МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гуманитарная география в исторических исследованиях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_История_ИЗвСО-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 26
индивидуальные консультации 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 26 26 26 26
Консультации 50 50 50 50
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Бобров Денис Сергеевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Колокольцева Наталья Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Гуманитарная география в исторических исследованиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.01 История (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1057)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс «Гуманитарная география в исторических исследованиях» нацелен на формирование у студентов комплексного представления о соотношении исторического и географического знания; месте и роли человека в современном социально-географическом пространстве; характере и специфике формирования стратегий репрезентации земных пространств в человеческой деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять знания источниковедения при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач, комплексно работать с исторической информацией;
ОПК-1.1 Знает методы, приемы работы с источниками
ОПК-1.2 Умеет применять результаты источниковедческой критики в процессе исследовательской и педагогической деятельности
ОПК-2Способен использовать знания в области отечественной и всеобщей истории в прикладных и фундаментальных исследованиях, в педагогической деятельности, критически оценивать различные интерпретации прошлого в историографической теории и практике;
ОПК-2.1 Знает основные историографические концепции и подходы
ОПК-2.2 Умеет использовать теоретические и эмпирические знания в области истории для осуществления профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками критического мышления и способен их применять в профессиональной деятельности
ПК-1Способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в области исторической науки
ПК-1.1 Знает содержание фундаментальных и прикладных дисциплин, различные методы и исследовательские методики, применяемые в исторических исследованиях, имеет представление о междисциплинарных методах в гуманитарных исследованиях
ПК-1.2 Умеет ставить цели и определять задачи научно-исследовательской работы; определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач
ПК-1.3 Владеет навыками использования знаний содержания дисциплин программы магистратуры, в научно- исследовательской работе; исследовательскими методами, избранными для реализации запланированного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные исследовательские опыты применения современных историко-географических концепций;
предмет и задачи географического исследования и географической науки, роль географии в современном социокультурном развитии;
Знает ключевые современные концепции исторического и географического знания, умеет их сопоставлять
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет давать обобщенную аналитическую характеристику концепциям пространства в социальных и естественных науках, интегрировать в образовательный процесс, использовать в соответствующих целях;
локализовывать и характеризовать сложные социальные и территориальные общности; анализировать взаимосвязь социокультурной и физико-географической среды в контексте исторического развития;
Умеет выделять и анализировать источники формирования историко-географических образов пространства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком анализа основных установившихся подходов к возможности использования элементов гуманитарно-географического знания в историческом исследовании;
различными методиками проецирования географического и социального пространства на контекст исторического исследования;
навыком анализа господствующих представлений о категории «пространство» в социальных и естественных науках.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современное состояние исторического и географического знания
1.1. Современное общество в контексте развития географической, социальной и культурной среды Лекции 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Современное общество в контексте развития географической, социальной и культурной среды Сам. работа 2 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Фундаментальные аспекты состояния взаимодействия географической среды и современного общества Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Категория "пространство" в социальных и естественных науках
2.1. Восприятие категории "пространства" в социальных и естественных науках Консультации 2 18 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.2. Восприятие категории "пространства" в социальных и естественных науках Практические 2 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.3. Изменение роли и места человека в современном пространстве Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Историко-географические образы пространства
3.1. Общие представления об историко-географических образах. Стратегии репрезентации пространств Лекции 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.2. Историко-географические образы пространства: генезис, содержательные характеристики, нюансы реконструкции Сам. работа 2 16 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.3. Историко-географические образы пространства: генезис, содержательные характеристики, нюансы реконструкции Практические 2 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Возможности гуманитарной географии в историческом научном исследовании
4.1. Методики и алгоритмы "развертывания" собственного исследования в контексте гуманитарной географии Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
4.2. Адаптация и использование подходов гуманитарной географии к собственному историческому исследованию Консультации 2 32 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
4.3. Адаптация и использование подходов гуманитарной географии к собственному историческому исследованию Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6422

Оценка сформированности компетенции ОПК-2: Способен использовать знания в области отечественной и всеобщей истории в прикладных и фундаментальных исследованиях, в педагогической деятельности, критически оценивать различные интерпретации прошлого в историографической теории и практике

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Выберите верный ответ. География культуры занимается изучением:
А. пространственной организацией общества;
Б. территориальных различий культуры и отдельных ее элементов;
В. способов создания культурных ценностей.
Ответ: Б.
2. Выберите верный ответ. К cубъективным признакам цивилизации относятся:
А. общность истории;
Б. самоидентификация людей;
В. общность форм материальной культуры.
Ответ: А.
3. Назовите тип цивилизации, где жизненный уклад людей отличается высокой устойчивостью?
А. традиционные
Б. техногенные
В. очаговые
Ответ: А.
4. Выберите верный ответ.
В большинстве случаев географические рамки цивилизаций охватывают:
А. планета Земля
Б. одно государство
В. десятки государств
Г.ЮНЕСКО.
Ответ: в.
5. Кому принадлежит Всемирное культурное наследие?
А. Всему человечеству.
Б. Отдельным народам.
В. Отдельным цивилизациям
Ответ: А.
6. В каких странах господствующей религией является буддизм?
А) Саудовская Аравия, Вьетнам, Лаос
Б) Таиланд, Лаос, Камбоджа
В) Таиланд, Индия, Китай
Ответ: Б.
7. Какая из мировых религий является самой малочисленной по количеству последователей?
А) христианство
Б) буддизм
В) ислам
Ответ: Б.
8. В каком из этих государств проживает больше последователей католицизма, чем в других
а) Бразилия
б) Испания
в) Италия
Ответ: а.
9. Выберите верный ответ. Первые цивилизации возникли:
А. 3-4 тыс. лет до н.э.
Б. 4-5 тыс. лет до н.э.
В. 5-6 лет до н.э.
Ответ: А.
10. Установите соответствие между религиями и странами, где эти вероучения являются преобладающими:
А. Христианство. 1. Саудовская Аравия.
Б. Ислам. 2. Мьянма.
В. Буддизм. 3.Армения
Ответ: 1Б; 2В; 3А.
11. Выберите признаки, характерные для цивилизаций Запада:
А. Самосозерцание
Б. Либерализм
В. Свободный рынок.
Ответ: БВ.
12. Выберите признаки, характеризующие Россию как европейскую страну:
А. Принцип коллективизма;
Б. Индивидуализм, приоритет личности;
В. Частная собственность, рыночные отношения.
Ответ: В.
13. Выберите признаки, характеризующие Россию как восточную страну:
А. приоритет принципа коллективизма над индивидуализмом;
Б. Индивидуализм, приоритет личности;
В. Частная собственность, рыночные отношения
Ответ: А.
14.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Напишите название племени славян, в IX в. заселявших районы верховьев Днепра, Волги, Западной Двины.
ОТВЕТ: кривичи

ВОПРОС 2. Часть государства, полностью окруженная территорией другой страной, называется _________ .
ОТВЕТ: Анклав

ВОПРОС 3: Укажите название государства-соседа Древней Руси, располагавшегося в Среднем Поволжье и бассейне Камы в период X-XIII в. ______________
ОТВЕТ: Волжская Булгария

Вопрос 4. По какой крупной реке проходила большая часть пути «из варяг в арабы»?
ОТВЕТ: Волга

ВОПРОС 5. Как назывался первый город, основанный русскими первопроходцами на территории Сибири?
ОТВЕТ: Тюмень

ВОПРОС 6: В 1780-е гг. большая часть Западной Сибири располагалась в пределах Тобольского и ____________ наместничеств.
ОТВЕТ: Колыванского.

ВОПРОС 7. Укажите цифрой число учрежденных Петром I в 1708 г. губерний.
ОТВЕТ: 8

ВОПРОС 8. Участок между двумя судоходными реками (озерами), через который перетаскивали судно для продолжения пути, назывался___________ .
ОТВЕТ: волок

ВОПРОС 9. Историческое название территории, включающей современный Санкт-Петербург и часть Ленинградской области - _____________ .
ОТВЕТ: Ингерманландия

ВОПРОС 10. Самой западной точкой Великой Сибирской железной дороги был город __________
ОТВЕТ: Челябинск.

ВОПРОС 11. Укажите имя императора(императрицы), при котором в состав России вошел Горный Алтай.
Ответ: Елизавета Петровна

ВОПРОС 12. Какой золотоордынский город располагался вблизи современной Астрахани?
ОТВЕТ: Хаджи-Тархан

ВОПРОС 13. Какое название получили земли Северного Причерноморья от Днестра до Кубани после присоединения к России?
ОТВЕТ: Новороссия

ВОПРОС 14. Назовите год создания Российско-Американской компании.
ОТВЕТ: 1799

ВОПРОС 15. Из каких административных единиц состояли провинции Российской империи в 1719-1727 гг.?
ОТВЕТ: Дистрикты

ВОПРОС 16. Напишите названия народов Российской империи, исповедовавших буддизм.
ОТВЕТ: Буряты, калмыки

ВОПРОС 17. Форма колониальной зависимости, в которой находился Бухарский эмират по отношению к Российской империи, называется _________ .
ОТВЕТ: протекторат

ВОПРОС 18. Какой современный этнос Сибири до революции именовался «остяки»?
ОТВЕТ: Ханты

ВОПРОС 19. Столицей Туркменской ССР являлся город ________ .
ОТВЕТ: Ашхабад

ВОПРОС 20. Экспедиция Е.П. Хабарова в XVII в. прошла по реке ________ до ее устья.
ОТВЕТ: Амур

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценка сформированности компетенции ПК-1: Способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в области исторической науки

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Как большинство специалистов видят соотношение гуманитарной и культурной географии?
Ответ: как связанные между собой, но не тождественные дисциплины, география культуры сосредотачивается на изучении пространственной локализации культуры; гуманитарная география рассматривает пространственные аспекты социальных практик отдельных людей и всего общества.

2. Назовите фундаментальные черты современного общества в контексте пространственной парадигмы.
Ответ: сетевое строение.

3: Какая из провинций выделилась в самостоятельную губернию из Сибирской в 1764 г.?
ОТВЕТ: Иркутская

4. В 1914 г. статус российского протектората получила _________ .
ОТВЕТ: Тува

5. Система речных каналов, соединившая Петербург и Волгу через Ладожское озеро и Шексну в начале XIX в., получила название ____________ .
ОТВЕТ: Мариинская

6. Укажите название первой российской железной дороги ______________.
ОТВЕТ: Николаевская

7. Как назывался мирный договор, по которому Финляндия была присоединена к России?
ОТВЕТ: Фридрихсгамский

8. Россия потеряла устье Дуная по результатам __________ войны.
ОТВЕТ: Крымской

9. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали началось в ________ году.
ОТВЕТ: 1894

10. Основной район нефтедобычи в Российской империи на рубеже XIX – XX веков находился вблизи города __________ .
ОТВЕТ: Баку

11. Какой город являлся самым южным российским укреплением в Западной Сибири в первое десятилетие XVII века?
ОТВЕТ: Томск

12. В каком году к Московскому княжеству была присоединена Псковская земля?
ОТВЕТ: 1510

13: В 1940 г. в состав СССР вошла ______________ социалистическая советская республика.
ОТВЕТ: Карело-Финская

14. В 1552 г. Россия присоединила _________ ханство.
ОТВЕТ: Казанское

15. Какой золотоордынский город располагался вблизи современной Астрахани?
ОТВЕТ: Хаджи-Тархан

16. Столица Сибирского ханства располагалась на реке _________ .
ОТВЕТ: Иртыш

17. В 1607 г. на волоке, ведущем из низовьев Оби к Енисею, был основан город __________ .
ОТВЕТ: Туруханск
.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. При устном ответе на зачете в билет включено два вопроса теоретического характера, охватывающие различные аспекты развития и функционирования социально-географического и / или историко-географического знания. На подготовку и ответ студенту отводится 40 минут. В случае неопределенного/пограничного статуса ответа предусмотрены устные вопросы преподавателя, направленные на детализацию и верификацию отдельных элементов ответа.

СПИСОК ВОПРОСОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА К ЗАЧЕТУ

1. Проблемное поле гуманитарной географии, ее место среди географических и социально-гуманитарных дисциплин
2. Взаимосвязь трансформаций социального пространства и географического знания на современном этапе развития современного человеческого общества
3. Эволюция общественных и научных подходов к восприятию категории «пространство», взаимоотношению человека и пространства
4. Категория «пространство» в современных социальных и гуманитарных науках (социологии, психологии, географии, политологии) и философии.
5. Категория «пространство» в исторической науке, проблема пространственного фактора исторического процесса.
6. Общая характеристика антропологии и ее взаимоотношение с историческим и географическим знанием. Возможности социальной и культурной антропологии при изучении исторического процесса
7. Трансформация места и роли человека в современном географическом знании
8. Антропология движения в контексте географического и исторического знания
9. Антропология путешествия в контексте географического и исторического знания
10. Путешествие и географические образы: соотношение и взаимовлияние
11. Онтологическая природа (генезис, содержательные характеристики, различные виды) историко-географических образов
12. Историко-географические образы как стратегии репрезентации пространств и сообществ
13. Сложности, препятствующие реконструкции историко-географических образов пространств и сообществ
14. Критерии научности процесса реконструкции историко-географических образов, пути преодоления возникающих противоречий
15. Пространство революций на примере революции 1917 г.: содержательные характеристики, среда бытования, вариативность

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Любавский М.К. Историческая география России в связи с колонизацией: учебник Москва : Лань, 2014 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гладкий Ю.Н. Гуманитарная география как научное знание: Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Курс на Moodle "Гуманитарная география в исторических исследованиях" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.