Закреплена за кафедрой | Кафедра региональной экономики и управления |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.02. Менеджмент |
Профиль | Маркетинг и цифровые коммуникации; Управление бизнесом |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_03_02_Менеджмент_Профили-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра региональной экономики и управления
Протокол от 29.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор В.В. Мищенко
1.1. | Формирование представлений студентов о теоретических основах функционирования современной международной экономики, приобретение навыков использования теоретических моделей для анализа процессов,протекающих в экономиках открытого типа, выявление роли международныхэкономических организаций в развитии современной экономики. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-3 | Способен разрабатывать обоснованные организационно-управленческие решения с учетом их социальной значимости, содействовать их реализации в условиях сложной и динамичной среды и оценивать их последствия; |
ОПК-3.1 | Знает теоретические основы разработки и реализации организационно-управленческих решений и способы их обоснования в условиях сложной и динамичной среды |
ОПК-3.2 | Умеет разрабатывать обоснованные организационно-управленческие решения и содействовать их реализации в условиях влияния экономических и нормативно-правовых факторов с учетом их социальной значимости |
ОПК-3.3 | Разрабатывает проекты организационно-управленческих решений |
ОПК-3.4 | Владеет навыками управления и реализации проекта с использованием современного программного обеспечения и оценивает последствия реализации с учетом конкретных параметров социально-экономического развития |
ОПК-3.5 | Готовит обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для обоснования организационно-управленческих решений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. РАЗДЕЛ Международная экономика | ||||||
1.1. | Мировая экономика как система | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Мировая экономика как система | Практические | 2 | 6 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Мировая экономика как система | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Тенденции развития мировой экономики | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Тенденции развития мировой экономики | Практические | 2 | 6 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Тенденции развития мировой экономики | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Классификация стран в мировой экономике | Лекции | 2 | 4 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.8. | Классификация стран в мировой экономике | Практические | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Классификация стран в мировой экономике | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Международное разделение труда как материальная основа мирового хозяйства | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Международное разделение труда как материальная основа мирового хозяйства | Практические | 2 | 4 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Международное разделение труда как материальная основа мирового хозяйства | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.13. | Торговая политика.Эффекты международной торговли.Графические модели протекционизма. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.14. | Торговая политика.Эффекты международной торговли.Графические модели протекционизма. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.15. | Торговая политика.Эффекты международной торговли.Графические модели протекционизма. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.16. | Международная миргация капитала Основные экономические эффекты | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.17. | Международная миргация капитала Проблемы движения капитала вРФ | Практические | 2 | 4 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 | Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.18. | Международная миргация капитала Проблемы движения капитала вРФ | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.19. | Международная экономическая интеграция | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.20. | Международная экономическая интеграция | Практические | 2 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.21. | Международная экономическая интеграция | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Дайте определение понятию мировая экономика. Ответ: Совокупность взаимодействующих национальных экономик всех стран мира и международных отношений - это: 2. Дайте определение понятию международное разделение труда . Ответ: Специализация отдельных стран на определенных видах производственной деятельности: товарах, услугах, результатах научно- технического процесса, которые реализуются на мировом рынке - это: 3.Перечислите характерные черты современной мировой экономики: либерализация торговли; унификация правил хозяйственной жизни; глобализация экономики; интернационализация связей между странами. 4. Перечислите субъекты мировой экономики диаспора; государства; международные экономические организации; объединения государств; ТНК: медиа 5. Какова приоритетная сфера деятельности ООН Ответ: Сохранение и поддержание мира во всем мире. 6. К международным экономическим организациям относятся: Ответ: ВТО; МВФ; Всемирный Банк; ООН 7. Запрещение ввоза в какую либо страну или вывоза из какой либо страны тех или иных товаров—это: Ответ: эмбарго; 8. Перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на достаточно длительное время- это: Ответ: миграция населения; 9. Ресурсы мирового хозяйства не включают в себя: Ответ: трудовые ресурсы; климатические условия; отраслевая структура экономики; капитальные ресурсы; 10.Охаракеризуйте современный этап развития мировой экономики. Ответ: Разбалансировка связей между государствами; торговые войны; объединение сил для решения глобальных проблем. 11. Способность страны (группы стран) обеспечить своевременное погашение своих международных обязательств, приемлемыми для кредитора платежными средствами – это: Ответ: платежеспособность страны; 12. Дайте определение понятию международная валютная ликвидность Ответ: Отношение официальных золотовалютных резервов к сумме годового товарного импорта 13.Каким образом цена экспорта и импорта изменится после девальвации национальной валюты Ответ: на импорт повысится, а на экспорт понизится; 14 Кто разработал теорию абсолютного преимущества ? Ответ А. Смит; 15. Какие факторы определяют неравномерность развития стран в мировой экономик? Ответ: НТП; капитал; |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. Форма проведения промежуточной аттестации: зачет. 2. Процедура проведения: • по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за семестр (автомат); • КИМ теоретико-практического формата по темам учебной дисциплины. Экзаменационный материал представляет собой Контрольно-измерительный материал (далее – КИМ), состоящий из 30 тестовых заданий по всем указанным разделам. Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Продолжительность зачета: 40 минут. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Л. И. Заволокина, Н. А. Диесперова. | МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. : Учебник и практикум | М.:Издательство Юрайт, 2024 | urait.ru |
Л1.2 | Худоренко Е.А., Христолюбова Н.Е. | Мировая экономика и международные экономические отношения в схемах и таблицах: Учебник | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Т. Н. Васильева, Л. В. Васильев. | Мировая экономика: учебное пособие | Москва : ФЛИНТА, 2021 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79505 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Каплинская И.Е. | Международная экономческая интеграция: | АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | Каплинская И.Е. | Международная экономика. практикум: | АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Мировой банк | – http: // www.world-bank.org | ||
Э2 | Международная организация труда | –http: //www.ilo.org | ||
Э3 | Европейский союз | – http: //europa.eu.int | ||
Э4 | Всемирная торговая организация | - http: //www.wto.org | ||
Э5 | Организация экономического сотрудничества и развития | - http: // www.oecd.org | ||
Э6 | Международный валютный фонд | - http: //www.imf.org | ||
Э7 | Курс в Moodle «Мировая экономика и международные экономические отношения» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4 Курс в системе Moodle "Мировая экономика и МЭО" : https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3207 |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания. Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы. Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса. При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. |