Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.01. Филология |
Профиль | Русская филология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_01_Филология_РФ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.
1.1. | - обучить восприятию, анализу и интерпретации текста как целостного, законченного единства; - дать систему теоретических понятий и исследовательских приемов, позволяющих самостоятельно анализировать и интерпретировать тексты разной жанровой направленности; - сформировать навыки лингво-литературоведческого анализа и интерпретации формальных и содержательных элементов текста. Единство общетеоретических сведений о тексте и практических навыков работы с ним призвано обучить комплексному подходу к художественному произведению и интерпретации его смыслов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01 |
ОПК-4 | Способен осуществлять на базовом уровне сбор и анализ языковых и литературных фактов, филологический анализ и интерпретацию текста; |
ОПК-4.1 | Владеет методикой сбора и анализа языковых и литературных фактов |
ОПК-4.2 | Умеет осуществлять поиск научной информации, реферировать и аннотировать научные источники |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | методологические принципы и методические приемы филологического исследования в области герменевтики и интерпретационизма для проведения научных исследований языка, фольклора и литературы. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | проводить исследования языка, фольклора и литературы с использованием методологических принципов и методических приемов филологического исследования в области герменевтики и интерпретационизма. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | знаниями современной научной парадигмы в области филологии, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования в области языка и литературы. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Вводная часть | ||||||
1.1. | Теоретические основы интерпретационизма | Практические | 3 | 4 | Л1.3, Л2.1 | |
Раздел 2. Основная часть | ||||||
2.1. | Становление герменевтики как теории в трудах Дильтея и Ф. Шлейермахера. | Практические | 3 | 4 | Л1.3, Л2.1 | |
2.2. | Герменевтическая модель Г. Шпета. | Практические | 3 | 4 | Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л2.1 | |
2.3. | Реферирование научных текстов | Сам. работа | 3 | 16 | Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л2.1 | |
2.4. | Герменевтика как универсальный метод в области гуманитарных наук | Практические | 3 | 4 | Л1.3 | |
2.5. | Понятие о филологической герменевтике (работы Георгия Исаевича Богина). Филологическая герменевтика как деятельность. | Практические | 3 | 4 | Л2.2, Л2.3 | |
2.6. | Филологический интерпретационизм (интерпретирующий подход) и его разновидности. | Практические | 3 | 4 | Л2.3, Л1.3, Л1.1 | |
2.7. | Теоретические положения работы Демьянкова В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века | Практические | 3 | 4 | Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л2.1 | |
2.8. | Реферирование научных текстов | Сам. работа | 3 | 16 | Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л2.1 | |
2.9. | Вклад Г. Гадамера в развитие герменевтики | Практические | 3 | 2 | Л2.2, Л1.3, Л1.1 | |
Раздел 3. Практическая часть | ||||||
3.1. | Юношеская драматургия М.Ю. Лермонтова. | Практические | 3 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
3.2. | Прозаические циклы Н.В. Гоголя | Практические | 3 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
3.3. | Ученические поэмы М.Ю. Лермонтова. | Практические | 3 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
3.4. | Подготовкуа к практическим занятиям | Сам. работа | 3 | 40 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценка сформированности компетенции ПК-1: способностью применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности Примеры заданий закрытого типа: Вопрос 1. Этот поэт называл поэтов орудием языка: Этот поэт называл поэтов орудием языка: а. И.А. Бродский б. А.А. Блок в. А.С. Пушкин г. М.В. Ломоносов Ответ: а. Вопрос 2. Укажите литературоведа – изобретателя понятия «остранение». а. В.Б. Шкловский б. Ю.Н. Тынянов в. В.М. Жирмунский г. М.Л. Гаспаров Ответ: а Вопрос 3. Из какого искусства принцип монтажа проник в поэзию? а. кинематограф б. музыка в. архитектура Ответ: а Вопрос 4. Если стихи имеют подражательный характер, автора обычно называют: а. эпигоном б. графоманом в. примитивистом г. минималистом Ответ: а Вопрос 5. Сознательное использование наивной поэзии – это: а. примитивизм б. минимализм в. графомания г. дилетантизм Ответ: а Вопрос 6. В русской поэзии это один из самых ярких представителей примитивизма: а. Велимир Хлебников б. Владимир Маяковский в. Иосиф Бродский г. Анна Ахматова Ответ: а. Вопрос 7. Термину «проза» в значении «способ организации художественной речи» в современном стиховедении противопоставляется: а. стихи б. поэзия в. лирика г. стихосложение Ответ: а Вопрос 8. Белый стих – это стих без: а. рифмы б. метра в. ритма г. членения на строки Ответ: а. Вопрос 9. К какой системе стихосложения относится русский народный стих? а. тоническая б. силлабическая в. силлабо-тоническая г. силлабо-метрическая Ответ: а. Вопрос 10. Как слово «верлибр» переводится на русский язык? а. свободный стих б. белый стих в. стихопроза г. лирическая проза Ответ: а. Вопрос 11. Какие признаки стихотворной речи присутствуют в верлибре? а. членение на стихи б. рифма в. метр г. чередование клаузул Ответ: а. Вопрос 12. Кто из поэтов XX века серьезно интересовался палиндромонами? а. Велимир Хлебников б. Владимир Маяковский в. Марина Цветаева г. Александр Блок Ответ: а. Вопрос 13. В этой системе стихосложения ритм определяется только количеством ударений. а. тоническая б. силлабическая в. силлабо-тоническая Ответ: а. Вопрос 14. Изучение семантических ореолов началось именно с этого размера. а. Х5 б. Я4 в. гекзаметр г. Я6 Ответ: а. Вопрос 15. Больше всего стихотворений, имеющих отношение к «лермонтовскому циклу», написано этим поэтом: а. М.Ю. Лермонтов б. С.А. Есенин в. А.А. Блок г. Ф.И. Тютчев Ответ: а. Примеры заданий открытого типа: 1. Укажите фамилию стиховеда, которому принадлежит понятие «единство и теснота стихового ряда»: Ответ: Тынянов 2. Это слово переводится как «рожденный после кого-то»: Ответ: эпигон 3. Это латинское слово означает «поворот, возвращение к началу». Запишите его латиницей. Ответ: versus 4. Назовите фамилию автора одностишия «О, закрой свои бледные ноги»: Ответ: Брюсов 5. Как называется античный размер, где один стих состоит из различных стоп, но все последующие стихи построены точно так же? Ответ: логаэд 6. Укажите римскими цифрами век, когда в русском языке появилось понятие «вирши»: Ответ: XVII 7. Укажите фамилию поэта, начавшего силлабо-тоническую реформу в России: Ответ: Тредиаковский 8. Укажите фамилию русского поэта, который в 1743 году признал новую силлабо-тоническую поэзию слишком однообразной: Ответ: Кантемир 9. Его трактат по стиховедению 1752 года на протяжении нескольких десятилетий был учебником по стихосложению для поэтов. Назовите его фамилию: Ответ: Тредиаковский 10. Назовите фамилию крупнейшего стиховеда начала XX века, автора «Опыта о русском стихосложении» (1812): Ответ: Востоков 11. Какое минимальное количество раз должна повториться рифмовка, чтобы ее изменение воспринималось как перебой ритма? Укажите количество арабской цифрой. Ответ: 2 12. В XIX веке с этим поэтом в наибольшей степени ассоциировались трехсложники. Укажите его фамилию: Ответ: Некрасов 13. Стихотворения этого поэта сыграли решающую роль в утверждении дольников в русской поэзии. Укажите его фамилию: Ответ: Блок 14. Назовите фамилию стиховеда, наиболее полно исследовавшего семантический ореол пятистопного хорея: Ответ: Тарановский 15. Термин «семантический ореол» утвердился благодаря этому ученому. Назовите его фамилию. Ответ: Гаспаров 16. Укажите фамилию автора: Вот бреду я вдоль большой дороги В тихом свете гаснущего дня... Тяжело мне, замирают ноги... Друг мой милый, видишь ли меня? Ответ: Тютчев 17. Укажите фамилию автора: Выхожу я в путь, открытый взорам, Ветер гнет упругие кусты, Битый камень лег по косогорам, Желтой глины скудные пласты. Ответ: Блок 18. Укажите фамилию автора: Мы случайно сведены судьбою, Мы себя нашли один в другом, И душа сдружилася с душою, Хоть пути не кончить им вдвоем! Ответ: Лермонтов 19. Укажите фамилию автора: Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Ответ: Лермонтов 20. Этот поэт считается канонизатором терцин: Ответ: Данте. Оценка сформированности компетенции ПК-2: способностью проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов Вопрос 1. Другой термин для обозначения дольника: а. паузник б. акцентный стих в. логаэд г. тактовик Ответ: а Вопрос 2. Тонический размер, где интервал безударных слогов колеблется от 1 до 3, а число ударных совпадает – это: а. тактовик б. дольник в. акцентный стих г. логаэд Ответ: а Вопрос 3. Дольник – это: а. вид тонического стиха, где в строках совпадает число ударных слогов, а число безударных между ними колеблется от 1 до 2 б. вид тонического стиха, где в строках совпадает число ударных слогов, а число безударных между ними колеблется от 2 до 3 в. вид тонического стиха, где в строках совпадает число ударных слогов, а число безударных между ними колеблется от 0 до 2 г. вид силлабо-тонического стиха, где в строках совпадает число ударных слогов, а число безударных между ними колеблется от 1 до 2 Ответ: а Вопрос 4. Какие дольники наиболее популярны в русских стихах? а. 2-иктовые б. 3-иктовые в. 4-иктовые г. 5-иктовые Ответ: а Вопрос 5. Выберите формы 3-иктового дольника, преобладающие в есенинском дольнике: а. – 2 – 1 – б. – 2 – 2 – в. – 1 – 1 – г. – 1 – 2 – д. – 4 – Ответ: а, б Вопрос 6. Выберите формы 3-иктового дольника, преобладающие в цветаевском дольнике: а. – 2 – 1 – б. – 2 – 2 – в. – 1 – 1 – г. – 1 – 2 – д. – 4 – Ответ: а, д Вопрос 7. Выберите формы 3-иктового дольника, преобладающие в гумилевском дольнике: а. – 2 – 1 – б. – 2 – 2 – в. – 1 – 1 – г. – 1 – 2 – д. – 4 – Ответ: а, г Вопрос 8. Чистая форма тонического стиха – это: а. акцентный стих б. тактовик в. дольник г. логаэд Ответ: а Вопрос 9. Этот поэт нередко обращался к акцентному стиху: а. Владимир Маяковский б. Александр Блок в. Сергей Есенин г. Михаил Лермонтов Ответ: а Вопрос 10. Если все строки стихотворения – это одна форма дольника, то такой дольник превратился в: а. логаэд б. силлабо-тонику в. тактовик г. акцентный стих Ответ: а Вопрос 11. Определите размер стихотворения: Адище города окна разбили на крохотные, сосущие светами адки́. Рыжие дьяволы, вздымались автомобили, над самым ухом взрывая гудки. А там, под вывеской, где сельди из Керчи – сбитый старикашка шарил очки и заплакал, когда в вечереющем смерче трамвай с разбега взметнул зрачки. а. Акц2 б. Акц3 в. Акц4 г. Акц5 Ответ: в Вопрос 12. Определите размер стихотворения: По-осеннему кычет сова Над раздольем дорожной рани. Облетает моя голова, Куст волос золотистый вянет. а. Дк3 б. Ан3 в. Ткт3 г. Акц3 Ответ: а Вопрос 13. Укажите строки, в которых есть стяжения: У меня не живут цветы, Красотой их на миг я обманут, Постоят день, другой, и завянут, У меня не живут цветы. а. 1 б. 2 в. 3 г. 4 Ответ: а, г Вопрос 14. Определите метр стихотворения: За то, что некогда, юн и смел, Не дал мне заживо сгнить меж тел Бездушных, замертво пасть меж стен – Не дам тебе – умереть совсем! а. логаэд б. дольник в. акцентный стих г. силлабо-тоника Ответ: а Вопрос 15. Укажите строфу, в которой нет стяжений: Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге, И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож. а. 1 б. 2 в. 3 г. 4 Ответ: б Примеры заданий открытого типа: 1. Поэтический прием, представляющий необычный порядок слов в предложении, с целью подчеркивания смысловой значимости. Ответ: инверсия 3. Как называется стихотворение, в котором первые буквы стихов (или строф) складываются в определенный осмысленный порядок? Ответ: акростих 4. Укажите русский эквивалент термина «анжамбман»: Ответ: перенос 5. Запишите (латиницей) латинский синоним термина «стих»: Ответ: versus 6. Как по-другому называется одностишие? Ответ: моностих 7. Как называется ритмическое окончание стиха? Ответ: клаузула 8. Постоянный словораздел, делящий стихи на полустишия: Ответ: цезура 9. Укажите арабской цифрой номер строки, в которой использовано два пиррихия подряд. Образ твой, мучительный и зыбкий, Я не мог в тумане осязать. «Господи!» – сказал я по ошибке, Сам того не думая сказать. Божье имя, как большая птица, Вылетало из моей груди. Впереди густой туман клубится, И пустая клетка позади. Ответ: 6 10. Как по-другому называется сильный слог? Ответ: икт 11. Укажите арабской цифрой номер строки, в которой происходит замедление темпа речи. В летописях и в лобзаньях Пойманное… но песка Струечкою шелестя… Время, ты меня обманешь! Ответ: 4 12. Укажите с помощью условных символов поэтическую форму по образцу: Х5 АбАб Весна. По улице прошла подзагулявшая гармошка, и белым цветом зацвела в прохладном подполе картошка. Ответ: Я4 аБаБ 13. Укажите арабской цифрой количество пиррихиев в следующих строках: Под вечер курочка тишком снесла яичко, а спросонок уже гуляет петушком неоперившийся цыпленок. Ответ: 5 14. Укажите с помощью условных символов поэтическую форму по образцу: Х5 АбАб: ...А бедный художник избрал слуховое окно где слушать то нечего вроде и угол паучий, но к небу поближе – и жарко цветет полотно, как дикий подсолнух, повернутый к солнцу за тучей. Ответ: Амф5 аБаБ 15. Укажите арабской цифрой номер слога, после которого стоит цезура: Ужасное злодейство! Слушай, верно Губителя раскаянье тревожит: Конечно, кровь невинного младенца Ему ступить мешает на престол. Ответ: 4 16. Укажите с помощью условных символов поэтическую форму по образцу: Х5 АбАб: Непостоянная погода – то заморозки, то жара – как непосильная свобода меня преследует с утра. Ответ: Я4 АбАб 17. Укажите с помощью условных символов поэтическую форму по образцу: Х5 АбАб: Мой удел невелик. Полагаю, мне не слышать медовых речей. Лучше я заведу попугая, благо стоит он тридцать рублей. Ответ: Ан3 АбАб 18. Укажите арабской цифрой минимальное количество звуков, необходимое для того, чтобы созвучие в рифме воспринималось как достаточное. Ответ: 2 19. Сколько строк в классической оде? Укажите количество арабскими цифрами. Ответ: 10 20. Сколько строк в сонете? Укажите количество арабскими цифрами. Ответ: 14 Критерии оценивания. Каждое задание оценивается 1 баллом. "зачтено" - верно выполнено 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Тюпа В.И. | Анализ художественного текста: учеб. пособие для вузов: учеб. пособие | М.: Академия, 2009 | |
Л1.2 | Н.Н. Михайлов | Теория художественного текста: учебное пособие | М.: Академия, 2006 | |
Л1.3 | Гадамер Х. Г. | Гадамер Х. Г. Текст и интерпретация. (Из немецко-французских дебатов с участием Ж. Деррида, Ф. Форгета, М. Франка, Х.-Г. Гадамера, Й. Грайша и Ф. Ларуелля): | М.: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2010 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ars interpretationis: Сб. статей / под ред О.Г. Левашовой : | Барнаул: Азбука, 2010 | ||
Л2.2 | Ковалев О.А. | Нарративные стратегии в литературе (на материале творчества Ф.М. Достоевского): монография: | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | Козлова С.М. | Козлова С.М. Интерпретация классики: монография : | Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://magazines.russ.ru/ | |||
Э2 | http://etc.dal.ca/noj/articles/volume3//08_Desyatov.pdf | |||
Э3 | http://www.filologia.su/teoriya-literatury/ | |||
Э4 | http://philologos.narod.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная) 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Целями освоения учебной дисциплины «Интерпретация текста» являются получение теоретических знаний о современной научной парадигме филологии и методологических принципах и методических приемах филологического исследования в целом и в избранной конкретной области филологии; овладение исследовательскими основами методологии научного познания при изучении различного вида текстов и коммуникаций, русской литературы, методами и приемами речевого воздействия в различных сферах коммуникации; формирование умений совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень и адаптивные способности в изменяющихся условиях профессиональной деятельности. Курс состост из двух частей: теоретической (знакомство с содержанием и методиками интерпретационного анализа текста)и практиориентированной,нацеленной на приобретение студентами навыков филологического анализа текста художественной и иной литературы на русском языке. При изучении первой части курса студентам предлагается изучить основные направления научного знания в русле теории интерпретации, а также познакомиться на основе реферирования с различными научными направлениями интерпетационизма и герменевтики. Вторая часть курса предполагает отработку практических навыков самостоятельной и аудиторной работы студентов над текстами с использованием интепретационных методов и приемов анализа текста. В ходе экзамена сдудент должен не только показать хорошее знание теории и практики, но и хорошо ориентироваться в современной научной литературе по изучаемой проблематике. |