МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.02.06. Финансы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_38_02_06_Финансы-2022_11кл
Часов по учебному плану 70
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 6
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17,170000076294
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 38 38 38 38
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 6 6 6 6
Итого 70 70 70 70

Программу составил(и):
Препод., Карасева Светлана Сергеевна

Рецензент(ы):
Канд.экон.наук, Доцент, Подольная Наталья Павловна

Рабочая программа дисциплины
Основы организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 ФИНАНСЫ (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 65)

составлена на основании учебного плана:
Направление 38.02.06 ФИНАНСЫ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов системы современных базовых знаний в области функционирования бюджетной системы Российской Федерации и организации бюджетного процесса в Российской Федерации;
формирование умений, навыков и компетенций, необходимых для управления бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 1.1. Рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
ПК 1.2. Обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
ПК 1.3. Осуществлять контроль за совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации бюджетного процесса, межбюджетных отношений, финансово-экономического планирования;
– структуру бюджетной системы Российской Федерации, принципы ее построения;
– бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
– понятие бюджетной классификации Российской Федерации и порядок ее применения;
– порядок формирования доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и основы их разграничения между звеньями бюджетной системы;
– порядок определения дефицита бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и источников его финансирования;
– формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
– участников бюджетного процесса в Российской Федерации и их полномочия; порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
– основы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
– порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи;
– процедуры исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по доходам и расходам;
– порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
3.2.Уметь:
3.2.1.– использовать бюджетное законодательство, подзаконные нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности;
– применять бюджетную классификацию Российской Федерации в Российской Федерации;
– составлять сводные перечни главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств, главных администраторов и администраторов доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета;
– формировать реестры расходных обязательств муниципального образования;
– проектировать предельные объемы бюджетных средств по главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов, государственным и муниципальным учреждениям;
– проводить мониторинг целевых программ, финансируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
– определять дефицит бюджета и источники его финансирования;
– составлять сводную бюджетную роспись.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– расчетом показателей проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
– организацией исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
– осуществлять контроль за своевременным совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, их целевым и эффективным использованием.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Бюджетное устройство Российской Федерации
1.1. Понятие бюджета и бюджетной системы Лекции 2 4 ПК 1.3., ПК 1.2., ПК 1.1., ОК 11., ОК 10., ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие бюджета и бюджетной системы Практические 2 4 ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 11., ОК 10., ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие бюджета и бюджетной системы Сам. работа 2 1 ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 11., ОК 10., ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.4. Формирование доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Межбюджетные отношения. Лекции 2 6 ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 11., ОК 10., ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.5. Формирование доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Межбюджетные отношения. Практические 2 2 ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 11., ОК 10., ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.6. Формирование доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Межбюджетные отношения. Сам. работа 2 2 ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 11., ОК 10., ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.7. Бюджетная классификация Российской Федерации Лекции 2 6 ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 11., ОК 10., ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.8. Бюджетная классификация Российской Федерации Практические 2 10 ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 11., ОК 10., ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.9. Бюджетная классификация Российской Федерации Сам. работа 2 1 ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 11., ОК 10., ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.10. Организация составления, рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Лекции 2 8 ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 11., ОК 10., ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.11. Организация составления, рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Практические 2 4 ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 11., ОК 10., ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.12. Организация составления, рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Сам. работа 2 2 ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 11., ОК 10., ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.13. Организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Лекции 2 14 ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 11., ОК 10., ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.14. Организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Практические 2 6 ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 11., ОК 10., ОК 09., ОК 06., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении ФОС_Основы организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации_2021
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Поляк Г.Б. - под ред., Смирнова Е.Е. - под ред. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Черник Д.Г. - отв. ред., Шмелев Ю.Д. - отв. ред. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 электронный курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel,
- MS PowerPoint,
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 208 (филиал в г. Бийске) кабинет правового обеспечения профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска меловая; кафедра; учебно-методические пособия.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации дисциплины "Основы организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации" используются активные и интерактивные методы:
При проведении лекционных занятий:
-устный фронтальный опрос по теме занятия;
-лекция-визуализация (презентация);
-лекция-беседа;
-лекция-интервью (ответы преподавателя на вопросы обучающихся по проблемным вопросам аудита).
При проведении практических занятий:
- ситуационные методы ( анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач);
- дискуссия;
- обзор инноваций в Налоговом кодексе.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении индивидуальных и групповых творческих заданий.
Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
Важным условием успешного освоения дисциплины "Основы организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации" является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме зачета.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- порешать основные типовые задачи.