Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Математика/Экономика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_05_МиЭ-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 98 | 98 | 98 | 98 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой д.психол.н., профессор И.А. Ральникова
1.1. | Формирование у обучающихся системы представлений об организации и осуществлении педагогического сопровождения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4 |
ОПК-1 | Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики |
ОПК-1.1 | Понимает и объясняет сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации |
ОПК-1.2 | Применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной еятельности. |
ОПК-3 | Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов |
ОПК-3.1 | Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов |
ОПК-3.2 | Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся |
ОПК-3.3 | Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления |
ОПК-5 | Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении |
ОПК-5.1 | Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе с ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся |
ОПК-5.2 | Обеспечивает объективность и достоверность оценки образовательных результатов обучающихся |
ОПК-5.3 | Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса |
ОПК-6 | Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями |
ОПК-6.1 | Осуществляет отбор и применяет психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся |
ОПК-6.2 | Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся |
ОПК-6.3 | Проектирует индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития. |
ОПК-7 | Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ |
ОПК-7.1 | Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося |
ОПК-7.2 | Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико педагогического консилиума |
ОПК-7.3 | Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ и др. |
ПК-4 | Способен к разработке и реализации программ учебных дисциплин по математике и экономике в рамках основной общеобразовательной программы |
ПК-4.1 | Знает основные принципы разработки программ учебных дисциплин «Математика» и «Экономика» |
ПК-4.2 | Знает преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науки |
ПК-4.3 | Реализует цели и содержание программ учебных дисциплин по математике и экономике в рамках основной общеобразовательной |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОПК-1.1: Понимает и объясняет сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации. ОПК-6.1: Психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся. ПК-4.1: Знает основные принципы разработки программ учебных дисциплин «Математика» и «Экономика» |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-1.2: Применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной еятельности. ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся. ОПК-5.1: Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе с ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся. ОПК-5.2: Обеспечивает объективность и достоверность оценки образовательных результатов обучающихся. ОПК-5.3: Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса. ОПК-6.1: Осуществляет отбор и применяет психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся; ОПК-6.2: Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся. ОПК-7.1: Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося. ОПК-7.2: Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико педагогического консилиума. ОПК-7.3: Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ и др. ПК-4.2: Знает преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науки. Уровень Знать / Уметь / Владеть ПК-4.3: Реализует цели и содержание программ учебных дисциплин по математике и экономике в рамках основной общеобразовательной. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОПК-6.3: Проектирует индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития. Уровень Знать / Уметь / Владеть ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; ОПК-3.3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Обучение лиц с овз | ||||||
1.1. | Особенности организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1 |
1.2. | Особенности организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1 |
1.3. | Содержание социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья | Практические | 3 | 1 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1 |
1.4. | Содержание социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1 |
1.5. | Нормативные правовые основы управления организацией образования детей с ОВЗ | Практические | 3 | 1 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1 |
1.6. | Нормативные правовые основы управления организацией образования детей с ОВЗ | Сам. работа | 3 | 18 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1 |
1.7. | Составление программ образования детей с ограниченными возможностями здоровья | Практические | 3 | 1 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1 |
1.8. | Составление программ образования детей с ограниченными возможностями здоровья | Сам. работа | 3 | 14 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1 |
1.9. | Технологии образования детей с ограниченными возможностями здоровья | Практические | 3 | 1 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1 |
1.10. | Технологии образования детей с ограниченными возможностями здоровья | Сам. работа | 3 | 36 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1 |
1.11. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 | Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10651 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями. Вопрос 1. ОВЗ - ограниченные возможности здоровья:... 1. нарушения слуха; 2. зрения; 3. речи; 4. опорно-двигательного аппарата (ОДА); 5. задержку психического развития (ЗПР); 6. умственную отсталость; 7. расстройства аутистического спектра; 8. сахарный диабет. Ответ: 1-7. Вопрос 2. Инклюзия -... 1. включать; 2. центральная идея развития современного образования, затрагивающая социальные и ценностные изменения общества; Ответ: 1-2. Вопрос 3. Совместное обучение обычных детей и с особенностями в развитии заложено идеями ... 1. И.Г. Песталоцци; 2. В.Н. Сорока-Росинский; 3. А.С. Макаренко; 4. В.А. Сухомлинский; 5. Г. П. Щедровицкий. Ответ: 1. Вопрос 4. Когда в странах Европы введен закон об обязательном начальном обучении? 1. В 40—50-х гг. XIX в.; 2. В 40—50-х гг. XX в. Ответ: 1. Вопрос 5. История организации обучения детей с ОВЗ в системе образования стран Европы и Америки разделена на три периода: 1. середина XVII в. - 60-е г. XX в. — сегрегационная модель; 2. середина 60-х — 80-е г. — интеграционная; 3. 80-е годы по н. в. — инклюзивная; Ответ: 1-3. Вопрос 6. Сегрегационная (медицинская) модель обусловлена заботой о ребенке, которому необходимы особые условия: 1. специальные материально-технические средства (возможность обучения по системе Брайля незрячих детей; звукоусиливающая аппаратура для детей с нарушениями слуха); 2. наличие специальных педагогов (сурдопедагоги для глухих детей, тифлопедагоги для слепых детей, олигофренопедагоги для детей с интеллектуальными нарушениями); 3. специальные образовательные программы; 4. медицинское сопровождение; 5. предпрофессиональная и профессиональная подготовка. Ответ: 1-5. Вопрос 7. В каком году после окончания Второй мировой войны создана Организация Объединенных Наций (ООН) подписана Всеобщая декларация прав человека? 1. 1948 г. 2. 1959 г. Ответ: 1. Вопрос 8. В каком году после окончания Второй мировой войны создана Организация Объединенных Наций (ООН) подписана Декларация прав ребенка? 1. 1948 г. 2. 1959 г. Ответ: 2. Вопрос 9. Кто автор концепции «нормализации» условий социальной жизни для инвалидов рассматривала процесс ассимиляции, требующий принятия норм, характерных для доминирующей культуры, и следовать им в своем поведении? 1. Н.Э. Бенк-Миккельсен; 2. Б. Нирье. Ответ: 1. Вопрос 10. Принципы концепции «нормализации»: 1. ребенок с особенностями развития — развивающийся, способный осваивать различные виды деятельности; 2. общество должно обеспечивать ребенку условия максимально приближенные к нормальным. Ответ: 1-2. Вопрос 11. Развитие модели «нормализации» приводит: 1. к изменению государственной политики в отношении людей с инвалидностью через подписание международных конвенций и изменение законодательных баз государств; 2. к изменению позиции самого человека с ОВЗ. Ответ: 1-2. Вопрос 12. Кто издает программу специального образования с участием детей с ОВЗ в общем образовательном потоке по принципу: «специфики не более чем это необходимо»? 1. M.C. Reynolds; 2. E.N. Deno. Ответ: 1. Вопрос 13. Кто предлагает «Модель “Каскад”»? 1. M.C. Reynolds; 2. E.N. Deno. Ответ: 2. Вопрос 14. Автор системы социально-педагогических мер, позволяющих ребенку с ОВЗ как можно меньше выходить из «общего потока» (‘mainstream’)? 1. M.C. Reynolds; 2. E.N. Deno. Ответ: 2. Вопрос 15. В каком году в США ставят интеграцию на правовую основу? 1. 1975 г. 2. 1972 г. 3. 1982 г. Ответ: 1. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом: - "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; - "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более; - "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий; - "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий; - "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий; - "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий. Вопрос 1. Ключевые аспекты и принципы Джомтьенской конвенции: Ответ: 1. всеобщий доступ к обучению; 2. содействие обеспечению равенства; 3. привлечение внимания к учебным результатам; 4. расширение средств и масштабов базового образования; 5. улучшение условий для образования и партнерских связей. Вопрос 2. В каком году Всемирная конференция по образованию лиц с ОВЗ в г. Саламанке вводит термин «инклюзивное образование» и дает старт развитию инклюзивного движения во многих странах мира? Ответ: 1994 г. Вопрос 3. «Экология инклюзии» объясняет разницу ... Ответ: между специальным и инклюзивным обучением, обеспечивающим контроль за групповой динамикой в классе вместо фокусировки на диагнозе учащегося с ОВЗ. Вопрос 4. Как ЮНЕСКО рассматривает инклюзию? Ответ: ЮНЕСКО рассматривает инклюзию как динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможности для обогащения процесса познания. Вопрос 5. На какой идее основано Международное движение «Образование для всех»? Ответ: что каждый ребенок должен иметь доступ к основному качественному образованию. Вопрос 6. В X в. на этапе становления общественного образования на Руси как получали образование лица с психофизическими отклонениями? Ответ: были отчуждены от его получения Вопрос 7. Когда было открыто первое учебно-воспитательное заведение «Опытное училище» для глухонемых? Ответ: в 1806 г. Вопрос 8. Где было открыто первое учебно-воспитательное заведение «Опытное училище» для глухонемых было открыто? Ответ: в г. Павловске, около Санкт-Петербурга. Вопрос 9. В какой период создается сеть специальных образовательных учреждений трех видов (для слепых, глухих и умственно отсталых детей)? Ответ: В период с 1806 по 1930г. Вопрос 10. В какой период в процесс обучения включены тугоухие и глухонемые, слабовидящие и слепые, лица с ментальными нарушениями, с нарушениями ОДА и тяжелыми нарушениями речи? Ответ: 20-е г. XX в. Вопрос 11. Когда началось обучение детей с нарушениями ОДА, когда появились первые школы в Москве и Ленинграде. Ответ: В конце 50-х гг. XX в. Вопрос 12. Когда лица с инвалидностью получили доступ к высшему образованию? Ответ: В XX веке. Вопрос 13. Где появился первый центр для обучения инвалидов с нарушениями слуха? Ответ: в МГТУ имени Н.Э. Баумана. Вопрос 14. Специалисты какой области в начале ХХ в. занимались теорией и практикой образования детей с трудностями в обучении? Ответ: занимались специалисты в области дефектологии и педологии. Вопрос 15. Когда дефектология была отделена от педологии, сохранив и приумножив достижения в научных направлениях, которым дала начало педология. Ответ: в 20—30-е гг. ХХ в.? Вопрос 16. Когда осуществляется дифференциация системы специального образования и ее структурное усовершенствование. Ответ: В 1950—1960-е г.? Вопрос 17. Когда в массовых школах открываются специальные классы для детей с ЗПР и экспериментальные классы для умственно отсталых детей - этап эффективного развития и совершенствования государственной системы специального образования, возникновения новых типов специальных школ и новых видов специального обучения. Ответ: с конца 1970-х - начала 1980-х гг.? Вопрос 18. Когда Россия признала интеграцию перспективным направлением развития системы образования, и государство предоставляет детям с ОВЗ право выбора специального или интегрированного обучения (специальные классы в массовой школе)? Ответ: С 1990-х годов. Вопрос 19. Назовите базовые принципы интегрированного обучения. Ответ: ранняя коррекция, образовательная психокоррекционная помощь ребенку, обоснованный психолого-медико-педагогический отбор детей для интегрированного обучения и др. Вопрос 20. Когда коллегия Министерства общего и профессионального образования РФ вводит в учебные планы педагогических вузов курсы: «Основы специальной (коррекционной) педагогики»,«Особенности психологии детей с ОВЗ» с целью подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ? Ответ: с 1 сентября 1996 года. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: "Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. "Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны. "Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Вопрос 1. Когда в докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» говорится о приоритете интегрированного (инклюзивного) образования детей-инвалидов. 1. 2001 г.; 2. 1994 г.; 3. 2006 г.; 4. 2019 г.; 5. 2021 г. Ответ: 1. Вопрос 2. Чья концепция положена в основу системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с нарушениями в развитии в условиях общего образования? 1. Е.И. Казакова; 2. В.Н. Сорока-Росинский; 3. А.С. Макаренко; 4. В.А. Сухомлинский; 5. Г. П. Щедровицкий. Ответ: 1. Вопрос 3. В психолого-педагогическая классификацию входят(В.З. Денискина): 1. Слепые дети (0-0,04); 2. Слабовидящие дети (0,05-0,4); 3. Дети с пониженным зрением (0,5-0,8). Ответ: 1-3. Вопрос 4. Слепые дети: 1. Тотально слепые. 2. Со светоощущением (правильная / неправильная проекция). 3. Со свето- и цветоощущением. 4. Наличие остаточного (форменного) зрения. Ответ: 1-4. Вопрос 5. Назовите функции зрения. 1. Центральное зрение. 2. Периферическое зрение. 3. Светоощущение. 4. Цветоощущение. 5. Бинокулярное зрение. Ответ: 1-5. Вопрос 6. Назовите психические особенности слепых детей: 1. Обедненность чувственного опыта. 2. Низкий уровень развития сохранных анализаторов. 3. Недостаточная сформированность приемов обследования предметов. 4. Низкий уровень познавательного интереса. 5. Фрагментарность, нечеткость, схематизм зрительных представлений. 6. Вербализм. Ответ: 1-6. Вопрос 7. Раскройте особенности развития психических процессов: 1. Снижение скорости и точности ощущений, восприятий. 2. Снижение полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений. 3. Возникновение трудностей в реализации мыслительных операций. 4. Формализм и вербализм знаний. 5. Низкий уровень развития основных свойств внимания. 6. Трудности реализации процесса запоминания, узнавания, воспроизведения. 7. Снижение количественной продуктивности и оригинальности воображения. Ответ: 1-7. Вопрос 8. Назовите особенности моторного развития слепых детей. 1. Замедленный темп овладения движениями и низкий уровень их развития. 2. Нарушение координации движений. 3. Низкий уровень развития общей и мелкой моторики. 4. Возникновение навязчивых движений. 5. Нарушение осанки, походки, положения тела. 6. Трудности передвижения в пространстве. Ответ: 1-6. Вопрос 9. Назовите степени слабовидения. 1. Тяжелая степень. 2. Средняя степень. 3. Легкая степень. Ответ: 1-3. Вопрос 10. Материально-техническое обеспечение слабовидящих и слепых включает: 1. Архитектурная среда: вход в школу,внутреннее пространство школы, школьная раздевалка, школьная столовая, классные кабинеты, освещение. 2. Специальное оборудование. Ответ: 1-2. Вопрос 11. Назовите гигиенические требования к учебному оборудованию: 1. Увеличение шрифта. 2. Изменение цветовой гаммы. 3. Соотнесение работы в разных плоскостях. 4. Сокращение объема и времени выполнения письменных работ. Ответ: 1-4. Вопрос 12. Согласно какого документа, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на всестороннее развитие, воспитание и образование с учетом их индивидуальных возможностей, как и нормально развивающиеся дети? 1. «Конвенции о правах ребенка». 2. "Закон об образовании РФ". Ответ: 1. Вопрос 13. Термин детский церебральный паралич (ДЦП)- ... 1. обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц; 2. двигательные нарушения (параличи, неполные параличи), неспособность контролировать и координировать движения, слабость движений, нарушения общей и мелкой моторики, пространственной ориентации, речи, слуха и зрения, в зависимости от того, какие отделы мозга получили поражения, нестойкий эмоциональный тонус. Ответ: 1. Вопрос 14. Назовите причины ДЦП. 1. Внутриутробное нарушение развития головного мозга ребенка. 2. Физическая несовместимость плода и его матери. 3. Гипоксия плода во время внутриутробного развития. 4. Внутриутробное инфицирование (чаще всего передается от матери). 5. Нарушения целостности головного мозга, связанные с токсическими отравлениями. 6. Наследственный фактор. 7. Инфекционные заболевания, перенесенные в момент формирования головного мозга. 8. Травмирование головного мозга плода внутриутробно или во время родов. 9. Проблемы в сопровождении и принятии родов. 10.Механическое травмирующее воздействие на плод. Ответ: 1-10. Вопрос 15. Классификация ДЦП К. А. Семеновой (1974—1978)включает формы детского церебрального паралича: 1. спастическая диплегия; 2. двойная гемиплегия; 3. гемипаретическая форма; 4. гиперкинетическая форма; 5. атонически - астатическая форма. Ответ: 1-5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом: - "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; - "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более; - "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий; - "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий; - "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий; - "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий. Вопрос 1. Психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования... Ответ: познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Вопрос 2. Основные направления коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте: Ответ: 1. Развитие игровой деятельности. 2. Развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми), увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. 3. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи. 4. Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире. 5. Развитие сенсорных функций. 6. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. 7. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза. 8. Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического). 9. Формирование математических представлений. 10. Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом. 11. Воспитание навыков самообслуживания и гигиены. 12. Подготовка к школе. Вопрос 3. «Экология инклюзии» объясняет разницу ... Ответ: между специальным и инклюзивным обучением, обеспечивающим контроль за групповой динамикой в классе вместо фокусировки на диагнозе учащегося с ОВЗ. Вопрос 4. Как ЮНЕСКО рассматривает инклюзию? Ответ: ЮНЕСКО рассматривает инклюзию как динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможности для обогащения процесса познания. Вопрос 5. На какой идее основано Международное движение «Образование для всех»? Ответ: что каждый ребенок должен иметь доступ к основному качественному образованию. Вопрос 6. В X в. на этапе становления общественного образования на Руси как получали образование лица с психофизическими отклонениями? Ответ: были отчуждены от его получения Вопрос 7. Когда было открыто первое учебно-воспитательное заведение «Опытное училище» для глухонемых? Ответ: в 1806 г. Вопрос 8. Где было открыто первое учебно-воспитательное заведение «Опытное училище» для глухонемых было открыто? Ответ: в г. Павловске, около Санкт-Петербурга. Вопрос 9. В какой период создается сеть специальных образовательных учреждений трех видов (для слепых, глухих и умственно отсталых детей)? Ответ: В период с 1806 по 1930г. Вопрос 10. В какой период в процесс обучения включены тугоухие и глухонемые, слабовидящие и слепые, лица с ментальными нарушениями, с нарушениями ОДА и тяжелыми нарушениями речи? Ответ: 20-е г. XX в. Вопрос 11. Когда началось обучение детей с нарушениями ОДА, когда появились первые школы в Москве и Ленинграде. Ответ: В конце 50-х гг. XX в. Вопрос 12. Когда лица с инвалидностью получили доступ к высшему образованию? Ответ: В XX веке. Вопрос 13. Где появился первый центр для обучения инвалидов с нарушениями слуха? Ответ: в МГТУ имени Н.Э. Баумана. Вопрос 14. Специалисты какой области в начале ХХ в. занимались теорией и практикой образования детей с трудностями в обучении? Ответ: занимались специалисты в области дефектологии и педологии. Вопрос 15. Когда дефектология была отделена от педологии, сохранив и приумножив достижения в научных направлениях, которым дала начало педология. Ответ: в 20—30-е гг. ХХ в.? Вопрос 16. Когда осуществляется дифференциация системы специального образования и ее структурное усовершенствование. Ответ: В 1950—1960-е г.? Вопрос 17. Когда в массовых школах открываются специальные классы для детей с ЗПР и экспериментальные классы для умственно отсталых детей - этап эффективного развития и совершенствования государственной системы специального образования, возникновения новых типов специальных школ и новых видов специального обучения. Ответ: с конца 1970-х - начала 1980-х гг.? Вопрос 18. Когда Россия признала интеграцию перспективным направлением развития системы образования, и государство предоставляет детям с ОВЗ право выбора специального или интегрированного обучения (специальные классы в массовой школе)? Ответ: С 1990-х годов. Вопрос 19. Назовите базовые принципы интегрированного обучения. Ответ: ранняя коррекция, образовательная психокоррекционная помощь ребенку, обоснованный психолого-медико-педагогический отбор детей для интегрированного обучения и др. Вопрос 20. Когда коллегия Министерства общего и профессионального образования РФ вводит в учебные планы педагогических вузов курсы: «Основы специальной (коррекционной) педагогики»,«Особенности психологии детей с ОВЗ» с целью подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ? Ответ: с 1 сентября 1996 года. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: "Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. "Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны. "Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики. Вопрос 1. Когда в странах Европы введен закон об обязательном начальном обучении? 1. В 40—50-х гг. XIX в.; 2. В 40—50-х гг. XX в. Ответ: 1. Вопрос 2. История организации обучения детей с ОВЗ в системе образования стран Европы и Америки разделена на три периода: 1. середина XVII в. - 60-е г. XX в. — сегрегационная модель; 2. середина 60-х — 80-е г. — интеграционная; 3. 80-е годы по н. в. — инклюзивная; Ответ: 1-3. Вопрос 3. Сегрегационная (медицинская) модель обусловлена заботой о ребенке, которому необходимы особые условия: 1. специальные материально-технические средства (возможность обучения по системе Брайля незрячих детей; звукоусиливающая аппаратура для детей с нарушениями слуха); 2. наличие специальных педагогов (сурдопедагоги для глухих детей, тифлопедагоги для слепых детей, олигофренопедагоги для детей с интеллектуальными нарушениями); 3. специальные образовательные программы; 4. медицинское сопровождение; 5. предпрофессиональная и профессиональная подготовка. Ответ: 1-5. Вопрос 4. В каком году после окончания Второй мировой войны создана Организация Объединенных Наций (ООН) подписана Всеобщая декларация прав человека? 1. 1948 г. 2. 1959 г. Ответ: 1. Вопрос 5. В каком году после окончания Второй мировой войны создана Организация Объединенных Наций (ООН) подписана Декларация прав ребенка? 1. 1948 г. 2. 1959 г. Ответ: 2. Вопрос 6. Кто автор концепции «нормализации» условий социальной жизни для инвалидов рассматривала процесс ассимиляции, требующий принятия норм, характерных для доминирующей культуры, и следовать им в своем поведении? 1. Н.Э. Бенк-Миккельсен; 2. Б. Нирье. Ответ: 1. Вопрос 7. Принципы концепции «нормализации»: 1. ребенок с особенностями развития — развивающийся, способный осваивать различные виды деятельности; 2. общество должно обеспечивать ребенку условия максимально приближенные к нормальным. Ответ: 1-2. Вопрос 8. Развитие модели «нормализации» приводит: 1. к изменению государственной политики в отношении людей с инвалидностью через подписание международных конвенций и изменение законодательных баз государств; 2. к изменению позиции самого человека с ОВЗ. Ответ: 1-2. Вопрос 9. Кто издает программу специального образования с участием детей с ОВЗ в общем образовательном потоке по принципу: «специфики не более чем это необходимо»? 1. M.C. Reynolds; 2. E.N. Deno. Ответ: 1. Вопрос 10. Кто предлагает «Модель “Каскад”»? 1. M.C. Reynolds; 2. E.N. Deno. Ответ: 2. Вопрос 11. Автор системы социально-педагогических мер, позволяющих ребенку с ОВЗ как можно меньше выходить из «общего потока» (‘mainstream’)? 1. M.C. Reynolds; 2. E.N. Deno. Ответ: 2. Вопрос 12. В каком году в США ставят интеграцию на правовую основу? 1. 1975 г. 2. 1972 г. 3. 1982 г. Ответ: 1. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом: - "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; - "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более; - "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий; - "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий; - "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий; - "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий. Вопрос 1. Ключевые аспекты и принципы Джомтьенской конвенции: Ответ: 1. всеобщий доступ к обучению; 2. содействие обеспечению равенства; 3. привлечение внимания к учебным результатам; 4. расширение средств и масштабов базового образования; 5. улучшение условий для образования и партнерских связей. Вопрос 2. В каком году Всемирная конференция по образованию лиц с ОВЗ в г. Саламанке вводит термин «инклюзивное образование» и дает старт развитию инклюзивного движения во многих странах мира? Ответ: 1994 г. Вопрос 3. «Экология инклюзии» объясняет разницу ... Ответ: между специальным и инклюзивным обучением, обеспечивающим контроль за групповой динамикой в классе вместо фокусировки на диагнозе учащегося с ОВЗ. Вопрос 4. Как ЮНЕСКО рассматривает инклюзию? Ответ: ЮНЕСКО рассматривает инклюзию как динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможности для обогащения процесса познания. Вопрос 5. На какой идее основано Международное движение «Образование для всех»? Ответ: что каждый ребенок должен иметь доступ к основному качественному образованию. Вопрос 6. В X в. на этапе становления общественного образования на Руси как получали образование лица с психофизическими отклонениями? Ответ: были отчуждены от его получения Вопрос 7. Когда было открыто первое учебно-воспитательное заведение «Опытное училище» для глухонемых? Ответ: в 1806 г. Вопрос 8. Где было открыто первое учебно-воспитательное заведение «Опытное училище» для глухонемых было открыто? Ответ: в г. Павловске, около Санкт-Петербурга. Вопрос 9. В какой период создается сеть специальных образовательных учреждений трех видов (для слепых, глухих и умственно отсталых детей)? Ответ: В период с 1806 по 1930г. Вопрос 10. В какой период в процесс обучения включены тугоухие и глухонемые, слабовидящие и слепые, лица с ментальными нарушениями, с нарушениями ОДА и тяжелыми нарушениями речи? Ответ: 20-е г. XX в. Вопрос 11. Когда началось обучение детей с нарушениями ОДА, когда появились первые школы в Москве и Ленинграде. Ответ: В конце 50-х гг. XX в. Вопрос 12. Когда лица с инвалидностью получили доступ к высшему образованию? Ответ: В XX веке. Вопрос 13. Где появился первый центр для обучения инвалидов с нарушениями слуха? Ответ: в МГТУ имени Н.Э. Баумана. Вопрос 14. Специалисты какой области в начале ХХ в. занимались теорией и практикой образования детей с трудностями в обучении? Ответ: занимались специалисты в области дефектологии и педологии. Вопрос 15. Когда дефектология была отделена от педологии, сохранив и приумножив достижения в научных направлениях, которым дала начало педология. Ответ: в 20—30-е гг. ХХ в.? Вопрос 16. Когда осуществляется дифференциация системы специального образования и ее структурное усовершенствование. Ответ: В 1950—1960-е г.? Вопрос 17. Когда в массовых школах открываются специальные классы для детей с ЗПР и экспериментальные классы для умственно отсталых детей - этап эффективного развития и совершенствования государственной системы специального образования, возникновения новых типов специальных школ и новых видов специального обучения. Ответ: с конца 1970-х - начала 1980-х гг.? Вопрос 18. Когда Россия признала интеграцию перспективным направлением развития системы образования, и государство предоставляет детям с ОВЗ право выбора специального или интегрированного обучения (специальные классы в массовой школе)? Ответ: С 1990-х годов. Вопрос 19. Назовите базовые принципы интегрированного обучения. Ответ: ранняя коррекция, образовательная психокоррекционная помощь ребенку, обоснованный психолого-медико-педагогический отбор детей для интегрированного обучения и др. Вопрос 20. Когда коллегия Министерства общего и профессионального образования РФ вводит в учебные планы педагогических вузов курсы: «Основы специальной (коррекционной) педагогики»,«Особенности психологии детей с ОВЗ» с целью подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ? Ответ: с 1 сентября 1996 года. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: "Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. "Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны. "Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении Вопрос 1. В психолого-педагогическая классификацию входят(В.З. Денискина): 1. Слепые дети (0-0,04); 2. Слабовидящие дети (0,05-0,4); 3. Дети с пониженным зрением (0,5-0,8). Ответ: 1-3. Вопрос 2. Слепые дети: 1. Тотально слепые. 2. Со светоощущением (правильная / неправильная проекция). 3. Со свето- и цветоощущением. 4. Наличие остаточного (форменного) зрения. Ответ: 1-4. Вопрос 3. Назовите функции зрения. 1. Центральное зрение. 2. Периферическое зрение. 3. Светоощущение. 4. Цветоощущение. 5. Бинокулярное зрение. Ответ: 1-5. Вопрос 4. Назовите психические особенности слепых детей: 1. Обедненность чувственного опыта. 2. Низкий уровень развития сохранных анализаторов. 3. Недостаточная сформированность приемов обследования предметов. 4. Низкий уровень познавательного интереса. 5. Фрагментарность, нечеткость, схематизм зрительных представлений. 6. Вербализм. Ответ: 1-6. Вопрос 5. Раскройте особенности развития психических процессов: 1. Снижение скорости и точности ощущений, восприятий. 2. Снижение полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений. 3. Возникновение трудностей в реализации мыслительных операций. 4. Формализм и вербализм знаний. 5. Низкий уровень развития основных свойств внимания. 6. Трудности реализации процесса запоминания, узнавания, воспроизведения. 7. Снижение количественной продуктивности и оригинальности воображения. Ответ: 1-7. Вопрос 6. Назовите особенности моторного развития слепых детей. 1. Замедленный темп овладения движениями и низкий уровень их развития. 2. Нарушение координации движений. 3. Низкий уровень развития общей и мелкой моторики. 4. Возникновение навязчивых движений. 5. Нарушение осанки, походки, положения тела. 6. Трудности передвижения в пространстве. Ответ: 1-6. Вопрос 7. Назовите степени слабовидения. 1. Тяжелая степень. 2. Средняя степень. 3. Легкая степень. Ответ: 1-3. Вопрос 8. Материально-техническое обеспечение слабовидящих и слепых включает: 1. Архитектурная среда: вход в школу,внутреннее пространство школы, школьная раздевалка, школьная столовая, классные кабинеты, освещение. 2. Специальное оборудование. Ответ: 1-2. Вопрос 9. Назовите гигиенические требования к учебному оборудованию: 1. Увеличение шрифта. 2. Изменение цветовой гаммы. 3. Соотнесение работы в разных плоскостях. 4. Сокращение объема и времени выполнения письменных работ. Ответ: 1-4. Вопрос 10. Согласно какого документа, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на всестороннее развитие, воспитание и образование с учетом их индивидуальных возможностей, как и нормально развивающиеся дети? 1. «Конвенции о правах ребенка». 2. "Закон об образовании РФ". Ответ: 1. Вопрос 11. Термин детский церебральный паралич (ДЦП)- ... 1. обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц; 2. двигательные нарушения (параличи, неполные параличи), неспособность контролировать и координировать движения, слабость движений, нарушения общей и мелкой моторики, пространственной ориентации, речи, слуха и зрения, в зависимости от того, какие отделы мозга получили поражения, нестойкий эмоциональный тонус. Ответ: 1. Вопрос 12. Назовите причины ДЦП. 1. Внутриутробное нарушение развития головного мозга ребенка. 2. Физическая несовместимость плода и его матери. 3. Гипоксия плода во время внутриутробного развития. 4. Внутриутробное инфицирование (чаще всего передается от матери). 5. Нарушения целостности головного мозга, связанные с токсическими отравлениями. 6. Наследственный фактор. 7. Инфекционные заболевания, перенесенные в момент формирования головного мозга. 8. Травмирование головного мозга плода внутриутробно или во время родов. 9. Проблемы в сопровождении и принятии родов. 10.Механическое травмирующее воздействие на плод. Ответ: 1-10. Вопрос 13. Классификация ДЦП К. А. Семеновой (1974—1978)включает формы детского церебрального паралича: 1. спастическая диплегия; 2. двойная гемиплегия; 3. гемипаретическая форма; 4. гиперкинетическая форма; 5. атонически - астатическая форма. Ответ: 1-5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом: - "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; - "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более; - "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий; - "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий; - "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий; - "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий. Вопрос 1. В какой период в процесс обучения включены тугоухие и глухонемые, слабовидящие и слепые, лица с ментальными нарушениями, с нарушениями ОДА и тяжелыми нарушениями речи? Ответ: 20-е г. XX в. Вопрос 2. Когда началось обучение детей с нарушениями ОДА, когда появились первые школы в Москве и Ленинграде. Ответ: В конце 50-х гг. XX в. Вопрос 3. Когда лица с инвалидностью получили доступ к высшему образованию? Ответ: В XX веке. Вопрос 4. Где появился первый центр для обучения инвалидов с нарушениями слуха? Ответ: в МГТУ имени Н.Э. Баумана. Вопрос 5. Специалисты какой области в начале ХХ в. занимались теорией и практикой образования детей с трудностями в обучении? Ответ: занимались специалисты в области дефектологии и педологии. Вопрос 6. Когда дефектология была отделена от педологии, сохранив и приумножив достижения в научных направлениях, которым дала начало педология. Ответ: в 20—30-е гг. ХХ в.? Вопрос 7. Когда осуществляется дифференциация системы специального образования и ее структурное усовершенствование. Ответ: В 1950—1960-е г.? Вопрос 8. Когда в массовых школах открываются специальные классы для детей с ЗПР и экспериментальные классы для умственно отсталых детей - этап эффективного развития и совершенствования государственной системы специального образования, возникновения новых типов специальных школ и новых видов специального обучения. Ответ: с конца 1970-х - начала 1980-х гг.? Вопрос 9. Когда Россия признала интеграцию перспективным направлением развития системы образования, и государство предоставляет детям с ОВЗ право выбора специального или интегрированного обучения (специальные классы в массовой школе)? Ответ: С 1990-х годов. Вопрос 10. Назовите базовые принципы интегрированного обучения. Ответ: ранняя коррекция, образовательная психокоррекционная помощь ребенку, обоснованный психолого-медико-педагогический отбор детей для интегрированного обучения и др. Вопрос 11. Когда коллегия Министерства общего и профессионального образования РФ вводит в учебные планы педагогических вузов курсы: «Основы специальной (коррекционной) педагогики»,«Особенности психологии детей с ОВЗ» с целью подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ? Ответ: с 1 сентября 1996 года. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: "Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. "Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны. "Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ. Вопрос 1. В психолого-педагогическая классификацию входят(В.З. Денискина): 1. Слепые дети (0-0,04); 2. Слабовидящие дети (0,05-0,4); 3. Дети с пониженным зрением (0,5-0,8). Ответ: 1-3. Вопрос 2. Слепые дети: 1. Тотально слепые. 2. Со светоощущением (правильная / неправильная проекция). 3. Со свето- и цветоощущением. 4. Наличие остаточного (форменного) зрения. Ответ: 1-4. Вопрос 3. Назовите психические особенности слепых детей: 1. Обедненность чувственного опыта. 2. Низкий уровень развития сохранных анализаторов. 3. Недостаточная сформированность приемов обследования предметов. 4. Низкий уровень познавательного интереса. 5. Фрагментарность, нечеткость, схематизм зрительных представлений. 6. Вербализм. Ответ: 1-6. Вопрос 4. Раскройте особенности развития психических процессов: 1. Снижение скорости и точности ощущений, восприятий. 2. Снижение полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений. 3. Возникновение трудностей в реализации мыслительных операций. 4. Формализм и вербализм знаний. 5. Низкий уровень развития основных свойств внимания. 6. Трудности реализации процесса запоминания, узнавания, воспроизведения. 7. Снижение количественной продуктивности и оригинальности воображения. Ответ: 1-7. Вопрос 5. Назовите особенности моторного развития слепых детей. 1. Замедленный темп овладения движениями и низкий уровень их развития. 2. Нарушение координации движений. 3. Низкий уровень развития общей и мелкой моторики. 4. Возникновение навязчивых движений. 5. Нарушение осанки, походки, положения тела. 6. Трудности передвижения в пространстве. Ответ: 1-6. Вопрос 6. Назовите степени слабовидения. 1. Тяжелая степень. 2. Средняя степень. 3. Легкая степень. Ответ: 1-3. Вопрос 7. Материально-техническое обеспечение слабовидящих и слепых включает: 1. Архитектурная среда: вход в школу,внутреннее пространство школы, школьная раздевалка, школьная столовая, классные кабинеты, освещение. 2. Специальное оборудование. Ответ: 1-2. Вопрос 8. Назовите гигиенические требования к учебному оборудованию: 1. Увеличение шрифта. 2. Изменение цветовой гаммы. 3. Соотнесение работы в разных плоскостях. 4. Сокращение объема и времени выполнения письменных работ. Ответ: 1-4. Вопрос 9. Согласно какого документа, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на всестороннее развитие, воспитание и образование с учетом их индивидуальных возможностей, как и нормально развивающиеся дети? 1. «Конвенции о правах ребенка». 2. "Закон об образовании РФ". Ответ: 1. Вопрос 10. Термин детский церебральный паралич (ДЦП)- ... 1. обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц; 2. двигательные нарушения (параличи, неполные параличи), неспособность контролировать и координировать движения, слабость движений, нарушения общей и мелкой моторики, пространственной ориентации, речи, слуха и зрения, в зависимости от того, какие отделы мозга получили поражения, нестойкий эмоциональный тонус. Ответ: 1. Вопрос 11. Назовите причины ДЦП. 1. Внутриутробное нарушение развития головного мозга ребенка. 2. Физическая несовместимость плода и его матери. 3. Гипоксия плода во время внутриутробного развития. 4. Внутриутробное инфицирование (чаще всего передается от матери). 5. Нарушения целостности головного мозга, связанные с токсическими отравлениями. 6. Наследственный фактор. 7. Инфекционные заболевания, перенесенные в момент формирования головного мозга. 8. Травмирование головного мозга плода внутриутробно или во время родов. 9. Проблемы в сопровождении и принятии родов. 10.Механическое травмирующее воздействие на плод. Ответ: 1-10. Вопрос 12. Классификация ДЦП К. А. Семеновой (1974—1978)включает формы детского церебрального паралича: 1. спастическая диплегия; 2. двойная гемиплегия; 3. гемипаретическая форма; 4. гиперкинетическая форма; 5. атонически - астатическая форма. Ответ: 1-5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом: - "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; - "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более; - "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий; - "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий; - "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий; - "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий. Вопрос 1. Психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования... Ответ: познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Вопрос 2. Основные направления коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте: Ответ: 1. Развитие игровой деятельности. 2. Развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми), увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. 3. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи. 4. Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире. 5. Развитие сенсорных функций. 6. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. 7. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза. 8. Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического). 9. Формирование математических представлений. 10. Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом. 11. Воспитание навыков самообслуживания и гигиены. 12. Подготовка к школе. Вопрос 3. «Экология инклюзии» объясняет разницу ... Ответ: между специальным и инклюзивным обучением, обеспечивающим контроль за групповой динамикой в классе вместо фокусировки на диагнозе учащегося с ОВЗ. Вопрос 4. Как ЮНЕСКО рассматривает инклюзию? Ответ: ЮНЕСКО рассматривает инклюзию как динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможности для обогащения процесса познания. Вопрос 5. На какой идее основано Международное движение «Образование для всех»? Ответ: что каждый ребенок должен иметь доступ к основному качественному образованию. Вопрос 6. В X в. на этапе становления общественного образования на Руси как получали образование лица с психофизическими отклонениями? Ответ: были отчуждены от его получения Вопрос 7. Когда в массовых школах открываются специальные классы для детей с ЗПР и экспериментальные классы для умственно отсталых детей - этап эффективного развития и совершенствования государственной системы специального образования, возникновения новых типов специальных школ и новых видов специального обучения. Ответ: с конца 1970-х - начала 1980-х гг.? Вопрос 8. Когда Россия признала интеграцию перспективным направлением развития системы образования, и государство предоставляет детям с ОВЗ право выбора специального или интегрированного обучения (специальные классы в массовой школе)? Ответ: С 1990-х годов. Вопрос 9. Назовите базовые принципы интегрированного обучения. Ответ: ранняя коррекция, образовательная психокоррекционная помощь ребенку, обоснованный психолого-медико-педагогический отбор детей для интегрированного обучения и др. Вопрос 10. Когда коллегия Министерства общего и профессионального образования РФ вводит в учебные планы педагогических вузов курсы: «Основы специальной (коррекционной) педагогики»,«Особенности психологии детей с ОВЗ» с целью подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ? Ответ: с 1 сентября 1996 года. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: "Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. "Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны. "Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ПК-4: Способен к разработке и реализации программ учебных дисциплин по математике и экономике в рамках основной общеобразовательной программы. Вопрос 1. Технология инклюзивного обучения детей с различными отклонениями в развитии: СДВГ, синдром Турретта, синдром Аспергера, умственная отсталость в системе ОБЩЕГО образования 1. вариативные программы обучения(законодательно закреплено право детей на обучение по программам разного уровня и содержания в одной возрастной группе); 2. сокращение фронтальной работы с классом, преобладание различных видов индивидуальных работ; 3. активное применение бланковых методик; 4. позитивное подкрепление учебной деятельности детей; 5. учет эмоциональных особенностей ребенка. Ответ: 1-5. Вопрос 2. Какие аспекты необходимо учитывать в работе с детьми с ОВЗ? 1. Медикаментозная поддержка, создающая благоприятный фон для всех других форм помощи; 2. Тесное сотрудничество школы и родителей в организации эффективной помощи; 3. Дополнительная педагогическая помощь детям, которым поставлен диагноз СДВГ(педагог-помощник курирует нескольких детей с СДВГ); 4. Четкое планирование действий ребенка (распорядок дня и т.п.); 5. Снятие ограничений по времени при выполнении заданий в классе; 6. Привязка содержания учебных действий к собственным интересам детей; 7. Позитивное подкрепление учебной деятельности детей и мотивирование детей к учебной деятельности; 8. Развитие самоконтроля и повышение самооценки, например, заключение договора с ребенком на каждую учебную неделю, ведение табеля самооценки; 9. Положительный эмоциональный фон дома, в классе, школе; 10. Координация всех мероприятий,взаимодействие специалистов. Ответ: 1-10. Вопрос 3. Особенности программы «Орудия Ума» Е. Бодровой, Д. Леонг(по Л.С. Выготскому): 1. Использование материальных опор; 2. Регуляция поведения других; 3. Переход от внешней к внутренней речи для саморегуляции; 4. Использование внутренней речи при изменении задач; 5. Зрелые формы ролевой игры. Ответ: 1-5. Вопрос 4. «Адаптированная образовательная программа... 1. образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; 2. совокупность требований, обязательных к освоению, содержанию и условиям основной образовательной программы. Ответ: 1. Вопрос 5. Цель ФГОС ... 1. определить необходимые условия получения общего образования обучающимися с ОВЗ, разработать примерные образовательные программы, адаптированные для обучающихся, 2. определить требования к результатам освоения программ для каждого уровня образования и к итоговым достижениям к моменту завершения школьного образования. Ответ: 1-2. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом: - "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; - "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более; - "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий; - "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий; - "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий; - "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий. Вопрос 1. Разработка ИПРА ребенка-инвалида в части мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации осуществляется с учетом ... Ответ: заключения психолого-медико-педагогической комиссии о результатах проведенного обследования ребенка. Вопрос 2. Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает обучение по одному из вариантов... Ответ: первый (цензовый) — ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок; второй (цензовый) — ребёнок может усвоить программу, но ему нужно больше времени; третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не может усвоить весь материал даже за больший срок; четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов (тяжёлая умственная отсталость или множественные нарушения), учится по СИПР. Вопрос 3. Психолого-медико-педагогическая комиссия дает рекомендации ... Ответ: по варианту адаптированной программы и необходимым специальным условиям. Вопрос 4.Какие специальные условия должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ? твет: 1. сопровождение тьютора; 2. занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам; 3. специальные технические средства; 4. специальные учебники и дидактические материалы. Вопрос 5. Назовите дополнительные документы, обеспечивающие образовательный процесс детей с ОВЗ: Ответ: 1. Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ. 2. Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования. 3. Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей ребёнка. 4. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: "Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. "Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны. "Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н. Коломийцев, Н. Поддубная | Личностно-ориентированные технологии в образовании как фактор безопасного развития личности : монография | Издательство ЧГУ, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodl "Обучение лиц с ОВЗ" | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная); SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная); FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru; XnView, http://xnviewload.ru/; 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt; AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf; DjVu reader, http://djvureader.org/; Putty, https://putty.org.ru/licence.html; VLC, http://www.videolan.org/legal.html; QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html; NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.htmlMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru); Поисковая система «Google»; Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций; - работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; - выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки. При подготовке к лекции рекомендуется: 1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; 2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции; 3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая; 4) психологически настроиться на лекцию. Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю. Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию. В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала. Для получения итоговой аттестации (зачет) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается. |