МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильПраво и Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_ПиЭ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент, Герасимова О. Ю.;препод., Аюченко А.Е.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, докт. псих. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, докт. псих. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1. профессиональная подготовка по вопросам правового регулирования отношений, возникающих с их участием, обеспечение высокого уровня знаний на основе действующего законодательства, практики его применения с учетом особенностей профессиональной деятельности педагога.
Для достижения поставленной цели выделяются задачи курса:
- содействие пониманию проблем современной теории и методики обучения, усвоение студентами нормативно-правовых понятий, мониторинга учебной деятельности, диагностичности цели применительно к процессу обучения;
- формирование представлений об основных нормативно-правовых основах, их концептуальной основе, развивающих, воспитывающих, образовательных возможностях, целях, задачах, проблемах и и возможностях применения при обучении конкретному учебному
предмету.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-1.1 Понимает и объясняет сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, профессионального обучения, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства
ОПК-1.2 Применяет в своей деятельности основные нормативно правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной деятельности
УК-10Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
УК-10.1 Знает основные понятия экстремизма, терроризма, коррупционного поведения, их основные признаки, актуальные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, терроризму, коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за подобные нарушения
УК-10.2 Умеет критически оценивать и выбирать правомерные инструменты формирования нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупционного поведения, в том числе в профессиональной деятельности
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Определяет совокупность взаимосвязанных задач и ресурсное обеспечение, условия достижения поставленной цели, исходя из действующих правовых норм
УК-2.2 Оценивает вероятные риски и ограничения, определяет ожидаемые результаты решения поставленных задач
УК-2.3 Использует инструменты и техники цифрового моделирования для реализации образовательных процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы осуществления социального взаимодействия и реализации своей роли в команде;
способы восприятия межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этническом и философском контекстах.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этническом и философском контекстах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами осуществления социального взаимодействия и реализации своей роли в команде;
способами восприятия межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этническом и философском контекстах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные законодательные акты и нормативные документы в области образования
1.1. Сфера образования как объект правового регулирования. Принципы государственной политики в области образования. Законодательство РФ в области образования. Задачи законодательства РФ в области образования. Система образования в РФ. Понятие системы образования. Виды, уровни и формы образования в Российской Федерации. Общие требования к реализации образовательных программ. Содержание ФГОС. Современное состояние различных систем образования. Лекции 1 1 УК-10.1, УК-10.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Сфера образования как объект правового регулирования. Принципы государственной политики в области образования. Законодательство РФ в области образования. Задачи законодательства РФ в области образования. Система образования в РФ. Понятие системы образования. Виды, уровни и формы образования в Российской Федерации. Общие требования к реализации образовательных программ. Содержание ФГОС. Современное состояние различных систем образования. Практические 1 1 УК-10.1, УК-10.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Сфера образования как объект правового регулирования. Принципы государственной политики в области образования. Законодательство РФ в области образования. Задачи законодательства РФ в области образования. Система образования в РФ. Понятие системы образования. Виды, уровни и формы образования в Российской Федерации. Общие требования к реализации образовательных программ. Содержание ФГОС. Современное состояние различных систем образования. Сам. работа 1 26 УК-10.1, УК-10.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Правоотношения в сфере образования
2.1. Понятие правоотношений в сфере образования. Признаки правоотношений в сфере образования. Объекты правоотношений. Субъекты правоотношений. Правовой статус образовательной организации. Федеральные государственные органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования. Независимая оценка качества образования. Основные права и обязанности участников образовательного процесса. Лекции 1 2 УК-10.1, УК-10.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Понятие правоотношений в сфере образования. Признаки правоотношений в сфере образования. Объекты правоотношений. Субъекты правоотношений. Правовой статус образовательной организации. Федеральные государственные органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования. Независимая оценка качества образования. Основные права и обязанности участников образовательного процесса. Практические 1 1 УК-10.1, УК-10.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Понятие правоотношений в сфере образования. Признаки правоотношений в сфере образования. Объекты правоотношений. Субъекты правоотношений. Правовой статус образовательной организации. Федеральные государственные органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования. Независимая оценка качества образования. Основные права и обязанности участников образовательного процесса. Сам. работа 1 16 УК-10.1, УК-10.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Правовой статус педагогических работников
3.1. Права и интересы педагогических работников и меры их социальной поддержки. Особенности трудового договора с работниками образования. Понятие и виды переводов. Совместительство. Правила оплаты труда педагогических работников. Совокупность прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности педагогических работников, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Лекции 1 1 УК-10.1, УК-10.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Права и интересы педагогических работников и меры их социальной поддержки. Особенности трудового договора с работниками образования. Понятие и виды переводов. Совместительство. Правила оплаты труда педагогических работников. Совокупность прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности педагогических работников, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Практические 1 1 УК-10.1, УК-10.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Права и интересы педагогических работников и меры их социальной поддержки. Особенности трудового договора с работниками образования. Понятие и виды переводов. Совместительство. Правила оплаты труда педагогических работников. Совокупность прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности педагогических работников, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Сам. работа 1 24 УК-10.1, УК-10.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Юридическая ответственность в сфере образования
4.1. Юридическая ответственность субъектов образовательных правоотношений. Уголовно-правовая деятельность. Административные проступки. Дисциплинарные проступки. Нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров. Лекции 1 2 УК-10.1, УК-10.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1
4.2. Юридическая ответственность субъектов образовательных правоотношений. Уголовно-правовая деятельность. Административные проступки. Дисциплинарные проступки. Нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров. Практические 1 1 УК-10.1, УК-10.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1
4.3. Юридическая ответственность субъектов образовательных правоотношений. Уголовно-правовая деятельность. Административные проступки. Дисциплинарные проступки. Нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров. Сам. работа 1 23 УК-10.1, УК-10.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК-10: Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Закон, который устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом – это…
1) ФЗ «О противодействии терроризму»;
2) ФЗ «Антитеррористический закон РФ»;
3) ФЗ «О безопасности»;
4) ФГОС.
Правильный ответ: 1.
2. К понятию террористическая деятельность не относится:
1) подстрекательство к террористическому акту;
2) пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;
3) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
4) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта (борьба с терроризмом).
Правильный ответ: 4
3. Под термином «коррупция» понимается правонарушение в виде ...
1) только в виде дачи взятки;
2) только в виде получения взятки;
3) в виде как дачи взятки, так и её получения.
4) присвоение полномочий должностного лица.
Правильный ответ: 3
4. Под термином «коррупция» понимается незаконное использование физическим лицом своего положения в целях получения выгоды ...
1) для себя или для третьих лиц;
2) только для себя;
3) только для себя и своих родственников;
4) для себя и своих детей.
Правильный ответ: 1.
5. В понятие «противодействие коррупции» деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений ...
1) включается только в части надзорных мероприятий;
2) не включается;
3) включается;
4) не всегда включается.
Правильный ответ: 3
6. Входит ли в правовую основу противодействия коррупции Конституция Российской Федерации
1) да;
2) нет;
3) возможно нет;
4) возможно да.
Правильный ответ: 1
7. Работники образовательных организаций обязаны уведомлять руководство обо всех случаях получения подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей (верно или нет).
1) нет;
2) возможно да;
3) возможно нет;
4) да.
Правильный ответ: 4
8. Работникам образовательных организаций не запрещается получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) (верно или нет).
1) нет;
2) возможно да;
3) возможно нет;
4) да.
Правильный ответ: 1
9. К этому виду ответственности можно привлечь за совершение правонарушения коррупционной направленности – это…
1) дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой;
2) уголовной, административной, гражданской;
3) дисциплинарной, уголовной;
4) дисциплинарной, уголовной, административной.
Правильный ответ: 1
10. Противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий ...
1) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
2) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений;
3) все перечисленное выше;
4) все ответы не верны.
Правильный ответ: 3.
11. Субъектами юридической ответственности за коррупционные правонарушения могут быть ...
1) иностранные граждане;
2) граждане Российской Федерации;
3) лица без гражданства.
4) все вышеперечисленное.
Правильный ответ: 4
12. Эти субъекты участвуют в противодействии коррупции:
1) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий
2) только судебных органов;
3) только правоохранительных органов;
4) все ответы не верны.
Правильный ответ: 1
13. Этот принцип не относится к основным принципам противодействия коррупции в Российской Федерации (Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ 'О противодействии коррупции') – это…
1) законность;
2) недопустимость произвольного вмешательства в частные дела;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
4) все вышеперечисленное.
Правильный ответ: 2
14. Этот субъект определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции?
1) Президент Российской Федерации;
2) Правительство Российской Федерации;
3) счетная палата Российской Федерации;
4) политические партии.
Правильный ответ: 1
15. Выберите пример коррупционных действий:
1) преподавательскую деятельность за вознаграждение в качестве совместителя;
2) получение любого подарка;
3) использование служебного положения для получения выгоды в отношении родственников;
4) все вышеперечисленное.
Правильный ответ:3

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции в РФ» непринятие работником, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его _____________ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правильный ответ: увольнение.
2. Идеология насилия и практика воздействия на принятие органами власти решений. Связанных с устрашением насилия и иными формами противоправных насильственных действий – это_______________.
Правильный ответ: терроризм.
3. Деятельность, включающая в себя: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма – это ___________________ деятельность.
Правильный ответ: террористическая
4. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях – это ________________________.
Правильный ответ: террористический акт.
5. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо. Это утверждение_______________.
Правильный ответ: верное.
6. Деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризму, выявлению, предупреждению и пресечению террористического акта и минимизации (и) или ликвидации последствий проявлений терроризму – это______________________________________________.
Правильный ответ: противодействие терроризму.
7. Комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта – это____________________________________________.
Правильный ответ: контртеррористическая операция.
8. К числу основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации не относится принцип:___________________________________________________________.
Правильный ответ: конфиденциальности при решении вопроса о привлечении к ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
9. В сфере противодействия коррупции утрата доверия подразумевает:________________________________
_____________________________________________________________________________________________.
Правильный ответ: утрату доверия представителя нанимателя по отношению к государственному гражданскому служащему.
10. В этой ситуации госслужащий может принять подарок в ходе выполнения своих должностных обязанностей: если_______________________________________________.
Правильный ответ: подарок вручен на официальном мероприятии.
11. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений не несут:__________________ ответственность.
Правильный ответ: материальную.
12. Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяются:______________________________________________________.
Правильный ответ: Президентом Российской Федерации.
13. Эта форма предусмотрена для уведомления госслужащим о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения - это:_______________________ форма.
Правильный ответ: письменная
14. _______________________________ утверждён Национальный план противодействия коррупции.
Правильный ответ: Указом Президента российской Федерации.
15. Принятие Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» позволило установить _____________________________________________________________________________________________.
Правильный ответ: единые правовые и организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации.
16. К специальным мерам противодействия коррупции относится:____________________________________
_____________________________________________________________________________________________.
Правильный ответ: введение на государственной гражданской службе института увольнения в связи с утратой доверия.
17. В этой ситуации лицо, которое дало взятку, освобождается от уголовной ответственности, если лицо:
Правильный ответ: добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
18. К специальным мерам противодействия коррупции относится:
Правильный ответ: установление для государственных гражданских служащих запрета заниматься предпринимательской деятельностью.
19. Антикоррупционный стандарт устанавливает:__________________________________________________.
Правильный ответ: единую систему запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в соответствующей области деятельности.
20. В соответствии с законодательством РФ за осуществление террористической деятельности следует:
Правильный ответ: неотвратимость наказания.

ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Качество образования – это…
1) соответствие реальных образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;
2) совокупность уровня индивидуальных достижений учащихся и качества деятельности преподавателя;
3) качество основных образовательных программ;
4) улучшение производительности труда в школе.
Правильный ответ:1
2. Этика – философская наука, объектом изучения которой является:
1а) прекрасное;
2) мораль;
3) истина;
4) сутью.
Правильный ответ: 2
3. К общим особенностям профессиональной этики относят (исключить неверный ответ):
1) высшие моральные ценности;
2) специально-профессиональные моральные нормы и ценности;
3) моральные кодексы;
4) закон.
Правильный ответ: 3
4. Функциями морали и права являются:
1) личностно-нравственные качества;
2) нормы поведения принятые в обществе;
3) ценностные установки;
4) все варианты верны.
Правильный ответ: 2
5. Основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения является …
1) устав;
2) федеральный государственный образовательный стандарт;
3) профессиональный стандарт;
4) законодательный проект.
Правильный ответ: 2
6. В какой пословице нашло отражение «золотого правила этики»:
1) "Долг платежом красен";
2) "Беду скоро наживешь, да не скоро выживешь";
3) "Как аукнется, так и откликнется";
4) все варианты не верны.
Правильный ответ: 3
7. Основными функциями педагогической этики являются:
1) регулятивная, познавательная, формирующе-воспитательная; и др.;
2) интеллектуальная, инновационная, конфиденциальная; доброжелательность, бескорыстие и др.;
3) авторитетность, совестливость, уважительность.
4) все варианты верны.
Правильный ответ: 1
8. Федеральный документ, который определяет государственную политику в области образования является:
а) Закон об образовании
б) профессиональный стандарт
в) федеральный государственный образовательный стандарт;
г) образовательная программа.
Правильный ответ: а
9. Учение о профессиональной морали – это:
1) профессиональный этикет;
2) профессиональная этика;
3) профессиональная ответственность;
4) нормы приличия.
Правильный ответ: 2
10. «Учитель должен быть лишен человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества» - эта мысль принадлежит:
1) Ж. Ж. Руссо;
2) И. Г. Песталоцци;
3) Ф. А. Дистервег;
4) А. С. Макаренко.
Правильный ответ: 1
11. Феномен реальной педагогической действительности, факт противостояния,
воздвижения межличностного барьера между педагогом, учащимися и другими
субъектами учебно-воспитательного процесса это...
1) педагогический конфликт:
2) педагогическая ситуация;
3) факт реальности;
4) результат.
Правильный ответ: 1
12. Мера педагогически целесообразного воздействия педагога на воспитанников, умение устанавливать продуктивный стиль общения; оптимальное соответствие поведения педагога требованиям педагогической морали; педагогическая мораль в действии; морально - педагогическая целесообразность поведения педагога это...
1) педагогическая мораль;
2) педагогический такт;
3) педагогическая этика;
4) этикет.
Правильный ответ: 3
13. Социально-педагогическим целесообразным поступком педагога, основанным на нравственных нормах, является…
1) педагогический такт;
2) критерий педагогической морали;
3) показатель профессионализма;
4) критерий профессиональной культуры.
Правильный ответ: 1
14.Термин «этика» впервые был употреблен:
1) Аристотелем;
2) Конфуцием;
3) Пифагором;
4) Гиппократ.
Правильный ответ: 1
15. Наука о педагогической морали, т.е. о нравственной культуре педагога, система нравственных требований, норм и правил взаимоотношения и действия субъектов педагогического процесса это…
1) педагогика;
2) педагогическая мораль;
3) педагогическая этика;
4) педагогический этикет.
Правильный ответ: 3


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Мера педагогически целесообразного воздействия педагога на воспитанников, умение устанавливать продуктивный стиль общения; оптимальное соответствие поведения педагога требованиям педагогической морали; педагогическая мораль в действии; морально - педагогическая целесообразность поведения педагога это______________________.
Правильный ответ: педагогическая этика.
2.В эпоху Возрождения в трудах какого философа было уделено особое внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником:__________________________.
Правильный ответ: Дж. Локк.
3. Этим советских педагогов подчёркивалось, что профессиональная этика – это учение о живых человеческих отношениях между педагогом и детьми:___________________________.
Правильный ответ: В. А. Сухомлинский.
4. Сохранение нравственного уровня общения при посягательстве на достоинство человека, защита от безнравственного поведения, провоцирующего других людей на безнравственность это ___________________________________________.
Правильный ответ: этическая защита.
5. Профессиональное общение педагога и воспитанника, направленное на создание благоприятного психологического климата для решения задач учебно-воспитательного процесса, это __________________________________.
Правильный ответ: педагогическое общение.
6. Система норм, принципов, и правил общения, а также технология их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности
коммуникативного взаимодействия, определяется как:__________________________________________.
Правильный ответ: культура общения.
7. К морально-психологическим «барьерам» общения относятся: _________________________________________________________________________________________________________.
Правильный ответ: барьер установки, барьер презрения, барьер стыда и вины.
8. «Золотое правило этики» гласит:_________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Правильный ответ: «… во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними …».
9.Педагогическая мораль – это ___________________________________________________.
Правильный ответ: категория педагогической этики.
10. Соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма, позволяющий работнику решать задачи определенной степени сложности, – это__________________________________.
Правильный ответ: квалификационная категория.
11. Мораль как один из способов регулирования поведения людей в обществе представляет собой _____________________________________.
Правильный ответ: систему принципов и норм.
12. Учение о том. как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться. — это ____________________________________________________________,
Правильный ответ: нравственная этика.
13. Категории этики представляют собой:____________________________________________________________________________________.
Правильный ответ: основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.
14. Соответствие реальных образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям – это____________________________________________________________.
Правильный ответ: качество образования.
15. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается __________________________.
Правильный ответ: правительством Российской Федерации.
16. Категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности – это_____________________________________.
Правильный ответ: достоинство.
17. В соответствии со ст. 10 Всеобщей декларации прав человека каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований ___________________________________независимым и беспристрастным судом.
Правильный ответ: справедливости.
18. Профессиональная этика имеет значение, прежде всего для профессий, объектом которых является ______________________________________.
Правильный ответ: человек.
19. Это является составным элементом нравственной культуры _____________________________.
Правильный ответ: этикет.
20. Составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных аспектах нравственной деятельности учителя - это _____________________________________________.
Правильный ответ: педагогическая этика.

УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. В российской федерации право принятия нормативных правовых актов обладающих высшей юридической силой на всей территории страны имеет
1) Правительство РФ;
2) Президент РФ;
3) Федеральное собрание РФ;
4) конституционный суд РФ.
Правильный ответ: 3
2. В современной России официально признанной формой права, является
1) нормативно-правовой акт;
2) судебный прецедент;
3) правосознание;
4) религиозное учение.
Правильный ответ: 1
3.1. Соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма, позволяющий работнику решать задачи определенной степени сложности, – это ...
1) квалификационная категория;
2) компетентность;
3) мастерство;
4) творчество .
Правильный ответ: 1
4.Выделяют нормы права:
1) материальные и процессуальные;
2) моральные, обычные и корпоративные;
3) убеждающие и принуждающие;
4) моральные и процессуальные.
Правильный ответ: 1
5. Гипотеза – это …
1) часть юридической нормы, содержащая правило поведения;
2) часть юридической нормы, указывающая на условия, при которых норма действует;
3) часть юридической нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие вследствие нарушения этой нормы;
4) необходимый для возникновения правоотношения юридический факт.
Правильный ответ: 2
6. Для аттестации педагогических работников на первую квалификационную категорию аттестационная комиссия создается …
1) образовательным учреждением;
2) местным органом управления образованием;
3) попечительским советом;
4) Федеральным органом управления образованием.
Правильный ответ: 2
7. Документ, являющийся основой для определения нормативных критериев профессионально-педагогического уровня аттестуемого педагога, – это …
1) квалификационная характеристика;
2) удостоверение о присвоении квалификационной категории;
3) единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы ;
4) образовательный стандарт.
Правильный ответ: 1
8. 7. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования служат основой при…
1) проведении аттестации;
2) написании характеристики;
3) повышении квалификации;
4) планировании педагогической деятельности.
Правильный ответ: 1
9. К основным формам права относятся …
1) социальные и технические нормы регулирования;
2) нормативный акт, правовой обычай;
3) уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности;
4) нормативный договор, юридический прецедент.
Правильный ответ: 2
10.Недостаточность, несформированность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке – это правовой …
1) нигилизм;
2) фетишизм;
3) инфантилизм;
4) атеизм.
Правильный ответ: 3
11. Нормативно-правовой акт - это...
1) изданный в установленном порядке акт правотворческого органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой государства;
2) соглашение между субъектами права, призванное урегулировать их отношения путем установления взаимных прав и обязанностей;
3) решение по конкретному делу, ставшее образцом для разрешения аналогичных дел в будущем;
4) официальные письменные документы, изданные от имени государства, в которых фиксируется содержание отдельных норм, институтов и отраслей права.
Правильный ответ: 1
12. Высшая форма профессиональной организованности педагогов, в которой каждый из участников разделяет общие ценности и смыслы инновационной деятельности:
1) коллектив ная работа;
2) рабочая группа;
3) проектная команда;
4) ассоциация
Правильный ответ: 3
13. Нормативной базой для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования является:
1) Закон «Об образовании»;
2) национальная доктрина образования в РФ;
3) базисный учебный план;
4) государственный образовательный стандарт.
Правильный ответ: 3
14. Документ, являющийся основой для определения нормативных критериев профессионально-педагогического уровня аттестуемого педагога, – это …
1) квалификационная характеристика;
2) удостоверение о присвоении квалификационной категории;
3) единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы;
4) квалификационный разряд.
Правильный ответ: 1
15. Профессиональное этическое знание существует в трех основных формах – это этика ...
1) теоретическая и философская;
2) дескриптивная и прескриптивная;
3) все вышеперечисленное;
4) нет правильного ответа.
Правильный ответ: 3

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Выделяют ____________________________________нормы права.
Правильный ответ: материальные и процессуальные.
2. Часть юридической нормы, указывающая на условия, часть правовой нормы, указывающая на конкретные условия - это _________________________________.
Правильный ответ: гипотеза.
3. ________________--государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
Правильный ответ: функции.
4. ___________________________ имеет отношение к систематизации нормативных правовых актов.
Правильный ответ: Учет правовых норм+
5. Контракт о приеме гражданина на работу - это _______________________________________.
Правильный ответ: акт реализации прав.
6. Нормы _______________________складываются в общественной жизни в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости, чести, долге человека перед обществом и людьми.
Правильный ответ: морали.
7. Нормативный документ, обеспечивающий реализацию государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся (воспитанников) - это________________________________________________.
Правильный ответ: основная образовательная программа образовательного учреждения.
8. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена:________________________________________________________________,
Правильный ответ: приговором суда или по медицинским показаниям.
9. Совокупность обязательных требований к высшему образованию (бакалавриату, специалитету, магистратуре, подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки) по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации - это __________________________________________________________.
Правильный ответ: образовательный стандарт.
10. Нравственный смысл этикета проявляется в том, что с его помощью можно выразить ___________________________________________________________________________________________.
Правильный ответ: признание самоценной значимости человека, уважение к нему.
11. Норма представляет собой:_________________________________________________________________________________.
Правильный ответ: узаконенное установление, признанный обязательный порядок.
12. Вопросы о том, как должен поступать человек относятся к области ________________ этики.
Правильный ответ: нормативной
13. Профессиональная этика отражает особенности нравственного сознания, взаимоотношений и поведения людей, обусловленные:______________________________________.
Правильный ответ: спецификой профессиональной деятельности.
14. Философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль, нравственные отношения и нравственная деятельность (поведение), — это:____________________________-.
Правильный ответ: этика.
15. Система — это ________________.
Правильный ответ: совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных элементов, образующих единое целое.
16. Во многих случаях, имидж — это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а именно правильного выбора своей___________________________________________.
Правильный ответ: модели поведения.
17. Самообладание, как этическое понятие – это_______________________________________________________________.
Правильный ответ: одна из форм самоконтроля.
18. Ритуал представляет собой:_______________________________________________________________________________________.
Правильный ответ: разновидность обычая или традиции, в которой форма исполнения действий канонизирована и имеет лишь символическое значение.
19. Официальным источником опубликования нормативных правовых актов Министерства образования и науки РФ является: _______________________________________________________.
Правильный ответ: «Вестник образования».
20. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем называется:__________________________________________.
Правильный ответ: трудовой договор.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают экзамен автоматически.
Для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости, организуется экзамен в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шаймиева, Э.Ш. Введение в специальность : учебное пособие Казань : Познание, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Старикова Л. Д., Вайнштейн М. Л. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 курс в Мудл " portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 48848719 от 28.07.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В образовательном процессе рекомендуется использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации с целью оказания помощи не только в усвоении образовательной программы, но и в становлении полноценных межличностных отношений в коллективе, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине « Введение в профессию»
В ходе лекционных занятий по дисциплине «Введение в профессию» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Введение в профессию» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
• В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов
Лабораторные практикумы по дисциплине «Введение в профессию» не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ
Курсовые работы по дисциплине «Введение в профессию» не предусмотрены