Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Английский язык. Китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_05_Педобразование_АК-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д.пс.н., профессор
1.1. | дать представление о современной роли обучения и воспитания в развитии личности, механизмах и условиях становления личности в процессе обучения и воспитания, о многообразии современных методов обучения и воспитания и техниках педагогического взаимодействия |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-5 | Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении |
ОПК-5.1 | Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе с ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся |
ОПК-5.2 | Обеспечивает объективность и достоверность оценки образовательных результатов обучающихся |
ОПК-5.3 | Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса |
ОПК-6 | Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями |
ОПК-6.1 | Осуществляет отбор и применяет психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся |
ОПК-6.2 | Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся |
ОПК-6.3 | Проектирует индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития |
ОПК-7 | Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ |
ОПК-7.1 | Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося |
ОПК-7.2 | Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума |
ОПК-7.3 | Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ и др. |
ОПК-8 | Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний |
ОПК-8.1 | Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний |
ОПК-8.2 | Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ | ||||||
1.1. | Краткий исторический очерк становления педагогической психологии | Лекции | 4 | 4 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Предмет, задачи, актуальные проблемы современной педагогической психологии | Практические | 4 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Методы исследования в педагогической психологии | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ | ||||||
2.1. | Сущность понятия обучения. Актуальные проблемы современного школьного обучения | Лекции | 4 | 4 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Обучение как условие развития. Гипотеза Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития | Практические | 4 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Современные направления обучения | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||||
3.1. | Психологическая сущность и структура учебной деятельности | Лекции | 4 | 4 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.2. | Компоненты учебной деятельности | Практические | 4 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.3. | Проблема неуспеваемости учащихся в процессе учебной деятельности | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. НАУЧЕНИЕ И ЕГО ЗАКОНОМЕРНОСТИ | ||||||
4.1. | Сущность научения и его виды | Лекции | 4 | 4 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Современные зарубежные теории научения | Практические | 4 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.3. | Руководство научением. Роль подкрепления и наказания в научении | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 5. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ | ||||||
5.1. | Многообразие представлений о процессе воспитания | Лекции | 4 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.2. | Психологические аспекты воспитания | Практические | 4 | 4 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.3. | Структура воспитательного процесса | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 6. ПСИХОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ | ||||||
6.1. | Предмет и направления исследования психологии учителя | Лекции | 4 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
6.2. | Личность учителя как условие эффективного обучения | Практические | 4 | 4 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
6.3. | Педагогическая деятельность | Сам. работа | 4 | 12 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - «Педагогическая психология» (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1113) ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Педагогическая психология – это наука: а) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности; б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания; в) о структуре и закономерностях протекания процесса учения; г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя. Правильный ответ: б Вопрос 2. Основной задачей образования является: а) содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения; б) формирование умений и навыков; в) содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения; г) овладение социокультурным опытом. Правильный ответ: в Вопрос 3. Под обучением понимают: а) процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков; б) процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику; в) предпринимаемые учеником учебные действия; г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика. Правильный ответ: г Вопрос 4. Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а также на его развитие является: а) научение; б) учение; в) обучение; г) обученность. Правильный ответ: б Вопрос 5. Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является: а) принцип социального моделирования; б) принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач; в) принцип личностно-деятельностного подхода; г) принцип установления связи между стимулами и реакциями; д) принцип упражняемости. Правильный ответ: в Вопрос 6. Основоположником русской педагогической психологии является: а) К.Д. Ушинский; б) А.П. Нечаев; в) П.Ф. Каптерев; г) А.Ф. Лазурский. Правильный ответ: в Вопрос 7. Самым глубинным и полным уровнем обученности является: а) воспроизведение; б) понимание; в) узнавание; г) усвоение. Правильный ответ: г Вопрос 8. Л. С. Выготский рассматривает проблему соотношения обучения и развития: а) отождествляя процессы обучения и развития; б) полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка; в) полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой. Правильный ответ: в Вопрос 9. Основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению является: а) низкий уровень знаний; б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся; в) недостаточная активность учащихся в процессе обучения. Правильный ответ: в Вопрос 10. Целью развивающего обучения является: а) развитие ученика как субъекта учебной деятельности; б) достижение высокого уровня обученности учащихся; в) формирование умственных действий и понятий; г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения. Правильный ответ: а Вопрос 10. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является: а) потребность изменить социально-статусную позицию в общении; б) потребность получать одобрение и признание; в) стремление соответствовать требованиям преподавателей; избежать наказания; г) стремление приобрести новые знания и умения. Правильный ответ: г Вопрос 11. Недостатком программированного обучения является: а) отсутствие четких критериев контроля знаний; б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся; в) отсутствие индивидуального подхода к обучению; г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся. Правильный ответ: г Вопрос 12. Основным показателем готовности ребенка к обучению в школе является: а) овладение основными навыками чтения и счета; б) развитие у ребенка мелкой моторики; в) желание ребенка ходить в школу; г) зрелость психических функций и саморегуляция; д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей. Правильный ответ: г Вопрос 13. Уровень актуального развития характеризует: а) обученность, воспитанность, развитость; б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость; в) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость; г) обученность, обучаемость. Правильный ответ: а Вопрос 14. Основной функцией педагогической оценки является: а) определение уровня фактического исполнения учебного действия; б) осуществление подкрепления в виде наказания-поощрения; в) развитие мотивационной сферы учащегося. Правильный ответ: в Вопрос 15. Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» – сформулировал: а) Л.С. Выготский; б) С.Л. Рубинштейн; в) Б.Г. Ананьев; г) Дж. Брунер. Правильный ответ: а КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях – это … (назовите вид образования). Правильный ответ: инклюзивное образование. Вопрос 2. Конструктивный, организаторский компонент, коммуникативный и гностический компоненты – это компоненты …. … , выделенные Н.В. Кузьминой. Вставьте 2 пропущенных слова. Правильный ответ: педагогической деятельности. Вопрос 3. Назовите основные факторы развития личности? Правильный ответ: наследственность, среда, воспитание. Вопрос 4. Специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения – это … технология. Вставьте пропущенное слово. Правильный ответ: педагогическая. Вопрос 5. На кого ориентирована гуманистическая педагогика? Правильный ответ: Личность. Вопрос 6. Кем введено понятие «Педагогическая психология»? Правильный ответ: П.Ф. Каптеревым. Вопрос 7. Кем был предложен термин «зона ближайшего развития»? Правильный ответ: Л.С. Выготским. Вопрос 8. Перечислите науки, с которыми связана педагогическая психология (не менее трех). Правильный ответ: философия, социология, психология, медицина, этика, эстетика, экономика, политология, право, анатомия. Вопрос 9. Педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества – .... (вставьте пропущенное слово). Правильный ответ: воспитание. Вопрос 10. Какова позиция учителя в личностно-ориентирующем обучении? Правильный ответ: развитие индивидуальности каждого обучающегося. Вопрос 11. Способ выполнения действия, ставший в результате упражнений автоматизированным, – это … (вставьте пропущенное слово). Правильный ответ: навык. Вопрос 12. Публичный спор, одна из активных форм работы с учащимися – это … (вставьте пропущенное слово). Правильный ответ: диспут. Вопрос 13. Комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей – это образовательные … (вставьте пропущенное слово). Правильный ответ: услуги. Вопрос 14. Специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы, – это … Правильный ответ: интерактивное обучение. Вопрос 15. Субъектно-деятельностный тип обучения, приходящий на смену традиционному объектно-трансляционному типу и основывающийся на новом представлении об онтогенезе психики человека, – это … Правильный ответ: развивающее обучение. Вопрос 16. Л.В. Занков разработал систему … … как технологию раннего интенсивного всестороннего развития личности ребенка? (вставьте два пропущенных слова) Правильный ответ: развивающего обучения. Вопрос 17. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу – это … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: воспитание. Вопрос 18. Процесс двухсторонней активности учителя и учащихся, в результате которого учитель передает, а учащийся активно приобретает знания, умения, навыки, формируется научное мировоззрение, развиваются творческие силы учащихся – это … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: обучение. Вопрос 19. Личностная (приобретенная) способность обучающегося успешно решать определенный круг задач – это ... (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: компетенция. Вопрос 20. Уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности – это ... (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: квалификация. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6 Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Способность сплочения ученического коллектива и воодушевления на решение важной задачи по В.А. Крутецкому – это…: а) дидактические способности; б) академические способности; в) перцептивные способности; г) организаторские способности. Правильный ответ: г Вопрос 2. Деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями – это…: а) воспитание; б) педагогические закономерности воспитания; в) самовоспитание; г) самообразование. Правильный ответ: в Вопрос 3. Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относиться к умениям: а) межличностной коммуникации; б) восприятия и понимания друг друга; в) межличностного взаимодействия; г) передачи информации. Правильный ответ: б Вопрос 4. В воспитательном плане наиболее эффективен …тип обучения. а) традиционный; б) проблемный; в) программированный; г) догматический. Правильный ответ: б Вопрос 5. Педагогическое взаимодействие обучающегося и обучаемого при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету составляет суть…функций взаимодействия субъектов педагогического процесса: а) организационной; б) конструктивной; в) коммуникативно-стимулирующей; г) информационно-обучающей. Правильный ответ: г Вопрос 6. Добровольное задание самому себе осознанных целей и заданий самосовершенствования – это…: а) самообязательство; б) самоотчет; в) осмысление собственных действий; г) самоконтроль. Правильный ответ: а Вопрос 7. Дальнейшая детализация, создание проекта, приближающегося для использования в конкретных условиях участниками воспитательного процесса – это..: а) педагогическая ситуация; б) педагогический процесс; в) педагогическое конструирование. Правильный ответ: в Вопрос 8. Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе: а) программированного обучения; б) проблемного обучения; в) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий; г) традиционного обучения. Правильный ответ: б Вопрос 9. Воспитанность характеризуется: а) предрасположенностью человека к воспитательным воздействиям; б) усвоением нравственных знаний и форм поведения; в) умением человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействуя с другими людьми в различных видах деятельности. Правильный ответ: в Вопрос 10. Педагогическая направленность – это: а) любовь к детям; б) система эмоционально-ценностных отношений, задающая структуру мотивов личности учителя; в) желание освоить профессию педагога. Правильный ответ: б Вопрос 11. Педагогическая деятельность начинается с: а) отбора учебного содержания; б) выбора методов и форм обучения; в) анализа возможностей и перспектив развития учащихся. Правильный ответ: в Вопрос 12. Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы: а) о наличии явления; б) о наличии связи между явлениями; в) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями; г) о наличии причинной связи между явлениями. Правильный ответ: г Вопрос 13. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже ХIХ-ХХ вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется: а) педагогика; б) педология; в) дидактика; г) психопедагогика. Правильный ответ: б Вопрос 14. Первый по порядку следования этап и компонент педагогической деятельности: а) подготовительный этап; б) организаторская деятельность; в) этап осуществления педагогического процесса; г) этап анализа результатов; д) гностическая деятельность; е) конструктивная деятельность; ж) коммуникативная деятельность. Правильный ответ: а Вопрос 15. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями, называется: а) широкими познавательными мотивами; б) широкими социальными мотивами; в) учебно-познавательными мотивами; г) узкими социальными мотивами. Правильный ответ: а КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку его поведения с позиций интересов одноклассников и с целью закрепления положительных качеств – это … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: поощрение. Вопрос 2. Какой подход требует учета индивидуальных особенностей воспитанников? Правильный ответ: личностно-ориентированный. Вопрос 3. Группа методов, в основе которых лежит феномен проекции, называется … методами (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: проективными. Вопрос 4. Предполагает отработку профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами …тренинг (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: имитационный. Вопрос 5. Процесс воспитания длится по времени всю … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: жизнь. Вопрос 6. Особенностью процесса воспитания является его … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: комплексность. Вопрос 7. Процесс сознательного усвоения социального опыта и формирования определенных качеств самим индивидом, необходимых ему для собственного личностного становления и развития – это … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: самовоспитание. Вопрос 8. Система методов воспитательного воздействия, направленных на изменение сформированных свойств личности, выработанных привычек и нравственных основ жизнедеятельности – это … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: перевоспитание. Вопрос 9. Важную роль в самовоспитании играет …. (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: самосознание. Вопрос 10. Взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью – это … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: коллектив. Вопрос 11. В классном коллективе могут быть 2 лидера – это … и … . Правильный ответ: формальный и неформальный. Вопрос 12. Определенная степень овладения приемами и способами решения профессионально-педагогических задач – это … культура педагога (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: профессиональная. Вопрос 13. Профессиональная культура педагога конкретизируется в понятиях … Правильный ответ: культура педагогической деятельности, культура педагогического общения, культура личности педагога. Вопрос 14. Гносеологическая, гуманистическая, коммуникативная, обучающая, воспитывающая, нормативная, информационная выступают … профессиональной культуры педагога (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: функциями. Вопрос 15. Вставьте пропущенное слово. Наполнение содержания образования «человековедческим материалом» с учетом личностно-развивающих методик является отражением его культуры, которая называется … культурой. Правильный ответ: гуманитарной. Вопрос 16. На чем базируется пригодность человека к педагогической деятельности? Назовите 2-3 характеристики. Правильный ответ: на нормальном интеллектуальном развитии, эмпатичности, сценичности эмоций, нормальном уровне развития коммуникативно-познавательной активности. Вопрос 17. Когда мы имеем ввиду систему ценностных ориентаций, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, стремящегося утвердить её в педагогической деятельности и общении, о каком виде направленности идет речь? Правильный ответ: педагогическая направленность. Вопрос 18. Вставьте пропущенное слово. Способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия – это … способности (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: коммуникативные. Вопрос 19. К способам невербальной коммуникации педагога относятся … Правильный ответ: язык глаз, мимика, пантомимика, жесты. Вопрос 20. На стремлении ребенка к подражанию основан такой метод воспитания как … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: пример. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-7 Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Педагогическая психология – это наука: а) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности; б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания; в) о структуре и закономерностях протекания процесса учения; г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя. Правильный ответ: б Вопрос 2. Основной задачей образования является: а) содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения; б) формирование умений и навыков; в) содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения; г) овладение социокультурным опытом. Правильный ответ: в Вопрос 3. Под обучением понимают: а) процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков; б) процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику; в) предпринимаемые учеником учебные действия; г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика. Правильный ответ: г Вопрос 4. Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а также на его развитие является: а) научение; б) учение; в) обучение; г) обученность. Правильный ответ: б Вопрос 5. Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является: а) принцип социального моделирования; б) принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач; в) принцип личностно-деятельностного подхода; г) принцип установления связи между стимулами и реакциями; д) принцип упражняемости. Правильный ответ: в Вопрос 6. Самым глубинным и полным уровнем обученности является: а) воспроизведение; б) понимание; в) узнавание; г) усвоение. Правильный ответ: г Вопрос 7. Основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению является: а) низкий уровень знаний; б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся; в) недостаточная активность учащихся в процессе обучения. Правильный ответ: в Вопрос 8. Целью развивающего обучения является: а) развитие ученика как субъекта учебной деятельности; б) достижение высокого уровня обученности учащихся; в) формирование умственных действий и понятий; г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения. Правильный ответ: а Вопрос 9. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является: а) потребность изменить социально-статусную позицию в общении; б) потребность получать одобрение и признание; в) стремление соответствовать требованиям преподавателей; избежать наказания; г) стремление приобрести новые знания и умения. Правильный ответ: г Вопрос 10. Недостатком программированного обучения является: а) отсутствие четких критериев контроля знаний; б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся; в) отсутствие индивидуального подхода к обучению; г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся. Правильный ответ: г Вопрос 11. Основным показателем готовности ребенка к обучению в школе является: а) овладение основными навыками чтения и счета; б) развитие у ребенка мелкой моторики; в) желание ребенка ходить в школу; г) зрелость психических функций и саморегуляция; д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей. Правильный ответ: г Вопрос 12. Основной функцией педагогической оценки является: а) определение уровня фактического исполнения учебного действия; б) осуществление подкрепления в виде наказания-поощрения; в) развитие мотивационной сферы учащегося. Правильный ответ: в Вопрос 13. Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» – сформулировал: а) Л.С. Выготский; б) С.Л. Рубинштейн; в) Б.Г. Ананьев; г) Дж. Брунер. Правильный ответ: а Вопрос 14. Деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями – это…: а) воспитание; б) педагогические закономерности воспитания; в) самовоспитание; г) самообразование. Правильный ответ: в Вопрос 15. В воспитательном плане наиболее эффективен …тип обучения. а) традиционный; б) проблемный; в) программированный; г) догматический. Правильный ответ: б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях – это … (назовите вид образования). Правильный ответ: инклюзивное образование. Вопрос 2. Назовите основные факторы развития личности? Правильный ответ: наследственность, среда, воспитание. Вопрос 3. На кого ориентирована гуманистическая педагогика? Правильный ответ: Личность. Вопрос 4. Кем был предложен термин «зона ближайшего развития»? Правильный ответ: Л.С. Выготским. Вопрос 5. Перечислите науки, с которыми связана педагогическая психология (не менее трех). Правильный ответ: философия, социология, психология, медицина, этика, эстетика, экономика, политология, право, анатомия. Вопрос 6. Педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества – .... (вставьте пропущенное слово). Правильный ответ: воспитание. Вопрос 7. Какова позиция учителя в личностно-ориентирующем обучении? Правильный ответ: развитие индивидуальности каждого обучающегося. Вопрос 8. Публичный спор, одна из активных форм работы с учащимися – это … (вставьте пропущенное слово). Правильный ответ: диспут. Вопрос 9. Комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей – это образовательные … (вставьте пропущенное слово). Правильный ответ: услуги. Вопрос 10. Специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы, – это … Правильный ответ: интерактивное обучение. Вопрос 11. Субъектно-деятельностный тип обучения, приходящий на смену традиционному объектно-трансляционному типу и основывающийся на новом представлении об онтогенезе психики человека, – это … Правильный ответ: развивающее обучение. Вопрос 12. Л.В. Занков разработал систему … … как технологию раннего интенсивного всестороннего развития личности ребенка? (вставьте два пропущенных слова) Правильный ответ: развивающего обучения. Вопрос 13. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу – это … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: воспитание. Вопрос 14. Личностная (приобретенная) способность обучающегося успешно решать определенный круг задач – это ... (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: компетенция. Вопрос 15. Способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку его поведения с позиций интересов одноклассников и с целью закрепления положительных качеств – это … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: поощрение. Вопрос 16. Какой подход требует учета индивидуальных особенностей воспитанников? Правильный ответ: личностно-ориентированный. Вопрос 17. Предполагает отработку профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами …тренинг (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: имитационный. Вопрос 18. Процесс воспитания длится по времени всю … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: жизнь. Вопрос 19. Процесс сознательного усвоения социального опыта и формирования определенных качеств самим индивидом, необходимых ему для собственного личностного становления и развития – это … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: самовоспитание. Вопрос 20. Система методов воспитательного воздействия, направленных на изменение сформированных свойств личности, выработанных привычек и нравственных основ жизнедеятельности – это … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: перевоспитание. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5 Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Ключевая характеристика, определяющая готовность ребенка к учебе в школе: а) степень развитости мелкой моторики; б) наличие базовых знаний (счет, письмо); в) соответствующее психическое развитие и навыки саморегуляции. Правильный ответ: в Вопрос 2. Начальная стадия деятельности педагога: а) подбор формата подачи информации; б) определение способностей и перспектив учеников (студентов); в) составление учебного плана. Правильный ответ: б Вопрос 3. Назначение эксперимента в психолого-педагогическом исследовании – проверка гипотезы о: а) существовании самого явления; б) существовании явления, а также связей между рядом явлений; в) существовании причинной связи между определенными явлениями Правильный ответ: в Вопрос 4. Максимальную точность результатов дает исследование методом: а) анализа продуктов деятельности; б) эксперимента; в) наблюдения. Правильный ответ: б Вопрос 5. Оценку и переработку имеющейся информации без привлечения внешних средств, проводящуюся на внутреннем плане сознания, называют: а) анализом; б) мышлением; в) умственной деятельностью. Правильный ответ: в Вопрос 6. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпроса» вышло в: а) 1936; б) 1917; в) 1941. Правильный ответ: а Вопрос 6. Для того чтобы оценка играла образовательную и воспитательную роль, необходимо соблюдение следующих требований: а) она должна осуществляться систематически, но без «перебора», так как большое количество текущих оценок ограничивает само¬стоятельность учащихся, не позволяет развиться самоконтролю, рождает мотивы избегания неудач, способствует развитию неуве¬ренности в себе; б) быть адекватной и непредвзятой; в) носить своевременный характер, то есть действовать «на месте»; г) быть дифференцированной, то есть зависеть от способностей и ха¬рактера ученика (носить индивидуальный характер); д) быть разнообразной по форме; е) все ответы верны. Правильный ответ: е Вопрос 7. При частой внешней оценке обнаруживаются следующие тенденции в поведении и личностных качествах школьников: а) боязнь не соответствовать предлагаемому «образу»; б) боязнь наказания; в) неуверенность в себе; г) боязнь «упасть» в глазах сверстников; д) «размытость» критериев самооценки, не понимание своих « сильных» и «слабых» сторон; е) все ответы верны. Правильный ответ: е Вопрос 8. Цель тестирования дошкольника перед приемом в учебное заведение – определение его … готовности. а) эмоциональной, когнитивной; б) эмоционально-волевой, мотивационной, когнитивной; в) когнитивной, волевой, мотивационной. Правильный ответ: б Вопрос 9. При частом внешнем контроле обнаруживаются следующие тенденции в поведении и личностных качествах школьников: а) низкая самооценка и неуверенность в себе; б) зависимость от внешних обстоятельств; в) преобладание мотивации избегания неудач над мотивацией дости¬жения успеха; г) нарушения психосоматического характера; д) низкий уровень ответственности; е) низкий уровень самоконтроля в поведении и деятельности; ж) репродуктивный подход при выполнении заданий; з) все ответы верны. Правильный ответ: з Вопрос 10. Для личностно-ориентированной модели общения характерно: а) наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик, диктат или опека; б) удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций; в) сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей. Правильный ответ: в Вопрос 11. Для учебно-дисциплинарной модели общения характерно а) наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик, диктат или опека; б) удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций; в) сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей. Правильный ответ: а Вопрос 12. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является: а) потребность изменить социально-статусную позицию в общении; б) стремление соответствовать требованиям преподавателей избежать наказания; в) стремление приобрести новые знания и умения; г) потребность получать одобрение и признание. Правильный ответ: в Вопрос 13. Глобальным объектом педагогической психологии является: а) образовательный процесс; б) воспитательный процесс; в) процесс усвоения. Правильный ответ: а Вопрос 14. Организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывающая индивидуальные различия учащихся и позволяющая создавать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика называется: а) оптимизация обучения; б) индивидуализация обучения; с) дифференциация обучения; д) модернизация обучения. Правильный ответ: б Вопрос 15. Как называется область научного знания, интегрирующая психологические, дидактические, методические знания, используемые в реальной практике развивающего образования, с целью личностно-ценностной направленности образовательного процесса? а) педагогическая психология; б) дидактика; в) педагогика; г) психодидактика. Правильный ответ: г КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Цель, которая ставится перед учащимися в форме проблемной задачи и тем самым создает учебную и проблемную ситуацию на уроке – это …. Правильный ответ: учебная задача. Вопрос 2. Первым условием эффективности учебного процесса является формирование … учения (вставьте пропущенное слово). Правильный ответ: мотивация. Вопрос 3. Наличный уровень подготовленности, определяемый с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно называется … Правильный ответ: уровень актуального развития. Вопрос 4. Сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке – это (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: развитие. Вопрос 5. При обследовании учащихся школы необходимо соблюдать ряд этических принципов … (перечислите 2-3 принципа) Правильный ответ: создать испытуемым благоприятную, комфортную обстановку; диагностика должна давать достоверные результаты; выводы не должны быть обязательно корректными; выводы должны быть объективными; выводы не должны зависеть от отношения к испытуемым. Вопрос 6. Глобальным объектом исследования в педагогической психологии является … (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: образование. Вопрос 7. Метод, основанный на изучении закономерностей психического развития посредством моделирования его существенных условий – это … Правильный ответ: формирующий эксперимент. Вопрос 8. Элементами корпоративной культуры образовательного учреждения являются … (назовите 2-3 элемента) Правильный ответ: психологический климат, организационные ценности, нормы, правила, мировоззрение. Вопрос 9. Состояние, противоположное развитости, воспитанности, образованности (обученности): отсутствие необходимых навыков поведения и общения, необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов называется … Правильный ответ: педагогическая запущенность. Вопрос 10. Ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности – это … ребенок (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: одаренный. Вопрос 11. Способ исследований структуры и характера межличностных отношений в школьном классе на основе измерения межличностного выбора называется …. Правильный ответ: социометрией. Вопрос 12. Способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия – это … способности (вставьте пропущенное слово) Правильный ответ: коммуникативные. Вопрос 13. Признаками обучаемости являются … (назовите 2-3 признака) Правильный ответ: активность ориентировки в новых условиях; перенос известных способов решения задач в новые условия; быстрота образования новых понятий и способов деятельности; работоспособность, выносливость. Вопрос 14. По какой системе оцениваются учебные достижения российских обучающихся? Правильный ответ: по пятибальной. Вопрос 15. Какие средства передачи информации относятся к коммуникации? Правильный ответ: вербальные и невербальные. Вопрос 16. Как называется динамический процесс в малой группе, связанный с управлением группой? Правильный ответ: лидерство и руководство. Вопрос 17. Когда мы имеем ввиду систему ценностных ориентаций, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, стремящегося утвердить её в педагогической деятельности и общении, о каком виде направленности идет речь? Правильный ответ: педагогическая направленность. Вопрос 18. Гносеологическая, гуманистическая, коммуникативная, обучающая, воспитывающая, нормативная, информационная выступают … профессиональной культуры педагога (вставьте пропущенное слово). Правильный ответ: функциями. Вопрос 19. Назовите 2 основные функции педагогического сопровождения. Правильный ответ: включенность; стимулирование саморазвития на основе рефлексии. Вопрос 20. Контроль динамики социального и психического развития детей и поиск оптимальных возможностей перевода их на более высокий уровень, а также установление правильного направления развития детей осуществляется с помощью …. (вставьте пропущенное слово). Правильный ответ: психодиагностики. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова | Педагогическая психология: учебное пособие | Москва : ФЛИНТА, 2021 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И.В. Марусева | Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов | М. ; Берлин : Директ-Медиа, электронный, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279291 |
Л2.2 | .Л. Шабанова, А.Н. Фоминова. | Педагогическая психология: учебное пособие | М. : Флинта, электронный, 2016 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79468 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | университетская библиотека on-line | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э3 | курс в Moodle «Педагогическая психология» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Методические рекомендации к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации. Подготовка к практическим занятиям. В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов, уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы. При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу. Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Подготовка к тестам контроля знаний. Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. |