МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Текст как объект профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильРусская филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_Филология_РФ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.филол.н., проф., Чернышова Т.В., Гребнева М.П.;к.филол.н., доцент, Московкина Е.А.

Рецензент(ы):
д.филол.н., проф., Десятов В.В.

Рабочая программа дисциплины
Текст как объект профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 986)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- обучить восприятию, анализу и интерпретации текста как целостного, законченного единства;
- дать систему теоретических понятий и исследовательских приемов, позволяющих самостоятельно анализировать и интерпретировать тексты разной жанровой направленности;
- сформировать навыки лингво-литературоведческого анализа и интерпретации формальных и содержательных элементов текста.
Единство общетеоретических сведений о тексте и практических навыков работы с ним призвано обучить комплексному подходу к художественному произведению и интерпретации его смыслов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен осуществлять на базовом уровне сбор и анализ языковых и литературных фактов, филологический анализ и интерпретацию текста;
ОПК-4.1 Владеет методикой сбора и анализа языковых и литературных фактов
ОПК-4.2 Умеет осуществлять поиск научной информации, реферировать и аннотировать научные источники
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологические принципы и методические приемы филологического исследования в области герменевтики и интерпретационизма для проведения научных исследований языка, фольклора и литературы.
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить исследования языка, фольклора и литературы с использованием методологических принципов и методических приемов филологического исследования в области герменевтики и интерпретационизма.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.знаниями современной научной парадигмы в области филологии, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования в области языка и литературы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводная часть
1.1. Теоретические основы интерпретационизма Практические 3 4 Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Основная часть
2.1. Становление герменевтики как теории в трудах Дильтея и Ф. Шлейермахера. Практические 3 4 Л1.3, Л2.1
2.2. Герменевтическая модель Г. Шпета. Практические 3 4 Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.3. Реферирование научных текстов Сам. работа 3 16 Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.4. Герменевтика как универсальный метод в области гуманитарных наук Практические 3 4 Л1.3
2.5. Понятие о филологической герменевтике (работы Георгия Исаевича Богина). Филологическая герменевтика как деятельность. Практические 3 4 Л2.2, Л2.3
2.6. Филологический интерпретационизм (интерпретирующий подход) и его разновидности. Практические 3 4 Л2.3, Л1.3, Л1.1
2.7. Теоретические положения работы Демьянкова В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века Практические 3 4 Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.8. Реферирование научных текстов Сам. работа 3 16 Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.9. Вклад Г. Гадамера в развитие герменевтики Практические 3 2 Л2.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 3. Практическая часть
3.1. Юношеская драматургия М.Ю. Лермонтова. Практические 3 2 Л1.1, Л1.2
3.2. Прозаические циклы Н.В. Гоголя Практические 3 2 Л1.1, Л1.2
3.3. Ученические поэмы М.Ю. Лермонтова. Практические 3 2 Л1.1, Л1.2
3.4. Подготовкуа к практическим занятиям Сам. работа 3 40

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценка сформированности компетенции
ПК-1: способностью применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
Примеры заданий закрытого типа:

Вопрос 1. Этот поэт называл поэтов орудием языка:
Этот поэт называл поэтов орудием языка:
а. И.А. Бродский
б. А.А. Блок
в. А.С. Пушкин
г. М.В. Ломоносов
Ответ: а.

Вопрос 2. Укажите литературоведа – изобретателя понятия «остранение».
а. В.Б. Шкловский
б. Ю.Н. Тынянов
в. В.М. Жирмунский
г. М.Л. Гаспаров
Ответ: а

Вопрос 3. Из какого искусства принцип монтажа проник в поэзию?
а. кинематограф
б. музыка
в. архитектура
Ответ: а

Вопрос 4. Если стихи имеют подражательный характер, автора обычно называют:
а. эпигоном
б. графоманом
в. примитивистом
г. минималистом
Ответ: а

Вопрос 5. Сознательное использование наивной поэзии – это:
а. примитивизм
б. минимализм
в. графомания
г. дилетантизм
Ответ: а

Вопрос 6. В русской поэзии это один из самых ярких представителей примитивизма:
а. Велимир Хлебников
б. Владимир Маяковский
в. Иосиф Бродский
г. Анна Ахматова
Ответ: а.

Вопрос 7. Термину «проза» в значении «способ организации художественной речи» в современном стиховедении противопоставляется:
а. стихи
б. поэзия
в. лирика
г. стихосложение
Ответ: а

Вопрос 8. Белый стих – это стих без:
а. рифмы
б. метра
в. ритма
г. членения на строки
Ответ: а.

Вопрос 9. К какой системе стихосложения относится русский народный стих?
а. тоническая
б. силлабическая
в. силлабо-тоническая
г. силлабо-метрическая
Ответ: а.

Вопрос 10. Как слово «верлибр» переводится на русский язык?
а. свободный стих
б. белый стих
в. стихопроза
г. лирическая проза
Ответ: а.

Вопрос 11. Какие признаки стихотворной речи присутствуют в верлибре?
а. членение на стихи
б. рифма
в. метр
г. чередование клаузул
Ответ: а.

Вопрос 12. Кто из поэтов XX века серьезно интересовался палиндромонами?
а. Велимир Хлебников
б. Владимир Маяковский
в. Марина Цветаева
г. Александр Блок
Ответ: а.

Вопрос 13. В этой системе стихосложения ритм определяется только количеством ударений.
а. тоническая
б. силлабическая
в. силлабо-тоническая
Ответ: а.

Вопрос 14. Изучение семантических ореолов началось именно с этого размера.
а. Х5
б. Я4
в. гекзаметр
г. Я6
Ответ: а.

Вопрос 15. Больше всего стихотворений, имеющих отношение к «лер­монтовскому циклу», написано этим поэтом:
а. М.Ю. Лермонтов
б. С.А. Есенин
в. А.А. Блок
г. Ф.И. Тютчев
Ответ: а.

Примеры заданий открытого типа:
1. Укажите фамилию стиховеда, которому принадлежит понятие «единство и теснота стихового ряда»:
Ответ: Тынянов

2. Это слово переводится как «рожденный после кого-то»:
Ответ: эпигон

3. Это латинское слово означает «поворот, возвращение к началу». Запишите его латиницей.
Ответ: versus

4. Назовите фамилию автора одностишия «О, закрой свои бледные ноги»:
Ответ: Брюсов

5. Как называется античный размер, где один стих состоит из различных стоп, но все последующие стихи построены точно так же?
Ответ: логаэд

6. Укажите римскими цифрами век, когда в русском языке появилось понятие «вирши»:
Ответ: XVII

7. Укажите фамилию поэта, начавшего силлабо-тоническую реформу в России:
Ответ: Тредиаковский

8. Укажите фамилию русского поэта, который в 1743 году признал новую силлабо-тоническую поэзию слишком однообразной:
Ответ: Кантемир

9. Его трактат по стиховедению 1752 года на протяжении нескольких десятилетий был учебником по стихосложению для поэтов. Назовите его фамилию:
Ответ: Тредиаковский

10. Назовите фамилию крупнейшего стиховеда начала XX века, автора «Опыта о русском стихосложении» (1812):
Ответ: Востоков

11. Какое минимальное количество раз должна повториться рифмовка, чтобы ее изменение воспринималось как перебой ритма? Укажите количество арабской цифрой.
Ответ: 2

12. В XIX веке с этим поэтом в наибольшей степени ассоциировались трехсложники. Укажите его фамилию:
Ответ: Некрасов

13. Стихотворения этого поэта сыграли решающую роль в утверждении дольников в русской поэзии. Укажите его фамилию:
Ответ: Блок

14. Назовите фамилию стиховеда, наиболее полно исследовавшего семантический ореол пятистопного хорея:
Ответ: Тарановский

15. Термин «семантический ореол» утвердился благодаря этому ученому. Назовите его фамилию.
Ответ: Гаспаров

16. Укажите фамилию автора:

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня...
Тяжело мне, замирают ноги...
Друг мой милый, видишь ли меня?
Ответ: Тютчев

17. Укажите фамилию автора:

Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.
Ответ: Блок

18. Укажите фамилию автора:

Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоем!
Ответ: Лермонтов

19. Укажите фамилию автора:

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Ответ: Лермонтов

20. Этот поэт считается канонизатором терцин:
Ответ: Данте.

Оценка сформированности компетенции
ПК-2: способностью проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов

Вопрос 1. Другой термин для обозначения дольника:
а. паузник
б. акцентный стих
в. логаэд
г. тактовик
Ответ: а

Вопрос 2. Тонический размер, где интервал безударных слогов колеблется от 1 до 3, а число ударных совпадает – это:
а. тактовик
б. дольник
в. акцентный стих
г. логаэд
Ответ: а

Вопрос 3. Дольник – это:
а. вид тонического стиха, где в строках совпадает число ударных слогов, а число безударных между ними колеблется от 1 до 2
б. вид тонического стиха, где в строках совпадает число ударных слогов, а число безударных между ними колеблется от 2 до 3
в. вид тонического стиха, где в строках совпадает число ударных слогов, а число безударных между ними колеблется от 0 до 2
г. вид силлабо-тонического стиха, где в строках совпадает число ударных слогов, а число безударных между ними колеблется от 1 до 2
Ответ: а

Вопрос 4. Какие дольники наиболее популярны в русских стихах?
а. 2-иктовые
б. 3-иктовые
в. 4-иктовые
г. 5-иктовые
Ответ: а

Вопрос 5. Выберите формы 3-иктового дольника, преобладающие в есенинском дольнике:
а. – 2 – 1 –
б. – 2 – 2 –
в. – 1 – 1 –
г. – 1 – 2 –
д. – 4 –
Ответ: а, б

Вопрос 6. Выберите формы 3-иктового дольника, преобладающие в цветаевском дольнике:
а. – 2 – 1 –
б. – 2 – 2 –
в. – 1 – 1 –
г. – 1 – 2 –
д. – 4 –
Ответ: а, д

Вопрос 7. Выберите формы 3-иктового дольника, преобладающие в гумилевском дольнике:
а. – 2 – 1 –
б. – 2 – 2 –
в. – 1 – 1 –
г. – 1 – 2 –
д. – 4 –
Ответ: а, г

Вопрос 8. Чистая форма тонического стиха – это:
а. акцентный стих
б. тактовик
в. дольник
г. логаэд
Ответ: а

Вопрос 9. Этот поэт нередко обращался к акцентному стиху:
а. Владимир Маяковский
б. Александр Блок
в. Сергей Есенин
г. Михаил Лермонтов
Ответ: а

Вопрос 10. Если все строки стихотворения – это одна форма дольника, то такой дольник превратился в:
а. логаэд
б. силлабо-тонику
в. тактовик
г. акцентный стих
Ответ: а

Вопрос 11. Определите размер стихотворения:

Адище города окна разбили
на крохотные, сосущие светами адки́.
Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,
над самым ухом взрывая гудки.

А там, под вывеской, где сельди из Керчи –
сбитый старикашка шарил очки
и заплакал, когда в вечереющем смерче
трамвай с разбега взметнул зрачки.
а. Акц2
б. Акц3
в. Акц4
г. Акц5
Ответ: в

Вопрос 12. Определите размер стихотворения:

По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.

а. Дк3
б. Ан3
в. Ткт3
г. Акц3
Ответ: а

Вопрос 13. Укажите строки, в которых есть стяжения:

У меня не живут цветы,
Красотой их на миг я обманут,
Постоят день, другой, и завянут,
У меня не живут цветы.
а. 1
б. 2
в. 3
г. 4
Ответ: а, г

Вопрос 14. Определите метр стихотворения:
За то, что некогда, юн и смел,
Не дал мне заживо сгнить меж тел
Бездушных, замертво пасть меж стен –
Не дам тебе – умереть совсем!
а. логаэд
б. дольник
в. акцентный стих
г. силлабо-тоника
Ответ: а

Вопрос 15. Укажите строфу, в которой нет стяжений:

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
а. 1
б. 2
в. 3
г. 4
Ответ: б

Примеры заданий открытого типа:

1. Поэтический прием, представляющий необычный порядок слов в предложении, с целью подчеркивания смысловой значимости.
Ответ: инверсия

3. Как называется стихотворение, в котором первые буквы стихов (или строф) складываются в определенный осмысленный порядок?
Ответ: акростих

4. Укажите русский эквивалент термина «анжамбман»:
Ответ: перенос

5. Запишите (латиницей) латинский синоним термина «стих»:
Ответ: versus

6. Как по-другому называется одностишие?
Ответ: моностих

7. Как называется ритмическое окончание стиха?
Ответ: клаузула

8. Постоянный словораздел, делящий стихи на полустишия:
Ответ: цезура

9. Укажите арабской цифрой номер строки, в которой использовано два пиррихия подряд.

Образ твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
«Господи!» – сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.

Божье имя, как большая птица,
Вылетало из моей груди.
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади.
Ответ: 6

10. Как по-другому называется сильный слог?
Ответ: икт

11. Укажите арабской цифрой номер строки, в которой происходит замедление темпа речи.

В летописях и в лобзаньях
Пойманное… но песка
Струечкою шелестя…
Время, ты меня обманешь!
Ответ: 4

12. Укажите с помощью условных символов поэтическую форму по образцу: Х5 АбАб

Весна. По улице прошла
подзагулявшая гармошка,
и белым цветом зацвела
в прохладном подполе картошка.
Ответ: Я4 аБаБ

13. Укажите арабской цифрой количество пиррихиев в следующих строках:

Под вечер курочка тишком
снесла яичко, а спросонок
уже гуляет петушком
неоперившийся цыпленок.
Ответ: 5

14. Укажите с помощью условных символов поэтическую форму по образцу: Х5 АбАб:

...А бедный художник избрал слуховое окно
где слушать то нечего вроде и угол паучий,
но к небу поближе – и жарко цветет полотно,
как дикий подсолнух, повернутый к солнцу за тучей.
Ответ: Амф5 аБаБ

15. Укажите арабской цифрой номер слога, после которого стоит цезура:

Ужасное злодейство! Слушай, верно
Губителя раскаянье тревожит:
Конечно, кровь невинного младенца
Ему ступить мешает на престол.
Ответ: 4

16. Укажите с помощью условных символов поэтическую форму по образцу: Х5 АбАб:

Непостоянная погода –
то заморозки, то жара –
как непосильная свобода
меня преследует с утра.
Ответ: Я4 АбАб

17. Укажите с помощью условных символов поэтическую форму по образцу: Х5 АбАб:

Мой удел невелик. Полагаю,
мне не слышать медовых речей.
Лучше я заведу попугая,
благо стоит он тридцать рублей.
Ответ: Ан3 АбАб

18. Укажите арабской цифрой минимальное количество звуков, необходимое для того, чтобы созвучие в рифме воспринималось как достаточное.
Ответ: 2

19. Сколько строк в классической оде? Укажите количество арабскими цифрами.
Ответ: 10

20. Сколько строк в сонете? Укажите количество арабскими цифрами.
Ответ: 14

Критерии оценивания. Каждое задание оценивается 1 баллом.
"зачтено" - верно выполнено 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
«Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тюпа В.И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для вузов: учеб. пособие М.: Академия, 2009
Л1.2 Н.Н. Михайлов Теория художественного текста: учебное пособие М.: Академия, 2006
Л1.3 Гадамер Х. Г. Гадамер Х. Г. Текст и интерпретация. (Из немецко-французских дебатов с участием Ж. Деррида, Ф. Форгета, М. Франка, Х.-Г. Гадамера, Й. Грайша и Ф. Ларуелля): М.: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2010 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ars interpretationis: Сб. статей / под ред О.Г. Левашовой : Барнаул: Азбука, 2010
Л2.2 Ковалев О.А. Нарративные стратегии в литературе (на материале творчества Ф.М. Достоевского): монография: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
Л2.3 Козлова С.М. Козлова С.М. Интерпретация классики: монография : Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://magazines.russ.ru/
Э2 http://etc.dal.ca/noj/articles/volume3//08_Desyatov.pdf
Э3 http://www.filologia.su/teoriya-literatury/
Э4 http://philologos.narod.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)


7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем



Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целями освоения учебной дисциплины «Интерпретация текста» являются получение теоретических знаний о современной научной парадигме филологии и методологических принципах и методических приемах филологического исследования в целом и в избранной конкретной области филологии; овладение исследовательскими основами методологии научного познания при изучении различного вида текстов и коммуникаций, русской литературы, методами и приемами речевого воздействия в различных сферах коммуникации; формирование умений совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень и адаптивные способности в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.
Курс состост из двух частей: теоретической (знакомство с содержанием и методиками интерпретационного анализа текста)и практиориентированной,нацеленной на приобретение студентами навыков филологического анализа текста художественной и иной литературы на русском языке.
При изучении первой части курса студентам предлагается изучить основные направления научного знания в русле теории интерпретации, а также познакомиться на основе реферирования с различными научными направлениями интерпетационизма и герменевтики.
Вторая часть курса предполагает отработку практических навыков самостоятельной и аудиторной работы студентов над текстами с использованием интепретационных методов и приемов анализа текста.
В ходе экзамена сдудент должен не только показать хорошее знание теории и практики, но и хорошо ориентироваться в современной научной литературе по изучаемой проблематике.