Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Право и Экономика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_05_Педобразование_ПиЭ-2023 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, докт. псих. наук, профессор
1.1. | профессиональная подготовка по вопросам правового регулирования отношений, возникающих с их участием, обеспечение высокого уровня знаний на основе действующего законодательства, практики его применения с учетом особенностей профессиональной деятельности педагога. Для достижения поставленной цели выделяются задачи курса: - содействие пониманию проблем современной теории и методики обучения, усвоение студентами нормативно-правовых понятий, мониторинга учебной деятельности, диагностичности цели применительно к процессу обучения; - формирование представлений об основных нормативно-правовых основах, их концептуальной основе, развивающих, воспитывающих, образовательных возможностях, целях, задачах, проблемах и и возможностях применения при обучении конкретному учебному предмету. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
ОПК-1 | Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики |
ОПК-1.1 | Понимает и объясняет сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, профессионального обучения, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства |
ОПК-1.2 | Применяет в своей деятельности основные нормативно правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной деятельности |
УК-10 | Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности |
УК-10.1 | Знает основные понятия экстремизма, терроризма, коррупционного поведения, их основные признаки, актуальные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, терроризму, коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за подобные нарушения |
УК-10.2 | Умеет критически оценивать и выбирать правомерные инструменты формирования нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупционного поведения, в том числе в профессиональной деятельности |
УК-2 | Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
УК-2.1 | Определяет совокупность взаимосвязанных задач и ресурсное обеспечение, условия достижения поставленной цели, исходя из действующих правовых норм |
УК-2.2 | Оценивает вероятные риски и ограничения, определяет ожидаемые результаты решения поставленных задач |
УК-2.3 | Использует инструменты и техники цифрового моделирования для реализации образовательных процессов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | способы осуществления социального взаимодействия и реализации своей роли в команде; способы восприятия межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этническом и философском контекстах. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде; воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этническом и философском контекстах. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способами осуществления социального взаимодействия и реализации своей роли в команде; способами восприятия межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этническом и философском контекстах. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные законодательные акты и нормативные документы в области образования | ||||||
1.1. | Сфера образования как объект правового регулирования. Принципы государственной политики в области образования. Законодательство РФ в области образования. Задачи законодательства РФ в области образования. Система образования в РФ. Понятие системы образования. Виды, уровни и формы образования в Российской Федерации. Общие требования к реализации образовательных программ. Содержание ФГОС. Современное состояние различных систем образования. | Лекции | 1 | 1 | УК-10.1, УК-10.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Сфера образования как объект правового регулирования. Принципы государственной политики в области образования. Законодательство РФ в области образования. Задачи законодательства РФ в области образования. Система образования в РФ. Понятие системы образования. Виды, уровни и формы образования в Российской Федерации. Общие требования к реализации образовательных программ. Содержание ФГОС. Современное состояние различных систем образования. | Практические | 1 | 1 | УК-10.1, УК-10.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Сфера образования как объект правового регулирования. Принципы государственной политики в области образования. Законодательство РФ в области образования. Задачи законодательства РФ в области образования. Система образования в РФ. Понятие системы образования. Виды, уровни и формы образования в Российской Федерации. Общие требования к реализации образовательных программ. Содержание ФГОС. Современное состояние различных систем образования. | Сам. работа | 1 | 26 | УК-10.1, УК-10.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Правоотношения в сфере образования | ||||||
2.1. | Понятие правоотношений в сфере образования. Признаки правоотношений в сфере образования. Объекты правоотношений. Субъекты правоотношений. Правовой статус образовательной организации. Федеральные государственные органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования. Независимая оценка качества образования. Основные права и обязанности участников образовательного процесса. | Лекции | 1 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Понятие правоотношений в сфере образования. Признаки правоотношений в сфере образования. Объекты правоотношений. Субъекты правоотношений. Правовой статус образовательной организации. Федеральные государственные органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования. Независимая оценка качества образования. Основные права и обязанности участников образовательного процесса. | Практические | 1 | 1 | УК-10.1, УК-10.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Понятие правоотношений в сфере образования. Признаки правоотношений в сфере образования. Объекты правоотношений. Субъекты правоотношений. Правовой статус образовательной организации. Федеральные государственные органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования. Независимая оценка качества образования. Основные права и обязанности участников образовательного процесса. | Сам. работа | 1 | 16 | УК-10.1, УК-10.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Правовой статус педагогических работников | ||||||
3.1. | Права и интересы педагогических работников и меры их социальной поддержки. Особенности трудового договора с работниками образования. Понятие и виды переводов. Совместительство. Правила оплаты труда педагогических работников. Совокупность прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности педагогических работников, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. | Лекции | 1 | 1 | УК-10.1, УК-10.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Права и интересы педагогических работников и меры их социальной поддержки. Особенности трудового договора с работниками образования. Понятие и виды переводов. Совместительство. Правила оплаты труда педагогических работников. Совокупность прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности педагогических работников, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. | Практические | 1 | 1 | УК-10.1, УК-10.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Права и интересы педагогических работников и меры их социальной поддержки. Особенности трудового договора с работниками образования. Понятие и виды переводов. Совместительство. Правила оплаты труда педагогических работников. Совокупность прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности педагогических работников, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. | Сам. работа | 1 | 24 | УК-10.1, УК-10.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Юридическая ответственность в сфере образования | ||||||
4.1. | Юридическая ответственность субъектов образовательных правоотношений. Уголовно-правовая деятельность. Административные проступки. Дисциплинарные проступки. Нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров. | Лекции | 1 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Юридическая ответственность субъектов образовательных правоотношений. Уголовно-правовая деятельность. Административные проступки. Дисциплинарные проступки. Нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров. | Практические | 1 | 1 | УК-10.1, УК-10.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Юридическая ответственность субъектов образовательных правоотношений. Уголовно-правовая деятельность. Административные проступки. Дисциплинарные проступки. Нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров. | Сам. работа | 1 | 23 | УК-10.1, УК-10.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-10: Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Закон, который устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом – это… 1) ФЗ «О противодействии терроризму»; 2) ФЗ «Антитеррористический закон РФ»; 3) ФЗ «О безопасности»; 4) ФГОС. Правильный ответ: 1. 2. К понятию террористическая деятельность не относится: 1) подстрекательство к террористическому акту; 2) пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности; 3) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; 4) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта (борьба с терроризмом). Правильный ответ: 4 3. Под термином «коррупция» понимается правонарушение в виде ... 1) только в виде дачи взятки; 2) только в виде получения взятки; 3) в виде как дачи взятки, так и её получения. 4) присвоение полномочий должностного лица. Правильный ответ: 3 4. Под термином «коррупция» понимается незаконное использование физическим лицом своего положения в целях получения выгоды ... 1) для себя или для третьих лиц; 2) только для себя; 3) только для себя и своих родственников; 4) для себя и своих детей. Правильный ответ: 1. 5. В понятие «противодействие коррупции» деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений ... 1) включается только в части надзорных мероприятий; 2) не включается; 3) включается; 4) не всегда включается. Правильный ответ: 3 6. Входит ли в правовую основу противодействия коррупции Конституция Российской Федерации 1) да; 2) нет; 3) возможно нет; 4) возможно да. Правильный ответ: 1 7. Работники образовательных организаций обязаны уведомлять руководство обо всех случаях получения подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей (верно или нет). 1) нет; 2) возможно да; 3) возможно нет; 4) да. Правильный ответ: 4 8. Работникам образовательных организаций не запрещается получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) (верно или нет). 1) нет; 2) возможно да; 3) возможно нет; 4) да. Правильный ответ: 1 9. К этому виду ответственности можно привлечь за совершение правонарушения коррупционной направленности – это… 1) дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой; 2) уголовной, административной, гражданской; 3) дисциплинарной, уголовной; 4) дисциплинарной, уголовной, административной. Правильный ответ: 1 10. Противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий ... 1) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); 2) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений; 3) все перечисленное выше; 4) все ответы не верны. Правильный ответ: 3. 11. Субъектами юридической ответственности за коррупционные правонарушения могут быть ... 1) иностранные граждане; 2) граждане Российской Федерации; 3) лица без гражданства. 4) все вышеперечисленное. Правильный ответ: 4 12. Эти субъекты участвуют в противодействии коррупции: 1) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий 2) только судебных органов; 3) только правоохранительных органов; 4) все ответы не верны. Правильный ответ: 1 13. Этот принцип не относится к основным принципам противодействия коррупции в Российской Федерации (Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ 'О противодействии коррупции') – это… 1) законность; 2) недопустимость произвольного вмешательства в частные дела; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления 4) все вышеперечисленное. Правильный ответ: 2 14. Этот субъект определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции? 1) Президент Российской Федерации; 2) Правительство Российской Федерации; 3) счетная палата Российской Федерации; 4) политические партии. Правильный ответ: 1 15. Выберите пример коррупционных действий: 1) преподавательскую деятельность за вознаграждение в качестве совместителя; 2) получение любого подарка; 3) использование служебного положения для получения выгоды в отношении родственников; 4) все вышеперечисленное. Правильный ответ:3 ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции в РФ» непринятие работником, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его _____________ в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правильный ответ: увольнение. 2. Идеология насилия и практика воздействия на принятие органами власти решений. Связанных с устрашением насилия и иными формами противоправных насильственных действий – это_______________. Правильный ответ: терроризм. 3. Деятельность, включающая в себя: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма – это ___________________ деятельность. Правильный ответ: террористическая 4. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях – это ________________________. Правильный ответ: террористический акт. 5. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо. Это утверждение_______________. Правильный ответ: верное. 6. Деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризму, выявлению, предупреждению и пресечению террористического акта и минимизации (и) или ликвидации последствий проявлений терроризму – это______________________________________________. Правильный ответ: противодействие терроризму. 7. Комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта – это____________________________________________. Правильный ответ: контртеррористическая операция. 8. К числу основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации не относится принцип:___________________________________________________________. Правильный ответ: конфиденциальности при решении вопроса о привлечении к ответственности за совершение коррупционных правонарушений. 9. В сфере противодействия коррупции утрата доверия подразумевает:________________________________ _____________________________________________________________________________________________. Правильный ответ: утрату доверия представителя нанимателя по отношению к государственному гражданскому служащему. 10. В этой ситуации госслужащий может принять подарок в ходе выполнения своих должностных обязанностей: если_______________________________________________. Правильный ответ: подарок вручен на официальном мероприятии. 11. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений не несут:__________________ ответственность. Правильный ответ: материальную. 12. Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяются:______________________________________________________. Правильный ответ: Президентом Российской Федерации. 13. Эта форма предусмотрена для уведомления госслужащим о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения - это:_______________________ форма. Правильный ответ: письменная 14. _______________________________ утверждён Национальный план противодействия коррупции. Правильный ответ: Указом Президента российской Федерации. 15. Принятие Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» позволило установить _____________________________________________________________________________________________. Правильный ответ: единые правовые и организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации. 16. К специальным мерам противодействия коррупции относится:____________________________________ _____________________________________________________________________________________________. Правильный ответ: введение на государственной гражданской службе института увольнения в связи с утратой доверия. 17. В этой ситуации лицо, которое дало взятку, освобождается от уголовной ответственности, если лицо: Правильный ответ: добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. 18. К специальным мерам противодействия коррупции относится: Правильный ответ: установление для государственных гражданских служащих запрета заниматься предпринимательской деятельностью. 19. Антикоррупционный стандарт устанавливает:__________________________________________________. Правильный ответ: единую систему запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в соответствующей области деятельности. 20. В соответствии с законодательством РФ за осуществление террористической деятельности следует: Правильный ответ: неотвратимость наказания. ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Качество образования – это… 1) соответствие реальных образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям; 2) совокупность уровня индивидуальных достижений учащихся и качества деятельности преподавателя; 3) качество основных образовательных программ; 4) улучшение производительности труда в школе. Правильный ответ:1 2. Этика – философская наука, объектом изучения которой является: 1а) прекрасное; 2) мораль; 3) истина; 4) сутью. Правильный ответ: 2 3. К общим особенностям профессиональной этики относят (исключить неверный ответ): 1) высшие моральные ценности; 2) специально-профессиональные моральные нормы и ценности; 3) моральные кодексы; 4) закон. Правильный ответ: 3 4. Функциями морали и права являются: 1) личностно-нравственные качества; 2) нормы поведения принятые в обществе; 3) ценностные установки; 4) все варианты верны. Правильный ответ: 2 5. Основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения является … 1) устав; 2) федеральный государственный образовательный стандарт; 3) профессиональный стандарт; 4) законодательный проект. Правильный ответ: 2 6. В какой пословице нашло отражение «золотого правила этики»: 1) "Долг платежом красен"; 2) "Беду скоро наживешь, да не скоро выживешь"; 3) "Как аукнется, так и откликнется"; 4) все варианты не верны. Правильный ответ: 3 7. Основными функциями педагогической этики являются: 1) регулятивная, познавательная, формирующе-воспитательная; и др.; 2) интеллектуальная, инновационная, конфиденциальная; доброжелательность, бескорыстие и др.; 3) авторитетность, совестливость, уважительность. 4) все варианты верны. Правильный ответ: 1 8. Федеральный документ, который определяет государственную политику в области образования является: а) Закон об образовании б) профессиональный стандарт в) федеральный государственный образовательный стандарт; г) образовательная программа. Правильный ответ: а 9. Учение о профессиональной морали – это: 1) профессиональный этикет; 2) профессиональная этика; 3) профессиональная ответственность; 4) нормы приличия. Правильный ответ: 2 10. «Учитель должен быть лишен человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества» - эта мысль принадлежит: 1) Ж. Ж. Руссо; 2) И. Г. Песталоцци; 3) Ф. А. Дистервег; 4) А. С. Макаренко. Правильный ответ: 1 11. Феномен реальной педагогической действительности, факт противостояния, воздвижения межличностного барьера между педагогом, учащимися и другими субъектами учебно-воспитательного процесса это... 1) педагогический конфликт: 2) педагогическая ситуация; 3) факт реальности; 4) результат. Правильный ответ: 1 12. Мера педагогически целесообразного воздействия педагога на воспитанников, умение устанавливать продуктивный стиль общения; оптимальное соответствие поведения педагога требованиям педагогической морали; педагогическая мораль в действии; морально - педагогическая целесообразность поведения педагога это... 1) педагогическая мораль; 2) педагогический такт; 3) педагогическая этика; 4) этикет. Правильный ответ: 3 13. Социально-педагогическим целесообразным поступком педагога, основанным на нравственных нормах, является… 1) педагогический такт; 2) критерий педагогической морали; 3) показатель профессионализма; 4) критерий профессиональной культуры. Правильный ответ: 1 14.Термин «этика» впервые был употреблен: 1) Аристотелем; 2) Конфуцием; 3) Пифагором; 4) Гиппократ. Правильный ответ: 1 15. Наука о педагогической морали, т.е. о нравственной культуре педагога, система нравственных требований, норм и правил взаимоотношения и действия субъектов педагогического процесса это… 1) педагогика; 2) педагогическая мораль; 3) педагогическая этика; 4) педагогический этикет. Правильный ответ: 3 ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Мера педагогически целесообразного воздействия педагога на воспитанников, умение устанавливать продуктивный стиль общения; оптимальное соответствие поведения педагога требованиям педагогической морали; педагогическая мораль в действии; морально - педагогическая целесообразность поведения педагога это______________________. Правильный ответ: педагогическая этика. 2.В эпоху Возрождения в трудах какого философа было уделено особое внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником:__________________________. Правильный ответ: Дж. Локк. 3. Этим советских педагогов подчёркивалось, что профессиональная этика – это учение о живых человеческих отношениях между педагогом и детьми:___________________________. Правильный ответ: В. А. Сухомлинский. 4. Сохранение нравственного уровня общения при посягательстве на достоинство человека, защита от безнравственного поведения, провоцирующего других людей на безнравственность это ___________________________________________. Правильный ответ: этическая защита. 5. Профессиональное общение педагога и воспитанника, направленное на создание благоприятного психологического климата для решения задач учебно-воспитательного процесса, это __________________________________. Правильный ответ: педагогическое общение. 6. Система норм, принципов, и правил общения, а также технология их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия, определяется как:__________________________________________. Правильный ответ: культура общения. 7. К морально-психологическим «барьерам» общения относятся: _________________________________________________________________________________________________________. Правильный ответ: барьер установки, барьер презрения, барьер стыда и вины. 8. «Золотое правило этики» гласит:_________________________________________________________________________________________________________________________________________. Правильный ответ: «… во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними …». 9.Педагогическая мораль – это ___________________________________________________. Правильный ответ: категория педагогической этики. 10. Соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма, позволяющий работнику решать задачи определенной степени сложности, – это__________________________________. Правильный ответ: квалификационная категория. 11. Мораль как один из способов регулирования поведения людей в обществе представляет собой _____________________________________. Правильный ответ: систему принципов и норм. 12. Учение о том. как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться. — это ____________________________________________________________, Правильный ответ: нравственная этика. 13. Категории этики представляют собой:____________________________________________________________________________________. Правильный ответ: основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. 14. Соответствие реальных образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям – это____________________________________________________________. Правильный ответ: качество образования. 15. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается __________________________. Правильный ответ: правительством Российской Федерации. 16. Категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности – это_____________________________________. Правильный ответ: достоинство. 17. В соответствии со ст. 10 Всеобщей декларации прав человека каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований ___________________________________независимым и беспристрастным судом. Правильный ответ: справедливости. 18. Профессиональная этика имеет значение, прежде всего для профессий, объектом которых является ______________________________________. Правильный ответ: человек. 19. Это является составным элементом нравственной культуры _____________________________. Правильный ответ: этикет. 20. Составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных аспектах нравственной деятельности учителя - это _____________________________________________. Правильный ответ: педагогическая этика. УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. В российской федерации право принятия нормативных правовых актов обладающих высшей юридической силой на всей территории страны имеет 1) Правительство РФ; 2) Президент РФ; 3) Федеральное собрание РФ; 4) конституционный суд РФ. Правильный ответ: 3 2. В современной России официально признанной формой права, является 1) нормативно-правовой акт; 2) судебный прецедент; 3) правосознание; 4) религиозное учение. Правильный ответ: 1 3.1. Соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма, позволяющий работнику решать задачи определенной степени сложности, – это ... 1) квалификационная категория; 2) компетентность; 3) мастерство; 4) творчество . Правильный ответ: 1 4.Выделяют нормы права: 1) материальные и процессуальные; 2) моральные, обычные и корпоративные; 3) убеждающие и принуждающие; 4) моральные и процессуальные. Правильный ответ: 1 5. Гипотеза – это … 1) часть юридической нормы, содержащая правило поведения; 2) часть юридической нормы, указывающая на условия, при которых норма действует; 3) часть юридической нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие вследствие нарушения этой нормы; 4) необходимый для возникновения правоотношения юридический факт. Правильный ответ: 2 6. Для аттестации педагогических работников на первую квалификационную категорию аттестационная комиссия создается … 1) образовательным учреждением; 2) местным органом управления образованием; 3) попечительским советом; 4) Федеральным органом управления образованием. Правильный ответ: 2 7. Документ, являющийся основой для определения нормативных критериев профессионально-педагогического уровня аттестуемого педагога, – это … 1) квалификационная характеристика; 2) удостоверение о присвоении квалификационной категории; 3) единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы ; 4) образовательный стандарт. Правильный ответ: 1 8. 7. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования служат основой при… 1) проведении аттестации; 2) написании характеристики; 3) повышении квалификации; 4) планировании педагогической деятельности. Правильный ответ: 1 9. К основным формам права относятся … 1) социальные и технические нормы регулирования; 2) нормативный акт, правовой обычай; 3) уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности; 4) нормативный договор, юридический прецедент. Правильный ответ: 2 10.Недостаточность, несформированность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке – это правовой … 1) нигилизм; 2) фетишизм; 3) инфантилизм; 4) атеизм. Правильный ответ: 3 11. Нормативно-правовой акт - это... 1) изданный в установленном порядке акт правотворческого органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой государства; 2) соглашение между субъектами права, призванное урегулировать их отношения путем установления взаимных прав и обязанностей; 3) решение по конкретному делу, ставшее образцом для разрешения аналогичных дел в будущем; 4) официальные письменные документы, изданные от имени государства, в которых фиксируется содержание отдельных норм, институтов и отраслей права. Правильный ответ: 1 12. Высшая форма профессиональной организованности педагогов, в которой каждый из участников разделяет общие ценности и смыслы инновационной деятельности: 1) коллектив ная работа; 2) рабочая группа; 3) проектная команда; 4) ассоциация Правильный ответ: 3 13. Нормативной базой для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования является: 1) Закон «Об образовании»; 2) национальная доктрина образования в РФ; 3) базисный учебный план; 4) государственный образовательный стандарт. Правильный ответ: 3 14. Документ, являющийся основой для определения нормативных критериев профессионально-педагогического уровня аттестуемого педагога, – это … 1) квалификационная характеристика; 2) удостоверение о присвоении квалификационной категории; 3) единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы; 4) квалификационный разряд. Правильный ответ: 1 15. Профессиональное этическое знание существует в трех основных формах – это этика ... 1) теоретическая и философская; 2) дескриптивная и прескриптивная; 3) все вышеперечисленное; 4) нет правильного ответа. Правильный ответ: 3 ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Выделяют ____________________________________нормы права. Правильный ответ: материальные и процессуальные. 2. Часть юридической нормы, указывающая на условия, часть правовой нормы, указывающая на конкретные условия - это _________________________________. Правильный ответ: гипотеза. 3. ________________--государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Правильный ответ: функции. 4. ___________________________ имеет отношение к систематизации нормативных правовых актов. Правильный ответ: Учет правовых норм+ 5. Контракт о приеме гражданина на работу - это _______________________________________. Правильный ответ: акт реализации прав. 6. Нормы _______________________складываются в общественной жизни в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости, чести, долге человека перед обществом и людьми. Правильный ответ: морали. 7. Нормативный документ, обеспечивающий реализацию государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся (воспитанников) - это________________________________________________. Правильный ответ: основная образовательная программа образовательного учреждения. 8. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена:________________________________________________________________, Правильный ответ: приговором суда или по медицинским показаниям. 9. Совокупность обязательных требований к высшему образованию (бакалавриату, специалитету, магистратуре, подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки) по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации - это __________________________________________________________. Правильный ответ: образовательный стандарт. 10. Нравственный смысл этикета проявляется в том, что с его помощью можно выразить ___________________________________________________________________________________________. Правильный ответ: признание самоценной значимости человека, уважение к нему. 11. Норма представляет собой:_________________________________________________________________________________. Правильный ответ: узаконенное установление, признанный обязательный порядок. 12. Вопросы о том, как должен поступать человек относятся к области ________________ этики. Правильный ответ: нормативной 13. Профессиональная этика отражает особенности нравственного сознания, взаимоотношений и поведения людей, обусловленные:______________________________________. Правильный ответ: спецификой профессиональной деятельности. 14. Философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль, нравственные отношения и нравственная деятельность (поведение), — это:____________________________-. Правильный ответ: этика. 15. Система — это ________________. Правильный ответ: совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных элементов, образующих единое целое. 16. Во многих случаях, имидж — это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а именно правильного выбора своей___________________________________________. Правильный ответ: модели поведения. 17. Самообладание, как этическое понятие – это_______________________________________________________________. Правильный ответ: одна из форм самоконтроля. 18. Ритуал представляет собой:_______________________________________________________________________________________. Правильный ответ: разновидность обычая или традиции, в которой форма исполнения действий канонизирована и имеет лишь символическое значение. 19. Официальным источником опубликования нормативных правовых актов Министерства образования и науки РФ является: _______________________________________________________. Правильный ответ: «Вестник образования». 20. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем называется:__________________________________________. Правильный ответ: трудовой договор. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают экзамен автоматически. Для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости, организуется экзамен в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шаймиева, Э.Ш. | Введение в специальность : учебное пособие | Казань : Познание, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Старикова Л. Д., Вайнштейн М. Л. | ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система "Юрайт" | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | курс в Мудл " | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная); Windows 7 Professional, № 48848719 от 28.07.2011 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная); SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная); FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru XnView, http://xnviewload.ru/ 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf DjVu reader, http://djvureader.org/ Putty, https://putty.org.ru/licence.html VLC, http://www.videolan.org/legal.html QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/ Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В образовательном процессе рекомендуется использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации с целью оказания помощи не только в усвоении образовательной программы, но и в становлении полноценных межличностных отношений в коллективе, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. 8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине « Введение в профессию» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Введение в профессию» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Введение в профессию» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). • В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Введение в профессию» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Введение в профессию» не предусмотрены |