МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровой маркетинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильСтратегический маркетинг и менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_02_Менеджмент_СМиМ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Рудакова О.Ю.;к.э.н., доцент, Пяткова О.Н.

Рецензент(ы):
к.экон.н., доцент, Рудакова О.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Цифровой маркетинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова О.Ю., канд. экон. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Рудакова О.Ю., канд. экон. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – Приобретение знаний, умений и навыков студентами в области организации маркетинговой деятельности с использованием цифровых инструментов и методов; современных направлений развития цифрового маркетинга; организации электронной коммерции; организации и проведения маркетинговых исследований в сети Интернет.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен разрабатывать маркетинговые программы с использованием инструментов комплекса маркетинга и контролировать их реализацию
ПК-3.1 Знает инструменты комплекса маркетинга их возможности их применения при разработке маркетинговых программ
ПК-3.2 Умеет применять инструменты комплекса маркетинга, разрабатывать маркетинговые программы
ПК-3.3 Способен осуществлять разработку и реализацию маркетинговых программ с использованием инструментов комплекса маркетинга
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает инструменты комплекса маркетинга их возможности их применения при разработке маркетинговых программ

3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет применять инструменты комплекса маркетинга, разрабатывать маркетинговые программы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способен осуществлять разработку и реализацию маркетинговых программ с использованием инструментов комплекса маркетинга

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ DIGITAL-маркетинга
1.1. Сущность, понятие, принципы DIGITAL-маркетинга Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Сущность, понятие, принципы DIGITAL-маркетинга Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Сущность, понятие, принципы DIGITAL-маркетинга Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Современные тенденции DIGITAL-маркетинга Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Современные тенденции DIGITAL-маркетинга Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Современные тенденции DIGITAL-маркетинга Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Развитие цифрового маркетинга Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Развитие цифрового маркетинга Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Развитие цифрового маркетинга Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. ИНСТРУМЕНТЫ DIGITAL-маркетинга
2.1. Работа с каналами распределения Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Работа с каналами распределения Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Работа с каналами распределения Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Платежные системы электронной коммерции Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Платежные системы электронной коммерции Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Платежные системы электронной коммерции Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Инструменты Интернет-маркетинга Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Инструменты Интернет-маркетинга Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.9. Инструменты Интернет-маркетинга Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.10. Организация розничной торговли в Интернете Лекции 2 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.11. Организация розничной торговли в Интернете Практические 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.12. Организация розничной торговли в Интернете Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.13. Нормативно-правовое обеспечение электронной коммерции. Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.14. Нормативно-правовое обеспечение электронной коммерции. Практические 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.15. Позиционирование товара, марки Сам. работа 2 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. СТРАТЕГИИ DIGITAL-маркетинга
3.1. Разработка стратегии интернет-маркетинга Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Разработка стратегии интернет-маркетинга Практические 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Разработка стратегии интернет-маркетинга Сам. работа 2 20 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3256

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция ПК-3: Способен разрабатывать маркетинговые программы с использованием инструментов комплекса маркетинга и контролировать их реализацию
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Что такое цифровой маркетинг?
a) Продажа товаров и услуг через интернет
b) Продвижение товаров и услуг с использованием цифровых каналов коммуникации
c) Реклама в социальных сетях
2. Что такое SEO?
a) Способ оптимизации сайта для улучшения его позиций в поисковых системах
b) Социальная сеть для профессиональных связей
c) Технология шифрования данных
3. Что такое конверсия?
a) Количество посетителей на сайте
b) Процент посетителей, совершивших целевое действие
c) Количество продаж
4. Что такое контент-маркетинг?
a) Реклама в социальных сетях
b) Создание и распространение полезного и интересного контента для привлечения целевой аудитории
c) Продажа товаров и услуг через интернет
5. Что такое таргетированная реклама?
a) Реклама на уличных щитах
b) Реклама, направленная на конкретную аудиторию с учетом ее интересов и характеристик
c) Реклама на радио
6. Что такое аналитика в цифровом маркетинге?
a) Изучение поведения пользователей на сайте и оценка эффективности маркетинговых кампаний
b) Продажа товаров и услуг через интернет
c) Создание контента для социальных сетей
7. Что такое лид-магнит?
a) Магнит, притягивающий железо
b) Бесплатный контент, предлагаемый в обмен на контактные данные потенциального клиента
c) Специальное предложение для постоянных клиентов
8. Что такое A/B-тестирование?
a) Тестирование нового продукта перед его выпуском на рынок
b) Тестирование двух или более вариантов одного элемента для определения наиболее эффективного
c) Тестирование безопасности сайта
9. Что такое CRM-система?
a) Система управления контентом
b) Система управления проектами
c) Система управления взаимоотношениями с клиентами
10. Что такое медийный план?
a) План размещения рекламы в различных медийных каналах
b) План обучения сотрудников
c) План разработки нового продукта
11. Что такое лендинг-страница?
a) Страница, на которой пользователь оказывается после нажатия на рекламный баннер или ссылку
b) Страница, на которой размещается вся информация о компании
c) Страница, на которой пользователь может оставить свои контактные данные
12. Что такое SMM?
a) Способ оптимизации сайта для улучшения его позиций в поисковых системах
b) Продажа товаров и услуг через интернет
c) Продвижение товаров и услуг через социальные сети
13. Что такое воронка продаж?
a) Способ оптимизации сайта для улучшения его позиций в поисковых системах
b) Модель, отображающая этапы, которые проходит потенциальный клиент, прежде чем совершить покупку
c) Реклама в социальных сетях
14. Что такое трафик?
a) Количество посетителей на сайте
b) Процент посетителей, совершивших целевое действие
c) Количество продаж
15. Что такое мультимедийный контент?
a) Контент, содержащий текст, изображения, аудио и видео материалы
b) Продажа товаров и услуг через интернет
c) Реклама в социальных сетях
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. b
2. a
3. b
4. b
5. b
6. a
7. b
8. b
9. с
10. a
11. a
12. c
13. b
14. a
15. a

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Выстраивание системы мониторинга социальных сетей и блогов происходит по принципу___________________: перманентный, периодический и стратегический (трехуровневости)
2. Маркетинг-микс в интернет-маркетинге состоит из четырех основных компонентов (4P): Товар (Product), _________________, Продвижение (Promotion), Распределение (Placement) (Цена (Price))
3. В интернет-аукционе закрытый формат предложений характерен для ___________________ предложения (одновременного)
4. Метод pop-up применятся для _________________ ___________пользователей (привлечения внимания)
5. При проведении фокус-форума респонденты и модератор дискутируют между собой как в режиме реального времени, так и в режиме _____________ времени (отложенного)
6. _________________ аукцион начинается с заранее завышенной цены (неприемлемой), затем имеет место ее последовательное понижение, пока кто-то из покупателей не согласится на ее принятие (голландский)
7. В системе обработки неструктурированных данных «Голос клиента» (компания Clarabridgeв партнерстве с EPAM Systems) в качестве источников данных выступают_______________клиентов в социальных сетях, данные из центров работы с клиентами и CRM, заполненные клиентами на сайте или в отделениях компании анкеты и т.д. (отзывы)
8. Robots.txt − это файл в корневой директории сайта, содержащий инструкцию для __________________ (поисковиков)
9. Такой показатель уровня эффективности бизнеса, как стоимость приобретения клиента (CoCA), исчисляется путем деления всего объема расходов на продажи и маркетинг (в том числе расходов на рекламу, зарплаты, комиссии и накладных расходов) на ________________ (количество новых клиентов)
10. ______ − это контакт потенциального клиента (пользователя), кооторый планирует совершить покупку того или иного продукта или услуги (лид)
11. Счетчики посещений сайтов осуществляют идентификацию пользователей по IP-адресам либо по_______________(cookie-файлам)
12. На контакт с заинтересовавшимися рекламируемым товаром пользователями ориентируется _________ реклама (вирусная)
13. ______ − это элемент языка разметки гипертекста HTML (Тег)
14. Сфера деятельности в интернет-маркетинге, которая, в частности, с высокой степенью точности даёт ответы на таки вопросы: как эффективно разместить функциональные элементы на сайте, какая из веб-страниц сайта наиболее рентабельна с точки зрения содержания и предоставления информации, а также, какие разделы интернет-ресурса, в каком направлении и как возможно оптимизировать – это (веб-аналитика)
15. Метод ценообразования, используемый в интернете, предусматривающий одновременное указание первоначальной и распродажной цены, – это метод __________ цен (якорных)
16. Индекс _________________о содержании рекламы (Click Through Rate, CTR) определяется как отношение количества пользователей, щелкнувших мышью на рекламе, к общему числу пользователей, которым она была продемонстрирована (осведомленности)
17. Показатель удержания клиентов (CRR) демонстрирует сколько процентов покупателей _________________ сотрудничество с компанией (продолжают)
18. Доля клиентов, совершивших покупки, в общем количестве потенциальных клиентов (Close Rate) исчисляется путем деления числа ________ покупателей за определенный временной период на число лидов за этот же временной период (новых)
19. Существуют два основных формата проведения онлайн-фокус-групп: чат и __________ (форум или онлайн-дискуссия)
20. Общий и краткий анализ посетителей сайта компании рассматривается по трем основным критериям: география, хосты посетителей, ____________ (посещаемость)
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный зачет/экзамен по дисциплине (теоретический вопрос).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
Примерные вопросы к зачету/экзамену
1. SEO оптимизация. Преимущества и недостатки использования.
2. Лидогенерация. Основные принципы и методы привлечения клиентов в виртуальной среде.
3. Новые виды интернет-маркетинга и лидогенерации.
4. Основные принципы и методы поддержки сайтов.
5. Способы монетизации интернет-проектов.
6. Электронная коммерция. Виды электронной коммерции.
7. Особенности выбора и типы целевых аудиторий в Интернете.
8. Внутренняя и внешняя оптимизация сайтов в Интернете.
9. Конкурс как инструмент лидогенерации.
10. Медийная и контекстная реклама. Сущность, цели, применение.
11. Электронный журнал. Сущность, цели, виды, применение.
12. Электронный журнал. Структура электронного журнала.
13. Юзабилити сайта.
14. Подписная страница. Сущность, цели, виды, применение.
15. Формы продаж в Интернете.
16. Основные виды рекламных носителей в Интернете.
17. Отзывы как инструмент продвижения компании в Интернете.
18. Социальные сети в лидогенерации. Определение, цели, применение.
19. Конференции, семинары, тематические форумы.
20. Партнерский маркетинг. Сущность, цели, применение.
21. Управление мнением сообществ в социальных сетях.
22. Интернет-магазины. Сущность, цели, типы, применение.
23. Электронные платежные системы. Сущность, цели, виды, применение.
24. Современные технологии в электронном бизнесе.
25. Показатели эффективности деятельности компании в SMM.
Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче экзамена
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Катаев А. В., Катаева Т. М., Названова И. А. DIGITAL-МАРКЕТИНГ: учебное пособие Ростов-на-Дону ; Таганрог : Южный федеральный университет, 2020 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Голубков Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л2.2 Л. А. Данченок Маркетинг: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 : www.biblio-online.ru/book/68D05243-E9BB-454B-91C6-7F6532F365FC
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Маркетинг www.marketologi.ru
Э2 Маркетинг www.gks.ru
Э3 Маркетинг russianmarket.ru
Э4 Маркетинг marketolog.info
Э5 Маркетинг marketingpeople.ru
Э6 Курс в Moodle «Маркетинг» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.