МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Родной язык

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки21.02.05. специальность Земельно-имущественные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_21_02_05_Земельно-имущественные отношения-2022_9кл
Часов по учебному плану 52
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 18
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 6 6 14 14
Практические 0 0 20 22 20 22
Сам. работа 4 4 14 14 18 18
Итого 12 12 40 42 52 54

Программу составил(и):
преподаватель, Семенченко Ирина Витальевна

Рецензент(ы):
к.ф.н., Малюкова Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Родной язык

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 21.02.2014 г. № 486)

составлена на основании учебного плана:
21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Профиль получаемого профессионального образования: технологический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения данной дисциплины является понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии:
- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых:языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание учебной дисциплины «Русский язык» обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Нормы русского литературного языка
Различные функциональные стили языка
Особенности языка(лексика, морфология, синтаксис)
Типы и средства связи предложений в тексте
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
3.2.Уметь:
3.2.1.Выделять тему в предложении
Составлять различные виды планов
Формулировать вопросы по существу проблемы
Составлять реферат
Создавать научные тексты по специальности
Конспектировать текст
Пользоваться библиотекой, системой каталогов
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Синтаксис и пунктуация
1.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание и простое предложение. Строение словосочетания. Виды предложений по цели высказывания. Прямой и обратный порядок слов. Лекции 1 8 Л2.1, Л1.1
1.2. Основные единицы синтаксиса Сам. работа 1 4
1.3. Односоставные и двусоставные предложения с главным членом подлежащим или сказуемым. Практические 2 3 Л2.1, Л1.1
1.4. Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.1
1.5. Односложное простое предложение. Предложение с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Лекции 2 3 Л2.1, Л1.1
1.6. Вводные слова в предложениях. Обращения. Практические 2 3 Л2.1, Л1.1
1.7. Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.1
1.8. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение, знаки препинания в нем. Сложноподчиненное предложение, знаки препинания в нем. Знаки препинания в бессоюзном предложении.Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Лекции 2 3 Л2.1, Л1.1
1.9. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Практические 2 3 Л2.1, Л1.1
1.10. Выполнение тренировочных упражнений по пройденной теме Сам. работа 2 4
1.11. Употребление сложносочиненных предложений в речи.Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Практические 2 3 Л2.1, Л1.1
1.12. Особенности употребления словосочетаний. Синонимия словосочетаний. Практические 2 3 Л2.1, Л1.1
1.13. Простое и сложное предложение: анализ разных типов предложений в текстообразовании. Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное; с обособленными определениями и обстоятельствами; сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.14. Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по сзхемам.Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения.Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры. Практические 2 3 Л2.1, Л1.1
1.15. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1
1.16. Синтаксис и пунктуация в современном русском литературном языке Практические 2 2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Правописанпие О, Ё после шипящих и Ц
Правописание НЕ и НИ
Правописание Н и НН в суффиксах
Спряжение глаголов
Тире между подлежащим и сказуемым
Нормы произношения
Односоставные и двусоставные предложения
Обособленные обстоятельства
Обособленные определения
Обособленные приложения
Правописание чередующихся гласных в корнях
Значение словарей в жизни человека
Сложносочиненные предложения
Сложноподчиненные предложения
Сложные предложения с разными видами связи
Бессоюзные сложные предложения
Склонения существительных
Архаизмы, неологизмы, заимствованные слова
Употребление кратких форм имен прилагательных и причастий
Вводные слова и словосочетания
Нормы согласования сказуемого с подлежащим
Правописание деепричастий
Правописание сложных существительных
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС_русский язык_2023-2024.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лобачева Н. РУССКИЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лекант П.А. - под ред. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Русский язык portal.edu.asu.ru
Э2 Русский язык portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Программное обеспечение: Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Mcrosoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012)
2.Программное обеспечение: Microsoft Windows лицензия Vista OEM; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012)


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 101 (филиал в г. Бийске) кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; тематические плакаты; интерактивная доска со встроенным проектором; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по дисциплине «Русский язык» способствуют выполнению практических заданий обучающимися. Необходимы для работы на занятиях, подготовки к практическим занятиям, правильного выполнения самостоятельной работы.
Приступая к выполнению практического задания необходимо понимать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практического задания, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Наличие положительной оценки по практическим занятиям необходимо для успешного обучения и положительной оценки на экзамене.
При изучении дисциплины используются следующие формы работы:
лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы.
Практические занятия, с проведением опроса по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады и эссе. При подготовке к практическому занятию следует использовать рекомендованные преподавателем учебники и учебные пособия, для закрепления теоретического материала; подготовить доклады и сообщения, разобрать проблемные ситуации; обсудить вопросы по теме занятия.
Самостоятельная работа включает в себя подготовку к практическому занятию (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, проблемные вопросы), выполнение творческой работы, работа с первоисточниками, знакомство с дополнительной литературой.
Экзамен по дисциплине «Русский язык» сдается в устно-письменной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины. Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и практических занятий.
В процессе подготовки к практическим занятиям или при самостоятельной работе по дисциплине возникшие вопросы, которые самостоятельно не удается разрешить, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний.