МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМаркетинг и цифровые коммуникации; Управление бизнесом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Менеджмент_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. филол. н., Доцент, Валюлина Е.В.;Доцент, Жеребненко А.В.;к. филол. н., Доцент, Милюкова А.Г.;Преподаватель, Боржиков Т.С.

Рецензент(ы):
к.филол.н., Доцент, Аникин Д.В.

Рабочая программа дисциплины
Цифровая культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 17.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ковалева Алла Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 17.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Ковалева Алла Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - это в первую очередь понимание современных информационных технологий, их функционала, а также возможность грамотно использовать их в работе или быту. Работа с базами данных, машинное обучение, компьютерное моделирование, знание в области кибербезопасности, работа с графическими редакторами и многое другое позволит подготовить навыки для специалистов в области цифровой культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм- менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально- психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводный блок
1.1. Вводная лекция. Терминологический аппарат цифровых коммуникаций Лекции 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Вводная лекция. Тайм-менеджмент Лекции 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Самостоятельная работа. Матрица Эйзенхауэра Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Самостоятельная работа. Планирование в MS Project Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Блок 1. Цифровая безопасность
2.1. Лекция. Защита информации от несанкционированного доступа Лекции 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Лабораторная работа. Анализ уязвимости канала распространения информации Лабораторные 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Лабораторная работа. Резервное копирование операционной системы и данных пользователя Лабораторные 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Самостоятельная работа. Анализ антивирусной программы Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Блок 2. Социальная инженерия
3.1. Введение в социальную инженерию Лекции 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Психология влияния и манипуляции Лекции 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Технологии социальной инженерии и методы противодействия им Лекции 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Сбор корпоративных данных из открытых источников Лабораторные 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Лабораторная работа. Сбор личных данных из открытых источников Лабораторные 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Технологии профайлинга Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.7. Технологии легендирования Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.8. Раппорт в социальной инженерии Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.9. Влияние и манипуляция в социальной инженерии Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.10. Динамические правила фрейминга Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.11. Невербалика в социальной инженерии Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.12. Использование коммуникативных навыков для противодействия атакам социального инжиниринга Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.13. Кейс-тренажер Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Блок 3. Цифровая грамотность и цифровая этика
4.1. Цифровая грамотность и медиаобразование Лекции 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Этика в цифровой среде Лекции 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Дневник самонаблюдения «Использование медиа» Лабораторные 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Определите уровень своей цифровой компетентности Лабораторные 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Определите уровень своей цифровой грамотности Лабораторные 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Определите свою компетентность в области цифровой этики Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.7. Карта компетенций специалиста в цифровую эпоху Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.8. Кейс-тренажер "Учимся верифицировать информацию" Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.9. Проверьте свою скорость печати Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Блок 4. Основы создания цифровых продуктов
5.1. Растровая графика Adobe Photoshop Лабораторные 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Фантастический коллаж Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Коллаж «Другая планета» Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.4. Старый постер Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.5. Объединение фото Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.6. Рекламное фото Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.7. Барельеф Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.8. Калейдоскоп Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.9. Рамка для фото Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.10. Текстовые эффекты Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.11. Карандашный рисунок из фото Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.12. Акварельный рисунок из фото Современный город Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.13. Рисование сфер Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.14. Векторный Чупа-чупс Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.15. Абстрактные обои Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.16. Создание презентации на Prezi.com Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Введение в программирование на языке Pithon
6.1. Язык программирования Python. Преимущества и особенности Лекции 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Введение в программирование на Python Лекции 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.3. Установка фреймворка Anaconda Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.4. Знакомство с Anaconda Navigator Сам. работа 1 2 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.5. Знакомство и работа с Jupyter Notebook Сам. работа 1 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.6. Google Colaboratory Сам. работа 1 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примеры вопросов:

Что из перечисленного Вам, по Вашему мнению, достаточно хорошо известно, о чем Вы имеете в целом достаточно знаний?
a.
Возможности использования интернета для образования
b.
Возможности, которые предоставляет интернет для того чтобы поддержать отношения с друзьями, коллегами
c.
Возможности использования электронных государственных услуг через интернет
d.
Возможности предоставления информации о себе в интернет и способах ограничения доступа к ней
e.
Различные мобильные приложения и возможности их использования
f.
Различные поисковые системы в интернете (для поиска информации, музыки, фото, видео)
g.
Возможности для создания и размещения собственного контента в интернете (текста, фото, видео, музыки)
h.
Возможности социальных сетей для изменения и расширения своего круга общения
i.
Возможности установления своих настроек обновления программного обеспечения на устройстве, посредством которого я вижу в интернет
j.
Возможности интернета для совершенствования покупок, использования платежных систем и интернет-банкинга

Определите, на какой вид потребностей оказывается воздействие в данном примере.
Еда — это наслаждение. Наслаждение вкусом. Но каждый раз во время еды нарушается кислотно-щелочной баланс и возникает опасность кариеса. Жевательная резинка «Дирол» с ксилитом и карбамидом защищает ваши зубы с утра до вечера!
a.
Физиологические потребности
b.
Потребность в уважении, признании
c.
Потребность принадлежать какой-то общности
d.
Потребность в самореализации
e.
Потребность в безопасности

Злоумышленник не сможет осуществлять несанкционированный доступ, используя ...
a.
стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации
b.
ошибки и небрежность обслуживающего персонала и пользователей
c.
свои знания об автоматизированных системах и умения работать с ними
d.
сбои, отказы технических и программных средств
e.
сведения о системе защиты информации

Укажите ключевые элементы защиты от несанкционированного доступа ...
a.
аутентификация
b.
идентификация
c.
матричное управление
d.
мандатное управление
e.
контроль доступа

Как можно улучшить точность поискового запроса?
a.
Использовать более общие ключевые слова
b.
Удалить слова, слишком часто встречающиеся в результатах поиска
c.
Использовать более специфичные ключевые слова

Основная цель создания инфографики:
a.
Увеличение объема текста для подробного изложения информации.
b.
Подготовка материала для исследовательской работы.
c.
Предоставление визуального обзора и упрощение сложной информации.
d.
Предоставление описания к рисункам и диаграммам.
e.
Распознавание образов с помощью систем искусственного интеллекта

Какая из перечисленных поисковых систем (платформ), содержит информацию о наибольшем количестве научныхпубликаций?
Google Scholar
Scopus
eLibrary.ru
Web of Science
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
размещен в курсе на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7321
Итоговый результат по курсу определяется как суммарное значение всех видов заданий. Максимальный результат прохождения курса – 100 баллов. Лекционное занятие оценивается максимально в 1 балл, лабораторная и самостоятельная работа оценивается максимально в 2 балла. Максимальная оценка за итоговый тест по курсу составляет 16 баллов. Итоговый тест включает 20 вопросов по четырем блокам курса. Тестирование проводится на образовательном портале АлтГУ.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Полякова, Т.А., Стрельцов, А.А. Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Кириллова Н. Б. МЕДИАПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ. Учебное пособие для вузов : Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горелов, Н.А., Кораблева, О.Н. Развитие информационного общества: цифровая экономика: учебное пособие для вузов. Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Цифровая культура" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и лабораторные занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует изучение лекций, активной работы на при выполнении лабораторных занятий, выполнения всех учебных заданий преподавателей, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на лабораторных занятиях и самостоятельной работы.