МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология массовых коммуникаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильРеклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_Реклама и СО-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.социол.н., Профессор, Ковалева А.В.

Рецензент(ы):
Директор ООО ПРАЙМ СИБИРЬ, Дьячко В.П.

Рабочая программа дисциплины
Социология массовых коммуникаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 512)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ковалева Алла Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Ковалева Алла Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Цель состоит в ознакомлении студентов с функционированием института массовых коммуникаций и формировании способности проведения различных типов социологических исследований в сфере массовой коммуникации с целью разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах тенденций развития общественных и государственных институтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах
ОПК-2.1 Знает систему общественных и государственных институтов, механизмы их функционирования и тенденции развития
ОПК-2.2 Способен учитывать основные тенденции развития общественных и государственных институтов при создании текстов рекламы и связей с общественностью и/или коммуникационных продуктов
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико методологические положения си стемного подхода как научной и фи лософской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. особенности социологического подхода к проблеме изучения массовых коммуникаций;
- основные теоретические и эмпирические направления изучения массовых коммуникаций;
- виды, средства, формы и методы коммуникаций в современном обществе.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методики и техники проведения опросов общественного мнения и целевых аудиторий СМИ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.традиционными и современными технологиями проведения опросов аудитории и анализа контента СМИ;
- способностью понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных
теорий в сфере социологии массовых коммуникаций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория и практика социологии массовых коммуникаций
1.1. Сущность и основные функции массовых коммуникаций Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Сущность и основные функции массовых коммуникаций Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Сам. работа 3 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Массовая коммуникация как социальный институт Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Массовая коммуникация как социальный институт Практические 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Массовая коммуникация как социальный институт Сам. работа 3 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Массовые коммуникации и массовая культура Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Массовые коммуникации и массовая культура Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Массовые коммуникации и массовая культура Сам. работа 3 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Средства массовых коммуникаций в процессе формирования общественного мнения Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Средства массовых коммуникаций в процессе формирования общественного мнения Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Средства массовых коммуникаций в процессе формирования общественного мнения Сам. работа 3 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Структурно-функциональный подход к изучению массовой коммуникации Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Структурно-функциональный подход к изучению массовой коммуникации Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Структурно-функциональный подход к изучению массовой коммуникации Сам. работа 3 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Современный этап исследований массовых коммуникаций Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.17. Современный этап исследований массовых коммуникаций Практические 3 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.18. Современный этап исследований массовых коммуникаций Сам. работа 3 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.19. Социальные эффекты массовых коммуникаций Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.20. Социальные эффекты массовых коммуникаций Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.21. Социальные эффекты массовых коммуникаций Сам. работа 3 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.22. Социологическое исследование аудитории массовых коммуникаций Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.23. Социологическое исследование аудитории массовых коммуникаций Практические 3 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.24. Социологическое исследование аудитории массовых коммуникаций Сам. работа 3 26 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
Вопросы к зачету

1. Принцип свободы слова в деятельности СМИ.
2. Научное осмысление феномена массовой культуры.
3. Понятие и функции массовой коммуникации.
4. Характеристики и виды массовой культуры.
5. Структура массовой коммуникации.
6. Новые тенденции в развитии массмедиа.
7. Модель демократического представительства в деятельности СМИ.
8. Теория стереотипов У. Липпмана.
9. Общественное мнение: факторы его формирования и содержание.
10. Сущность социальной теории масс-медиа Д. МакКуэйла.
11. Эмпирическое изучение профессиональных коммуникаторов.
12. Характеристики СМИ как социального института.
13. СМИ в процессе формирования общественного мнения.
14. Двухступенчатая модель коммуникации П. Лазарсфельда.
15. СМИ в трудах теоретиков постмодерна.
16. Понятие и показатели аудитории СМИ.
17. Исследования процесса новостного производства (работы Медиа группы Глазго).
18. Теория информационного дефицита.
19. Проблема изучения контента СМИ
20. Взаимоотношения СМИ и их контрагентов.
21. Маркетинговый подход к СМИ и сегментирование аудитории.
22. Исследования массовой коммуникации в рамках Торонтской социологической школы (Г. Иннис)
23. Сущность концепции электронного общества М. Маклюэна.
24. Неомарксистская традиция анализа массовой коммуникации: А. Грамши, Л. Альтюссер.
25. Роль публичной сферы в процессе функционирования СМИ.
26. Развитие эмпирических исследований аудитории массовой коммуникации.
27. Проблематика исследования коммуникатора массовой коммуникации.
28. Теория спираль молчания Э. Ноэль-Нойманн
29. Изучение общественного мнения (деятельность Д. Гэллапа)
30. Изучение непрофессиональных коммуникаторов.
31. Модель массовой коммуникации М. Де Флюэра.
32. Сущность структурно-функционального подхода к массовой коммуникации.
33. Интернет как канал доставки контента: его возможности и особенности.
34. Процесс становления массовой культуры
35. Анализ массовой коммуникации в работах Г. Лассуэлла.
36. Значение теории "повестка дня" при анализе эффектов массовой коммуникации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Касьянов, В. В. Социология массовой коммуникации : учебник для академического бакалавриата ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/FB2A2FDC-ED57-4BC1-8F45-90D90432872D
Л1.2 Федотова, Л. Н Социология массовых коммуникаций. Теория и практика: учебник для бакалавров ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/A5683ECE-E3BA-4D22-8C86-6E44EE1389BB
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В.И. Дудиной, Е.Э. Смирновой Методология и методы социологического исследования : учебник СПб. : Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы.