Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.02. Психолого-педагогическое образование |
Профиль | Семейная психология и педагогика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_02_Психолого-педагогическое образование_СПиП-2023 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 91 | 91 | 91 | 91 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Кузьмина Анна Сергеевна
1.1. | Формирование представлений у студентов о практической деятельности клинического психолга в области перинатальной психологии и психологии родительства |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-2 | Способен проводить консультирования родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения в соответствии с задачами консультирования и особенностей клиентов |
ПК-2.1 | Знает методологические и теоретические основы организации психологического консультирования родителей (законных представителей по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения |
ПК-2.2 | Умеет применять современные методы психологического консультирования родителей (законных представителей) в соответствии с задачами консультирования и особенностей клиентов |
ПК-2.3 | Владеет навыками проведения психологического консультирования родителей (законных представителей) в соответствии с задачами консультирования и особенностями клиентов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия курса, теоретико-методологические подходы к изучению психологического и психического развития диады «мать-дитя», закономерности самых ранних этапов онтогенеза человека от зачатия до первых лет жизни после рождения в его взаимодействии с матерью; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять полученные знания для объяснения закономерностей становления материнской потребностно-мотивационной сферы, ориентироваться в многообразии современных подходов и направлений в перинатальной психологии; составлять и реализовывать психодиагностические мероприятия по работе с семьей в перинатальном аспекте, применять различные практические методы профилактической и коррекционной работы с родителями |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основными методами перинатальной психологии |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет, задачи, история, теоретические основы и области перинатальной психологии | ||||||
1.1. | Предмет и задачи курса. Перинатальная психология:история становления, область исследования, широкое и узкое значение "перинатальная психология". | Лекции | 5 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Современное состояние психологических исследований и практики в области перинатальной психологии. Особенности клинической работы в перинатальной психологии | Практические | 5 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Теоретические подходы к перинатальному развитию в психологии | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Основы перинатальной психологии | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.5. | Психологические аспекты бесплодия. Репродуктивные установки | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.6. | Стадии развития жизненного цикла семьи. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.7. | Психофизиологические аспекты родов. Импринтинг. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.8. | Этапы становления материнской потребностно-мотивационной сферы.Проблемы девиантного материнства. Профилактика отказов. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.9. | Развитие психики и базовых личностных образований в ранние периоды онтогенеза | Лекции | 5 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.10. | Развитие психики ребенка в неонатальном периоде | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.11. | Методы психологической диагностики в перинатальной психологии. | Практические | 5 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.12. | Формирование привязанности ребенка к матери. Факторы, влияющие на нарушение эмоциональной связи между матерью и ребенком. Феномен психологической депривации. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.13. | Перинатальная семейная психотерапия. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.14. | Развитие психики ребенка младенческого и раннего возраста | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.15. | Теоретические подходы к психологии родительства. Материнские и отцовские функции и их роль в раннем онтогенезе | Практические | 5 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.16. | Родительская потребностно-мотивационная сфера. Онтогенез родительской сферы | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.17. | Принципы и задачи психологической работы с семьей в клинической практике | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.18. | Методы диагностики и практические приемы работы в перинатальной психологии | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Перинатальная психология | ||||||
2.1. | Перинатальная психология | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Психология родительства | ||||||
3.1. | Психология родительства | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Культурные традиции регуляции детско-родительских отношений и воспитания ребенка в ранннем возрасте. Роль раннего детства в развитии личности | Лекции | 5 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Проблемы мматеринства и отцовства в современном обществе | Практические | 5 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.4. | Родительская потребностно-мотивационная сфера как часть репродуктивной сферы | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Психологическая работа с семьей в период ожидания и раннего развития ребенка | ||||||
4.1. | Психологическая работа с семьей в период ожидания и раннего развития ребенка | Лекции | 5 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Основные проблемы родительства и детско-родительских отношений в практической работе психолога. Проблемы усыновления детей. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.3. | Организация работы психолга в клинических условиях. Принципы и задачи работы. Взаимодействие с лечащим врачом | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.4. | диагностика психического развития ребенка. особенности психологической работы с семьей, имеющей ребенка разного возраста и с разными проблемами | Сам. работа | 5 | 5 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 5. Вид промежуточной аттестации |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_Перинатальная психология.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Филиппова, Г. Г. | Филиппова, Г. Г. : Психология материнства | Юрайт, , 2018 | www.biblio-online.ru/book/5B6D9EE3-D934- |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. | Эйдемиллер, Э. Г. : Психология и психотерапия семьи | СПб. : Питер, 2015 | ibooks.ru |
Л2.2 | Добряков, И.В. | Добряков, И.В. : Перинатальная психология | СПб.:Питер, 2015 | ibooks.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Перинатальная психология | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
313Л | лаборатория психолого-педагогического практикума - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л |
Оценка уровня сформированности компетенций у обучающихся осуществляется в процессе текущего и промежуточного контроля. Оценка качества освоения программы включает: текущий контроль успеваемости (по неделям семестра) в форме тестирования, контрольного устного и письменного опроса. Промежуточный контроль успеваемости (по семестрам) осуществляется в форме зачета. |