МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология общения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки40.02.01. Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2023_11кл
Часов по учебному плану 81
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16,829999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 27 27 27 27
Итого 81 81 81 81

Программу составил(и):
Преподаватель, Семенченко Ирина Витальевна

Рецензент(ы):
Канд.филол.наук, Преподаватель, Малюкова Елена Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Психология общения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
Право и организация социального обеспечения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Торопчина Елена Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения данной дисциплины является совершенствование коммуникативной компетентности обучающихся, которая базируется на осознании своего поведения в различных ситуациях и оптимальном использовании существующих личностных ресурсов.
По форме и содержанию коммуникативная компетентность студентов непосредственно соотносится с особенностями выполняемых ими социальных ролей в учебной, повседневной и будущей профессиональной деятельности. Актуализация проблемы развития коммуникативной компетентности студентов связана с необходимостью решения задач адаптации к условиям обучения, а также учета особенностей коммуникации с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Дисциплина "Психология общения» относится к вариативной части учебных циклов ППССЗ.
Дисциплина «Психология общения" является адаптационной дисциплиной, предназначенной для формирования и коррекции коммуникативных навыков как лиц с ограниченными возможностями здоровья, так и взаимодействующих с ними людей. Освоение дисциплины способствует устранению нарушений коммуникативных умений, формированию благоприятного социально-психологического климата в академической группе, повышению уровня социальной адаптации в учебной и будущей профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 11 Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы, структуру и содержание процесса деловой коммуникации;
- методы и способы эффективного общения, проявляющиеся в выборе средств убеждения и оказании влияния на партнеров по общению;
- особенности восприятия, понимания и взаимодействия людей, находящихся в условиях сенсорной депривации;
- приемы психологической защиты личности от негативных, травмирующих переживаний, способы адаптации;
- способы предупреждения конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций;
- правила активного стиля общения и успешной самопрезентации в деловой коммуникации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- толерантно воспринимать и правильно оценивать людей, включая их индивидуальные характерологические особенности, цели, мотивы, намерения, состояния;
- учитывать особенности общения и взаимодействия в условиях дефицита обратной связи и сенсорной информации партнеров по общению;
- ориентироваться в новых аспектах учебной деятельности и организации жизнедеятельности в условиях образовательной организации;
- находить пути преодоления конфликтных ситуаций, встречающихся как в учебной деятельности, так и вне ее;
- ставить задачи профессионального и личностного развития.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1 Сущность коммуникации в разных социальных сферах
1.1. Теоретические основы, структура и содержание процесса деловой коммуникации. Лекции 1 10 ОК 11, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Виды и функции коммуникации Практические 1 5 ОК 11, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.3. Вербальные компоненты общения. Виды невербальных средств общения. Лекции 1 5 ОК 11, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.4. Индивидуально-типологические особенности личности человека. Практические 1 8 ОК 11, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. 2. Виды социальных взаимодействий
2.1. Социальное взаимодействие Лекции 1 4 ОК 11, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.2. Понятия «деловая этика, «профессиональная этика», этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами. Практические 1 5 ОК 11, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.3. Постановка целей в деловой коммуникации.Эффективное общение Лекции 1 1 ОК 11, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.4. Методы и способы эффективного общения, проявляющиеся в выборе средств убеждения и оказании влияния на партнеров по общению. Практические 1 2 ОК 11, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.5. Стили и средства общения Практические 1 2 ОК 11, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.6. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления. Способы предупреждения конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций Лекции 1 1 ОК 11, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.7. Пути преодоления конфликтных ситуаций, встречающихся как в пределах учебной жизни, так и вне ее. Практические 1 1 ОК 11, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.8. Способы психологической защиты Лекции 1 1 ОК 11, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.9. Приемы психологической защиты личности от негативных, травмирующих переживаний, способы адаптации Практические 1 1 ОК 11, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.10. Виды и формы взаимодействия в условиях образовательной организации Лекции 1 1 ОК 11, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.11. Взаимодействие со структурными подразделениями образовательной организации, с которыми обучающиеся входят в контакт Практические 1 1 ОК 11, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.12. Особенности организации обучения и жизнедеятельности студентов-с ограниченными возможностями здоровья Лекции 1 1 ОК 11, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.13. Ориентация в новых аспектах учебы и жизнедеятельности в условиях профессиональной организации, правильное оценивание сложившийся ситуации, действия с ее учетом Практические 1 1 ОК 11, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.14. Правила активного стиля общения и успешной самопрезентации в деловой коммуникации Практические 1 2 ОК 11, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.15. подготовка презентации, портфолио, резюме Сам. работа 1 13 ОК 11, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.16. Постановка задачи профессионального и личностного развития Практические 1 2 ОК 11, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.17. Конструирование цели жизни. Технология превращения мечты в цель. Сам. работа 1 14 ОК 11, ОК 8, ОК 6, ОК 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы, контрольные упражнения, творческие задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=10870

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Гражданско-патриотическая позиция – это …
А) формирование творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности
Б) воспитание норм и правил нерелигиозного этикета: терпимости к конфессиям и уважение к истине
В) целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
Г) систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины

2. – Общечеловеческие ценности – это
А) обобщенное мнение общественности о том, что они считают ценным
Б) теоретически существующие моральные ценности, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится в любом типе культуры в качестве ценности
В) этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. К таким ценностям следует отнести такие важнейшие качества человека как честность, верность, уважение к старшим, патриотизм, трудолюбие
Г) обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – всё то, что люди переживают вместе – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности

3. Моральные ценности, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится в любом типе культуры в качестве ценности
А) семейные ценности
Б) общечеловеческие ценности
В) гражданско-патриотические ценности
Г) культурные ценности

4. Систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины – это…
А) гражданско-патриотическая позиция
Б) морально-нравственная позиция
В) семейная позиция
Г) общественная позиция

5. Поведение людей (должностных лиц, государственных служащих, граждан), препятствующее формированию коррупциогенных факторов и коррупционной деятельности – это …
А) политическое поведение
Б) нравственное поведение
В) этическое поведение
Г) антикоррупционное поведение

6. Содержание антикоррупционной политики в конкретной организации определяется –
А) особенностями деятельности организации
Б) желанием руководителя
В) количеством штатных сотрудников
Г) культурными ценностями коллектива

7. Деятельность по предупреждению коррупции в организации должна носить –
А) ситуационный и временный характер
Б) системный и последовательный характер
В) промежуточный и периодический характер
Г) циклический и повторяющийся характер

8. В антикоррупционной политике организации не отражаются -
А) обязанности руководителей и работников, связанные с предупреждением коррупции
Б) область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие
В) используемые в организации антикоррупционные инструменты
Г) должностные обязанности сотрудников

9. Стандарт антикоррупционного поведения государственного служащего это -…
А) документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам
Б) основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций
В) совокупность законодательно установленных правил, выраженных в виде запретов, ограничений, требований, следование которым предполагает формирование устойчивого антикоррупционного поведения государственных служащих
Г) документ, описывающий особенности существования организации и взаимодействия её участников

10. Ели человек в системе производства и управления рассматривается как «ресурс», «капитал», «ценность», то в качестве основных форм психологического воздействия выступают
А) психологическое давление и манипуляция
Б) собственно управление
В) психологическое влияние и собственно управление
Г) психологическое влияние

Ключ:
1.г
2.б
3.б
4.а
5.г
6.а
7.б
8.г
9.в
10.в

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки, накопления и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса, явления, информационного продукта – это…
А) информационные технологии
Б) научные технологии
В) профессиональные технологии
Г) командные технологии

2. Под «профессиональной деятельностью» понимают:
А. вид практической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться
Б. процесс целенаправленного, последовательного взаимодействия субъектов, в ходе которого решаются задачи обучения, развития и воспитания личности
В. вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы
Г. вид человеческой деятельности, с помощью которого люди создают материальные и духовные ценности, необходимые им самим или обществу в целом. Когда человек трудится, он прикладывает усилия — физические или умственные.

3. Вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы – это…
А. Педагогическая деятельность
Б. Образовательная деятельность
В. Профессиональная деятельность
Г. Трудовая деятельность

4 Информационные технологии –это
А) процесс использования комплекса специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы
Б) процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки, накопления и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса, явления, информационного продукта
В) процесс целенаправленного, последовательного взаимодействия субъектов, в ходе которого решаются задачи обучения, развития и воспитания личности
Г) процесс, с помощью которого создают материальные и духовные ценности, необходимые обществу в целом

5. Цель использования информационных технологий в профессиональной деятельности –
А) в справедливом распределении материальных благ;
Б) в удовлетворении духовных потребностей человека;
В) в максимальном удовлетворении информационных потребностей отдельных граждан, их групп, предприятий, организаций и т. д. за счет повсеместного внедрения компьютеров и средств коммуникаций.
Г) в увеличении производительности труда

6. Информация – это …
А) сообщения, находящиеся в памяти компьютера
Б) сообщения, находящиеся в хранилищах данных
В) сообщения, зафиксированные на машинных носителях
Г) предварительно обработанные данные, годные для принятия управленческих решений;

7. Какое определение информационной системы приведено в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» -
А) Информационная система – это замкнутый информационный контур, состоящий из прямой и обратной связи, в котором, согласно информационным технологиям, циркулируют управленческие документы и другие сообщения в бумажном, электронном и другом виде.
Б) Информационная система – это организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (процесс сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации).
В) Информационная система – организационно-техническая система, предназначенная для выполнения информационно-вычислительных работ или предоставления информационно-вычислительных услуг;
Г) Информационная система – это совокупность внешних и внутренних прямых и обратных информационных потоков, аппарата управления организации с его методами и средствами обработки информации.

8. Укажите правильное определение информационного бизнеса
А) Информационный бизнес – это производство и торговля компьютерами.
Б) Информационный бизнес – это предоставление инфокоммуникационных услуг.
В) Информационный бизнес - это производство, торговля и предоставление информационных продуктов и услуг.
Г) Информационный бизнес – это торговля программными продуктами.

9. Какой информационной системе соответствует следующее определение: программно-аппаратный комплекс, способный объединять в одно целое предприятия с различной функциональной направленностью (производственные, торговые, кредитные и др. организации) -
А) Информационная система промышленного предприятия.
Б) Информационная система торгового предприятия.
В) Корпоративная информационная система.
Г) Информационная система кредитного учреждения.

10. Укажите правильное определение ERP-системы
А) Информационная система, обеспечивающая управление взаимоотношениями с клиентами.
Б) Информационная система, обеспечивающая планирование потребности в производственных мощностях.
В) Интегрированная система, обеспечивающая планирование и управление всеми ресурсами предприятия, его снабжением, сбытом, кадрами и заработной платой, производством, научно-исследовательскими и конструкторскими работами.
Г) Информационная система, обеспечивающая управление поставками.

11. Укажите правильное определение информационного рынка
А) множество производителей, предлагающих инфокоммуникационные услуги
Б) множество субъектов, поставляющих средства вычислительной техники.
В) сеть торговых предприятий, реализующих программное обеспечение.
Г) совокупность хозяйствующих субъектов, предлагающих покупателям компьютеры, средства коммуникаций, программное обеспечение, информационные и консалтинговые услуги, а также сервисное обслуживание технических и программных средств.

Ключ:
1. а
2.в
3.в
4.б
5.в
6.г
7.б
8.в
9.в
10.в
11.г

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Коллектив – это…
А) сообщество, основанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью, связаны духовно
Б) круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов и т. п.
В) совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.
Г) группа лиц, объединённых какой-либо общей деятельностью, работой, учёбой, решением определённой общественной задачи

2. …… - группа лиц, объединённая общими мотивами, интересами, идеалами, действуют сообща, объединены поддержкой друг друга и несут коллективную ответственность за результат деятельности, возможна специализация на выполнении какого-либо одного дела. Бывают многопрофильные и междисциплинарные
А) товарищество
Б) семья
В) команда
Г) коллектив

3. Группа лиц, объединённых какой-либо общей деятельностью, работой, учёбой, решением определённой общественной задачи – это…
А) коллектив
Б) сообщество
В) семья
Г) команда

4. Эффективное взаимодействие позволяет –
А) определить труд группы людей, сосредоточенный над решением конкретной задачи
Б) выявлять препятствующие факторы и обеспечивать обратную связь, при этом главная цель заключается в том, чтобы добиться улучшение текущей ситуации
В) участникам превзойти друг друга в мастерстве, в искусстве или иной деятельности (работе, игре и др.)
Г) научить согласованно и плодотворно трудиться над одним общим заданием, помогая друг другу

5. Команда – это…
А) группа лиц, объединённая общими мотивами, интересами, идеалами, действующая сообща, объединена поддержкой друг друга и несет коллективную ответственность за результат деятельности
Б) сообщество, основанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью
В) совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями
Г) юридические лица, осуществляющие учебно-тренировочную, соревновательную, физкультурную и воспитательную деятельность.

6. Процесс, в ходе которого два или более человек обмениваются и осознают получаемую информацию, которого состоит в мотивировании определённого поведения или воздействия на него – это

А) восприятие
Б) коммуникация
В) взаимодействие
Г) эмпатия

7. К факторам эффективного взаимодействия не относится –
А) продолжительность отпуска и время обеденного перерыва
Б) система вертикальных и горизонтальных потоков информации
В) компетентная управленческая и профессиональная деятельность
Г) характер групповых норм и межличностных отношений

8. Действие руководства, направленное на выяснение степени овладения группой, командой, предметом и т.п. называется -
А) контролем
Б) мотивацией
В) решением задачи
Г) поощрением

9. Влияние или способность руководства побуждать коллектив к исполнению возложенных на них обязанностей - это
А) организация
Б) руководство
В) авторитет
Г) мотивация

10. Процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов — это
А) социальное взаимодействие
Б) социальное поведение
В) социальное решение
Г) социальное восприятие

11. Совместное обсуждение стоящих перед коллективом задач, общий поиск путей их решения, взаимный обмен информацией, установление психологических контактов характеризует руководителя как…
А) легитимного
Б) авторитарного
В) либерального
Г) демократического


Ключ:
1.г
2.в
3.а
4.б
5.а
6.б
7.а
8.а
9.в
10.а
11.г

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-11 Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Изменения психических функций и свойств человека, которые возникают при взаимодействии с профессией, в процессе профессионального обучения и профессиональной деятельности – это
А) профессиональное обучение
Б) профессиональное развитие
В) личностное развитие
Г) жизненное развитие

2. Процесс, имеющий индивидуально-своеобразную траекторию и внутреннюю логику, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие основных личностных атрибутов – это …
А) жизненное развитие
Б) профессиональное развитие
В) личностное развитие
Г) жизненные траектории развития

3) Планирование – это ..
А) деятельность по изменению и адаптации поведения субъекта обучения с целями выживания, развития, совершенствования
Б) действие, при котором вы постепенно узнаёте всё больше и больше
В) изменения, связанные с переходом от одного качества и состояния к другому, от старого к новому. Необратимые, направленные и закономерные изменения материальных и идеальных объектов, в результате чего возникает их новое качественное и (или) количественное состояние
Г) оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей; деятельность, связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем

4) Профессиональное развитие – это…
А) изменение психических функций и свойств человека, которые возникают при взаимодействии с профессией, в процессе профессионального обучения и профессиональной деятельности. Развитие человека как субъекта профессиональной деятельности
Б) процесс, имеющий индивидуально-своеобразную траекторию и внутреннюю логику, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие основных личностных атрибутов
В) оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей; деятельность, связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем
Г) развитие и формирование важных и нужных качеств с точки зрения внешних, внеличностных критериев

5) Личностное развитие – это…
А) развитие и формирование важных и нужных качеств с точки зрения внешних, внеличностных критериев
Б) процесс, имеющий индивидуально-своеобразную траекторию и внутреннюю логику, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие основных личностных атрибутов
В) оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей; деятельность, связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем
Г) оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей; деятельность, связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем

6) К видам компетентности не относят:
А) менеджерскую
В) коммуникативную
Б) профессиональную
Г) квалификационную

7. Индивидуальная характеристика управленческой деятельности руководителя — это..
А) процесс управления
Б) тип управления
В) стиль управления
Г) мотивация управления

8. Система знаний, включающая необходимые элементы: познание себя, познание другого человека, умение общаться с людьми и регулировать свое поведение — это психологическая:
А) поддержка
Б) культура
В) подготовка
Г) помощь

9. Целенаправленное влияние на коллег для того, чтобы объединить их усилия ради достижения цели, которую все они считают желательной – это…
А) управление
Б) организация
В) лидерство
Г) поведение

10. Средство укрепления и поддержания авторитета, реализуемое в речевой деятельности руководителя - это
А) убеждение
Б) поведение
В) внушение
Г) управление

Ключ:
1.б
2.в
3.г
4.а
5.б
6.в
7.в
8.б
9.в
10.а

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы докладов:
1. Барьеры как социально-психологические явления, влияющие на эффективность общения.
2. Перцептивные барьеры.
3. Коммуникативные барьеры.
4. Интерактивные барьеры.
5. Модели общения.
6. Культура слушанья.
7. Аттракция и приемы аттрактивного общения.
8. Возможности повышения эффективности общения с точки зрения подхода НЛП (Милтон-модель).
9. Коучинговый подход к проблеме эффективности делового общения и взаимодействия.
10.Цветовая гамма делового интерьера.
11.Одежда делового человека: психосемантика цвета.
12.Этический кризис современного общества.
13.Этика, мораль, нравственность.
14.Понятие профессиональной морали и профессиональной этики.
15.Этика бизнеса.
16.Морально-этические правила в сфере информационных систем.
17.Власть и этика.
18.Этический кодекс специалиста, работающего в сфере информационных коммуникаций.

Темы рефератов:
1. Групповые эффекты: социальная фасилитация, синергизм, групповая ленность, поляризация мнений.
2.Конформизм.
3.Положение индивида в группе. Групповые роли.
4.Психологический климат группы.
5.Законы группового взаимодействия.
6.Критические периоды в развитии группы.
7.Формирование и управление коллективом.
8.Стили лидерства.
9.Использование методов психодиагностики для отбора и подбора членов рабочей группы.
10.Индивидуаьные предпосылки внушаемости.








5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Форма проведения промежуточной аттестации - зачет
1. Процедура проведения - устный и тестовый опрос. Умения отрабатываются студентами в ходе выполнения заданий на практических занятиях.

Перечень вопросов для подготовки к зачету:
1. .Понятие деловых коммуникаций и их особенности.
2. Стороны деловых коммуникаций.
3. Понятие коммуникативной компетентности.
4. Барьеры коммуникаций.
5. Стиль, позиция, манеры общения.
6. Общие этические требования к осуществлению делового общения.
7. Место этики в деловом общении.
8. Назначение этики в современной жизнедеятельности.
9. Перечислите этические нормы руководителя.
10. Перечислите этические нормы подчиненного.
11. Психические процессы, актуализируемые в общении.
12. .Психология эмоциональных отношений.
13. .Индивидуально-психологические особенности личности.
14. Основы общения с лицами девиантного поведения.
15. Конфликты и их разрешение.
16. Речь как средство делового общения.
17. Функциональные стили поведения.
18. .Подготовка и проведение бесед или переговоров.
19. Техника слушания.
20. Техника постановки вопросов.
21. Коммуникативные стратегии.
22. Убеждение и аргументация.
23. .Культура речи.
24. Профессиональная этика.
25. Деловой этикет.

Критерии оценивания зачетных заданий
50-100 баллов (оценка «Зачет») Выставляется студенту, если работа выполнена полностью, в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок, в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Студент 1) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
2) изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
3) правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
4) показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять в новой ситуации при выполнении практического задания;
5) продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
6) отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов преподавателя.
Возможны 1-2 неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
0-49 баллов (оценка «Незачет») Выставляется студенту, если работа не выполнена или выполнена в объеме менее 50 %, допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере. Работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. Допущены ошибки в определении понятия, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Болотова А. К., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ : Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Бороздина Г.В., Кормнова Н.А. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Садовская В.С., Ремизов В.А. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Лавриненко В.Н. - Отв. ред., Чернышова Л.И. - Отв. ред. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. : Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Психология общения" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Программное обеспечение: Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012)
2.Программное обеспечение: Microsoft Windows Vista OEM; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
№ 101 (филиал в г. Бийске) кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; карты; интерактивная доска со встроенным проектором; переносной ноутбук из аудитории № 207.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Общие рекомендации по изучению дисциплины «Коммуникативный практикум» предназначены для создания условий по формированию коммуникативных компетенций будущих специалистов. Изучение теоретических и прикладных аспектов коммуникации необходимо для успешного обучения в настоящем и выполнения профессиональных функций в дальнейшем. Овладение навыками делового общения, сотрудничества и взаимопонимания, а также формирование умения работать в коллективе, необходимо в процессе становления конкурентоспособного специалиста.
Для успешного овладения дисциплиной «Коммуникативный практикум» необходимо выполнять следующие требования:
- посещать все лекционные и практические занятия
- все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо самостоятельно изучать соответствующий материал
При изучении дисциплины «Коммуникативный практикум» обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины «Коммуникативный практикум». Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.
Организация самостоятельной работы.
Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по изучаемой дисциплине, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Коммуникативный практикум» предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов;
•подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
• выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины.
Подготовка к практическим занятиям.
Приступая к выполнению практического задания, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практического задания, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.
При подготовке к практическому занятию по дисциплине «Коммуникативный практикум» следует:
- внимательно изучить задание,
- определить круг вопросов;
- определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
- изучить рекомендованную литературу.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
Наличие положительной оценки по практическим занятиям необходимо для получения зачета по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на занятии по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическое занятие Вы должны найти время для его/ее выполнения или пересдачи.
Если в процессе подготовки к практическим занятиям или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.