МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы научно-исследовательской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_Профессиональное обучение_Дизайн-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. искусств., Доцент, Комарова О.С.;к.искусств., Доцент, Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
к. искусств., Доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы научно-исследовательской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. искусствоведения, доц. Ю.В. Кирюшина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой канд. искусствоведения, доц. Ю.В. Кирюшина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Расширение кругозора, углубления знаний по предмету, освоение элементов научного поиска, приобретение опыта публичных выступлений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1: Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-2.1: Знает основные законодательные и нормативно правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих
правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-2.2: Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3: Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-1.2: Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3: Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.4: Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-1.4: Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия исследовательской деятельности
1.1. Исследования и их роль в практической деятельности человека Лекции 4 1 УК-2.1, УК-1.1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные методы, виды и этапы исследовательского процесса Практические 4 2 УК-2.2, УК-1.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Исследования и их роль в практической деятельности человека. Основные методы, виды и этапы исследовательского процесса Лекции 4 2 УК-2.2, УК-1.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Исследования и их роль в практической деятельности человека. Основные методы, виды и этапы исследовательского процесса Сам. работа 4 26 УК-2.2, УК-1.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Технология работы с информационными источниками
2.1. Поиск информации Лекции 4 1 УК-2.1, УК-1.1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Накопление и обработка информации Лекции 4 1 УК-2.1, УК-1.1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Поиск информации. Накопление и обработка информации Практические 4 2 УК-2.2, УК-1.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.4. Поиск информации. Накопление и обработка информации Сам. работа 4 22 УК-2.2, УК-1.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Технология выполнения исследовательской работы
3.1. Структура исследовательской работы Лекции 4 1 УК-2.1, УК-1.1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Правила оформления исследовательской работы Практические 4 2 УК-2.2, УК-2.3, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Структура исследовательской работы. Правила оформления исследовательской работы Сам. работа 4 22 УК-2.2, УК-2.3, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Представление результатов исследовательской работы
4.1. Презентация исследовательских работ. технология публичного выступления Практические 4 4 УК-2.4, УК-1.4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Оценка (самооценка) успешности выполнения исследовательской работы Сам. работа 4 18 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3300
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Отличительными признаками научного исследования являются:
A. целенаправленность
B. поиск нового
C. систематичность
D. строгая доказательность
E. все перечисленные признаки
Ответ: Е - все перечисленные признаки

2. Основная функция метода:
A. внутренняя организация и регулирование процесса познания
B. поиск общего у ряда единичных явлений
C. достижение результата
Ответ: А - внутренняя организация и регулирование процесса познания

3. Совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности при достижении определенных результатов – это:
A. принцип
B. метод
C. эксперимент
D. разработка
Ответ: В - метод

4. Сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе, мышлении – это:
A. теория
B. апробация
C. концепция
D. наука
Ответ: D - наука

5. Учение о принципах, формах, методах познания и преобразования действительности, применении принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике – это:
A. аналогия
B. идеология
C. методология
D. морфология
Ответ: С - методология

6. Замысел исследования – это:
A. литературное оформление результатов исследования
B. накопление фактического материала
C. основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы
D. принципы представления результатов работы
Ответ: С - основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы

7. При рассмотрении содержания понятия «наука» осуществляется подходы:
A. структурный
B. организационный
C. функциональный
D. все перечисленные
Ответ: D – все перечисленные

8. Исходя из результатов деятельности, наука может быть:
A. фундаментальная
B. прикладная
C. в виде разработок
D. всё перечисленное
Ответ: D - всё перечисленное

8. Главными целями научной политики в системе образования являются:
A. подготовка научно-педагогических кадров
B. совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса
C. совершенствование планирования и финансирования научной деятельности
D. развитие материально-технической базы производственной сферы
Ответ: A - подготовка научно-педагогических кадров

9. Методика научного исследования представляет собой:
A. систему последовательно используемых приемов в соответствии с целью исследования
B. систему и последовательность действий по исследованию явлений и процессов
C. совокупность теоретических принципов и методов исследования реальности
D. способ познания объективного мира при помощи последовательных действий и наблюдений
E. все перечисленные определения
Ответ: Е – всё перечисленное

10. В формировании научной теории важная роль отводится:
A. индукции и дедукции
B. абдукции
C. моделированию и эксперименту
D. всем перечисленным методам
Ответ: D – всем перечисленным методам

11. В какой период времени наука возникла как форма общественного сознания?
A. в период античности
B. в Новое время
C. с середины XIXв.
D. со второй половины XX.
Ответ: А – в период античности

12. В какой период времени наука возникла как социальный институт?
A. в период античности
B. в Новое время
C. с середины XIXв.
D. со второй половины XX.
Ответ: B – в Новое время

13. В какой период времени наука возникла как непосредственная производительная сила?
A. в период античности
B. в Новое время
C. с середины XIXв.
D. со второй половины XX.
Ответ: D – со второй половины ХХ века

14. В какой период времени наука возникла как система подготовки кадров:
A. в период античности
B. в Новое время
C. с середины XIXв.
D. со второй половины XX.
Ответ: С – с середины XIX в.

15. Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению, - это:
A. гипотеза
B. теория
C. наука
D. концепция
Ответ: С - наука

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности при достижении определенных результатов – это _____________
Ответ: метод

2. Что такое наука
Ответ: сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе, мышлении.

3. Учение о принципах, формах, методах познания и преобразования действительности, применении принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике – это ______________
Ответ: методология

4. Основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы – это _____________
Ответ: замысел исследования

5. Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании – это ____________
Ответ: наука

6. Краткая и точная формулировка того, что намеревается сделать автор в результате исследования – это ________________
Ответ: цель исследования

7. Временное предположение, используемое для систематизации имеющегося фактического материала и требующее дальнейшего подтверждения или опровержения – это _________________
Ответ: гипотеза

8. Наблюдение, эксперимент, исследование относятся к методам _____________
Ответ: эмпирическим

9. Метод, основанный на целенаправленном изучении предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление) – это ____________
Ответ: наблюдение

10. Метод, основанный на выявлении и осмыслении сходства или различия объектов изучения – это _____________
Ответ: сравнение

11. Положение, которое принимается без логического доказательства – это __________
Ответ: аксиома

12. Мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта лежит в основе общелогического метода, который называется ____________________
Ответ: абстрагирование

13. Разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения лежит в основе общелогического метода, который называется ______________
Ответ: анализ

14. Метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое – это ______________
Ответ: синтез

15. Общелогический метод, в основе которого лежит совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим – это ____________________
Ответ: индукция

16. Совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем – это _________________
Ответ: системный подход

17. Опрос, анкета, интервью, анализ документов составляют группу методов _____________________
Ответ: социологических

18. При использовании данного метода исследования источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Это метод _____________
Ответ: метод опроса

19. Вся совокупность свойств, которые подвергаются исследованию – это ________________
Ответ: объект исследования

20. Особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе, - это __________________
Ответ: предмет исследования

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. комплекс наук, в области которых ведутся исследования, это:
A. научная теория
B. научное направление
C. научная концепция
D. научный эксперимент
Ответ: В – научное направление

2. Основу любой науки составляет:
A. образно-метафорический язык
B. социальные диалекты
C. терминология, профессиональная лексика
D. обычный разговорный язык
Ответ: С - терминология, профессиональная лексика

3. Метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета:
A. Анализ
B. Синтез
C. Индукция
D. Дедукция
Ответ: В – синтез

4. Метод познания, при котором происходит перенос значения, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый:
A. Наблюдение
B. Эксперимент
C. Аналогия
D. Синтез
Ответ: С - аналогия

4. Метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей:
A. Моделирование
B. Аналогия
C. Эксперимент
D. Синтез
Ответ: А - Моделирование

5. Метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям:
A. Анализ
B. Синтез
C. Индукция
D. Дедукция
Ответ: D - дедукция

6. Система знаний о природе, обществе и мышлении, накопленных человечеством в ходе общественно-исторической жизни, которая представляет собой особую целенаправленную деятельность по производству новых, объективных знаний:
A. опыт
B. наука
C. искусство
D. религия
Ответ: В - наука

7. Науки о природе – это:
A. общественные науки
B. философские науки
C. технические науки
D. естественные науки
Ответ: D – естественные науки

8. Науки, изучающие общество и общественные процессы – это:
A. общественные науки
B. философские науки
C. технические науки
D. естественные науки
Ответ: А – общественные науки

9. Науки, занимающиеся решением технологических, инженерных, экономических и иных проблем, это:
A. общественные науки
B. философские науки
C. технические науки
D. естественные науки
Ответ: С – технические науки

10. География, химия, биология относятся к наукам:
A. общественным наукам
B. философским наукам
C. техническим наукам
D. естественным наукам
Ответ: D – естественные науки

11. Целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий, это:
A. научная теория
B. научная практика
C. научный метод
D. научное исследование
Ответ: D – научное исследование

12. Обычно научное исследование состоит из трех основных этапов. Лишним среди них является:
A. подготовительный
B. творческий
C. исследовательский
D. заключительный
Ответ: B - творческий

13. Определение объекта и предмета, цели и задач происходит на этапе научного исследования:
A. подготовительном
B. втором
C. исследовательском
D. заключительном
Ответ: А – подготовительном

14. Проверка гипотезы происходит на этапе научного исследования:
A. первом
B. исследовательском (втором)
C. подготовительном
D. заключительном
Ответ: В – исследовательском (втором)

15. Обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций происходит на этапе научного исследования:
A. первом
B. подготовительном
C. заключительном
D. исследовательском (втором)
Ответ: С - заключительном

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета – это _______________
Ответ: синтез

2. Метод познания, при котором происходит перенос значения, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый – это ___________________
Ответ: аналогия

3. Метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей – это __________________
Ответ: моделирование

4. Метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям – это ________________
Ответ: дедукция

5. Система знаний о природе, обществе и мышлении, накопленных человечеством в ходе общественно-исторической жизни, которая представляет собой особую целенаправленную деятельность по производству новых, объективных знаний – это ____________
Ответ: наука

6. Назовите комплекс наук, в который входят науки, изучающие природу и природные явления в их многообразии
Ответ: естественные науки

7. Комплекс научных дисциплин, изучающих как общество в целом, его структуру, динамику, развитие, историю, так и его отдельные подсистемы (экономику, политику, государство, гражданское общество, правовое устройство, духовную жизнь) – это _________________
Ответ: общественные науки

8. Комплекс наук, изучающий технику или явления, имеющие значение для развития техники – это ___________________
Ответ: технические науки

9. Журналы, официально утвержденные в качестве журналов, содержащих рефераты книг, статей и других разновидностей документов, называются _________________
Ответ: реферативные журналы

10. Квалификационная научная работа в определенной области науки, имеющая внутреннее единство, содержащая совокупность научных результатов, научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты и свидетельствующих о личном вкладе автора в науку и его качествах как ученого – это _______________
Ответ: диссертация

11. Научное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам – это _______________
Ответ: монография

12. Сжатая характеристика первоисточника, в которой перечисляются основные проблемы, рассматриваемые в нем, - это _____________________
Ответ: аннотация

13. Критический обзор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов – это ______________
Ответ: рецензия

14. Краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения – это _____________
Ответ: тезисы доклада

15. Издания, предназначенные для педагогических целей, в которых рассматриваются проблемы того или иного учебного курса на научной основе и даются рекомендации по выполнению практических заданий – это ______________
Ответ: учебные и методические пособия

16. Первое самостоятельное научное исследование студентов вуза, которое требует навыков самостоятельной научной деятельности – это __________________
Ответ: курсовая работа

17. Перечень книг и статей, использованных в научной или учебной работе – это ______________________
Ответ: библиография

18. Процесс литературной обработки письменной работы для приведения ее содержания в соответствие с требованиями – это __________________
Ответ: редактирование

19. Деление текста на логически самостоятельные составные части – это _____________
Ответ: рубрикация

20. Разновидность литературного языка, употребляется в научных трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности – это _____________
Ответ: научный стиль


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.Ф. Шкляр Основы научных исследований : учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684295
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горелов, Н. А. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кузнецов И.Н. Основы научных исследований : Учебное пособие для бакалавров М.: Дашков и Ко // Университетская библиотека on-line, 2020 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральный портал «Российское образование» www.edu.ru.
Э2 Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window. edu.ru/
Э3 Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru
Э4 Электронные библиотечные системы и ресурсы. resursi-nb.html http:// www .tih.kubsu.ru/informatsionnie-resursi/elektronnie-
Э5 Эл.курс на образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов