МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология массовых коммуникаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильРеклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_Реклама и СО-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.социол.н, Профессор, Ковалева А.В.

Рецензент(ы):
Директор ООО ПРАЙМ СИБИРЬ, Дьячко В.П.

Рабочая программа дисциплины
Психология массовых коммуникаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 512)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ковалева Алла Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Ковалева Алла Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• Ознакомление с сущностью психологии коммуникации на межличностном уровне, в группе и в масштабе общества;
• Формирование умения эффективно использовать знания методов коммуникативного воздействия;
• Выработка понимания принципов эффективности коммуникативного взаимодействия, учета коммуникативных барьеров.
• Ознакомление с эффектами воздействия средств массовой информации и коммуникации на аудиторию.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах
ОПК-2.1 Знает систему общественных и государственных институтов, механизмы их функционирования и тенденции развития
ОПК-2.2 Способен учитывать основные тенденции развития общественных и государственных институтов при создании текстов рекламы и связей с общественностью и/или коммуникационных продуктов
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико методологические положения си стемного подхода как научной и фи лософской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Закономерности взаимодействия и социального влияния в малых и больших группах;
- Психологические эффекты массовой коммуникации: формирование общественного мнения, краткосрочные, долгосрочные;
- Методы психологического воздействия: убеждение, принуждение, внушение, подражание, заражения.
3.2.Уметь:
3.2.1.-выделять психологические компоненты коммуникационных процессов;
-видеть сходства и различия психологических концепций, описывающих психологические механизмы сбора и
обработки людьми информации в коммуникационных процессах;
-применять на практике знания психологических законов трансформации информации;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- основными психологическими приемами построения коммуникационного процесса,
- психологическими знаниями в деятельности ПР-специалиста как в межличностном, так и межгрупповом
взаимодействии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория и практика психологии массовых коммуникаций
1.1. Предмет и базовые аспекты психологии массовой коммуникации Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Предмет и базовые аспекты психологии массовой коммуникации Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Предмет и базовые аспекты психологии массовой коммуникации Сам. работа 3 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Личность в исследованиях ПМК Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Личность в исследованиях ПМК Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Личность в исследованиях ПМК Сам. работа 3 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Психология процесса коммуникации Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Психология процесса коммуникации Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Психология процесса коммуникации Сам. работа 3 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Психология массового поведения Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.11. Психология массового поведения Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.12. Психология массового поведения Сам. работа 3 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.13. Психология социального влияния Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.14. Психология социального влияния Практические 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.15. Психология социального влияния Сам. работа 3 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.16. Медиапсихология Лекции 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.17. Медиапсихология Практические 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.18. Медиапсихология Сам. работа 3 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.19. Массовая коммуникация как средство формирования социально значимых потребностей Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.20. Массовая коммуникация как средство формирования социально значимых потребностей Практические 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.21. Массовая коммуникация как средство формирования социально значимых потребностей Сам. работа 3 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
Вопросы к зачету:
Объект, предмет, задачи психологии массовой коммуникации.
Основные понятия психологии массовой коммуникации.
Методы психологии массовой коммуникации.
Средства массовой коммуникации в парадигме социальной психологии.
Исторические формы социально-психологического знания: концепция масс.
Личность в системе массовых коммуникаций. Личность как объект психологических исследований. Определение личности. Психологические классификации человека. Психологические теории человека.
Структура личности как база восприятия информации. Структура самосознания личности.
Коммуникативные аспекты самосознания личности. Ролевая структура Я-концепции.
Элементы коммуникативного процесса. Интерес как фактор коммуникации. Восприятие и запоминание в процессе коммуникации.
Аудитория массовой коммуникации. Понятие аудитории массовой коммуникации. Типология аудитории. Сегментация аудитории.
Массовое поведение и общественное мнение. Стихийное массовое поведение: понятие, социальный феномен и предмет исследования. Психология толпы. Механизмы поведения толпы. Мотивация и ожидание в механизме обращения аудитории к СМИ. СМИ как инструмент управления политическим поведением.
Психологические эффекты массовой коммуникации. Циркулярная реакция и коммуникация. Понятия подражания и заражения. Психология моды. Массовый вкус и формирование эстетической ценности в массовом сознании.
Социальное влияние в процессе массовой коммуникации. Информационное и нормативное влияние в процессе массовой коммуникации.
Понятие конформизма. Уступчивость как реакция на влияние социальных норм. Сопротивление влиянию. Я - Концепция. Влияние аудитории на восприятие. Теория конфликта внимания.
Социальные установки в массовом сознании. Роль социальной установки в процессе массовой коммуникации.
Теория когнитивного баланса и диссонанса. Функциональные теории изменения установок. Доминанты и стереотипы в массовой коммуникации.
Психология убеждения. Процесс убеждения. Внушение. Источники и принципы убеждения. Психологические модели убеждающего процесса.
Психология творчества журналиста. Категории медиапсихологии. Психологические проблемы журналистики. Эмоциональный опыт восприятия СМИ. Творческое мышление. Творческие способности.
Вербальное и невербальное мышление. Методы активизации творческого мышления. Эффекты влияния СМИ на аудиторию.
Восприятие СМИ массовым сознанием. Эмоциональный опыт восприятия СМИ. Принцип речевого воздействия СМИ.
Психологические исследования массовой коммуникации: имидж коммутатора, психографика.
Психологические аспекты изучения аудитории. Психология рекламы. Психологическая структура рекламной деятельности. Психологические принципы рекламной деятельности. Воздействие рекламы на потребителя. Креатив в рекламе как фактор формирования интереса. Психология мотивов и потребностей в рекламе.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. М. Виноградова, Г. С. Мельник Психология массовой коммуникации: учебник для бакалавров М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Антонова, Н. В. Психология массовых коммуникаций: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бендас Т. В., Якиманская И. С., Молокостова А. М., Трифонова Е. А. Социальная психология: учебник : Иэд-во: Оренбургский государственный университет , 2015 Электронный ресурс Университетская библиотека Online http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364892&sr=1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

исциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы.