МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинг в рекламе и связях с общественностью

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильРеклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_Реклама и СО-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.социол.н., доцент, Василенко И.А.

Рецензент(ы):
ООО "ПРАЙМ СИБИРЬ", директор, Дьячко В.П.

Рабочая программа дисциплины
Маркетинг в рекламе и связях с общественностью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 512)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является предоставление студентам знаний по основам теории, методологии и практики маркетинговой деятельности на предприятиях; обучение студентов управлению маркетинговой деятельностью в организациях различных отраслей и сфер деятельности; содействие формированию у студентов маркетингового образа мышления в исполнении ими профессиональных обязанностей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять маркетинговые исследования в области СМИ
ПК-2.1 Знает: маркетинговые технологии; основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации
ПК-2.2 Умеет: находить и анализировать необходимую информацию, применять количественные и качественные методы анализа; выявлять факторы, определяющие потребительский спрос на продукцию СМИ, существенные характеристики целевой аудитории потребителей; составлять аналитические отчеты, проводить презентацию результатов маркетингового исследования
ПК-2.3 Владеет навыками: поиска статистической и аналитической информации, характеризующей ситуацию на рынке продукции СМИ; анализа имеющихся данных ситуации на рынке продукции СМИ; определения целевой аудитории по требителей продукции СМИ; контроля выполнения договора, приемки результатов маркетингового исследования, социологического опроса, иных работ и услуг, необходимых для анализа ситуации на рынке продукции СМИ
ПК-3Способен разрабатывать и представлять маркетинговые стратегии государственных и бизнес-структур для продвижения продукции СМИ
ПК-3.1 Знает: маркетинговые технологии и технологии бренд менеджмента; технологии сегментирования рынка, позиционирования продуктов и компаний, оценкикон курентоспособности продуктов и конкурентов; организацию системы сбыта и товародвижения, планирования оптовых и розничных продаж
ПК-3.2 Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы в области маркетинга; интегрировать различные средства продвижения в комплекс маркетинговых коммуникаций; осуществлять планирование мероприятий по продвижению продукции, планирование расходов на их проведение
ПК-3.3 Владеет: навыками разработки концепции продвижения продукции СМИ, формирования коммуникационных целей и маркетинговых стратегий; выбора маркетинговых технологий и инструментов для до несения до потребителя необходимой информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание основных теорий маркетинга, их места и роли в современных экономических и социальных процессах в России;
сущность, назначение и место маркетинга в функциональной структуре управления организациями, выгоды от его профессионального применения;
принципы, методы и приемы разработки маркетинговой стратегии компании; методы сбора данных, их анализа, синтеза и выработки конкретных рекомендаций;
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать структуру маркетинговых служб предприятия, организовывать и планировать ее деятельность, разрабатывать проекты маркетинговых исследований;
под контролем формировать товарную стратегию и политику фирмы, продвигать на рынок продукцию;
под контролем совершенствовать сбытовую деятельность; применять законодательные акты в маркетинговой деятельности.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.маркетинговой организационной культурой, способен к продуктивному общению с партнерами, заключению выгодных сделок;
приемами и методами реализации маркетинговых мероприятий, осуществления выбор наиболее эффективных и результативных направлений развития предприятия;
навыками принимать участие в управлении маркетинговыми службами предприятий, осуществлять планирование и оперативный контроль над выполнением планов маркетинга;
проводить мероприятия по сбору данных о рынках, формированию имиджа компании, повышению эффективности ее деятельности на рынке.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Сущность и содержание маркетинга.
1.1. Понятие и сущность концепции маркетинга. Лекции 5 2 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.3 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.2. Понятие и сущность концепции маркетинга. Практические 5 2 ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.3 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.3. Понятие и сущность концепции маркетинга. Сам. работа 5 2 ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.4. Маркетинг в цифровую эпоху. Практические 5 2 ПК-2.1, ПК-2.3 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.5. Маркетинг в цифровую эпоху. Сам. работа 5 2 ПК-3.1, ПК-2.2 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Маркетинг как система управления.
2.1. Сущность и комплексный анализ рынка. Лекции 5 2 ПК-3.3, ПК-2.1 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.2. Сущность и комплексный анализ рынка. Практические 5 2 ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.3. Сущность и комплексный анализ рынка. Сам. работа 5 4 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.4. Система маркетинговой информации и маркетинговых исследований. Лекции 5 2 ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.5. Система маркетинговой информации и маркетинговых исследований. Практические 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.6. Система маркетинговой информации и маркетинговых исследований. Сам. работа 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.7. Сегментирование: понятие, принципы, критерии и методы. Лекции 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.8. Сегментирование: понятие, принципы, критерии и методы. Практические 5 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.9. Сегментирование: понятие, принципы, критерии и методы. Сам. работа 5 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Стратегии, технологии и инструменты маркетинга.
3.1. Товарная политика: понятие, элементы, циклы развития. Лекции 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.2. Товарная политика: понятие, элементы, циклы развития. Практические 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.3. Товарная политика: понятие, элементы, циклы развития. Сам. работа 5 3 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.4. Ценовая политика: определение, факторы влияния в маркетинге. Лекции 5 2 ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.3 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.5. Ценовая политика: определение, факторы влияния в маркетинге. Практические 5 2 ПК-3.1, ПК-2.1, ПК-2.3 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.6. Ценовая политика: определение, факторы влияния в маркетинге. Сам. работа 5 8 ПК-3.3, ПК-2.2 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.7. Концепция и технологии позиционирования. Лекции 5 2 ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.3 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.8. Концепция и технологии позиционирования. Практические 5 2 ПК-3.2, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.9. Концепция и технологии позиционирования. Сам. работа 5 8 ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-2.3 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.10. Разработка маркетинговой стратегии компании. Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.11. Разработка маркетинговой стратегии компании. Практические 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.3 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.12. Разработка маркетинговой стратегии компании. Сам. работа 5 4 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.13. Программа маркетинговой деятельности предприятия и система маркетингового контроля. Лекции 5 2 ПК-3.1, ПК-3.3, ПК-2.1 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.14. Программа маркетинговой деятельности предприятия и система маркетингового контроля. Сам. работа 5 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.3 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.15. Программа маркетинговой деятельности предприятия и система маркетингового контроля. Практические 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.4, Л1.7, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в он-лайн курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11156
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен осуществлять маркетинговые исследования в области СМИ
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА (15)

Вопрос 1. Что является целью медиаисследования?
а. Создать информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений
б. Совершенствовать общее представление о медиа, как явлении и процессе
в. Получить информацию о конкурентах
Ответ: а
Вопрос 2. Объективность как принцип исследования – это:
а. учет возможных погрешностей при измерении того или иного явления
б. получение адекватных данных за счет обеспечения научных принципов их сбора и проведения
в. изучение явлений и процессов в их взаимосвязи и развитии
Ответ: а
Вопрос 3. Данные исследований компании Mediascop – это
а. результаты синдикативных исследований
б. первичная информации
в. заказное корпоративное исследование
Ответ: а
Вопрос 4. Вид исследования, в котором изучаются медиапредпочтения аудитории – это:
а. дискриптивное
б. каузальное
Ответ: а
Вопрос 5. Принцип достоверность при проведении исследования – это:
а. соизмеримость полученных результатов с затратами на проведение исследования
б. получение адекватных данных за счет обеспечения научных принципов их сбора и проведения
в. изучение явлений и процессов в их взаимосвязи и развитии
Ответ: б
Вопрос 6. Выберите более емкое понятие:
а. исследование аудитории
б. исследование телесмотрения
в. медиаисследования
Ответ: в.
Вопрос 7. Взаимосвязанный набор систем данных, инструментов и методик, поддерживаемый программным обеспечением, с помощью которого компания собирает и интерпретирует информацию для принятия управленческих решений:
а. система собственных маркетинговых исследований
б. Маркетинговая база данных
в. Маркетинговая информационная система
Ответ: в.
Вопрос 8. Существует ли единый типовой образец МИС?
а. да
б. нет
Ответ: б
Вопрос 9. Что относится к вторичной информации?
а. результаты исследований, опубликованные в открытых источниках
б. план медиаисследования
в. инструментарий медиаисследования
Ответ: а
Вопрос 10. Что относится к качественным методам исследования?
а. составление рейтингов СМИ
б. фокус-группа
в. опрос
Ответ: б.
Вопрос 11. Ключевая характеристика дескриптивного исследования:
а. проверка причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями
б. описание тех или иных аспектов реальной маркетинговой ситуации
в. Использование только вторичной маркетинговой информации
Ответ: б
Вопрос 12. Гипотеза исследования – это:
а. определение действий по смягчению проявления проблем
б. вероятностное суждение о возможных путях решения поставленных проблем
в. аналитическое обоснование выявленных проблем
Ответ: б
Вопрос 13. В чем цель каузального исследования?
а. в сборе предварительной информации, предназначенной для более точного определения проблемы
б. в поиске первичной информации
в. обосновании гипотез, определяющих содержание выявленных причинно-следственных связей
Ответ: в
Вопрос 14. Источники внешней вторичной информации:
а. данные АВС-анализа, SWOT – анализа, информация сети торговых корреспондентов
б. официальные отчеты фирм, специальные издания, Интернет, данные государственной статистики
в. информация компании: отчеты, результаты исследований
Ответ: б
Вопрос 15. В чем отличие первичной информации от вторичной?
а. собрана ранее, для других целей
б. служит для проверки причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями
в. собрана впервые – для конкретного исследования
Ответ: в.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА (20)
Вопрос 1. Какую роль играют медиаисследования в компании?
Ответ: Медиаисследования позволяют сформировать портрет целевой аудитории, помогают выстраивать эффективное медиапланирование, обеспечивают руководство компании своевременной и достоверной информацией при принятии управленических решений.
Вопрос 2. Составьте определение медиаисследований.
Ответ: Медиаисследования – это систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространения и использование информации для повышения эффективности идентификации возможностей компании и решения существующих проблем.
Вопрос 3. Опишите основные этапы медиаисследования.
Ответ: Определение проблемы исследования, разработка подхода к решению проблемы, формулировка плана исследования, проведение полевых работ, подготовка и анализ данных, составление отчета.
Вопрос 4. Дайте характеристику исследованию, направленному на определение проблемы.
Ответ: Это исследование, которое предпринимается, что бы помочь идентифицировать неочевидные проблемы, либо существующие, либо такие, которые могут возникнуть в будущем.
Вопрос 5. Приведите примеры медиаисследований, направленных на решение проблемы.
Ответ: Исследования по сегментации аудитории, исследование медиапродукта, исследование каналов продвижения медиапродукта.
Вопрос 6. Приведите пример медиаисследований, направленных на определение проблемы.
Ответ: исследование потенциала медиарынка, исследование доли аудитории, исследование медиапредпочтений аудитории.
Вопрос 7. Дайте определение системе поддержки принятия решений.
Ответ: Это информационная система, которая позволяет ЛПР взаимодействовать непосредственно с базами данных и моделями анализа. Компоненты системы включают аппаратное обеспечение и коммуникационную сеть, базу ПО.
Вопрос 8. Перечислите преимущества СППР перед маркетинговой информационной системой.
Ответ: помогает при решении неструктурированных проблем, ипользует математические и статистические модели, имеет дружественный интерфейс, гибкие настройки.
Вопрос 9. Дайте определение внешним субъектам исследовании и приведите пример.
Ответ: Это независимые компании, самостоятельно проводящие медиаисследования и привлекаемые для их проведение. Например, НАФИ, Mediascop.
Вопрос 10. Перечислите этапы плана исследования.
Ответ: Анализ вторичной информации, качественные исследования, сбор количественных данных, измерение и шкалирование, разработка инструментария, определение размера выборки, план анализа данных.
Вопрос 11. Перечислите возможные элементы исследовательского отчета.
Ответ: В отчете должны быть письменно изложены результаты и инетрпретация данных, полученных в ходе исследования. Так же по запросу предоставляется отчет о ходе исследования и вся собранная для анализа информация.
Вопрос 12. Что значит «медиаметрия четерех экранов»?
Ответ: Это синхронное отслеживание телесмотрения на мобильных экранах, экранах ПК и ТВ.
Вопрос 13. Перечислите элементы системы показателей медиаизмерений телевизионной аудитории.
Ответ: рейтинг, накопленный рейтинг, средний рейтинг, доля аудитории, среднесуточная доля телеканала, охват, объем телесмотрения.
Вопрос 14. Опишите автоматизированный способ медиаизмерения телесмотрения.
Ответ: Это пиплметрия. Электронный регистратор (пиплметр) подключается к каждому телевизору в домохозяйстве, члены которого стали респондентами в исследовании. Регистратор записывает все переключения по каналам каждого из членов домохозяйства старше 4-х лет.
Вопрос 15. В чем главная особенность телевизионных измерений?
Ответ: Главная особенность состоит в том, что отобранные респонденты опрашиваются постоянно в течение длительного периода времени, это так называемые панельные исследования. Телевизионная панель представляет собой модель реального населения на анализируемой территории.
Вопрос 16. Какие факторы влияют на объемы медиаизмерений?
Ответ: В первую очередь – объем рекламного рынка. Медиаизмерения - это валюта продажа рекламы и рекламодатели заинтересованы в проведении подобных исследований. Второй фактор – развитие медиаинфраструктры региона, проникновение интернета. Третий фактор – стандарты медиаизмерений.
Вопрос 17. Опишите автоматизированные методы медианализа наружной рекламы.
Ответ: Медиаизмерения наружной рекламы основываются на данных мобильных операторов. Это базы данных мониторинга наружной рекламы (ODASTAT) и рейтинги (ODAPLAN).
Вопрос 18.Что такое технология Mobile People Meter?
Ответ: Это ПО, устанавливаемое на смартфоны респондентов, которое в фоновом режиме регистрирует акустические данные. То есть записывает окружение респондента, сравнивает с эталонным и описывает телесмотрение. Технология позволяет учитывать дополнительные параметры респондентов: род занятий, семейное положение, доход.
Вопрос 19. Какие вы знаете компании, продающие результаты исследований?
Ответ: Медиаскоп, РБК, ВЦИОМ.
Вопрос 20. На что направлены качественные исследования медиа?
Ответ: На изучение эффекта воздействия СМК, общественное мнение, анализ содержания контента, тестирование рекламных сообщений.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен разрабатывать и представлять маркетинговые стратегии государственных и бизнес-структур для продвижения продукции СМИ

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1: Рынок товара, на котором существует его постоянный дефицит и покупателю приходится прилагать дополнительные усилия по приобретению данного товара, принято считать:
а. дефицитным рынком;
б. рынком продавца
в.рынком конкурента
г. рынком покупателя
Ответ: б
Вопрос 2. Определений маркетинга существует множество, но у них есть общее. Это:
а. приоритет производителя
б. приоритет покупателя
в. приоритет посредника
г. приоритет потребителя
Ответ: б
Вопрос 3. Какую стратегию реализует предприятие, которое учитывает свои интересы, интересы потребителей и обеспечивающее сохранение окружающей среды?
а. концепцию 4Р
б.концепцию интенсификации коммерческих усилий
в. концепцию совершенствования товара
г. концепцию социально-этичного маркетинга.
Ответ: г
Вопрос 4. Макросреда маркетинга – это
а. состояние экономики, демографии, политики, права, культуры, науки и техники, окружающей среды
б. деятельность поставщиков, конкурентов, посредников, клиентов и контактных аудиторий;
в. законодательство
г. деятельностью государственных органов управления
Ответ: а
Вопрос 5. К маркетинговым факторам, влияющим на покупательское поведение относят:
а. возраст
б.цена товара
в. восприятие
г. образ жизни
Ответ: б
Вопрос 6. Производить то, что хочет покупатель и то, что он может купить в данный момент времени – это…
а. идея маркетинга
б. цель маркетинга
в.функция маркетинга
г. стратегия маркетинга
Ответ: б
Вопрос 7. Основные понятия, отражающие сущность маркетинга - это
а. нужда, потребность
б.запрос, товар
в.обмен, сделка
г. рынок
Ответ: все ответы верны
Вопрос 8. Стимулирующий маркетинг применяется при:
а. отрицательном спросе
б. скрытом спросе
в. отсутствии спроса
г. нерациональном спросе
Ответ: в
Вопрос 9. Противодействующий маркетинг применяется при:
а. чрезмерном спросе
б. нерациональном спросе
в. падающем спросе
г. отрицательном спросе
Ответ: б
Вопрос 10. Маркетинговые исследования – это:
а. синоним исследований рынка
б. сбор, упорядочивание, анализ и обобщение данных для обнаружения и решения маркетинговых проблем
в. постоянно дейтсвующая система сбора, классификации, анализа, оценки и распространения маркетинговой информации.
г. все ответы верны
Ответ: б
Вопрос 11. Маркетинговая деятельность выступает как:
а. самостоятельный вид деятельности
б.функция менеджмента
в. коммерческая деятельность
г. все варианты верны
Ответ: а, в.
Вопрос 12. Данные, накапливаемые в компаниях:
а. как правило содержат ошибки
б. почти всегда носят неполный, фрагментарный характер
в. редко накапливаются специально для решения задач
г. нередко имеют большой объем, но плохо структрированы
Ответ: а, в, г.
Вопрос 13. Наценка должна учитывать:
а. объем продаж
б. скорость оборачиваемости товарных запасов
в. особенности спроса
г. все варианты верны
Ответ: г
Вопрос 14. Точка безубыточности - это
а. цена, при которой предприятие начинает получать прибыль
б. объем производства, при котором производитель работает без убытков
в. уровень затрат, необходимый для производства
г. все ответы верны
Ответ: а
Вопрос 15. Как называется стратегия, при которой организация, имеющая сильные конкурентные позиции находится на медленно растущем рынке?
а. конгломеративная
б. сокращение
в. вертикальная интеграция
г. концентрическая диверсификация.
Ответ: г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Чего требует использование компанией стратегии усиления позиций на рынке?
Ответ: Такая стратегия требует больших маркетинговых усилий, финансовых вложений в продвижение и производство. Возможна «горизонтальная интеграция».

Вопрос 2. Перечислите факторы, влияющие на выбор маркетинговой стратегии.
Ответ: состояние отрасли, активность конкурентов, наличие ресурсов у компании.

Вопрос 3. Компания имеет слабые конкурентные позиции, но рынок растет быстро. Какую стратегию выбрать?
Ответ. Необходимо пересмотреть стратегию концентрации.

Вопрос 4. Стратегия оптимальных издержек – это…
Ответ: Это создание повышенной ценности, отвечающей или превышающей покупательские ожидания. При этом цена остается на уровне конкурентов или ниже.

Вопрос 5. Какие факторы формируют конкурентное окружение?
Ответ: потребители, поставщики, потенциальные и существующие хозяйствующие субъекты, замещающие товары.

Вопрос 6. Что относится к конкурентным преимуществам низкого ранга и почему они таковыми являются?
Ответ: К конкурентным преимуществам низкого ранга относятся сырье, дешевая рабочая сила и масштабы производства. Они легкодоступны конкурентам и широко распространены.

Вопрос 7. Что относится к основным сферам принятия решений в маркетинговой коммуникации?
Ответ: выбор стратегии сбытовой коммуникации, стратегии по выбору коммуникативных каналов, стратегии по охвату целевого рынка, стратегии коммуникации при выходе на рынок/рынки.


Вопрос 8. Какие цели создания плана маркетинга?
Ответ: систематизация, формальное описание идей руководителей компании, донесение их до сотрудников, установление целей маркетинга, обеспечение контроля их достижения, концентрация и разумное распределение ресурсов фирмы.

Вопрос 9. Перечислите последовательность разделов плана маркетинга.
Ответ: основные итоги деятельности за предыдущий период, анализ и прогноз развития экономики и целевого рынка, выдвигаемые цели преимущественно в количественном выражении с выделением главной цели, стратегии поведения предприятия на рыночных сегментах, мероприятия товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политик с указанием ответственных исполнителей и сроков выполнения, бюджетный план маркетинга (маркетинговый бюджет).

Вопрос 10. Вам нужно выбрать каналы распространения рекламы. Какие критерии будете анализировать?
Ответ: Охват, доступность, стоимость, авторитетность, аудиторию.

Вопрос 11. В чем разница между традиционной и современной концепциями маркетинга?
Ответ: В традиционной концепции маркетинг является дополнительным инструментом, его применение ограничено продажами и распространением товара. В современной концепции маркетинг является одни из главных инстурментов компании, так как основной капитал компании – потребитель.
Вопрос 12. Перечислите виды сегментации.
Ответ: сегментирование потребительского рынка, сегментирование по географическому признаку, по демографическому признаку, по отношению к товару, по стилю потребления, по психографическому признаку, по операционному признаку.

Вопрос 13. Перечислите стратегии позиционирования товара или услуги.
Ответ: позиционирование по атрибуту, по выгоде, по цене, конкурентное позиционирование, позиционирование по категории, позиционирование по потребителю.

Вопрос 14. Какие преимущества и недостатки ABC-анализа вы знаете?
Ответ: ABC-анализ является универсальным маркетинговым инструментом, поэтому с его помощью анализируют товары компании, клиентов, персонал, поставщиков. Простота этого метода классификации ресурсов и адаптивность позволяют применять его в разных сферах бизнеса. ABC-анализ помогает более точно прогнозировать спрос и избежать лишних расходов на производство, а также хранение продукции. Он предоставляет возможность усовершенствовать стратегию ценообразования, оптимизировать ресурсы и финансовые затраты, повысить эффективность управления запасами. К минусам ABC-анализа относят следующие факторы:
• необходимость регулярного проведения анализа;
• неточность, поскольку не предоставляет полной картины.
Вопрос 15. В чем суть CRM-маркетинга и какие его основные инструменты?
Ответ: CRM маркетинг — это бизнес-подход, который подразумевает анализ, контроль и улучшение взаимоотношений с клиентами. Такая работа требует использования CRM-системы — программного обеспечения для автоматизации взаимодействия с пользователями.

Вопрос 16. Дайте характристику методу custdev
Ответ: Метод custdev был предложен предпринимателем Стивом Бланком, который говорил, что прежде, чем разработать продукт, необходимо убедиться в правильном определении потребности. Только так можно создать товар или услугу, решающую проблему целевой аудитории.
Custdev помогает создавать и развивать продукт не на основании собственных предположений, а на основании мнений и взглядов потенциальных клиентов. Для этого проводят глубинные интервью, создают опросы, запускают A/B тестирование. В классической версии методология customer development описывает весь путь построения стартапа.
Вопрос 17. Зачем и как считать показатель LTV? Как его увеличить?
Ответ: LTV или Lifetime Value (с англ. пожизненная ценность клиента) — это показатель прибыли, которую компания получает за все время взаимодействия с конкретным покупателем. Удержание существующих клиентов обходится компании в несколько раз дешевле, чем привлечение новых. LTV = прибыль от клиента - расход на его привлечение и удержание. Низкий уровень LTV, в первую очередь, обусловлен плохим качеством товаров и обслуживания, слабой конкурентоспособностью, недостаточно продуманной коммуникацией.

Вопрос 18. О чем нам говорит метрика CSI?
Ответ: Метрика CSI позволяет исследовать удовлетворенность потребителя в разных направлениях. С помощью этого показателя компании узнают, насколько покупатели довольны взаимодействием с брендом, ценовой политикой, ассортиментом, качеством товара или услуги.
Этот показатель отражает мнение пользователей в числовом эквиваленте. Он помогает выявить слабые стороны комплекса маркетинга, оценить качество обслуживания, проанализировать удовлетворенность покупателей в разных сегментах целевой аудитории. CSI позволяет узнать не только отношение клиентов к компании и характеристикам продукта, но и понять, насколько эти характеристики важны для них.
Вопрос 19. В чем суть RFM-анализа в маркетинге?
Ответ: Это подход в маркетинге, который предполагает сегментацию базы клиентов на основании давности, частоты и суммы покупок. RFM анализ позволяет отслеживать покупательскую активность клиентов, а также выявлять группы наиболее и наименее лояльных покупателей. Собранная информация помогает увидеть, кто приносит компании наибольшую, а кто наименьшую прибыль. Согласно закону Парето, 80% прибыли компании приносит всего 20% клиентов. Поэтому, выявив этих покупателей, вы сможете сосредоточить свои маркетинговые усилия на повышении их уровня удержания и LTV.

Вопрос 20. Какие методы составления бюджеты маркетинга вы знаете?
Ответ: Планировать бюджет маркетинга можно следующими способами.
• Отталкиваясь от целевой прибыли, то есть планировать бюджет так, чтобы достичь желаемых показателей.
• Исходя из оптимизации прибыли, то есть так, чтобы предприятие не только получало стабильных доход, но и росло в желаемом темпе.
• Основываясь на прогнозах. Для этого нужно проводить маркетинговые исследования и анализ. В итоге компания получает комплекс показателей, на основании которых можно составить более точный маркетинговый план.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
"отлично" - верно выполнено 85-100% заданий; "хорошо"-верно выполнено 70-84% заданий; "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий; "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Для обучающихся, не получивших экзаменационную оценку по результатам текущей успеваемости, организуется устный экзамен в виде опроса по пройденному материалу.
Контрольно-измерительный материал для экзамена формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплине, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лукичёва Т. А. Маркетинг: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Божук С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.3 Реброва Н. П. Стратегический маркетинг : учебник и практикум для вузов Москва: Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/491324
Л1.4 Е. Е. Кузьмина Маркетинг: учебник и практикум для СПО М. : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.5 Реброва Н.П. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.6 Калюжнова, Н. Я. Современные модели маркетинг: : учебное пособие для вузов Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/492979
Л1.7 Карасев А.П. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Скобкин, С. С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе : учебник для академического бакалавриата Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.2 Реброва Н. П. Маркетинг: Учебник и практикум для вузов Москва: Изд-во ЮРАЙТ, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс "Маркетинг в рекламе и связях с общественностью" portal.edu.asu.ru
Э2 Энциклопедия маркетинга www.marketing.spb.ru
Э3 портал РБК marketing.rbc.ru
Э4 сайт Высокий брендинг newbranding.ru
Э5 журнал 4P маркетинг www.4p.ru
Э6 журнал Маркетинг PRO www.marketingpro.ru
Э7 административно-управленческий портал по маркетингу и бизнесу www.aup.ru
Э8 официальный сайт Российской ассоциации маркетинга www.ram.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Образовательная платформа для университетов и колледжей. https://urait.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
307Д лаборатория проектирования интегрированных коммуникаций кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка AquariusIntelCeleron - 1 единица; телевизор: HD Samsung 22”; учебные пособия; плакаты; наглядные пособия; презентационные материалы
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.

Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.

Практическое занятие. Практическое занятие – форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.

Самостоятельная работа. Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам:
- учебных и учебно-методических пособий;
- тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др;
- перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины;
- информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др.
Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.

Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.