МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы возрастной психологии и психологии развития

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки44.03.02. Психолого-педагогическое образование
ПрофильСемейная психология и педагогика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_02_Психолого-педагогическое образование_СПиП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Смирнова Яна Константиновна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Основы возрастной психологии и психологии развития

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)

составлена на основании учебного плана:
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кузьмина Анна Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Кузьмина Анна Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса
Формирование представлений о фундаментальных и прикладных исследованиях в области клинической психологии, о возможностях этой науки: в сфере повышения психологических и адаптивных ресурсов человека, в сфере гармонизации психического развития, в сфере охраны психического здоровья и в преодолении недугов.
Задачи курса:
— ознакомиться с объектом, предметом, задачами и сферой приложения клинической психологии, ее теоретическими основами и категориальным аппаратом;
— ознакомиться с эволюцией клинической психологии и интеграцией ее основных разделов (областей);
— дать содержательную характеристику психологической типологии нарушений психической деятельности;
— ознакомиться с основными видами деятельности клинических психологов и методами их практической работы;
— раскрыть социальную значимость, масштабность задач и межотраслевой характер клинической психологии;
— показать роль клинической психологии в решении фундаментальных общепсихологических проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1 Знает характеристики и особенности применения психолого педагогических технологий для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.2 Умеет выбирать и применять психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- иметь представление о школах и концепциях в контексте формирования клинико-психологического знания
- иметь представление об историческом контексте и современном состоянии клинико-психологического знания
- иметь представление о способах сбора клинико-психологических данных в контексте работы с психическими расстройствами
- иметь представление о способах психологической работы с психопатологической симптоматикой
3.2.Уметь:
3.2.1.- уметь использовать знания о развитии психологических школ и направлений в практической работе клинического психолога
- уметь оценивать потенциал и риски психологического вмешательства
- уметь использовать знания о сборе клинико-психологических данных в научно-исследовательской и практической работе
- уметь формулировать практические цели в работе клиническго психолога
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть основными категориями и понятиями в рамках психологических школ и направлений
- владеть способами анализа психопатологической симптоматики
- владеть навыками построения профиля по психопатологической симптоматике
- владеть способами формирования психологической оценки психопатологической симптоматики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общетеоретические основы возрастной психологии
1.1. Общетеоретические основы возрастной психологии. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Лекции 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Зарождение и развитие возрастной психологии как самостоятельной отрасли психологического знания. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки. Предмет и единицы анализа возрастной психологии. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими отраслями психологической науки и областями научного знания. Принципы возрастного изучения психики. Сам. работа 2 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития. Стратегии и методы исследования возрастной психологии. Лабораторные 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.4. Метод наблюдения. Его разновидности. Особенности использования метода наблюдения в возрастной психологии. Эксперимент в возрастной психологии, его виды. Сам. работа 2 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.5. Лонгитюд и стратегия поперечных срезов. Формирующая стратегия как альтернатива стратегии срезов. Дополнительные методы и методики, используемые в возрастной психологии. Методы развивающей работы психолога. Сам. работа 2 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Закономерности, источники, движущие силы и условия психического развития
2.1. Закономерности, источники, движущие силы и условия психического развития. Проблема движущих сил, условий и источников психического развития ребенка в отечественной и зарубежной психологии. Механизмы развития личности. Биогенетическое и социогенетическое направления в психологии. Теории конвергенции двух факторов. И Лекции 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Индивидные свойства как биологические предпосылки личности. Социальная среда как условие формирования личности. Теория культурно - исторического развития психики Л.С.Выготского. Сам. работа 2 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.3. Значение деятельности в психическом развитии личности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Понятие ведущей деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец). Лабораторные 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.4. Теория планомерно-поэтапного формирования человеческой деятельности П.Я.Гальперина. Понятие условий психического развития. Понятие источников психического развития. Роль общения со взрослым в психическом развитии ребенка. Развитие отношений ребенка со взрослым в онтогенезе. Сам. работа 2 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.5. Проблема обучения и развития. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе. Ведущая роль обучения в психическом развитии. Понятие зоны ближайшего развития. Движущие силы развития личности. Развитие личности как процесс социализации - индивидуализации. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации - индивидуализации в онтогенезе. Сам. работа 2 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Проблемы, принципы и теории периодизации психического развития.
3.1. Проблемы, принципы и теории периодизации психического развития. Лекции 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Категория развития. Теории периодизации психического развития в зарубежной психологии. Проблема психического развития ребенка в психоанализе. Сам. работа 2 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Бихевиористические теории развития ребенка. Проблема психического развития ребенка в концепции Ж.Пиаже. Современные теории развития личности в онтогенезе в зарубежной психологии. Проблема возрастной периодизации в отечественной психологии. Сам. работа 2 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.4. Подходы к развитию личности в концепциях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Периодизация развития личности в онтогенезе Д.Б.Эльконина. Современные подходы к проблеме периодизации развития личности в онтогенезе в отечественной психологии. Лабораторные 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Проблема возраста и возрастной нормы в возрастной психологии.
4.1. Проблема возраста и возрастной нормы в возрастной психологии. Лекции 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.2. Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста: а) социальная ситуация развития; б) психические новообразования; в) ведущий тип деятельности. Сам. работа 2 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.3. Понятие сензитивности, возрастной границы и возрастной нормы. Сущность и психологическая роль возрастного кризиса. Лабораторные 2 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.4. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе. Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, педагогическая запущенность, одаренность. Социальные условия и возраст. Сам. работа 2 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.5. Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации. Основные этапы психического развития человека. Календарный возраст и уровни Сам. работа 2 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Психическое и личностное развитие в младенчестве.
5.1. Психическое и личностное развитие в младенчестве. Сам. работа 2 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.2. Кризис рождения. Особенности перехода от пренатального к постнатальному детству. Безусловные рефлексы. Рефлексы- атавизмы. Ранние условные рефлексы, особенности их развития. Сенсорные способности и компетентность новорожденного. Развитие эмоциональной сферы. Психологическое содержание, условия возникновения, структура и генезис комплекса оживления. Проблема депривации. Развитие познавательной сферы у младенца: особенности соотношения сенсорики и моторики, проблема примата перцепции, характер развития зрительного и слухового восприятия. Младенчество как период развития предпосылок к формированию личности. Формирование предпосылок самосознания и отношения к внешнему миру в младенческом возрасте. Индивидуальные различия младенцев. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца. Подражание в общении. Возникновение предпосылок овладения речью в процессе общения. Развитие деятельности в младенчестве. Игрушка как средство общения и психического развития младенца. Стадии развития манипуляций с предметом. Кризис первого года жизни. Развивающие программы для ребенка младенческого возраста. Сам. работа 2 7 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Психическое и личностное развитие в раннем детстве.
6.1. Психологические предпосылки перехода к раннему детству. Психологическая характеристика раннего возраста. Основные достижения раннего детства: прямохождение, развитие предметной деятельности, развитие соотносящих и орудийных действий, освоение замещений, развитие знаковой функции сознания,овладение речью, формирование основ произвольного поведения, вхождение в мир постоянных вещей. Умственное развитие ребенка в раннем детстве. Предметно-манипулятивная деятельность как ведущий вид деятельности ребенка до 3х лет. Развитие предметного восприятия и наглядно-действенного мышления. Особенности развития воображения и памяти. Становление и развитие игры в раннем возрасте. Игра и продуктивные виды деятельности. Развитие взаимоотношений со взрослым. Общение и речь. Становление потребности в отношениях со сверстником. Развитие самосознания в раннем детстве. Возникновение стремления к самостоятельности. Психологическое содержание кризиса 3х лет. Основные проявления кризиса 3х лет. Личностные новообразования в период кризиса трех лет. Профилактика и преодоление кризиса 3-х лет. Сам. работа 2 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Психическое и личностное развитие в дошкольном возрасте.
7.1. Психическое и личностное развитие в дошкольном возрасте. Сам. работа 2 4
Раздел 8. Психология юности.
8.1. Проблема юношеского возраста в отечественной и зарубежной психологии. Психологическое содержание юношеского периода онтогенеза. Возрастные периоды юности. Основные новообразования юношеского возраста. Ориентация на жизненные перспективы. Самосознание личности. Структурные звенья самосознания, их генезис. Личностное и профессиональное самоопределение в юношеском возрасте. Кризис личности в юности. Психологические особенности выбора профессии. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Роль учения в формировании личности. Познавательная сфера и творчество в юношеском возрасте. Проблема ведущей деятельности на данном возрастном этапе. Особенности общения в юности. Притязание на уникальность и способы его удовлетворения в общении. Дружба в юности. Общение и половая идентификация. Сам. работа 2 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Психология взрослости.
9.1. Социальная ситуация жизни человека в период взрослости. Критерии зрелости личности. Проблема взрослости и зрелости человека. Периоды взрослости. Особенности познавательных процессов взрослого человека. Развитие способностей в зрелом возрасте. Возрастные особенности личностной сферы взрослого человека. Возрастные кризисы взрослого человека и их психологическое содержание. Подведение итогов и перспективные планы жизни на разных этапах взрослости. Взрослость и проблема смысла жизни. Самореализация и самоактуализация зрелой личности. Профессиональная и общественная деятельность. Профессиональные и творческие достижения в различных видах деятельности взрослого человека. Стремление к новому и стереотипность в профессиональной деятельности. Познавательные интересы взрослых, не связанные с профессиональной деятельностью. Возможности учения в период взрослости. Формы и методы обучения взрослых. Индивидуальные и половые различия в характере личностного развития взрослого человека. Семья. Характер одиноких людей. Общение взрослых. Общение в производственных группах и коллективах. Специфика общения мужчин и женщин. Любовь. Дружеские объединения взрослых. Игры взрослых. Разнообразие типов личности взрослого человека. Сам. работа 2 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 10. Психология старости.
10.1. Психология старости. Сам. работа 2 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену за первый семестр первого курса:
1. Предметная область клинической психологии. Что изучает клиническая психология? Какие разделы клинической психологии вы знаете? Что изучает психосоматика?
2. Что такое психическая патология? Объясните англоязычную модель клинической патологии: deviance (девиация), distress (дистресс), disfunction (дисфункция), danger (опасность). Агрессивное поведение, страдание, депрессия - это норма или патология?
3. Каков вклад американского клинического психолога Лайтнера Витмера в развитие клинической психологии.
4. Объясните смысл модели диатез-стресса. Объясните факторы риска возникновения психопатологической симптоматики; факторы защиты.
5. В чем суть биологических моделей психической патологии? Какие психологические факторы влияют на возникновение психических расстройств.
6. Раскройте суть эндогенной модели психической патологии. Какие психические расстройства относили эндогенным?
7. Раскройте смысл психологических моделей психических расстройств. Каковы особенности объяснения психической нормы и патологии в психоанализе и бихевиоризме?
8. Объясните смысл социально-нормативных моделей психической нормы и патологии. Каковы причины критики этих социально-нормативных подходов со стороны «Теории ярлыков» (Т.Шефф) и «антипсихиатрии».
9. Раскройте вклад А.Р. Лурия, Л.С. Выготского и Б.В. Зейгарник в развитие клинической психологии.
10. Объясните различие подходов к психической патологии и норме: патопсихология и психопатология. Объясните различие в интерпретации психических расстройств, например, алкогольной зависимости или эпилептического расстройства, с точки зрения психиатра и психолога (лекции). Каким образом метод близнецов помогает оценить генетический вклад в то или иное психическое расстройство?
11. Какие психологические факторы возникновения психических расстройств вам известны? Объяснить понятия стресс, дистресс, эустресс, копинг. Какие виды копингов вы знаете?
12. Объясните виды копингов, предложенные Миллером (S.M. Miller) и Кроне и (Krhone): «to monitor / to blunt»; «бдительность / когнитивное избегание».
13. Какие расстройства сна вам известны? Чем отличаются расстройства сна органической природы от расстройств сна неорганического генеза?
14. Какие диагностические критерии первичной инсомнии (DSM-4) вам известны? Расстройство нарколепсия: симптоматика, факторы генеза.
15. В картине каких других психических расстройств часто встречается симптоматика нарушений сна?
16. Какие формы нарушений сна в большей степени обусловлены генетическими факторами? Каким образом нарушения циркадных ритмов могут быть связаны с расстройствами сна?
17. Могут ли являться нарушения сна первичным психическим расстройством или же они являются следствием других нарушений: депрессии, шизофрении, зависимого расстройства?
18. Какие существуют методы психологического вмешательства при расстройствах сна? Какие правила и рекомендации для здорового сна вам известны?
19. Какие категории расстройств пищи вам известны? Является ли ожирение категорией расстройств личности? Какие диагностические критерии нервной анорексии вам известны? Какие типы нервной анорексии вам известны? С какими другими нарушениями и расстройствами может быть связана выраженная потеря веса и отсутствие аппетита?
20. Сформулируйте типичный признак нервной булимии. Какие типы нервной булимии выделяются и по каким характеристикам можно их различать?
21. Назовите диагностические критерии нервной булимии. Какие нарушения и расстройства могут быть связаны с неконтролируемыми приступами обжорства?
22. Объясните коморбидность пищевых расстройств с другими нарушениями и психическими расстройствами. Оцените суицидальные риски и другие риски при пищевых расстройствах. Какие актуальные возрасты для заболевания пищевыми расстройствами вам известны?
23. Назовите факторы этиологии пищевых расстройств. Каким образом перфекционизм как личностная характеристика может быть связан с развитием пищевых нарушений?
24. Какие три принципа психологического вмешательства при пищевых расстройствах сформулированы в рамках когнитивно-поведенческого подхода?
25. Сформулируйте возможные симптомы и нарушения при шизофрении. Коморбидность с другими расстройствами. Риск заболеваемости шизофренией в популяции (%). Каковы возрастные пики заболеваемости шизофренией (для женщин, для мужчин).
26. Сформулируйте позитивную и негативную симптоматику шизофрении: отличия. Охарактеризуйте шизофреническую симптоматику с точки зрения: нарушений содержания мышления, нарушений восприятия, нарушений эмоциональной сферы, нарушения идентичности, нарушения воли, изоляции, моторного поведения.
27. Назовите типы шизофрении (DSM-4). Недифференцированный тип: симптоматика, прогноз. Кататонический тип: симптоматика, прогноз. Объяснить феномены эхопраксии, эхолалии часто встречающиеся при кататонической форме шизофрении. Дезорганизованный тип: симптоматика, прогноз.
28. Охарактеризуйте параноидный тип шизофрении: симптоматика, прогноз. Объясните понятие шизофрения резидуального типа, шизоаффективное расстройство, шизофреноподобное расстройство.
29. Назовите факторы развития шизофрении: биологический, генетический, семейный и психосоциальный. Объясните смысл экспериментов с Дискордантными /конкордантными близнецы в контексте заболеваемости шизофренией.
30. Сформулируйте концепцию Гр.Бейтса – коммуникация по типу двойной связи или двойное послание (double bind).
31. Объясните смысл синдрома дизрегуляции дофаминергичекской системы (Salience dysregulation syndrome).
32. Сформулируйте смысл психологического вмешательства при шизофрении. Какие тренинговые и когнитивные формы работы с пациентами, страдающими шизофренией вам известны?
33. Назовите категории соматоформных расстройств (DSM-4, МКБ-10). Соматизированное расстройство: симптоматика, диагностические критерии. Болевое расстройство: симптоматика. Иппохондрическое расстройство: симптоматика. Дисморфофобическая расстройство: симптоматика.
34. Назовите категории диссоциативных расстройств (DSM-4, МКБ-10). Диссоциативная фуга: симптоматика. Диссоциативная амнезия: симптоматика. Синдром Ганзера. Как можно объяснить некоторые результаты исследований, где низкие показатели алекситимии связаны с соматоформной симптоматикой?
35. Сформулируйте смысл психологического вмешательства при соматоформных расстройствах. Каковы методы и логика когнитивной-поведенческого подхода при соматоформных и диссоциативных расстройствах?
36. Назовите признаки панической атаки? Как и где обычно возникают приступы паники? Проанализировать примеры отличия панического расстройства от генерализованного тревожного расстройства (ГТР) и социально тревожного расстройства.
37. Сформулируйте агорафобическую симптоматику: примеры. Почему агорафобия часто сочетается с паническими атаками?
38. В каком возрасте чаще обращаются за помощью по поводу панических эпизодов и в каком возрасте обычно проявляется паническая и агорафобическая симптоматика.
39. Какой параметр рассматривается надежным предиктором возникновения в будущем развернутого панического расстройства?
40. Какие факторы влияют на возможность возникновения панического расстройства?
41. Какие формы психологического вмешательства обычно используют при паническом расстройстве и агорафобии? В чем заключается смысл экспозиции в работе с паническим расстройством и агорафобией?
42. На что обращается внимание в первую очередь в современной классификации ПТСР (DSM-IV) на ситуации, в которых возникла симптоматика или на тяжесть переживаемых симптомов?
43. Охарактеризуйте критерии ПТСР (A, B, C, D) с симптомами. В течении какого времени должны наблюдаться симптомы, чтобы можно было говорить о ПТСР?
44. Возможно ли отсроченное начало ПТСР? Какие факторы способствуют отсроченному началу ПТСР?
45. Каким образом теория когнитивной переработки Горовица помогает объяснить симптоматику ПТСР (completion tendency)?
46. Каким образом сознательная и бессознательная переработка травмирующего события связана с типами воспоминаний: 1) «вербально доступные воспоминания» (verbally accessible memories, VAMs) и 2) ситуационно доступные воспо-минания (situationally accessed memories, SAMs).
47. Почему в случае выраженных чувств вины, депрессии, стыда, вызванных травматическим событием, считается недостаточной применение лишь метода экспозиции и следует использовать когнитивные методы?
48. Сформулируйте общую логику психологического когнитивно-поведенческого вмешательства при ПТСР.
49. Дайте определение обсессивно-компульсивному расстройству (ОКР). Приведите примеры навязчивых идей, мыслей. Дайте определение навязчивым мыслям и навязчивым ритуалам.
50. Обязательно ли признание пациентом с ОКР бессмысленности своих переживаний в DSM-IV (требование инсайта)? Почему озабоченность мыслями о еде не всегда можно рассматривать как симптом ОКР?
51. Чем навязчивые мысли (идеи) отличаются от депрессивных руминаций? Каким образом следует различать тревожные мысли при ГТР и навязчивые идеи при ОКР? Охарактеризовать понятия эго-синтонности/эго-дистонности в контексте ОКР.
52. Объясните следующую мысль, характерную для индивидов с ОКР: «даже если человек не согрешил, греховная мысль так же дурна, как и сам грех».
53. Объясните смысл утверждения: «если навязчивые мысли могут быть эго-дистонными, вызы¬ваемая ими автоматическая мысль всегда эго-синтонна»?
54. Какие методы работы с ОКР симптоматикой вам известны? Особенности применения экспозиции при ОКР. Основная стратегия работы с ритуалами при ОКР. Особенности применения когнитивных методов работы при ОКР.
55. Сформулируйте симптомы и проявления социально-тревожного расстройства. Ситуации типичного проявления СТР.
56. Объясните различия генерализованной и негенерализованной формы социального тревожного расстройства (СТР). Для какой из этих форм СТР характерно более раннее начало болезни? С какой формой СТР, генерализованной или не-генерализованной, чаще сочетается избегающее расстройство личности?
57. Почему сочетание методов экспозиции в сочетании с когнитивной интервенцией особенно эффективно при социальном тревожном расстройстве (СТР)?
58. Какие дисфункциональные убеждения свойственны людям, страдающим социальным тревожным расстройством (СТР)? Каким образом люди с СТР воспринимают социальные отношения: как иерархичные и конкурентные или, скорее, как сотрудничающие и доброжелательные (аргументировать)?
59. Какие аффективные расстройства вам известны (в рамках МКБ-10 и DSM-4)?
60. Можно ли детям и подросткам ставить диагноз эпизод большой депрессии (или рекуррентная депрессия) или для этой категории речь идет только о раздражительном и угрюмом настроении?
61. Какие эмоционально-аффективные, мотивационные, когнитивные, психовегетативные, поведенческие, коммуникативные симптомы депрессии вам известны (подробный анализ по пунктам)?
62. Каждый последующий эпизод депрессии уменьшает или увеличивает вероятность рецидива? Аргументируйте ответ.
63. Может ли способствовать снижению депрессии долговременная повышенная концентрация кортизола (гиперкортицизм)? Аргументация.
64. Как связана депрессия с активностью правой / левой префронтальной корой? Какова роль гиппокампа при депрессиях и связь с нарушением памяти?
65. Объясните связь депрессии и когнитивных стилей.
66. Какие стили семейных взаимоотношений усиливают риск депрессивных эпизодов? Как вы понимаете следующий стиль родительского поведения: «недостаточная забота + с выраженным защитным контролем».
67. Какой диагностический критерий является ключевым для диагноза ГТР в DSM-4? Какие другие критерии ГТР (DSM-4) вам известны?
68. Как объяснить результаты исследований, согласно которым беспокойство при ГТР способствует предотвращению соматической симптоматики и подавлению актуальных страхов? Каким образом беспокойство при ГТР способно подавлять эмоциональную переработку страхов?


Вопросы к экзамену второго семестра первого курса:
1. Основные области (разделы) клинической психологии и их взаимосвязи.
2. Предмет и объект клинической психологии.
3. Проблемы патопсихологии.
4. Нейропсихология, ее место и роль в системе психологических наук.
5. Варианты аномалий психического развития и возможности их коррекции.
6. История клинической психологии.
7. Психологическая коррекция и психотерапия: задачи и возможности.
8. Практические задачи клинической психологии.
9. Клинико-психологическая диагностика. Типы диагностических задач.
10. Категории синдрома и фактора в клинической психологии.
11. Роль психологических факторов в возникновении и преодолении соматических заболеваний.
12. Нейропсихологический подход к изучению нарушений познавательных процессов.
13. Приоритетные направления исследований в современной клинической психологии.
14. Мозговые основы психической деятельности.
15. Взаимосвязи психического и соматического в норме и патологии.
16. Клиническая психология в сфере здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.
17. Проблемы психической нормы и патологии.
18. Место клинической психологии в системе психологических знаний.
19. Соотношение социального и биологического в формировании и патологии психики.
20. Вклад клинической психологии в решение фундаментальных общепсихологических проблем.
21. Теоретические основы и методологические принципы клинической психологии.
22. Диатез-стресс модель в клинической психологии.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Т. Н. Князева, М. Б. Батюта. Психология развития : учебное пособие : учебное пособие 2-е изд. — Саратов , 2019 www.iprbookshop.ru/79671.html
Л1.3 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Акрушенко, О. А. Ларина, Т. В. Катарьян. Психология развития и возрастная психология : учебное пособие : учебное пособие 2-е изд. — Саратов : Научная книга, 2019 www.iprbookshop.ru/81045.html
Л2.2 Е. А. Дерябина,, В. И.Фадеев,, М. В. Фадеева Возрастная психология : учебное пособие : учебное пособие Ай Пи Эр Медиа, 2018 www.iprbookshop.ru/69317.html
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Основы возрастной психологии и психологии развития portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Методические рекомендации студентам для выполнения заданий текущего контроля

Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обес-печивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании докладов, сообщений, выпол-нении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий. Для формирования представлений и навыков качественного ответа по предложенным темам студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литерату-рой по курсу введение в клиническую психологию, составлять развернутый конспект рассматриваемых тем.
Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомен-дуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. При успешном решении 90-100% заданий студент может заключить о своей ка-чественной подготовке по конкретному разделу дисциплины.
Перечисленные ниже проблематики тем контролируемой самостоя-тельной работы студента направлены на углубленное изучение и закреп-ление знаний студента в области аномалий личности, на формирование навыков анализа диагностики личностных расстройств.


Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежу-точных тестов по предмету.

Методические указания для подготовки к экзамену
При подготовке к прохождению экзаменационного контроля студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, выполнить индивидуальное контрольное задание.
При выборе письменного индивидуального контрольного задания сдать его преподавателю заранее до экзамена, при выполнении устного индивидуального контрольного задания студенту рекомендуется сделать выступление на практическом занятии по соответствующей работе теме.

Критерии получения оценки на экзамене:
Оценка «отлично» - высокая посещаемость лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение индивидуального контрольного задания, решение тестовых заданий от 75% до 100%.
Оценка «хорошо» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение индивидуального контрольного задания, решение тестовых заданий от 51% до 74%.
Оценка «удовлетворительно» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, законспектированных материалов для подготовки к содержанию лекционных и практических занятий, предоставление законспектированных материалов по выполнению индивидуального контрольного задания на экзамене преподавателю, решение тестовых заданий от 30% до 50%.