МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Перинатальная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки44.03.02. Психолого-педагогическое образование
ПрофильСемейная психология и педагогика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_02_Психолого-педагогическое образование_СПиП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Доцент, Логинова Ирина Владимировна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., Доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Перинатальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)

составлена на основании учебного плана:
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кузьмина Анна Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Кузьмина Анна Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений у студентов о практической деятельности клинического психолга в области перинатальной психологии и психологии родительства

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен проводить консультирования родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения в соответствии с задачами консультирования и особенностей клиентов
ПК-2.1 Знает методологические и теоретические основы организации психологического консультирования родителей (законных представителей по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения
ПК-2.2 Умеет применять современные методы психологического консультирования родителей (законных представителей) в соответствии с задачами консультирования и особенностей клиентов
ПК-2.3 Владеет навыками проведения психологического консультирования родителей (законных представителей) в соответствии с задачами консультирования и особенностями клиентов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия курса, теоретико-методологические подходы к изучению психологического и психического развития диады «мать-дитя», закономерности самых
ранних этапов онтогенеза человека от зачатия до первых лет жизни после рождения в его взаимодействии с матерью;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания для объяснения закономерностей становления материнской потребностно-мотивационной сферы, ориентироваться в многообразии
современных подходов и направлений в перинатальной психологии; составлять и реализовывать психодиагностические мероприятия по работе с семьей в перинатальном аспекте, применять различные практические методы профилактической и коррекционной работы с родителями
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами перинатальной психологии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет, задачи, история, теоретические основы и области перинатальной психологии
1.1. Предмет и задачи курса. Перинатальная психология:история становления, область исследования, широкое и узкое значение "перинатальная психология". Лекции 5 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Современное состояние психологических исследований и практики в области перинатальной психологии. Особенности клинической работы в перинатальной психологии Практические 5 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Теоретические подходы к перинатальному развитию в психологии Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Основы перинатальной психологии Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Психологические аспекты бесплодия. Репродуктивные установки Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Стадии развития жизненного цикла семьи. Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Психофизиологические аспекты родов. Импринтинг. Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Этапы становления материнской потребностно-мотивационной сферы.Проблемы девиантного материнства. Профилактика отказов. Сам. работа 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. Развитие психики и базовых личностных образований в ранние периоды онтогенеза Лекции 5 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.10. Развитие психики ребенка в неонатальном периоде Сам. работа 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.11. Методы психологической диагностики в перинатальной психологии. Практические 5 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.12. Формирование привязанности ребенка к матери. Факторы, влияющие на нарушение эмоциональной связи между матерью и ребенком. Феномен психологической депривации. Сам. работа 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.13. Перинатальная семейная психотерапия. Сам. работа 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.14. Развитие психики ребенка младенческого и раннего возраста Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.15. Теоретические подходы к психологии родительства. Материнские и отцовские функции и их роль в раннем онтогенезе Практические 5 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.16. Родительская потребностно-мотивационная сфера. Онтогенез родительской сферы Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.17. Принципы и задачи психологической работы с семьей в клинической практике Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.18. Методы диагностики и практические приемы работы в перинатальной психологии Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Перинатальная психология
2.1. Перинатальная психология Сам. работа 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Психология родительства
3.1. Психология родительства Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Культурные традиции регуляции детско-родительских отношений и воспитания ребенка в ранннем возрасте. Роль раннего детства в развитии личности Лекции 5 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Проблемы мматеринства и отцовства в современном обществе Практические 5 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Родительская потребностно-мотивационная сфера как часть репродуктивной сферы Сам. работа 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Психологическая работа с семьей в период ожидания и раннего развития ребенка
4.1. Психологическая работа с семьей в период ожидания и раннего развития ребенка Лекции 5 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Основные проблемы родительства и детско-родительских отношений в практической работе психолога. Проблемы усыновления детей. Сам. работа 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Организация работы психолга в клинических условиях. Принципы и задачи работы. Взаимодействие с лечащим врачом Сам. работа 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.4. диагностика психического развития ребенка. особенности психологической работы с семьей, имеющей ребенка разного возраста и с разными проблемами Сам. работа 5 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Вид промежуточной аттестации

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Филиппова, Г. Г. Филиппова, Г. Г. : Психология материнства Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/5B6D9EE3-D934-
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. Эйдемиллер, Э. Г. : Психология и психотерапия семьи СПб. : Питер, 2015 ibooks.ru
Л2.2 Добряков, И.В. Добряков, И.В. : Перинатальная психология СПб.:Питер, 2015 ibooks.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Перинатальная психология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория психолого-педагогического практикума - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Оценка уровня сформированности компетенций у обучающихся осуществляется в процессе
текущего и промежуточного контроля. Оценка качества освоения программы включает:
текущий контроль успеваемости (по неделям семестра) в форме тестирования, контрольного
устного и письменного опроса. Промежуточный контроль успеваемости (по семестрам)
осуществляется в форме зачета.