МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовая культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМаркетинг и цифровые коммуникации; Управление бизнесом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Менеджмент_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н, доцент, Михайленко Ю.А.

Рецензент(ы):
ст.преп., Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Правовая культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рехтина И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Рехтина И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины правоведение являются профессиональная подготовка по вопросам правового регулирования отношений, возникающих с их участием, обеспечение высокого уровня знаний на основе действующего законодательства, практики его применения с учетом общетеоретических положений и новейших течений в юридической науке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-11Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
УК-11.1 Знает основные понятия экстремизма, терроризма, коррупционного поведения, их основные признаки, актуальные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, терроризму, коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за подобные нарушения
УК-11.2 Умеет критически оценивать и выбирать правомерные инструменты формирования нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупционного поведения, в том числе в профессиональной деятельности
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2: основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач.

УК-11: принятые законы и правила противодействия коррупционному поведению
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-2:формулировать перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных

УК-11:соблюдать принятые законы и правила противодействия коррупционному поведению
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2: проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач

УК-11: навыками создания и поддержания антикоррупционной среды взаимодействия при выполнении профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие правовой культуры. Основы теории государства и права.
1.1. Многообразие подходов к определению сущности культуры. Основные культурологические школы и направления. Структура культуры, её функции, формы и разновидности. Причины и условия возникновения государства. Основные теории происхождения государства. Понятие государства. Признаки государства. Типология государств. Функции государства. Формы и методы осуществления функций государства. Правовое государство. Понятие и признаки права. Сущность и принципы права. Понятие, признаки, виды и структура правовой нормы. Понятие и виды источников права. Система права и система законодательства. Понятие и содержание правоотношения. Субъект и объект правоотношения. Юридические факты. Вида правоотношений. Реализация права. Применение права. Применение права по аналогии. Правонарушение. Понятие, виды, основания юридической ответственности. Лекции 5 2 УК-11.1, УК-11.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2
1.2. Причины и условия возникновения государства. Основные теории происхождения государства. Понятие государства. Признаки государства. Типология государств. Функции государства. Формы и методы осуществления функций государства. Правовое государство. Понятие и признаки права. Сущность и принципы права. Понятие, признаки, виды и структура правовой нормы. Понятие и виды источников права. Система права и система законодательства. Понятие и содержание правоотношения. Субъект и объект правоотношения. Юридические факты. Вида правоотношений. Реализация права. Применение права. Применение права по аналогии. Правонарушение. Понятие, виды, основания юридической ответственности. Сам. работа 5 8 УК-11.1, УК-11.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2
1.3. Причины и условия возникновения государства. Основные теории происхождения государства. Понятие государства. Признаки государства. Типология государств. Функции государства. Формы и методы осуществления функций государства. Правовое государство. Понятие и признаки права. Сущность и принципы права. Понятие, признаки, виды и структура правовой нормы. Понятие и виды источников права. Система права и система законодательства. Понятие и содержание правоотношения. Субъект и объект правоотношения. Юридические факты. Вида правоотношений. Реализация права. Применение права. Применение права по аналогии. Правонарушение. Понятие, виды, основания юридической ответственности. Практические 5 4 УК-11.1, УК-11.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Основы конституционного права.
2.1. Конституция Российской Федерации - основной закон государства и общества. Предмет, метод и определение конституционного права Правовые основы конституционного строя. Конституционные основы государственной власти и местного самоуправления. Конституционно-правовой статус человека и гражданина. Федеративное устройство России, его особенности. Основные виды органов государственной власти. Понятие избирательной системы и избирательного права. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания и порядок приобретения гражданства. Прекращение гражданства. Лекции 5 2 УК-11.1, УК-11.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.5, Л1.1, Л1.2
2.2. Конституция Российской Федерации - основной закон государства и общества. Предмет, метод и определение конституционного права Правовые основы конституционного строя. Конституционные основы государственной власти и местного самоуправления. Конституционно-правовой статус человека и гражданина. Федеративное устройство России, его особенности. Основные виды органов государственной власти. Понятие избирательной системы и избирательного права. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания и порядок приобретения гражданства. Прекращение гражданства. Сам. работа 5 8 УК-11.1, УК-11.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.5, Л1.1, Л1.2
2.3. Конституция Российской Федерации - основной закон государства и общества. Предмет, метод и определение конституционного права Правовые основы конституционного строя. Конституционные основы государственной власти и местного самоуправления. Конституционно-правовой статус человека и гражданина. Федеративное устройство России, его особенности. Основные виды органов государственной власти. Понятие избирательной системы и избирательного права. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания и порядок приобретения гражданства. Прекращение гражданства. Практические 5 4 УК-11.1, УК-11.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.5, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Основы административного и экологического права.
3.1. Понятие, предмет, метод административного права. Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти. Понятие и основные черты административной ответственности. Понятие и состав административного правонарушения. Понятие и виды административных наказаний. Понятие, предмет и метод экологического права. Субъекты и объекты экологического права. Лекции 5 4 УК-11.1, УК-11.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л1.2
3.2. Понятие, предмет, метод административного права. Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти. Понятие и основные черты административной ответственности. Понятие и состав административного правонарушения. Понятие и виды административных наказаний. Понятие, предмет и метод экологического права. Субъекты и объекты экологического права. Сам. работа 5 8 УК-11.1, УК-11.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Основы гражданского права.
4.1. Понятие и предмет гражданского права. Метод гражданско-правового регулирования, его особенности. Понятие источников гражданского права и их система. Содержание, субъекты и объекты гражданского правоотношения. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданского правоотношения. Правоспособность и дееспособность граждан: понятие и содержание. Понятие и признаки юридического лица. Правосубъектность юридического лица. Образование и прекращение юридического лица. Виды юридических лиц. Лекции 5 2 УК-11.1, УК-11.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Содержание и понятие права собственности. Формы и виды права собственности. Основания возникновение и прекращения права собственности. Способы защиты права собственности. Правовые основы защиты информации. Коммерческая и иная охраняемая законом тайна. Понятие, виды и форма сделок. Обязательства в гражданском праве. Понятие и значение договора, порядок его заключения, изменения и расторжения. Основания и условия гражданско-правовой ответственности. Понятие, исчисление и виды сроков. Понятие, значение и виды сроков исковой давности. Общие положения о наследовании. Основы авторского права (объекты и субъекты авторского права, права авторов). Лекции 5 2 УК-11.1, УК-11.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Понятие и предмет гражданского права. Метод гражданско-правового регулирования, его особенности. Понятие источников гражданского права и их система. Содержание, субъекты и объекты гражданского правоотношения. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданского правоотношения. Правоспособность и дееспособность граждан: понятие и содержание. Понятие и признаки юридического лица. Правосубъектность юридического лица. Образование и прекращение юридического лица. Виды юридических лиц. Содержание и понятие права собственности. Формы и виды права собственности. Основания возникновение и прекращения права собственности. Способы защиты права собственности. Правовые основы защиты информации. Коммерческая и иная охраняемая законом тайна. Понятие, виды и форма сделок. Обязательства в гражданском праве. Понятие и значение договора, порядок его заключения, изменения и расторжения. Основания и условия гражданско-правовой ответственности. Сам. работа 5 12 УК-11.1, УК-11.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Понятие и предмет гражданского права. Метод гражданско-правового регулирования, его особенности. Понятие источников гражданского права и их система. Содержание, субъекты и объекты гражданского правоотношения. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданского правоотношения. Правоспособность и дееспособность граждан: понятие и содержание. Понятие и признаки юридического лица. Правосубъектность юридического лица. Образование и прекращение юридического лица. Виды юридических лиц. Содержание и понятие права собственности. Формы и виды права собственности. Основания возникновение и прекращения права собственности. Способы защиты права собственности. Правовые основы защиты информации. Коммерческая и иная охраняемая законом тайна. Понятие, виды и форма сделок. Обязательства в гражданском праве. Понятие и значение договора, порядок его заключения, изменения и расторжения. Основания и условия гражданско-правовой ответственности. Практические 5 4 УК-11.1, УК-11.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Основы социального предпринимательства
5.1. Понятие, предмет, метод, система и источники социального предпринимательства. Виды субъектов предпринимательского права. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности. Лекции 5 2 УК-11.1, УК-11.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Понятие, предмет, метод, система и источники социального предпринимательства. Виды субъектов предпринимательского права. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности. Сам. работа 5 12 УК-11.1, УК-11.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Основы трудового права.
6.1. Понятие, предмет и метод трудового права. Принципы трудового права. Источники трудового права. Трудовые отношения, их стороны и основания возникновения. Социальное партнерство: понятие, принципы, стороны, уровни и формы. Коллективные договоры и соглашения. Трудовой договор: понятие, содержание, виды. Заключение, изменение и расторжение трудового договора.Трудовая дисциплина и трудовой распорядок. Поощрения за труд. Дисциплинарная ответственность. Дисциплинарные взыскания, порядок их применения. Материальная ответственность сторон трудового договора: понятие, условия наступления, виды. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников Лекции 5 4 УК-11.1, УК-11.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Понятие, предмет и метод трудового права. Принципы трудового права. Источники трудового права. Трудовые отношения, их стороны и основания возникновения. Социальное партнерство: понятие, принципы, стороны, уровни и формы. Коллективные договоры и соглашения. Трудовой договор: понятие, содержание, виды. Заключение, изменение и расторжение трудового договора. Трудовая дисциплина и трудовой распорядок. Поощрения за труд. Дисциплинарная ответственность. Дисциплинарные взыскания, порядок их применения. Материальная ответственность сторон трудового договора: понятие, условия наступления, виды. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников Сам. работа 5 12 УК-11.1, УК-11.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Основы уголовного права. Правовые основы защиты информации и государственной тайны.
7.1. Понятие, предмет и методы уголовного права. Источники уголовного права. Принципы уголовного права. Понятие, признаки и категории преступления. Состав преступления: понятие, элементы, признаки и значение. Стадии преступлений. Соучастие в преступлении: понятие, признаки формы и виды. Понятие обстоятельств, исключающие преступность деяния. Понятие уголовной ответственности. Понятие и цели наказаний. Система и виды наказаний. Освобождение от наказания. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. Лекции 5 2 УК-11.1, УК-11.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.4, Л1.1, Л1.2
7.2. Понятие, предмет и методы уголовного права. Источники уголовного права. Принципы уголовного права. Понятие, признаки и категории преступления. Состав преступления: понятие, элементы, признаки и значение. Стадии преступлений. Соучастие в преступлении: понятие, признаки формы и виды. Понятие обстоятельств, исключающие преступность деяния. Понятие уголовной ответственности. Понятие и цели наказаний. Система и виды наказаний. Освобождение от наказания. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. Сам. работа 5 12 УК-11.1, УК-11.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.4, Л1.1, Л1.2
7.3. Понятие, предмет и методы уголовного права. Источники уголовного права. Принципы уголовного права. Понятие, признаки и категории преступления. Состав преступления: понятие, элементы, признаки и значение. Стадии преступлений. Соучастие в преступлении: понятие, признаки формы и виды. Понятие обстоятельств, исключающие преступность деяния. Понятие уголовной ответственности. Понятие и цели наказаний. Система и виды наказаний. Освобождение от наказания. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. Практические 5 4 УК-11.1, УК-11.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.4, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Правильные ответы выделены курсивом

Оценка сформированности компетенции УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Государство в современной юридической литературе определяется как:
1. машина для поддержания господства одного класса над другим;
2. сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан;
3. политическая организация общества, обладающая верховной властью на определённой территории;
4. союз людей, объединённых началами общей пользы.
2. Укажите, какой из перечисленных ниже признаков не является признаком государства:
1. суверенитет;
2. наличие выделенной из общества политической публичной власти;
3. родовая организация населения;
4. система налогов.
3. Постановления, издаваемые органами исполнительной власти, называются:
1. конституции;
2. законы;
3. кодексы;
4. подзаконные акты.
4. Как называется процедура прямого участия народа в принятии решений по важнейшим вопросам государственной жизни:
1. референдум;
2. самоуправление;
3. выборы;
4. импичмент.
5. Какой из перечисленных ниже признаков не является признаком правового государства:
1. верховенство закона во всех сферах государственной и правовой жизни общества;
2. территориальная организация населения страны;
3. взаимная ответственность государства и личности;
4. разделение властей.
6. Кто в правовом государстве является источником власти:
1. президент;
2. правительство;
3. государство;
4. народ.
7. В правовом государстве законы принимаются:
1. президентом;
2. конституционным судом;
3. парламентом;
4. совещанием глав основных ветвей власти.
8. Какое из перечисленных суждений не соответствует теории правового государства:
1. государство должно быть ограничено законом;
2. законодательные, исполнительные и судебные органы должны быть равноправны;
3. запрещено всё, что не разрешено законом;
4. только суд может вынести решение о том, является ли человек преступником или нет.
9. Какой из перечисленных ниже признаков является признаком права:
1. общеобязательность;
2. формальная определённость;
3. связь с государством;
4. все перечисленные выше признаки.
10. Отметьте, с какого возраста по российскому законодательству наступает полная дееспособность субъектов права:
1. 14 лет;
2. 16 лет;
3. 18 лет;
4. 21 год.

11. Президент Российской Федерации является:
1. главой правительства РФ;
2. главой исполнительной власти;
3. главой законодательной власти;
4. главой государства.

12. Каков срок полномочий (легислатуры) Совета Федерации:
1. 2 года;
2. 4 года;
3. 6 лет;
4. не имеет определённого срока полномочий.
13. В каком из перечисленных ниже случаев Государственная Дума не может быть распущена:
1. после троекратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;
2. если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ и она отказала Правительству РФ в доверии;
3. если она в течение трёх месяцев повторно выразила недоверие Правительству РФ;
4. если она выразила недоверие Правительству РФ в течение года после своего избрания.
14. Глава правительства Российской Федерации называется:
1. премьер-министром РФ;
2. Председателем кабинета министров РФ;
3. Председателем Совета Министров РФ;
4. Председателем Правительства РФ.
15. Кто имеет право отправить правительство РФ в отставку:
1. Государственная Дума РФ;
2. Совет Федерации РФ;
3. Федеральное Собрание РФ;
4. Президент РФ.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НАХОДЯТСЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

1. Представителями в суде могут быть ### лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела. Дееспособные
2. Дела организаций ведут в суде их ### , либо представители. Органы
3. Граждане вправе вести свои дела в суде лично или через ###. Представителей
4. Родители, усыновители, опекуны и попечители – это ### представители. Законные
5. Не могут быть представителями в суде судьи, ### , прокуроры. Следователи
6. Исковое заявление подается в суд в ### форме. Письменной
7. Возвращение искового заявления и оставление его без движения происходит из-за несоблюдения ### предъявления иска. Порядка
8. Отказ в принятии искового заявления ### повторному обращению в суд по тождественному иску. Препятствует
9. На определение судьи об отказе в принятии искового заявления может быть подана ### жалоба. Частная
10. Подготовка к судебному разбирательству является ### по каждому гражданскому делу. Обязательной
11. Самоотвод или отвод должен быть мотивирован и заявлен до начала рассмотрения дела ###. По существу
12. Судебное решение - это акт ### , осуществляемый от имени государства. Правосудия
13. На определение суда об индексации присужденных денежных сумм может быть подана ### жалоба. Частная
14. Приведение в исполнение решения до вступления его в законную силу - это ### исполнение решения. Немедленное
15. Решение, завершающее заочное производство, называется ### . Заочным
16. Усыновляемый ребенок в возрасте от ### лет обязательно участвует в рассмотрении дела о своем усыновлении. Четырнадцати.
17. Дела об объявлении гражданина умершим относятся к делам ### производства. Особого
18. С заявлением об эмансипации может обратиться несовершеннолетний достигший ### лет. Шестнадцати
19. ГПК РФ предусматривает ### апелляцию. Полную
20. При ### апелляции дело не может быть возвращено в суд первой инстанции для нового рассмотрения. Полной

Оценка сформированности компетенции УК-11: Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какие общественные отношения регулирует административное право:
1. отношения, связанные с совершением преступлений;
2. отношения в сфере государственного управления;
3. имущественные и связанные с ними личные неимущественные;
4. отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

2. К уголовному праву относятся нормы, которые регулируют:
1. условия и порядок отбывания наказания;
2. общественные отношения, которые возникают между государством и гражданином в связи с совершением преступления;
3. порядок производства по уголовным делам;
4. всё перечисленное выше.
3. Укажите определённый законодателем возрастной предел, с которого наступает уголовная ответственность в РФ:
1. 18 лет;
2. 16 лет;
3. 14 лет;
4. определено два предела: с 14 и с 16 лет.

4. Добровольный отказ от совершения преступления:
1. увеличивает уголовную ответственность;
2. смягчает уголовную ответственность;
3. исключает уголовную ответственность;
4. не учитывается уголовным правом.

5. Из перечисленных ниже источников права выберите те, которые содержат нормы, регулирующие семейные правоотношения:
1. Семейный кодекс РФ;
2. Гражданский кодекс РФ;
3. Уголовный кодекс РФ;
4. Гражданско-процессуальный кодекс РФ;
5. обычай делового оборота;
6. принятые в соответствии с Семейным кодексом РФ законы РФ;
7. Трудовой кодекс

6. Полная дееспособность в семейном праве возникает с:
1. 16 лет;
2. 18 лет;
3. 21 года;
4. 25 лет.

7. Какое из перечисленных ниже обстоятельств не является основанием для признания брака недействительным:
1. отсутствие добровольного согласия одного из супругов;
2. наличие между супругами дальней степени родства;
3. сокрытие одним из супругов факта наличия у него ВИЧ-инфекции;
4. недееспособность одного из супругов.
8. Физическое лицо или организация, совершившие административное правонарушение-это
1-субъект административного правонарушения
2-субъективная сторона правонарушения
3- объективная сторона
4- объект правонарушения
9. В соответствии с УК РФ, судимость может быть снята досрочно, если осужденный
1- занимается бизнессом
2-имеет семью
3- является несовершеннолетним
4- ведет себя безупречно после отбытия наказания
10. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает
1- 15 лет лишения свободы
2-10 лет лишения свободы
3-8 лет лишения свободы без права УДО
4- пожизненый срок лишения свободы
11. Уголовный закон определяет, какие
1- общественно опасные деяния признаются виновными
2-доказательства признаются косвенными
3- общественно опасные деяния признаются преступлениями
4- деяниями не признаются преступлениями
12. Степень секретности сведений зависит от
1- степени ущерба, нанесенного конкретным лицам
2 степени ущерба, который может быть нанесен гос-ву
3- органов, имеющих эти сведения
4-объема предоставленных сведений
13. Органы судебной власти…
1- утверждают гос-ые программы в обл защиты гос тайны
2-осущ-т законодат-ое регулирование отношений в обл гос сведений
3- обеспечив зашиту сведений
4- рассматривают уголовные и гражданские дела, связ-ые с нарушением законодат-ва о гос. тайне

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НАХОДЯТСЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

1. Главный признак лица, участвующего в деле- наличие самостоятельного юридического ### к исходу дела. Интереса
2. Стороны и третьи лица имеет к делу ### материально-правовой интерес. Личный
3. Лица, материально-правовой спор которых суд должен рассмотреть и разрешить – это ###. Стороны
4. Стороны – это лица, участвующие в деле, материально-правовой ### которых суд должен рассмотреть и разрешить. Спор
5. Надлежащая сторона определяется судом на основании норм ### права. Материального
6. По действующему ГПК в гражданском процессе возможна замена только ненадлежащего ### . Ответчика
7. Замена ненадлежащего ответчика возможна при условии, что на нее согласен ... Истец
8. Каждый из соистцов или соответчиков по отношению к другой стороне выступает в процессе ### . Самостоятельно
9. Правопреемство возможно на ### стадии процесса. Любой
10. Наследник умершего ответчика, подающий жалобу в порядке надзора, это – ... Правопреемник
11. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования, могут вступить в дело до принятия постановления судом ### инстанции.
первой
12. Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, пользуется всеми правами и обязанностями ###. Истца
13. О вступлении в дело третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, суд выносит ... Определение
14. Представителями в суде могут быть ### лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела. Дееспособные
15. Дела организаций ведут в суде их ### , либо представители. Органы
16. Граждане вправе вести свои дела в суде лично или через ### . Представителей
17. Родители, усыновители, опекуны и попечители – это ### представители. Законные
18. Не могут быть представителями в суде судьи, ### , прокуроры. Следователи
19. Если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним ### . Рабочий день
20. Течение всех неистекших процессуальных сроков приостанавливается одновременно с ### производства по делу. Приостановлением






5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=295144 (Тест расположен в Курсе МУДЛ "Правовая культура")
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Лазарев В.В., Липень С.В. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 5-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/421CC193-568E-46C9-A4E1-C5EB140E50DE
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. О. Буянова, С. О. Казаков, М. М. Панарина ; под редакцией М. О. Буяновой. Трудовое право. Общая часть: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2024 biblio-online.ru
Л2.2 Белов, В. А. Гражданское право в 2 т. Том 1. Общая часть [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/00848F37-463A-45DA-950B-614C611BEBB6
Л2.3 Агапов А. Б. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. 7-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3CF11185-B99C-481F-9488-66EDF84CE850
Л2.4 И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов Уголовное право. Общая часть. – 4-е изд., перераб. и доп.: Учебник Уголовное право. Общая часть : учебник. – 4-е изд., перераб. и доп., 2017 https://urait.ru/bcode/404960
Л2.5 Стрекозов В. Г. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СЕРВЕР ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ http://www.gov.ru/ www.gov.ru
Э2 Правовая культура : ЭУМКД [Электронный ресурс] URL: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8055 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Правоведение» самостоятельная работа студентов является главным методом освоения дисциплины. Она предполагает на основе знаний, полученных в ходе лекций и при других формах аудиторного обучения, глубокое изучение теоретических работ по проблемам арбитражного процессуального права, действующего законодательства и практики его применения.
По наиболее актуальным и сложным проблемам на очном отделении проводятся семинарские занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные студентами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки в применении правовых норм при разрешении конкретных задач, с учетом опыта судебной практики.
В учебном процессе используются активные формы и методы обучения, такие, например, как деловые игры, использование материалов конкретных гражданских дел и т.п. Применяются технические средства обучения, наглядные пособия.
Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Как правило, на самостоятельную работу отводится около 50% бюджета времени, выделенного на освоение содержания учебной дисциплины. Для самостоятельной работы студент должен получить комплекс необходимых учебно-методических материалов в библиотеке вуза, а также использовать Интернет-ресурсы, указанные в Рабочей программе дисциплины.
Рекомендуется следующий порядок работы. Вначале надо ознакомиться с кругом вопросов, которые входят в раздел и тему дисциплины. Затем следует освежить в памяти материал лекции по конспекту, прочитать соответствующую главу учебника или учебного пособия и затем, для более расширенного изучения приступить к чтению дополнительной литературы, рекомендуемой по данной проблеме.
В процессе самостоятельной работы придерживайтесь следующих правил:
работайте ежедневно в одно и то же время;
не ждите благоприятного рабочего настроения, создавайте его усилием воли, нужно уметь заставить себя работать регулярно, ритмично и при отсутствии настроения;
трудитесь сосредоточенно, внимательно, думая только о выполняемой задаче, не отвлекайтесь;
стремитесь выработать интерес даже к не интересной, но нужной работе. Нельзя работать хорошо, с интересом только по любимому предмету, а по другим предметам кое-как;
работайте с твердым намерением понять, усвоить, закрепить, развивайте в себе уверенность, что вы можете и должны сделать то, что запланировали;
уделяйте больше внимания трудному материалу, не обходите трудностей, преодолевайте их;
усвоенные знания, навыки и умения стремитесь применять в повседневной жизни; регулярно повторяйте усвоенное;
перед началом работы следует посмотреть, что было сделано в предыдущий раз.
Психология учит: если установлена связь нового материала со старым, то он будет усваиваться быстрее и доступнее.
Таким образом, самостоятельная работа студентов проводится по заданию преподавателя, но без его участия (в библиотеках, в читательском фонде, дома и т.д.), а также во время участия студентов в работе научно-практических конференций, научных обществ студентов и т.п.)
Наиболее действенными и продуктивными формами контроля самостоятельной работы студентов являются: доклад и научное сообщение на семинаре, а также письменный опрос) по конкретным темам.
Студентам следует строго соблюдать последовательность в изучении тем. Их отработку необходимо вести с учетом того, как они изложены в программе дисциплины и тематическом плане. При этом в рабочей учебной программе представлено полное содержание темы, которое должно быть освоено студентами, а в тематическом плане и методических рекомендациях по изучению дисциплины представлены ключевые вопросы темы и литература, которой необходимо при этом пользоваться.
Изучение каждой в отдельности темы рекомендуется проводить в следующей последовательности:
1. Уяснить общее содержание темы согласно учебной программе и основные вопросы по тематическому плану.
2. Подобрать учебную литературу и рекомендуемый нормативный материал, а также судебную практику.
3. Проработать соответствующую тему по учебнику, дополнив материал, полученный в ходе установочной лекции и составив конспект по теме, которая не освещалась в ходе аудиторного занятия.
4. Обратиться к нормативным источникам, изучить правовые нормы и внести дополнения в конспект.
5. После окончания изучения темы обратиться к средствам проверки знаний – решить задачи по теме в Планах семинарских и практических занятиях.
6. Если после окончания изучения темы остались неясными отдельные вопросы, их необходимо записать в конспект и затем получить консультацию по ним у преподавателя.
Большой объем нормативного и научного материала не позволяет студентам проработать и обсудить с преподавателем за время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Большой объем материала студенты должны освоить самостоятельно. Студентам рекомендуется после прослушивания лекции по каждой теме самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и специальную литературу. Для закрепления пройденного материала студентам предлагается ряд практических вопросов, на которые они должны дать максимально полный ответ, который предполагает умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства. Помимо ответа на теоретические вопросы студентам предлагается решить ряд практических заданий. Ответы на которые должны быть полными, сделанными с приведением положений теории и анализа законодательства. Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию. Решение практического задания должно выстраиваться примерно по следующей схеме. Студенты кратко излагают суть спорной ситуации (что позволяет проверить, насколько верно они уяснили возникшую проблему), затем дается ответ на конкретно сформулированные в задачи вопросы (например, действия должностного лица являются неправомерными, т.к. …), затем приводятся положения действующего законодательства, на основании которого был сделан вывод (например, поскольку в соответствии со статьей … федерального закона «…» то-то и то-то). В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить. Студенты могут из понравившихся вариантов заданий выбрать одну конкретную ситуацию и попытаться представить ей, например, в виде искового заявления в суд (например, заявление о восстановлении на работе). Кроме того, студенты могут написать реферат по одной из вопросов темы тем или согласовать иную тему с преподавателем. Преподаватель, ведущий занятий и руководящий самостоятельной работой студентов проверяет письменное решение практических заданий и рефераты, делает пояснения и замечания в случае наличия в письменных работах ошибок или неточностей. Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его. Решая контрольные задания, студенты приобретают навык практической работы с нормативным материалом. Решение предлагаемых заданий для самоконтроля не предусматривает односложных ответов, а вынуждает взвешивать разные подходы, отыскивать нетрадиционные способы решения.
Формой итогового контроля является зачет. Для подготовки к зачету в УМК дан перечень вопросов. Зачет проводиться в устной или письменной форме. Студентам необходимо являться на зачет без опозданий всем к назначенному в расписании часу. После получения билета каждый студент готовится в течение 1 часа при письменной форме проведения зачета и в течение 30 минут при устной. В билете 2 теоретических вопроса, но ответ на них должен даваться с учетом положений действующего законодательства и практики его применения. Студенту обязательно следует акцентировать внимание на спорных положениях.
При устной форме приема зачета студенты в порядке очередности излагают ответы на вопросы полученных билетов. При этом рекомендуется соблюсти баланс во времени ответа на первый и второй вопросы билета. Общая же продолжительность ответа студента по вопросам билета не должна превышать 15 минут. По окончании ответа студента, преподаватель может задавать студенту вопросы (число которых не ограничивается). Студент должен давать краткие, аргументированные ответы на каждый вопрос. На этом процедура сдачи зачета для данного студента заканчивается. Ему объявляется результат. Результаты письменного зачета объявляются студентам в день сдачи зачета.