Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в дизайне |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z09_03_03_Прикладная информатика_ПИвД-2023 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 96 | 96 | 96 | 96 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович
1.1. | Цель изучения дисциплины - освоение принципов управления проектами в сфере дизайна для успешного решения творческих и производственных задач, а также эффективной профессионализации |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01 |
ОПК-9 | Способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций с заинтересованными участниками проектной деятельности и в рамках проектных групп. |
ОПК-9.1 | Знает инструменты и методы коммуникаций в проектах; каналы коммуникаций в проектах; модели коммуникаций в проектах; технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии, основы конфликтологии, технологии подготовки и проведения презентаций |
ОПК-9.2 | Умеет осуществлять взаимодействие с заказчиком в процессе реализации проекта; принимать участие в командообразовании и развитии персонала |
ОПК-9.3 | Владеет навыками проведения презентаций, переговоров, публичных выступлений |
УК-2 | Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
УК-2.1 | Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач |
УК-2.2 | Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем |
УК-2.3 | Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
УК-2.4 | Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач |
УК-3 | Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
УК-3.1 | Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства |
УК-3.2 | Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи |
УК-3.3 | Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач. Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства. : Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет осуществлять взаимодействие с заказчиком в процессе реализации проекта; принимать участие в командообразовании и развитии персонала. Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути.. Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности. Владеет навыками проведения презентаций, переговоров, публичных выступлений. Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни. Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений. Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Организация проектной деятельности дизайнера | ||||||
1.1. | Управление проектами как вид деятельности. История проектного менеджмента | Лабораторные | 2 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Значимые проекты в дизайне | Сам. работа | 2 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Рынок digital-услуг в России | Сам. работа | 2 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Анализ организации проектирования в дизайне на примере нескольких компаний | Сам. работа | 2 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | PAEI-стили менеджмента Адизеса | Сам. работа | 2 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Типология руководителей проектов | Сам. работа | 2 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Формы и виды проектной деятельности в дизайне | Сам. работа | 2 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Разработка концепции продукта | Сам. работа | 2 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Организация работы sales-менеджера digital-проектов | Сам. работа | 2 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Роли участников команды в пресейле | Сам. работа | 2 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Брифинг клиента в рамках дизайн-проекта | Сам. работа | 2 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Подготовка к брифингу | Сам. работа | 2 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.13. | Составление сметы трудозатрат для проекта | Сам. работа | 2 | 6 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.14. | Разработка презентации проекта | Сам. работа | 2 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Прикладные аспекты организации производственного процесса в дизайне | ||||||
2.1. | Классификация проектов | Лабораторные | 2 | 6 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Развитие специалиста в области дизайна | Сам. работа | 2 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Применение современных методик организации производственного процесса на конкретном примере | Сам. работа | 2 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Современные методологии организации дизайн-процесса. "Гибкие методологии" | Сам. работа | 2 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Разработка структуры дизайн-проекта | Сам. работа | 2 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Продуктовый и проектный подход в дизайне | Сам. работа | 2 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Документация, сопровождающая производственный процесс в дизайне | Сам. работа | 2 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Примеры итерационного подхода на производстве | Сам. работа | 2 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Роли арт-директора и креативного директора в проекте | Сам. работа | 2 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Эргономическое обеспечение дизайн-проектирования | Сам. работа | 2 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.11. | Дизайн как эффективный инструмент совершенствования сферы производства и потребления. | Сам. работа | 2 | 6 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-3.1, УК-3.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» — https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9352. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде ПРИМЕР ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1.Какие навыки важны для успешного социального взаимодействия в команде проекта в дизайне? a) Только технические навыки. b) Навыки коммуникации, эмпатии, слушания и конструктивного обратной связи. c) Навыки быстрого выполнения заданий. d) Навыки планирования. Ответ: b) Навыки коммуникации, эмпатии, слушания и конструктивного обратной связи. 2. Почему важно определить роли в команде проекта в дизайне? a) Для увеличения числа участников в команде. b) Для определения, кто будет лидером команды. c) Для более эффективного распределения обязанностей и ответственности. d) Для сокращения времени, затраченного на проект. Ответ: c) Для более эффективного распределения обязанностей и ответственности. 3. Что такое эмпатия? a) Это термин в области астрономии. b) Эмпатия - это способность понимать и разделять чувства и переживания других людей. c) Эмпатия - это метод дизайнеров для создания креативных проектов. d) Эмпатия - это компьютерная программа для дизайнеров. Ответ: b) Эмпатия - это способность понимать и разделять чувства и переживания других людей. 4. Какой процесс в управлении проектами в дизайне включает в себя разработку временного графика и распределение ресурсов? A) Мониторинг и контроль B) Выполнение проекта C) Планирование D) Завершение проекта Правильный ответ: C) Планирование 5. Как можно оптимизировать управление временем при работе над дизайн-проектами? a) Не устанавливать сроки для задач, работать без расписания. b) Использовать техники планирования и приоритизации задач. c) Игнорировать неотложные задачи. d) Зависеть от случайных вдохновений. Ответ: b) Использовать техники планирования и приоритизации задач. 6. Как можно улучшить социальное взаимодействие в команде проекта? a) Игнорировать мнения и идеи других участников. b) Развивать навыки коммуникации, слушания, конструктивной критики и сотрудничества. c) Всегда держать в руках рулетку и линейку. d) Никак, социальное взаимодействие не имеет значения в управлении проектами. Ответ: b) Развивать навыки коммуникации, слушания, конструктивной критики и сотрудничества. 7. . Какие основные принципы эффективной командной работы в управлении проектами в дизайне? a) Заводить максимальное количество споров и дискуссий. b) Стремиться к индивидуальным достижениям вне зависимости от команды. c) Сотрудничество, доверие, четкое распределение ролей и ответственности. d) Игнорирование мнений других участников. Ответ: c) Сотрудничество, доверие, четкое распределение ролей и ответственности. 8. Какие основные задачи лидера в команде проекта в дизайне? a) Игнорировать мнения остальных участников и принимать все решения самостоятельно. b) Убеждать всех в правильности своих идей. c) Руководить командой, стимулировать сотрудничество и достижение общих целей. d) Заниматься только техническими аспектами проекта. Ответ: c) Руководить командой, стимулировать сотрудничество и достижение общих целей. 9. Что такое теория тайм-менеджмента? a) Теория организации рабочего пространства. b) Теория управления временем и задачами. c) Теория управления финансами в организации. d) Теория мотивации сотрудников. Ответ: b) Теория управления временем и задачами. 10. Какой из нижеперечисленных подходов наиболее соответствует теории тайм-менеджмента? a) Работа без определенного плана и контроля времени. b) Разделение задач на более мелкие подзадачи, установление приоритетов и эффективное использование времени. c) Отказ от выполнения задач, требующих много времени. d) Работа только в стрессовых ситуациях. Ответ: b) Разделение задач на более мелкие подзадачи, установление приоритетов и эффективное использование времени. 11. Почему важно иметь траекторию саморазвития в дизайне? a) Чтобы избежать дополнительной работы. b) Для продвижения в карьере и постоянного роста профессиональных навыков. c) Чтобы ограничить свои учебные возможности. d) Для поддержания стабильности и неизменности в карьере. Ответ: b) Для продвижения в карьере и постоянного роста профессиональных навыков. 12. Какое влияние оказывают цифровые технологии на процессы самоорганизации? a) Не имеют влияния на процессы самоорганизации. b) Облегчают доступ к информации и инструментам, что способствует более эффективной самоорганизации. c) Полностью заменяют необходимость в самоорганизации. Ответ: b) Облегчают доступ к информации и инструментам, что способствует более эффективной самоорганизации. 13. Как цифровые технологии влияют на установление приоритетов и целей профессионального развития? a) Не имеют отношения к процессу установления приоритетов и целей. b) Создают новые задачи, мешая установлению приоритетов. c) Облегчают доступ к информации, позволяя легче определить актуальные направления развития и установить приоритеты. d) Препятствуют личностному и профессиональному развитию. Ответ: c) Облегчают доступ к информации, позволяя легче определить актуальные направления развития и установить приоритеты. 14. Каким образом эффективное управление проектом в дизайне может способствовать достижению успешных результатов? a) Откладывая все решения до последнего момента. b) Уделяя внимание только визуальным аспектам проекта. c) Путем планирования, координации, эффективной коммуникации и управления ресурсами. d) Полагаясь только на интуицию. Ответ: c) Путем планирования, координации, эффективной коммуникации и управления ресурсами. 15. Какие навыки важны для решения конфликтов в команде проекта в дизайне? a) Игнорирование конфликтов. b) Навыки управления конфликтами, слушания и поиска компромиссов. c) Подавление мнений других участников. d) Навыки публичных выступлений. Ответ: b) Навыки управления ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Почему важно управлять временем при работе над дизайн-проектами? Ответ: Управление временем помогает обеспечить выполнение задач в срок, повышает производительность и позволяет избегать срывов проектов. 2. Какие навыки помогут участнику команды в управлении проектом в дизайне реализовывать свою роль более успешно? Ответ: Навыки эффективной коммуникации, умение слушать и выражать свои идеи, способность работать в коллективе и решать конфликты. 3. Почему важно, чтобы каждый участник команды в управлении проектом в дизайне понимал свою роль? Ответ: Понимание роли в команде помогает каждому участнику лучше сосредотачиваться на своих задачах, улучшать эффективность и способствовать общим целям проекта. 4. Какие преимущества может предоставить использование цифровых инструментов для самообразования? Ответ: Использование цифровых инструментов для самообразования позволяет обучаться гибко, в удобное время и в разнообразных форматах. 5. Почему важно определять свои ресурсы при планировании своего развития? Ответ: Определение своих ресурсов при планировании развития позволяет рационально распоряжаться временем и навыками, достигать результатов с максимальной эффективностью. 6. Процесс осмысления и анализа собственного опыта и действий— это: Ответ: Рефлексия. 7. Почему важно осуществлять самооценку своей деятельности? Ответ: Самооценка деятельности помогает оценить свои сильные стороны, области для улучшения и прогресс в профессиональном росте. 8. Какие преимущества приносит организация деятельности при планировании карьеры? Ответ: Организация деятельности при планировании карьеры способствует более эффективному использованию времени, ресурсов и возможностей для достижения желаемых результатов. 9. Укажите ключевые принципы эффективного тайм-менеджмента в контексте развития цифровой культуры: Ответ: установление приоритетов, использование цифровых инструментов для планирования задач. 10. Укажите специальный термин для теории управления временем и задачами: Ответ: Тайм-менеджмент. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений ПРИМЕР ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Какой из следующих элементов управления проектом в сфере дизайна относится к начальной стадии проекта? A) Бюджетирование B) Планирование C) Мониторинг и контроль D) Завершение проекта Правильный ответ: B) Планирование 2. Для чего служит определение целей и задач проекта в управлении дизайн-проектом? A) Для выбора цветовой палитры B) Для создания дизайн-концепции C) Для определения бюджета проекта D) Для управления командой и оценки результатов Правильный ответ: B) Для создания дизайн-концепции 4. Какая из следующих компетенций является важной для успешного управления проектом в сфере дизайна? A) Понимание истории искусства B) Навыки программирования C) Организация рабочего пространства D) Управление бюджетом проекта Правильный ответ: D) Управление бюджетом проекта 5. Какой из следующих инструментов управления проектом в дизайне позволяет визуализировать иерархию задач и зависимости между ними? A) График Ганта B) Таблица Excel C) Бюджетный отчет D) Электронная почта Правильный ответ: A) График Ганта 6. Какой этап управления проектом в дизайне включает в себя оценку качества и соответствия результатов проекта установленным целям и стандартам? A) Планирование B) Мониторинг и контроль C) Завершение проекта D) Выполнение проекта Правильный ответ: B) Мониторинг и контроль 7. Для чего необходимо управление рисками в дизайн-проекте? A) Для выбора цветовой палитры B) Для предотвращения ошибок в оформлении C) Для определения бюджета проекта D) Для управления командой проекта Правильный ответ: B) Для предотвращения ошибок в оформлении 8. Какой из следующих инструментов управления проектом в дизайне помогает учитывать и анализировать изменения в проекте? A) План проекта B) Таймлайн C) Коммуникационная доска D) Изменения в дизайн-концепции Правильный ответ: D) Изменения в дизайн-концепции 10. Какая роль в управлении дизайн-проектом обеспечивает выполнение задач и достижение целей проекта? A) Дизайнер B) Менеджер проекта C) Заказчик D) Арт-директор Правильный ответ: B) Менеджер проекта 11. Какие факторы могут влиять на требования к информационному ресурсу? a) Географическое положение информационного ресурса. b) Финансовое положение создателей информационного ресурса. c) Технологические достижения и изменения в поведении пользователей. d) Количество страниц на сайте. Ответ: c) Технологические достижения и изменения в поведении пользователей. 12. Какие преимущества может получить информационный ресурс, который активно анализирует информационные потребности и требования пользователей? a) Улучшение культурного контекста. b) Повышение конкурентоспособности и привлечение большего числа пользователей. c) Снижение качества предоставляемой информации. d) Уменьшение необходимости в обратной связи с пользователями. Ответ: b) Повышение конкурентоспособности и привлечение большего числа пользователей. 14. Что означает термин "соответствие требованиям" в контексте формализованных описаний решений? a) Описание только одного способа решения задачи. b) Соответствие описания требованиям заказчика и спецификации проекта. c) Отсутствие каких-либо описаний. d) Решение задачи на основе интуиции исполнителя. Ответ: b) Соответствие описания требованиям заказчика и спецификации проекта. 15. Каким образом информационный ресурс может адаптироваться к изменяющимся информационным потребностям пользователей? a) Путем ограничения доступа к ресурсу. b) Путем предоставления пользовательской информации без учета потребностей. c) Путем регулярного анализа и обновления контента и функциональности ресурса на основе обратной связи от пользователей. d) Путем игнорирования требований пользователей. Ответ: c) Путем регулярного анализа и обновления контента и функциональности ресурса на основе обратной связи от пользователей. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Почему важно определять круг задач в рамках поставленной цели перед началом проекта в дизайне? Ответ: Определение круга задач помогает четко определить, что должно быть достигнуто в проекте, и избегать ненужных или нецелевых задач, что экономит ресурсы и время. 2. Каким образом оценивается наличие и доступность необходимых ресурсов для выполнения задач в проекте дизайна? Ответ: Для оценки ресурсов можно использовать методы составления бюджета, анализа рынка и составления списка требуемых материалов и инструментов. 3. Какая роль у тестирования в гибких методологиях разработки? Ответ: Регулярное тестирование помогает обнаруживать ошибки и дефекты на ранних этапах. 4. Какие инструменты и системы управления задачами могут быть полезными при использовании гибких методологий разработки? Ответ: Платформы для коммуникации и системы управления задачами. 5. Что такое "пользовательский интерфейс" (UI) в контексте проектирования web-приложений? Ответ: Пользовательский интерфейс (UI) относится к дизайну и визуальным элементам интерфейса приложения, таким как кнопки, цвета, шрифты. 6. Что такое "пользовательский опыт" (UX) в контексте проектирования web-приложений? Ответ: Пользовательский опыт (UX) связан с общим восприятием и удобством использования приложения. 7. Набор инструкций и функций, доступных для использования в приложении — это: Ответ: API 8. Система управления содержанием, используемая для управления контентом на веб-сайтах – это: Ответ: CMS. 9. Для какого подхода к разработке характерны гибкость в реагировании на изменения и требования клиента? Ответ: Гибкие методологии разработки ИЛИ Agile. 10. Почему оценка эффективности проектной работы важна для успешной реализации проекта? Ответ: Она важна, чтобы определить, какие аспекты проекта нужно улучшить или корректировать для достижения желаемых результатов. 11. Что подразумевается под коммуникацией проекта? Ответ: Взаимодействие и обмен информацией между участниками проекта и заинтересованными сторонами. 12. Что такое презентация проекта? Ответ: Презентация проекта - это процесс демонстрации результатов проектной работы перед заинтересованными сторонами, обычно с использованием визуальных материалов и устного выступления. 13. Четко определенные условия или параметры, которые используются для оценки, достигнуты ли цели и ожидания проекта, — это: Ответ: Критерии успеха проекта. 14. Укажите термин, означающий способность проекта достигать своих целей и результатов при оптимальном использовании ресурсов, включая время, бюджет и участников. Ответ: Эффективность проекта. 15. Назовите не менее двух методов, которые могут использоваться при презентации проекта. Ответ: Методы могут включать в себя создание презентации с использованием слайдов и других цифровых материалов, демонстрацию прототипов или рабочих моделей, а также проведение встреч и обсуждение результатов с аудиторией. 16. Что включает в себя планирование эффективной презентации проекта? Ответ: Планирование презентации включает в себя определение целевой аудитории, разработку структуры и создание визуальных материалов презентации. 17. Что означает "адаптация к аудитории" в контексте презентации проекта? Ответ: Адаптация к аудитории - это учет особенностей и интересов аудитории при подготовке и проведении презентации, чтобы сделать ее более понятной и привлекательной. 18. Любые источники информации, такие как документы, базы данных, веб-сайты и другие — это: Ответ: Информационные ресурсы. 19. Создание промежуточной версии продукта с ограниченным функционалом для тестирования и обратной связи — это: Ответ: Прототипирование. 20. Какие цели преследуются при создании прототипа? Ответ: Основные цели создания прототипа включают в себя проверку идеи или дизайна продукта, уточнение требований. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-9: Способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций с заинтересованными участниками проектной деятельности и в рамках проектных групп ПРИМЕР ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Какая компетенция управления проектами в сфере дизайна включает в себя умение эффективно взаимодействовать с заказчиками и командой проекта? A) Управление бюджетом B) Креативность и инновации C) Управление коммуникациями D) Планирование проекта Правильный ответ: C) Управление коммуникациями 2. Что означает термин "коммуникации с заинтересованными сторонами"? a) Это обязательный этап проектирования, на котором обсуждаются все детали проекта с заказчиками и стейкхолдерами. b) Это обсуждение требований только с командой разработки. c) Это процесс общения с проектной командой. d) Это создание чата команды проекта. Ответ: a) Это обязательный этап проектирования, на котором обсуждаются все детали проекта с заказчиками и стейкхолдерами. 3. Какие методы коммуникации могут использоваться при работе с заинтересованными сторонами? a) Встречи, электронная почта, видеоконференции и отчеты. b) Только встречи. c) Только электронная почта. d) Только чаты. Ответ: a) Встречи, электронная почта, видеоконференции и отчеты. 4. Что такое "целевая аудитория" (target audience) в контексте стратегий продвижения? a) Это случайные посетители сайта. b) Это все пользователи интернета. c) Это группа людей, которая имеет определенные характеристики и интересы и которую компания стремится привлечь и удовлетворить. d) Это аудитория на конференции. Ответ: c) Это группа людей, которая имеет определенные характеристики и интересы и которую компания стремится привлечь и удовлетворить. 5. Что представляют собой гибкие методологии разработки? a. Методы, которые позволяют сделать разработку жесткой и предсказуемой. b. Подходы, которые способствуют адаптивности и изменениям в процессе разработки. c. Процедуры, направленные на автоматизацию всех этапов разработки. d. Спецификации, которые подразумевают фиксированный набор функций. Ответ: b. Подходы, которые способствуют адаптивности и изменениям в процессе разработки. 6. Какая из нижеперечисленных практик часто используется в гибких методологиях разработки? a. Фиксированный график и обширная документация. b. Регулярное общение с заказчиком. c. Ужесточенное управление изменениями и жесткие сроки. d. Использование одного языка программирования на всех этапах. Ответ: b. Регулярное общение с заказчиком 7. Какие из следующих инструментов могут помочь в реализации гибких методологий разработки? a. Электронные таблицы и бумажные документы. b. Калькулятор. c. Платформы для коммуникации и системы управления задачами. d. Электронные книги. Ответ: c. Платформы для коммуникации и системы управления задачами. 8. Что такое "прототипирование" в разработке веб-сайтов или приложений? a. Создание рабочего продукта сразу после начала проекта. b. Создание промежуточной версии продукта с ограниченным функционалом для тестирования и обратной связи. c. Создание документации для проекта. d. Составление подробного плана разработки. Ответ: b. Создание промежуточной версии продукта с ограниченным функционалом для тестирования и обратной связи. 9. Какие из перечисленных преимуществ связаны с использованием гибких методологий разработки? a. Строгий контроль над бюджетом и сроками. b. Гибкость в реагировании на изменения и требования клиента. c. Необходимость разработки исчерпывающей документации. d. Удорожание проекта. Ответ: b. Гибкость в реагировании на изменения и требования клиента. 10. Какие методы активной коммуникации с аудиторией могут повысить эффективность презентации? a. Монологическое чтение текста с слайдов. b. Взаимодействие с аудиторией, вопросы-ответы и стимулирование обсуждения. c. Использование сложных терминов и аббревиатур. d. Использование большого количества текста на слайдах. Ответ: b. Взаимодействие с аудиторией, вопросы-ответы и стимулирование обсуждения. 11. Какие методы представления результатов проектной деятельности наиболее эффективны при работе с заинтересованными сторонами и инвесторами? a. Текстовый отчет с максимальным количеством текста. b. Графические схемы и диаграммы, демонстрация рабочих прототипов. c. Устное представление проекта без подкрепления визуальными материалами. d. Спонтанное выступление без подготовки. Ответ: b. Графические схемы и диаграммы, демонстрация рабочих прототипов. 12. Какой метод представления результатов проекта наиболее эффективен при презентации проекта перед аудиторией? a. Использование интерактивных слайдов и демонстрация рабочих прототипов. b. Чтение доклада на протяжении часа. c. Точное воспроизведение заученного текста без визуального сопровождения. d. Любой метод эффективен. Ответ: a. Использование интерактивных слайдов и демонстрация рабочих прототипов. 13. Какой термин описывает процесс управления взаимодействием и обменом информацией между участниками проекта и заинтересованными сторонами? a. Мессенджер. b. Проектный бюджет. c. Коммуникация. d. Конфликтология. Ответ: c. Коммуникация. 14. Какой из следующих терминов описывает процесс работы с коммуникациями внутри команды проекта и с заинтересованными сторонами? a. Скетчбук. b. Брендбук. c. Стартап. d. Управление коммуникациями. Ответ: d. Управление коммуникациями. 15. Что является ключевым целью эффективной презентации проекта? a. Рассказать о себе. b. Убедить аудиторию в важности вашего проекта и получить поддержку или инвестиции. c. Загрузить слайды с максимальным количеством текста. d. Продемонстрировать технические навыки. Ответ: b. Убедить аудиторию в важности вашего проекта и получить поддержку или инвестиции. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1: Что такое информационные потребности пользователей? Ответ: Информационные потребности пользователей – это конкретные знания, данные или информация, которые пользователь ищет для решения своих задач или удовлетворения своих потребностей. 2: Назовите не менее трех методик, которые можно использовать для выявления информационных потребностей пользователей? Ответ: Методики включают интервью, опросы, наблюдение, анализ веб-аналитики, фокус-группы. 3: Что представляют собой интервью как методика выявления информационных потребностей? Ответ: Интервью – это беседа между исследователем и пользователем, в ходе которой задаются вопросы о потребностях, проблемах и предпочтениях пользователя. 4: Каким образом проведение опросов помогает выявить информационные потребности пользователей? Ответ: Опросы позволяют собрать крупные объемы данных от множества пользователей, выявив их предпочтения, ожидания и потребности. 5: Что такое наблюдение как методика выявления информационных потребностей? Ответ: Наблюдение подразумевает непосредственное наблюдение за поведением пользователей при взаимодействии с информацией или продуктом. 6: В чем заключается методика фокус-групп при выявлении информационных потребностей? Ответ: Фокус-группы представляют собой маленькие группы пользователей, которые обсуждают свои потребности, взаимодействуя друг с другом под руководством модератора. 7. Какие типы вопросов обычно задают в интервью для выявления информационных потребностей? Ответ: Открытые вопросы, позволяющие пользователям свободно выражать свои мнения, и закрытые вопросы с вариантами ответов. 8. Что такое "карта эмпатии" (empathy map) и как она может помочь выявлению информационных потребностей? Ответ: Карта эмпатии – это инструмент, позволяющий понять эмоции, потребности, мотивации и проблемы пользователей, что помогает лучше адаптировать информацию к их запросам. 9. Какие принципы коммуникации следует соблюдать во время презентации проекта? Укажите не менее двух. Ответ: Прозрачность, доступность, адаптивность и уважение к мнению аудитории. 10. Какие элементы нежелательны во время презентации образовательного проекта? Ответ: Следует избегать перегрузки слайдов текстом, слишком частого использования анимации и недостаточного контакта с аудиторией. 11. Почему важно проводить репетиции перед презентацией образовательного проекта? Ответ: Репетиции помогают улучшить уверенность, понимание материала и плавность презентации, а также выявить и исправить потенциальные проблемы. 12. Почему важно учитывать уровень подготовки и интересы аудитории при создании презентации? Ответ: Это позволяет адаптировать презентацию под нужды и ожидания аудитории, делая ее более интересной и понятной. 13. Почему не рекомендуется читать текст на слайде вслух во время презентации проекта? Ответ: Чтение текста вслух может быть скучным для аудитории и не добавлять ценности презентации. Лучше говорить об ключевых идеях, используя слайды в качестве опоры. 14. Как улучшить навыки презентации проектов? Ответ: Можно регулярно тренироваться, записывать и анализировать свои выступления, получать обратную связь от коллег или наставников и изучать лучшие практики презентации. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» — верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» — верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» — верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» — верно выполнено 50% или менее заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным материалом. Суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет пройденным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлеторительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Предложенные ниже темы курсовых работ носят примерный характер, они требуют конкретизации, учета контекста конкретных проектов или разработки концепции проектов. 1.Внедрение гибкой методологии Scrum в деятельность команд в области цифрового дизайна 2. Применение принципов методологии Agile в проектах в управлении проектами в сфере дизайна 3. Процесс итеративной разработки в соотвествии с принципами Agile на примере... 4. Канбан-доска как инструмент организации командной работы на основе гибкой методологии на примере.. 5. Разарботка интерфейса с учетом когнитивной нагрузки пользователя на примере... 6. Факторы UX-дизайна и их роль в проектировании интерфейса на примере... 7. Метод персон в проектировании информационной архитектуры сайта на примере... 8. Концепция минимально жизнеспособного продукта (MVP) в разработке стратегии управления проектом в сфере дизайна на примере... 9. Задачи проектирования навигации в дизайне интерфейса на примере... 10. Интервью как метод исследования пользователей при проектировании интерфейса на примере разработки.. 11. Анкетные методы в исследовании пользователей при проектировании интерфейса на примере разработки...12 12. Использование нейросетевых технологий в разработке интерфейсной графики на примере... 13. Инструменты прототипирования на оснвое нейросетей и их применение в проектировании интерфейса на примере... 14. Прототипирование как часть проектной работы по методу дизайн-мышления на примере... 15. Роль эмпатии в проектной работе по методу дизайн-мышления на примере... 16. Разработка пользовательских страниц ошибки в проектировании интерфейса на примере... 17. Инструменты прототипирования интерфейса и их применение на примере разработки... 18. Задачи UX-дизайнера в разработке проекта интерфейса сайта на примере... 19. Роль арт-директора (креативного директора) в проектах разработки современных интерфейсов 20. Конкурентный анализ как метод формирования требований к сайту на примере... |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. Также в данном семестре предусмотрена оценка выполнения курсового проекта по данной дисциплине. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «Отлично»: проект носит завершенный и самостоятельный характер, ее структура логична, работа содержит все необходимые части, студент продемонстрировал знание предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, предложено верное проектное решение, в процессе защиты студент самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса. «Хорошо»: в учебной работе (курсовом проекте) есть логичная структура, студент демонстрирует знания, приобретенные на занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, на защите проекта дает аргументированные ответы, приводит примеры, в тексте демонстрируется свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Предложенное проектное решение имеет ряд ошибок. «Удовлетворительно»: в курсовом проекте студент демонстрирует в целом понимание основ изучаемой дисциплины, но они отличаются недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, на защите проекта студент демонстрирует, недостаточные умения давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободное владение монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Работа носит большей частью реферативный характер, проектная идея не получила развитие в работе. «Неудовлетворительно»: Работа выполнена не полностью или не выполнена вовсе. При защите работы не был дан ответ ни на один вопрос. В тексте работы или при ответе на вопросы студент демонстрирует непонимание основ изучаемой дисциплины, были допущены грубые ошибки в использовании методологии. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. Н. Лаврентьев [и др.] | Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика: учебник и практикум для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Тарасова, О.П. | Организация проектной деятельности дизайнера: учебное пособие | Оренбург : ОГУ, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | А. Л. Усанова | История, теория и методология дизайн-проектирования: учеб.- метод. пособие | Изд-во АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3791 | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Электронный курс на образовательном портале АлтГУ для выполнения курсовых работ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11098 | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов занятий; - работу с актуальными публикациями по проблематике дисциплины, курирование тематического контента; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - отбор лучших практик использования информационных и компьютерных технологий в профессиональных проектах. Работа с учебной и научной литературой, с актуальными публикациями в сети Интернет является важной формой самостоятельной работы. В процессе работы с литературой и онлайн-ресурсами студент может делать конспект в классической форме или в виде схем, интеллект-карт, составлять краткие тезисы, готовить аннотации. Работа с литературой и онлайн-ресурсами полезна не только для изучения конкретной дисциплины, но и является неотъемлемой частью профессиональной деятельности выпускника образовательной программы. Курсовой проект – это самостоятельная учебная научно-методическая работа обучающегося, выполняемая под руководством преподавателя по специальным дисциплинам учебного плана, содержащая технический анализ определенного варианта инженерного решения или экономический анализ эффекта от внедрения какого-либо продукта производства. В соответствии со спецификой дисциплины может включать социальный эффект от предложенных мероприятий. Курсовой проект, как правило, состоит из текстовой и графической частей, включающих проведенные расчеты и вычисления, чертежи, схемы и таблицы. Курсовой проект должен представлять собой завершенное исследование, в котором анализируются проблемы в исследуемой области и раскрывается содержание и технологии разрешения этих проблем не только в теоретическом, но и в практическом плане. Работа должна носить научно-исследовательский или творческий характер, отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов, отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации и содержать теоретические выводы и практические рекомендации. Структура курсового проекта: Титульный лист Содержание Введение Основная часть Заключение В библиографическом списке должны быть представлены все основные документы, статические сборники, монографии и журнальные статьи отечественных и зарубежных авторов по выбранной теме. Библиографический список должен быть оформлен в соответствии с требованиями стандарта, содержать актуальные и достоверные источники информации. В списке должно быть минимум 15 источников литературы. Каждое отдельное приложение должно иметь заголовок, раскрывающий его содержание. Приложения включают вспомогательный материал, который в основной части работы загромождает текст (скриншоты, схемы, расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, иллюстрации, заполненные формы отчетности и т. п.). При написании текста работы важно следить за логикой изложения материала, четко и правильно освещать вопросы темы. Конечный вариант работы должен быть тщательно отредактирован и содержать четкое и ясное изложение темы. Обучающийся должен отличать популярный стиль изложения (разговорный, журналистский, газетный, литературный) от научно-исследовательского. Недопустимо использовать в тексте курсовой работы (проекта) материал, заимствованный из любых других источников без соответствующей ссылки. Курсовая работа (проект), дословно списанная с одного или нескольких литературных источников, не зачитывается и возвращается для доработки. |