг;
(в) ресейлинг;
(г) рестайлинг.
ОТВЕТ: г
Источник: Чернышева А. М., Якубова Т.Н. Управление продуктовой политикой : учебник и практикум для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 187 с. 

20. Какие преимущества имеет конкурентоспособный товар?

(а) большая доля рынка;

(б) способствует увеличению прибыли и доходности фирмы;

(в) сформированные лояльность и удовлетворенность потребителей;

(г) все вышеперечисленное.
ОТВЕТ: г

21. Сущность стратегии углубления рынка главным образом заключается:
(а) в изменении цен на товар;
(б) в повышении частоты приобретения товара существующими потребителями;
(в) в привлечении новых потребителей, которые пока еще не пользуются данным товаром;
(г) в снижении затрат на различные направления маркетинга.
ОТВЕТ: б
Источник: Чернышева А. М., Якубова Т.Н. Управление продуктовой политикой : учебник и практикум для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 187 с. 

22. Сущность стратегии расширения рынка главным образом заключается:
(а) в повышении частоты приобретения товара существующими потребителями;
(б) в привлечении новых потребителей, которые пока еще не пользуются данным товаром;
(в) в снижении затрат на различные направления маркетинга;
(г) в изменении цен на товар.
ОТВЕТ: б
Источник: Чернышева А. М., Якубова Т.Н. Управление продуктовой политикой : учебник и практикум для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 187 с. 

23. Какие факторы могут ограничивать рыночную долю товара?
(а) жесткая конкуренция;
(б) недостаточная реклама и маркетинговая поддержка товара;
(в) низкое качество товара;
(г) все вышеперечисленное.
ОТВЕТ: г

24. Позиционирование должно учитывать следующие факторы (несколько вариантов ответов):
(а) как долго продержится товар на рынке;
(б) чем и почему предложение фирмы лучше;
(в) кому фирма предлагает товар;
(г) какой товар фирма предлагает.
ОТВЕТ: бвг

25. Выберите высказывания, которое будет характеризовать ценовую стратегию «снятия сливок» (выберите несколько вариантов ответов):
(а) цель стратегии – быстрое получение прибыли;
(б) товар покупают нечувствительные к цене потребители, заинтересованные в приобретении новинок;
(в) цель стратегии – быстрое завоевание доли рынка;
(г) товар покупают чувствительные к цене группы покупателей.
ОТВЕТ: абв

26. Какие стратегии могут быть использованы в товарной политике?
(а) стратегия дифференциации, стратегия низких цен, стратегия сегментации;
(б) стратегия развития рынка, стратегия сокращения затрат, стратегия диверсификации;
(в) стратегия вертикальной интеграции, стратегия горизонтальной интеграции, стратегия концентрации;
(г) стратегия стабильности, стратегия экспансии, стратегия реорганизации.

ОТВЕТ: а

27. Использование производителем разных марочных названий для продуктов одной категории с целью выделения их уникальных свойств или с учетом специфической мотивации покупателей характеризует:
(а) стратегию мультимарок;
(б) стратегию расширения товарной линии;
(в) стратегию расширения границ использования марки;
(г) стратегию корпоративных марок.
ОТВЕТ: а

28. Отметьте элементы маркетинговых коммуникаций (несколько вариантов ответов):
(а) реклама;
(б) стимулирование сбыта;
(в) личные продажи;
(г) PR;
(д) директ-маркетинг.
ОТВЕТ: абвгд

29. Какому типу скидок, как инструменту стимулирования продаж, соответствует данная характеристика: «предназначена для ускорения сбыта морально устаревших, с истекающим сроком годности, не пользующихся спросом товаров»?
(а) стимулирующая;
(б) убыточный лидер;
(в) распродажная;
(г) ликвидационная.
ОТВЕТ: в

30. Применение стратегии высоких цен, как одной из ценовых стратегий, позволяет производителю решить следующие задачи (несколько вариантов ответов):
(а) обеспечить значительный рост доли рынка;
(б) осваивать новые сегменты рынка в будущем;
(в) быстро возместить затраты, связанные с разработкой товара;
(г) увеличить цену в будущем.
ОТВЕТ: бв

31. Элементами коммуникационной политики являются (несколько вариантов ответов):
(а) стимулирование сбыта;
(б) определение рыночной ниши;
(в) поисковые маркетинговые исследования;
(г) спонсорство.
ОТВЕТ: аг

32. Компания выбрала конкурентную стратегию, сформулировав её следующим образом: «Продавать товары дорого, оказывая покупателю премиальные услуги и предлагая эксклюзивный товар». Это стратегия:
(а) оптимальные цены и издержки;
(б) стратегия дифференциации;
(в) силовая стратегия;
(г) лидерство по издержкам;
(д) коммутантная стратегия.
ОТВЕТ: б
Источник: Бузукова Е. А.  Управление ассортиментом и основы категорийного менеджмента : учебник для среднего профессионального образования. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 181 с.

33. На какие вопросы отвечает ассортиментная политика? (несколько вариантов ответов)
(а) формирование ассортимента в новых магазинах;
(б) общие принципы установления торговой наценки;
(в) на каком основании товар вводится в ассортимент и порядок этой процедуры;
(г) порядок оформления ценников и документов по сверке цен;
(д) регламент проведения рекламных акций;
(е) разработка товарного классификатора.
ОТВЕТ: аве
Источник: Бузукова Е. А.  Управление ассортиментом и основы категорийного менеджмента : учебник для среднего профессионального образования. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 181 с.

34. На какие вопросы отвечает ценовая политика? (несколько вариантов ответов)
(а) порядок ввода новых поставщиков;
(б) общие принципы установления торговой наценки;
(в) что входит в себестоимость товара и порядок расчёта ее;
(г) на каком основании товар вводится в ассортимент и порядок этой процедуры;
(д) формирование ассортимента в новых магазинах;
(е) порядок оформления ценников и документов по сверке цен.
ОТВЕТ: бве
Источник: Бузукова Е. А.  Управление ассортиментом и основы категорийного менеджмента : учебник для среднего профессионального образования. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 181 с.

35. Компания «Нитрон» является лидером регионального рынка. Рынок растет примерно по 3—4 % в год. «Нитрон» постоянно увеличивает свое производство (с соответствующим ростом затрат). Однако компания практически не повышает цену своих базовых изделий. Каковы причины такого поведения фирмы на рынке?
(а) компания не нуждается в дополнительной прибыли, поскольку уже является лидером;
(б) компания таким образом поддерживает высокие входные барьеры на рынок;
(в) компания не хочет менять цены на базовые изделия;
(г) компания не хочет портить отношения со своими торговыми партнерами.
ОТВЕТ: б
Источник: Ямпольская Д. О.  Ценообразование : учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 193 с.

36. Существует два базовых принципа ценообразования, один из которых основан на оптимизации (сокращении) издержек, второй — на принципе создания ценности, которая не может стоить дешево. При каком рыночном условии компания должна придерживаться политики низких цен?
(а) на рынке существует ажиотажный спрос, который искусственно создала компания;
(б) значительное количество потребителей и небольшое количество конкурентов;
(в) на рынке данного продукта низкая эластичность спроса;
(г) большой повторяемый спрос и значительное количество конкурентов.
ОТВЕТ: г
Источник: Ямпольская Д. О.  Ценообразование : учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 193 с.

37. Существует несколько стратегий вывода на рынок нового продукта. Одна из них — копирование цен конкурента. Почему стратегию копирования цен конкурента иногда называют «неполноценной стратегией» для фирмы?
(а) копирование конкурента всегда ведет к поглощению;
(б) копирование цен не может продолжаться долго;
(в) копирование подходит только для начинающих компаний;
(г) копирующая фирма вряд ли имеет свою стратегию.
ОТВЕТ: г
Источник: Ямпольская Д. О.  Ценообразование : учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 193 с.

38. В условиях жесткой конкуренции чаще всего повышение цены происходит вынужденно. На этапе зрелости товара новых потребителей больше нет, удержание доли рынка происходит за счет конкурентной борьбы. Происходит снижение цены, а не ее рост, но для удержания нормы прибыли необходимо повысить цену. Какой из нижеприведенных способов повышения цены может применяться на стадии зрелости товара?
(а) увеличить упаковку товара и оставить прежнюю цену;
(б) повысить цену и объяснить это инфляцией на рынке;
(в) дать скидку на товар, чтобы сдержать конкурента;
(г) уменьшить упаковку товара и цену оставить прежней.
ОТВЕТ: г
Источник: Ямпольская Д. О.  Ценообразование : учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 193 с.

39. Стратегия гибких цен предполагает, что за основу принимают характеристики целевых покупателей компании. Главная цель — постараться привлечь как можно большее количество типов потребителей. Что понимается под термином «гибкость»?
(а) создание дифференцированного по качеству товара;
(б) создание товара дешевле, чем у конкурента;
(в) изменение цены в зависимости от жизненного цикла товара;
(г) усиленное продвижение, целью которого является объяснение, почему товар дороже, чем у конкурента.
ОТВЕТ: а
Источник: Ямпольская Д. О.  Ценообразование : учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 193 с.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Товары-______ предоставляют потребителю одну и ту же совокупную полезность, удовлетворяют одну и ту же его потребность. Товары-______ — это товары, потребляемые вместе и в постоянной пропорции. Полезность потребителю приносит только набор с определенными пропорциями.
ОТВЕТ: субституты, комплементы
Источник: Розанова Н. М.  Конкурентные стратегии современной фирмы : учебник и практикум для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 343 с. 

2. Пусть ценовая эластичность спроса равна 2; это означает, что если цена товара повысится на 3 %, то величина спроса понизится на ___ %.
ОТВЕТ: 6

3. По типу рыночной структуры рынок кондитерских изделий – это рынок ______ конкуренции.
ОТВЕТ: совершенной

4. По типу рыночной структуры рынок сельскохозяйственных товаров – это рынок ______ конкуренции.
ОТВЕТ: совершенной

5. Процентное соотношение объема продаж товара фирмы к общему объему рынка характеризует ____________________.
ОТВЕТ: долю рынка, занимаемого товаром фирмы

6. _____-анализ позволяет выявить наиболее значимые с точки зрения объема продаж товары. _____-анализ характеризует ассортимент товаров фирмы по уровню сезонности спроса и степени стабильности продаж путем расчета коэффициента вариации каждой товарной позиции.
ОТВЕТ: ABC, XYZ

7. ________ -  это глубокая решимость постоянно покупать определенный, под одним и тем же брендом, продукт независимо от ситуации и рекламы других брендов.
ОТВЕТ: Лояльность

8 Закусочная быстрого питания предлагает своим клиентам два вида товаров — гамбургер и кофе. Маркетинговое исследование установило, что типичные покупатели относятся к одному из следующих категорий людей.
A. Маша любит кофе и равнодушна к гамбургерам. Она всегда предпочитает как можно больше кофе независимо от количества имеющихся гамбургеров.
B. Алексею безразлично, состоит ли потребительский набор из трех чашек кофе или из двух гамбургеров. Его предпочтения не меняются, если он уже что-нибудь съел или выпил.
C. Коля, съедая гамбургер, запивает его чашкой кофе и не будет употреблять одно без другого.
D. Светлана любит кофе, но мясо не ест, так что испытывает отрицательные эмоции каждый раз, когда ей приходится съедать гамбургер.
E. Для Максима гамбургер — главный продукт еды. А кофе он может выпить сколько угодно, иногда больше, иногда меньше.
F. Анна Степановна любит и кофе, и гамбургеры, но считает дурным тоном запивать еду чем-либо.
Дайте характеристику товаров — гамбургер и кофе — для всех посетителей закусочной.
Для Маши гамбургер и кофе — это _________, для Алексея гамбургер и кофе — это _________, для Коли гамбургер и кофе — это _________, для Светланы гамбургер и кофе — это _________, для Максима гамбургер и кофе — это _________, для Анны Степановны гамбургер и кофе — это _________.
ОТВЕТ: несовместимые блага, товары-субституты, товары-комлементы, антиблаго и благо, благо и нейтральный товар, товары-субституты.
Источник: Розанова Н. М.  Конкурентные стратегии современной фирмы : учебник и практикум для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 343 с.

9. Вставьте пропущенные ценовые понятия.
_______  —  общее  экономическое  понятие  денег,  уплачиваемых  за единицу товара или услуги; ______ — цена в некоторых особых отраслях (транспорт, электроэнергетика, ЖКХ); _____—  цена  в  сфере  правовых  отношений  (лицензионные  сборы, нотариальные сборы); ______ — цена сдаваемой в аренду недвижимости; ______ — цена земли, природных ресурсов, фиксированная плата  за пользование ресурсом; _______ — цена участия в общественных, коллективных и благотворительных организациях; _______ — цена рабочей силы, цена единицы труда,  плата за использование трудовых ресурсов; ______ — цена капитала, плата за использование кредитных ресурсов.
ОТВЕТ: Цена, тариф, сборы, арендная плата, рента, взносы, заработная плата, процент.   
Источник: Розанова Н. М.  Конкурентные стратегии современной фирмы : учебник и практикум для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 343 с.

10. Определите категорию клиентов — потенциальных и реальных покупателей товаров фирмы:
1) ______ — не имеет опыта применения товара;
2) ______ — использовал товар ранее;
3) ______ — имеет представление о товаре и желает его опробовать;
4) ______ — покупает товар в первый раз, без достаточной уверенности в качестве продукта;
5) ______ — неоднократно покупает товар.
ОТВЕТ: непользователь, бывший пользователь, потенциальный пользователь, первичный пользователь, регулярный пользователь.   
Источник: Розанова Н. М.  Конкурентные стратегии современной фирмы : учебник и практикум для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 343 с.

11. Современные рынки представляют собой пространства, где действуют несколько, а то и множество ______. Даже если какой-либо товар продает формально один продавец, монопольная позиция не является абсолютной, поскольку любая компания, так или иначе, ______ в глобальном масштабе за деньги покупателей. Поэтому при разработке ценовой стратегии необходимо учитывать возможную реакцию реальных или потенциальных ______.
ОТВЕТ: участников, конкурирует, конкурентов.   
Источник: Розанова Н. М.  Конкурентные стратегии современной фирмы : учебник и практикум для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 343 с.

12. Правило пяти процентов для установления товаров-субститутов на рынке.
Многие компании используют правило выделения рынка (определения границ рынка определенного товара) — правило 5%, или принцип «небольшого, но значимого для потребителя и не временного роста цены» (small but significant and non-transient increase in price — SSNIP ). Как работает это правило?
Пусть мы увеличиваем цену товара А на небольшую величину. Эта величина не должна быть ни слишком маленькой (иначе потребитель может ее не ощутить), ни чрезмерно большой (что заставило бы даже самого лояльного покупателя отказаться от приобретения товара). Этот рост не должен также расцениваться потребителями как временное явление, на которое они могут не реагировать, просто выждав какой-то период времени. Опытным путем было установлено, что 5%-й рост — как раз та самая величина, которая отвечает всем этим критериям.
Если у товар А по-прежнему продается примерно в тех же объемах, то у него на данном рынке _________. Если при увеличении цены товара А прибыль фирма падает (или, по крайней мере, не растет), то у него на данном рынке _________.
ОТВЕТ: нет товаров-заменителей, есть как минимум один товар-заменитель.   
Источник: Розанова Н. М.  Конкурентные стратегии современной фирмы : учебник и практикум для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 343 с.

13. __________ конкуренция — это совокупность неэтичных и нечестных приемов и методов экономического соперничества между фирмами на товарном рынке.
ОТВЕТ: Недобросовестная

14. Согласно ГОСТ Р 51303-2013, товар — это _________, предназначенный для продажи, обмена, другого введения в оборот; для удовлетворения нужды, потребностей, запросов производителей, потребителей, других субъектов рынка.
ОТВЕТ: объект гражданских прав

15. ________________ - это определение места на рынке или желаемого образа продукта в сознании целевых потребителей.
ОТВЕТ: Позиционирование
Источник: Чернышева А. М., Якубова Т.Н. Управление продуктовой политикой : учебник и практикум для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 187 с. 

16. Какой тип товарной стратегии предполагает создание уникальных характеристик товара или услуги для выделения его среди конкурентов?
ОТВЕТ: Стратегия дифференциации

17. Какой вид ценовой стратегии имеет целью сформировать признание рынка, обеспечить необходимый уровень пробных покупок товара, в краткосрочный период максимизировать уровень продаж и достичь высокой доли рынка и заключается в установлении намеренно заниженной цены на новый товар?
ОТВЕТ: Ценовая стратегия проникновения на рынок

18. Комплекс мероприятий, осуществляемый фирмой, который призван организовать движение потока товара конечному потребителю – это _________ политика.
ОТВЕТ: сбытовая

19. Соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов — это ________.
ОТВЕТ: конкуренция
Источник: Анализ и прогнозирование рынка : учебник для вузов / А. Н. Асаул, М. А. Асаул, В. Н. Старинский, Г. Ф. Щербина ; под редакцией А. Н. Асаула. 2-е изд., доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023.  296 с. 

20. (1) Покупатели рассматривают разные товарные марки как несовершенные субституты, которые не могут полноценно заменять один другого, фирма может поднять цену на свой особенный товар выше уровня цен конкурентов и не потерять покупателей. (2) Фирма входит на рынок с новой товарной маркой, при этом потребители получают еще большее продуктовое разнообразие, которое способно в лучшей степени удовлетворить их предпочтения. Какая продуктовая стратегия обеспечивает описанные рыночные ситуации?
ОТВЕТ: продуктовая дифференциация
Источник: Розанова Н. М.  Конкурентные стратегии современной фирмы : учебник и практикум для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 343 с.

21. Если фирма при установлении цены на товар придерживается той цены, которая установлена рынком или каким-либо другим участником рынка, то она использует сценарий ценовой стратегии ________. Если фирма при установлении цены на товар сама определяет рыночную цену, оказывая тем самым воздействие на прочих рыночных агентов, то она придерживается сценария ценовой стратегии ________.
ОТВЕТ: ценополучателя, ценоназначателя.
Источник: Розанова Н. М.  Конкурентные стратегии современной фирмы : учебник и практикум для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 343 с.

22. Стратегия ценообразования ______ связывает продажу какого-либо товара с покупкой другого товара (необязательно взаимодополняемого блага), так что потребитель вынужден платить за товар двойную цену — цену данного продукта и цену «связанного» товара.
ОТВЕТ: взаимосвязанных продаж.
Источник: Розанова Н. М.  Конкурентные стратегии современной фирмы : учебник и практикум для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 343 с.

23. На месте пропущенных слов вставьте названия конкурентных стратегий ценовой реакции.
__________ означает согласованность ценовых действий фирм на рынке, когда несколько юридически самостоятельных компаний действуют так, как если бы они были филиалами одной фирмы-монополиста.
_______ — это координация действий фирм на рынке без заключения тайного или явного соглашения. Каждый участник рынка выбирает наиболее удобную для себя цену, без формального обсуждения ее величины с другими компаниями. Однако при этом каждая фирма ориентируется на стандартные практики ценообразования, цену лидера, учитывает наличие фокальных точек в отраслевых затратах (точек притяжения), придерживается государственных стандартов и бизнес-рекомендаций, так что в итоге, как правило, цена всех компаний рынка оказывается одинаковой либо очень близкой друг к другу.
_____ возникает как ответ на вход в отрасль сильного конкурента, означает разумное сокращение цены и доли рынка в ответ на осознание необходимости существования с новым лидером рынка.
_____ используется там, где экономическая сила фирмы-старожила превышает возможности потенциального конкурента. Стратегия ex ante (до попытки входа) предусматривает назначение такой цены товара, которая хотя и предоставляет фирме-старожилу положительную прибыль, не может обеспечить компании-новичку покрытие издержек входа. При стратегии ex post (после входа) фирма-старожил может резко и значительно снизить цену товара, вплоть до величины ниже собственных переменных издержек.
ОТВЕТ: Кооперативное (дружественное) ценообразование, стратегия сознательного подражания, стратегия приспособительного ценообразования, стратегия ценовой защиты рынка.
Источник: Розанова Н. М.  Конкурентные стратегии современной фирмы : учебник и практикум для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 343 с.

24. На месте пропущенных слов вставьте названия ключевых функций рекламы как способа продвижения товара на рынке.
_______ заключается в том, чтобы сообщить потребителям о появлении нового товара на рынке, довести до сведения потенциальных покупателей свойства продукта, значение его цены, способы применения, места продажи. ______ нацелена на формирование предпочтений потребителей по отношению к определенной товарной марке, стимулирование покупок именно данного товара в противовес продуктам конкурентов, изменение восприятия товара, его характеристик в русле коммерческого предложения фирмы.
______ ставит своей задачей поддерживать интерес клиентов к товару, создавать высокий уровень осведомленности о товаре и месте его продажи.
ОТВЕТ: информационная функция, убеждающая функция, напоминающая функция.
Источник: Розанова Н. М.  Конкурентные стратегии современной фирмы : учебник и практикум для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 343 с.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Выполнение каждого задания оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» - верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый, точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ краток, терминологически правильный, без существенных недочетов, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу.
Форма проведения зачета - итоговый тест.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.В. Ласковец Товарная политика компании: учебно-практическое пособие из университетской библиотеки online М.: Евразийский открытый институт, 2011
Л1.2 Чернышева А.М., Якубова Т.Н. УПРАВЛЕНИЕ ПРОДУКТОВОЙ ПОЛИТИКОЙ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Чернышева А.М., Якубова Т.Н. УПРАВЛЕНИЕ ПРОДУКТОМ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 И. М. Лифиц. Конкурентоспособность товаров и услуг : учебное пособие для вузов /: Москва : Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/488520
Л1.5 Лифиц И. М., Жукова Ф. А., Николаева М. А. ТОВАРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. Учебник для прикладного бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.6 Горбашко Е.А. - отв. ред., Максимцев И.А. - отв. ред. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Емадаков Р. Ю. Экономическая конкуренция и конкурентоспособность предприятия: Научные монографии ПГТУ, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Музыкант, В. Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 2. Smm, рынок m&a: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/540127E1-A354-40F9-8D7F-AA55E2551A2B
Л2.3 Касьяненко Т.Г. - отв. ред. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Музыкант, В. Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 1. Стратегии, эффективный брендинг : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/197A9DAF-4DF8-4C7B-9D08-00DAF55F013F
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основной целью лекционных занятий является изложение теоретических проблем дисциплины. Лекционный материал выдается преподавателем в устной форме, студенты конспектируют основные положения. В рамках теоретических положений преподавателем совместно со студентами
рассматриваются примеры, необходимые для более лучшего усвоения теоретического материала. Для закрепления теоретических знаний по изучаемым проблемам на лекциях проводятся лабораторные занятия. На лабораторных занятиях рассматриваются актуальные вопросы по темам дисциплины, в целях формирования навыков на уровне «уметь» и «владеть». Организация самостоятельной работы – это важнейшее направление всего процесса обучения, т.к. повышает познавательную активность будущих профессионалов, способствует формированию самостоятельного мышления и творческого подхода к решению задач, часто имеющих поисковый характер. Для выполнения самостоятельной работы студентам выдаются вопросы для изучения, задачи и ситуации для решения.