МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Обучение лиц с ОВЗ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильМатематика/Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_МиЭ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, Доцент, Тихонова Оксана Николаевна

Рецензент(ы):
доктор психологических наук, Профессор, Ральникова Ирина Александровна

Рабочая программа дисциплины
Обучение лиц с ОВЗ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.психол.н., профессор И.А. Ральникова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой д.психол.н., профессор И.А. Ральникова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у обучающихся системы представлений об организации и осуществлении педагогического сопровождения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-1.1 Понимает и объясняет сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации
ОПК-1.2 Применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной еятельности.
ОПК-3Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.1 Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.2 Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
ОПК-3.3 Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
ОПК-5Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-5.1 Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе с ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся
ОПК-5.2 Обеспечивает объективность и достоверность оценки образовательных результатов обучающихся
ОПК-5.3 Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса
ОПК-6Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1 Осуществляет отбор и применяет психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся
ОПК-6.2 Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
ОПК-6.3 Проектирует индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития.
ОПК-7Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-7.1 Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося
ОПК-7.2 Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико педагогического консилиума
ОПК-7.3 Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ и др.
ПК-4Способен к разработке и реализации программ учебных дисциплин по математике и экономике в рамках основной общеобразовательной программы
ПК-4.1 Знает основные принципы разработки программ учебных дисциплин «Математика» и «Экономика»
ПК-4.2 Знает преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науки
ПК-4.3 Реализует цели и содержание программ учебных дисциплин по математике и экономике в рамках основной общеобразовательной
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1: Понимает и объясняет сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации.
ОПК-6.1: Психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся.
ПК-4.1: Знает основные принципы разработки программ учебных дисциплин «Математика» и «Экономика»
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2: Применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной еятельности.
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся.
ОПК-5.1: Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе с ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся.
ОПК-5.2: Обеспечивает объективность и достоверность оценки образовательных результатов обучающихся.
ОПК-5.3: Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса.
ОПК-6.1: Осуществляет отбор и применяет психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся;
ОПК-6.2: Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся.
ОПК-7.1: Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося.
ОПК-7.2: Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико педагогического консилиума.
ОПК-7.3: Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ и др.
ПК-4.2: Знает преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науки.
Уровень Знать / Уметь / Владеть
ПК-4.3: Реализует цели и содержание программ учебных дисциплин по математике и экономике в рамках основной общеобразовательной.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-6.3: Проектирует индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития.
Уровень Знать / Уметь / Владеть
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
ОПК-3.3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Обучение лиц с овз
1.1. Особенности организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья Лекции 3 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1
1.2. Особенности организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья Сам. работа 3 12 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1
1.3. Содержание социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья Практические 3 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1
1.4. Содержание социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья Сам. работа 3 12 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1
1.5. Нормативные правовые основы управления организацией образования детей с ОВЗ Практические 3 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1
1.6. Нормативные правовые основы управления организацией образования детей с ОВЗ Сам. работа 3 18 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1
1.7. Составление программ образования детей с ограниченными возможностями здоровья Практические 3 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1
1.8. Составление программ образования детей с ограниченными возможностями здоровья Сам. работа 3 14 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1
1.9. Технологии образования детей с ограниченными возможностями здоровья Практические 3 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1
1.10. Технологии образования детей с ограниченными возможностями здоровья Сам. работа 3 36 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1
1.11. Подготовка к зачету Сам. работа 3 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10651
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Вопрос 1. ОВЗ - ограниченные возможности здоровья:...
1. нарушения слуха;
2. зрения;
3. речи;
4. опорно-двигательного аппарата (ОДА);
5. задержку психического развития (ЗПР);
6. умственную отсталость;
7. расстройства аутистического спектра;
8. сахарный диабет.
Ответ: 1-7.
Вопрос 2. Инклюзия -...
1. включать;
2. центральная идея развития современного образования, затрагивающая социальные и ценностные изменения общества;
Ответ: 1-2.
Вопрос 3. Совместное обучение обычных детей и с особенностями в развитии заложено идеями ...
1. И.Г. Песталоцци;
2. В.Н. Сорока-Росинский;
3. А.С. Макаренко;
4. В.А. Сухомлинский;
5. Г. П. Щедровицкий.
Ответ: 1.
Вопрос 4. Когда в странах Европы введен закон об обязательном начальном обучении?
1. В 40—50-х гг. XIX в.;
2. В 40—50-х гг. XX в.
Ответ: 1.
Вопрос 5. История организации обучения детей с ОВЗ в системе образования стран Европы и Америки разделена на три периода:
1. середина XVII в. - 60-е г. XX в. — сегрегационная модель;
2. середина 60-х — 80-е г. — интеграционная;
3. 80-е годы по н. в. — инклюзивная;
Ответ: 1-3.
Вопрос 6. Сегрегационная (медицинская) модель обусловлена заботой о ребенке, которому необходимы особые условия:
1. специальные материально-технические средства (возможность обучения по системе Брайля незрячих детей; звукоусиливающая аппаратура для детей с нарушениями слуха);
2. наличие специальных педагогов (сурдопедагоги для глухих детей, тифлопедагоги для слепых детей, олигофренопедагоги для детей с интеллектуальными нарушениями);
3. специальные образовательные программы;
4. медицинское сопровождение;
5. предпрофессиональная и профессиональная подготовка.
Ответ: 1-5.
Вопрос 7. В каком году после окончания Второй мировой войны создана Организация Объединенных Наций (ООН) подписана Всеобщая декларация прав человека?
1. 1948 г.
2. 1959 г.
Ответ: 1.
Вопрос 8. В каком году после окончания Второй мировой войны создана Организация Объединенных Наций (ООН) подписана Декларация прав ребенка?
1. 1948 г.
2. 1959 г.
Ответ: 2.
Вопрос 9. Кто автор концепции «нормализации» условий социальной жизни для инвалидов рассматривала процесс ассимиляции, требующий принятия норм, характерных для доминирующей культуры, и следовать им в своем поведении?
1. Н.Э. Бенк-Миккельсен;
2. Б. Нирье.
Ответ: 1.
Вопрос 10. Принципы концепции «нормализации»:
1. ребенок с особенностями развития — развивающийся, способный осваивать различные виды деятельности;
2. общество должно обеспечивать ребенку условия максимально приближенные к нормальным.
Ответ: 1-2.
Вопрос 11. Развитие модели «нормализации» приводит:
1. к изменению государственной политики в отношении людей с инвалидностью через подписание международных конвенций и изменение законодательных баз государств;
2. к изменению позиции самого человека с ОВЗ.
Ответ: 1-2.
Вопрос 12. Кто издает программу специального образования с участием детей с ОВЗ в общем образовательном потоке по принципу: «специфики не более чем это необходимо»?
1. M.C. Reynolds;
2. E.N. Deno.
Ответ: 1.
Вопрос 13. Кто предлагает «Модель “Каскад”»?
1. M.C. Reynolds;
2. E.N. Deno.
Ответ: 2.
Вопрос 14. Автор системы социально-педагогических мер, позволяющих ребенку с ОВЗ как можно меньше выходить из «общего потока» (‘mainstream’)?
1. M.C. Reynolds;
2. E.N. Deno.
Ответ: 2.
Вопрос 15. В каком году в США ставят интеграцию на правовую основу?
1. 1975 г.
2. 1972 г.
3. 1982 г.
Ответ: 1.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. Ключевые аспекты и принципы Джомтьенской конвенции:
Ответ:
1. всеобщий доступ к обучению;
2. содействие обеспечению равенства;
3. привлечение внимания к учебным результатам;
4. расширение средств и масштабов базового образования;
5. улучшение условий для образования и партнерских связей.
Вопрос 2. В каком году Всемирная конференция по образованию лиц с ОВЗ в г. Саламанке вводит термин «инклюзивное образование» и дает старт развитию инклюзивного движения во многих странах мира?
Ответ: 1994 г.
Вопрос 3. «Экология инклюзии» объясняет разницу ...
Ответ: между специальным и инклюзивным обучением, обеспечивающим контроль за групповой динамикой в классе вместо фокусировки на диагнозе учащегося с ОВЗ.
Вопрос 4. Как ЮНЕСКО рассматривает инклюзию?
Ответ: ЮНЕСКО рассматривает инклюзию как динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможности для обогащения процесса познания.
Вопрос 5. На какой идее основано Международное движение «Образование для всех»?
Ответ: что каждый ребенок должен иметь доступ к основному качественному образованию.
Вопрос 6. В X в. на этапе становления общественного образования на Руси как получали образование лица с психофизическими отклонениями?
Ответ: были отчуждены от его получения
Вопрос 7. Когда было открыто первое учебно-воспитательное заведение «Опытное училище» для глухонемых?
Ответ: в 1806 г.
Вопрос 8. Где было открыто первое учебно-воспитательное заведение «Опытное училище» для глухонемых было открыто?
Ответ: в г. Павловске, около Санкт-Петербурга.
Вопрос 9. В какой период создается сеть специальных образовательных учреждений трех видов (для слепых, глухих и умственно отсталых детей)?
Ответ: В период с 1806 по 1930г.
Вопрос 10. В какой период в процесс обучения включены тугоухие и глухонемые, слабовидящие и слепые, лица с ментальными нарушениями, с нарушениями ОДА и тяжелыми нарушениями речи?
Ответ: 20-е г. XX в.
Вопрос 11. Когда началось обучение детей с нарушениями ОДА, когда появились первые школы в Москве и Ленинграде.
Ответ: В конце 50-х гг. XX в.
Вопрос 12. Когда лица с инвалидностью получили доступ к высшему образованию?
Ответ: В XX веке.
Вопрос 13. Где появился первый центр для обучения инвалидов с нарушениями слуха?
Ответ: в МГТУ имени Н.Э. Баумана.
Вопрос 14. Специалисты какой области в начале ХХ в. занимались теорией и практикой образования детей с трудностями в обучении?
Ответ: занимались специалисты в области дефектологии и педологии.
Вопрос 15. Когда дефектология была отделена от педологии, сохранив и приумножив достижения в научных направлениях, которым дала начало педология.
Ответ: в 20—30-е гг. ХХ в.?
Вопрос 16. Когда осуществляется дифференциация системы специального образования и ее структурное усовершенствование.
Ответ: В 1950—1960-е г.?
Вопрос 17. Когда в массовых школах открываются специальные классы для детей с ЗПР и экспериментальные классы для умственно отсталых детей - этап эффективного развития и совершенствования государственной системы специального образования, возникновения новых типов специальных школ и новых видов специального обучения.
Ответ: с конца 1970-х - начала 1980-х гг.?
Вопрос 18. Когда Россия признала интеграцию перспективным направлением развития системы образования, и государство предоставляет детям с ОВЗ право выбора специального или интегрированного обучения (специальные классы в массовой школе)?
Ответ: С 1990-х годов.
Вопрос 19. Назовите базовые принципы интегрированного обучения.
Ответ: ранняя коррекция, образовательная психокоррекционная помощь ребенку, обоснованный психолого-медико-педагогический отбор детей для интегрированного обучения и др.
Вопрос 20. Когда коллегия Министерства общего и профессионального образования РФ вводит в учебные планы педагогических вузов курсы: «Основы специальной (коррекционной) педагогики»,«Особенности психологии детей с ОВЗ» с целью подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ?
Ответ: с 1 сентября 1996 года.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Вопрос 1. Когда в докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» говорится о приоритете интегрированного (инклюзивного) образования детей-инвалидов.
1. 2001 г.;
2. 1994 г.;
3. 2006 г.;
4. 2019 г.;
5. 2021 г.
Ответ: 1.
Вопрос 2. Чья концепция положена в основу системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с нарушениями в развитии в условиях общего образования?
1. Е.И. Казакова;
2. В.Н. Сорока-Росинский;
3. А.С. Макаренко;
4. В.А. Сухомлинский;
5. Г. П. Щедровицкий.
Ответ: 1.
Вопрос 3. В психолого-педагогическая классификацию входят(В.З. Денискина):
1. Слепые дети (0-0,04);
2. Слабовидящие дети (0,05-0,4);
3. Дети с пониженным зрением (0,5-0,8).
Ответ: 1-3.
Вопрос 4. Слепые дети:
1. Тотально слепые.
2. Со светоощущением (правильная / неправильная проекция).
3. Со свето- и цветоощущением.
4. Наличие остаточного (форменного) зрения.
Ответ: 1-4.
Вопрос 5. Назовите функции зрения.
1. Центральное зрение.
2. Периферическое зрение.
3. Светоощущение.
4. Цветоощущение.
5. Бинокулярное зрение.
Ответ: 1-5.
Вопрос 6. Назовите психические особенности слепых детей:
1. Обедненность чувственного опыта.
2. Низкий уровень развития сохранных анализаторов.
3. Недостаточная сформированность приемов обследования предметов.
4. Низкий уровень познавательного интереса.
5. Фрагментарность, нечеткость, схематизм зрительных представлений.
6. Вербализм.
Ответ: 1-6.
Вопрос 7. Раскройте особенности развития психических процессов:
1. Снижение скорости и точности ощущений, восприятий.
2. Снижение полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений.
3. Возникновение трудностей в реализации мыслительных операций.
4. Формализм и вербализм знаний.
5. Низкий уровень развития основных свойств внимания.
6. Трудности реализации процесса запоминания, узнавания, воспроизведения.
7. Снижение количественной продуктивности и оригинальности воображения.
Ответ: 1-7.
Вопрос 8. Назовите особенности моторного развития слепых детей.
1. Замедленный темп овладения движениями и низкий уровень их развития.
2. Нарушение координации движений.
3. Низкий уровень развития общей и мелкой моторики.
4. Возникновение навязчивых движений.
5. Нарушение осанки, походки, положения тела.
6. Трудности передвижения в пространстве.
Ответ: 1-6.
Вопрос 9. Назовите степени слабовидения.
1. Тяжелая степень.
2. Средняя степень.
3. Легкая степень.
Ответ: 1-3.
Вопрос 10. Материально-техническое обеспечение слабовидящих и слепых включает:
1. Архитектурная среда: вход в школу,внутреннее пространство школы, школьная раздевалка, школьная столовая, классные кабинеты, освещение.
2. Специальное оборудование.
Ответ: 1-2.
Вопрос 11. Назовите гигиенические требования к учебному оборудованию:
1. Увеличение шрифта.
2. Изменение цветовой гаммы.
3. Соотнесение работы в разных плоскостях.
4. Сокращение объема и времени выполнения письменных работ.
Ответ: 1-4.
Вопрос 12. Согласно какого документа, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на всестороннее развитие, воспитание и образование с учетом их индивидуальных возможностей, как и нормально развивающиеся дети?
1. «Конвенции о правах ребенка».
2. "Закон об образовании РФ".
Ответ: 1.
Вопрос 13. Термин детский церебральный паралич (ДЦП)- ...
1. обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц;
2. двигательные нарушения (параличи, неполные параличи), неспособность контролировать и координировать движения, слабость движений, нарушения общей и мелкой моторики, пространственной ориентации, речи, слуха и зрения, в зависимости от того, какие отделы мозга получили поражения, нестойкий эмоциональный тонус.
Ответ: 1.
Вопрос 14. Назовите причины ДЦП.
1. Внутриутробное нарушение развития головного мозга ребенка.
2. Физическая несовместимость плода и его матери.
3. Гипоксия плода во время внутриутробного развития.
4. Внутриутробное инфицирование (чаще всего передается от матери).
5. Нарушения целостности головного мозга, связанные с токсическими отравлениями.
6. Наследственный фактор.
7. Инфекционные заболевания, перенесенные в момент формирования головного мозга.
8. Травмирование головного мозга плода внутриутробно или во время родов.
9. Проблемы в сопровождении и принятии родов.
10.Механическое травмирующее воздействие на плод.
Ответ: 1-10.
Вопрос 15. Классификация ДЦП К. А. Семеновой (1974—1978)включает формы детского церебрального паралича:
1. спастическая диплегия;
2. двойная гемиплегия;
3. гемипаретическая форма;
4. гиперкинетическая форма;
5. атонически - астатическая форма.
Ответ: 1-5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. Психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования...
Ответ: познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.
Вопрос 2. Основные направления коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте:
Ответ:
1. Развитие игровой деятельности.
2. Развитие  речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми), увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи.
3. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи.
4. Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
5. Развитие сенсорных функций.
6. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.
7. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза.
8. Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического).
9. Формирование математических представлений.
10. Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом.
11. Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
12. Подготовка к школе.
Вопрос 3. «Экология инклюзии» объясняет разницу ...
Ответ: между специальным и инклюзивным обучением, обеспечивающим контроль за групповой динамикой в классе вместо фокусировки на диагнозе учащегося с ОВЗ.
Вопрос 4. Как ЮНЕСКО рассматривает инклюзию?
Ответ: ЮНЕСКО рассматривает инклюзию как динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможности для обогащения процесса познания.
Вопрос 5. На какой идее основано Международное движение «Образование для всех»?
Ответ: что каждый ребенок должен иметь доступ к основному качественному образованию.
Вопрос 6. В X в. на этапе становления общественного образования на Руси как получали образование лица с психофизическими отклонениями?
Ответ: были отчуждены от его получения
Вопрос 7. Когда было открыто первое учебно-воспитательное заведение «Опытное училище» для глухонемых?
Ответ: в 1806 г.
Вопрос 8. Где было открыто первое учебно-воспитательное заведение «Опытное училище» для глухонемых было открыто?
Ответ: в г. Павловске, около Санкт-Петербурга.
Вопрос 9. В какой период создается сеть специальных образовательных учреждений трех видов (для слепых, глухих и умственно отсталых детей)?
Ответ: В период с 1806 по 1930г.
Вопрос 10. В какой период в процесс обучения включены тугоухие и глухонемые, слабовидящие и слепые, лица с ментальными нарушениями, с нарушениями ОДА и тяжелыми нарушениями речи?
Ответ: 20-е г. XX в.
Вопрос 11. Когда началось обучение детей с нарушениями ОДА, когда появились первые школы в Москве и Ленинграде.
Ответ: В конце 50-х гг. XX в.
Вопрос 12. Когда лица с инвалидностью получили доступ к высшему образованию?
Ответ: В XX веке.
Вопрос 13. Где появился первый центр для обучения инвалидов с нарушениями слуха?
Ответ: в МГТУ имени Н.Э. Баумана.
Вопрос 14. Специалисты какой области в начале ХХ в. занимались теорией и практикой образования детей с трудностями в обучении?
Ответ: занимались специалисты в области дефектологии и педологии.
Вопрос 15. Когда дефектология была отделена от педологии, сохранив и приумножив достижения в научных направлениях, которым дала начало педология.
Ответ: в 20—30-е гг. ХХ в.?
Вопрос 16. Когда осуществляется дифференциация системы специального образования и ее структурное усовершенствование.
Ответ: В 1950—1960-е г.?
Вопрос 17. Когда в массовых школах открываются специальные классы для детей с ЗПР и экспериментальные классы для умственно отсталых детей - этап эффективного развития и совершенствования государственной системы специального образования, возникновения новых типов специальных школ и новых видов специального обучения.
Ответ: с конца 1970-х - начала 1980-х гг.?
Вопрос 18. Когда Россия признала интеграцию перспективным направлением развития системы образования, и государство предоставляет детям с ОВЗ право выбора специального или интегрированного обучения (специальные классы в массовой школе)?
Ответ: С 1990-х годов.
Вопрос 19. Назовите базовые принципы интегрированного обучения.
Ответ: ранняя коррекция, образовательная психокоррекционная помощь ребенку, обоснованный психолого-медико-педагогический отбор детей для интегрированного обучения и др.
Вопрос 20. Когда коллегия Министерства общего и профессионального образования РФ вводит в учебные планы педагогических вузов курсы: «Основы специальной (коррекционной) педагогики»,«Особенности психологии детей с ОВЗ» с целью подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ?
Ответ: с 1 сентября 1996 года.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.
Вопрос 1. Когда в странах Европы введен закон об обязательном начальном обучении?
1. В 40—50-х гг. XIX в.;
2. В 40—50-х гг. XX в.
Ответ: 1.
Вопрос 2. История организации обучения детей с ОВЗ в системе образования стран Европы и Америки разделена на три периода:
1. середина XVII в. - 60-е г. XX в. — сегрегационная модель;
2. середина 60-х — 80-е г. — интеграционная;
3. 80-е годы по н. в. — инклюзивная;
Ответ: 1-3.
Вопрос 3. Сегрегационная (медицинская) модель обусловлена заботой о ребенке, которому необходимы особые условия:
1. специальные материально-технические средства (возможность обучения по системе Брайля незрячих детей; звукоусиливающая аппаратура для детей с нарушениями слуха);
2. наличие специальных педагогов (сурдопедагоги для глухих детей, тифлопедагоги для слепых детей, олигофренопедагоги для детей с интеллектуальными нарушениями);
3. специальные образовательные программы;
4. медицинское сопровождение;
5. предпрофессиональная и профессиональная подготовка.
Ответ: 1-5.
Вопрос 4. В каком году после окончания Второй мировой войны создана Организация Объединенных Наций (ООН) подписана Всеобщая декларация прав человека?
1. 1948 г.
2. 1959 г.
Ответ: 1.
Вопрос 5. В каком году после окончания Второй мировой войны создана Организация Объединенных Наций (ООН) подписана Декларация прав ребенка?
1. 1948 г.
2. 1959 г.
Ответ: 2.
Вопрос 6. Кто автор концепции «нормализации» условий социальной жизни для инвалидов рассматривала процесс ассимиляции, требующий принятия норм, характерных для доминирующей культуры, и следовать им в своем поведении?
1. Н.Э. Бенк-Миккельсен;
2. Б. Нирье.
Ответ: 1.
Вопрос 7. Принципы концепции «нормализации»:
1. ребенок с особенностями развития — развивающийся, способный осваивать различные виды деятельности;
2. общество должно обеспечивать ребенку условия максимально приближенные к нормальным.
Ответ: 1-2.
Вопрос 8. Развитие модели «нормализации» приводит:
1. к изменению государственной политики в отношении людей с инвалидностью через подписание международных конвенций и изменение законодательных баз государств;
2. к изменению позиции самого человека с ОВЗ.
Ответ: 1-2.
Вопрос 9. Кто издает программу специального образования с участием детей с ОВЗ в общем образовательном потоке по принципу: «специфики не более чем это необходимо»?
1. M.C. Reynolds;
2. E.N. Deno.
Ответ: 1.
Вопрос 10. Кто предлагает «Модель “Каскад”»?
1. M.C. Reynolds;
2. E.N. Deno.
Ответ: 2.
Вопрос 11. Автор системы социально-педагогических мер, позволяющих ребенку с ОВЗ как можно меньше выходить из «общего потока» (‘mainstream’)?
1. M.C. Reynolds;
2. E.N. Deno.
Ответ: 2.
Вопрос 12. В каком году в США ставят интеграцию на правовую основу?
1. 1975 г.
2. 1972 г.
3. 1982 г.
Ответ: 1.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. Ключевые аспекты и принципы Джомтьенской конвенции:
Ответ:
1. всеобщий доступ к обучению;
2. содействие обеспечению равенства;
3. привлечение внимания к учебным результатам;
4. расширение средств и масштабов базового образования;
5. улучшение условий для образования и партнерских связей.
Вопрос 2. В каком году Всемирная конференция по образованию лиц с ОВЗ в г. Саламанке вводит термин «инклюзивное образование» и дает старт развитию инклюзивного движения во многих странах мира?
Ответ: 1994 г.
Вопрос 3. «Экология инклюзии» объясняет разницу ...
Ответ: между специальным и инклюзивным обучением, обеспечивающим контроль за групповой динамикой в классе вместо фокусировки на диагнозе учащегося с ОВЗ.
Вопрос 4. Как ЮНЕСКО рассматривает инклюзию?
Ответ: ЮНЕСКО рассматривает инклюзию как динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможности для обогащения процесса познания.
Вопрос 5. На какой идее основано Международное движение «Образование для всех»?
Ответ: что каждый ребенок должен иметь доступ к основному качественному образованию.
Вопрос 6. В X в. на этапе становления общественного образования на Руси как получали образование лица с психофизическими отклонениями?
Ответ: были отчуждены от его получения
Вопрос 7. Когда было открыто первое учебно-воспитательное заведение «Опытное училище» для глухонемых?
Ответ: в 1806 г.
Вопрос 8. Где было открыто первое учебно-воспитательное заведение «Опытное училище» для глухонемых было открыто?
Ответ: в г. Павловске, около Санкт-Петербурга.
Вопрос 9. В какой период создается сеть специальных образовательных учреждений трех видов (для слепых, глухих и умственно отсталых детей)?
Ответ: В период с 1806 по 1930г.
Вопрос 10. В какой период в процесс обучения включены тугоухие и глухонемые, слабовидящие и слепые, лица с ментальными нарушениями, с нарушениями ОДА и тяжелыми нарушениями речи?
Ответ: 20-е г. XX в.
Вопрос 11. Когда началось обучение детей с нарушениями ОДА, когда появились первые школы в Москве и Ленинграде.
Ответ: В конце 50-х гг. XX в.
Вопрос 12. Когда лица с инвалидностью получили доступ к высшему образованию?
Ответ: В XX веке.
Вопрос 13. Где появился первый центр для обучения инвалидов с нарушениями слуха?
Ответ: в МГТУ имени Н.Э. Баумана.
Вопрос 14. Специалисты какой области в начале ХХ в. занимались теорией и практикой образования детей с трудностями в обучении?
Ответ: занимались специалисты в области дефектологии и педологии.
Вопрос 15. Когда дефектология была отделена от педологии, сохранив и приумножив достижения в научных направлениях, которым дала начало педология.
Ответ: в 20—30-е гг. ХХ в.?
Вопрос 16. Когда осуществляется дифференциация системы специального образования и ее структурное усовершенствование.
Ответ: В 1950—1960-е г.?
Вопрос 17. Когда в массовых школах открываются специальные классы для детей с ЗПР и экспериментальные классы для умственно отсталых детей - этап эффективного развития и совершенствования государственной системы специального образования, возникновения новых типов специальных школ и новых видов специального обучения.
Ответ: с конца 1970-х - начала 1980-х гг.?
Вопрос 18. Когда Россия признала интеграцию перспективным направлением развития системы образования, и государство предоставляет детям с ОВЗ право выбора специального или интегрированного обучения (специальные классы в массовой школе)?
Ответ: С 1990-х годов.
Вопрос 19. Назовите базовые принципы интегрированного обучения.
Ответ: ранняя коррекция, образовательная психокоррекционная помощь ребенку, обоснованный психолого-медико-педагогический отбор детей для интегрированного обучения и др.
Вопрос 20. Когда коллегия Министерства общего и профессионального образования РФ вводит в учебные планы педагогических вузов курсы: «Основы специальной (коррекционной) педагогики»,«Особенности психологии детей с ОВЗ» с целью подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ?
Ответ: с 1 сентября 1996 года.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
Вопрос 1. В психолого-педагогическая классификацию входят(В.З. Денискина):
1. Слепые дети (0-0,04);
2. Слабовидящие дети (0,05-0,4);
3. Дети с пониженным зрением (0,5-0,8).
Ответ: 1-3.
Вопрос 2. Слепые дети:
1. Тотально слепые.
2. Со светоощущением (правильная / неправильная проекция).
3. Со свето- и цветоощущением.
4. Наличие остаточного (форменного) зрения.
Ответ: 1-4.
Вопрос 3. Назовите функции зрения.
1. Центральное зрение.
2. Периферическое зрение.
3. Светоощущение.
4. Цветоощущение.
5. Бинокулярное зрение.
Ответ: 1-5.
Вопрос 4. Назовите психические особенности слепых детей:
1. Обедненность чувственного опыта.
2. Низкий уровень развития сохранных анализаторов.
3. Недостаточная сформированность приемов обследования предметов.
4. Низкий уровень познавательного интереса.
5. Фрагментарность, нечеткость, схематизм зрительных представлений.
6. Вербализм.
Ответ: 1-6.
Вопрос 5. Раскройте особенности развития психических процессов:
1. Снижение скорости и точности ощущений, восприятий.
2. Снижение полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений.
3. Возникновение трудностей в реализации мыслительных операций.
4. Формализм и вербализм знаний.
5. Низкий уровень развития основных свойств внимания.
6. Трудности реализации процесса запоминания, узнавания, воспроизведения.
7. Снижение количественной продуктивности и оригинальности воображения.
Ответ: 1-7.
Вопрос 6. Назовите особенности моторного развития слепых детей.
1. Замедленный темп овладения движениями и низкий уровень их развития.
2. Нарушение координации движений.
3. Низкий уровень развития общей и мелкой моторики.
4. Возникновение навязчивых движений.
5. Нарушение осанки, походки, положения тела.
6. Трудности передвижения в пространстве.
Ответ: 1-6.
Вопрос 7. Назовите степени слабовидения.
1. Тяжелая степень.
2. Средняя степень.
3. Легкая степень.
Ответ: 1-3.
Вопрос 8. Материально-техническое обеспечение слабовидящих и слепых включает:
1. Архитектурная среда: вход в школу,внутреннее пространство школы, школьная раздевалка, школьная столовая, классные кабинеты, освещение.
2. Специальное оборудование.
Ответ: 1-2.
Вопрос 9. Назовите гигиенические требования к учебному оборудованию:
1. Увеличение шрифта.
2. Изменение цветовой гаммы.
3. Соотнесение работы в разных плоскостях.
4. Сокращение объема и времени выполнения письменных работ.
Ответ: 1-4.
Вопрос 10. Согласно какого документа, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на всестороннее развитие, воспитание и образование с учетом их индивидуальных возможностей, как и нормально развивающиеся дети?
1. «Конвенции о правах ребенка».
2. "Закон об образовании РФ".
Ответ: 1.
Вопрос 11. Термин детский церебральный паралич (ДЦП)- ...
1. обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц;
2. двигательные нарушения (параличи, неполные параличи), неспособность контролировать и координировать движения, слабость движений, нарушения общей и мелкой моторики, пространственной ориентации, речи, слуха и зрения, в зависимости от того, какие отделы мозга получили поражения, нестойкий эмоциональный тонус.
Ответ: 1.
Вопрос 12. Назовите причины ДЦП.
1. Внутриутробное нарушение развития головного мозга ребенка.
2. Физическая несовместимость плода и его матери.
3. Гипоксия плода во время внутриутробного развития.
4. Внутриутробное инфицирование (чаще всего передается от матери).
5. Нарушения целостности головного мозга, связанные с токсическими отравлениями.
6. Наследственный фактор.
7. Инфекционные заболевания, перенесенные в момент формирования головного мозга.
8. Травмирование головного мозга плода внутриутробно или во время родов.
9. Проблемы в сопровождении и принятии родов.
10.Механическое травмирующее воздействие на плод.
Ответ: 1-10.
Вопрос 13. Классификация ДЦП К. А. Семеновой (1974—1978)включает формы детского церебрального паралича:
1. спастическая диплегия;
2. двойная гемиплегия;
3. гемипаретическая форма;
4. гиперкинетическая форма;
5. атонически - астатическая форма.
Ответ: 1-5.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.


Вопрос 1. В какой период в процесс обучения включены тугоухие и глухонемые, слабовидящие и слепые, лица с ментальными нарушениями, с нарушениями ОДА и тяжелыми нарушениями речи?
Ответ: 20-е г. XX в.
Вопрос 2. Когда началось обучение детей с нарушениями ОДА, когда появились первые школы в Москве и Ленинграде.
Ответ: В конце 50-х гг. XX в.
Вопрос 3. Когда лица с инвалидностью получили доступ к высшему образованию?
Ответ: В XX веке.
Вопрос 4. Где появился первый центр для обучения инвалидов с нарушениями слуха?
Ответ: в МГТУ имени Н.Э. Баумана.
Вопрос 5. Специалисты какой области в начале ХХ в. занимались теорией и практикой образования детей с трудностями в обучении?
Ответ: занимались специалисты в области дефектологии и педологии.
Вопрос 6. Когда дефектология была отделена от педологии, сохранив и приумножив достижения в научных направлениях, которым дала начало педология.
Ответ: в 20—30-е гг. ХХ в.?
Вопрос 7. Когда осуществляется дифференциация системы специального образования и ее структурное усовершенствование.
Ответ: В 1950—1960-е г.?
Вопрос 8. Когда в массовых школах открываются специальные классы для детей с ЗПР и экспериментальные классы для умственно отсталых детей - этап эффективного развития и совершенствования государственной системы специального образования, возникновения новых типов специальных школ и новых видов специального обучения.
Ответ: с конца 1970-х - начала 1980-х гг.?
Вопрос 9. Когда Россия признала интеграцию перспективным направлением развития системы образования, и государство предоставляет детям с ОВЗ право выбора специального или интегрированного обучения (специальные классы в массовой школе)?
Ответ: С 1990-х годов.
Вопрос 10. Назовите базовые принципы интегрированного обучения.
Ответ: ранняя коррекция, образовательная психокоррекционная помощь ребенку, обоснованный психолого-медико-педагогический отбор детей для интегрированного обучения и др.
Вопрос 11. Когда коллегия Министерства общего и профессионального образования РФ вводит в учебные планы педагогических вузов курсы: «Основы специальной (коррекционной) педагогики»,«Особенности психологии детей с ОВЗ» с целью подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ?
Ответ: с 1 сентября 1996 года.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ.
Вопрос 1. В психолого-педагогическая классификацию входят(В.З. Денискина):
1. Слепые дети (0-0,04);
2. Слабовидящие дети (0,05-0,4);
3. Дети с пониженным зрением (0,5-0,8).
Ответ: 1-3.
Вопрос 2. Слепые дети:
1. Тотально слепые.
2. Со светоощущением (правильная / неправильная проекция).
3. Со свето- и цветоощущением.
4. Наличие остаточного (форменного) зрения.
Ответ: 1-4.
Вопрос 3. Назовите психические особенности слепых детей:
1. Обедненность чувственного опыта.
2. Низкий уровень развития сохранных анализаторов.
3. Недостаточная сформированность приемов обследования предметов.
4. Низкий уровень познавательного интереса.
5. Фрагментарность, нечеткость, схематизм зрительных представлений.
6. Вербализм.
Ответ: 1-6.
Вопрос 4. Раскройте особенности развития психических процессов:
1. Снижение скорости и точности ощущений, восприятий.
2. Снижение полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений.
3. Возникновение трудностей в реализации мыслительных операций.
4. Формализм и вербализм знаний.
5. Низкий уровень развития основных свойств внимания.
6. Трудности реализации процесса запоминания, узнавания, воспроизведения.
7. Снижение количественной продуктивности и оригинальности воображения.
Ответ: 1-7.
Вопрос 5. Назовите особенности моторного развития слепых детей.
1. Замедленный темп овладения движениями и низкий уровень их развития.
2. Нарушение координации движений.
3. Низкий уровень развития общей и мелкой моторики.
4. Возникновение навязчивых движений.
5. Нарушение осанки, походки, положения тела.
6. Трудности передвижения в пространстве.
Ответ: 1-6.
Вопрос 6. Назовите степени слабовидения.
1. Тяжелая степень.
2. Средняя степень.
3. Легкая степень.
Ответ: 1-3.
Вопрос 7. Материально-техническое обеспечение слабовидящих и слепых включает:
1. Архитектурная среда: вход в школу,внутреннее пространство школы, школьная раздевалка, школьная столовая, классные кабинеты, освещение.
2. Специальное оборудование.
Ответ: 1-2.
Вопрос 8. Назовите гигиенические требования к учебному оборудованию:
1. Увеличение шрифта.
2. Изменение цветовой гаммы.
3. Соотнесение работы в разных плоскостях.
4. Сокращение объема и времени выполнения письменных работ.
Ответ: 1-4.
Вопрос 9. Согласно какого документа, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на всестороннее развитие, воспитание и образование с учетом их индивидуальных возможностей, как и нормально развивающиеся дети?
1. «Конвенции о правах ребенка».
2. "Закон об образовании РФ".
Ответ: 1.
Вопрос 10. Термин детский церебральный паралич (ДЦП)- ...
1. обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц;
2. двигательные нарушения (параличи, неполные параличи), неспособность контролировать и координировать движения, слабость движений, нарушения общей и мелкой моторики, пространственной ориентации, речи, слуха и зрения, в зависимости от того, какие отделы мозга получили поражения, нестойкий эмоциональный тонус.
Ответ: 1.
Вопрос 11. Назовите причины ДЦП.
1. Внутриутробное нарушение развития головного мозга ребенка.
2. Физическая несовместимость плода и его матери.
3. Гипоксия плода во время внутриутробного развития.
4. Внутриутробное инфицирование (чаще всего передается от матери).
5. Нарушения целостности головного мозга, связанные с токсическими отравлениями.
6. Наследственный фактор.
7. Инфекционные заболевания, перенесенные в момент формирования головного мозга.
8. Травмирование головного мозга плода внутриутробно или во время родов.
9. Проблемы в сопровождении и принятии родов.
10.Механическое травмирующее воздействие на плод.
Ответ: 1-10.
Вопрос 12. Классификация ДЦП К. А. Семеновой (1974—1978)включает формы детского церебрального паралича:
1. спастическая диплегия;
2. двойная гемиплегия;
3. гемипаретическая форма;
4. гиперкинетическая форма;
5. атонически - астатическая форма.
Ответ: 1-5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. Психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования...
Ответ: познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.
Вопрос 2. Основные направления коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте:
Ответ:
1. Развитие игровой деятельности.
2. Развитие  речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми), увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи.
3. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи.
4. Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
5. Развитие сенсорных функций.
6. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.
7. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза.
8. Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического).
9. Формирование математических представлений.
10. Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом.
11. Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
12. Подготовка к школе.
Вопрос 3. «Экология инклюзии» объясняет разницу ...
Ответ: между специальным и инклюзивным обучением, обеспечивающим контроль за групповой динамикой в классе вместо фокусировки на диагнозе учащегося с ОВЗ.
Вопрос 4. Как ЮНЕСКО рассматривает инклюзию?
Ответ: ЮНЕСКО рассматривает инклюзию как динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможности для обогащения процесса познания.
Вопрос 5. На какой идее основано Международное движение «Образование для всех»?
Ответ: что каждый ребенок должен иметь доступ к основному качественному образованию.
Вопрос 6. В X в. на этапе становления общественного образования на Руси как получали образование лица с психофизическими отклонениями?
Ответ: были отчуждены от его получения
Вопрос 7. Когда в массовых школах открываются специальные классы для детей с ЗПР и экспериментальные классы для умственно отсталых детей - этап эффективного развития и совершенствования государственной системы специального образования, возникновения новых типов специальных школ и новых видов специального обучения.
Ответ: с конца 1970-х - начала 1980-х гг.?
Вопрос 8. Когда Россия признала интеграцию перспективным направлением развития системы образования, и государство предоставляет детям с ОВЗ право выбора специального или интегрированного обучения (специальные классы в массовой школе)?
Ответ: С 1990-х годов.
Вопрос 9. Назовите базовые принципы интегрированного обучения.
Ответ: ранняя коррекция, образовательная психокоррекционная помощь ребенку, обоснованный психолого-медико-педагогический отбор детей для интегрированного обучения и др.
Вопрос 10. Когда коллегия Министерства общего и профессионального образования РФ вводит в учебные планы педагогических вузов курсы: «Основы специальной (коррекционной) педагогики»,«Особенности психологии детей с ОВЗ» с целью подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ?
Ответ: с 1 сентября 1996 года.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-4: Способен к разработке и реализации программ учебных дисциплин по математике и экономике в рамках основной общеобразовательной программы.
Вопрос 1. Технология инклюзивного обучения детей с различными отклонениями в развитии: СДВГ, синдром Турретта, синдром Аспергера, умственная отсталость в системе ОБЩЕГО образования
1. вариативные программы обучения(законодательно закреплено право детей на обучение по программам разного уровня и содержания в одной возрастной группе);
2. сокращение фронтальной работы с классом, преобладание различных видов индивидуальных работ;
3. активное применение бланковых методик;
4. позитивное подкрепление учебной деятельности детей;
5. учет эмоциональных особенностей ребенка.
Ответ: 1-5.
Вопрос 2. Какие аспекты необходимо учитывать в работе с детьми с ОВЗ?
1. Медикаментозная поддержка, создающая благоприятный фон для всех других форм помощи;
2. Тесное сотрудничество школы и родителей в организации эффективной помощи;
3. Дополнительная педагогическая помощь детям, которым поставлен диагноз СДВГ(педагог-помощник курирует нескольких
детей с СДВГ);
4. Четкое планирование действий ребенка (распорядок дня и т.п.);
5. Снятие ограничений по времени при выполнении заданий в классе;
6. Привязка содержания учебных действий к собственным интересам детей;
7. Позитивное подкрепление учебной деятельности детей и мотивирование детей к учебной деятельности;
8. Развитие самоконтроля и повышение самооценки, например, заключение договора с ребенком на каждую учебную
неделю, ведение табеля самооценки;
9. Положительный эмоциональный фон дома, в классе, школе;
10. Координация всех мероприятий,взаимодействие специалистов.
Ответ: 1-10.
Вопрос 3. Особенности программы «Орудия Ума» Е. Бодровой, Д. Леонг(по Л.С. Выготскому):
1. Использование материальных опор;
2. Регуляция поведения других;
3. Переход от внешней к внутренней речи для саморегуляции;
4. Использование внутренней речи при изменении задач;
5. Зрелые формы ролевой игры.
Ответ: 1-5.
Вопрос 4. «Адаптированная образовательная программа...
1. образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
2. совокупность требований, обязательных к освоению, содержанию и условиям основной образовательной программы.
Ответ: 1.
Вопрос 5. Цель ФГОС ...
1. определить необходимые условия получения общего образования обучающимися с ОВЗ, разработать примерные образовательные программы, адаптированные для обучающихся,
2. определить требования к результатам освоения программ для каждого уровня образования и к итоговым достижениям к моменту завершения школьного образования.
Ответ: 1-2.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. Разработка ИПРА ребенка-инвалида в части мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации осуществляется с учетом ...
Ответ: заключения психолого-медико-педагогической комиссии о результатах проведенного обследования ребенка.
Вопрос 2. Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает обучение по одному из вариантов...
Ответ:
первый (цензовый) — ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
второй (цензовый) — ребёнок может усвоить программу, но ему нужно больше времени; 
третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не может усвоить весь материал даже за больший срок;
четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов (тяжёлая умственная отсталость или множественные нарушения), учится по СИПР.
Вопрос 3. Психолого-медико-педагогическая комиссия дает рекомендации ...
Ответ: по варианту адаптированной программы и необходимым специальным условиям.
Вопрос 4.Какие специальные условия должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ?
твет:
1. сопровождение тьютора;
2. занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
3. специальные технические средства;
4. специальные учебники и дидактические материалы.
Вопрос 5. Назовите дополнительные документы, обеспечивающие образовательный процесс детей с ОВЗ:
Ответ:
1. Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования.
3. Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей ребёнка.
4. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Коломийцев, Н. Поддубная Личностно-ориентированные технологии в образовании как фактор безопасного развития личности : монография Издательство ЧГУ, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodl "Обучение лиц с ОВЗ" portal.edu.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.htmlMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачет) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.