МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Коммуникативный практикум

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки21.02.05. специальность Земельно-имущественные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_21_02_05_Земельно имущественные отношения-2022_11кл
Часов по учебному плану 54
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 18
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 18 18 18 18
Итого 54 54 54 54

Программу составил(и):
преподаватель, Семенченко Ирина Витальевна

Рецензент(ы):
к.ф.н., Малюкова Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Коммуникативный практикум

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 486)

составлена на основании учебного плана:
Направление 21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232023 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения данной дисциплины является совершенствование коммуникативной компетентности обучающихся, которая базируется на осознании своего поведения в различных ситуациях и оптимальном использовании существующих личностных ресурсов.
По форме и содержанию коммуникативная компетентность студентов непосредственно соотносится с особенностями выполняемых ими социальных ролей в учебной, повседневной и будущей профессиональной деятельности. Актуализация проблемы развития коммуникативной компетентности студентов связана с необходимостью решения задач адаптации к условиям обучения, а также учета особенностей коммуникации с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Дисциплина «Коммуникативный практикум» относится к вариативной части учебных циклов ППССЗ.
Дисциплина «Коммуникативный практикум» является адаптационной дисциплиной, предназначенной для формирования и коррекции коммуникативных навыков как лиц с ограниченными возможностями здоровья, так и взаимодействующих с ними людей. Освоение дисциплины способствует устранению нарушений коммуникативных умений, формированию благоприятного социально-психологического климата в академической группе, повышению уровня социальной адаптации в учебной и будущей профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы, структуру и содержание процесса деловой коммуникации;
- методы и способы эффективного общения, проявляющиеся в выборе средств убеждения и оказании влияния на партнеров по общению;
- особенности восприятия, понимания и взаимодействия людей, находящихся в условиях сенсорной депривации;
- приемы психологической защиты личности от негативных, травмирующих переживаний, способы адаптации;
- способы предупреждения конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций;
- правила активного стиля общения и успешной самопрезентации в деловой коммуникации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- толерантно воспринимать и правильно оценивать людей, включая их индивидуальные характерологические особенности, цели, мотивы, намерения, состояния;
- учитывать особенности общения и взаимодействия в условиях дефицита обратной связи и сенсорной информации партнеров по общению;
- ориентироваться в новых аспектах учебной деятельности и организации жизнедеятельности в условиях образовательной организации;
- находить пути преодоления конфликтных ситуаций, встречающихся как в учебной деятельности, так и вне ее;
- ставить задачи профессионального и личностного развития.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1 Сущность коммуникации в разных социальных сферах
1.1. Теоретические основы, структура и содержание процесса деловой коммуникации. Лекции 1 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Виды и функции коммуникации Практические 1 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.3. изучение лекционного материала и соответствующих тем в рекомендуемых учебных пособиях Сам. работа 1 1 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.4. Вербальные компоненты общения. Виды невербальных средств общения. Лекции 1 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.5. Индивидуально-типологические особенности личности человека. Практические 1 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.6. изучение лекционного материала и соответствующих тем в рекомендуемых учебных пособиях. Сам. работа 1 1 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. 2. Виды социальных взаимодействий
2.1. Социальное взаимодействие Лекции 1 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.2. Понятия «деловая этика, «профессиональная этика», этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами. Практические 1 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.3. изучение лекционного материала и соответствующих тем в рекомендуемых учебных пособиях. Сам. работа 1 1 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.4. Постановка целей в деловой коммуникации Лекции 1 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.5. Методы и способы эффективного общения, проявляющиеся в выборе средств убеждения и оказании влияния на партнеров по общению. Практические 1 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.6. изучение лекционного материала и соответствующих тем в рекомендуемых учебных пособиях Сам. работа 1 1 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.7. Эффективное общение Лекции 1 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.8. Стили и средства общения Практические 1 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.9. изучение лекционного материала и соответствующих тем в рекомендуемых учебных пособиях. Сам. работа 1 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.10. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления. Способы предупреждения конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций Лекции 1 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.11. Пути преодоления конфликтных ситуаций, встречающихся как в пределах учебной жизни, так и вне ее. Практические 1 1 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.12. изучение лекционного материала и соответствующих тем в рекомендуемых учебных пособиях. Сам. работа 1 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.13. Способы психологической защиты Лекции 1 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.14. Приемы психологической защиты личности от негативных, травмирующих переживаний, способы адаптации Практические 1 1 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.15. изучение лекционного материала и соответствующих тем в рекомендуемых учебных пособиях. изучение лекционного материала и соответствующих тем в рекомендуемых учебных пособиях. Сам. работа 1 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.16. Виды и формы взаимодействия в условиях образовательной организации Лекции 1 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.17. Взаимодействие со структурными подразделениями образовательной организации, с которыми обучающиеся входят в контакт Практические 1 1 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.18. изучение лекционного материала, подготовка выступления. Сам. работа 1 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.19. Особенности организации обучения и жизнедеятельности студентов-с ограниченными возможностями здоровья Лекции 1 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.20. Ориентация в новых аспектах учебы и жизнедеятельности в условиях профессиональной организации, правильное оценивание сложившийся ситуации, действия с ее учетом Практические 1 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.21. изучение лекционного материала, подготовка выступления Сам. работа 1 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.22. Правила активного стиля общения и успешной самопрезентации в деловой коммуникации Практические 1 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.23. подготовка презентации, портфолио, резюме Сам. работа 1 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.24. Постановка задачи профессионального и личностного развития Практические 1 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.25. Конструирование цели жизни. Технология превращения мечты в цель. Сам. работа 1 2 ОК 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС КП.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Болотова А. К., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ : Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Бороздина Г.В., Кормнова Н.А. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Садовская В.С., Ремизов В.А. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Лавриненко В.Н. - Отв. ред., Чернышова Л.И. - Отв. ред. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. : Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Коммуникативный практикум portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Программное обеспечение: Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012)
2.Программное обеспечение: Microsoft Windows Vista OEM; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 103 (филиал в г. Бийске) кабинет стандартизации и сертификации – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Общие рекомендации по изучению дисциплины «Коммуникативный практикум» предназначены для создания условий по формированию коммуникативных компетенций будущих специалистов. Изучение теоретических и прикладных аспектов коммуникации необходимо для успешного обучения в настоящем и выполнения профессиональных функций в дальнейшем. Овладение навыками делового общения, сотрудничества и взаимопонимания, а также формирование умения работать в коллективе, необходимо в процессе становления конкурентоспособного специалиста.
Для успешного овладения дисциплиной «Коммуникативный практикум» необходимо выполнять следующие требования:
- посещать все лекционные и практические занятия
- все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо самостоятельно изучать соответствующий материал
При изучении дисциплины «Коммуникативный практикум» обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины «Коммуникативный практикум». Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.
Организация самостоятельной работы.
Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по изучаемой дисциплине, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Коммуникативный практикум» предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов;
•подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
• выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины.
Подготовка к практическим занятиям.
Приступая к выполнению практического задания, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практического задания, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.
При подготовке к практическому занятию по дисциплине «Коммуникативный практикум» следует:
- внимательно изучить задание,
- определить круг вопросов;
- определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
- изучить рекомендованную литературу.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
Наличие положительной оценки по практическим занятиям необходимо для получения зачета по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на занятии по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическое занятие Вы должны найти время для его/ее выполнения или пересдачи.
Если в процессе подготовки к практическим занятиям или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.