МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы медицинских знаний

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильМузыка и Изобразительное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_МиИЗО-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Воронина И.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Филатова О.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы медицинских знаний

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - привить студентам осознание ценности собственного здоровья и здорового образа жизни. Обучить навыкам оказания первой доврачебной помощи.

Задачи курса:

-Формирование знаний и практических умений у студентов по оценке количества и качества здоровья человека.

-Развитие положительной мотивации сохранении и укрепления собственного здоровья студентами через овладение принципами здорового образа жизни.

-Ознакомление студентов с организационными формами отечественного здравоохранения и медицинского обслуживания.

-Ознакомления с наиболее часто встречающимися заболеваниями и неотложными состояниями, привитие навыков оказания доврачебной помощи

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.1 Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.2 Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
ОПК-3.3 Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
УК-8Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.1 Знает терминологию, предмет безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, источники, причины их возникновения, детерминизм опасностей; методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; сущность и содержание чрезвычайных ситуаций, их классификацию, поражающие факторы чрезвычайных ситуаций; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий; технику безопасности и правила пожарной безопасности
УК-8.2 Способен разрабатывать алгоритм безопасного поведения при опасных ситуациях природного, техногенного и пр. характера; использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
УК-8.3 Имеет опыт использования основных средств индивидуальной и коллективной защиты для сохранения жизни и здоровья граждан; планирования обеспечения безопасности в конкретных техногенных авариях и чрезвычайных ситуациях; оказания первой помощи пострадавшим в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-8.2. Знает и может применять методы защиты в чрезвычайных
ситуациях и в условиях военных конфликтов, формирует культуру
безопасного и ответственного поведения.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-8.1. Оценивает факторы риска, умеет обеспечивать личную
безопасность и безопасность окружающих в повседневной жизни и в
профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.1. Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
ОПК-3.2. Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся.
ОПК-3.3. Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и
поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Здоровье и болезнь. Факторы риска болезней современности: генетический, экологический, образ жизни.
1.1. Показатели общественного здоровья. Определение объективных показателей индивидуального здоровья. Лекции 2 4 УК-8.1, УК-8.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Определение здоровья. Компоненты здоровья. Болезнь и предболезнь. Наследственность и болезни. Генная терапия и генная инженерия. Здоровье и конституция человека.Виды воздействия загрязнителей на организм человека. Экология города.Болезни стресса. Гиподинамия. Венерические болезни. КУрение. Алкоголизм и наркомания. Профилактика болезней, обусловленных нездоровым обазом жизни. Практические 2 2 УК-8.1, УК-8.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Костно-мышечная система, связанные с нею нарушения и патологии
2.1. Доврачебная помощь при травмах костно-мышечной системы (ушибы, растяжения, вывихи, переломы). Первая помощь при острых болях позвоночника. Практические 2 2 УК-8.1, УК-8.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Строение и функции опорно-двигательного аппарата. Нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие) и их профилактика. Распространенные болезни (остеохондроз, артриты, арторозы). Факторы риска возникновения заболеваний опорно-двигательного аппарата. Лекции 2 4 УК-8.1, УК-8.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Сердечно-сосудистая система в норме и птологии.
3.1. Доврачебная помощь при гипертоническом кризе, приступе стенокардии, обмороке, коллапсе, шоке Лабораторные 2 2 УК-8.1, УК-8.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Строение и функции системы кровообращения. Распространенные болезни сердечно-сосудистой системы (гипертония, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, стенокардия, инфаркт, инсульт). Формы сердечно-сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок). Факторы риска и профилактика. Лекции 2 4 УК-8.1, УК-8.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Дыхательная система и ее нарушения
4.1. Первая помощь при нарушении функций дыхания (приступ бронхиальной астмы, аспирация инородными телами, утопление) и уклинической смерти. Реанимация (искуственное дыхание, непрямой массаж сердца). Практические 2 2 УК-8.1, УК-8.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Строение и функции дыхательной системы. Группы заболеваний дыхательной системы (инфекционные заболевания органов внешнего дыхания, аспирация инородными телами. Синдром острой дыхательной недостаточности, травмы, нарушения нервной регуляции, асфиксия, гипоксия). Клиническая смерть и реанимация. Лекции 2 2 УК-8.1, УК-8.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Кровь и защитные функции организма
5.1. Доврачебная помощь при кровотечениях. Лабораторные 2 2 УК-8.1, УК-8.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Состав и функции крови. Анемии при кровотечениях. Кровь и свертывающая система. Гемофилия, повышенная свертываемость. Кровь и иммунитет. Факторы клеточного и гуморального иммунитета. Иммунная система. Сам. работа 2 36 УК-8.1, УК-8.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Понятие о реактивности организма
6.1. Первая помощь при ранениях, воспалениях, вызванных разными внешними агентами. Сепсис, правила асептики и антисептики. Группы крови. Гемотрансфузионный шок. Профилактика аллергических проявлений. Первая помощь при острых аллергических реакциях. Лабораторные 2 2 УК-8.1, УК-8.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Peaктивность и инфекция. Инфекционный процесс (заражение, ворота инфекции, способы проникновения в организм, инкубационный период). Профилактика инфекционных болезней. Реактивность и воспаление. Реактивность и иммунитет. Врожденный и приобретенный иммунитет, вакцины и сыворотки. Патологии иммунной системы (аллергии, бронхиальная астма, анафилактический шок, отек Квинке, дерматиты, сывороточная болезнь). Сам. работа 2 16 УК-8.1, УК-8.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Пищеварение и обмен веществ
7.1. Отравления и доврачебная помощь. Болезни внутренних органов, понятие «острый живот» и действия при обнаружении симптомов. Лабораторные 2 2 УК-8.1, УК-8.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Строение и функции пищеварительной системы. Болезни пищеварительной системы (гастриты, колиты, язвенная болезнь; метеоризм, запоры, понос), факторы риска и профилактика. Лекции 2 4 УК-8.1, УК-8.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Рациональное питание
8.1. Составление и оценка рациона питания. Практические 2 2 УК-8.1, УК-8.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.2. Роль белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов в обмене веществ. Эндокринная система и обмен веществ. Болезни обмена веществ и недостаточности питания (диабет, ожирение, авитаминозы, дефицит минеральных веществ и белков, голодание). Факторы риска и профилактика болезней пищеварения и обмена веществ. Гигиена полости рта, гигиена питания. Сам. работа 2 10 УК-8.1, УК-8.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Нервная система и высшая нервная деятельность
9.1. Определение типа темперамента, типа ВНД, личностного профиля. Значение типа ВНД и темперамента для семейного благополучия, в учебном процессе, при выборе профессии, климата в рабочем коллективе. Лекции 2 2 УК-8.1, УК-8.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.2. Общий план строения и функции нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Первая и вторая сигнальные системы. Торможение и возбуждение в нервной системе. Типы ВНД по Павлову. ВНД и темперамент. Нарушения ВНД (неврозы, неврастения, неврозы навязчивых состояний,истерия, психастения). Сам. работа 2 10 УК-8.1, УК-8.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и
возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов

На вопросы дайте наиболее правильный ответ (один или в комбинации):

1. ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) рациональное питание 2) отсутствие вредных привычек 3) занятия физической культурой 4) рациональный режим труда и отдыха.
2. ЗДОРОВЬЕ ЗАВИСИТ ОТ ОБРАЗА ЖИЗНИ НА Выберите один правильный ответ. 1) 10% 2) 20% 3) 40% 4) 50%
3.ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЙОДА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) пища 2) вода
4.ИСТОЧНИКОМ ФТОРА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) пища 2) вода
5.ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ МАРГАНЦА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) пища 2) вода
6.ЭТИ ИОНЫ ОБУСЛАВЛИВАЮТ ЖЁСТКОСТЬ ВОДЫ Выберите один правильный ответ. 1) железо, хлор 2) кальций, магний 3) натрий, кальций 4) медь, магний
7.СУТОЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В УГЛЕВОДАХ (В Г) В СУТКИ Выберите один правильный ответ. 1) 50-80 2) 150-200 3) 350-400 4) 500-700
8.СУТОЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В БЕЛКЕ (В Г) В СУТКИ Выберите один правильный ответ. 1) 1.15-20 2) 2.30-40 3) 3.50-70 4) 4.80-100
9.ВИТАМИНА «С» СОДЕРЖИТСЯ БОЛЬШЕ ВСЕГО В Выберите один правильный ответ. 1) капусте 2) моркови 3) чёрной смородине 4) шиповнике
10.НЕДОСТАТОК ВИТАМИНА «А» В ОРГАНИЗМЕ ВЫЗЫВАЕТ Выберите один правильный ответ. 1) снижение прочности костей 2) куриную слепоту 3) порозность капилляров 4) снижает свёртываемость крови
11.ПОВРЕЖДЕНИЕ КАКОЙ ИЗ НИЖЕПРИВЕДЕННЫХ АРТЕРИЙ В ОБЛАСТИ ПЕРЕДНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ПРЕДПЛЕЧЬЯ МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ КРОВОТЕЧЕНИЕ? Выберите один правильный ответ. 1) лучевой 2) локтевой 3) общей межкостной 4) нижней локтевой коллатеральной 5) возвратной локтевой
12. ПЯТНА КРОВИ, ОСТАЮЩИЕСЯ ПОСЛЕ ЕЕ ЗАБОРА ИЛИ МАНИПУЛЯЦИЙ НА ЖГУТЕ, КЛЕЕНКЕ, СТОЛИКЕ И ПРОЧ., ПРОТИРАЮТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) салфеткой, смоченной водой
2) салфеткой, смоченной водой, затем дезинфектантом 3) дезинфектантом
13.ПЯТНА КРОВИ НА РУКЕ ПАЦИЕНТА ПРОТИРАЮТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) 6% перекисью водорода 2) водой 3) спиртом 4) йодом
14. МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ВОЗДУШНО-КАПЕЛЬНОЙ ИНФЕКЦИИ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) ношение марлевых масок 2) уборка операционной и перевязочных 3) лечение верхних дыхательных путей бациллоносителей 4) ограничение перемещения в операционной 5) ограничение разговора в операционной и перевязочных
15. ЦЕЛЬ ДАВЯЩЕЙ ПОВЯЗКИ Выберите один правильный ответ. 1) создание неподвижности и покоя для органа или части тела 2) остановка кровотечения 3) исправление патологического положения части тела 4) прочная фиксация лекарственных препаратов к ране 5) предупреждение вторичного инфицирования раны
16. ДЛЯ НАЛОЖЕНИЯ ПРОСТОЙ (ЗАЩИТНОЙ) ПОВЯЗКИ ИСПОЛЬЗУЮТ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) марлевый бинт 2) гипсовый бинт 3) косынку 4) трубчатый трикотажный бинт 5) лейкопластырь
17. ПОВЯЗКА ДЕЗО ПО ЛЕЧЕБНОМУ ЭФФЕКТУ ЯВЛЯЕТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) иммобилизирующей 2) давящей 3) корригирующей 4) защитной
18. ПОВЯЗКОЙ «ЧЕПЕЦ» МОЖНО ЗАБИНТОВАТЬ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) ухо 2) лобную область 3) теменную область 4) затылочную область 5) заднюю поверхность шеи
19. РАЗНОВИДНОСТЬЮ ВОСЬМИОБРАЗНОЙ ПОВЯЗКИ ЯВЛЯЕТСЯ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) колосовидная 2) возвращающаяся 3) сходящаяся черепашья 4) расходящаяся черепашья 5) ползучая
20.НА ПЛЕЧЕВОЙ СУСТАВ НАКЛАДЫВАЕТСЯ ПОВЯЗКА Выберите один правильный ответ. 1) спиральная 2) ползучая 3) колосовидная 4) возвращающаяся
5) циркулярная
21. ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДАВЯЩЕЙ ПОВЯЗКИ ИСПОЛЬЗУЮТ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) трубчато-сетчатый бинт 2) эластичный бинт 3) резиновый бинт 4) жгут «Эсмарха» 5) марлевый бинт
22.ДЛЯ ЗАКРЫТИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПОДБОРОДКА НАКЛАДЫВАЮТ ПОВЯЗКУ Выберите один правильный ответ. 1) Т-образную 2) Циркулярную 3) пращевидную 4) черепашью 5) восьмиобразную
23. ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШЕГО С ПЕРЕЛОМОМ КОСТЕЙ ТАЗА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) на щите лежа на животе 2) на щите строго горизонтально на спине 3) в положении «лягушки» на щите или носилках 4) на носилках на боку
24. ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) пращевидной повязкой 2) повязкой «уздечка» 3) повязкой «чепец» 4) воротником Шанца
25. ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ШИНЫ НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО ПРИМЕНЯТЬ ПРИ ПЕРЕЛОМЕ Выберите один правильный ответ. 1) голени 2) бедра 3) предплечья 4) ключицы 5) плеча
26. ДЛЯ ИММОБИЛИЗАЦИИ ПЛЕЧА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ШИНЫ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) Еланского 2) пневматическая 3) Крамера 4) Дитерихса 5) щит
27. ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОЙ ИММОБИЛИЗАЦИИ ПРИ ПЕРЕЛОМЕ КОСТЕЙ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) предупредить дополнительные повреждения тканей костными отломками 2) предупредить развитие травматического шока 3) репозиция (сопоставление) костных отломков 4) вытяжение костных отломков 5) профилактика вторичного смещения костных отломков
28. ИММОБИЛИЗАЦИЮ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ МОЖНО ДОСТИЧЬ НАЛОЖЕНИЕМ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) черепашьей повязки 2) ползучей повязки 3) повязки Дезо 4) косыночной повязки
5) спиральной повязки
29. ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ ПРИ ПЕРЕЛОМЕ ЛОПАТКИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) повязкой Дезо 2) шиной Крамера 3) подвешиванием верхней конечности на косынке 4) кольцами Дельбе 5) восьмиобразной повязкой
30. ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ШИНЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ ИММОБИЛИЗАЦИИ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) кисти 2) предплечья 3) стопы 4) голени 5) бедра
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 60.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособие для пед. вузов М.: Фонд "Мир", 2009 156
Л1.2 Мисюк М. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/0DFFF3DF-1B11-4580-9C97-9CFDB0A409A4
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шайтор В.М. Скорая и неотложная медицинская помощь детям: практическое руководство ГЭОТАР-Медиа, 2017 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) elibrary.ru
Э4 Курс на Moodle "Основы медицинских знаний" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Основы медицинских знаний».
Дисциплина «Основы медицинских знаний» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: семинары, практические занятия и самостоятельную работу.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятия.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на практических и семинарских занятиях в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.

Методические рекомендации по подготовке к семинару.
При подготовке к семинару необходимо:
- внимательно ознакомиться с тематикой семинарского занятия;
- изучить рекомендованную литературу;
- составить краткий план ответа на каждый вопрос;
- проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки.

Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям.
Основная цель практических занятий способствовать усвоению теоретического материала и выработать навыки применения приобретенных знаний в практической деятельности. Тематика практических занятий соответствует содержанию рабочей программе курса. Для подготовки к практическому занятию студенту необходимо изучить теоретический материал по данной теме, запомнить основные определения и правила, разобрать данные в лекциях решения задач.

Методические рекомендации по подготовке к зачету.
К зачету допускается студент, выполнивший в полном объеме задания, предусмотренные в рабочей программе. В случае пропуска лабораторных занятий по уважительным или неуважительным причинам студент самостоятельно выполняет и сдает на проверку в письменном виде общие или индивидуальные задания, определяемые преподавателем. Зачет проходит в устной форме на основе перечня вопросов, которые отражают содержание действующей рабочей программы учебной дисциплины. В билет включены два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ и подготовку студенту отводится 35 минут.
Студентам рекомендуется:
1. готовиться к зачету в группе (два-три человека);
2. внимательно прочитать вопросы к зачету
3. составить план ответа на каждый вопрос, выделив ключевые моменты материала;
4. изучив несколько вопросов, обсудить их с однокурсниками. Ответ должен быть аргументированным.
Результат сдачи зачета оцениваются отметкой «зачтено» или «не зачтено».