МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_Профессиональное обучение_Дизайн-2021
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 281
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 4 4 8 8 12 12
Практические 6 6 12 12 18 18
Сам. работа 94 94 187 187 281 281
Часы на контроль 4 4 9 9 13 13
Итого 108 108 216 216 324 324

Программу составил(и):
Преподаватель, Л.Б. Колина

Рецензент(ы):
к.иск., доц., И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
История искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. И.В. Черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. И.В. Черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
сформировать у студентов представление о специике художественного языка искусства, о периодизации и основных эпохах развития мирового искусства.
Задачи курса:
- формирование представлений о содержании и основных этапах процесса формирования научных знаний в области истории искусства;
- изучение понятий и терминов искусствоведения, основ художестсвенного языка искусства;
- формирование знаний об основных эпохаха истории мирового искусства, их хронологии;
- развитие у студентов навыков и приемов искусствоведческого анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Владеет теоретическими знаниями и специальными навыками в области художественного творчества и дизайна
ПК-1.1 Знает: основы истории искусства и дизайна, рисунка, живописи, композиции и колористики, принципы формообразования, приемы макетирования, специфику современных графических редакторов, возможности информационно коммуникационных технологий и других предметных сфер в области художественного творчества и дизайна
ПК-1.2 Владеет: навыками применения в педагогической деятельности теоретических знаний в области истории искусства и дизайна; применения навыков в сфере рисунка, живописи, композиции и колористики, формообразования, макетирования, современных графических редакторов, информационно-коммуникационных технологий и других специальных навыков в области художественного творчества и дизайна
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Знает: основы истории искусства и дизайна, рисунка, живописи, композиции и колористики, принципы формообразования, приемы макетирования, специфику современных графических редакторов, возможности информационно коммуникационных технологий и
других предметных сфер в области художественного творчества и дизайна
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теория искусства. Искусство древних цивилизаций. Древнерусское искусство
1.1. Введение в историю искусства Лекции 1 2 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
1.2. Виды и жанры искусства Сам. работа 1 18 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Наскальная живопись как феномен певобытного искусства Сам. работа 1 18 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Происхождение искусства Практические 1 2 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.5. Мегалитические памятники в мировом искусстве Практические 1 4 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.6. Первобытная культура Сам. работа 1 18 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.7. Киевская Русь. Принятие христианства как начальный отсчет древнерусского искусства. Лекции 1 2 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.8. Архитектурные школы Древней Руси Сам. работа 1 20 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.9. Живопись домонгольской Руси. Сам. работа 1 20 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. История искусства Средних веков
2.1. История искусства Средних веков Лекции 2 1 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках Практические 2 2 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Средневековый город в Западной и Центральной Европе Лекции 2 1 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Германия и Италия в XII-XV веках Практические 2 2 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. Культура Западной Европы в XI – XV веках Сам. работа 2 24 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.6. Славянские государства и Византия в XIV -XV веках Сам. работа 2 24 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.7. Средневековое искусство Китая и Японии Сам. работа 2 24 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.8. Искусство Востока Лекции 2 1 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.9. Индийское средневековое искусство Сам. работа 2 24 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.10. Итоговое занятие Сам. работа 2 18 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Эпоха Возрождения: Проторенессанс, раннее, высокое и позднее Возрождение
3.1. Проторенессанс (дученто) — 2-я половина XIII в.-XIV в. Лекции 2 1 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Раннее Возрождение (треченто) — начало XV-конец XV в. Лекции 2 1 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.3. Основные художественные центры итальянского Ренессанса Практические 2 2 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.4. Мастера эпохи Выского Возрождения Сам. работа 2 8 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.5. Формальные и содержательные особенности искусства Северного Возрождения Практические 2 2 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.6. Жанры изобразительного искусства Северного Возрождения Сам. работа 2 8 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.7. Основные тенденции развития искусства постсоветского периода. Лекции 2 1 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.8. Влияние готического искусство на сложение художественных традиций Северного Возрождения Лекции 2 1 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.9. Позднее Возрождение (чинквеченто) — середина XVI-90-е годы XVI в. Сам. работа 2 8 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.10. Художники эпохи Возрождения Сам. работа 2 12 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.11. Архитектура эпохи возрождения Сам. работа 2 13 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Искусство ХХ века
4.1. Архитектура Запада ХХ в. Творчество Ле Корбюзье. Школа Баухауза. Л. Мис ван дер Роэ. Архитектура в 50-70-е гг. ХХ века. Современные тенденции в развитии архитектуры Лекции 2 1 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.2. Абстракционизм в ХХ в. Художественная группа «Синий всадник». Художественная группа «Мост». Экспрессионизм. Практические 2 4 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.3. Кубизм.Творчество П. Пикассо. Сам. работа 2 12 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.4. Искусство Англии ХХ в. Сам. работа 2 12 ПК-1.1 Л1.1, Л3.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Владеет теоретическими знаниями и специальными навыками в области художественного творчества и дизайна

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1.Какой термин происходит от французского «ренессанс»?
А) Модерн
Б) Классика.
В) Возрождение
Г) Античность
Ответ: В
2.Укажите жанры и виды изобразительного искусства:
А) архитектура
Б) икона
В) палех
Ответ: Б
3.Укажите истоки древнерусской иконописи:
А) Сирия
Б) Византия
В) Болгария
Г) Древний Рим
Ответ: Б
4. Укажите главную постройку Афинского Акрополя:
А) Пантеон
Б) Парфенон
В) храм Артемиды
Ответ: Б
5.Архитектуру какого стиля характеризуют термины: каркас, нервюры, витраж, неф, «роза», стрельчатость, вимперг?
А) архаика
Б) готика
В) ренессанс
Г) ампир
Ответ: Б
6. В каком веке Русь приняла христианство?
А)VI в.
Б) X в.
В) XI в.
Г) XII в.
Ответ: Б
7. В конце неолита (6-4 тыс. до н.э.) появляются первые архитектурные каменные сооружения погребального, культового предназначения.
А) пирамиды
Б) дольмены
В) зиккураты
Г) мастабы
Ответ: Б
8.Кто автор иконы «Троица»?
А) Дионисий
Б) Симон Ушаков
В) Андрей Рублёв
Г) Феофан Грек
Ответ: В
9. Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи - художник, мыслитель, ученый. В своих картинах он впервые применил собственный прием живописи, получивший название "сфумато". Выберите и укажите правильное определение сфумато:
А) приведение человеческого тела в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции
Б) смягчение очертаний предметов с помощью воссоздания световоздушной среды
В) четкое геометрическое построение фигур как бы написанных в треугольнике
Г) прием в живописи, при котором черты индивидуального сочетаются с обобщением
Ответ: Б
10. Именно это произведение Леонардо да Винчи сегодня находится в Эрмитаже:
А) «Тайная вечеря»
Б) «Мадонна Литта»
В) «Страшный суд»
Ответ: Б
11. Укажите мастеров исторического жанра живописи:
А) В. Тропинин
Б) В.Суриков
В) А. Куинджи
Г) П.Федоров
Ответ: Б
12. Укажите основоположника лирического пейзажа в России:
А) О. Кипренский
Б) А.Саврасов
В) А. Бенуа
Ответ: Б
13. Кому 1818 г был открыт памятник на Красной площади в Москве?
А) Петру I
Б) А.С. Пушкину
В) Минину и Пожарскому
Г) Г.К. Жукову
Ответ :В
14. Что означает понятие «импрессионизм» в переводе с французского impression?
А) восторг
Б) впечатление
В) восхищение
Ответ: Б
15. Название какого популярного жанра изобразительного искусства переводится с французского как «мертвая природа»?
А) натюрморт
Б) пейзаж
В) дизайн
Ответ: А
16. Назовите фамилию скульптора — автора гигантской статуи «Рабочий и колхозница», установленной на Выставке Достижений Народного Хозяйства СССР в 1937 году.
А) И. Мартос
Б) В. Татлин
В) В. Мухина
Г) Е. Вучетич
Ответ: В


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1.Что такое живопись?
Ответ: Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

2. Что такое фреска?
Ответ: живопись красками, разведенными на воде, которые наносились по сырой штукатурке.

3. Что такое архитектура?
Ответ: искусство проектировать и строить разнообразные здания, сооружения и их комплексы.

4. Назовите пример классического готического архитектурного сооружения во Франции?
Ответ: Собор Парижской Богоматери

5. Для этого направления характерно создание образа главного героя как одинокого и глубоко страдающего человека. Именно страданиям и душевным переживаниям уделяется наиболее большое внимание авторов, как в литературе, так и в живописи. По сути, это вечное передвижение попутно с различными мыслями и размышлениями, и борьба человека с постоянными изменениями в мире, который его окружает. Назовите это направление в русском искусстве?
Ответ: романтизм.

6. Известный музей в Санкт-Петербурге, в котором собрана крупная коллекция произведений русских художников?
Ответ: Русский музей.

7. Назовите испанского художника, автора произведения «Девочка на шаре»?
Ответ: Пабло Пикассо

8. Стиль в европейском искусстве 17 века, который рассматривал античность как этическую и художественную норму.
Ответ: классицизм.

9.Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти –это мастера эпохи ……
Ответ: Возрождения.

10.Деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте укрепляются подрамник с холстом. Что это?
Ответ: Мольберт.

11.Сочетание цветовых тонов в произведениях изобразительного искусства это-…
Ответ: колорит.

12. Испанский художник Сальвадор Дали - яркий представитель направления, которое называется ….
Ответ: Сюрреализм.

13. Художественное направление, возникшее во Франции в последней трети 19 века. На выставке в 1874 году была представлена картина Клода Моде «Впечатление. Восход Солнца». Назовите это направление
Ответ: импрессионизм.

14. Назовите вид искусства, разновидностью которого является гравюра.
Ответ: графики.

15. Сколько медведей изображено на картине И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"?
Ответ: медведица с тремя медвежатами

16. Этот цвет преобладает на многих картинах Винсента Ван Гога?
Ответ: желтый.

17.Пейзаж Василия Поленова носит название «…….дворик»
Ответ: Московский.

18. Сколько человек изображено на фреске Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"?
Ответ: 13

19. Живопись на открытом воздухе это –
Ответ: пленэр

20. Архитектурно-скульптурный комплекс, установленный в память о погибших героях – это
Ответ: мемориальный ансамбль

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусства: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. В. Ильина История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник // ЭБС "Юрайт" 2018, 2011 www.biblio-online.ru
Л2.2 Л.И. Акимова, И.Л. Бусева-Давыдова, Н.А. Виноградова и др. История искусства: Белый город, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441774
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Университетская библиотека onlaine .- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
Э2 2. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. - Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
Э3 4. Ссылка на web-страницу: Государственный художественный музей Алтайского края : [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://muzei.ab.ru
Э4 5. Ссылка на web-страницу:Государственный Эрмитаж: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.hermitagemuseum.org
Э5 6. Ссылка на web-страницу: Русский музей:[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://rusmuseum.ru
Э6 Курс «История культуры и искусства» в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.