МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинговые исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМенеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Пяткова Оксана Николаевна

Рецензент(ы):
к.экон.н., доцент, Горбунова А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Маркетинговые исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доц., Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доц., Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: предоставить студентам исчерпывающие теоретические знания, привить им практические навыки по организации маркетинговой исследовательской деятельности на предприятиях, применению конкретных методов и приёмов проведения маркетинговых исследований и создания на их основе новых организационных знаний с целью повышения уровня обоснованности принимаемых управленческих решений в области маркетинга.
Задачи курса заключаются в следующем:
обеспечить понимание студентами роли маркетинговых исследований в формировании на предприятии концепции маркетингового управления на основе новых организационных знаний, создаваемых на базе получаемой в ходе исследований маркетинговой информации;
сформировать у студентов маркетинговый подход к проблемам изучения внешней среды предприятия;
научить студентов методам и приемам изучения внутренней среды предприятия, оценки его интеллектуального, технологического и производственного потенциалов, определения слабых и сильных сторон, реальных и потенциальных возможностей, конкурентоспособности предприятия;
привить студентам практические навыки в области создания новых организационных знаний на основе информации, получаемой в ходе маркетинговых исследований;
научить студентов методам и процедурам проведения комплексных маркетинговых исследований, созданию систем обеспечения предприятия новой маркетинговой информацией и новыми организационными знаниями на регулярной (непрерывной) основе;
научить студентов применению на практике основных форм производственного потребления произведенных в ходе маркетинговых исследований маркетинговых знаний, как ресурса в разработке инноваций, обосновании управленческих решений, в оперативной работе персонала;
привить студентам навыки системного мышления;
обучить студентов методам и технике разработки и обоснования стратегических и тактических (оперативных) управленческих решений в сфере маркетинга с использованием новой информации и новых организационных знаний, получаемых в ходе маркетинговых исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности
ПК-9 способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли
ПК-10 владением навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологию стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации на основе результатов маркетинговых исследований с целью обеспечения конкурентоспособности;
методы и способы оценки воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, типологию и характер рыночных и специфических рисков, а также методологию сбора и анализа информации о поведении потребителей экономических благ и формирования спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли;
методологию количественного и качественного анализа маркетинговой информации и возможности ее эффективного применения в принятии управленческих решений, для построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методы стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации на основе результатов маркетинговых исследований с целью обеспечения конкурентоспособности;
применять методологию маркетинговых исследований с целью оценки воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать на их основе рыночные и специфические риски, а также осуществлять сбор и анализ информации о поведении потребителей экономических благ и формировании спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли;
применять методы количественного и качественного анализа маркетинговой информации и возможности ее эффективного применения в принятии управленческих решений, для построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации на основе результатов маркетинговых исследований с целью обеспечения конкурентоспособности;
навыками организации и проведения маркетинговых исследований с целью оценки воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявления и анализа рыночных и специфических рисков, а также методологией сбора и анализа информации о поведении потребителей экономических благ и формирования спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли;
навыками количественного и качественного анализа маркетинговой информации и возможности ее эффективного применения в принятии управленческих решений, для построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
готовностью применять методы математики, физики, химии, системного анализа, теории управления, теории знаний, теории и технологии программирования, а также методов гуманитарных, экономических и социальных наук
способностью принимать научно-обоснованные решения на основе математики, физики, химии, информатики, экологии, методов системного анализа и теории управления, теории знаний, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цели, задачи и направления маркетинговых исследований
1.1. Концептуальная модель маркетинговых исследований Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Концептуальная модель маркетинговых исследований Сам. работа 7 4 Л2.1, Л1.1
1.3. Маркетинговые исследования в системе принятия управленческих решения Сам. работа 7 4 Л2.1, Л1.1
1.4. Процесс маркетинговых исследований. Разработка плана исследования. Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
1.5. Процесс маркетинговых исследований. Разработка плана исследования. Практические 7 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Процесс маркетинговых исследований. Разработка плана исследования. Сам. работа 7 6 Л2.1, Л1.1
1.7. Современные информационные технологии и маркетинговые исследования. Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
1.8. Современные информационные технологии и маркетинговые исследования. Сам. работа 7 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Виды, источники и методы сбора маркетинговой информации.
2.1. Определение объема и процедуры выборки, организация сбора данных Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Определение объема и процедуры выборки, организация сбора данных Практические 7 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Определение объема и процедуры выборки, организация сбора данных Сам. работа 7 8 Л2.1, Л1.1
2.4. Массовый опрос Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
2.5. Массовый опрос Практические 7 2 Л2.1, Л1.1
2.6. Массовый опрос Сам. работа 7 8 Л2.1, Л1.1
2.7. Глубинное интервью Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
2.8. Глубинное интервью Практические 7 2 Л2.1, Л1.1
2.9. Глубинное интервью Сам. работа 7 8 Л2.1, Л1.1
2.10. Экспертные оценки Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
2.11. Экспертные оценки Практические 7 4 Л2.1, Л1.1
2.12. Экспертные оценки Сам. работа 7 6 Л2.1, Л1.1
2.13. Фокусирование в группе Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
2.14. Фокусирование в группе Сам. работа 7 8 Л2.1, Л1.1
2.15. Наблюдение Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
2.16. Наблюдение Практические 7 6 Л2.1, Л1.1
2.17. Наблюдение Сам. работа 7 4 Л2.1, Л1.1
2.18. Эксперимент Лекции 7 2 Л2.1, Л1.1
2.19. Эксперимент Сам. работа 7 6 Л2.1, Л1.1
2.20. Эксперимент Практические 7 4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном порталеhttps://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8415

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемые компетенции: ПК-3: владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Что такое методы сбора первичной информации?
a) Процесс сбора, анализа и интерпретации информации о рынке и потребителях.
b) Систематическое изучение рынка или потребителей с определенными целями и задачами.
c) Комбинация продукта, цены, распределения и продвижения.
d) Изучение процесса, влияющего на выбор и использование товаров и услуг потребителями.
2. Какие методы используются для сбора первичных данных?
a) Опросы, наблюдение, эксперименты.
b) Анализ конкурентов, анализ отрасли, анализ SWOT.
c) Опросы, анализ вторичных источников, эксперименты.
d) Анализ статистических данных, анализ конкурентов, наблюдение.
3. Что такое опросы как метод сбора первичной информации?
a) Сбор информации путем наблюдения за поведением потребителей.
b) Сбор информации путем проведения экспериментов и измерений.
c) Сбор информации путем задания вопросов потребителям.
d) Сбор информации путем анализа данных, полученных от других источников.
4. Что такое наблюдение как метод сбора первичной информации?
a) Сбор информации путем задания вопросов потребителям.
b) Сбор информации путем анализа данных, полученных от других источников.
c) Сбор информации путем наблюдения за поведением потребителей.
d) Сбор информации путем проведения экспериментов и измерений.
5. Что такое эксперименты как метод сбора первичной информации?
a) Сбор информации путем задания вопросов потребителям.
b) Сбор информации путем анализа данных, полученных от других источников.
c) Сбор информации путем наблюдения за поведением потребителей.
d) Сбор информации путем проведения контролируемых тестов и измерений.
6. Что такое анализ вторичных источников как метод сбора первичной информации?
a) Сбор информации путем задания вопросов потребителям.
b) Сбор информации путем анализа данных, полученных от других источников.
c) Сбор информации путем наблюдения за поведением потребителей.
d) Сбор информации путем проведения экспериментов и измерений.
7. Какие методы сбора первичной информации наиболее популярны в маркетинговых исследованиях?
a) Опросы и наблюдение.
b) Эксперименты и анализ вторичных источников.
c) Анализ конкурентов и анализ отрасли.
d) Анализ статистических данных и опросы.
8. Что представляет собой бенчмаркинг?
a) Процесс сравнения своих продуктов и услуг с конкурентами на рынке.
b) Определение целевой аудитории и разработка маркетинговых стратегий.
c) Исследование рынка и потребительского спроса.
d) Разработка новых продуктов и услуг на основе анализа конкурентов.
e) Определение ценовой политики и позиционирования на рынке.
9. Какие методы не используются в бенчмаркинге?
a) Сравнение цен и качества продуктов.
b) Анализ конкурентов и их маркетинговых стратегий.
c) Определение целевой аудитории и разработка маркетинговых стратегий.
d) Оценка эффективности маркетинговых кампаний.
10. Что включает в себя анализ конкурентов в бенчмаркинге?
a) Изучение цен и качества продуктов.
b) Оценка маркетинговых стратегий и тактик конкурентов.
c) Исследование рынка и потребительского спроса.
d) Определение целевой аудитории и разработка маркетинговых стратегий.
e) Оценка эффективности маркетинговых кампаний.
11. Что представляет собой целевая аудитория?
a) Группа людей, которые могут быть заинтересованы в продукте или услуге
b) Группа людей, которые уже приобрели продукт или услугу
c) Группа людей, которые работают в организации
12. Что такое SWOT-анализ?
a) Анализ сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз из внешней среды
b) Анализ ценовой политики конкурентов на рынке
c) Анализ эффективности рекламной кампании
13. Ценность для клиента - это
a) Выгода или польза, которую клиент получает от продукта или услуги
b) Цена, по которой клиент готов приобрести товар или услугу
c) Количество продукта или услуги, предлагаемое клиенту
14. Сегментация рынка – это
a) Разделение рынка на группы потребителей с похожими характеристиками
b) Разделение рынка на группы конкурентов
c) Разделение рынка на географические зоны
15. Что представляет собой лояльность клиентов?
a) Преданность и постоянство клиентов к бренду или организации
b) Количество клиентов, приобретающих товар или услугу
c) Уровень удовлетворенности клиентов
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. b
2. a
3. c
4. c
5. d
6. b
7. a
8. а
9. с
10. b
11. a
12. a
13.a
14.a
15.a
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Процесс сбора, анализа и интерпретации информации о рынке и потребителях – это ________________ (маркетинговое исследование)
2. Разделение рынка на группы потребителей с общими характеристиками и потребностями – это __________ (сегментация рынка)
3. Создание уникального образа товара или услуги в умах потребителей – это ____________________ (позиционирование)
4. Комбинация продукта, цены, распределения и продвижения, используемая для достижения маркетинговых целей – это _______________________ (маркетинговый микс или 4р)
5. Долгосрочный план действий для достижения маркетинговых целей – это ______________________ (маркетинговая стратегия)
6. Уникальное имя, символ или образ, используемые для идентификации товара или услуги, обладающее известностью на рынке – это ______________ (бренд)
7. Опросы, наблюдение, эксперименты относят к методам сбора ________________ маркетинговой информации (первичной)
8. Реклама, связи с общественностью, прямые продажи, личная продажа относят к системе ________________________ (маркетинговых коммуникаций или продвижения)
9. Документ, описывающий маркетинговые цели и стратегии компании – это _____________________ (маркетинговый план)
10. В зависимости от целей выделяют виды маркетинговых исследований: разведывательные, описательные и_________________ (каузальные или причинно-следственные)
11. Информация, собранная для целей конкретного исследования – это ___________________ информация (первичная)
12. Информация, собранная ранее для целей, отличных от целей конкретного маркетингового исследования – это _________________ информация (вторичная)
13. салоны для новобрачных обычно используют стратегию охвата рынка ___________________ (целевого маркетинга)
14. Рынок, который характеризуется меньшим числом покупателей, крупными и профессиональными – это рынок _________________________________ (товаров промышленного назначения)
15. Вставьте фазу жизненного цикла товара согласно последовательности: внедрение – рост – _______________ - спад (зрелость)
16. Вопрос в анкете, позволяющий получить в большей степени качественную информацию – это _________________ вопрос (открытый)
17. Изучение справочников и статистической литературы относится ____________________________ исследование (кабинетное)
18. Набор откликов покупателя, возникших в результате контакта с другими покупателями – это _____________________________________ (обратная связь)
19. Работа с документацией предприятия – это метод сбора ____________________информации (первичной)
20. Формирование сегмента по составу семьи относится к критерию сегментирования_____________________ (демографическому)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Проверяемые компетенции: ПК-9: способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Что такое методы сбора первичной информации?
a) Процесс сбора, анализа и интерпретации информации о рынке и потребителях.
b) Систематическое изучение рынка или потребителей с определенными целями и задачами.
c) Комбинация продукта, цены, распределения и продвижения.
d) Изучение процесса, влияющего на выбор и использование товаров и услуг потребителями.
2. Какие методы используются для сбора первичных данных?
a) Опросы, наблюдение, эксперименты.
b) Анализ конкурентов, анализ отрасли, анализ SWOT.
c) Опросы, анализ вторичных источников, эксперименты.
d) Анализ статистических данных, анализ конкурентов, наблюдение.
3. Что такое опросы как метод сбора первичной информации?
a) Сбор информации путем наблюдения за поведением потребителей.
b) Сбор информации путем проведения экспериментов и измерений.
c) Сбор информации путем задания вопросов потребителям.
d) Сбор информации путем анализа данных, полученных от других источников.
4. Что такое наблюдение как метод сбора первичной информации?
a) Сбор информации путем задания вопросов потребителям.
b) Сбор информации путем анализа данных, полученных от других источников.
c) Сбор информации путем наблюдения за поведением потребителей.
d) Сбор информации путем проведения экспериментов и измерений.
5. Что такое эксперименты как метод сбора первичной информации?
a) Сбор информации путем задания вопросов потребителям.
b) Сбор информации путем анализа данных, полученных от других источников.
c) Сбор информации путем наблюдения за поведением потребителей.
d) Сбор информации путем проведения контролируемых тестов и измерений.
6. Что такое анализ вторичных источников как метод сбора первичной информации?
a) Сбор информации путем задания вопросов потребителям.
b) Сбор информации путем анализа данных, полученных от других источников.
c) Сбор информации путем наблюдения за поведением потребителей.
d) Сбор информации путем проведения экспериментов и измерений.
7. Какие методы сбора первичной информации наиболее популярны в маркетинговых исследованиях?
a) Опросы и наблюдение.
b) Эксперименты и анализ вторичных источников.
c) Анализ конкурентов и анализ отрасли.
d) Анализ статистических данных и опросы.
8. Что представляет собой бенчмаркинг?
a) Процесс сравнения своих продуктов и услуг с конкурентами на рынке.
b) Определение целевой аудитории и разработка маркетинговых стратегий.
c) Исследование рынка и потребительского спроса.
d) Разработка новых продуктов и услуг на основе анализа конкурентов.
e) Определение ценовой политики и позиционирования на рынке.
9. Какие методы не используются в бенчмаркинге?
a) Сравнение цен и качества продуктов.
b) Анализ конкурентов и их маркетинговых стратегий.
c) Определение целевой аудитории и разработка маркетинговых стратегий.
d) Оценка эффективности маркетинговых кампаний.
10. Что включает в себя анализ конкурентов в бенчмаркинге?
a) Изучение цен и качества продуктов.
b) Оценка маркетинговых стратегий и тактик конкурентов.
c) Исследование рынка и потребительского спроса.
d) Определение целевой аудитории и разработка маркетинговых стратегий.
e) Оценка эффективности маркетинговых кампаний.
11. Что представляет собой целевая аудитория?
a) Группа людей, которые могут быть заинтересованы в продукте или услуге
b) Группа людей, которые уже приобрели продукт или услугу
c) Группа людей, которые работают в организации
12. Что такое SWOT-анализ?
a) Анализ сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз из внешней среды
b) Анализ ценовой политики конкурентов на рынке
c) Анализ эффективности рекламной кампании
13. Ценность для клиента - это
a) Выгода или польза, которую клиент получает от продукта или услуги
b) Цена, по которой клиент готов приобрести товар или услугу
c) Количество продукта или услуги, предлагаемое клиенту
14. Сегментация рынка – это
a) Разделение рынка на группы потребителей с похожими характеристиками
b) Разделение рынка на группы конкурентов
c) Разделение рынка на географические зоны
15. Что представляет собой лояльность клиентов?
a) Преданность и постоянство клиентов к бренду или организации
b) Количество клиентов, приобретающих товар или услугу
c) Уровень удовлетворенности клиентов
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. b
2. a
3. c
4. c
5. d
6. b
7. a
8. а
9. с
10. b
11. a
12. a
13.a
14.a
15.a
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Процесс сбора, анализа и интерпретации информации о рынке и потребителях – это ________________ (маркетинговое исследование)
2. Разделение рынка на группы потребителей с общими характеристиками и потребностями – это __________ (сегментация рынка)
3. Создание уникального образа товара или услуги в умах потребителей – это ____________________ (позиционирование)
4. Комбинация продукта, цены, распределения и продвижения, используемая для достижения маркетинговых целей – это _______________________ (маркетинговый микс или 4р)
5. Долгосрочный план действий для достижения маркетинговых целей – это ______________________ (маркетинговая стратегия)
6. Уникальное имя, символ или образ, используемые для идентификации товара или услуги, обладающее известностью на рынке – это ______________ (бренд)
7. Опросы, наблюдение, эксперименты относят к методам сбора ________________ маркетинговой информации (первичной)
8. Реклама, связи с общественностью, прямые продажи, личная продажа относят к системе ________________________ (маркетинговых коммуникаций или продвижения)
9. Документ, описывающий маркетинговые цели и стратегии компании – это _____________________ (маркетинговый план)
10. В зависимости от целей выделяют виды маркетинговых исследований: разведывательные, описательные и_________________ (каузальные или причинно-следственные)
11. Информация, собранная для целей конкретного исследования – это ___________________ информация (первичная)
12. Информация, собранная ранее для целей, отличных от целей конкретного маркетингового исследования – это _________________ информация (вторичная)
13. салоны для новобрачных обычно используют стратегию охвата рынка ___________________ (целевого маркетинга)
14. Рынок, который характеризуется меньшим числом покупателей, крупными и профессиональными – это рынок _________________________________ (товаров промышленного назначения)
15. Вставьте фазу жизненного цикла товара согласно последовательности: внедрение – рост – _______________ - спад (зрелость)
16. Вопрос в анкете, позволяющий получить в большей степени качественную информацию – это _________________ вопрос (открытый)
17. Изучение справочников и статистической литературы относится ____________________________ исследование (кабинетное)
18. Набор откликов покупателя, возникших в результате контакта с другими покупателями – это _____________________________________ (обратная связь)
19. Работа с документацией предприятия – это метод сбора ____________________информации (первичной)
20. Формирование сегмента по составу семьи относится к критерию сегментирования_____________________ (демографическому)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Проверяемые компетенции: ПК-10: владением навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Что такое методы сбора первичной информации?
a) Процесс сбора, анализа и интерпретации информации о рынке и потребителях.
b) Систематическое изучение рынка или потребителей с определенными целями и задачами.
c) Комбинация продукта, цены, распределения и продвижения.
d) Изучение процесса, влияющего на выбор и использование товаров и услуг потребителями.
2. Какие методы используются для сбора первичных данных?
a) Опросы, наблюдение, эксперименты.
b) Анализ конкурентов, анализ отрасли, анализ SWOT.
c) Опросы, анализ вторичных источников, эксперименты.
d) Анализ статистических данных, анализ конкурентов, наблюдение.
3. Что такое опросы как метод сбора первичной информации?
a) Сбор информации путем наблюдения за поведением потребителей.
b) Сбор информации путем проведения экспериментов и измерений.
c) Сбор информации путем задания вопросов потребителям.
d) Сбор информации путем анализа данных, полученных от других источников.
4. Что такое наблюдение как метод сбора первичной информации?
a) Сбор информации путем задания вопросов потребителям.
b) Сбор информации путем анализа данных, полученных от других источников.
c) Сбор информации путем наблюдения за поведением потребителей.
d) Сбор информации путем проведения экспериментов и измерений.
5. Что такое эксперименты как метод сбора первичной информации?
a) Сбор информации путем задания вопросов потребителям.
b) Сбор информации путем анализа данных, полученных от других источников.
c) Сбор информации путем наблюдения за поведением потребителей.
d) Сбор информации путем проведения контролируемых тестов и измерений.
6. Что такое анализ вторичных источников как метод сбора первичной информации?
a) Сбор информации путем задания вопросов потребителям.
b) Сбор информации путем анализа данных, полученных от других источников.
c) Сбор информации путем наблюдения за поведением потребителей.
d) Сбор информации путем проведения экспериментов и измерений.
7. Какие методы сбора первичной информации наиболее популярны в маркетинговых исследованиях?
a) Опросы и наблюдение.
b) Эксперименты и анализ вторичных источников.
c) Анализ конкурентов и анализ отрасли.
d) Анализ статистических данных и опросы.
8. Что представляет собой бенчмаркинг?
a) Процесс сравнения своих продуктов и услуг с конкурентами на рынке.
b) Определение целевой аудитории и разработка маркетинговых стратегий.
c) Исследование рынка и потребительского спроса.
d) Разработка новых продуктов и услуг на основе анализа конкурентов.
e) Определение ценовой политики и позиционирования на рынке.
9. Какие методы не используются в бенчмаркинге?
a) Сравнение цен и качества продуктов.
b) Анализ конкурентов и их маркетинговых стратегий.
c) Определение целевой аудитории и разработка маркетинговых стратегий.
d) Оценка эффективности маркетинговых кампаний.
10. Что включает в себя анализ конкурентов в бенчмаркинге?
a) Изучение цен и качества продуктов.
b) Оценка маркетинговых стратегий и тактик конкурентов.
c) Исследование рынка и потребительского спроса.
d) Определение целевой аудитории и разработка маркетинговых стратегий.
e) Оценка эффективности маркетинговых кампаний.
11. Что представляет собой целевая аудитория?
a) Группа людей, которые могут быть заинтересованы в продукте или услуге
b) Группа людей, которые уже приобрели продукт или услугу
c) Группа людей, которые работают в организации
12. Что такое SWOT-анализ?
a) Анализ сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз из внешней среды
b) Анализ ценовой политики конкурентов на рынке
c) Анализ эффективности рекламной кампании
13. Ценность для клиента - это
a) Выгода или польза, которую клиент получает от продукта или услуги
b) Цена, по которой клиент готов приобрести товар или услугу
c) Количество продукта или услуги, предлагаемое клиенту
14. Сегментация рынка – это
a) Разделение рынка на группы потребителей с похожими характеристиками
b) Разделение рынка на группы конкурентов
c) Разделение рынка на географические зоны
15. Что представляет собой лояльность клиентов?
a) Преданность и постоянство клиентов к бренду или организации
b) Количество клиентов, приобретающих товар или услугу
c) Уровень удовлетворенности клиентов
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. b
2. a
3. c
4. c
5. d
6. b
7. a
8. а
9. с
10. b
11. a
12. a
13.a
14.a
15.a
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Процесс сбора, анализа и интерпретации информации о рынке и потребителях – это ________________ (маркетинговое исследование)
2. Разделение рынка на группы потребителей с общими характеристиками и потребностями – это __________ (сегментация рынка)
3. Создание уникального образа товара или услуги в умах потребителей – это ____________________ (позиционирование)
4. Комбинация продукта, цены, распределения и продвижения, используемая для достижения маркетинговых целей – это _______________________ (маркетинговый микс или 4р)
5. Долгосрочный план действий для достижения маркетинговых целей – это ______________________ (маркетинговая стратегия)
6. Уникальное имя, символ или образ, используемые для идентификации товара или услуги, обладающее известностью на рынке – это ______________ (бренд)
7. Опросы, наблюдение, эксперименты относят к методам сбора ________________ маркетинговой информации (первичной)
8. Реклама, связи с общественностью, прямые продажи, личная продажа относят к системе ________________________ (маркетинговых коммуникаций или продвижения)
9. Документ, описывающий маркетинговые цели и стратегии компании – это _____________________ (маркетинговый план)
10. В зависимости от целей выделяют виды маркетинговых исследований: разведывательные, описательные и_________________ (каузальные или причинно-следственные)
11. Информация, собранная для целей конкретного исследования – это ___________________ информация (первичная)
12. Информация, собранная ранее для целей, отличных от целей конкретного маркетингового исследования – это _________________ информация (вторичная)
13. салоны для новобрачных обычно используют стратегию охвата рынка ___________________ (целевого маркетинга)
14. Рынок, который характеризуется меньшим числом покупателей, крупными и профессиональными – это рынок _________________________________ (товаров промышленного назначения)
15. Вставьте фазу жизненного цикла товара согласно последовательности: внедрение – рост – _______________ - спад (зрелость)
16. Вопрос в анкете, позволяющий получить в большей степени качественную информацию – это _________________ вопрос (открытый)
17. Изучение справочников и статистической литературы относится ____________________________ исследование (кабинетное)
18. Набор откликов покупателя, возникших в результате контакта с другими покупателями – это _____________________________________ (обратная связь)
19. Работа с документацией предприятия – это метод сбора ____________________информации (первичной)
20. Формирование сегмента по составу семьи относится к критерию сегментирования_____________________ (демографическому)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.





5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный экзамен по дисциплине (теоретический вопрос и практическое задание).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1

Примерные вопросы к зачету/экзамену
1. Определение маркетинговых исследований. Роль и место информации и знаний в маркетинговых исследованиях.
2. «Данные», «информация», «знания» – соотношение понятий применительно к маркетинговым исследованиям.
3. Цели маркетинговых исследований; их обоснование.
4. Классификация маркетинговых исследований по признаку «методы сбора первичных данных».
5. Классификация маркетинговых исследований по признаку целей исследования.
6. Система организации маркетинговых исследований в организациях, направленных на создание базы маркетинговых знаний.
7. Объект и предмет маркетинговых исследований.
8. Структура вторичных данных; использование вторичных данных решении маркетинговых задач на предприятиях.
9. Источники внутренних вторичных данных.
10. Источники внешних вторичных данных.
11. Полевые маркетинговые исследования: содержание, процедуры, предназначение.
12. Порядок подготовки выборочного исследования. Репрезентативность выборочных совокупностей.
13. Структура и характеристики выборочных совокупностей.
14. Квотная выборка: порядок формирования, характеристика репрезентативности квотной выборки.
15. Измерительные шкалы, принятые в изучении социально-экономических процессов. Виды измерительных шкал: их формы и характеристики.
16. Объекты измерений в маркетинговых исследованиях.
17. Неметрические шкалы: номинальная и порядковая шкалы.
18. Неметрические шкалы: интервальная и относительная шкалы.
19. Дихотомическая шкала и шкала с ограниченным числом альтернатив.
20. Шкала семантического дифференциала и шкала Лайкерта.
21. Шкала попарного сравнения.
22. Шкала с постоянной суммой.
23. Непрерывная шкала.
24. Шкала Стэпела.
25. Наблюдения, как метод в маркетинговых исследованиях. Классификация маркетинговых наблюдений в зависимости от степени вовлеченности исследователя в процесс исследования и осведомленности обследуемых о том, что за ними наблюдают.
26. Классификация индивидуальных интервью. Требования к вопросам структурированного интервью.
27. Домашние интервью и интервью в магазинах. Индивидуальные безличные интервью.
28. Телефонные интервью. Требования к разработке опросных листов.
29. Фокус-группы, как метод коллективных опросов. Классификация фокус-групп.
30. Требования, предъявляемые к модератору фокус-групп.
31. Типы участников фокус-групп и методы работы с каждым из них модератора.

Приложения
Приложение 1.   ФОС_Марк.иссл._2022-2023.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: Учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 : www.biblio-online.ru/book/3014568F-E1A6-4233-BEA1-B6BE3F0FD31F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Голубков Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы: http://www.mavriz.ru/, http://www.4p.ru/, http://marketing.rbc.ru/. http://www.mavriz.ru/, http://www.4p.ru/, http://marketing.rbc.ru/
Э2 Поисковые системы: http://www.google.ru/, http://www.yandex.ru/, http://www.rambler.ru/. http://www.google.ru/, http://www.yandex.ru/, http://www.rambler.ru/.
Э3 Информационно-справочные системы: http://ru.wikipedia.org, http://www.economslov.ru/, http://www.glossary.ru/. http://ru.wikipedia.org, http://www.economslov.ru/, http://www.glossary.ru/.
Э4 Курс в МУДЛ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), бессрочно

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе)