МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Генетика и генетические технологии в промышленной биотехнологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
ПрофильБиотехнология продуктов на основе растительного сырья
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотехнология_БПОРС-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 58
индивидуальные консультации 2
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2
курсовая работа: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Лабораторные 24 24 24 24
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 58 58 58 58
Консультации 2 2 2 2
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
К.Б.Н., ДОЦЕНТ, Хлебова Любовь Петровна

Рецензент(ы):
Д.Б.Н., Зав. каф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Генетика и генетические технологии в промышленной биотехнологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 19.03.01 Биотехнология (приказ Минобрнауки России от 10.08.2021 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Галина Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Галина Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью введения в образовательные программы образовательного модуля «Генетика и генетические технологии в промышленной
биотехнологии» является формирование у обучающихся знаний и навыков в области приложения генетических технологий
в промышленную биотехнологию.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области процессов получения биотехнологических продуктов
ПК-3.1 Знает основные методы и оборудование для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области процессов получения биотехнологических продуктов
ПК-3.2 Умеет проводить измерения основных биотехнологических параметров для контроля производственного процесса, свойств сырья и готовой продукции; рассчитывать основные характеристики биотехнологического процесса, выбирать рациональную схему получения заданного продукта, оформлять результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
ПК-3.3 Владеет навыками подготовки предложений для составления планов и методических программ исследований и разработок, практических рекомендаций по исполнению их результатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать теоретические основы генетики и генетических технологий, требования, предъявляемые в биотехнологическом производстве
3.2.Уметь:
3.2.1. Уметь планировать проектв по разработке и получению готовой ьиотехнологической продукции
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть н выполнения проектов в области генетических технологий и предстваления полученных результатов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Введение в дисциплину. Основы биохимии и молекулярной генетики. Метаболизм и регуляция.Методы анализа геномов.Метагеномика. Биоинформатика.Редактирование геномов. Синтез генов.Метаболическая инженерия. Лекции 2 10 Л1.1, Л2.1
1.2. Белок-нуклеиновое узнавание, регуляторные белки. Регуляция метаболизма. Библиотеки промоторов, терминаторов и сайтов связывания с рибосомами. Метаболическая инженерия Практические 2 32 Л1.1, Л2.1
1.3. Основы трансформации бактерий. Общая стратегия конструирования штаммовпродуцентов ферментов. Примеры создания штаммовпродуцентов кормовых ферментов фитазы, ксиланазы, маннаны, альфа-амилазы и др. Лабораторные 2 8 Л1.1, Л2.1
1.4. Конкретные примеры успешных исследований системной метаболической инженерии, базирующихся на экспериментальных результатах системной и/или синтетической биологии. Разработка стратегии современного конструирования штамма-продуцента. Метаболическая инженерия как новый подход в фармацевтическом производстве. Сам. работа 2 18 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ БИОЭКОНОМИКИ
2.1. Определение биоэкономики, основные понятия и термины. Задачи и цели биоэкономики. Основные отрасли биоэкономики.ESG и устойчивое развитие. Органическая продукция. Лекции 2 8 Л1.1, Л2.1
2.2. Примеры использования биотехнологий. Аппаратное оформление микробиологических производств Лабораторные 2 8 Л1.1, Л2.1
2.3. Нормативные документы, регламентирующие биотехнологические производства фармацевтического профиля. Требования лабораторной, клинической и производственной практики в биотехнологическом фармацевтическом производстве. Системы GLP, GCP и GMP. Сам. работа 2 20 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. БИОТЕХНОЛОГИИ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
3.1. Биогеотехнология и биогидрометаллургия.Микробиологические методы повышения нефтеотдачи.Технологии биовыщелачивания руд. Технологии очистки сточных вод Лекции 2 10 Л1.1, Л2.1
3.2. Типы реакторов, моделирующих технологии: окислительного типа (удаление С и аммония), удаления С и азота (нитриденитрификация), Анаммокс, удаления (С и Р) и всех биогенных элементов (C, N, Р). Лабораторные 2 8 Л1.1, Л2.1
3.3. Разработка новых и оптимизации любых существующих технологий. Сам. работа 2 20 Л1.1, Л2.1
3.4. Генетические технологии Консультации 2 2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ТЕМЫ АНАЛИТИЧЕСКИХ ЗАПИСОК

1. Успешные примеры изменения метаболизма и регуляции биосинтетических генов для решения задач системной метаболической инженерии (Metabolic
grafting, Retrosynthesis Metabolic Control Engineering и др.).
2. Основы и понятия биоэкономики как науки. Проведение анализа рынка, оценка мировых трендов и позиционирование отечественных возможностей. Предложить пути развития биоэкономики с учетом рисков. Указать возможные пути их решения.
3. Биоремедиация. Провести сравнительный анализ технологии биоремедиации, применяемой для защиты окружающей среды, с традиционным методом очистки, выполняющим аналогичную задачу. Указать достоинства и недостатки. Предложить решения по устранению недостатков в применении современной биотехнологии.
4. Сравнить с использованием научной литературы природные и генномодифицированные штаммы-продуценты одного из витаминов по выбору студента

ТЕМЫ КЕЙС-ЗАДАНИЙ

1. Для последовательности белка SpCas9 (идентификатор в базе данных GenBankQ99ZW2.1) найдите путем поиска в базах данных ряд белков гомологов с идентичностью последовательности не менее 70%. Постройте множественное выравнивание. Путем поиска и анализа научной литературы определите фрагмент/домен белка, отвечающий за связывание PAM-последовательности ДНК CRISPR-Cas комплексом. Используя множественное выравнивание, проанализируйте вариабельность этого домена у разных видов бактерий.
2. ESG. Выберите компанию, которая реализует процессы, связанные с использованием промышленных биотехнологий. Сделайте общую оценку его эффективность по ESG-факторам. Уделите особое внимание следующим характеристикам: влияние на окружающую среду (атмосферу, гидросферу, литосферу), обращение с отходами, риски, безопасность применения технологии. Выявите проблемные области. Предложите стратегию дальнейшего развития, с условием решения выявленных проблем. Оцените потенциал дальнейшего применения анализируемой технологии.
3. Проанализируйте проект, над которым вы самостоятельно работаете в рамках модуля “Генетика и генетические технологии в промышленной биотехнологии”. Оцените ваш проект с точки зрения его влияния на окружающую среду и/или возможных рисков его реализации. В случае выявления негативного влияния, адаптируйте необходимые критерии в соответствии с принципами и критериями устойчивого развития. В случае выявления рисков, предложите варианты по их снижению или устранению.
4.На основе полученных результатов при необходимости скорректируйте стратегию дальнейшего планирования и выполнения проекта; или проанализируйте проблему существующего производства, предложенные им способы решения, а также ваше предложение по решению проблем или снижению рисков их возникновения.
Например:
Проблема - влияние процессов горнорудной компании «Полиметалл» на окружающую среду.
Решение - компания декларирует приверженность ESG-принципам и с каждым годом увеличивает свои вложения в экологические проекты:
- непрерывный мониторинг состояния окружающей среды вблизи расположения предприятий и проведение мероприятий по ее сохранению;
- постепенный переход к использованию сухого складирования отходов от горнодобывающей и обрабатывающей промышленности от традиционного возведения дамб с целью снижения рисков, связанных с утечками и авариями.
Результат - итогом постоянно проводимых мероприятий по соблюдению ESGпринципов компания «Полиметалл» четвертый раз подряд занимает первое место в рэнкинге.
Какие биотехнологии могли бы также помочь компании закрепить свой результат?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тематика рефератов

1 Физико-химические особенности структуры нуклеиновых кислот. Физикохимические особенности структуры и функционирования белков и ферментов.
Механизмы ферментативного катализа и кинетика ферментативных реакций.
2 Распределение основных отраслей хозяйства. Описание примера(ов)
использования биотехнологий в рамках выбранной отрасли.
3 Отходы. Отходы - негативный результат промышленности или ценный ресурс.
Раскрыть тему на конкретном примере.
4 Микробиологический синтез лекарственного препарата. Раскрыть тему
на конкретном примере.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы по теме «Молекулярная генетика»
1. Основные генетические процессы в клетках микроорганизмов и их
регуляция.
2. Механизмы общей и сайт-специфической рекомбинации.
3. Транскрипция и ее регуляция на различных уровнях.
4. Методы генетического обмена.
5. Генетическая трансформация, природная и индуцированная.
6. Общие представления о микробном метаболизме. Понятие катаболизма
и анаболизма, общие метаболические предшественники, передача
энергии в клетках.
7. Центральный метаболизм E.coli при росте на глюкозе и других сахарах.
Вопросы по теме «Методы анализа геномов. Биоинформатика.
Метагеномика»
1. Разнообразие и структура геномов прокариот и эукариот.
2. Методы секвенирования первого, второго, третьего поколений.
3. Методы обработки данных секвенирования. Картирование ридов.
Поиск мутаций.
4. Анализ дифференциальной экспрессии генов.
5. Биологические базы данных. Поиск в биологических базах данных.
35
6. Методы метагеномики. Установление видового состава микробного
сообщества.
Вопросы по теме «Метаболическая инженерия»
1. Метаболическая инженерия – определение; фундаментальная
направленность исследований и их практическая значимость. Этапы
развития, методологическая основа и принципиальные различия.
2. Примеры выдающихся успехов современной метаболической
инженерии (создание продуцентов аминокислот, известные мономеры
для синтеза полимеров (1,3-пропандиол), антибиотиков (7-ADCA),
искусственные мономеры для синтеза полимеров (1,4-бутандиол),
артемизинин, биотопливо (изо-бутанол)).
3. Современные методы редактирования геномов микроорганизмов.
От плазмидных модификаций до рандомизации целевых
последовательностей в хромосоме на основе рекомбиниринга
с селекцией (устойчивость к антибиотикам) и контра-селекцией
(SacB, I-SceI, CRISPR/Cas).
4. Краткая характеристика компонентов современного этапа исследований
системной метаболической инженерии.
5. Постгеномные Х-омные технологии как экспериментальная основа
системной биологии и системной метаболической инженерии.
6. Роль построения различных метаболических моделей организмов
в современной биоинженерии и синтетической биологии.
7. Флуксомика и 13C-анализ метаболических потоков.
2 Вопросы по теме «Биоэкономика и использование биотехнологий»
1. Определение, задачи и цели биоэкономики.
2. Отрасли биоэкономики. Их содержание и развитие.
3. Практическое применение и влияние биоэкономики
на производственные процессы.
4. Потенциала развития биоэкономики в мире - тренды и возможности.
5. Отечественные возможности развития биоэкономики (с позиции
научно-технического, технологического уровня, с оценкой перспектив
отечественных производственных возможностей).
6. Роль и место биотехнологий в биоэкономике.
7. Двойное применение биотехнологий.
8. Биологическая безопасность. Контроль, негативные сценарии, способы
предотвращения.
9. Условия применения биотехнологий в различных отраслях
и перспективы их развития.
10. Значение биопрепаратов в добыче углеводородного сырья и потенциале
его переработки.
11. Роль биотехнологий в производстве фармацевтической продукции
и в области здравоохранения.
12. Основные принципы и компоненты биотехнологических процессов
получения фармацевтических субстанций и лекарственных препаратов.
Вопросы по теме «ESG и устойчивое развитие. Органическая продукция»
1. Определение устойчивого развития и органической продукции.
Содержание аббревиатуры ESG.
36
2. Цели и задачи устойчивого развития. Базовые принципы, критерии
и параметры.
3. Влияние ESG на рынок - оценка рисков, интеграция, возможности.
4. Индикаторы устойчивого развития. Формирование и роль рейтинга.
5. Инструменты и методы для достижения устойчивого развития
в отраслях экономики.
6. Влияние биотехнологий на актуальные проблемы экологии.
7. Процесс совершенствования химических процессов и адаптация
производств в соответствии с сокращением негативного влияния
на окружающую среду.
8. Экономические, правовые и экологические
аспекты биотехнологического производства фармацевтических
субстанций и лекарственных препаратов.
Вопросы по теме «Штаммы, музеи, патентование»
1. Определение штаммов, их группы и характерные особенности.
2. Требования к выбору штамма.
3. Этапы работы с штаммами. Суть и результат.
4. Поддерживающая селекция на предприятии.
5. Музеи штаммов на промышленных предприятиях - цели и задачи.
6. Патентование штаммов - суть и цели процедуры.
7. Задачи депонирования в уполномоченных коллекциях.
8. Формы депонирования и их особенности.
9. Особенности штаммов-продуцентов, используемых для
получения лекарственных препаратов.
Вопросы по теме «Аппаратное оформление микробиологических
производств»
1. Цепочка технологического процесса.
2. Необходимое оборудование для производства биопрепаратов.
3. Методы выделения и очистки продуктов биотехнологий.
4. Понятие лабораторный регламент. Характерные особенности.
5. Понятие промышленного регламента. Характерные особенности.
6. Трудности масштабирования технологии в условиях
крупнотоннажного производства.
7. Требования производственной практики в биотехнологическом
фармацевтическом производстве.
8. Принципы систем GLP, GCP и GMP.
3 Вопросы по теме «Биогидрометаллургия»
1. Определение биогеотехнологии и биогидрометаллургии.
2. Биогидрометаллургия и ее преимущества для переработки конкретных
типов минерального сырья.
4. Основные процессы, лежащие в основе биогеотехнологического
получения металлов.
5. Основные таксономические и физиологические группы
микроорганизмов, используемые в биогеотехнологических процессах.
6. Взаимодействии микроорганизмов с сульфидными минералами.
7. Биотехнологии получения металлов из руд и основные технологические
процессы (кучное, реакторное биоокисление).
37
8. Практическое применение биотехнологии для получения металлов.
9. Перспективные технологии получения металлов из руд.
10. Технологии очистки сточных вод от сульфатов, ионов металлов, цианида
и тиоцианата.
Вопросы по теме «Микробиологические методы повышения
нефтеотдачи»
1. Определение нефтяной микробиологии, и ее основных задач.
2. Какое место занимают микробиологические методы повышения
нефтеотдачи в общем процессе разработки нефтяного месторождения.
3. Специфические физико-химические факторы, характерные
для нефтяных месторождений.
4. Основные функциональные группы микроорганизмов нефтяных
пластов.
5. Классическая схема трофической цепи заводняемого нефтяного пласта.
6. Диссимиляционная сульфатредукция, осуществляемая
на месторождениях нефти анаэробными гетеро- и автотрофными
микроорганизмами.
7. Типы метаногенеза в нефтяных пластах.
8. Нефтевытесняющие метаболиты, их классификация и принцип действия
в нефтяном пласте.
9. Классификация и принцип выбора биотехнологий повышения
нефтеотдачи пластов.
10. Способ подавления жизнедеятельности сульфатредуцирующих бактерий
и снижение сероводорода в пластовых флюидах.
Вопросы по теме «Технологии очистки сточных вод»
1. Масштаб и роль очистки сточных вод в качестве жизни человека, экологии.
2. Суть технологий очистки сточных вод.
3. От чего чистят сточные воды – основные загрязнители.
4. Основные процессы, лежащие в основе технологий очистки сточных вод
(физические, химические, биологические).
5. Основные физиологические группы микроорганизмов, используемые
в технологиях очистки стоков.
6. Что такое активный ил. Типы по прикреплению, структуре.
7. Биохимические основы удаления С.
8. Биохимические основы удаления N.
9. Биохимические основы удаления Р.
10. Суть технологии Анаммокс
11. Базовая схема очистного сооружения.
12. Понятие биореактора – аэротенка.
13. Основные зоны реакторов по удалению C, N, P.
14. Что такое рецикл?
15. Понятие и назначение метанового сбраживания.
16. Можно ли очистить воду от ядов?
17. Связь очистки сточных вод и воздуха, использование биофильтров.
38
Вопросы по теме «Биоремедиация почв и водоемов, загрязненных нефтью
и нефтепродуктами, тяжелыми металлами, гербицидами, пестицидами
и др. высокотоксичными соединениями антропогенной природы»
1. Что такое биоремедиация? Ее положительные стороны.
2. Углеводородокисляющие микроорганизмы – особенности метаболизма.
3. Факторы, влияющие на скорость самоочищения почвы и эффективность
применения биопрепаратов в почве и водной среде.
4. Параметры, по которым различаются биопрепараты для биоремедиации
почв и водоемов.
5. Источники загрязнение почв, поверхностных и грунтовых вод
радионуклидами и тяжелыми металлами.
6. Способы захоронения жидких радиоактивных отходов.
7. Какие физиологические группы микроорганизмов являются
перспективными агентами для создания биогеохимического барьера
на пути движения подземных вод, загрязненных компонентами жидких
РАО?
8. Влияние микроорганизмов на снижение миграции макрокомпонентов
жидких РАО с током подземных вод.
9. Две стороны одной медали: защищать или разрушать пластик?
10. Понятие тяжелые металлы, токсическое действие на микроорганизмы
11. Биохимические основы удаления катионов металлов из растворов
12. Биохимические основы удаления анионов металлов из растворов
Вопросы по теме «Основы компостирование, лабораторные
и промышленные установки»
1. Что такое компостирование?
2. Какой продукт получают при компостировании, дайте его характеристику.
3. Какие температурные режимы?
4. Какие оптимальные условия компостирования?
5. Приведите пример процесса и микроорганизмов при экстремально
высоких температурах.
6. Основные группы микроорганизмов-деструкторов биоразлагаемого
бытового мусора.
7. Приведите пример, как изменялось микробное сообщество
при со-компостировании пищевых и агроотходов?
8. Приведите пример лабораторной установки компостирования,
ее назначение.
9. Виды, объем агроотходов и практический пример реализации технологии.
10. Виды, объемы муниципальных отходов и практические примеры
реализации технологии.
Вопросы по теме «Метантенки, анаэробное сбраживание, лабораторные
и промышленные установки»
1. История использования биогаза как альтернативного источника
энергии.
2. Понятие процесса анаэробного сбраживания для получения биогаза
и других ценных продуктов метаболизма.
3. Основные субстраты для анаэробного сбраживания.
39
4. Этапы анаэробного сбраживания, основные физиологические группы
микроорганизмов.
5. Основные лимитирующие факторы процесса анаэробного сбраживания.
6. Наиболее значимые технологические параметры, влияющие на процесс
анаэробного сбраживания.
7. Классификация технологий анаэробного сбраживания.
8. Основные конструкции анаэробных реакторов.
9. Ограничения анаэробного сбраживания.
10. Возможные пути преодоления существующих ограничений анаэробного
сбраживания.
11. Новые тренды в анаэробном сбраживании.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Станишевский, Я. М. Промышленная биотехнология лекарственных средств : учебное пособие / Я. М. Станишевский. : Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. В. Ларионов, С. Н. Яковлева Генетика микроорганизмов: текстографические учебные материалы: учебное пособие Кемерово : КемГУ, 2015 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
- PubMed (https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/);
- Protein Data Bank (Research Collaboratory for Structural Bioinformatics
https://www.rcsb.org/)
- Биоинформационный портал GeneCards https://www.genecards.org/;
- Портал OMIM https://www.omim.org/;
- Журналы издательства Elsevier, http://link.springer.com/;
- Журналы издательства Springer, http://www.springerprotocols.com –
SpringerProtocols.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
213Л лаборатория биоэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; рабочий стол – 2 шт.; шкаф для хранения наглядных материалов – 2 шт.; компьютеры: марка Aquarius Pro модель P30S46 - 1 единица; марка КламаС Офис - 1 единица; электрокардиограф одно-трехканальный ЭКЗТ-01-Р-Д; микроскоп МБС-10; пламенный фотометр ПФА-378; рефрактометр портативный Refracto30PX Mettler Toledo; бинокуляр - 6 шт.; учебные пособия, лабораторные практикумы, определители растений и животных.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по изучению теоретического
материала

При изучении теоретического материала необходимо использовать
рекомендуемую основную и дополнительную литературу для лучшего
усвоения материала. Рекомендованная дополнительная литература
и Интернет-ресурсы позволяют углубить и структурировать знания,
полученные в ходе аудиторной работы.
Осваивать теорию следует в соответствии с той последовательностью,
которая представлена в плане занятий. При изучении модуля следует
обратить внимание на взаимосвязь лекционных, семинарских занятий
и заданий для самостоятельного выполнения.
Модуль поделен на три раздела. Завершение каждого раздела
целесообразно подытоживать фиксацией выводов по изученным темам.
Целесообразно в процессе изучения материала вести конспекты.
Фиксация изученного в виде плана-конспекта или опорного конспекта
позволяет сделать знания системными, зафиксировать и закрепить
их в памяти.
При необходимости составляйте глоссарий по мере изучения модуля.
Подбор и систематизация терминов, встречающихся при изучении темы,
развивает способность выделять главные понятия темы и формулировать
их. Оформление включает в себя название и значение терминов, слов
и понятий в алфавитном порядке либо по группе тем.
Каждая лабораторная работа начинается с проведения семинара,
нацеленного на обсуждение круга тем и вопросов, проблем и разбору
частных случаев, необходимых для успешного проведения лабораторной
работы. После формирования необходимой теоретической базы
предлагается перейти непосредственно к выполнению исследования.


Методические рекомендации для подготовки к экзамену

Подготовка к экзамену включает в себя три этапа:
- работа в течение семестра;
- непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену
по теме модуля;
- подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билетах.
На первом и втором этапах подготовку следует обращаться
к пройденному учебному материалу.
Основным источником подготовки к экзамену является конспект
лекций, где учебный материал в течении обучения фиксировался
в систематизированном виде. Конспект содержит детализированную
информацию, подкрепленную современными фактами и информацией,
которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники.
Литература для подготовки к экзамену рекомендуется преподавателем либо
указана в учебно-методическом комплексе. Для полноты учебной
информации и ее сравнения лучше использовать не менее двух учебников.
В ходе подготовки к экзамену необходимо обращать внимание не только
на уровень запоминания, но и на степень понимания информации.