МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика природопользования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование; Комплексное использование и охрана водных ресурсов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_Профили-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н, доцент, Отто О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н, доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экономика природопользования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 15.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 15.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью дисциплины является обеспечение студентов современными знаниями об особенностях и закономерностях функционирования экономического механизма природопользования.
Основными учебными задачами дисциплины являются:
1. Изучение экономических аспектов взаимодействия общества и природы;
2. Анализ экономических проблем, связанных с изменением состояния окружающей среды и с использованием природных ресурсов;
3. Определение экономической ценности природных ресурсов и услуг;
4. Изучение возможностей государственного регулирования и рыночных инструментов в области охраны природы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.2 Владеет базовыми знаниями в области экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.3 Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний основ экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-5Способен понимать принципы работы информационных технологий и решать стандартные задачи профессиональной деятельности в области экологии, природопользования и охраны природы с использованием информационно - коммуникационных, в том числе геоинформационных технологий
ОПК-5.1 Владеет навыками использования ИКТ для синтеза информации в среде электронных профессиональных продуктов; работы с программными продуктами в сфере информационной безопасности; методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях
ОПК-5.2 Владеет методами, приемами, способами обработки эколого-географических, геоэкологических данных с использованием информационно- коммуникационных, в том числе геоинформационных технологий
ОПК-5.3 Способен применять методы, приемы, способы обработки эколого-географических, геоэкологических данных для решения задач профессиональной деятельности в области экологии, природопользования и охраны природы
ПК-4Способен проводить научные исследования и опытно-конструкторские разработки в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.1 Знает научные методы, приемы, способы и подходы для проведения научных исследований и опытно- конструкторских разработок в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.2 Умеет проводить лабораторные и полевые натурные исследования по различным направлениям экологии, природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.3 Умеет проводить работы по обработке и анализу научно- технической информации и результатов исследований в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.4 Владеет навыками подготовки элементов документации, проектов, планов и программ проведения отдельных этапов работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
УК-10Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-10.1 Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения домохозяйств и его субъектов; ресурсные ограничения экономического развития и особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ, роль государства в их обеспечении и возможностях их получения домохозяйствами, основы функционирования финансовых рынков и принятия домохозяйствами инвестиционных решений
УК-10.2 Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов функционирования домохозяйств; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере экономики домохозяйства; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для экономики домохозяйства; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием
УК-10.3 Владеет методами оценки будущих доходов и расходов домохозяйства, сравнение условий различных финансовых продуктов и условий инвестирования личных доходов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Особенности экологических благ.
- Основные особенности различных типов социально-экономического развития общества.
- Теоретические основы экономической оценки природных ресурсов.
- Характер воздействия на природную среду различных отраслей экономики.
- Методы управления природопользованием, место экономических инструментов в механизме управления.
- Направления экологизации экономического развития.
- Основные направления международного сотрудничества в области природопользования.
3.2.Уметь:
3.2.1.• Определить округленную экономическую оценку минеральных, водных, лесных, земельных ресурсов.
• Рассчитать величину платежей за использование природных ресурсов и платежей за загрязнение окружающей природной среды.
• Определить экономическую эффективность в природопользовании.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.*иметь навыки определения нормативов воздействия хозяйственной деятельности на природную среду;
*иметь навыки планирования экологической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Предмет. Предпосылки формирования и история формирования
1.1. Предмет. Предпосылки формирования и история формирования Лекции 6 2 Л1.2, Л3.2, Л1.1
1.2. Предмет. Предпосылки формирования и история формирования Сам. работа 6 6 Л1.2, Л3.2, Л1.1
1.3. История формирования Практические 6 2 Л3.2, Л1.1
Раздел 2. Экономика природных ресурсов
2.1. Эколого-экономическая сбалансированность Лекции 6 2 Л1.2, Л3.2, Л1.1
2.2. Экономическое развитие и экологический фактор Лекции 6 2 Л3.2, Л1.1
2.3. Эколого-экономическая сбалансированность Практические 6 2 Л1.2, Л3.1, Л3.2, Л1.1
2.4. Понятие экстерналий. Исследования А. Пигу Практические 6 2 Л3.2, Л1.1
2.5. Эколого-экономическая сбалансированность. Понятие экстерналий. Исследования А. Пигу Сам. работа 6 4 Л1.2, Л3.2, Л1.1
2.6. Функции природной среды Лекции 6 2 Л3.2, Л1.1
2.7. Методы оценки природных ресурсов Практические 6 4 Л3.2, Л1.1
2.8. Методы оценки природных ресурсов Сам. работа 6 6 Л3.2, Л1.1
Раздел 3. Экономика природоохранной деятельности
3.1. Экономическая эффективность природопользования Лекции 6 2 Л1.2, Л3.2, Л1.1
3.2. Экономическая эффективность природопользования Практические 6 6 Л1.2, Л3.1, Л3.2, Л1.1
3.3. Экономическая эффективность природопользования Сам. работа 6 10 Л1.2, Л3.2, Л1.1
3.4. Понятие экономического ущерба от загрязнения окружающей среды Лекции 6 2 Л3.2, Л1.1
3.5. Понятие экономического ущерба от загрязнения окружающей среды Практические 6 2 Л3.2, Л1.1
3.6. Понятие экономического ущерба от загрязнения окружающей среды Сам. работа 6 4 Л3.2, Л1.1
Раздел 4. Управление природопользованием
4.1. Управление природопользованием. Экономический механизм экологизации экономики Государство и рынок в охране окружающей среды Сам. работа 6 4 Л1.2, Л3.2, Л1.1
4.2. Экономическое планирование и принятие решений. Финансирование природоохранной деятельности Лекции 6 2 Л3.2, Л1.1
4.3. Управление природопользованием. Экономический механизм экологизации экономики Государство и рынок в охране окружающей среды Практические 6 6 Л1.2, Л3.1, Л3.2, Л1.1
4.4. Источники финансирования охраны природы Практические 6 2 Л3.2, Л1.1
4.5. Платежи в природопользовании Практические 6 2 Л3.2, Л1.1
4.6. Экономическое планирование и принятие решений. Финансирование природоохранной деятельности Сам. работа 6 5 Л3.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2587.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК-10: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
ОПК-2: Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
ОПК-5: Способен понимать принципы работы информационных технологий и решать стандартные задачи профессиональной деятельности в области экологии, природопользования и охраны природы с использованием информационно - коммуникационных, в том числе геоинформационных технологий
ПК-4: Способен проводить научные исследования и опытно-конструкторские разработки в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Выберите черты рационального природопользования:
А) высокая материалоемкость производства;
Б) развитие малоотходных технологий;
В) воспроизводство природных ресурсов;
Г) экстенсивный рост потребления природных ресурсов.
Ответ:б,в
2. Загрязнение окружающей среды – это:
А) изменение физико-химических свойств ее компонентов;
Б) поступление в окружающую среду выбросов и сбросов;
В) антропогенная деятельность, связанная с поступлением в окружающую среду различных химических веществ.
Ответ: а
3. Экологические аспекты благосостояния рассматривали ученые:
А) Т.Мальтус и Д. Милль; Б) Д. Милль и А. Пигу;
В) А. Пигу и Д. Рикардо; В) Д. Рикардо и К. Маркс.
Ответ:б
4. Доклад Римскому клубу «Пределы роста» был опубликован в…гг. 20 века:
А) в начале 70-х; Б) в конце 80-х; В) в конце 60-х; Г) в начале 80-х.
Ответ:а
5. Одним их первых был сформулирован принцип экономики природопользования - …:
А) загрязнитель – платит; Б) предосторожности;
В) применения наилучшей из доступных технологий;
Г) критических нагрузок.
Ответ:а
6. Основными направлениями решения экологических проблем являются:
А) административный контроль со стороны государства;
Б) установление стандартов качества окружающей среды;
В) внедрение безотходных технологий;
Г) сокращение потерь природных ресурсов и потребления невозобновляемых ресурсов.
Ответ:в
7. Первичным эффектом проведения природоохранной деятельности являются:
А) экологические результаты; Б) экономические результаты;
В) социальные результаты.
Ответ:а
8. Природоохранная деятельность должна осуществляться:
А) до возникновения ущерба в результате загрязнения окружающей среды;
Б) до и после возникновения ущерба в результате загрязнения окружающей среды;
В) до возникновения ущерба в результате загрязнения окружающей среды и на всех стадиях хозяйственного процесса.
Ответ:в
9. В развитых странах в области природопользования применяются:
А) в основном экономические методы,
Б) методы прямого урегулирования,
В) смешанные методы.
Ответ:в
10. Экономические методы регулирования природопользования включают:
А) налогообложение предприятий –загрязнителей;
Б) введение стандартов качества среды;
В) импортные тарифы;
Г) запрет особо вредных производств.
Ответ:а
11. Стимулирующие рычаги рационализации природопользования включают:
А) плату за сбросы; Б) плату за использование природных ресурсов;
В) развитие экологических фондов; Г) экологическое страхование.
Ответ:а,б
12. Плата за использование природных ресурсов поступает в :
А) местный бюджет; Б) экологический фонд, В) федеральный бюджет.
Ответ:б,в
13. В основу действующей системы платы за природные ресурсы положен:
а) затратный принцип, б) рентный принцип, в) смешанный подход.
Ответ:а
14. Показатель относительной опасности загрязняющих веществ рассчитывается на основе:
а) ПДК, б) ПДВ, в) ВСВ, г) ПДС.
Ответ:а
15. За счет прибыли предприятий осуществляются:
А) платежи за выбросы в пределах ПДВ;
Б) платежи за сбросы в пределах ПДС;
В) платежи за выбросы, превышающие ПДВ;
Г) платежи за превышение лимитов размещения отходов.
Ответ:в,г
16. В себестоимость продукции включаются:
а) платежи за сбросы и выбросы в пределах допустимых нормативов;
б) текущие затраты, связанные с эксплуатацией очистных сооружений;
в) платежи за превышение нормативов выбросов и сбросов.
Ответ:а,б
17. Коэффициент экологической ситуации для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов может быть:
а) снижен 50%; б) увеличен на 20%;
в) снижен на 20%; г) увеличен на 50%.
Ответ:б
18. Природоохранным сооружением для сбора, обезвреживания и захоронения отходов является:
а) полигон; б) санкционированные свалки; в) отвалы;
г) шлакохранилище; д) несанкционированная свалка.
Ответ:а
19. Увеличение размеров платы за размещение отходов на не отведенной для этой цели территории составляет:
а) 5; б) 10; в) 25 ; г) 50.
Ответ:в
20. При определении платежей за загрязнение водных ресурсов учитываются:
а) объемы сброса загрязняющих веществ;
б) экологическая значимость водоема;
в) объемы забираемой воды;
г) объемы сточных вод.
Ответ:а
21. К основным нормируемым загрязняющим веществам для передвижных источников относятся:
а) сажа; б) соединения свинца; в) соединения фосфора; г) углеводороды.
Ответ:б
22. Плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ определяется:
а) суммированием произведений ставок платы различных видов веществ на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами;
б) суммированием произведений ставок платы различных видов веществ на фактическую массу выбросов;
в) суммированием произведений ставок платы различных видов веществ на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами и умножением этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Ответ:в
23. Приведенные затраты (Z) определяются по формуле:
а) Z = С+Е*К; б) Z= С+К; в) Z= Е*С+ К,
(С – текущие затраты, К- капитальные вложения, Е – коэффициент окупаемости).
Ответ:а
24. Капитальные природоохранные мероприятия включают вложения:
а) на строительство станций очистки;
б) на организацию заповедников;
в) на создание поле- и лесозащитных полос;
г) затраты на ремонт очистных сооружений;
д) на эксплуатацию основных производственных фондов, связанные с совершенствованием производственных технологий с целью снижения загрязнения.
Ответ:а,б,в
25. Текущие природоохранные мероприятия включают вложения:
а) на строительство станций очистки;
б) на организацию заповедников;
в) на создание поле- и лесозащитных полос;
г) затраты на ремонт очистных сооружений;
д) на эксплуатацию основных производственных фондов, связанные с совершенствованием производственных технологий с целью снижения загрязнения.
Ответ:г,д
26. К социальным эффектам природоохранной деятельности относятся:
а) снижение отходов; б) снижение уровня загрязнения;
в) улучшение условий труда; г) снижение материалоемкости;
д) снижение затрат на хранение отходов;
е) воспроизводство природных ресурсов.
Ответ:в
27. К экономическим эффектам природоохранной деятельности относятся:
а) снижение отходов; б) снижение уровня загрязнения;
в) улучшение условий труда; г) снижение затрат на хранение отходов;
д) воспроизводство природных ресурсов.
Ответ:г
28. Эффективность природоохранных затрат определяется как:
а) объем достигнутого эффекта на единицу затрат экологического назначения;
б) объем достигнутого эффекта;
в) как сумма экологического, социального и экономического эффектов.
Ответ:а
29. Чистый экономический эффект природоохранных затрат определяется:
а) как сумма экологического, социального и экономического эффектов;
б) сопоставлением средозащитных затрат с затратами, которые предотвращаются благодаря уменьшению загрязнения среды;
в) сопоставлением средозащитных затрат с затратами, которые предотвращаются благодаря уменьшению загрязнения среды с учетом дополнительно получаемой продукции.
Ответ:в
30. Обобщающим показателем экологического эффекта водоохранных мероприятий служит:
а) показатель экономии свежей воды, достигнутый при снижении вредных стоков и при организации оборотного водоснабжения;
б) снижение количества стоков;
в) снижение количества вредных веществ.
Ответ:а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Потери, которые возникнут в будущем из-за нынешнего состояния среды образуют ... ущерб.
Ответ: потенциальный
2. Обобщенная характеристика территории, отражающая самовосстановительный потенциал природной системы и количественно равная максимальной техногенной нагрузке, которую может выдержать и переносить в течение длительного времени совокупность всех реципиентов и экологических систем территории без нарушения их структурных и функциональных свойств – это______________.
Ответ: экологическая емкость
3. Фирма планирует осуществить инвестиции в современную очистную технологию, стоимость которой 800 у. е. Она рассчитана на 5 лет. Ежегодный доход разработчики обещают в размере 100 у. е. Определите дисконтированный доход, если процентная ставка в экономике 10 % годовых? Результат округлите до целого.
Ответ: 379
4. Цена участка земли 20 000. Определите величину земельной ренты, если процентная ставка равна 5 %.
Ответ:1000
5. Цена участка земли 30 000 руб. Определите величину земельной ренты, если процентная ставка равной 10%.
Ответ:3000
6. Цена участка земли 400 000 руб. Определите величину земельной ренты, если процентная ставка равна 5 %.
Ответ: 2000
7. При оценке земельных ресурсов широко используется рентный подход. Оцените стоимость земельного участка P, если ежегодная рента земельного участка R= 30000 руб., а банковский ссудный процент r=6%.
Ответ:500000
8. Рассчитайте приведенные затраты открытого способа добычи, если капитальные затраты - 200 млн., текущие - 30 млн.руб., а коэффициент окупаемости - 10%.
Ответ: 50 000000
9. Рассчитайте приведенные затраты открытого способа добычи, если капитальные затраты - 500 млн., текущие - 20 млн.руб. , а коэффициент окупаемости - 5%.
Ответ: 45 000000
10. Инвестиционный проект в области природопользования принимается, когда чистая приведенная стоимость (NPV)_________.
Ответ: больше 0.
11. По количеству образованных твердых отходов производства и потребления лидирует.... федеральный округ РФ.
Ответ: Сибирский
12. Наибольший сброс загрязненных сточных вод приходится на ... федеральный округ РФ.
Ответ: Центральный
13. По количеству образованных твердых отходов потребления лидирует.... федеральный округ РФ.
Ответ: Центральный

14. Площадь какой фигуры отражает излишек потребителя в концепции «готовность платить»?

Ответ: ЕQ0M

15. Централизованно устанавливаемый норматив предельно допустимых затрат на производство данной продукции в рассматриваемом районе для некоторого отрезка времени - это _______.
Ответ: замыкающие затраты.
16. При оценке земельных ресурсов широко используется рентный подход. Оцените стоимость земельного участка P, если ежегодная рента земельного участка R= 5000 руб., а банковский ссудный процент r=10%.
Ответ: 50000
17. При оценке земельных ресурсов широко используется рентный подход. Оцените стоимость земельного участка P, если ежегодная рента земельного участка R= 40 000 руб., а банковский ссудный процент r=10%
Ответ: 400000
18. По целесообразности использования природные ресурсы подразделяются на: балансовые и _____________ ресурсы.
Ответ: забалансовые.
19. Подход, согласно которому убывающий природный капитал может быть заменен искусственным и человеческим капиталами, называется
Ответ: слабая устойчивость.
20. В целях стимулирования юридических лиц к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за объем или массу выбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду применяется коэффициент ________.
Ответ: 0.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не прдусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каракеян В.И. ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. : Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Каракеян В.И. Экономика природопользования: учебник М.: Юрайт, 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 О.В.Отто Экономика природопользования: учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения географического факультета АлтГУ, 2010
Л3.2 Отто О.В. Экономика природопользования: учебно-методическое пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1615
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. Код доступа: www.gks.ru
Э2 2. Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Официальный сайт. Код доступа: http://www.mpr. ru
Э3 Курс в Moodle «Экономика и управление природопользованием» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Web-атлас «Окружающая среда и здоровье населения России». http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm
2. Министерство природных ресурсов и экологии РФ (официальный сайт). http://www.mnr.ru/
3.Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
4. Справочник эколога: науч. - попул. журн. Профессиональное издательство: http://www.profiz.ru/eco/
5. Экология и промышленность России: обществ. науч. -техн. Журн. http://www.ecology-kalvis.ru/jour
6. Экология и жизнь: науч. - попул. журн. http://www.ecolife.ru/
7. www.consultant.ru — Общероссийская сеть распространения правовой информации: «Консультант Плюс».
8. www.garant.ru — Новости органов государственной власти: «Система Гарант».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания при подготовке к лекциям

Лекции– форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических во-просов дисциплины «Кадастровая оценка земли» в логически выдержанной форме.
Методика чтения лекций
Лекции являются одним из основных методов обучения по дисциплине. Они должны решать следующие задачи:
- изложить важнейший материал программы дисциплины;
-познакомить с последними достижениями и проблематикой в данной области;
- развить у студента умение понять поставленную задачу, создать наиболее оптимальный ал-горитм поставленной задачи;
- развить навыки самостоятельного выбора способа решения задачи, выбора технологии ре-шения, составления и документирования информации.
Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее основных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания студентов структуру дисци-плины и его разделы, а в дальнейшем указывать начало каждого раздела (модуля), суть и его зада-чи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.
Содержание лекций
Содержание лекций определяется рабочей программой дисциплины «Экология». Крайне желательно, чтобы каждая лекция охватывала и исчерпывала определенную тему курса и представляла собой логически вполне законченную работу. На лекции желательно большую часть времени уделить рассмотрению примеров. Лучше сократить тему, но не допускать ее перерыва на таком месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта.

Методические указания при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие само-стоятельности учащихся и приобретение умений и навыков.
Практические занятия нередко проводятся в форме семинаров, что позволяет студентам при-вить практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получить опыт пуб-личных выступлений.
Семинары – составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Семинары способствуют углубленному изучению наиболее сложных проблем науки и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На се-минарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суж-дения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассмат-ривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Все это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту.
Методика проведения практических занятий (семинаров)
Целью практических занятий (семинаров) является:
- закрепление методов анализа;
- проверка уровня понимания студентами вопросов, рассмотренных на лекциях и по учебной литературе, степени и качества усвоения материала студентами;
- обучение навыкам решения поставленных задач и умение подобрать необходимый метод решения;
- восполнение пробелов в пройденной теоретической части курса и оказание помощи в его усвоении.
Семинарские занятия способствуют овладению студентом навыками подбора литературных, статистических и картографических источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изу-чения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо прокомментировать основные во-просы плана семинара. Такой подход преподавателя помогает студентам быстро находить нуж-ный материал к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном.
Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студен-там страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения пуб-личного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.