Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Дизайн |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 9 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_04_Профессиональное обучение_Дизайн-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | 2 (3) | Итого | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | 22,5 | 15 | |||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 32 | 32 | 32 | 32 | 32 | 32 | 96 | 96 |
Практические | 12 | 12 | 8 | 8 | 10 | 10 | 30 | 30 |
Сам. работа | 64 | 64 | 68 | 68 | 39 | 39 | 171 | 171 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 108 | 108 | 324 | 324 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. И.В. Черняева
1.1. | Цели курса: сформировать у студентов представление о специике художественного языка искусства, о периодизации и основных эпохах развития мирового искусства. Задачи курса: - формирование представлений о содержании и основных этапах процесса формирования научных знаний в области истории искусства; - изучение понятий и терминов искусствоведения, основ художестсвенного языка искусства; - формирование знаний об основных эпохаха истории мирового искусства, их хронологии; - развитие у студентов навыков и приемов искусствоведческого анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Владеет теоретическими знаниями и специальными навыками в области художественного творчества и дизайна |
ПК-1.1 | Знает: основы истории искусства и дизайна, рисунка, живописи, композиции и колористики, принципы формообразования, приемы макетирования, специфику современных графических редакторов, возможности информационно коммуникационных технологий и других предметных сфер в области художественного творчества и дизайна |
ПК-1.2 | Владеет: навыками применения в педагогической деятельности теоретических знаний в области истории искусства и дизайна; применения навыков в сфере рисунка, живописи, композиции и колористики, формообразования, макетирования, современных графических редакторов, информационно-коммуникационных технологий и других специальных навыков в области художественного творчества и дизайна |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-1.1: Знает: основы истории искусства и дизайна, рисунка, живописи, композиции и колористики, принципы формообразования, приемы макетирования, специфику современных графических редакторов, возможности информационно коммуникационных технологий и других предметных сфер в области художественного творчества и дизайна |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Теория искусства. Искусство древних цивилизаций. Древнерусское искусство | ||||||
1.1. | Введение в историю искусства | Лекции | 1 | 16 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2 |
1.2. | Виды и жанры искусства | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.3. | Наскальная живопись как феномен певобытного искусства | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.4. | Происхождение искусства | Практические | 1 | 6 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.5. | Мегалитические памятники в мировом искусстве | Практические | 1 | 6 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.6. | Первобытная культура | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.7. | Киевская Русь. Принятие христианства как начальный отсчет древнерусского искусства. | Лекции | 1 | 16 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.8. | Архитектурные школы Древней Руси | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.9. | Живопись домонгольской Руси. | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 2. История искусства Средних веков | ||||||
2.1. | История искусства Средних веков | Лекции | 2 | 8 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.2. | Византийская империя и славяне в VI-XI веках | Практические | 2 | 2 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.3. | Средневековый город в Западной и Центральной Европе | Лекции | 2 | 12 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.4. | Германия и Италия в XII-XV веках | Практические | 2 | 6 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.5. | Культура Западной Европы в XI – XV веках | Сам. работа | 2 | 24 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.6. | Славянские государства и Византия в XIV -XV веках | Сам. работа | 2 | 24 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.7. | Средневековое искусство Китая и Японии | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.8. | Искусство Востока | Лекции | 2 | 12 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.9. | Индийское средневековое искусство | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.10. | Итоговое занятие | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 3. Эпоха Возрождения: Проторенессанс, раннее, высокое и позднее Возрождение | ||||||
3.1. | Проторенессанс (дученто) — 2-я половина XIII в.-XIV в. | Лекции | 3 | 6 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
3.2. | Раннее Возрождение (треченто) — начало XV-конец XV в. | Лекции | 3 | 6 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
3.3. | Основные художественные центры итальянского Ренессанса | Практические | 3 | 4 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
3.4. | Мастера эпохи Выского Возрождения | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
3.5. | Формальные и содержательные особенности искусства Северного Возрождения | Практические | 3 | 4 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
3.6. | Жанры изобразительного искусства Северного Возрождения | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
3.7. | Основные тенденции развития искусства постсоветского периода. | Лекции | 3 | 6 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
3.8. | Влияние готического искусство на сложение художественных традиций Северного Возрождения | Лекции | 3 | 6 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
3.9. | Позднее Возрождение (чинквеченто) — середина XVI-90-е годы XVI в. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
3.10. | Художники эпохи Возрождения | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
3.11. | Архитектура эпохи возрождения | Сам. работа | 3 | 7 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 4. Искусство ХХ века | ||||||
4.1. | Архитектура Запада ХХ в. Творчество Ле Корбюзье. Школа Баухауза. Л. Мис ван дер Роэ. Архитектура в 50-70-е гг. ХХ века. Современные тенденции в развитии архитектуры | Лекции | 3 | 8 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
4.2. | Абстракционизм в ХХ в. Художественная группа «Синий всадник». Художественная группа «Мост». Экспрессионизм. | Практические | 3 | 2 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
4.3. | Кубизм.Творчество П. Пикассо. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1.1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
4.4. | Искусство Англии ХХ в. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1.1 | Л1.1, Л3.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Владеет теоретическими знаниями и специальными навыками в области художественного творчества и дизайна ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1.Какой термин происходит от французского «ренессанс»? А) Модерн Б) Классика. В) Возрождение Г) Античность Ответ: В 2.Укажите жанры и виды изобразительного искусства: А) архитектура Б) икона В) палех Ответ: Б 3.Укажите истоки древнерусской иконописи: А) Сирия Б) Византия В) Болгария Г) Древний Рим Ответ: Б 4. Укажите главную постройку Афинского Акрополя: А) Пантеон Б) Парфенон В) храм Артемиды Ответ: Б 5.Архитектуру какого стиля характеризуют термины: каркас, нервюры, витраж, неф, «роза», стрельчатость, вимперг? А) архаика Б) готика В) ренессанс Г) ампир Ответ: Б 6. В каком веке Русь приняла христианство? А)VI в. Б) X в. В) XI в. Г) XII в. Ответ: Б 7. В конце неолита (6-4 тыс. до н.э.) появляются первые архитектурные каменные сооружения погребального, культового предназначения. А) пирамиды Б) дольмены В) зиккураты Г) мастабы Ответ: Б 8.Кто автор иконы «Троица»? А) Дионисий Б) Симон Ушаков В) Андрей Рублёв Г) Феофан Грек Ответ: В 9. Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи - художник, мыслитель, ученый. В своих картинах он впервые применил собственный прием живописи, получивший название "сфумато". Выберите и укажите правильное определение сфумато: А) приведение человеческого тела в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции Б) смягчение очертаний предметов с помощью воссоздания световоздушной среды В) четкое геометрическое построение фигур как бы написанных в треугольнике Г) прием в живописи, при котором черты индивидуального сочетаются с обобщением Ответ: Б 10. Именно это произведение Леонардо да Винчи сегодня находится в Эрмитаже: А) «Тайная вечеря» Б) «Мадонна Литта» В) «Страшный суд» Ответ: Б 11. Укажите мастеров исторического жанра живописи: А) В. Тропинин Б) В.Суриков В) А. Куинджи Г) П.Федоров Ответ: Б 12. Укажите основоположника лирического пейзажа в России: А) О. Кипренский Б) А.Саврасов В) А. Бенуа Ответ: Б 13. Кому 1818 г был открыт памятник на Красной площади в Москве? А) Петру I Б) А.С. Пушкину В) Минину и Пожарскому Г) Г.К. Жукову Ответ :В 14. Что означает понятие «импрессионизм» в переводе с французского impression? А) восторг Б) впечатление В) восхищение Ответ: Б 15. Название какого популярного жанра изобразительного искусства переводится с французского как «мертвая природа»? А) натюрморт Б) пейзаж В) дизайн Ответ: А 16. Назовите фамилию скульптора — автора гигантской статуи «Рабочий и колхозница», установленной на Выставке Достижений Народного Хозяйства СССР в 1937 году. А) И. Мартос Б) В. Татлин В) В. Мухина Г) Е. Вучетич Ответ: В ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1.Что такое живопись? Ответ: Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. 2. Что такое фреска? Ответ: живопись красками, разведенными на воде, которые наносились по сырой штукатурке. 3. Что такое архитектура? Ответ: искусство проектировать и строить разнообразные здания, сооружения и их комплексы. 4. Назовите пример классического готического архитектурного сооружения во Франции? Ответ: Собор Парижской Богоматери 5. Для этого направления характерно создание образа главного героя как одинокого и глубоко страдающего человека. Именно страданиям и душевным переживаниям уделяется наиболее большое внимание авторов, как в литературе, так и в живописи. По сути, это вечное передвижение попутно с различными мыслями и размышлениями, и борьба человека с постоянными изменениями в мире, который его окружает. Назовите это направление в русском искусстве? Ответ: романтизм. 6. Известный музей в Санкт-Петербурге, в котором собрана крупная коллекция произведений русских художников? Ответ: Русский музей. 7. Назовите испанского художника, автора произведения «Девочка на шаре»? Ответ: Пабло Пикассо 8. Стиль в европейском искусстве 17 века, который рассматривал античность как этическую и художественную норму. Ответ: классицизм. 9.Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти –это мастера эпохи …… Ответ: Возрождения. 10.Деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте укрепляются подрамник с холстом. Что это? Ответ: Мольберт. 11.Сочетание цветовых тонов в произведениях изобразительного искусства это-… Ответ: колорит. 12. Испанский художник Сальвадор Дали - яркий представитель направления, которое называется …. Ответ: Сюрреализм. 13. Художественное направление, возникшее во Франции в последней трети 19 века. На выставке в 1874 году была представлена картина Клода Моде «Впечатление. Восход Солнца». Назовите это направление Ответ: импрессионизм. 14. Назовите вид искусства, разновидностью которого является гравюра. Ответ: графики. 15. Сколько медведей изображено на картине И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"? Ответ: медведица с тремя медвежатами 16. Этот цвет преобладает на многих картинах Винсента Ван Гога? Ответ: желтый. 17.Пейзаж Василия Поленова носит название «…….дворик» Ответ: Московский. 18. Сколько человек изображено на фреске Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"? Ответ: 13 19. Живопись на открытом воздухе это – Ответ: пленэр 20. Архитектурно-скульптурный комплекс, установленный в память о погибших героях – это Ответ: мемориальный ансамбль КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. | Введение в историю искусства: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Т. В. Ильина | История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник | // ЭБС "Юрайт" 2018, 2011 | www.biblio-online.ru |
Л2.2 | Л.И. Акимова, И.Л. Бусева-Давыдова, Н.А. Виноградова и др. | История искусства: | Белый город, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441774 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Степанская Т.М. | Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 | elibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Университетская библиотека onlaine | .- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/ | ||
Э2 | 2. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. | - Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html | ||
Э3 | 4. Ссылка на web-страницу: Государственный художественный музей Алтайского края : [Электронный ресурс]. | Режим доступа: http://muzei.ab.ru | ||
Э4 | 5. Ссылка на web-страницу:Государственный Эрмитаж: [Электронный ресурс]. Режим доступа: | www.hermitagemuseum.org | ||
Э5 | 6. Ссылка на web-страницу: Русский музей:[Электронный ресурс]. | Режим доступа:http://rusmuseum.ru | ||
Э6 | Курс «История культуры и искусства» в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий. При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания: - изучают рекомендованную литературу; - выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы. Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу. Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий. Примерная схема подготовки студента к практическому занятию: 1. Ознакомиться с вопросами и заданиями. 2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине. 3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов). 4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект). 5. Выполнить задания к практическому занятию. 6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются). 7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю. На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором. При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы. 1.2. Методические рекомендации по созданию презентации Алгоритм создания презентации: 1 этап – определение цели презентации 2 этап – подробное раскрытие информации, 3 этап − основные тезисы, выводы. Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом: - первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации; - на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов; - оставшиеся слайды имеют информативный характер. Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод. Требования к оформлению и представлению презентации: 1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом. 2. Тщательно структурированная информация. 3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков. 4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац. 5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца. 6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно. 7. Графика должна органично дополнять текст. 8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут; 1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии Алгоритм создания доклада: 1 этап – определение темы доклада 2 этап – определение цели доклада 3 этап − подробное раскрытие информации 4 этап − формулирование основных тезисов и выводов. |