МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика (в том числе выполнение индивидуального проекта)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2023_9кл
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 108
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 38 38 44 44
Практические 10 10 54 54 64 64
Итого 16 16 92 92 108 108

Программу составил(и):
преподаватель, Агаркова Т.А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Экономика (в том числе выполнение индивидуального проекта)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер, специалист по налогообложению) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 01
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины "Экономика" является изучение закономерностей функционирования рыночной экономики, анализ рыночного механизма, сегментов и инфраструктуры различных рынков, действующих в целостной экономике, исследование хозяйственной деятельности людей, направленной на все более полное удовлетворение их разнообразных потребностей в условиях ограниченности ресурсов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ПОО

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учётом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Ограниченность или недостаточность доступных ресурсов для удовлетворения всех потребностей, альтернативную стоимость выбора
Основные проблемы экономики, права собственности и их значение для хозяйственной деятельности
Выгоды (полезность) и затраты, принципы рационального поведения потребителя, товаропроизводителя
Сравнительное преимущество: разделение труда, специализация, взаимовыгодность добровольного обмена
Спрос и предложение, рыночное равновесие, антимонопольное регулирование как инструмент защиты конкуренции
Формы организации бизнеса в рыночной экономике, затраты фирмы
Налогообложение как основной источник доходов и главные статьи расходов бюджета государства, общественные товары и услуги
Экономический рост, показатели экономического развития
3.2.Уметь:
3.2.1.Объяснить ситуацию выбора
Анализировать и оценить, как различные экономические системы решают основные проблемы экономики
Определить, как свободная рыночная система удовлетворяет запросы потребителя
Раскрыть роль потребителя в экономике
Определить роль государственного и частного секторов в защите интересов потребителя
Осознавать ответственность и требования, предъявляемые к предпринимателю при занятии хозяйственной деятельности
Оценивать различные пути увеличения производительности
Определить или описать концепции конкуренции и структуры рынка
Определить и объяснить функцию правительства в рыночной экономике. Объяснить, почему участие правительства в экономике возрастает с годами
Определять причины, почему необходимо налогообложение
Дать характеристику концепций бартера, денег, стоимости денег, инфляции и дефляции
Рассмотреть влияние инфляции на экономику
Провести анализ ВВП и ВНП на душу населения
Дать определение экономического роста и установить его причины
Раскрыть роль международного сотрудничества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в экономику
1.1. Экономика: наука и хозяйство. Лекция-беседа Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1
1.2. Принципы экономического мышления Практические 1 1 Л2.1, Л1.1
1.3. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1
1.4. Расчетно - графическое задание: построение и анализ КПВ. Практические 1 1 Л2.1, Л1.1
1.5. Типы экономических систем Практические 1 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Рыночная экономическая система
2.1. Основы свободного предпринимательства Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1
2.2. Основные цели рыночной экономической системы:экономический рост, полная занятость, стабильность цен Практические 1 1 Л2.1, Л1.1
2.3. Рыночный спрос. Леция- беседа Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1
2.4. Построение кривой спроса (D) Практические 1 1 Л2.1, Л1.1
2.5. Рыночное предложение Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1
2.6. Построение кривой предложения (S) Практические 1 1 Л2.1, Л1.1
2.7. Рыночное равновесие. Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1
2.8. Рыночное равновесие (нарушение рыночного равновесия) Практические 1 1 Л2.1, Л1.1
2.9. Разработка индивидуального проекта:выбор темы,актуальность, цели, задачи. Практические 1 3
Раздел 3. Потребитель в экономике
3.1. Роль потребителя в экономике Лекции 2 6 Л2.1, Л1.1
3.2. Деловая игра №1:Формирование бюджета семьи Практические 2 6 Л2.1, Л1.1
3.3. Разработка индивидуального проекта:Теоретические аспекты формирования выбранной темы. Практические 2 6
3.4. Защита прав потребителя Лекции 2 6 Л2.1, Л1.1
3.5. Защита прав потребителя Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Экономика бизнеса
4.1. Предприятие в экономике. Лекция-визуализация Лекции 2 6 Л2.1, Л1.1
4.2. Деловая игра № 2: "Прибыльное производство". Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
4.3. Разработка индивидуального проекта:Практические аспекты формирования выбранной темы:анализ статистических данных, анкетирование, исследование и построение диаграмм, гистограмм, составление таблиц для анализа полученных результатов Практические 2 2
4.4. Производство, производительность труда. Лекции 2 6 Л2.1, Л1.1
4.5. Деловая игра 3: "Маркетинг товаров". Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
4.6. Разработка индивидуального проекта:Заключение, список источников и литературы Практические 2 2
4.7. Конкуренция Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
4.8. Конкуренция Практические 2 2
Раздел 5. Экономические институты
5.1. Рынок труда. Лекция-беседа Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
5.2. Рынок труда Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
5.3. Разработка индивидуального проекта:разработка иллюстративного материала к теме индивидуального проекта: презентация и доклад Практические 2 8
5.4. Безработица Лекции 2 2
5.5. Безработица Практические 2 2
Раздел 6. Экономическая стабильность
6.1. Деньги.Кредитно-банковская система и и ее структура Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
6.2. Деньги Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
6.3. Инфляция Лекции 2 2
6.4. Анализ макроэкономических показателей Практические 2 2
6.5. Циклическое развитие экономики Лекции 2 2
6.6. Государственный бюджет Практические 2 2
6.7. Формы международного сотрудничества Практические 2 4
6.8. Защита индивидуального проекта Практические 2 8

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении "ФОС_Экономика"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении "ФОС_Экономика"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении "ФОС_Экономика"
Приложения
Приложение 2.   ФОС_экономика_2023.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Родина Г. А., Тарасова С. В. ; Под ред. Родиной Г.А., Тарасовой С.В. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ. МИКРОЭКОНОМИКА. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Серегина С.Ф. - под ред. МАКРОЭКОНОМИКА. СБОРНИК ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭКОНОМИКА portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OC Windows
Приложения MS Office:
-MS Word,
-MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
Важным условием успешного освоения дисциплины «Экономика» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- порешать основные типовые задачи.
При реализации учебной дисциплины "Экономика" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:лекция-беседа, лекция - визуализация.
При проведениии практических занятий: презентация.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе в парах и группах по 2-4 человека.