МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Обществознание

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.02.06. Финансы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_38_02_06_Финансы-2021_9кл
Часов по учебному плану 78
в том числе:
аудиторные занятия 78
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 28 28 44 44
Практические 20 20 14 14 34 34
Итого 36 36 42 42 78 78

Программу составил(и):
преподаватель, Лысова Татьяна Викторовна

Рецензент(ы):
Канд.истор наук, Мезенцев Р.В.

Рабочая программа дисциплины
Обществознание

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 ФИНАНСЫ (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 65)

составлена на основании учебного плана:
38.02.06 ФИНАНСЫ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
• развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
• углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
• умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
• содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
• формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
• применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
­ сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню − развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
­ российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
­ гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
­ толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
­ готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
­ сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
­ осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
­ ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметных:
­ умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
­ владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
­ готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
­ умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
­ умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
­ владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметных:
­ сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
­ владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
­ владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
­ сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
­ сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
­ владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
­ сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений
Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
3.2.Уметь:
3.2.1.Характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия
Устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиям
Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества)
Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
Подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике
Применять полученные знания, умения и навыки на практике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Человек и общество
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества Лекции 1 4 Л1.1, Л1.2
1.2. Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы. Практические 1 2 Л1.2
1.3. Общество как сложная система Лекции 1 4 Л1.1, Л1.2
1.4. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные институты общества Практические 1 2 Л1.1, Л1.2
1.5. Общество и природа. Глобализация. Практические 1 2 Л1.2
Раздел 2. Духовная сфера общества
2.1. Духовная культура личности и общества Лекции 1 4 Л1.1
2.2. Духовная культура личности и общества. Виды культуры Практические 1 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Наука и образование в современном мире Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
2.4. Наука в современном мире. Роль образования в жизни человека и общества. Практические 1 2 Л1.1, Л1.2
2.5. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры Лекции 1 2 Л1.1
2.6. Мораль. Религия Практические 1 4 Л1.1, Л1.2
2.7. Искусство. Практические 1 4 Л1.1
Раздел 3. Социальные отношения
3.1. Социальная роль и стратификация Лекции 2 4 Л1.2
3.2. Социальная стратификация. Виды социальных норм Практические 2 2 Л1.1
3.3. Социальные нормы и конфликты Лекции 2 4 Л1.1, Л1.2
3.4. Социальные конфликты Практические 2 2 Л1.1, Л1.2
3.5. Важнейшие социальные общности и группы Лекции 2 2 Л1.2
3.6. Социальная стратификация в современной России. Межнациональные отношения Практические 2 2 Л1.1, Л1.2
3.7. Семья как малая социальная группа Лекции 2 4 Л1.2
3.8. Семья в современной России Практические 2 2 Л1.2
Раздел 4. Политика
4.1. Политика и власть Лекции 2 6 Л1.1
4.2. Государство в политической системе общества. Функции государства. Формы государства. Практические 2 2 Л1.1, Л1.2
4.3. Государство в политической системе Лекции 2 4 Л1.1
4.4. Гражданское общество и правовое государство Личность и государство Практические 2 2 Л1.2
4.5. Участники политического процесса Лекции 2 4 Л1.2
4.6. Избирательное право в Российской Федерации Практические 2 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 5.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
3. Примерный перечень вопросов на зачет
Общество как целостная система.
Социальная структура общества и ее элементы. Неравенство и социальная стратификация. Теории социальной стратификации.
Социальные общности.
Глобальные проблемы человечества. НТР и ее социальные последствия.
Социальные отношения и взаимодействия. Межличностные отношения.
Социальные нормы и санкции.
Национальная сфера общества.
Семья как социальный институт и малая группа. Молодежь как социальная группа. Социальный конфликт. Экстремизм. Компромисс. Толерантность.
Развитие общества. Прогресс, регресс, эволюция, революция.
Понятие общественно-исторического процесса. Ступени человеческой истории. Аграрное, индустриальное, информационное общество.
Подходы к анализу общественно-исторического процесса: цивилизационный, формационный с точки зрения мировых культур.
Человек как биосоциальное существо.
Развитие взглядов на человека.
Человеческая деятельность, ее многообразие.
Предназначение человека. Цель и смысл жизни человека.
Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения.
Личность как субъект общественной жизни. Социализация и воспитание личности. Самореализация личности.
Духовный мир человека. Мировоззрение. Ценности. Свобода и ответственность личности.
Познание. Чувственное и рациональное познание.
Научное познание. Формы и методы современного научного познания.
Особенности социального познания. Науки, изучающие человека, их система. Целостное постижение человека.
Многообразие путей познания и форм человеческого знания. Самопознание.
Культура и духовная жизнь.
Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры. Средства массовой информации.
Тенденции духовной жизни современной России.
Мораль. Высшие духовные ценности. Истина, добро и красота. Нравственная оценка деятельности.
Религия как феномен культуры. Функции религии. Религиозное сознание. Религиозный культ. Религиозные организации.
Мировые религии: христианство, буддизм, ислам.
Национальные религиозные течения. Проблема религиозных сект. Религия в современном мире.
Искусство как вид духовного производства.
Образования в современном мире. Самообразование.
Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система общества.
Политический режим. Типы режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.
Государство. Происхождение. Признаки, функции.
Формы государства. Государственный аппарат.
Гражданское общество, его основные черты. Правовое государство.
Политическая идеология и ее структура.
Политическая культура.
Человек и политика.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС_Обществознание.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Агафоновой Н.В. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 5-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
Л1.2 Б. И. Федоров ; под ред. Б. И. Федорова ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Купцов В.И. - под ред. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Обществознание portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012)
Microsoft Windows лицензия Vista OEM; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012)Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 101 (филиал в г. Бийске) кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; тематические плакаты; интерактивная доска со встроенным проектором; переносной ноутбук из аудитории № 207.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
• посещать все лекционные и практические занятия
• все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
• обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
• в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал
При изучении дисциплины «Обществознание» обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины, Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины «Обществознание».
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.
ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине «Обществознание» следует:
• внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
• определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
• изучить рекомендованную литературу. Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.

РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
1. Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
2. Чтение текста
3. Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Методические рекомендации по составлению конспекта
Конспект - сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности.
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта. Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного.
Методические рекомендации по составлению опорного конспекта
Опорный конспект- вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника.
Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу на вопросы.
Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание.
Этапы составления опорного конспекта:
1. изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
2. установить логическую связь между элементами темы;
3. представить характеристику элементов в краткой форме;
4. выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы.
Методические рекомендации по подготовке информационного сообщения
Это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами.
Возможно письменное оформление задания, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Этапы подготовки сообщения:
• собрать и изучить литературу по теме;
• составить план или графическую структуру сообщения;
• выделить основные понятия;
• ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
• оформить текст письменно (если требуется);
Критерии оценки:
• актуальность темы;
• соответствие содержания теме;
• глубина проработки материала;
• грамотность и полнота использования источников.

3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Обществознание» предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании докладов;
• подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
• выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины
Этапы самостоятельной работы студентов:
1. поиск в литературе и изучение теоретического материала на предложенные преподавателем темы и вопросы;
2. анализ полученной информации из основной и дополнительной литературы;
3. запонимание терминов и понятий;
4. составление плана ответа на каждый вопрос