МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовые основы предпринимательства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра гражданского права
Направление подготовки40.05.01. специальность Правовое обеспечение национальной безопасности
СпециализацияГосударственно-правовая
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_05_01_Правовое обеспечение нацбезопасности-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.юрид.наук, доцент, Пятков Д.В.

Рецензент(ы):
Ст.преп., Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Правовые основы предпринимательства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1138)

составлена на основании учебного плана:
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра гражданского права

Протокол от 13.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., профессор Т.А. Филиппова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра гражданского права

Протокол от 13.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой к.ю.н., профессор Т.А. Филиппова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания дисциплины «Правовые основы предпринимательства» является профессиональная подготовка специалистов в сфере предпринимательской деятельности, обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе действующего законодательства, практики его применения с учетом общетеоретических положений и новейших течений в юридической науке. Кроме того, преподавание Правовых основ предпринимательства обеспечивает ориентацию обучающихся на комплексное и последовательное изучение правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, связанных с другими отраслями права.
Задача дисциплины « Правовые основы предпринимательства» состоит в том, чтобы путем изучения предпринимательского законодательства и других нормативных актов обеспечить обучающихся необходимыми знаниями в области правового регулирования предпринимательской деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ОПК-4 Способен оперировать основными общеправовыми понятиями и категориями, анализировать и толковать нормы права, давать юридическую оценку фактам и обстоятельствам
ПК-2 Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
ОПК-4.1. Знает основные общеправовые понятия, категории и нормы права.
ПК-2.1. Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
ОПК-4.2. Умеет анализировать и толковать нормы права.
ПК-2.2. Умеет анализировать нормативные правовое акты и применять правовые акты в профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
ОПК-4.3. Умеет давать юридическую оценку фактам и обстоятельствам.
ПК-2.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие предпринимательского права
1.1. Цель, задачи и структура курса. Особенности системы отечественного права. Место предпринимательского права в системе права России: проблемы определения. Отношения предпринимательства и их правовое регулирование: предмет, метод и система предпринимательского права. Становление предпринимательского права в России и за рубежом. Понятие предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность как разновидность экономической деятельности. Законодательное определение и признаки предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательского права и предпринимательской деятельности. Правовой статус предпринимателя: общая характеристика. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Предприниматель и рынок товаров (работ, услуг). Лекции 1 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Цель, задачи и структура курса. Особенности системы отечественного права. Место предпринимательского права в системе права России: проблемы определения. Отношения предпринимательства и их правовое регулирование: предмет, метод и система предпринимательского права. Становление предпринимательского права в России и за рубежом. Понятие предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность как разновидность экономической деятельности. Законодательное определение и признаки предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательского права и предпринимательской деятельности. Правовой статус предпринимателя: общая характеристика. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Предприниматель и рынок товаров (работ, услуг). Практические 1 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Цель, задачи и структура курса. Особенности системы отечественного права. Место предпринимательского права в системе права России: проблемы определения. Отношения предпринимательства и их правовое регулирование: предмет, метод и система предпринимательского права. Становление предпринимательского права в России и за рубежом. Понятие предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность как разновидность экономической деятельности. Законодательное определение и признаки предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательского права и предпринимательской деятельности. Правовой статус предпринимателя: общая характеристика. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Предприниматель и рынок товаров (работ, услуг). Сам. работа 1 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Особенности системы отечественного права. Место предпринимательского права в системе права России: проблемы определения.
2.1. Отношения предпринимательства и их правовое регулирование: предмет, метод и система предпринимательского права. Становление предпринимательского права в России и за рубежом. Понятие предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность как разновидность экономической деятельности. Законодательное определение и признаки предпринимательской деятельности. Лекции 1 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Отношения предпринимательства и их правовое регулирование: предмет, метод и система предпринимательского права. Становление предпринимательского права в России и за рубежом. Понятие предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность как разновидность экономической деятельности. Законодательное определение и признаки предпринимательской деятельности. Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Отношения предпринимательства и их правовое регулирование: предмет, метод и система предпринимательского права. Становление предпринимательского права в России и за рубежом. Понятие предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность как разновидность экономической деятельности. Законодательное определение и признаки предпринимательской деятельности. Сам. работа 1 15 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Субъекты предпринимательского права и предпринимательской деятельности. Правовой статус предпринимателя: общая характеристика. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
3.1. Предприниматель и рынок товаров (работ, услуг).Право граждан на осуществление предпринимательской деятельности. Государственная регистрация граждан в качестве индивидуальных предпринимателей. Индивидуальный предприниматель как организационно-правовая форма предпринимательской деятельности. Специфика правового положения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Ответственность предпринимателя – гражданина. Несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей. Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Предприниматель и рынок товаров (работ, услуг).Право граждан на осуществление предпринимательской деятельности. Государственная регистрация граждан в качестве индивидуальных предпринимателей. Индивидуальный предприниматель как организационно-правовая форма предпринимательской деятельности. Специфика правового положения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Ответственность предпринимателя – гражданина. Несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей. Практические 1 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Предприниматель и рынок товаров (работ, услуг).Право граждан на осуществление предпринимательской деятельности. Государственная регистрация граждан в качестве индивидуальных предпринимателей. Индивидуальный предприниматель как организационно-правовая форма предпринимательской деятельности. Специфика правового положения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Ответственность предпринимателя – гражданина. Несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей. Сам. работа 1 15 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Правовой статус предпринимателя – юридического лица
4.1. Организационно-правовые формы юридических лиц: понятие, виды. Учредительные документы: понятие и виды. Учредительный договор, договор о создании хозяйственного общества и устав: сравнительная характеристика. Государственная регистрация юридических лиц. Право собственности и другие вещные права юридических лиц на имущество, используемое в хозяйственной деятельности. Коммерческие организации как субъекты предпринимательского права. Некоммерческие организации как субъекты предпринимательского права. Право учреждений на имущество, приобретенное за счет доходов от разрешенной собственником хозяйственной деятельности. Ответственность предпринимателя – юридического лица. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц. Предпринимательские объединения: ассоциации (союзы), холдинги и др. Лекции 1 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Организационно-правовые формы юридических лиц: понятие, виды. Учредительные документы: понятие и виды. Учредительный договор, договор о создании хозяйственного общества и устав: сравнительная характеристика. Государственная регистрация юридических лиц. Право собственности и другие вещные права юридических лиц на имущество, используемое в хозяйственной деятельности. Коммерческие организации как субъекты предпринимательского права. Некоммерческие организации как субъекты предпринимательского права. Право учреждений на имущество, приобретенное за счет доходов от разрешенной собственником хозяйственной деятельности. Ответственность предпринимателя – юридического лица. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц. Предпринимательские объединения: ассоциации (союзы), холдинги и др. Практические 1 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Организационно-правовые формы юридических лиц: понятие, виды. Учредительные документы: понятие и виды. Учредительный договор, договор о создании хозяйственного общества и устав: сравнительная характеристика. Государственная регистрация юридических лиц. Право собственности и другие вещные права юридических лиц на имущество, используемое в хозяйственной деятельности. Коммерческие организации как субъекты предпринимательского права. Некоммерческие организации как субъекты предпринимательского права. Право учреждений на имущество, приобретенное за счет доходов от разрешенной собственником хозяйственной деятельности. Ответственность предпринимателя – юридического лица. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц. Предпринимательские объединения: ассоциации (союзы), холдинги и др. Сам. работа 1 15 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты предпринимательского права
5.1. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты гражданского права и предпринимательской деятельности: правоспособность, дееспособность, принципы взаимодействия с другими лицами. Алтайский край и город Барнаул как субъекты гражданского права и предпринимательской деятельности. Право государственной и муниципальной собственности: понятие и формы его осуществления. Создание государственных и муниципальных унитарных предприятий. Приватизация государственного и муниципального имущества в Российской Федерации и Алтайском крае. Формы и методы публично-властного воздействия на субъекты предпринимательской деятельности. Государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности. Лицензирование предпринимательской деятельности. Техническое регулирование производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. Налогообложение предпринимательской деятельности. Лекции 1 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты гражданского права и предпринимательской деятельности: правоспособность, дееспособность, принципы взаимодействия с другими лицами. Алтайский край и город Барнаул как субъекты гражданского права и предпринимательской деятельности. Право государственной и муниципальной собственности: понятие и формы его осуществления. Создание государственных и муниципальных унитарных предприятий. Приватизация государственного и муниципального имущества в Российской Федерации и Алтайском крае. Формы и методы публично-властного воздействия на субъекты предпринимательской деятельности. Государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности. Лицензирование предпринимательской деятельности. Техническое регулирование производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. Налогообложение предпринимательской деятельности. Практические 1 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты гражданского права и предпринимательской деятельности: правоспособность, дееспособность, принципы взаимодействия с другими лицами. Алтайский край и город Барнаул как субъекты гражданского права и предпринимательской деятельности. Право государственной и муниципальной собственности: понятие и формы его осуществления. Создание государственных и муниципальных унитарных предприятий. Приватизация государственного и муниципального имущества в Российской Федерации и Алтайском крае. Формы и методы публично-властного воздействия на субъекты предпринимательской деятельности. Государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности. Лицензирование предпринимательской деятельности. Техническое регулирование производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. Налогообложение предпринимательской деятельности. Сам. работа 1 7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Антимонопольное регулирование рыночных отношений
6.1. Понятие конкуренции и монополии в сфере предпринимательской деятельности. Антимонопольное законодательство: правовые акты, основные понятия. Понятие и виды монополистической деятельности. Понятие и формы недобросовестной конкуренции. Понятие естественной монополии. Правовое регулирование и государственный контроль в сферах естественных монополий. Государственный контроль за осуществлением предпринимательской дея-тельности на основе антимонопольного законодательства. Правовые средства пресечения нарушений антимонопольного законодательства. Деятельность антимонопольных органов по пресечению нарушений антимонопольного законодательства в Алтайском крае. Осуществление предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала и антимонопольное законодательство. Лекции 1 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Понятие конкуренции и монополии в сфере предпринимательской деятельности. Антимонопольное законодательство: правовые акты, основные понятия. Понятие и виды монополистической деятельности. Понятие и формы недобросовестной конкуренции. Понятие естественной монополии. Правовое регулирование и государственный контроль в сферах естественных монополий. Государственный контроль за осуществлением предпринимательской дея-тельности на основе антимонопольного законодательства. Правовые средства пресечения нарушений антимонопольного законодательства. Деятельность антимонопольных органов по пресечению нарушений антимонопольного законодательства в Алтайском крае. Осуществление предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала и антимонопольное законодательство. Практические 1 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Понятие конкуренции и монополии в сфере предпринимательской деятельности. Антимонопольное законодательство: правовые акты, основные понятия. Понятие и виды монополистической деятельности. Понятие и формы недобросовестной конкуренции. Понятие естественной монополии. Правовое регулирование и государственный контроль в сферах естественных монополий. Государственный контроль за осуществлением предпринимательской дея-тельности на основе антимонопольного законодательства. Правовые средства пресечения нарушений антимонопольного законодательства. Деятельность антимонопольных органов по пресечению нарушений антимонопольного законодательства в Алтайском крае. Осуществление предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала и антимонопольное законодательство. Сам. работа 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Охрана и защита прав и интересов предпринимателей
7.1. Понятие и нормативно-правовая основа охраны и защиты прав и интересов предпринимателей. Основания, способы и пределы ограничения прав субъектов предпринимательской деятельности. Формы и способы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. Разрешение споров, вытекающих из предпринимательской деятельности. Органы, разрешающие споры, вытекающие из предпринимательской деятельности. Лекции 1 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Понятие и нормативно-правовая основа охраны и защиты прав и интересов предпринимателей. Основания, способы и пределы ограничения прав субъектов предпринимательской деятельности. Формы и способы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. Разрешение споров, вытекающих из предпринимательской деятельности. Органы, разрешающие споры, вытекающие из предпринимательской деятельности. Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.3. Понятие и нормативно-правовая основа охраны и защиты прав и интересов предпринимателей. Основания, способы и пределы ограничения прав субъектов предпринимательской деятельности. Формы и способы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. Разрешение споров, вытекающих из предпринимательской деятельности. Органы, разрешающие споры, вытекающие из предпринимательской деятельности. Сам. работа 1 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-1: Контрольно-измерительный материал теоретического характера
1. Цель: КИМ теоретического характера – комплект (вариант) заданий тестового характера разного типа (закрытого, открытого, на установление соответствия, на установление последовательности), подготовленных для проведения процедуры контроля. Проверка усвоения теоретического и фактического материала по разделу, сформированности умения правильно использовать специальные термины и понятия в рамках раздела дисциплины.

2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 1. Понятие предпринимательского права; Раздел 2. Особенности системы отечественного права. Место предпринимательского права в системе права России: проблемы определения; Раздел 3. Субъекты предпринимательского права и предпринимательской деятельности. Правовой статус предпринимателя: общая характеристика. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; Раздел 7. Банковская деятельность; Раздел 8. Правовое регулирование рынка ценных бумаг и валютного рынка; Раздел 9. Правовое регулирование рынка рекламной продукции.
3. Проверяемые компетенции (код): УК-3, ОПК-4, ПК-2
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки.
ОПК-4.1. Знает основные общеправовые понятия, категории и нормы права.
ОПК-4.2. Умеет анализировать и толковать нормы права.
ОПК-4.3. Умеет давать юридическую оценку фактам и обстоятельствам.
ПК-2.1. Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере профессиональной деятельности.
ПК-2.2. Умеет анализировать нормативные правовое акты и применять правовые акты в профессиональной деятельности.
ПК-2.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами.

5. Пример оценочного средства: Пример заданий, используемых в контрольно-измерительном материале теоретического характера:
1. Выберите виды источников предпринимательского права? Укажите номер ответа.
1) нормативный правовой акт, обычай делового оборота, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, судебный прецедент;
2) нормативный правовой акт, судебный прецедент;
3) нормативный правовой акт, обычай делового оборота, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации;
4) нормативный правовой акт, обычай делового оборота, судебный акты иностранный государств.
2. Предпринимательской не признается деятельность? Укажите номер ответа.
1) крестьянских (фермерских) хозяйств;
2) государственных унитарных предприятий;
3) сельскохозяйственных производственных кооперативов;
4) личных подсобных хозяйств.
3. Какой правоспособностью обладают индивидуальные предприниматели? Укажите номер ответа.
1) общей;
2) специальной;
3) ограниченной;
4) исключительной.
4. В условиях рыночной экономики эмиссия наличных денег осуществляется? Укажите номер ответа.
1) коммерческими банками;
2) коммерческими банками и центральным банком;
3) Центральным банком;
4) коммерческими банками и предприятиями.
5. В каком случае переводы денежных средств могут осуществляться без открытия банковских счетов? Укажите номер ответа.
1) при переводе электронных денежных средств;
2) при инкассо;
3) при аккредитиве;
4) при расчетах платежными поручениями.
6. Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• место предпринимательского права в системе права России, предмет, метод и система предпринимательского права, понятие и признаки предпринимательской деятельности, субъекты предпринимательского права и предпринимательской деятельности, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
• государственная регистрация граждан в качестве индивидуальных предпринимателей, ответственность предпринимателя – гражданина, несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей;
• понятие и правовое регулирование банковской деятельности;
• правовое регулирование финансовых рынков;
• понятие рекламы и нормативно-правовая основа деятельности по производству и распространению рекламной продукции.

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-2: Задание аналитического и поискового характера
1. Цель: Задание аналитического и поискового характера, позволяет проверить умение решать как учебные, так и профессиональные задачи. Оно предусматривает анализ профессиональных ситуаций с выработкой предложений по преодолению поставленных проблем, систематизации информации, структурированию данных, подготовке обобщений по юридическим вопросам и т.п.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 3. Субъекты предпринимательского права и предпринимательской деятельности. Правовой статус предпринимателя: общая характеристика. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
3. Проверяемые компетенции (код): УК-3, ОПК-4, ПК-2.
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки.
ОПК-4.1. Знает основные общеправовые понятия, категории и нормы права.
ОПК-4.2. Умеет анализировать и толковать нормы права.
ОПК-4.3. Умеет давать юридическую оценку фактам и обстоятельствам.
ПК-2.1. Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере профессиональной деятельности.
ПК-2.2. Умеет анализировать нормативные правовое акты и применять правовые акты в профессиональной деятельности.
ПК-2.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами.

5. Пример оценочного средства:
ЗАДАНИЕ: Гражданин В., действующий в качестве ИП, заложил оборудование, используемое в предпринимательской деятельности. Договор залога заключен с банком в целях обеспечения исполнения обязательств третьим лицом (СПК). Должник (СПК) не исполнил обеспеченное залогом обязательство и банк обратился в суд с иском к ИП об обращении взыскания на заложенное имущество. В процессе рассмотрения дела ответчик (гражданин В.) представил в суд документально подтвержденные сведения о прекращении деятельности в качестве ИП и заявил ходатайство о прекращении производства по делу на основании п. 5 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. Свое ходатайство гражданин В. мотивировал тем, что договор залога он заключил в качестве ИП, которое прекратило свое существование. Поскольку согласно ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей применяются нормы гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, постольку прекращение деятельности в качестве ИП, как и прекращение деятельности юридического лица, должно повлечь прекращение производства по делу.
Условия выполнения здания:
Дайте развернутый письменный ответ на следующие вопросы:
1. Какое решение должен принять суд?
2. Изменится ли решение суда, если в качестве залогодателя выступит КФХ, не являющееся юридическими лицом.
3. Как следует оформлять договоры, заключаемые индивидуальным предпринимателем в процессе предпринимательской деятельности: насколько важно указывать в договоре статус индивидуального предпринимателя? Изменится ли правовое регулирование отношений с участием гражданина, если он при осуществлении своей предпринимательской деятельности не укажет в договоре, что действует в качестве ИП?
4. Является ли супруг индивидуального предпринимателя участником его вещных и обязательственных отношений, возникших в процессе предпринимательской деятельности?

6. Критерии оценивания:
• «5» – практическое задание выполнено полностью: даны развернутые аргументированные ответы на все поставленные вопросы.
• «4» – практическое задание выполнено, однако есть несущественные недочёты: даны ответы на все поставленные вопросы, но предложенная аргументация содержит неточности.
• «3» – практическое задание выполнено частично: даны ответы на большинство поставленных вопросов, предложенная аргументация является поверхностной, ответы имеют описательный характер.
• «2» – практическое задание не выполнено.

7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• право граждан на осуществление предпринимательской деятельности;
• государственная регистрация граждан в качестве индивидуальных предпринимателей;
• индивидуальный предприниматель как организационно-правовая форма предпринимательской деятельности. Специфика правового положения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
• ответственность предпринимателя – гражданина;
• несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей.

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-3: Контрольно-измерительный материал практического характера
1. Цель: КИМ практического характера – комплект (вариант) заданий тестового и практического характера разного типа, подготовленных для проведения процедуры контроля.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 4. Правовой статус предпринимателя – юридического лица; Раздел 5. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты предпринимательского права; Раздел 6. Антимонопольное регулирование рыночных отношений; Раздел 10. Охрана и защита прав и интересов предпринимателей.
3. Проверяемые компетенции (код): УК-3, ОПК-4, ПК-2.
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки.
ОПК-4.1. Знает основные общеправовые понятия, категории и нормы права.
ОПК-4.2. Умеет анализировать и толковать нормы права.
ОПК-4.3. Умеет давать юридическую оценку фактам и обстоятельствам.
ПК-2.1. Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере профессиональной деятельности.
ПК-2.2. Умеет анализировать нормативные правовое акты и применять правовые акты в профессиональной деятельности.
ПК-2.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами.

5. Пример оценочного средства: Пример заданий, используемых в контрольно-измерительном материале теоретического характера:
Задание 1. Ответьте на вопрос: Участник ООО вправе выйти из него?
1) в любое время;
2) только с согласия других участников;
3) через 1 год после образования;
4) через 6 месяцев после извещения остальных участников.
Задание 2. Проанализируйте предложенную ситуацию и ответьте на вопрос.
Для участия в аукционе по продаже муниципального имущества заявки направили МУП "Горзеленхоз", АО "Рассвет" (15 % акций принадлежат Российской Федерации), ООО "Аптека № 3" (единственный участник - муниципальное образование), ООО "Аверс" (единственный участник - физическое лицо). Кто из указанных субъектов вправе участвовать в аукционе?
Задание 3. Сформулируйте развернутые ответы на поставленные вопросы.
В январе 2016 г. Иванов и Сидоров учредили на равных началах ООО "Принт" (осуществляет деятельность по оказанию полиграфических услуг). В марте 2018 г. между учредители возникли разногласия по вопросам управления организацией, в результате Сидоров покинул ООО "Принт" и учредил ООО "Принт+" (также оказывает полиграфические услуги). Иванов посчитал поведение Сидорова недобросовестным и решил обратиться в компетентные органы за защитой своих прав. Какой орган следует признать компетентным в данной ситуации? Допустил ли Сидоров нарушение закона? Какое решение следует принять компетентному органу?
Задание 4. Подготовьте мотивированный ответ по предложенному казусу.
Предприниматель обратился к специалистам за консультацией по такому вопросу: «Хочу организовать ПАО. Подскажите, как законным образом можно подстраховаться, чтобы при расширении предприятия, путем присоединения и (или) вливания сторонних капиталов (при увеличении акционеров и уставного капитала) у меня всегда сохранялся контрольный пакет акций?» Дайте ему подробную консультацию.
6. Критерии оценивания:
• «5» – верно выполнено более 90% заданий.
• «4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
• «3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
• «2» – верно выполнено менее 51% заданий.

7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• организационно-правовые формы юридических лиц: понятие, виды;
• Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты гражданского права и предпринимательской деятельности: правоспособность, дееспособность, принципы взаимодействия с другими лицами;
• понятие конкуренции и монополии в сфере предпринимательской деятельности, антимонопольное законодательство;
• понятие и нормативно-правовая основа охраны и защиты прав и интересов предпринимателей.

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-4: Кейс-задание
1. Цель: Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения поставленной проблемы. Оценка сформированности способности осуществлять такие универсальные учебные действия, как сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, классификация, конкретизация, установление определённых закономерностей и правил и т.п.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 4. Правовой статус предпринимателя – юридического лица.
3. Проверяемые компетенции (код): УК-3, ОПК-4, ПК-2.
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки.
ОПК-4.1. Знает основные общеправовые понятия, категории и нормы права.
ОПК-4.2. Умеет анализировать и толковать нормы права.
ОПК-4.3. Умеет давать юридическую оценку фактам и обстоятельствам.
ПК-2.1. Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере профессиональной деятельности.
ПК-2.2. Умеет анализировать нормативные правовое акты и применять правовые акты в профессиональной деятельности.
ПК-2.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами.

5. Пример оценочного средства:
ЗАДАНИЕ: В соответствии с п. 4 ст. 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
Так, устав КАУ "Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина", основными целями деятельности которого являются сохранение и развитие общемировых и национальных культурных ценностей, приобщение жителей края и других регионов к театральному искусству, в п. 2.3. содержит обширный перечень иных (не основных) видов деятельности. Примечательно, что данный пункт указывает, что в этом перечне иных видов деятельности перечислены как приносящие доход, так и не приносящие доход виды деятельности. Однако они не разделены.
Вопросы:
1) Проанализируйте п. 2.3. устава КАУ "Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина", выберите из перечисленных в нем видов деятельности те, которые могут быть отнесены к приносящей доход деятельности.
2) Могут ли некоторые виды приносящей доход деятельности, указанные в п. 2.3. устава, отнесены к предпринимательской деятельности?
3) В чем различия между предпринимательской деятельностью некоммерческой организации и приносящей доход деятельностью некоммерческой организации?
4) Соответствуют ли перечисленные в п. 2.3. устава виды приносящей доход деятельности основным целям деятельности КАУ "Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина"?
5) Из уставов иных некоммерческих организаций приведите примеры закрепления права такой организации осуществлять приносящую доход деятельность и описание видов такой деятельности.
6) Приведите примеры, когда суды признавали приносящую доход деятельность некоммерческой организации, право на осуществление которой закреплено в уставе такой организации, не соответствующую целям создания и деятельности такой организации.
РАБОТА С КЕЙСОМ: Тема занятия и сам кейс предоставляется обучающимся непосредственно на занятии. На изучение и ознакомление с ним отводится около 20 минут. Обучающиеся делятся на группы:
• Представители проверяющего органа.
• Представители некоммерческой организации.
• Эксперты.
Перед каждой группой ставится задача:
1. Представители проверяющего органа должны ознакомиться с материалами кейса и сформулировать свою правовую позицию по данному делу.
2. Представители некоммерческой организации должны ознакомиться с материалами кейса и сформулировать свою правовую позицию по данному делу.
3. Эксперты – обобщают и оценивают работу каждой группы с точки зрения поставленной перед ними задачи.
На работу в группах, консультацию преподавателя, обсуждение вариантов отводится 40 минут. На обсуждение вариантов решений групп отводится 15 минут. Подведение итогов, обобщение полученных результатов – около 5 минут. Итоговую часть занятия проводит преподаватель, опираясь на презентованные группами варианты решений. На её реализацию отводится около 5 минут. Итого общее время выполнения кейс-задания – 90 минут (1 учебная пара).
6. Критерии оценивания:
Система оценивания работы групп:
• владение теоретическим материалом (2 балла);
• аргументированность (до 3 баллов);
• владение аудиторией, ораторское умение (2 балла);
• культура поведения (2 балла).
• убедительность, полнота ответа (до 3 баллов);
• логичность, связность (2 балл).
Важно отметить, что каждая группа может заработать до 3 баллов за активность в обсуждении выступления других групп. Если кто-либо из участников группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение, то данная группа получает штрафной балл.
Общее количество возможных баллов группы – 14.
«5» – группа набрала от 12 до 14 баллов;
«4» – группа набрала от 9 до 11 баллов;
«3» – группа набрала от 5 до 8 баллов;
«2» – группа набрала менее 5 баллов.

7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• организационно-правовые формы юридических лиц: понятие, виды;
• государственная регистрация юридических лиц;
• коммерческие организации как субъекты предпринимательского права;
• некоммерческие организации как субъекты предпринимательского права. Право учреждений на имущество, приобретенное за счет доходов от разрешенной собственником хозяйственной деятельности;
• ответственность предпринимателя – юридического лица;
• несостоятельность (банкротство) юридических лиц.


ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-5: Задание проблемно-исследовательского характера
1. Цель: Система упражнений, позволяющая оценить уровень сформированности практических умений и навыков и осуществить контроль освоения знаний.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 5. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты предпринимательского права; Раздел 6. Антимонопольное регулирование рыночных отношений.
3. Проверяемые компетенции (код): УК-3, ОПК-4, ПК-2.
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
ПК-3.1. Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм.
ПК-3.2. Умеет анализировать правовые нормы и юридические факты.
ПК-3.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами.
ПК-6.1. Знает правовые основы экспертно-консультационной деятельности.
ПК-6.2. Умеет давать квалифицированные заключения по вопросам правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
ПК-6.3. Владеет навыками анализа юридико-фактической ситуации и определения акта, подлежащего применению.

5. Пример оценочного средства: Выполните задание:
ЗАДАНИЕ: Разберите предложенную ситуацию и ответьте на вопросы.
В январе 2016 г. Иванов и Сидоров учредили на равных началах ООО "Принт" (осуществляет деятельность по оказанию полиграфических услуг). В марте 2018 г. между учредители возникли разногласия по вопросам управления организацией, в результате Сидоров покинул ООО "Принт" и учредил ООО "Принт+" (также оказывает полиграфические услуги). Иванов посчитал поведение Сидорова недобросовестным и решил обратиться в компетентные органы за защитой своих прав.
- Какой орган следует признать компетентным в данной ситуации?
- Допустил ли Сидоров нарушение закона?
- Какое решение следует принять компетентному органу?

6. Критерии оценивания:
• «5» – задание выполнено в полном объеме, даны развернутые аргументированные ответы на все поставленные вопросы.
• «4» – задание выполнено в полном объеме, даны развернутые ответы на все поставленные вопросы, но допущены неточности в аргументации собственных выводов.
• «3» – задание выполнено в полном объеме, даны ответы на все поставленные вопросы, но допущены ошибки в аргументации собственных выводов либо ответы на вопросы носят описательный характер.
• «2» – задание не выполнено либо выполнено не в полном объеме, допущены грубые ошибки при изложении ответов на поставленные вопросы.

6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты гражданского права и предпринимательской деятельности: правоспособность, дееспособность, принципы взаимодействия с другими лицами;
• формы и методы публично-властного воздействия на субъекты предпринимательской деятельности;
• государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности;
• лицензирование предпринимательской деятельности. Техническое регулирование производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
• налогообложение предпринимательской деятельности;
• понятие и виды монополистической деятельности, понятие и формы недобросовестной конкуренции;
• государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности на основе антимонопольного законодательства. Правовые средства пресечения нарушений антимонопольного законодательства. Деятельность антимонопольных органов по пресечению нарушений антимонопольного законодательства в Алтайском крае.

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-6: Учебная текстовая задача
1. Цель: Учебная текстовая задача – задача, направленная на проверку сформированности умений адекватного использования правовых консрукций для решения конкретного юридического казуса; осуществления поиска необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы, законодательства, судебной практики.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 10. Охрана и защита прав и интересов предпринимателей.
3. Проверяемые компетенции (код): УК-3, ОПК-4, ПК-2.
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки.
ОПК-4.1. Знает основные общеправовые понятия, категории и нормы права.
ОПК-4.2. Умеет анализировать и толковать нормы права.
ОПК-4.3. Умеет давать юридическую оценку фактам и обстоятельствам.
ПК-2.1. Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере профессиональной деятельности.
ПК-2.2. Умеет анализировать нормативные правовое акты и применять правовые акты в профессиональной деятельности.
ПК-2.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами.

5. Пример оценочного средства:
Текст:
Купцов В.И. является единственным учредителем АО. В 2019 году он решил продать все акции общества своему знакомому Петрову Эдуарду Алексеевичу. По просьбе покупателя договор о продаже должен содержать условие о рассрочке платежа: оплата до июля 2020 года должна быть произведена тремя равными платежами. Первый платеж будет осуществлен передачей Купцову векселя: передаточную надпись (индоссамент) Петров планирует оформить путем передачи векселя Купцову от ООО «Причал», на что Петров, по его словам, имеет право. Стороны близки к тому, чтобы договориться о переходе прав на акции к Петрову непосредственно при заключении договора, но при сохранении за Купцовым права участвовать в собрании акционеров и голосовать до полной оплаты акций. У Купцова есть интерес в обеспечении исполнения обязательств покупателем, он подумывает о том, чтобы на продаваемые акции было установлено обременение в его пользу в виде залога.
Оцените предложенные условия договора на предмет их соответствия законодательству.

6. Критерии оценивания:
• «5» – учебная текстовая задача решена полностью: дан развернутый анализ возникшим правоотношениям; выводы обоснованы ссылками на действующее законодательство и правоприменительную практику.
• «4» – учебная текстовая задача решена, однако есть несущественные недочёты: дан анализ возникшим правоотношениям, но приведена неполная аргументация собственной точки зрения; выводы обоснованы ссылками на действующее законодательство.
• «3» – учебная текстовая задача решена частично: дан неполный и неаргументированный анализ возникших правоотношений; выводы носят формальный и описательный характер.
• «2» – учебная текстовая задача не решена.
6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• понятие и нормативно-правовая основа охраны и защиты прав и интересов предпринимателей;
• основания, способы и пределы ограничения прав субъектов предпринимательской деятельности;
• формы и способы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности;
• разрешение споров, вытекающих из предпринимательской деятельности. Органы, разрешающие споры, вытекающие из предпринимательской деятельности.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
1. Форма проведения промежуточной аттестации: экзамен
2. Процедура проведения:
• по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за семестр (автомат);
• КИМ теоретико-практического формата по темам учебной дисциплины.
Материал для проведения экзамена представляет собой Контрольно-измерительный материал (далее – КИМ), состоящий из 23 заданий. Из них 20 заданий – открытого типа (с выбором одного ответа из 4 предложенных), 3 задания – закрытого типа (с кратким ответом). Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего образования.
3. Продолжительность: 60 минут.
4. Проверяемые компетенции (код): УК-3, ОПК-4, ПК-2.
5. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки.
ОПК-4.1. Знает основные общеправовые понятия, категории и нормы права.
ОПК-4.2. Умеет анализировать и толковать нормы права.
ОПК-4.3. Умеет давать юридическую оценку фактам и обстоятельствам.
ПК-2.1. Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере профессиональной деятельности.
ПК-2.2. Умеет анализировать нормативные правовое акты и применять правовые акты в профессиональной деятельности.
ПК-2.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами.

6. Пример оценочного средства: ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ
А1. Для какой концепции хозяйственного права характерно следующее утверждение: "Хозяйственное право существует в качестве самостоятельной отрасли, имеющей свой предмет и особый метод правового регулирования единых хозяйственных отношений":
А) Послевоенная концепция хозяйственного права.
Б) Концепция "двухсекторного права".
В) Единая теория хозяйственного права.
Г) Концепция "хозяйственно-административного права".
А2. В предпринимательском праве применяются следующие методы правового регулирования:
А) Обязательных предписаний.
Б) Автономных решений.
В) Рекомендаций.
Г) Дезорганизации.
А3. Современное законодательство о предпринимательской деятельности характеризуется:
А) Наличием Предпринимательского кодекса РФ.
Б) Наличием обширного перечня федеральных законов по отдельным сферами предпринимательской и иной экономической деятельности.
В) Детальным регулированием предпринимательской деятельности Гражданским кодексом РФ.
Г) В системе норм превалируют международные договоры по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, чем российские законы.
А4. По форме организации предпринимательской деятельности различаются:
А) Индивидуальные предприниматели - физические лица и организации - юридические лица.
Б) Отдельные предприниматели и группы предпринимателей.
В) Организации с общей, специальной, исключительной, ограниченной самими учредителями в учредительных документах правоспособностью.
Г) Организации, действующие на основе самофинансирования и находящиеся на смешанном финансировании.
А5. Если гражданин, фактически осуществляющий предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированный должным образом, суд:
А) Может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Б) Не применяет правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В) Применяет в обязательном порядке правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Г) Может применить к таким сделкам правила ГК РФ о договоре.
А6. Местом государственной регистрацией индивидуального предпринимателя является:
А) Нахождение офиса.
Б) Осуществления основной деятельности.
В) Место его жительства.
Г) Оно не определено, значит определяется по желанию гражданина.
А7. Кто является создателем теории предпринимателя – новатора:
А) Й.Шумпетер.
Б) Р.Катильон.
В) Д.Рикардо.
Г) А.Каминки.
А8. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется:
А) органами юстиции;
Б) налоговыми органами;
В) местными администрациями;
Г) территориальными органами Министерства экономического развития;
А9. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в срок:
А) не более чем три рабочих дня со дня представления в регистрирующий орган документов;
Б) не более чем пять рабочих дней со дня предоставления в регистрирующий орган документов;
В) не более чем семь рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган документов;
Г) не более чем десяти рабочих дня со дня представления в регистрирующий орган документов.
А10. К предпринимательской деятельности граждан применяются правила:
А) регулирующие деятельность коммерческих организаций;
Б) специальные;
В) о деятельности казенных предприятий;
Г) о предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.
А11. Казенное предприятие:
А) вправе заниматься только той предпринимательской деятельностью, которая соответствует целям его создания;
Б) вправе заниматься любой предпринимательской деятельностью;
В) не вправе заниматься предпринимательской деятельностью;
Г) вправе заниматься предпринимательской деятельностью только в сфере бытового обслуживания населения.
А12. Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов, называется:
А) декларация о соответствии;
Б) стандарт качества;
В) сертификат соответствия;
Г) уведомление о соответствии.
А13. Унитарное предприятие может быть создано:
А) только публично-правовым образованием;
Б) любым субъектом предпринимательского права;
В) любым субъектом предпринимательской деятельности;
Г) только индивидуальным предпринимателем.
А14. Банковская группа:
А) не является юридическим лицом;
Б) является ассоциацией;
В) является акционерным обществом;
Г) является полным товариществом.
А15. Не является эмиссионной ценной бумагой:
А) вексель;
Б) акция;
В) облигация;
Г) опцион эмитента.
А16. Государственный надзор в сфере рекламы осуществляет:
А) территориальные органы Федеральной антимонопольной службы;
Б) территориальные органы внутренних дел;
В) муниципальные комитеты по потребительским рынкам;
Г) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
А17. Ввоз товара в Российскую Федерацию без обязательства об обратном вывозе называется?
А) импортом;
Б) экспортом;
В) демпингом;
Г) изъятием.
А18. Инвестиционный фонд является:
А) имущественным комплексом;
Б) акционерным обществом;
В) некоммерческой организацией;
Г) хозяйственным партнерством.
А19. Формы защиты прав предпринимателей могут быть разделены на:
А) судебную и внесудебную;
Б) штрафную и восстановительную;
В) пресекательную и восстановительную;
Г) прямую и косвенную.
А20. Капитальные вложения могут быть национализированы:
А) только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности;
Б) без предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности;
В) при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных только инвесторам;
Г) при условии последующего равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности.

В1. Раскройте особенности ответственности предпринимателя – гражданина.
Ответ:____________________________________
В2. Раскройте особенности правового положения Банка России.
Ответ:____________________________________
В3. Раскройте формы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.
Ответ:____________________________________
7. Критерии оценивания:
За верное выполнение каждого задания части А студент получает по 0,5 баллов. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
За верное выполнение каждого задания части В выставляется от 0 до 3 баллов. 1 балл ставится за наличие описательного ответа без подробной аргументации. 2 балла ставятся при наличии развернутого ответа содержащего незначительные неточности. 3 балла ставятся при наличии развернутого аргументированного ответа.
Максимальное количество баллов, которое может получить обучающийся составляет 19 баллов. Из них: 10 баллов – задания части А, 9 баллов – задания части В.
За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по пятибалльной шкале.
Шкала перевода баллов в оценку: Отметка «2» выставляется в том случае, если студент набрал не более 10 баллов (от 0 до 10) за выполнение всех частей экзаменационной работы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если студент набрал не менее 11 и не более 13 баллов (от 11 до 13) за выполнение всех частей экзаменационной работы.
Отметка «4» выставляется в том случае, если студент набрал не менее 14 и не более 16 баллов (от 14 до 16) за выполнение всех частей экзаменационной работы.
Отметка «5» выставляется в том случае, если студент набрал не менее 17 и не более 19 баллов (от 17 до 19) за выполнение всех частей экзаменационной работы.

Вопросы для подготовки к экзамену:
1. Отношения предпринимательства и их правовое регулирование: предмет и метод предпринимательского права. Место предпринимательского права в системе права Российской Федерации.
2. Становление предпринимательского права в России и за рубежом.
3. Предпринимательская деятельность: понятие, виды, субъекты. Предприниматель и рынок товаров (работ, услуг).
4. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
5. Законодательство о предпринимательстве. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в процессе формирования правовой основы предпринимательской деятельности.
6. Правовой статус предпринимателя – гражданина. Право граждан на занятие предпринимательской деятельностью. Ответственность предпринимателя – гражданина.
7. Государственная регистрация граждан в качестве предпринимателей.
8. Организационно-правовые формы юридических лиц: понятие и виды.
9. Правовой статус предпринимателя – коммерческой организации. Понятие и виды коммерческих организаций. Ответственность предпринимателя – коммерческой организации.
10. Предпринимательские объединения, их виды и общая характеристика.
11. Холдинги: понятие и виды. Законодательство о холдингах и перспективы его развития.
12. Правовой статус предпринимателя – некоммерческой организации. Ответственность предпринимателя – некоммерческой организации.
13. Право учреждений на имущество, приобретенное за счет доходов от разрешенной собственником хозяйственной деятельности.
14. Саморегулируемые организации предпринимателей.
15. Товарные биржи: понятие и нормативно-правовая основа их деятельности. Учреждение биржи. Управление биржей.
16. Торгово-промышленные палаты: понятие и нормативно-правовая основа их деятельности. Образование и прекращение деятельности торгово-промышленных палат, управление ими.
17. Государственная регистрация юридических лиц.
18. Учредительные документы юридических лиц: виды, содержание.
19. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты гражданского права и предпринимательской деятельности: правоспособность, дееспособность, принципы взаимодействия с другими лицами.
20. Право государственной и муниципальной собственности: понятие и формы его осуществления. Создание государственных и муниципальных унитарных предприятий.
21. Приватизация государственного и муниципального имущества: понятие и способы.
22. Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности: понятие, нормативно-правовая основа.
23. Участники отношений, регулируемых законодательством о несостоятельности (банкротстве).
24. Процедуры банкротства: понятие, виды, общая характеристика.
25. Внешнее управление и конкурсное производство как процедуры банкротства: понятие, сравнительная характеристика.
26. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников.
27. Формы и методы публично-правового воздействия на субъекты предпринимательской деятельности.
28. Государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности.
29. Налогообложение предпринимательской деятельности.
30. Лицензирование предпринимательской деятельности.
31. Техническая регламентация и стандартизация: понятие, правовая основа, сравнительная характеристика технических регламентов и стандартов.
32. Подтверждение соответствия по законодательству о техническом регулировании: понятие, формы.
33. Понятие конкуренции и монополии в сфере предпринимательской деятельности. Осуществление предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала и антимонопольное законодательство.
34. Монополистическая деятельность: понятие и виды.
35. Недобросовестная конкуренция: понятие и формы.
36. Естественные монополии: понятие, правовое регулирование. Государственный контроль в сферах естественных монополий.
37. Правовые средства пресечения нарушений антимонопольного законодательства.
38. Банковская деятельность: понятие, нормативно-правовая основа. Типы банковской деятельности.
39. Субъекты банковской деятельности. Особенности правового положения Центрального банка Российской Федерации.
40. Банковские операции: понятие и виды. Банковская тайна.
41. Реклама: понятие, нормативно-правовая основа.
42. Ненадлежащая реклама и ее виды. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о рекламе.

43. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы.
44. Рынок ценных бумаг: понятие и нормативно-правовая основа. Субъекты рынка ценных бумаг.
45. Понятие эмиссии ценных бумаг. Особенности эмиссии отдельных видов ценных бумаг.
46. Виды деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
47. Валютный рынок: понятие и нормативно-правовая основа.
48. Государственное регулирование на валютном рынке.
49. Осуществление предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала и валютный рынок. Валютный рынок в сфере внешнеэкономической деятельности.
50. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности.
51. Формы инвестиционной деятельности.
52. Правовое регулирование иностранных инвестиций.
53. Охрана и защита прав и интересов предпринимателей: понятие и нормативно-правовая основа.
54. Разрешение споров, вытекающих из предпринимательской деятельности. Органы, разрешающие споры, вытекающие из предпринимательской деятельности.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под редакцией Г. Ф. Ручкиной Предпринимательское право. Правовое регулирование отдельных видов предпринимательской деятельности в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2020 https://urait.ru/bcode/452376
Л1.2 под редакцией Г. Ф. Ручкиной Предпринимательское право. Правовое регулирование отдельных видов предпринимательской деятельности в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шаблова, Е. Г. Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права: учебное пособие для вузов Издательство Юрайт, 2020 https://urait.ru/bcode/454904
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 ЭБС издательства "Лань", e.lanbook.com
Э3 федеральный образовательный портал "Юридическая Россия" law.edu.ru
Э4 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э5 Курс в Moodle "Предпринимательское право" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
4. Гас. Рф. Правосудие https://sudrf.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Трудности в изучении дисциплины могут быть вызваны и субъективными причинами. Наиболее распространенные: непосещение и систематические пропуски лекционных и практических занятий. Здесь студентам важно понять что целенаправленное и глубокое изучение дисциплины, возможно, только при использовании всех форм обучения. Лекции дают возможность получить знание предмета в системе, разобраться в вопросах, которые либо вообще не рассматриваются в учебниках, либо изложены очень кратко. Жанр учебников таков, что не предполагает объяснений, практических примеров, а без восполнения этих пробелов студенты, в подавляющем большинстве случаев не могут самостоятельно справиться с материалом, в результате чего у них возникают серьёзные проблемы на экзаменах. На практических занятиях студенты под руководством преподавателя учатся применять законодательство. Следует иметь в виду, что знания по изучаемой дисциплине можно получить только своим трудом, роль преподавателя – помочь в этом нелегком деле. Поэтому изучать дисциплину следует не только в университетских аудиториях, но и «на дому». Самостоятельная работа студента предполагает чтение по рекомендации преподавателя монографической литературы, научных статей, подготовку научных докладов, реферирование и др.

Задачи самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Продолжение изучения дисциплины в «домашних» условиях по программе, предложенной преподавателем.
2. Привитие студентом интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.

Формы самостоятельной работы:
1. Прочтение по рекомендации преподавателя монографических изданий, научных статей в юридических журналах. Конспектирование этих работ с последующим докладом и обсуждением на практических занятиях, в научных студенческих кружках.
2. Привитие студентам интереса к «живой» практике работы судов, адвокатуры путем посещения судебных заседаний. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам обсуждаются на практических занятиях.
3. Выполнение студентами домашних заданий по составлению юридических документов.
4. Написание рефератов, что преследует цель развития у студентов умения читать юридические сочинения, анализировать их, устанавливать сходство и различия во взглядах их авторов и излагать извлеченные знания самостоятельно, грамотным юридическим языком. Предметом реферирования может быть также законодательство, материалы судебной и арбитражной практики.
5. Выполнение курсовых и контрольных работ по тематике, определенной преподавателем.