МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы дизайна интерьера

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv44_03_04_Профессиональное обучение_Дизайн-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 137
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 11,5 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6 12 12
Практические 20 20 20 20 40 40
Сам. работа 82 82 55 55 137 137
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
Доцент, Чурилов М.Г.

Рецензент(ы):
Кандидат искусствоведения, Зав.каф., Кирюшина Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы дизайна интерьера

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. искусств., доцент Ю.В. Кирюшина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой канд. искусств., доцент Ю.В. Кирюшина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студента определенные профессиональные знания о принципах стиле- и формообразования, художественных приемах и средствах используемых в области дизайна интерьера.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Владеет теоретическими знаниями и специальными навыками в области художественного творчества и дизайна
ПК-1.1 Знает: основы истории искусства и дизайна, рисунка, живописи, композиции и колористики, принципы формообразования, приемы макетирования, специфику современных графических редакторов, возможности информационно коммуникационных технологий и других предметных сфер в области художественного творчества и дизайна
ПК-1.2 Владеет: навыками применения в педагогической деятельности теоретических знаний в области истории искусства и дизайна; применения навыков в сфере рисунка, живописи, композиции и колористики, формообразования, макетирования, современных графических редакторов, информационно-коммуникационных технологий и других специальных навыков в области художественного творчества и дизайна
ПК-2Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам, связанным с предметной областью "Дизайн"
ПК-2.1 Знает: преподаваемую область профессиональной деятельности; требования ФГОС СПО и иных нормативных документов, регламентирующих содержание профессионального образования (СПО и ДО) и организацию образовательного процесса
ПК-2.2 Умеет: Использовать на практике педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), связанных с предметной областью «Дизайн»
ПК-2.3 Владеет: Методикой проведения учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)образовательной программы; методами организации самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам(модулям) образовательной программы; навыками педагогического контроля и оценки сформированности образовательных результатов в процессе освоения предметной области «Дизайн»
ПК-3Способен к художественному проектированию объектов дизайна
ПК-3.1 Знает: особенности композиции, конструирования, элементов при разработке визуального образа, основные методы и способы художественно технического проектирования визуального образа, этапы работы над образом в сфере дизайна
ПК-3.2 Умеет: разрабатывать целостный образ, применять основные композиционные законы и понятия при создании визуального образа, разрабатывать авторские проекты на основе современных требований дизайна
ПК-3.3 Владеет: навыками разработки имиджевого дизайна, используя творческие и практические знания, полученные в процессе обучения, способностью создания авторских проектов на основе современных требований дизайна
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Знает: основы истории искусства и дизайна, рисунка, живописи, композиции и колористики, принципы формообразования, приемы макетирования, специфику современных графических редакторов, возможности информационно коммуникационных технологий и
других предметных сфер в области художественного творчества и дизайна
ПК-2.1: Знает: преподаваемую область профессиональной деятельности; требования ФГОС СПО и иных нормативных документов, регламентирующих содержание профессионального образования (СПО и ДО) и организацию образовательного процесса
ПК-3.1: Знает: особенности композиции, конструирования, элементов при разработке визуального образа, основные методы и способы художественно технического проектирования визуального образа, этапы работы над образом в сфере дизайна
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать цели художественного проекта, алгоритм решения задач, критерии и показатели достижения целей;
выбирать оптимальную модель профессионального поведения с учетом реальной ситуации;
разрабатывать и реализовывать проекты в сфере дизайна интерьера;
направлять развитие и саморазвитие личности.
ПК-2.2: Умеет: Использовать на практике педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), связанных с предметной областью «Дизайн»
ПК-3.2: Умеет: разрабатывать целостный образ, применять основные композиционные законы и понятия при создании визуального образа, разрабатывать авторские проекты на основе современных требований дизайна
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.2: Владеет: навыками применения в педагогической деятельности теоретических знаний в области истории искусства и дизайна; применения навыков в сфере рисунка, живописи, композиции и колористики, формообразования, макетирования, современных графических редакторов, информационно-коммуникационных технологий и других специальных навыков в области художественного творчества и дизайна
ПК-2.3: Владеет: Методикой проведения учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)образовательной программы; методами организации самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам(модулям) образовательной
программы; навыками педагогического контроля и оценки сформированности образовательных результатов в процессе освоения предметной области «Дизайн»
ПК-3.3: Владеет: навыками разработки имиджевого дизайна, используя творческие и практические знания, полученные в процессе обучения, способностью создания авторских проектов на основе современных требований дизайна

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие "Интерьер"
1.1. Интерьер как среда Лекции 7 1 ПК-3.1, ПК-1.1 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.3
1.2. Новые принципы проектирования Лекции 7 1 ПК-3.2, ПК-1.2 Л3.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Специфика строения и существования форм среды Лекции 7 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-1.2 Л3.2, Л3.1, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3
1.4. Язык формирования современного интерьера Лекции 7 1 ПК-3.1, ПК-1.2 Л3.2, Л3.1, Л2.4, Л1.5
1.5. Трансформация художественных идеалов и вкусов сегодняшнего зрителя Лекции 7 1 ПК-3.1, ПК-1.2 Л1.2
Раздел 2. Развитие интерьера (исторический обзор)
2.1. Основные характеристики интерьера Лекции 7 1 ПК-2.1, ПК-1.1 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л1.5, Л2.3, Л1.3
2.2. Архитектура Древнего мира Сам. работа 7 14 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.4
2.3. Архитектурва средневековья в Европе Сам. работа 7 14 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.1, Л1.4
2.4. Архитектура Нового времени в Европе (XV - XIX вв.) Сам. работа 7 14 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.4
2.5. Архитектура Новейшего времени (XX в.) Сам. работа 7 16 ПК-2.1, ПК-1.1 Л1.4
2.6. Таблица стилей Практические 7 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.2, Л1.4
2.7. Таблица выбранного стиля Практические 7 2 ПК-2.1, ПК-1.1 Л2.2, Л1.4
2.8. Дизайн-проект предмета мебели (стула) в выбранном стиле Практические 7 16 ПК-3.2, ПК-1.2
Раздел 3. Функционально-пространственные основы организации интерьера
3.1. Понятие о типологии архитектурной среды Сам. работа 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1
3.2. Помещения производственного назначения Сам. работа 7 6 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1
3.3. Помещения общественного назначения Сам. работа 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1
3.4. Помещения жилого назначения Сам. работа 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1
3.5. Функционально-технологические факторы в организации среды помещений Сам. работа 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1
Раздел 4. Особенности композиционного формирования интерьера
4.1. Понятие об эмоциональном воздействии архитектурного пространства Лекции 8 1 ПК-3.1, ПК-1.1 Л1.4, Л2.3
4.2. Особенности восприятия интерьера Лекции 8 1 ПК-3.1, ПК-1.1 Л1.4, Л2.3
4.3. Приёмы организации пространственной формы Лекции 8 1 ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.4, Л2.3
4.4. Приёмы организации поверхности ограждения Лекции 8 1 ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.4, Л2.3
4.5. Приёмы организации предметной среды Лекции 8 2 ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.4, Л2.3
Раздел 5. Дизай-проект жилого интерьера
5.1. Выполнение клаузуры Практические 8 2 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.3 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л1.5, Л2.3, Л1.3
5.2. Чертёж плана выбранного жилого помещения Сам. работа 8 12 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.3 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4, Л1.1, Л1.4, Л1.5, Л2.3, Л1.3
5.3. Эскизы проекта Сам. работа 8 16 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.3 Л2.4
5.4. Развёртки интерьера. Вид сверху Практические 8 6 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.3 Л2.3
5.5. Перспектива Практические 8 12 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.3 Л2.3
5.6. Макет Сам. работа 8 27 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7417

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Владеет теоретическими знаниями и специальными навыками в области художественного творчества и дизайна

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Термин «дизайн интерьера» возник в середине
А. XXвв.;
Б. XI вв.;
В. XII вв.;
Г. XIII вв.

2. Какие отличительные черты есть у стиля минимализм
А. В декоре присутствует много узоров, различных аксессуаров, вычурные линии;
Б. Простота в интерьере, мебель и аксессуары есть лишь в минимальном необходимом.

3. Отличительные особенности стиля хай -тек
А. Массивные балки и опоры из дерева. Исключительно натуральные материалы. Охотничьи трофеи используются в качестве украшения;
Б. Лепнина, исключительно роскошная мебель, для украшения стен используются картины художников эпохи Возрождения;
В. Использование современных материалов (металл, пластик, стекло и др.), в интерьере присутствует современная техника, нет рисунков и узоров;
Г. Экзотические аксессуары ручной работы. Традиционные африканские мотивы в интерьере. Только натуральные материалы и цвета.

4. Особенности стиля прованс
А. Современные материалы, желательно наличие последних новинок техники в интерьере. Мебель исключительно функциональна;
Б. Минимальное количество мебели и аксессуаров, отсутствие узоров и прямые линии;
В. Натуральные материалы, цветы, растения, обилие текстиля из хлопка, ситца, лена. Легкость и деревенские мотивы.

5. В какой стране возник стиль минимализм в интерьере
А. В Англии;
Б. Во Франции;
В. В Италии;
Г. В Японии.

6. В какой стране появился стиль барокко
А. Франция;
Б. Италия;
В. Испания;
Г. Мексика.

7. Какие перегородки относятся к демонтируемым
А. Возводимые стены, толщиной до 100мм.;
Б. Стена, являющаяся активным конструктивным элементом здания, которая удерживает вес элементов над ней, передавая свой вес на конструкцию фундамента под ней;
В. Межкомнатные перегородки, которые не несут нагрузки и не являются удерживающими, требующие носа.

8. Характерные особенности английского стиля
А. Пышность форм, помпезность, объемный декор, цветы, растения;
Б. Консерватизм и уважение к традициям, рациональность мышления, прагматизм, сдержанность и чувство меры, строгость во всем;
В. Все ответы правильные.

9. Что такое фасад здания
А. Внешняя (лицевая) сторона строения;
Б. Внутренняя часть интерьера;
В. Подвальное помещение.

10. Комплекс нормативно-технических требований, утвержденных в качестве организацией изготовителей и потребителей называется
А. ГОСТ;
Б. ТУ;
В. Стандарты;
Г. СНиП.

11. Государственный стандарт
А. ГОСТ;
Б. ТУ;
В. Стандарты;
Г. СНиП.

12. Способность материала сохранять прочность при водонасыщении
А. Водо-проводимость;
Б. Водостойкость;
В. Влажность;
Г. Влагоотдача.

13. Какую стену называют «несущая стена»
А. Возводимая перегородка, толщиной до 100мм.;
Б. Демонтируемая перегородка, толщиной до 100мм.;
В. Стена, являющаяся активным конструктивным элементом здания, которая удерживает вес элементов над ней, передавая свой вес на конструкцию фундамента под ней;
Г. Межкомнатная перегородка из кирпича, под снос.

14. Естественное освещение в интерьере создает
А. Отдельно установленные лампы единичного типа, интервал между ними при групповом размещении, как правило, составляет 200-400мм.;
Б. Огонь в камине;
В. Подвесной потолочный светильник 800мм.;
Г. Лампы специального назначения.

15. Принцип «экологичности» означает
А. Комфорт во всем;
Б. Использование различных стилей в интерьере;
В. Применением природных материалов, не декорированных конструктивных элементов, простой формы;
Г. Новые аксессуары и формы в дизайне.

Правильные ответы:
1-А; 2-Б; 3- В; 4- В; 5-Г; 6- Б; 7-В; 8-Б; 9-А; 10-В; 11-А; 12-Б; 13-В; 14-Б; 15- В.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Внутреннее убранство помещений – это ___________________
Ответ: интерьер.

2. Особое расположение и соотношение составных частей интерьера – это _______________________
Ответ: композиция интерьера.

3. Американский стиль, берет свое начало с конца прошлого века. В нем соединились разнородные элементы неоклассицизма, модерна и примитивного искусства – это стиль ___________________
Ответ: кантри.

4. Стилевое направление в современном дизайне, которое подчеркивает техницизм конструкций, в котором обыгрываются новейшие технологии и материалы – это ____________________
Ответ: хай-тек.

5. Применением природных материалов, не декорированных конструктивных элементов в интерьере характеризуется понятием – это ________________
Ответ: экологичность.

6. Какой стиль подразумевает консерватизм и уважение к традициям, рациональность мышления, прагматизм, сдержанность и чувство меры, строгость во всем – это _______________
Ответ: английский стиль

7. Какой цвет в европейской культуре символизирует энергию, тепло, динамизм, активность, возбуждение, смелость, тепло, страсть. В некоторых восточных странах он воспринимается как враждебный цвет.
Ответ: красный.

8. Стена, являющаяся активным конструктивным элементом здания, которая удерживает вес элементов над ней, передавая свой вес на конструкцию фундамента под ней называется ____________
Ответ: несущей.

9. Какой принцип использует дизайнер для того, чтобы установить равновесие отдельных элементов по отношению друг к другу и к композиции в целом – принцип _________________
Ответ: гармонии.

10. В каких помещениях допускается отсутствие естественного освещения?
Ответ: санузлы, кладовые.

11. Какая схема размещения кухонного оборудования предполагает размещение мебели и техники вдоль трех смежных стен?
Ответ: П-образная.

12. Какой стиль характеризуется обилием открытого пространства и минимальным использованием декоративных элементов?
Ответ: минимализм.

13. Интерьер какого стиля характеризует отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло), а также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий?
Ответ: модерн.

14. Разделение пространства в интерьере называется ______________
Ответ: зонированием.

15. Процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта – это _________________
Ответ: проектирование.

16. Комплекс нормативно-технических требований, утвержденных в качестве организацией изготовителей и потребителей называется - это ______________
Ответ: стандарт.

17. Стилевое направление, в интерьере которому присущи легкость и деревенские мотивы, натуральные материалы, цветы, растения, обилие текстиля из хлопка, ситца, лена – это _____________
Ответ: прованс.

18. Основным структурным элементом жилого здания является ______________
Ответ: квартира.

19. Комплект документов, описывающих функциональные и дизайнерские решения, содержащий чертежи помещения и описания всех деталей будущего интерьера, включая отделочные материалы коммуникаций – это __________________
Ответ: дизайн-проект.

20. Деятельность по созданию и проектированию, целью которой является определение формальных качеств объектов, производимых промышленностью – это ______________
Ответ: дизайн.



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам, связанным с предметной областью "Дизайн"

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Система ценностных отношений обучающихся, сформированных в образовательном процессе, - это:
1) личностные результаты
2) метапредметные результаты
3) предметные результаты
Правильный ответ : 1

2. Основанием выделения следующих типов учебных занятий: урок постановки учебной задачи, урок преобразования учебной задачи, урок моделирования, урок преобразования модели, урок построения системы конкретно-практических задач, урок контроля, урок оценки является:
1) структура учебной деятельности
2) приемы активизации познавательного интереса
3) способы организации общения
Правильный ответ : 1

3. Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, - это:
1) методический прием
2) правило
3) метод
Правильный ответ : 3

4. Принцип, обеспечивающий единство общего, специального и дополнительного образования во всех видах образовательных институтов, - это:
1) принцип открытости
2) принцип вариативности образования
3) принцип полноты образования
Правильный ответ : 3

5. Основой обучения критическому мышлению являются три фазы:
1) обучение, воспитание, развитие
2) преподавание, учение, деятельность
3) вызова, осмысления, размышления
Правильный ответ : 3

6. Из приведённых вариантов укажите методы обучения критическому мышлению:
1) словесные, наглядные, практические, лабораторные, проблемно-поисковые, компьютерные
2) продвинутая лекция, инсерт, синквейн, кластер, мозговой штурм, концептуальная таблица, Т-схема, обучение сообща
3) лекция, демонстрация кино, лабораторный метод, компьютерный, репродуктивный, мозговой штурм, обучение сообща
Правильный ответ : 2

7. В условиях перехода к профильному обучению наиболее актуальной формой индивидуальной оценки знаний учащихся считают
1) педагогические тесты
2) портфолио учебных достижений
3) рейтинговую систему оценивания
4) образовательный мониторинг
Правильный ответ: 2

8. Предметные результаты учебного занятия планируются в соответствии с:
1) перечнем основных видов деятельности раздела «Тематическое планирование»
2) предметным содержанием учебного занятия
3) содержанием раздела примерной рабочей программы «Метапредметные результаты»
4) содержанием раздела примерной рабочей программы «Предметные результаты»
Правильный ответ: 2, 4

9. Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета, обмениваться информацией в образовательном процессе относится к метапредметным действиям:
1) регулятивным
2) коммуникативным
3) общеучебным
4) личностным
Правильный ответ: 3

10. Какой подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся: 1) информационный;
2) системно-деятельностный
3) интегративный
4) традиционный
Правильный ответ: 2

11. Единица учебной деятельности – это :
1) практический вопрос
2) теоретический материал
3) учебная задача
4) новое понятие
Правильный ответ: 3

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. В каком документе прописаны требования к основной образовательной программе?
Правильный ответ: федеральный государственный образовательный стандарт ИЛИ ФГОС

2. Комплекс основных характеристик образования; документ, определяющий объём, содержание и планируемые результаты обучения (знания, умения, навыки), а также формы аттестации – это …
Правильный ответ: образовательная программа.

3. Назовите не менее 4 направления деятельности воспитательной системы школы.
Правильный ответ: 1) профориентационная деятельность; 2) художественно-эстетическая деятельность; 3) трудовая деятельность; 4) профилактика ДДТТ; 5) гражданско-патриотическое воспитание; 6) нравственное воспитание; 7) спортивно-оздоровительная деятельность; 8) воспитание культуры семейных отношений.

4. Назовите виды программ в рамках среднего профессионального образования согласно ст. 12 ФЗ об Образовании.
Правильный ответ: программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (ППКРС) и программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

5. Назовите три обязательных элемента, которые необходимо включить в раздел тематическое планирование в соответствии с актуализированным ФГОС?
Правильный ответ: 1) содержание предмета, модуля, курса; 2) планируемые результаты его освоения; 3) тематическое планирование.

6. Назовите 3 основных функции педагогического процесса.
Правильный ответ: образовательная (или учебная), воспитательная и развивающая.

7. Модель дистанционного обучения, базирующаяся на использовании сети интернет:
Правильный ответ: сетевого обучения.

8. Порядком достижения проектной цели с точки зрения методики дизайна называют :
Правильный ответ: решение поставленной перед дизайнером функционально-пространственной, технологической и художественной задачи.

9. Стадия дискуссии, на которой происходит выработка определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений:
Правильный ответ: консолидация.

10. Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения; способность к обучению:
Правильный ответ: обучаемость.

11. Результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах :
Правильный ответ: оценка.

12. Результат обучения, включающий как наличный запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умения учиться):
Правильный ответ: обученность.

13. Система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок
Правильный ответ: педагогический контроль.

14. Усвоенные знания, умения, навыки и сформированные компетенции; то, что обучающийся будет знать, понимать и уметь после успешного окончания процесса обучения.
Правильный ответ: результаты обучения.

15. Конкретная педагогическая ситуация, соотнесенная с целью педагогической деятельности и условиями ее существования:
Правильный ответ: педагогическая задача.

16. Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки
Правильный ответ: Федеральный государственный образовательный стандарт.

17. Совокупность способов действий и связанных с ними способов учебной работы, которые обеспечивают способность школьников к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, к саморазвитию и самосовершенствованию:
Правильный ответ: Универсальные учебные действия (УУД).

18. Признак, на основании которого производится оценка, средство проверки, мерило оценки.
Правильный ответ: Критерий оценивания.



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен к художественному проектированию объектов дизайна

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какое специфическое средство художественной выразительности было изобретено в Древнем Египте?
а. окно
б. колонна
в. купол
Ответ: б

Вопрос 2. К помещениям общественного назначения относятся:
а. Гостиницы
б. Промышленные цеха
в. Учебные помещения
г. Научно-исследовательские лаборатории
Ответ: в

Вопрос 3. Цвет и искусственное освещение в интерьере это:
а. Социальные факторы
б. Факторы экономических расходов
в. Функционально-технологические факторы
Ответ: в

Вопрос 4. К помещениям жилого помещения относятся:
а. Только квартира и общежитие
б. Только квартиры разных типов
в. Квартира и гостиничный номер
г. Квартира, общежитие, гостиничный номер и больничная палата
Ответ: г

Вопрос 5. Помещения с темными потолками кажутся:
а. Шире
б. Выше
в. Ниже
Ответ: в

Вопрос 6. Клетчатый узор пола придаёт ему:
а. Динамичность
б. Статичность
в. Ощущение большего пространства
Ответ: б

Вопрос 7. Вертикальные полосы делают помещение:
а. Шире
б. Выше
в. Ниже
Ответ: б

Вопрос 8. Что в интерьере вызывает ощущение беспокойства, беспорядка и малости комнаты?
а. Горизонтальные полосы на стенах
б. Пестрота
в. Клетчатый потолок
Ответ: в

Вопрос 9. В каком стиле не используется текстиль и орнамент?
а. кантри;
б. африканский;
в. лофт;
г. классицизм
Ответ: в

Вопрос 10. Стиль который использует строгие повторяющиеся линии, чёткость и геометризм форм, сдержанный декор и массивные конструкции
а. модерн;
б. классицизм;
в. барокко;
г. функционализм
Ответ: б

Вопрос 11. Баухаус значительно повлиявший на современный интерьер, разработал один из ключевых стилей XX века:
а. конструктивизм;
б. минимализм;
в. функционализм;
г. лофт
Ответ: в

Вопрос 12. Каким должно быть помещение, идеальное для воплощения стиля лофт?
а. Просторное многокомнатное жилье;
б. Маленькая квартира с кухней-студией;
в. Большое пространство без перегородок и с высокими потолками;
Ответ: в

Вопрос 13. Какой из этих стилей появился не в Европе
а. Фьюжн;
б. Классицизм;
в. Прованс;
г. Хай-Тек
Ответ: а

Вопрос 14. В какой стране было создано больше всего интерьерных стилей?
а. США;
б. Франция;
в. Англия;
г. Бельгия
Ответ: б
Вопрос 15. Понятие комфорта включает в себя не только физические ощущения, но и:
а. Эмоциональные и интеллектуальные
б. Интеллектуальные
в. Эмоциональные
Ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что лежит в основе интерьера и воспринимается человеком в целостности и единстве его характеристик, организованных архитектором с целью эмоционального выражения определенной социальной идеи?
Ответ: Художественный образ

2. «Обслуживание» как сфера деятельности в обществе связана с преимущественным ____ готового продукта в двух его видах: «личность – коллектив» и «коллектив – коллектив».
Ответ: потреблением

3. Производство содержит три основные группы: промышленную, административно-управленческую и ¬¬¬_____ .
Ответ: творческую.

4. Перечислите основные функции жилища.
Ответ: Функции сна, отдыха, индивидуальной работы, приготовления пищи, приёма пищи, санитарной гигиены, бытовой работы и храниения.

5. Назовите третий компонент архитектурного пространства: 1) форма-оболочка (помещение, группа помещений, двор, улица, площадь и др.); 2) ограждение и 3) .....
Ответ: предметное наполнение (оборудование и мебель)

6. Искусство проектирования предметно-пространственных комплексов, имеющее целью оптимизацию функциональных процессов жизнедеятельности человека и повышение ее эстетического уровня.
Ответ: Дизайн архитектурной среды

7. Как называется интуитивное впечатление о потенциальной мощности скрытых в облике форм среды, сил их взаимного притяжения или отталкивания
Ответ: Эмоциональное напряжение

8. Художественное соподчинение компонен¬тов проектируемого целого, упорядочивание их функционально¬-эстетических отношений, нацеленное на создание однозначно воспринимаемой структуры впечатлений, складывающихся в ха¬рактерный образ объекта.
Ответ: Композиция

9. Уточнение задуманных художником ком¬позиционных связей, исправляющее недочеты предыдущих пред¬ложений и усиливающее их достоинства.
Ответ: Гармонизация

10. Ощущение соответствия размеров и значи¬мости данной композиции или ее элементов ожиданиям зрителя.
Ответ: Масштабность

11. Сумма впечатлений от композиции, опи¬сывающая характер и силу вызванных ею чувств и поведенческих реакций.
Ответ: Эмоциональная ориентация

12. Структура эмоционально-чувственных на¬пряжений, отражающих в сознании зри¬теля заложенные в композиции содержа¬тельные и эстетические «конфликты» ее деталей и фрагментов.
Ответ: Тектоническая организация

13. Напишите три признака архитектурной среды.
Ответ: Среда всегда воспринимается изнутри; среда объединяет архитектурные и дизайнерские начала; среда реализует эмоционально-эстетическое (образное) состояние.

14. Внешняя форма относительно интерьера характеризуется такими признаками: объём, зависимость, однозначность, целостность, массовость. Назовите противоположные характеристики интерьера.
Ответ: Пространство, самостоятельность, сложная многозначная структура, дополняемость, индивидуальность.

15. Близость выразительных художественных приёмов и средств, обуславливающих собой единство какого-нибудь направления в творчестве, называется ____ .
Ответ: стилем

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Короткова, М.В. История жилища. От древности до модерна: Москва : Новый хронограф, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Захарченко, Т.Ю. История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 e.lanbook.com
Л1.3 Сложеникина, Н.С. Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2014 e.lanbook.com
Л1.4 Смирнова Л. Э. История и теория дизайна: Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014 biblioclub.ru
Л1.5 Старикова, Ю.С. Основы дизайна: Москва : А-Приор, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Усанова, Алла Леонидовна Основы композиции в дизайне: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
Л2.2 Шокорова Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве : учеб. пособие : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016. - 118 с.//ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.3 Тарасова, О.П. Организация проектной деятельности дизайнера: учебное пособие Оренбург : ОГУ, 2017 biblioclub.ru
Л2.4 А. Л. Усанова История, теория и методология дизайн-проектирования: учеб.- метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
Л3.2 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru Электронная библиотечная система «Университетская библиотека online»
Э2 http://e.lanbook.com Электронная библиотечная система издательства «Лань»
Э3 http://www.Ibooks.ru Электронная библиотечная система учебной и научной литературы
Э4 http://www.biblioclub.ru Электронная библиотечная система «Университетская библиотека online»
Э5 http://e.lanbook.com Электронная библиотечная система издательства «Лань»
Э6 http://www.Ibooks.ru Электронная библиотечная система учебной и научной литературы
Э7 Электронный курс "Основы дизайна интерьера" на Едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7417 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.
1. Для наиболее емкого видения и понимания проблем, связанных с современным дизайном интерьера, целесообразно систематически обращаться к творчеству самого широкого круга мастеров изобразительного, архитектурного искусства, как отечественного, так и зарубежного: А.Л. Экстер, Л.С. Поповой, В. Кандинскому, А.В. Гропиусу, Л.С. Баксту, И. Татлину и др.
2. Знакомство с творчеством современных художников, архитекторов, дизайнеров.
3. Периодический просмотр журналов, телепередач, электронных ресурсов, посвященных вопросам стиля, дизайна, мoде.
4. Современный дизайн должен учитывать все прогрессивные и гуманистические тенденции развития культуры. Для этого студенту рекомендуется: глубокое изучение и сохранение связи с лучшими традициями и наследием прошлого; активное и аналитическое освоение передового, прогрессивного в современной культуре; реализация новых идей, способствующих промышленному прогрессу; научный подход к прогнозированию развития форм в дизайне; отражение связи с современностью, архитектурой, искусством, новыми достижениями в области научно-технического прогресса.
5. Знакомство с проектами известных современных дизайнеров, архитекторов, через интернет, просмотр CD-дисков .
6. Освоение дизайн-программ в графическом редакторе, с целью выполнения эскизно-графических работ, коллажей, панно с помощью компьютерных технологий.